Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Проблемы формирования и реализации морской политики России

Куроедов В.И., Главнокомандующий Военно-Морским Флотом РФ, адмирал флота

Судьба флота в истории России всегда находилась в прямой зависимости от понимания правительственными кругами значения обладания Россией морской силой, необходимости придания направленности ее развитию, силы единой государственной политики.

Недооценивание значения морской силы для развития государства, снижение внимания к проблемам флота всегда приводили к тяжелейшим последствиям для нашего Отечества, опыт истории которого неоценим для поиска решений проблем сегодняшнего дня.

События последнего десятилетия резко изменили геополитическую расстановку сил в области мировой морской деятельности. Они крайне негативно повлияли на морской потенциал РФ, его экономическую и военную составляющие, все взаимосвязанные компоненты: транспортный, промысловый, военно-морской и научно-исследовательский флоты, науку об океане, различные отрасли промышленности, систему базирования и терминалов, кадры ученых, конструкторов, инженеров и техников, и, тем более, моряков с их многообразными и уникальными специальностями.

Существенно сократились наиболее важные для морского судоходства и, следовательно, экономики страны, выходы к морям, особенно Балтийские коммуникационные возможности - самые короткие и дешевые для связи со странами Западной Европы. Морские транспортные возможности России на Черном море сократились более чем вдвое. Около 50% портово-прибрежной инфраструктуры остались в других странах СНГ. Почти 40% внешнеторговых морских перевозок обслуживают порты Балтии и Украины. Доля российских экспортно-импортных грузов в общем объеме перевалки через порты Балтии составляет 70-80%. Доходы этих стран от выполнения такой работы превышает 30% их валового национального продукта. Потери России - более 2 млрд долл. ежегодно.

Особо негативно это сказалось на военном компоненте морского потенциала - Военно-Морском Флоте, наличие которого характеризует реальную способность обеспечить и защитить интересы России в Мировом океане. Резко, почти в 4 раза, сократился боевой корабельный состав, возросли сложности с ремонтом кораблей, нарастает процесс старения флота, хроническое недофинансирование ВМФ отражается, прежде всего, на новом кораблестроении.

Сложившийся ведомственный подход к освоению морских пространств и ресурсов неизбежно привел к противоречиям и конфликтам между различными отраслями морского хозяйства, видами морской деятельности, регионами их базирования, центрами размещения инфраструктуры. Ярчайшим примером тому является недавнее столкновение с применением оружия между российскими пограничниками и рыбаками на Дальнем Востоке.

В результате, начиная с 90-х гг. и по настоящее время Россия стала терять свои позиции великой морской державы. Российская морская деятельность, сущность которой составляет реализация потребностей нации в освоении Мирового океана и использования его для развития экономики, фактически за последнее десятилетие стала подходить к рубежу необратимого распада.

Такое состояние морской деятельности РФ, а главное, отсутствие в недавнем прошлом в государстве реальных шагов по восстановлению позиций России в Мировом океане, сказалось на возрастании реальных и потенциальных угроз национальной безопасности России с морских и океанских направлений в главных областях ее деятельности.

Поэтому проблемы защиты и реализации национальных интересов РФ в Мировом океане, требующие неотложного практического решения в интересах экономического развития и безопасности государства, стали в последнее время объектом пристального внимания со стороны Президента и Правительства России.

Был сделан правильный вывод, что основной причиной существующих негативных тенденций в морской деятельности РФ является недооценка как значения морской деятельности для экономического развития России и обеспечения ее безопасности, так и необходимости единого общегосударственного управления всеми видами морской деятельности.

Анализ этих факторов был важен и потому, что хозяйственная сфера в море и возможности военно-стратегического использования океанов продолжают расширяться, обеспечивая и дополняя друг друга. Морское хозяйство все более превращается в сложный многоотраслевой комплекс, все виды производства и защиты которого взаимосвязаны и взаимодействуют, будучи объединенными Мировым океаном.

Таким образом, одними из важнейших приоритетов политики государства в области обеспечения национальной безопасности, требующими неотложного практического решения в интересах экономического развития и безопасности РФ, должны стать защита и реализация ее национальных интересов в Мировом океане.

Это касается, прежде всего, двух взаимосвязанных проблем - разрешать противоречия, устранять угрозы, обеспечивать и осуществлять деятельность России в Мировом океане политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными средствами и в то же время обладать необходимой военно-морской силой и уметь ее эффективно использовать для силовой поддержки морской деятельности государства.

Значение Мирового океана для устойчивого развития РФ, потребность защиты жизненно важных и национальных интересов, необходимость развития в обществе морской культуры выдвинули решение проблем государства, связанных с Мировым океаном, на уровень национальной проблемы и государственной задачи особой важности.

