Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Законодательное обеспечение национальной безопасности в условиях становления государственности РФ

Билалов А.Г., член Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ, Гатин Р.Р., член Экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ

А.Г.БилаловКазалось бы, в нашей стране давно нет необходимости кого-либо убеждать, что национальная безопасность нуждается в надлежащем законодательном обеспечении. Однако печальные события, связанные с беспрецедентным для нашей столицы массовым захватом заложников, с политическим шантажом руководства страны и ее народа, еще больше высветили актуальность этой проблемы.

Прошло 10 лет, как вступил в силу и действует Закон РФ "О безопасности", в основу концепции которого легла известная триада обеспечения безопасности: личность, общество, государство. Но после этого была принята ныне действующая Конституция РФ, принято множество конституционных и федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих различные сферы безопасности, а именно:

  • федеральные конституционные законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения;
  • ФЗ, регламентирующие деятельность специальных служб, правоохранительных органов;
  • законы по борьбе с терроризмом;
  • законы по отдельным вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
  • другие законы, прямо или косвенно относящиеся к вопросам безопасности, они общеизвестны.

Однако нельзя отдельно не упомянуть о ФЗ о противодействии легализации средств, полученных преступным путем, который после внесения в него совсем недавно дополнений и изменений нацелен еще и на противодействие финансированию терроризма.

Президентом России утверждены отвечающие требованиям времени "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", "Военная доктрина", "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", играющие важную роль в определении тех сфер безопасности, которые нуждаются в законодательном регулировании.

Как и прежде, ныне возникающие проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности страны должны учитывать сложившиеся реалии как в стране, так и в мировом сообществе, связанные, в частности, с тенденцией так называемой глобализации.

Предвосхищая в определенной мере обсуждение этих проблемных вопросов, хотелось бы обозначить те из них, которые уже давно, образно выражаясь, "стучатся в дверь":

  • каково реальное обеспечение в стране безопасности личности, общества, государства;
  • какие законы еще нужно разработать для создания целостной системы законодательного обеспечения национальной безопасности;
  • насколько полно сегодня законодательство РФ реализует основополагающие положения "Концепции национальной безопасности Российской Федерации";
  • как реализуются жизненно важные интересы страны в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и иных сферах национальной безопасности;
  • как субъекты обеспечения безопасности ограждают страну от внешних и внутренних угроз национальной безопасности России;
  • всегда ли принимаются верные управленческие решения при отражении этих угроз, и насколько эффективна система ответственности органов государственной власти за принятие решений, направленных на обеспечение безопасности.

Все это говорит о том, что назрела задача инвентаризации правовой базы на предмет ее сбалансированности, эффективности, соответствия современным требованиям.

Если поставить вопрос о том, что нам сегодня в этом деле не достает в первую очередь, так это системность нашего законодательства.

Внимательный анализ действующего законодательства в области обеспечения безопасности позволит увидеть и пробелы в данной области и обозначить основные направления его развития. Дальнейшая корректировка законодательства должна осуществляться в направлении, как уже было отмечено, создания единой, целостной системы, позволяющей регулировать весь спектр правоотношений в этой сфере.

Один из существенных недостатков в специальном законодательном обеспечении национальной безопасности России состоит в том, что нет отвечающего современным требованиям базового ФЗ, регулирующего отношения в данной сфере. Закон РФ "О безопасности", о котором я уже упоминал, принятый еще в марте 1992 г., хотя позже в него и вносились изменения, безнадежно устарел.

Имеется настоятельная необходимость в принятии такого фундаментального закона, который опирался бы на Конституцию РФ, реализовал важнейшие положения Концепции национальной безопасности России и учитывал при этом многие новации федеральных законов, являющихся по отношению к нему в известном смысле отраслевыми. Отсюда предлагаемый к принятию закон о национальной безопасности должен стать по отношению к этим отраслевым не только базовым, но и рамочным, важнейшие положения которого получат развитие в отраслевых законах.

Когда будет принят базовый и рамочный закон "О национальной безопасности Российской Федерации", отвечающий реалиям современной России и учитывающий мировой опыт, тогда будет больше ясности как в том, какие следует еще принять отраслевые законы, так и в том, что нужно изменить, дополнить или исключить в действующих отраслевых законах.

