Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и взрывчатки

Чекалин А.А., Заместитель Министра внутренних дел РФ - начальник службы общественной безопасности, генерал-полковник милиции, герой России

- Александр Алексеевич, какова позиция руководства МВД по отношению к предлагаемым поправкам к Федеральному закону "Об оружии"?

- Сегодня около 10 законопроектов внесено в Государственную Думу РФ с различными изменениями и дополнениями в ФЗ "Об оружии".

В этой части нас больше всего настораживают законодательные инициативы, направленные на предоставление гражданам права ношения и применения короткоствольного оружия. Данный вопрос с участием депутатов, представителей общественности, различных специалистов и экспертов рассматривался в телепередачах "Парламентский час" и "Встать, слушается дело".

По данному вопросу Министерство, как и другие правоохранительные органы, занимает отрицательную позицию. Решение о применении короткоствольного оружия, изначально предназначенного для скрытого ношения, согласно ст. 24 ФЗ "Об оружии" принимается гражданином самостоятельно, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Сегодня в стране крайне слабо решаются задачи по обучению граждан культуре обращения с оружием, при этом изучение правовых аспектов, основ и особенностей уголовного, административного и гражданского права осуществляется только на добровольной основе. Необходимые для этого учебные заведения не созданы. В этой связи никто не гарантирует, как и в каких случаях реально оно будет применяться, использоваться в качестве инструмента самосуда либо для совершения преступления. По этой причине большинством участников названных телепередач высказано отрицательно мнение по либерализации обращения короткоствольного оружия.

Ставропольским законодательным органом вносился проект федерального закона о снижении временного ограничения на приобретение охотничьего нарезного оружия с 5 до 2, а в последующем - до 1 года. В качестве основной мотивации приводилась все та же необходимость предоставления гражданам более доступного механизма приобретения нарезного оружия в целях самообороны.

В частности, внесенное предложение предусматривалось распространить на членов казачьих обществ, которые привлекаются для решения задач государственной службы, в том числе в приграничных районах РФ.

МВД России с участием ФСБ России удалось сформировать единое мнение о нецелесообразности такого шага. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.04.96 № 563 казаки, как члены общественной организации, могут только привлекаться к государственной и иной службе, распространение же на них правомочий должностных лиц государственных органов по хранению, ношению и применению оружия в служебных целях не имеет правовых оснований.

Причиной тому является отсутствие специального законодательства, определяющего правовой статус казачьих обществ, в котором должны быть урегулированы данные вопросы.

Предложенный законопроект также не нашел поддержки, и прежде всего со стороны Охотдепартамента Минсельхоза России, т. к. обязательный 5-летний срок предварительного владения охотничьим гладкоствольным оружием установлен в целях реализации законодательства об охоте. Кроме того, данная норма является одним из факторов, сдерживающих необоснованный оборот нарезного оружия.

В другом законопроекте предлагалось ликвидировать действующий порядок приобретения малокалиберного охотничьего оружия путем расширения возможности его покупки для граждан в порядке, установленном для гладкоствольного оружия, т.е. без 5-летнего срока. При этом авторами законопроекта предлагалось не объявлять цели приобретения такого оружия и предоставить право на его использование для обеспечения личной безопасности и проведения тренировочных стрельб.

Данная позиция имеет свои негативные моменты.

Прежде всего, она нарушает десятилетиями сложившуюся схему допуска к нарезному оружию охотников-промысловиков и членов общественных охотколлективов. По нашим расчетам, неподготовленность граждан к его использованию будет способствовать росту числа преступлений ввиду неумелого владения огнестрельным оружием (по неосторожности).

Одновременно, отмена испытательного срока и снятие ограничений на приобретение малокалиберного оружия будут использованы криминальными группировками и лицами, склонными к совершению преступлений, для легальной закупки и владения нарезным оружием, имеющим более высокие характеристики по дальности и точности стрельбы.

По экспертным оценкам ГУ НПО "Спецтехника и связь" МВД России, на расстоянии 50-70 м звук выстрела малокалиберного оружия, как правило, сливается с городским шумовым фоном, что не только затрудняет обнаружение позиции стрелка, но и обеспечивает дополнительное время для его ухода с огневой позиции. При этом применение простых подручных средств (пустых пластиковых бутылок) позволяет уменьшить звук выстрела в 1,5 раза.

Приведенные технические характеристики и высокие поражающие свойства нарезного оружия определяют повышенный интерес к нему со стороны преступного элемента.

На законодательном уровне определенными субъектами предпринимаются необоснованные шаги к расширению числа организаций, которым предлагается предоставить право на приобретение и использование оружия в служебных целях.