Это означало, что воссоздание и развитие морской силы России и ее основного компонента - ВМФ, станут возможными только при наличии в государстве постоянной, целенаправленной, скоординированной, преемственной государственной политики - морской политики России (аналогично внешней, внутренней, социальной, финансовой, аграрной, региональной, военной и др.), твердо и неуклонно проводимой на всех уровнях исполнительной и законодательной власти.

Президентом, Советом Безопасности и Правительством РФ приняты основополагающие решения в области совершенствования и развития морской деятельности РФ (Указ Президента РФ от 4.03.00 "О совершенствовании морской деятельности Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 14.06.00 "О мерах по совершенствованию морской деятельности Российской Федерации", утверждены "Основы политики Российской Федерации в области морской деятельности до 2010 года" и "Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года"). Создана Морская коллегия - высший консультативный совет при Правительстве РФ. На государственном уровне окончательно сформировалось понимание, что ХХI в. будет веком Мирового океана и Россия должна быть к этому готова.

В "Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года" изложены основополагающие принципы и положения политики государства в целях сохранения и развития военно-морского потенциала страны, а также его применения в интересах реализации и защиты национальных интересов России в Мировом океане.

В военную доктрину РФ включен пункт, определяющий, что решение задач по защите национальных интересов РФ в Мировом океане осуществляется в соответствии с "Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года".

Защита военными средствами национальных интересов и обеспечение безопасности РФ в Мировом океане является одним из важнейших направлений политики государства.

Решение задач парирования угроз и гарантированного обеспечения государственных интересов и безопасности РФ и ее союзников в Мировом океане должно базироваться на поддержании достаточного военно-морского потенциала РФ.

Поэтому главными целями политики РФ в области военно-морской деятельности являются развитие и эффективное использование военно-морского потенциала РФ.

В основу достижения этих целей положены следующие основные принципы:
- централизованное государственное управление военно-морской деятельностью на основе единой государственной политики;
- адекватность реагирования с применением как военных, так и невоенных мер на военные угрозы РФ, ее союзникам с морских и океанских направлений;
- ненанесения ущерба международной безопасности, соответствие военно-морской деятельности законодательству РФ и принятым ею международным обязательствам.

В сдерживании угроз с морских и океанских направлений, укреплении безопасности судоходства, промысловой, хозяйственной, научной и их видов деятельности РФ в Мировом океане ведущая роль по-прежнему остается за ВМФ.

"Основами…" определено, что ВМФ - это главная составляющая и основа морского потенциала Российского государства, вид Вооруженных Сил РФ, предназначенный для обеспечения защиты интересов РФ и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности морских и океанских направлений.

Утвержденная Президентом РФ в 2001 г. Морская доктрина РФ по сути является совокупностью принятых в государстве научно обоснованных взглядов на цели, задачи и характер развития деятельности государства в Мировом океане и прилегающих акваториях, а также способы их реализации и обеспечения с учетом экономических возможностей государства, кораблестроения и судостроения, действующего международного права и национальных интересов.

В Морской доктрине раскрываются понятия, содержание и пути реализации национальной морской политики, являющейся важнейшим аспектом российской геополитики.

Национальная морская политика должна осуществляться по функциональным и региональным направлениям.

Функциональные направления морской политики рассматривают виды морской деятельности (транспортную, промысловую, научную, военно-морскую и пр.) в зависимости от экономической и военно-политической ситуации в мире и места России в международных отношениях.

Региональные направления морской политики учитывают географическое положение России, ее пространственные и геофизические особенности, политику других морских держав в прилегающих районах Мирового океана.

Такое разделение позволяет увязать в соответствии с интересами государства деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении и в сфере деятельности флот, с деятельностью органов власти приморских субъектов РФ, непосредственно участвующих в морехозяйственной деятельности.

Морская доктрина РФ определяет главные цели и приоритеты национальной морской политики на функциональных направлениях и особенности их реализации на Атлантическом, Арктическом, Тихоокеанском, Каспийском, Индоокеанском региональных направлениях.

Морская доктрина является логическим продолжением принятых в государстве доктринальных документов: Концепции национальной безопасности, Концепции внешней политики, Военной доктрины и других и станет основой для проведения морской политики государства во всех областях морской деятельности, в том числе и военно-морской.

Морская доктрина, как мы надеемся, должна в корне изменить ведомственный подход к решению проблем морского потенциала России и обеспечить устойчивое развитие каждой ее составляющей. Такая доктрина, даже в условиях ограниченного финансирования, становится действенным инструментом общегосударственной системы координации морской деятельности государства, будет во многом способствовать достижению общесистемного экономического эффекта и национальных интересов России в целом, а также содействовать укреплению международного авторитета России как ведущей морской державы.