Следует также отметить, что у нас еще нет такого комплексного системообразующего элемента национальной безопасности, как законодательная база ее финансирования. Например, отсутствие финансовых средств на должное обустройство государственной границы с учетом новой геополитической обстановки создает реальную угрозу для территориальной целостности страны, нарушения ее единого экономического пространства.

Сегодня пришло время обменяться мнениями и по такой довольно острой проблеме, которая имеет прямое отношение к обсуждаемому вопросу, как законодательное регулирование нынешних, по сути дела, стихийных, неконтролируемых иммиграционных и миграционных процессов, ибо хаос в этом деле тоже таит немалые угрозы для безопасности страны.

Безусловно, осознанием необходимости компетентно противостоять этим угрозам продиктовано решение Президента России о передаче функций по реализации государственной миграционной политики в МВД, где сейчас уже отстроена вполне дееспособная служба.

Нет сомнения, регулированию миграционных процессов из-за рубежа в известной мере способствует недавно принятый ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и также недавно обновленный ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". В этом же ключе готовится и ряд новых законов, в том числе о внесении изменений и дополнений в законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" и др.

Давно стало очевидно, что в современных условиях национальная безопасность существенным образом зависит от ее информационной составляющей.

Между тем, действующее в данной сфере законодательство характеризуется противоречивостью, фрагментарностью и, соответственно, недостаточной эффективностью. Следует отметить, что обеспечение национальной безопасности представляет собой глобальную комплексную проблему, требующую, соответственно, и комплексного ее решения.

В качестве приоритетных представляются законопроекты о защите режимов ограниченного доступа к информации о технической защите информации, информационных сетей и систем.

В настоящий момент находятся на стадии подготовки к внесению в Государственную Думу проекты ФЗ "О коммерческой тайне", "О служебной тайне", "Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы", "О защите информации от технических разведок". Готовятся соответствующие этим новым законам изменения в уголовное законодательство, в законодательство о защите государственной тайны, в закон об оперативно-розыскной деятельности.

Хотелось бы заострить внимание и на необходимости выделить национальные интересы России в области экономики, социальной и этноконфессиональной политики, обороны, экологии и публично о них заявить, стоило бы обсудить: а не целесообразно ли закрепить их в каком-либо законодательном акте. В этом случае облегчилась бы разработка системы адресных мер для структур, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Важным элементом национальной безопасности является ее экономическая сфера. Для обеспечения законодательной защиты экономической безопасности необходимо определиться с основными положениями государственной стратегии экономической безопасности РФ, составляющими которой можно назвать:

  • определение и отслеживание факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства;
  • определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики.

Нельзя обойти вниманием и такую острую проблему не только для России, но и для всего мирового сообщества, как принципиально новые подходы при разработке законодательных актов по борьбе с терроризмом.

По мнению многих исследователей и политиков, при совершенствовании законодательства, направленного на борьбу с этим злом, одно из центральных мест должны занять разработка и закрепление в международно-правовых актах унифицированного определения терроризма и производных от него понятий. В этом плане и нам следует потрудиться в Государственной Думе, выработать универсальный понятийный аппарат и ввести в наше законодательство о борьбе с международным терроризмом. Международный терроризм мог бы в самом общем виде трактоваться как террористическая деятельность, нарушающая международный правопорядок, международную безопасность.

Разработка и принятие общих определений понятий терроризма и международного терроризма, наряду с их важностью для организации адекватного противодействия мирового сообщества террористической угрозе человечеству, крайне необходимы также для совершенствования национального антитеррористического законодательства России.

Не менее важным представляется вопрос о социальной ответственности в области обеспечения национальной безопасности России.

