Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Будни московских чекистов (окончание)

Захаров В.Н., Начальник Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области, генерал-лейтенант

Нелегальная миграция

В последние годы многие международные организации, включая Интерпол, считают Россию, в том числе ее столичный регион, одним из центров транснациональной миграции и транзитных пунктов для наркобизнеса, террористов и сепаратистов. При всех видимых барьерах на пути следования в Россию за последние 10 лет ослаблен контроль за прибывающими иностранцами, лицами без гражданства, беженцами и, наконец, организаторами "транзитных переправ" сотен тысяч людей, например, из Южной Азии, с Дальнего Востока в Европу, Африку и в обратном направлении. Создана разветвленная сеть теневого бизнеса на иммигрантах, на использовании их в криминальных, антигосударственных акциях. В Москве же эти явления - своего рода зеркало общероссийской ситуации. Отмеченные проблемы усугубляются прозрачностью российских границ, а также отсутствием соответствующих нормативно-правовых актов. Это приводит к тому, что понести наказание может лишь сам незаконный иммигрант, в то время как организаторы таких операций, как правило, спокойно уходят от ответственности, даже в том случае, если их удается установить и задержать.

Если иммигранты из ближнего зарубежья едут в Россию в основном на заработки (яркий пример тому - азербайджанская диаспора в столице), то выходцы из "Южно-Азиатского пояса" и "черной Африки" - для разного рода криминальных операций, включая наркобизнес.

Чтобы попасть в Россию и, во многих случаях, проложить "транзит" до Германии, им приходится выкладывать до 10 тыс. долл. Известны случаи, когда эти деньги для отъезжающего собирает целая деревня, к примеру - индийская. Работая даже полотером в какой-нибудь европейской гостинице, он заработает достаточно, чтобы кормить всю свою деревню!

Однако транзитом через Россию едут отнюдь не только в этих целях. Десятки, если не сотни тысяч выходцев из развивающихся стран уже не первый год находятся в нашей стране без какой-либо регистрации. Только афганская диаспора и только в Москве ныне насчитывает свыше 70 тыс. человек. И почти все они проживают в Москве нелегально. Но тем не менее живут и преуспевают в бизнесе, в том числе криминальном. И грешат этим не только афганцы.

Правоохранительным структурам известно, что в стране действуют устойчивые преступные группировки, членами которых являются выходцы из Азии, Африки и Ближнего Востока. "Лидерами" в этой криминальной среде являются граждане Афганистана. "Крышей" для их преступной деятельности служат различные совместные предприятия, причем некоторые из них специализируются на изготовлении фальшивых документов, другие заняты организацией каналов переброски людей через границу. Именно они формируют связующие звенья преступной цепочки: афро-азиатский регион - Россия - Украина (Белоруссия) - Западная Европа.

Нелегальная миграция - чрезвычайно выгодный криминальный бизнес. По некоторым оценкам, ежегодный суммарный доход теневых дельцов, специализирующихся на переправке афро-азиатов в страны Западной Европы, исчисляется десятками миллиардов долларов. Расходы на розыск, задержание, временное содержание и депортацию нелегалов также наносят ощутимый ущерб экономике государства. Кроме того, многие иммигранты "по совместительству" занимаются контрабандой оружия и наркотиков.

Прозрачность границ, прежде всего российско-казахстанской, российско-закавказской, российско-украинской, открытость портов, особенно в южном бассейне, позволяет "нелегалам" быстро рассредоточиваться практически по всей России. Отлажены и каналы транзита иммигрантов: например, кто-либо из них покупает в Москве билет на родину (скажем, в Пакистан), но через Голландию или Скандинавию. Там он впоследствии и оседает.

Пакистанцы и афганцы проникают в нашу страну, причем во все большем количестве, через Центральную Азию. Вообще, афганские "нелегалы" как бы сориентированы на всевозможные криминальные дела, включая терроризм. Виной тому многолетняя трагедия афганского народа. Вообще же каналы нелегальной иммиграции могут использоваться для антигосударственной деятельности во всех регионах страны.

Правовой вакуум и бездействие сопредельных стран - благодатная среда для криминализации нелегальных иммигрантов. Несмотря на сложности, Московским управлением ФСБ РФ борьба с нелегальной миграцией и сращиванием ее с криминалом ведется и достаточно успешно. Вот лишь два примера.