Так, в законопроекте Читинской областной Думы первоначально было предложено всем геологоразведочным организациям, включая негосударственные и неспециализированные, предоставить право владения охотничьим оружием с нарезным стволом. При этом для выполнения определенных служебных задач предлагался упрощенный порядок приобретения без указания целей его использования, без определения условий и требований, установленных в настоящее время для юридических лиц с особыми уставными задачами.

Это могло бы позволить организациям нанимать в качестве работников лиц, имеющих судимость, без регистрации и постоянного места жительства, не являющихся гражданами РФ и т.д.

Сегодня решается вопрос об изменении концепции указанного законопроекта с первоочередным приданием специализированным геологическим организациям правового статуса "с особыми уставными задачами", в отношении которых законом жестко регламентируются нормы по допуску и обращению с оружием. Примером такого решения, может служить Федеральный закон, совместно подготовленный с Росгидрометом, в котором отработаны требуемые шаблонные нормы.

- Каковы статистические данные относительно попадания проданного законным образом оружия в руки преступников?

- Как показывает практика, из числа гражданского в преступных целях используется оружие, утраченное работниками гражданских организаций и частными владельцами, либо похищенное у них криминальными элементами. МВД России ведется статистика по данному вопросу.

По состоянию на 1.10.2002 г. на централизованный учет ЦКИ ГИЦ из числа утраченного и похищенного поставлено: 1821 охотничий карабин, более 53 тыс. гладкоствольных ружей, свыше 25,4 тыс. газовых пистолетов и револьверов. Приведенная статистика ведется накопительным порядком с учетом утраченного и похищенного оружия за последние 10 лет.

В текущем году (по 9 месяцам) утрачено и похищено 46 ед. служебного оружия, 183 ед. охотничьего нарезного и 2115 гладкоствольного оружия, 1453 ед. газового оружия, из которых основная часть приходится на оружие, имевшееся в личном пользовании граждан (90-93%).

Из незаконного оборота органами внутренних дел изъято 186 ед. спортивного оружия, почти 19,5 тыс. ед. охотничьих гладкоствольных и комбинированных ружей, более 2 тыс. ед. охотничьих карабинов.

- Имеются ли факты использования оружия, приобретаемого частными охранными предприятиями законным путем, в преступных целях, в криминальных "разборках"?

- На 1 октября 2002 г. на территории России зарегистрировано около 15,5 тыс. охранно-сыскных предприятий, в которых работают более 352 тыс. лицензированных охранников. На вооружении указанных предприятий находится свыше 105,5 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 65 тыс. ед. короткоствольного служебного оружия. Необходимо отметить, что все находящееся в обороте в охранных структурах оружие приобретено на законных основаниях, отстреляно в установленном порядке и в криминальных разборках, как правило, не участвует, т. к. существующая система контроля за его оборотом предусматривает довольно жесткий контроль. Так, органами внутренних дел каждому ЧОП выдаются соответствующие разрешения на использование оружия и патронов к нему, в которых указаны номера оружия и маркировка патронов. Предусмотрена персональная ответственность за его сохранность и индивидуальное закрепление за каждым конкретным частным охранником. Учетная система оборота такого оружия обеспечивает повседневный контроль со стороны сотрудников органов внутренних дел, в том числе на объектах охраны. Служебное оружие ни в коем случае не выдается на постоянное ношение и используется исключительно во время выполнения договорных обязательств. Малейшие отступления от регламентированного порядка жестко пресекаются - вплоть до приостановления действия лицензии ЧОП на охранную деятельность при обязательном условии приостановки действия договоров на охрану на срок до 6 месяцев и последующей ликвидации.

Однако нельзя не отметить, что в течение ряда последних лет отмечается устойчивая тенденция криминализации охранного бизнеса. Все чаще частные охранники участвуют в противоправной деятельности, совершают преступления и правонарушения, в том числе с незарегистрированным оружием.

Не могут не тревожить попытки криминальных элементов легализоваться через коммерческие структуры, в первую очередь через структуры, имеющие возможности "отмывания" крупных и слабо контролируемых денежных сумм. Сейчас таковыми являются потребительские рынки. С одной стороны, в их развитие вкладываются "грязные" деньги, а, с другой стороны, имеется возможность получения "черного нала", который идет на поддержание деятельности теневых структур и организованной преступности. Именно в этой сфере действуют легитимно созданные охранные предприятия, находящиеся под непосредственным контролем организованных преступных группировок. Такие охранные предприятия, исполняя волю своих хозяев и ради получения больших прибылей, готовы идти на все, вплоть до убийства представителей власти и совершения тяжких преступлений.

Участились случаи использования охранно-сыскных структур в качестве силовой поддержки различного рода противоправных действий в гражданско-правовых и имущественных конфликтах, захватах собственности.

- Могли бы вы привести цифры: сколько (предположительно) "стволов" находится в незаконном обороте на территории РФ, сколько хищений оружия происходит из коммерческих и охранных структур, воинских частей, зон боевых действий?