Не секрет, что ныне наиболее плачевное и запущенное положение сложилось в нашей духовной сфере. Сейчас трудно даже назвать какое-либо государственное ведомство или структуру, которая бы не только целиком, но хотя бы отчасти отвечала за положение дел в данной сфере. В результате уже не первый год наблюдаем массированную антироссийскую, антигосударственную вакханалию во многих отечественных СМИ, в том числе электронных, в произведениях "культурной продукции" различного вида, а также в книгоиздательстве и других областях духовной жизни общества. Засилье на телеэкранах и книжных прилавках худших образцов массовой зарубежной культуры подрывает веками выработанные национальные стереотипы поведения, ослабляет солидарность, сплоченность и единство всего российского народа, наций и национальностей, его составляющих, навязывает нашим гражданам нормы и принципы морали, основанные на культе насилия, жестокости, экстремизма, бездуховности, сексуальной распущенности, социального иждивенчества и эгоизма.

Происходит навязывание неорганических, нетрадиционных, а порой и чуждых для России культурных ценностей, поведенческих и мировоззренческих стереотипов. Причем все это обычно происходит в крайних, радикальных формах и имеет своей конечной целью подрыв мира, покоя и стабильности в федеративном российском государстве. И это все, несомненно, является предметом национальной безопасности России. Поэтому нам следует подумать и над тем, какие новые законы нужно принять или внести изменения и дополнения в действующие для того, чтобы правовое регулирование соответствующих сфер отвечало задачам обеспечения национальной безопасности. Следует также иметь в виду, что исторически Россия формировалась как полиэтническое и поликонфессиональное государство, а сама государственность России обнаруживает свою преемственность с политическими и культурными традициями многих коренных народов России, исторически населяющих территорию нашей страны. Культурное многообразие - богатство нашей России, а сила нашей Родины - в ее единстве. Именно поэтому так важно не допустить расползания чумы нового столетия - терроризма, в том числе пытающегося найти идейное и идеологическое прикрытие в этнорелигиозной тематике.

Российская Федерация будет процветать, основываясь на своих собственных культурных традициях толерантности и взаимоуважения, унаследованных нами из глубины веков, и для нас неприемлемо любое скатывание к радикализму и экстремизму, ибо это и есть самая настоящая угроза этноконфессиональной стабильности, а значит и внутренней безопасности нашего государства. В этой связи считаем принципиально важным более глубокое и всестороннее изучение данной проблематики, в том числе, возможно, целесообразным было бы обсуждение этой тематики на отдельных парламентских слушаниях в Государственной Думе.

В свете последних событий, учитывая важность достижения стратегической стабильности в межконфессиональных и межэтнических отношениях для обеспечения безопасного функционирования российского государства, думаем, было бы правильным сконцентрировать наше внимание не на бичевании террористов, хотя они и заслуживают самой строгой законной кары, а на выяснении и, самое главное, устранении причин возникновения этнического и религиозного радикализма и экстремизма в российском обществе. И речь ведь не только о так называемом "исламском экстремизме". В Москве достаточно уютно себя чувствуют и русские национал-фашисты, и скинхеды разного толка, и другие экстремистские организации различной направленности. Подобные организации представляют собой не меньшую угрозу национальной безопасности единству многонациональной России, ибо инициируются они в среде "русского большинства", составляющего порядка 85-90% населения страны. И это - достаточно серьезный вопрос, т. к. его неразрешенность не только может поколебать социально-политическую стабильность в обществе, но и запустить трудноостановимые негативные тенденции, касающиеся конституционного строя и административно-территориального устройства России. Именно поэтому чрезвычайно важно не только понять и осознать всю глубину и масштабность проблемы, но и попытаться выработать некие проработанные подходы к формированию системы религиозно-государственных отношений в контексте обеспечения территориальной целостности Федерации и гражданского единства ее населения. И здесь мы, конечно, не сумеем обойти стороной острые конфликтные точки в Чеченской Республике, в других регионах России. Дело в том, что несмотря на более чем 70-летнее существование советского атеистического государства, в регионах Поволжья, Северного Кавказа и Закавказья, а также в Средней Азии формально светская власть так и не смогла полностью устранить религию как общественно-культурный институт из традиционной жизни местного населения, хотя и ограничивала последовательно и жестоко деятельность религиозных общин. Правда, определенных успехов в направлении атеизации советского гражданина власть все же добилась и сегодня в наследство от тоталитарной системы мы получили крайне неоднородное общество, представленное конгломератом верующих различных конфессий и их направлений и неверующих. Признание за церковью фактически равноправного культурообразующего субъекта в мусульманских ареалах весьма остро и в критической форме поставило вопрос об отношении личности к светской и религиозной культуре. В новых условиях, когда культура была выведена из-под жесткой государственной опеки, создалась новая конфликтная ситуация в российской общечеловеческой культуре, в которой обнаружилась невозможность гармоничного сочетания отдельных светских и религиозных компонент.