Контрабанда людей

В мае 2000 г. сотрудниками столичного ФСБ при содействии органов внутренних дел был задержан гражданин Шри-Ланки. Среди соотечественников, проживающих на территории России, Белоруссии и на Украине, он был известен под кличкой Бабу. По имевшимся данным, Бабу был членом преступной группировки, состоявшей из выходцев со Шри-Ланки, основной сферой деятельности которой являлась организация незаконной переправки соотечественников через территорию России и государств СНГ в Западную Европу, так называемая контрабанда людей. Иностранец был задержан при попытке организовать переправку очередной группы из 20 соотечественников через российско-белорусскую границу. В момент задержания в ответ на требования сотрудников МВД он предъявил национальный паспорт, оформленный на вымышленное лицо. В ходе следствия было установлено, что по данному подложному паспорту иностранцем была оформлена въездная российская виза. В дальнейшем была получена санкция прокурора и подготовлены соответствующие документы для депортации его на родину.

По ходу разбирательства задержанный признался, что является участником движения "Тигры освобождения Тамил и Лама". В 1994-97 гг. он принимал участие в боевых действиях против государственных войск Шри-Ланки в составе подразделений "тигров". Бабу известен национальным правоохранительным органам как активный функционер группы организаторов нелегальной переправки тамильцев в страны Западной Европы, в первую очередь в Германию.

По имевшимся материалам, группа организаторов переправки, участником которой был Бабу, действовала в России около 2 лет, переправляя на Запад более 50 человек в месяц. Через обширную сеть подставных российских туристических фирм организовывались приглашения граждан Шри-Ланки в Россию. Зачастую члены группировки вводили в заблуждение руководство российских вузов и оформляли приглашения иностранцев в Россию якобы на учебу. Прибывшие в Москву "туристы" и "абитуриенты" расселялись на заблаговременно снятых квартирах частного сектора. После их отъезда хозяевам оставалась разруха и неоплаченные счета за телефонные переговоры, долги по которым зачастую превышали полученную прибыль от сдачи квартиры в аренду. После этого мигранты автомобильным или железнодорожным транспортом доставлялись в Белоруссию, а затем, при посредничестве местных проводников, осуществлялось незаконное пересечение белорусско-украинской границы вне установленных пунктов пропуска. С территории Украины мигранты далее переправлялись в страны Западной Европы.

Нелегальная миграция является одним из наиболее доходных видов организованной преступной деятельности. За каждого переправляемого члены группировки получали от 1000 до 1500 долл. Часть доходов направлялась на поддержку террористической организации "Тигры освобождения Тамил и Лама".

Коррупция

Коррупция, эта многоголовая гидра, - бич любой бюрократии. Питательная почва для ее роста - прорехи в законодательстве, кадровая чехарда, правовой нигилизм населения и административный произвол. Порочные традиции круговой поруки чрезвычайно живучи, и не только в России. Громкие коррупционные скандалы с завидной регулярностью потрясают и страны развитой демократии, и страны третьего мира. Коррупция - явление не только криминальное, но и социальное, а иногда приобретает и политическую окраску.

В ряде случаев, когда речь идет о коррупции в правоохранительных или властных структурах, расследованием дел занимаются специалисты ФСБ, в частности Московского управления. Например, в октябре 1997 г. была получена оперативная информация о вымогательстве взятки в размере 102 тыс. долл. США прокурором г. Ивантеевка С.Г.Шайкиным. Прокурор Шайкин угрожал гражданину Киселеву возбудить против него уголовное дело в случае, если тот откажется откупиться.

Взять прокурора с поличным большого труда не составило: он почему-то не предпринял особых мер безопасности и пытался получить деньги прямо в помещении прокуратуры Московской обл. Вина Шайкина была полностью доказана: он обвинялся по двум статьям УК РФ - 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки) и решением Московского городского суда был осужден к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Однако уже 15 ноября 2000 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, рассмотрев в судебном заседании дело по кассационным жалобам осужденного Шайкина и его адвокатов, определила приговор в части осуждения по ст. 290 п. 4 "г" УК РФ (получение взятки в крупном размере, т. е. сумма взятки должна превышать 300 минимальных размеров оплаты труда) отменить и дело производством прекратить за отсутствием состава преступления. После этого прокурор Шайкин был амнистирован и вышел на свободу...

Еще одно коррупционное дело было завершено весной 2000 г.: решением Мосгорсуда бывший руководитель аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам В.Н.Трофимов был осужден к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, конфискацией имущества и запретом в дальнейшем занимать государственные должности. Занимая должность руководителя аппарата Комитета, Трофимов вымогал взятку в размере 10 тыс. долл. США у директора Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) за ускорение процедуры рассмотрения в Думе "Соглашения между ОИЯИ и Правительством РФ о местопребывании и об условиях деятельности ОИЯИ в РФ". Директор института обратился в Московское Управление ФСБ РФ, и Трофимов был взят с поличным.