- Возвращаясь к статистике ЦКИ ГИЦ - на учете состоит вместе с утраченным и похищенным боевым оружием более 137 тыс. ед., включая свыше 57 тыс. ед. различного нарезного оружия. Кроме того, правоохранительными органами изъято, найдено и добровольно сдано гражданами и организациями почти 187 тыс. ед. стрелкового оружия, в том числе более 50 тыс. - с нарезным стволом.

Оперативными службами нашего Министерства и других правоохранительных организаций на территории РФ выявляется как оружие, которое было похищено и утрачено, так и оружие, ввозимое в Россию контрабандным способом бандформированиями и организованной преступностью.

Устойчивыми каналами поставки оружия по-прежнему остаются страны азиатского региона, Польша и Прибалтийские государства, а также ряд государств, поддерживающих ваххабизм.

Вместе с тем в качестве основных каналов поступления оружия в криминальный оборот следует отметить многочисленные факты хищения оружия и боеприпасов на предприятиях-изготовителях, в воинских частях и подразделениях государственных военизированных организаций.

По отдельным сведениям, значительная часть оружия попала в нелегальный оборот в ходе приднестровских событий, при выводе советских войск из стран бывшего Варшавского Договора. Следует отметить, что прежние государства - участники Варшавского Договора, активизировавшие свою деятельность по вхождению в НАТО, изыскивают любые средства, чтобы избавиться от боевого оружия, поставленного им в рамках дружеской помощи СССР.

До настоящего времени нет точных данных о стрелковом оружии, переданном перед началом боевых действий дудаевскому режиму из запасов Северо-Кавказского военного округа (до 40 тыс. ед.), при этом более 10 тыс. ед. оружия было захвачено бандформированиями.

Таким образом, по различным оценкам экспертов, общая цифра, на которую мы ориентируемся, может составлять до 500 тыс. ед.

По вопросу о хищениях оружия у коммерческих организаций можно сказать, что в соответствии с ФЗ "Об оружии" коммерческие структуры, за исключением частных охранно-сыскных предприятий, не являются субъектами оборота оружия и не имеют право на законное владение служебным оружием. Один из путей поступления служебного оружия в незаконный оборот - это хищения и утраты. Так, за 9 месяцев 2002 г. охранно-сыскными структурами утрачено 21 (за аналогичный период прошлого года - 27) и похищено 16 (25) ед. оружия, зарегистрировано 43 (64) факта применения оружия, из них 9 (11) - неправомерно.

- Кто заинтересован в либерализации законодательства об оружии? Кому по Вашему мнению это выгодно?

- Ответ на поставленный вопрос следует искать, прежде всего, в экономической плоскости. Для примера рассмотрим вопрос о короткоствольном оружии, которое предполагалось разрешить для приобретения гражданам. Цена данного вопроса оценивается нами в пределах 4,5 млрд долл. США.

Сегодня более 4,5 млн граждан имеют в личном пользовании огнестрельное оружие. Именно они являются потенциальными покупателями короткоствольного оружия, а с учетом того, что каждый из них по устоявшимся нормативам может претендовать на 5 единиц изделий, общая потребность могла бы составить для оружейных заводов и магазинов не менее 22 млн шт. Средняя рыночная цена служебного пистолета ИЖ-71 достигла 200 долл., а пистолета ПМ - 100 долл. Путем простых математических расчетов получается озвученная сумма.

Конечно, сегодня остро стоит проблема сохранения оборонного производства боевого стрелкового оружия, производственные мощности не загружены, т. к. государственный оборонный заказ не позволяет поддерживать оружейные и патронные предприятия на должном уровне.

Но при всех сложностях и имеющихся проблемах корректировки и дополнения действующих норм ФЗ "Об оружии" не должны способствовать необоснованному вооружению населения. Как показывает мировой опыт, увеличение количества оружия в жилом секторе и в гражданских организациях ведет только к прогнозируемому росту бытовой преступности на почве неудач в бизнесе, при решении семейных проблем, даже в школах.

- В связи с применением взрывчатки в криминальных (в том числе в террористических) целях проблема ее незаконного оборота получила широкий общественный резонанс. Сколько "законной" взрывчатки уходит в криминал? Сколько (предположительно) взрывчатки воруется со складов предприятий, перепродается самими производителями? Существует ли проблема незаконной поставки промышленной взрывчатки из-за рубежа?

- Контроль за оборотом взрывчатых и пиротехнических материалов для МВД России также является приоритетным направлением.