В мусульманских ареалах России проблемы сотрудничества светского государства и современного общества обнаружились особенно явно. При этом мы не склонны рассматривать ни общество, ни саму государственную власть как некий монолит. Вероятно, что основанное на произошедшем разломе по этноконфессиональному признаку новое политическое позиционирование региональных властей в определенной степени спровоцировало представление мусульманской церкви в качестве враждебного федеральному государству и российскому обществу института, с которым необходимо вести перманентную и беспощадную войну на уничтожение. С другой стороны, очевидно, что при сохранении преемственности с тоталитарной советской системой, долгие годы на федеральном уровне противостоящей исламу, невозможно избежать сложных правовых коллизий и конфликтных ситуаций на местах. Стабильность новой российской государственности во многом зависит от того, какими будут пути разряжения межконфессионального и межэтнического напряжения.

Все вышеизложенное заставляет вернуться к ранее высказанной мысли о необходимости скорейшей разработки проекта ФЗ "О национальной безопасности России", который, о чем уже тоже было сказано, должен быть базовым и в значительной степени рамочным для специального законодательства, призванного обеспечить национальную безопасность России.

Как базовый и рамочный в регулировании вопросов национальной безопасности, этот закон будет содержать основной понятийный аппарат, который затем будет воспроизводиться и в соответствующих отраслевых законах. В нем можно предусмотреть и стройную систему отраслевых законов, обеспечивающих безопасность в различных сферах.

В свете вышеизложенного и в плане законодательной реализации "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" крайне важно внести своевременно изменения и дополнения в законы по вопросам обеспечения безопасности в отдельных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, этнорелигиозной, в области охраны и укрепления здоровья граждан, энергетической, демографической, международной, информационной, военной, экологической, в сфере борьбы с преступностью и коррупцией. И это должен быть скоординированный, адекватный и научно обоснованный подход.

Законодательное обеспечение национальной безопасности в условиях становления государственности РФ | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Законодательное обеспечение национальной безопасности в условиях становления государственности РФ

Билалов А.Г., член Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ, Гатин Р.Р., член Экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ

А.Г.БилаловКазалось бы, в нашей стране давно нет необходимости кого-либо убеждать, что национальная безопасность нуждается в надлежащем законодательном обеспечении. Однако печальные события, связанные с беспрецедентным для нашей столицы массовым захватом заложников, с политическим шантажом руководства страны и ее народа, еще больше высветили актуальность этой проблемы.

Прошло 10 лет, как вступил в силу и действует Закон РФ "О безопасности", в основу концепции которого легла известная триада обеспечения безопасности: личность, общество, государство. Но после этого была принята ныне действующая Конституция РФ, принято множество конституционных и федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих различные сферы безопасности, а именно:

  • федеральные конституционные законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения;
  • ФЗ, регламентирующие деятельность специальных служб, правоохранительных органов;
  • законы по борьбе с терроризмом;
  • законы по отдельным вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;
  • другие законы, прямо или косвенно относящиеся к вопросам безопасности, они общеизвестны.

Однако нельзя отдельно не упомянуть о ФЗ о противодействии легализации средств, полученных преступным путем, который после внесения в него совсем недавно дополнений и изменений нацелен еще и на противодействие финансированию терроризма.

Президентом России утверждены отвечающие требованиям времени "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", "Военная доктрина", "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", играющие важную роль в определении тех сфер безопасности, которые нуждаются в законодательном регулировании.

Как и прежде, ныне возникающие проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности страны должны учитывать сложившиеся реалии как в стране, так и в мировом сообществе, связанные, в частности, с тенденцией так называемой глобализации.