Реализация положений Морской доктрины осуществляется Правительством РФ через Морскую коллегию России - центр по проведению государственной политики в области морской деятельности и координации усилий органов государственной власти, научных, общественных, промышленных и других организаций, в том числе различных форм собственности, связанных с морехозяйственной деятельностью, по решению самостоятельной государственной задачи особой важности - обеспечения национальных интересов и безопасности РФ в Мировом океане.

Целью деятельности Морской коллегии является создание условий для решения Правительством РФ в соответствии с нормами российского и международного морского законодательства задач государства в Мировом океане во внешнеполитической, экономической, научной, информационной, международно-правовой, военной и других областях.

Главными задачами Морской коллегии являются:
- подготовка предложений по реализации принятых в областях морской деятельности концептуальных установок и решений;
- координация реализации федеральных целевых программ в области военно-морской деятельности;
- подготовка предложений по корректировке основополагающих в области морской деятельности документов;
- подготовка и межведомственное согласование предложений по решению проблем, складывающихся в ходе деятельности РФ в Мировом океане;
- оценка угроз национальной безопасности России в области морской деятельности;
- определение политико-дипломатических, экономических, финансовых, информационных, военных и других средств, необходимых для обеспечения национальных интересов России в области морской деятельности, а также средств силовой поддержки и порядка их применения в Мировом океане в интересах внешнеполитической деятельности РФ;
- разработка и согласование морской политики с другими важными направлениями деятельности государства, а также международными программами;
- координация научной деятельности в Мировом океане;
- контроль за реализацией принятых решений;
- освещение и пропаганда морской деятельности РФ в средствах массовой информации.

Создание впервые в истории России Морской коллегии будет способствовать восстановлению морской мощи государства, занятию Россией достойного места в ряду ведущих морских держав.

По нашему глубокому убеждению, только объединение усилий всех государственных органов, организаций и лиц, которым дороги интересы России в Мировом океане при главенствующей роли государства станет основой решительного поворота к наращиванию вклада морской деятельности в устойчивое развитие, национальную безопасность и международный авторитет России.

Морской потенциал нашего государства, как и во все времена, должен быть направлен на обеспечение благоприятного экономического развития страны и неустанного укрепления ее обороноспособности.

Другие пути строительства и развития всех компонентов морского потенциала России, в том числе ВМФ, вне решения всего комплекса проблем, связанного с формированием и проведением единой морской политики государства, являются бесперспективными.

Военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности РФ в Мировом океане, отнесена к категории высших государственных приоритетов.

ВМФ, как указано в Морской доктрине, является главной составляющей и основой морского потенциала РФ, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов РФ и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

Регионально дислоцированные оперативно-стратегические объединения ВМФ: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия составляют силовую основу решения задач морской политики РФ на соответствующих региональных направлениях.

Практическим подтверждением тому является опыт взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по защите государственных интересов в ходе проведенного на Каспийском море комплексного сбор-похода Каспийской флотилии, где на практике было реализовано одно из основных положений морской доктрины о необходимости координации действий в области морской деятельности в интересах национальной морской политики России. Результаты этого учения рассмотрены на очередном заседании Морской коллегии в октябре 2002 г.

Без преувеличения можно сказать, что во многом благодаря подпрограмме "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане", входящей в Федеральную целевую программу "Мировой океан", впервые разработаны документы, в основу которых положена единая общегосударственная идея о комплексном подходе к развитию морской силы РФ, а также восстановлению и укреплению позиций России в Мировом океане.

Реализация намечаемых основных направлений строительства и обновления ВМФ России призвана обеспечить создание качественно нового и более современного флота, который в условиях значительных сокращений всех родов сил должен в максимально возможной степени сохранить свой боевой потенциал, стать менее обременительным для страны в экономическом отношении и быть способным достойно отстаивать и защищать национальные интересы на море.

Поэтому в основу замысла строительства ВМФ на период до 2016 г. положена идея создания боеготовых, высокооснащенных морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения, рационального состава структуры и численности, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки.

Мы считаем, что реализация разработанных в подпрограмме мероприятий, даже в условиях ограниченного финансирования, дала нам возможность на первом этапе определить систему государственных приоритетов и целей в вопросах применения и развития ВМФ на ближайшие 5-10 лет и основ долгосрочного курса страны в этой области, блокировать действие разрушительных для ВМФ тенденций, а также создать определенный задел в интересах достижения в последующем долгосрочных целей его развития.

Таков, как мы считаем, основной результат в реализации первого этапа нашей подпрограммы. Более того, благодаря нашим общим усилиям, в России впервые узаконено такое понятие, как национальная морская политика. В этом мы видим главный результат выполнения всего первого этапа федеральной целевой программы "Мировой океан".