Только в ходе операции "Динамит-Баланс" из незаконного оборота изъято более 3 т тротилосодержащих и других взрывчатых материалов, 6,7 тыс. погонных метров огнепроводных и детонирующих шнуров, 6,6 тыс. средств взрывания, в том числе 4 тыс. детонаторов. Приостановлено функционирование 35 складов из 1110 проверенных, временно изъято около 1 тыс. т взрывчатых веществ, более 215 тыс. погонных метров огнепроводных и детонирующих шнуров, 51 тыс. средств взрывания и инициирования.

По выявленным фактам нарушений возбуждено 319 уголовных дел, к административной ответственности привлечены 957 должностных лиц, за различные правонарушения вынесено 1094 письменных предписания.

В повседневной работе органами внутренних дел совместно с представителями Госгортехнадзора России, ФСБ России и Росбоеприпасов проводятся адресные и целевые проверки предприятий-изготовителей, распространителей и потребителей.

Учитывая важность решаемых задач, органами внутренних дел практикуется такая форма, как организация добровольной сдачи оружия и взрывчатых материалов. Организована соответствующая разъяснительная работа среди населения с привлечением средств массовой информации.

В текущем году гражданами добровольно сдано более 2,6 тыс. различных взрывоопасных предметов и взрывных устройств, в том числе 1870 гранат и мин, около 13 т взрывчатых материалов промышленного и военного назначения, более 1,4 тыс. электродетонаторов, около 1 тыс. погонных метров огнепроводных и детонирующих шнуров, включая найденные в местах бывших боев Великой Отечественной войны, боевых действий на юге России, в районах проведения промышленных подрывов и в горнорудных карьерах.

Криминальному обороту взрывчатых материалов присущи те же характерные каналы поставок, что и для оружия. Кроме того, наиболее проблематичной является тема несработок при проведении массовых взрывов при буровзрывных работах, методики извлечения неиспользованных взрывчатых материалов сегодня нет. Нарабатываются практические меры по снижению процента разбрасывания взрывчатых материалов при проведении взрывов, в ряде регионов для решения этой задачи применяется видеоаппаратура, позволяющая фиксировать места, где заложенная взрывчатка не подорвана.

- Каковы предложения МВД по совершенствованию законодательства в данной сфере?

- С учетом всего изложенного Министерством в инициативном порядке завершается подготовка законопроектов "О взрывчатых веществах и изделиях, их содержащих" и "Об обороте пиротехнических изделий невоенного назначения".

Рабочие редакции данных законопроектов уже прошли обсуждение на заседании рабочего аппарата Федеральной антитеррористической комиссии и получили поддержку специалистов ФСБ, Госгортехнадзора, Минпромнауки, Росбоеприпасов и других заинтересованных министерств и ведомств.

Особенностями данных проектов является наличие в них норм, которыми предлагается регулировать взрывчатые материалы и промышленного, и военного назначения, в том числе получаемые при утилизации боеприпасов.

Также необходимо отработать специальный механизм лицензирования видов деятельности, связанных с обращением взрывчатых и пиротехнических материалов. Одновременно в законодательном закреплении нуждаются ограничения в допуске работников к данной деятельности и проведению буровзрывных работ, по аналогии с системой предупредительно-запретительных мер, установленных в ФЗ "Об оружии".

Следует на законодательном уровне ужесточить требования к обеспечению сохранности, учету и распространению взрывчатых и пиротехнических материалов с введением обязательной их сертификации.

Одновременно осуществляется подготовка правительственных решений, предусматривающих включение МВД России в перечень лицензирующих органов, занимающихся как оборотом взрывчатых и пиротехнических материалов, так и оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему. В этой части разрабатывается проект постановления Правительства РФ для соответствующей корректировки принятых положений о лицензировании в указанной области.

Происходящие изменения в законодательстве (ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") и социально-экономической жизни России потребовали внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, регламентирующие оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность. Предлагаемые изменения предусматривают усиление государственного контроля за оборотом оружия, деятельностью частных охранно-сыскных организаций, которые позволят воспрепятствовать проникновению криминала в эти структуры и усилить ответственность за незаконное владение и использование любых видов оружия.

Так, мы предлагаем запретить выдачу лицензий на частную детективную или охранную деятельность ранее судимым лицам, независимо от того, погашена судимость или нет, конкретизировать формы привлечения охранно-сыскных структур к оказанию содействия правоохранительным органам, в том числе на договорной основе, четко регламентировать деятельность частных охранников по охране жизни и здоровья граждан, в том числе с использованием огнестрельного оружия, при условии обязательного ужесточения контроля за его оборотом, и т.д.

В настоящее время представители МВД России и других заинтересованных федеральных ведомств и организаций активно участвуют в работе согласительной комиссии, созданной при Комитете по безопасности Государственной Думы ФС РФ, по доработке законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и подготовке его к первому чтению.

С А.А.Чекалиным беседовал главный редактор журнала С.О.Бочков.

Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и взрывчатки | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и взрывчатки

Чекалин А.А., Заместитель Министра внутренних дел РФ - начальник службы общественной безопасности, генерал-полковник милиции, герой России

- Александр Алексеевич, какова позиция руководства МВД по отношению к предлагаемым поправкам к Федеральному закону "Об оружии"?

- Сегодня около 10 законопроектов внесено в Государственную Думу РФ с различными изменениями и дополнениями в ФЗ "Об оружии".

В этой части нас больше всего настораживают законодательные инициативы, направленные на предоставление гражданам права ношения и применения короткоствольного оружия. Данный вопрос с участием депутатов, представителей общественности, различных специалистов и экспертов рассматривался в телепередачах "Парламентский час" и "Встать, слушается дело".

По данному вопросу Министерство, как и другие правоохранительные органы, занимает отрицательную позицию. Решение о применении короткоствольного оружия, изначально предназначенного для скрытого ношения, согласно ст. 24 ФЗ "Об оружии" принимается гражданином самостоятельно, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Сегодня в стране крайне слабо решаются задачи по обучению граждан культуре обращения с оружием, при этом изучение правовых аспектов, основ и особенностей уголовного, административного и гражданского права осуществляется только на добровольной основе. Необходимые для этого учебные заведения не созданы. В этой связи никто не гарантирует, как и в каких случаях реально оно будет применяться, использоваться в качестве инструмента самосуда либо для совершения преступления. По этой причине большинством участников названных телепередач высказано отрицательно мнение по либерализации обращения короткоствольного оружия.

Ставропольским законодательным органом вносился проект федерального закона о снижении временного ограничения на приобретение охотничьего нарезного оружия с 5 до 2, а в последующем - до 1 года. В качестве основной мотивации приводилась все та же необходимость предоставления гражданам более доступного механизма приобретения нарезного оружия в целях самообороны.

В частности, внесенное предложение предусматривалось распространить на членов казачьих обществ, которые привлекаются для решения задач государственной службы, в том числе в приграничных районах РФ.

МВД России с участием ФСБ России удалось сформировать единое мнение о нецелесообразности такого шага. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.04.96 № 563 казаки, как члены общественной организации, могут только привлекаться к государственной и иной службе, распространение же на них правомочий должностных лиц государственных органов по хранению, ношению и применению оружия в служебных целях не имеет правовых оснований.

Причиной тому является отсутствие специального законодательства, определяющего правовой статус казачьих обществ, в котором должны быть урегулированы данные вопросы.

Предложенный законопроект также не нашел поддержки, и прежде всего со стороны Охотдепартамента Минсельхоза России, т. к. обязательный 5-летний срок предварительного владения охотничьим гладкоствольным оружием установлен в целях реализации законодательства об охоте. Кроме того, данная норма является одним из факторов, сдерживающих необоснованный оборот нарезного оружия.

В другом законопроекте предлагалось ликвидировать действующий порядок приобретения малокалиберного охотничьего оружия путем расширения возможности его покупки для граждан в порядке, установленном для гладкоствольного оружия, т.е. без 5-летнего срока. При этом авторами законопроекта предлагалось не объявлять цели приобретения такого оружия и предоставить право на его использование для обеспечения личной безопасности и проведения тренировочных стрельб.

Данная позиция имеет свои негативные моменты.

Прежде всего, она нарушает десятилетиями сложившуюся схему допуска к нарезному оружию охотников-промысловиков и членов общественных охотколлективов. По нашим расчетам, неподготовленность граждан к его использованию будет способствовать росту числа преступлений ввиду неумелого владения огнестрельным оружием (по неосторожности).

Одновременно, отмена испытательного срока и снятие ограничений на приобретение малокалиберного оружия будут использованы криминальными группировками и лицами, склонными к совершению преступлений, для легальной закупки и владения нарезным оружием, имеющим более высокие характеристики по дальности и точности стрельбы.

По экспертным оценкам ГУ НПО "Спецтехника и связь" МВД России, на расстоянии 50-70 м звук выстрела малокалиберного оружия, как правило, сливается с городским шумовым фоном, что не только затрудняет обнаружение позиции стрелка, но и обеспечивает дополнительное время для его ухода с огневой позиции. При этом применение простых подручных средств (пустых пластиковых бутылок) позволяет уменьшить звук выстрела в 1,5 раза.

Приведенные технические характеристики и высокие поражающие свойства нарезного оружия определяют повышенный интерес к нему со стороны преступного элемента.

На законодательном уровне определенными субъектами предпринимаются необоснованные шаги к расширению числа организаций, которым предлагается предоставить право на приобретение и использование оружия в служебных целях.