Предвосхищая в определенной мере обсуждение этих проблемных вопросов, хотелось бы обозначить те из них, которые уже давно, образно выражаясь, "стучатся в дверь":

  • каково реальное обеспечение в стране безопасности личности, общества, государства;
  • какие законы еще нужно разработать для создания целостной системы законодательного обеспечения национальной безопасности;
  • насколько полно сегодня законодательство РФ реализует основополагающие положения "Концепции национальной безопасности Российской Федерации";
  • как реализуются жизненно важные интересы страны в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и иных сферах национальной безопасности;
  • как субъекты обеспечения безопасности ограждают страну от внешних и внутренних угроз национальной безопасности России;
  • всегда ли принимаются верные управленческие решения при отражении этих угроз, и насколько эффективна система ответственности органов государственной власти за принятие решений, направленных на обеспечение безопасности.

Все это говорит о том, что назрела задача инвентаризации правовой базы на предмет ее сбалансированности, эффективности, соответствия современным требованиям.

Если поставить вопрос о том, что нам сегодня в этом деле не достает в первую очередь, так это системность нашего законодательства.

Внимательный анализ действующего законодательства в области обеспечения безопасности позволит увидеть и пробелы в данной области и обозначить основные направления его развития. Дальнейшая корректировка законодательства должна осуществляться в направлении, как уже было отмечено, создания единой, целостной системы, позволяющей регулировать весь спектр правоотношений в этой сфере.

Один из существенных недостатков в специальном законодательном обеспечении национальной безопасности России состоит в том, что нет отвечающего современным требованиям базового ФЗ, регулирующего отношения в данной сфере. Закон РФ "О безопасности", о котором я уже упоминал, принятый еще в марте 1992 г., хотя позже в него и вносились изменения, безнадежно устарел.

Имеется настоятельная необходимость в принятии такого фундаментального закона, который опирался бы на Конституцию РФ, реализовал важнейшие положения Концепции национальной безопасности России и учитывал при этом многие новации федеральных законов, являющихся по отношению к нему в известном смысле отраслевыми. Отсюда предлагаемый к принятию закон о национальной безопасности должен стать по отношению к этим отраслевым не только базовым, но и рамочным, важнейшие положения которого получат развитие в отраслевых законах.

Когда будет принят базовый и рамочный закон "О национальной безопасности Российской Федерации", отвечающий реалиям современной России и учитывающий мировой опыт, тогда будет больше ясности как в том, какие следует еще принять отраслевые законы, так и в том, что нужно изменить, дополнить или исключить в действующих отраслевых законах.

Следует также отметить, что у нас еще нет такого комплексного системообразующего элемента национальной безопасности, как законодательная база ее финансирования. Например, отсутствие финансовых средств на должное обустройство государственной границы с учетом новой геополитической обстановки создает реальную угрозу для территориальной целостности страны, нарушения ее единого экономического пространства.

Сегодня пришло время обменяться мнениями и по такой довольно острой проблеме, которая имеет прямое отношение к обсуждаемому вопросу, как законодательное регулирование нынешних, по сути дела, стихийных, неконтролируемых иммиграционных и миграционных процессов, ибо хаос в этом деле тоже таит немалые угрозы для безопасности страны.

Безусловно, осознанием необходимости компетентно противостоять этим угрозам продиктовано решение Президента России о передаче функций по реализации государственной миграционной политики в МВД, где сейчас уже отстроена вполне дееспособная служба.

Нет сомнения, регулированию миграционных процессов из-за рубежа в известной мере способствует недавно принятый ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и также недавно обновленный ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". В этом же ключе готовится и ряд новых законов, в том числе о внесении изменений и дополнений в законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" и др.

Давно стало очевидно, что в современных условиях национальная безопасность существенным образом зависит от ее информационной составляющей.

Между тем, действующее в данной сфере законодательство характеризуется противоречивостью, фрагментарностью и, соответственно, недостаточной эффективностью. Следует отметить, что обеспечение национальной безопасности представляет собой глобальную комплексную проблему, требующую, соответственно, и комплексного ее решения.

