написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Вопросы безопасности на железнодорожном транспорте в период реформ

Аристов С.А., статс-секретарь - заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации

Безопасность на железнодорожном транспорте (ЖДТ) нужно рассматривать в трех плоскостях - безопасность движения источника повышенной опасности, безопасность от внешнего воздействия, участие вида транспорта в системе национальной безопасности государства.

Под обеспечением безопасности движения на ЖДТ понимается деятельность органов ЖДТ, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и граждан, направленная на бесперебойное функционирование железных дорог и недопущение возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, а также на снижение последствий возможных аварий.

Безопасность движения на железнодорожном транспорте тесно связана с обеспечением сохранности грузов и защитой жизни и здоровья пассажиров, охраной окружающей природной среды.

ЖДТ составляет основу транспортной системы РФ и призван во взаимодействии с другими видами транспорта своевременно и качественно обеспечивать жизнедеятельность всех отраслей экономики, национальную безопасность государства и потребности населения в перевозках и услугах. Доля ЖДТ в общей транспортной системе в грузообороте за 2002 г. составила свыше 87%, в пассажирообороте - свыше 34%. Поэтому одним из важнейших качественных показателей работы ЖДТ является состояние безопасности движения поездов. Правильно выбранная Министерством путей сообщения РФ стратегия организации профилактических работ по предупреждению аварийности позволила на протяжении последних лет сохранить тенденцию на сокращение нарушений безопасности движения поездов.

Однако следует отметить, что за последние годы ЖДТ столкнулся с другой проблемой безопасности - он стал привлекательным объектом для террористических актов и криминальных деяний различного рода группировок. Причем в силу специфики, в том числе свободы доступа к линии, ЖДТ наиболее подвержен угрозе постороннего вмешательства.

Так, в 2002 г. только на Октябрьской, Московской, Юго-Восточной, Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах зафиксировано 716 случаев незаконного вмешательства в деятельность этих дорог, в том числе 329 наложений посторонних предметов на рельсы, 5 фактов разоборудования железнодорожных путей, 382 ложных анонимных сообщения об угрозе взрыва объектов ЖДТ, причем 78% таких правонарушений имели место на Московской железной дороге.

Ситуация потребовала кардинального изменения отношения к возникшей проблеме. В МПС России создана система мер по противодействию терроризму на ЖДТ.

Работа по противодействию терроризма МПС РФ и железными дорогами организована в соответствии с решениями Федеральной антитеррористической комиссии, ФЗ от 25.07.98 № 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", Указом Президента РФ от 10.01.00 № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 "О мерах по противодействию терроризму", совместного Указания МВД России, ФСБ России, МПС России от 8.04.02 "О мерах по предупреждению актов терроризма, недопущению незаконного вмешательства посторонних лиц в работу Федерального железнодорожного транспорта" и другими нормативными документами.

На всех уровнях управления федеральным ЖДТ созданы и функционируют антитеррористические комиссии и оперативные штабы, где рассматриваются вопросы противодействия, заслушиваются руководители различного уровня управления и вырабатываются практические мероприятия.

В МПС России в 2000 г. создано Государственное учреждение "Центр координации работы по защите объектов федерального железнодорожного транспорта", в 2001 г. в управлениях железных дорог созданы самостоятельные отделы, а на отделениях дорог - секторы с аналогичными задачами. Разработан Регламент взаимодействия МПС России с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при угрозе возникновения или совершения террористической акции.

В целях безопасного функционирования категорийных объектов ЖДТ, защиты персонала и пассажиров приняты меры по усилению охраны и пропускного режима. В настоящее время на сети железных дорог охраняется свыше 7 тыс. объектов ЖДТ. Охрана осуществляется силами ведомственной охраны МПС России, вневедомственной охраны МВД России, внутренних войск МВД России, службы безопасности и частных охранных предприятий, сторожевой охраны и силами предприятий.