Так, в законопроекте Читинской областной Думы первоначально было предложено всем геологоразведочным организациям, включая негосударственные и неспециализированные, предоставить право владения охотничьим оружием с нарезным стволом. При этом для выполнения определенных служебных задач предлагался упрощенный порядок приобретения без указания целей его использования, без определения условий и требований, установленных в настоящее время для юридических лиц с особыми уставными задачами.

Это могло бы позволить организациям нанимать в качестве работников лиц, имеющих судимость, без регистрации и постоянного места жительства, не являющихся гражданами РФ и т.д.

Сегодня решается вопрос об изменении концепции указанного законопроекта с первоочередным приданием специализированным геологическим организациям правового статуса "с особыми уставными задачами", в отношении которых законом жестко регламентируются нормы по допуску и обращению с оружием. Примером такого решения, может служить Федеральный закон, совместно подготовленный с Росгидрометом, в котором отработаны требуемые шаблонные нормы.

- Каковы статистические данные относительно попадания проданного законным образом оружия в руки преступников?

- Как показывает практика, из числа гражданского в преступных целях используется оружие, утраченное работниками гражданских организаций и частными владельцами, либо похищенное у них криминальными элементами. МВД России ведется статистика по данному вопросу.

По состоянию на 1.10.2002 г. на централизованный учет ЦКИ ГИЦ из числа утраченного и похищенного поставлено: 1821 охотничий карабин, более 53 тыс. гладкоствольных ружей, свыше 25,4 тыс. газовых пистолетов и револьверов. Приведенная статистика ведется накопительным порядком с учетом утраченного и похищенного оружия за последние 10 лет.

В текущем году (по 9 месяцам) утрачено и похищено 46 ед. служебного оружия, 183 ед. охотничьего нарезного и 2115 гладкоствольного оружия, 1453 ед. газового оружия, из которых основная часть приходится на оружие, имевшееся в личном пользовании граждан (90-93%).

Из незаконного оборота органами внутренних дел изъято 186 ед. спортивного оружия, почти 19,5 тыс. ед. охотничьих гладкоствольных и комбинированных ружей, более 2 тыс. ед. охотничьих карабинов.

- Имеются ли факты использования оружия, приобретаемого частными охранными предприятиями законным путем, в преступных целях, в криминальных "разборках"?

- На 1 октября 2002 г. на территории России зарегистрировано около 15,5 тыс. охранно-сыскных предприятий, в которых работают более 352 тыс. лицензированных охранников. На вооружении указанных предприятий находится свыше 105,5 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 65 тыс. ед. короткоствольного служебного оружия. Необходимо отметить, что все находящееся в обороте в охранных структурах оружие приобретено на законных основаниях, отстреляно в установленном порядке и в криминальных разборках, как правило, не участвует, т. к. существующая система контроля за его оборотом предусматривает довольно жесткий контроль. Так, органами внутренних дел каждому ЧОП выдаются соответствующие разрешения на использование оружия и патронов к нему, в которых указаны номера оружия и маркировка патронов. Предусмотрена персональная ответственность за его сохранность и индивидуальное закрепление за каждым конкретным частным охранником. Учетная система оборота такого оружия обеспечивает повседневный контроль со стороны сотрудников органов внутренних дел, в том числе на объектах охраны. Служебное оружие ни в коем случае не выдается на постоянное ношение и используется исключительно во время выполнения договорных обязательств. Малейшие отступления от регламентированного порядка жестко пресекаются - вплоть до приостановления действия лицензии ЧОП на охранную деятельность при обязательном условии приостановки действия договоров на охрану на срок до 6 месяцев и последующей ликвидации.

Однако нельзя не отметить, что в течение ряда последних лет отмечается устойчивая тенденция криминализации охранного бизнеса. Все чаще частные охранники участвуют в противоправной деятельности, совершают преступления и правонарушения, в том числе с незарегистрированным оружием.

Не могут не тревожить попытки криминальных элементов легализоваться через коммерческие структуры, в первую очередь через структуры, имеющие возможности "отмывания" крупных и слабо контролируемых денежных сумм. Сейчас таковыми являются потребительские рынки. С одной стороны, в их развитие вкладываются "грязные" деньги, а, с другой стороны, имеется возможность получения "черного нала", который идет на поддержание деятельности теневых структур и организованной преступности. Именно в этой сфере действуют легитимно созданные охранные предприятия, находящиеся под непосредственным контролем организованных преступных группировок. Такие охранные предприятия, исполняя волю своих хозяев и ради получения больших прибылей, готовы идти на все, вплоть до убийства представителей власти и совершения тяжких преступлений.

Участились случаи использования охранно-сыскных структур в качестве силовой поддержки различного рода противоправных действий в гражданско-правовых и имущественных конфликтах, захватах собственности.

- Могли бы вы привести цифры: сколько (предположительно) "стволов" находится в незаконном обороте на территории РФ, сколько хищений оружия происходит из коммерческих и охранных структур, воинских частей, зон боевых действий?