В качестве приоритетных представляются законопроекты о защите режимов ограниченного доступа к информации о технической защите информации, информационных сетей и систем.

В настоящий момент находятся на стадии подготовки к внесению в Государственную Думу проекты ФЗ "О коммерческой тайне", "О служебной тайне", "Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и решениях, затрагивающих их права, свободы и законные интересы", "О защите информации от технических разведок". Готовятся соответствующие этим новым законам изменения в уголовное законодательство, в законодательство о защите государственной тайны, в закон об оперативно-розыскной деятельности.

Хотелось бы заострить внимание и на необходимости выделить национальные интересы России в области экономики, социальной и этноконфессиональной политики, обороны, экологии и публично о них заявить, стоило бы обсудить: а не целесообразно ли закрепить их в каком-либо законодательном акте. В этом случае облегчилась бы разработка системы адресных мер для структур, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Важным элементом национальной безопасности является ее экономическая сфера. Для обеспечения законодательной защиты экономической безопасности необходимо определиться с основными положениями государственной стратегии экономической безопасности РФ, составляющими которой можно назвать:

  • определение и отслеживание факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства;
  • определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики.

Нельзя обойти вниманием и такую острую проблему не только для России, но и для всего мирового сообщества, как принципиально новые подходы при разработке законодательных актов по борьбе с терроризмом.

По мнению многих исследователей и политиков, при совершенствовании законодательства, направленного на борьбу с этим злом, одно из центральных мест должны занять разработка и закрепление в международно-правовых актах унифицированного определения терроризма и производных от него понятий. В этом плане и нам следует потрудиться в Государственной Думе, выработать универсальный понятийный аппарат и ввести в наше законодательство о борьбе с международным терроризмом. Международный терроризм мог бы в самом общем виде трактоваться как террористическая деятельность, нарушающая международный правопорядок, международную безопасность.

Разработка и принятие общих определений понятий терроризма и международного терроризма, наряду с их важностью для организации адекватного противодействия мирового сообщества террористической угрозе человечеству, крайне необходимы также для совершенствования национального антитеррористического законодательства России.

Не менее важным представляется вопрос о социальной ответственности в области обеспечения национальной безопасности России.

Не секрет, что ныне наиболее плачевное и запущенное положение сложилось в нашей духовной сфере. Сейчас трудно даже назвать какое-либо государственное ведомство или структуру, которая бы не только целиком, но хотя бы отчасти отвечала за положение дел в данной сфере. В результате уже не первый год наблюдаем массированную антироссийскую, антигосударственную вакханалию во многих отечественных СМИ, в том числе электронных, в произведениях "культурной продукции" различного вида, а также в книгоиздательстве и других областях духовной жизни общества. Засилье на телеэкранах и книжных прилавках худших образцов массовой зарубежной культуры подрывает веками выработанные национальные стереотипы поведения, ослабляет солидарность, сплоченность и единство всего российского народа, наций и национальностей, его составляющих, навязывает нашим гражданам нормы и принципы морали, основанные на культе насилия, жестокости, экстремизма, бездуховности, сексуальной распущенности, социального иждивенчества и эгоизма.

Происходит навязывание неорганических, нетрадиционных, а порой и чуждых для России культурных ценностей, поведенческих и мировоззренческих стереотипов. Причем все это обычно происходит в крайних, радикальных формах и имеет своей конечной целью подрыв мира, покоя и стабильности в федеративном российском государстве. И это все, несомненно, является предметом национальной безопасности России. Поэтому нам следует подумать и над тем, какие новые законы нужно принять или внести изменения и дополнения в действующие для того, чтобы правовое регулирование соответствующих сфер отвечало задачам обеспечения национальной безопасности. Следует также иметь в виду, что исторически Россия формировалась как полиэтническое и поликонфессиональное государство, а сама государственность России обнаруживает свою преемственность с политическими и культурными традициями многих коренных народов России, исторически населяющих территорию нашей страны. Культурное многообразие - богатство нашей России, а сила нашей Родины - в ее единстве. Именно поэтому так важно не допустить расползания чумы нового столетия - терроризма, в том числе пытающегося найти идейное и идеологическое прикрытие в этнорелигиозной тематике.