Применяются также технические средства. В залах ожидания железнодорожных вокзалов (внеклассных и 1 класса), находящихся в зонах потенциального риска, установлен пропускной режим, организованы зоны досмотра пассажиров и багажа, в том числе и при сдаче его в камеры хранения, имеются средства видеонаблюдения, линии прямой связи "пассажир-милиция" и "дежурный по вокзалу-милиция".

В целях обеспечения пожарной безопасности на объектах ЖДТ осуществляются систематические проверки технического состояния оборудования и наличия охранно-пожарной сигнализации. Готовы к немедленному выполнению мероприятий по ликвидации и минимизации последствий возможных террористических актов аварийно-спасательные формирования (восстановительные и пожарные поезда), медицинские выездные бригады, имеется достаточно мест в лечебных учреждениях.

В отрасли организованы и систематически проводятся инструктажи со всеми работниками транспорта, обеспечивающими безопасность движения поездов, маневровой работы и пассажирских перевозок о безусловном и полном выполнении должностных обязанностей, для каждого категорийного объекта разработан план действий персонала на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что только в 2002 г. было проведено 3 тыс. тренировок и учений, в которых приняли участие свыше 49 тыс. человек.

Особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности мероприятий по предупреждению и своевременному пресечению актов умышленного повреждения и разоборудования технических устройств с целью хищения цветных металлов.

Вопросы защищенности предприятий отрасли находятся на контроле и регулярно рассматриваются руководством МПС и железных дорог. МПС России отмечает, что принимаемые меры по созданию системы противодействия терроризму приносят определенные положительные результаты, однако обстановка на сети железных дорог продолжает оставаться сложной в связи с непрекращающимися фактами незаконного вмешательства в деятельность ЖДТ, что ставит под угрозу не только обеспечение по перевозке людей и грузов, но и сами перевозки.

Скоординированные действия руководителей МПС России, железных дорог и научно-исследовательских институтов в вопросах противодействия терроризму были оценены как положительные на научно-практической конференции "Терроризм и безопасность на транспорте", проведенной Генеральной прокуратурой РФ в 2002 г., опыт работы МПС России рекомендован всем исполнительным органам РФ и стран СНГ.

ЖДТ России в настоящее время переживает важный этап в своей истории - период реформирования, в ходе которого будет создано ОАО "Российские железные дороги". По общему мнению, в условиях приватизации имущества ЖДТ необходимы механизмы, обеспечивающие защиту национальной безопасности и обороноспособности государства.

Нам представляется, что пакет законов, принятых для реформирования отрасли, обеспечивает необходимые гарантии поддержания безопасности на должном уровне. Были разработаны основные подходы (принципы) по обеспечению в части мобилизационной подготовки и гражданской обороны, специальных перевозок, работы в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Так, например, в ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" закрепляется, что государственное регулирование в области ЖДТ осуществляется путем организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок, руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной, возложения обязанностей по перевозке на конкретных перевозчиков в случае возникновения угрозы безопасности государства. Закреплены также вопросы организации работы в чрезвычайных ситуациях, содержания специализированных подразделений, запаса материальных и технических средств для их ликвидации.

ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" на будущее ОАО "Российский железные дороги" возлагает обязанность осуществлять мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне.

Реформирование ЖДТ в среднесрочной перспективе будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на ЖДТ на период 2003-2005 гг., утверждаемым Правительством РФ. Этим Планом предусмотрена, в числе прочих мероприятий, подготовка нормативных правовых актов, направленных на реализацию задач на ЖДТ по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности государства.

В завершении хочется сказать, что вопросы предотвращения, выявления, пресечения и расследования преступных действий и террористических акций, угрожающих безопасности транспорта, не являются узконациональной проблемой одной страны, это жизненно важно для всего мирового экономического сообщества, и требуется консолидация усилий со стороны как государственных органов стран, так и деловых и общественных кругов.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100