Шпионские страсти

Основной задачей ФСБ РФ было, есть и будет обеспечение безопасности всех сторон жизни и деятельности государства и общества России. Традиционно считается, что ФСБ призвана пресекать деятельность шпионов, даже если эти шпионы рядятся в рясы или прикрываются щитом чистой науки.

Иранская афера

Завкафедрой одного из московских технических ВУЗов попал в поле зрения Московского управления ФСБ РФ в 1995 г. Внимание привлекло то, что он по собственной инициативе обратился в посольство одной из "пороговых" стран с предложением о заключении контракта на разработку обучающих методик по проектированию комплектующих изделий для ракетных двигателей.

Информация к размышлению

"Пороговые страны"

"Пороговыми" называют страны, которые вплотную приблизились к запуску собственного производства ядерного оружия. В этих странах осуществляются интенсивные ядерные исследования, подготовка кадров, строительство АЭС и объектов ядерного топливного цикла. В некоторых из них идет строительство ключевых объектов этого цикла, включая экспериментальные установки и промышленные заводы по обогащению урана, регенерации плутония, производству тяжелой воды и гексафторида урана. В ряде стран осуществляется разработка, и даже налажено производство мощных исследовательских и энергетических реакторов.

Практически нет ни одной "пороговой" страны, руководство которой признает, что работа в ядерной области имеет военную направленность. Более того, многие руководители таких стран заявляют, что не создают ядерное оружие, и в то же время отказываются разрешить представителям МАГАТЭ инспекцию всех ядерных объектов, особенно построенных самостоятельно и использующих "чувствительную" ядерную технологию.

Весьма опасное явление последнего времени - усиление сотрудничества в ядерной области между отдельными "пороговыми" странами, а также между "пороговыми" и "околопороговыми" странами. Происходит обмен самостоятельно разработанными ядерными технологиями, проведение совместных НИОКР, подготовка кадров. Тем самым удается уменьшить зависимость этих стран в ядерной области от традиционных стран-экспортеров, а в ряде случаев (Аргентина, Индия, Бразилия, ЮАР, Южная Корея) стать новыми экспортерами ядерной технологии. Естественно, это ослабляет возможности контроля, препятствующего производству ядерного оружия.

Опасность усугубляется тем, что рост ядерных возможностей "пороговых" и ряда "околопороговых" стран сопровождается производством и импортом ракет, способных нести критическую полезную нагрузку весом до 500 кг на расстояние в сотни и даже тысячи километров.

(Из справки СВР России)

Инициативный завкафедрой провел переговоры и уже в конце 1995 г. контракт с ним был подписан. Специально под этот проект им был создан научно-исследовательский центр, имевший право на осуществление внешнеэкономической деятельности, с иностранной же стороны партнером явилась некая незаметная фирма. Оперативная информация о процессе налаживания сотрудничества постоянно поступала в Московское управление, а наиболее интригующим явился тот факт, что ответственным за курирование контракта стал один из советников посольства.

Экс-завкафедрой, теперь уже директор Центра лично сформировал "команду" - из числа сотрудников института выбрал 3 человек, которых подробно проинструктировал о сохранении конфиденциальности всей служебной информации, в частности - о сотрудничестве с иностранцами. И работа закипела.

Новоявленный директор начал посещать объекты ОПК Москвы и Санкт-Петербурга, а также закрытые НИИ, имеющие отношение к проектированию и созданию ракетной техники. Как выяснилось позже, целью этих посещений был поиск лиц из числа сотрудников данных предприятий, располагающих интересующей иранскую сторону информацией.

Представительный, обаятельный, улыбчивый директор, небрежно прикуривая "Marlboro" от зажигалки "Zippo", предлагал ученым, обладавшим интересовавшей его информацией, выехать за рубеж в обход установленных правил. Всего-навсего для прочтения лекций. И за хороший гонорар.

Информация к размышлению

"Утечка мозгов"

Проблема "утечки мозгов" существует с советских времен. Тогда государство не видело в этом большой беды, потому что уезжали самые "ненадежные". Сейчас в России вопрос квалифицированных кадров - один из самых острых. Каждый уехавший специалист откладывает экономический подъем страны.