- Возвращаясь к статистике ЦКИ ГИЦ - на учете состоит вместе с утраченным и похищенным боевым оружием более 137 тыс. ед., включая свыше 57 тыс. ед. различного нарезного оружия. Кроме того, правоохранительными органами изъято, найдено и добровольно сдано гражданами и организациями почти 187 тыс. ед. стрелкового оружия, в том числе более 50 тыс. - с нарезным стволом.

Оперативными службами нашего Министерства и других правоохранительных организаций на территории РФ выявляется как оружие, которое было похищено и утрачено, так и оружие, ввозимое в Россию контрабандным способом бандформированиями и организованной преступностью.

Устойчивыми каналами поставки оружия по-прежнему остаются страны азиатского региона, Польша и Прибалтийские государства, а также ряд государств, поддерживающих ваххабизм.

Вместе с тем в качестве основных каналов поступления оружия в криминальный оборот следует отметить многочисленные факты хищения оружия и боеприпасов на предприятиях-изготовителях, в воинских частях и подразделениях государственных военизированных организаций.

По отдельным сведениям, значительная часть оружия попала в нелегальный оборот в ходе приднестровских событий, при выводе советских войск из стран бывшего Варшавского Договора. Следует отметить, что прежние государства - участники Варшавского Договора, активизировавшие свою деятельность по вхождению в НАТО, изыскивают любые средства, чтобы избавиться от боевого оружия, поставленного им в рамках дружеской помощи СССР.

До настоящего времени нет точных данных о стрелковом оружии, переданном перед началом боевых действий дудаевскому режиму из запасов Северо-Кавказского военного округа (до 40 тыс. ед.), при этом более 10 тыс. ед. оружия было захвачено бандформированиями.

Таким образом, по различным оценкам экспертов, общая цифра, на которую мы ориентируемся, может составлять до 500 тыс. ед.

По вопросу о хищениях оружия у коммерческих организаций можно сказать, что в соответствии с ФЗ "Об оружии" коммерческие структуры, за исключением частных охранно-сыскных предприятий, не являются субъектами оборота оружия и не имеют право на законное владение служебным оружием. Один из путей поступления служебного оружия в незаконный оборот - это хищения и утраты. Так, за 9 месяцев 2002 г. охранно-сыскными структурами утрачено 21 (за аналогичный период прошлого года - 27) и похищено 16 (25) ед. оружия, зарегистрировано 43 (64) факта применения оружия, из них 9 (11) - неправомерно.

- Кто заинтересован в либерализации законодательства об оружии? Кому по Вашему мнению это выгодно?

- Ответ на поставленный вопрос следует искать, прежде всего, в экономической плоскости. Для примера рассмотрим вопрос о короткоствольном оружии, которое предполагалось разрешить для приобретения гражданам. Цена данного вопроса оценивается нами в пределах 4,5 млрд долл. США.

Сегодня более 4,5 млн граждан имеют в личном пользовании огнестрельное оружие. Именно они являются потенциальными покупателями короткоствольного оружия, а с учетом того, что каждый из них по устоявшимся нормативам может претендовать на 5 единиц изделий, общая потребность могла бы составить для оружейных заводов и магазинов не менее 22 млн шт. Средняя рыночная цена служебного пистолета ИЖ-71 достигла 200 долл., а пистолета ПМ - 100 долл. Путем простых математических расчетов получается озвученная сумма.

Конечно, сегодня остро стоит проблема сохранения оборонного производства боевого стрелкового оружия, производственные мощности не загружены, т. к. государственный оборонный заказ не позволяет поддерживать оружейные и патронные предприятия на должном уровне.

Но при всех сложностях и имеющихся проблемах корректировки и дополнения действующих норм ФЗ "Об оружии" не должны способствовать необоснованному вооружению населения. Как показывает мировой опыт, увеличение количества оружия в жилом секторе и в гражданских организациях ведет только к прогнозируемому росту бытовой преступности на почве неудач в бизнесе, при решении семейных проблем, даже в школах.

- В связи с применением взрывчатки в криминальных (в том числе в террористических) целях проблема ее незаконного оборота получила широкий общественный резонанс. Сколько "законной" взрывчатки уходит в криминал? Сколько (предположительно) взрывчатки воруется со складов предприятий, перепродается самими производителями? Существует ли проблема незаконной поставки промышленной взрывчатки из-за рубежа?

- Контроль за оборотом взрывчатых и пиротехнических материалов для МВД России также является приоритетным направлением.