По статистике, средний возраст человека, который выезжает за границу работать, а потом остается там жить, - около 26 лет. В основном это - специалисты в области химии, физики, биологии и программирования, выпускники элитных вузов. Уезжать рискуют только те, кто уверен в своей ценности. То есть - лучшие. Ежегодно Россию навсегда покидает несколько тысяч молодых ученых. Министерство науки считает, что потеря каждого обходится стране в 300 тыс. долл., а комиссия по образованию Совета Европы полагает, что от "утечки мозгов" Россия ежегодно теряет около 50 млрд. долларов. Эти деньги получают США, Германия, Англия и Канада - именно туда идет основной поток эмиграции. При этом зарплата "наших" за границей существенно ниже, чем у местных специалистов.

(По материалам программ ОРТ)

Ставилась ли цель вербовки ученых - неизвестно: никто из них за рубежом не остался. Фактически же во время поездки они не читали лекции, им предлагалось оказать консультативную помощь местным специалистам, работающим над созданием ракетной техники. Периодически выезжал за рубеж и сам директор: за время визита он посещал офис фирмы-партнера, проводил переговоры, консультировал, получал гонорары.

В процессе наблюдения за деятельностью Центра и его директора специалистами Московского управления было установлено, что пресловутая незаметная фирма-партнер Центра входит в крупную промышленную группу, являющуюся ведущим предприятием страны-партнера Центра в области разработки ракетной техники. Кроме того, имелась информация, свидетельствовавшая о том, что сотрудники "незаметной" фирмы осуществляют сбор разведывательной информации в отношении оборонно-промышленного комплекса и новейших российских разработок в области ракетных технологий. Эта "неформальная" деятельность фирмы осуществлялась под непосредственным контролем резидентуры спецслужб заинтересованного государства, действовавшей под прикрытием его посольства в Москве.

В ходе дальнейшего наблюдения выяснилось, что предприимчивый директор не ограничивается поставкой ученых. Через различные предприятия московского региона, в том числе особорежимные, он достает изделия, материалы и оборудование, применяемые в ракетостроении. Канал передачи собранного обеспечивал директору его аспирант - гражданин страны-партнера Центра. Причем сведения, которыми располагали оперативники ФСБ, давали основание предполагать, что этот аспирант - не просто патриот, а либо агент, либо кадровый офицер иностранных спецслужб.

В начале января 1997 г. в Управление поступила информация, что в адрес института на одну из железнодорожных станций поступил некий груз. Груз этот принял сам директор, местом хранения груза он определил свой гараж. Примерно в то же время стало известно, что директор через свои связи в оборонно-промышленном комплексе приобрел 500 кг композитного материала, подпадающего под международный режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Проведенный спектральный анализ материала показал, что он используется в ракетно-космической технике, в частности в ракетном двигателестроении.

Чтобы не допустить вывоз этих материалов, в Московском управлении было принято решение усилить контроль за действиями директора и его аспиранта. В результате были получены точные данные о времени и месте предполагаемой передачи материалов иностранцам. Была подготовлена операция захвата с поличным, однако проведение ее сорвалось, т. к. изменились планы фигурантов.

Директор явно нервничал, однако продолжал сбор и подготовку материалов и документов. В частности, им были выполнены расчеты необходимых изменений для увеличения дальности полета того типа ракет, которые уже производились в стране-партнере Центра.

В начале 1998 г. директор собрал у себя в кабинете совещание, на котором обсуждались пути и способы переправки накопленных материалов, оборудования и документов за рубеж. А в апреле 1998 г. поступила информация, что дата, место и способ передачи определены. Дальше все было просто: при попытке провоза в посольство первой партии груза сотрудники Центра были задержаны с поличным. В своих письменных объяснениях они подробно рассказали, кто, где, когда…

Директор отделался легким испугом: с учетом того, что он "осознал противоправность своих действий, оказал полное содействие органам дознания, в отношении него по месту работы были приняты административные меры, проведена беседа профилактического характера". Такие же беседы были проведены с сотрудниками центра, а также с учеными, принимавшими участие в совместных работах с "незаметной" фирмой.

В остальном по результатам расследования руководству ряда предприятий и учебных заведений были направлены официальные представления о фактах неправомерного сотрудничества их представителей с иностранной стороной; подготовлены необходимые материалы для досрочного выдворения за пределы России "аспиранта" и закрытия ему въезда в РФ; до руководителей соответствующих представительств иностранного государства в Москве было доведено негативное отношение российской стороны к продолжающимся попыткам "незаметной" фирмы получить в обход установленных правил изделия и материалы, используемые для создания ракетной техники. Также было указано, что подобные действия ставят под угрозу развитие взаимовыгодного военно-технического сотрудничества между нашими странами.

О полученных результатах были проинформированы Президент РФ и Председатель Правительства РФ.