Только в ходе операции "Динамит-Баланс" из незаконного оборота изъято более 3 т тротилосодержащих и других взрывчатых материалов, 6,7 тыс. погонных метров огнепроводных и детонирующих шнуров, 6,6 тыс. средств взрывания, в том числе 4 тыс. детонаторов. Приостановлено функционирование 35 складов из 1110 проверенных, временно изъято около 1 тыс. т взрывчатых веществ, более 215 тыс. погонных метров огнепроводных и детонирующих шнуров, 51 тыс. средств взрывания и инициирования.

По выявленным фактам нарушений возбуждено 319 уголовных дел, к административной ответственности привлечены 957 должностных лиц, за различные правонарушения вынесено 1094 письменных предписания.

В повседневной работе органами внутренних дел совместно с представителями Госгортехнадзора России, ФСБ России и Росбоеприпасов проводятся адресные и целевые проверки предприятий-изготовителей, распространителей и потребителей.

Учитывая важность решаемых задач, органами внутренних дел практикуется такая форма, как организация добровольной сдачи оружия и взрывчатых материалов. Организована соответствующая разъяснительная работа среди населения с привлечением средств массовой информации.

В текущем году гражданами добровольно сдано более 2,6 тыс. различных взрывоопасных предметов и взрывных устройств, в том числе 1870 гранат и мин, около 13 т взрывчатых материалов промышленного и военного назначения, более 1,4 тыс. электродетонаторов, около 1 тыс. погонных метров огнепроводных и детонирующих шнуров, включая найденные в местах бывших боев Великой Отечественной войны, боевых действий на юге России, в районах проведения промышленных подрывов и в горнорудных карьерах.

Криминальному обороту взрывчатых материалов присущи те же характерные каналы поставок, что и для оружия. Кроме того, наиболее проблематичной является тема несработок при проведении массовых взрывов при буровзрывных работах, методики извлечения неиспользованных взрывчатых материалов сегодня нет. Нарабатываются практические меры по снижению процента разбрасывания взрывчатых материалов при проведении взрывов, в ряде регионов для решения этой задачи применяется видеоаппаратура, позволяющая фиксировать места, где заложенная взрывчатка не подорвана.

- Каковы предложения МВД по совершенствованию законодательства в данной сфере?

- С учетом всего изложенного Министерством в инициативном порядке завершается подготовка законопроектов "О взрывчатых веществах и изделиях, их содержащих" и "Об обороте пиротехнических изделий невоенного назначения".

Рабочие редакции данных законопроектов уже прошли обсуждение на заседании рабочего аппарата Федеральной антитеррористической комиссии и получили поддержку специалистов ФСБ, Госгортехнадзора, Минпромнауки, Росбоеприпасов и других заинтересованных министерств и ведомств.

Особенностями данных проектов является наличие в них норм, которыми предлагается регулировать взрывчатые материалы и промышленного, и военного назначения, в том числе получаемые при утилизации боеприпасов.

Также необходимо отработать специальный механизм лицензирования видов деятельности, связанных с обращением взрывчатых и пиротехнических материалов. Одновременно в законодательном закреплении нуждаются ограничения в допуске работников к данной деятельности и проведению буровзрывных работ, по аналогии с системой предупредительно-запретительных мер, установленных в ФЗ "Об оружии".

Следует на законодательном уровне ужесточить требования к обеспечению сохранности, учету и распространению взрывчатых и пиротехнических материалов с введением обязательной их сертификации.

Одновременно осуществляется подготовка правительственных решений, предусматривающих включение МВД России в перечень лицензирующих органов, занимающихся как оборотом взрывчатых и пиротехнических материалов, так и оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему. В этой части разрабатывается проект постановления Правительства РФ для соответствующей корректировки принятых положений о лицензировании в указанной области.

Происходящие изменения в законодательстве (ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") и социально-экономической жизни России потребовали внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, регламентирующие оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность. Предлагаемые изменения предусматривают усиление государственного контроля за оборотом оружия, деятельностью частных охранно-сыскных организаций, которые позволят воспрепятствовать проникновению криминала в эти структуры и усилить ответственность за незаконное владение и использование любых видов оружия.

Так, мы предлагаем запретить выдачу лицензий на частную детективную или охранную деятельность ранее судимым лицам, независимо от того, погашена судимость или нет, конкретизировать формы привлечения охранно-сыскных структур к оказанию содействия правоохранительным органам, в том числе на договорной основе, четко регламентировать деятельность частных охранников по охране жизни и здоровья граждан, в том числе с использованием огнестрельного оружия, при условии обязательного ужесточения контроля за его оборотом, и т.д.

В настоящее время представители МВД России и других заинтересованных федеральных ведомств и организаций активно участвуют в работе согласительной комиссии, созданной при Комитете по безопасности Государственной Думы ФС РФ, по доработке законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и подготовке его к первому чтению.

С А.А.Чекалиным беседовал главный редактор журнала С.О.Бочков.