Российская Федерация будет процветать, основываясь на своих собственных культурных традициях толерантности и взаимоуважения, унаследованных нами из глубины веков, и для нас неприемлемо любое скатывание к радикализму и экстремизму, ибо это и есть самая настоящая угроза этноконфессиональной стабильности, а значит и внутренней безопасности нашего государства. В этой связи считаем принципиально важным более глубокое и всестороннее изучение данной проблематики, в том числе, возможно, целесообразным было бы обсуждение этой тематики на отдельных парламентских слушаниях в Государственной Думе.

В свете последних событий, учитывая важность достижения стратегической стабильности в межконфессиональных и межэтнических отношениях для обеспечения безопасного функционирования российского государства, думаем, было бы правильным сконцентрировать наше внимание не на бичевании террористов, хотя они и заслуживают самой строгой законной кары, а на выяснении и, самое главное, устранении причин возникновения этнического и религиозного радикализма и экстремизма в российском обществе. И речь ведь не только о так называемом "исламском экстремизме". В Москве достаточно уютно себя чувствуют и русские национал-фашисты, и скинхеды разного толка, и другие экстремистские организации различной направленности. Подобные организации представляют собой не меньшую угрозу национальной безопасности единству многонациональной России, ибо инициируются они в среде "русского большинства", составляющего порядка 85-90% населения страны. И это - достаточно серьезный вопрос, т. к. его неразрешенность не только может поколебать социально-политическую стабильность в обществе, но и запустить трудноостановимые негативные тенденции, касающиеся конституционного строя и административно-территориального устройства России. Именно поэтому чрезвычайно важно не только понять и осознать всю глубину и масштабность проблемы, но и попытаться выработать некие проработанные подходы к формированию системы религиозно-государственных отношений в контексте обеспечения территориальной целостности Федерации и гражданского единства ее населения. И здесь мы, конечно, не сумеем обойти стороной острые конфликтные точки в Чеченской Республике, в других регионах России. Дело в том, что несмотря на более чем 70-летнее существование советского атеистического государства, в регионах Поволжья, Северного Кавказа и Закавказья, а также в Средней Азии формально светская власть так и не смогла полностью устранить религию как общественно-культурный институт из традиционной жизни местного населения, хотя и ограничивала последовательно и жестоко деятельность религиозных общин. Правда, определенных успехов в направлении атеизации советского гражданина власть все же добилась и сегодня в наследство от тоталитарной системы мы получили крайне неоднородное общество, представленное конгломератом верующих различных конфессий и их направлений и неверующих. Признание за церковью фактически равноправного культурообразующего субъекта в мусульманских ареалах весьма остро и в критической форме поставило вопрос об отношении личности к светской и религиозной культуре. В новых условиях, когда культура была выведена из-под жесткой государственной опеки, создалась новая конфликтная ситуация в российской общечеловеческой культуре, в которой обнаружилась невозможность гармоничного сочетания отдельных светских и религиозных компонент.

В мусульманских ареалах России проблемы сотрудничества светского государства и современного общества обнаружились особенно явно. При этом мы не склонны рассматривать ни общество, ни саму государственную власть как некий монолит. Вероятно, что основанное на произошедшем разломе по этноконфессиональному признаку новое политическое позиционирование региональных властей в определенной степени спровоцировало представление мусульманской церкви в качестве враждебного федеральному государству и российскому обществу института, с которым необходимо вести перманентную и беспощадную войну на уничтожение. С другой стороны, очевидно, что при сохранении преемственности с тоталитарной советской системой, долгие годы на федеральном уровне противостоящей исламу, невозможно избежать сложных правовых коллизий и конфликтных ситуаций на местах. Стабильность новой российской государственности во многом зависит от того, какими будут пути разряжения межконфессионального и межэтнического напряжения.

Все вышеизложенное заставляет вернуться к ранее высказанной мысли о необходимости скорейшей разработки проекта ФЗ "О национальной безопасности России", который, о чем уже тоже было сказано, должен быть базовым и в значительной степени рамочным для специального законодательства, призванного обеспечить национальную безопасность России.

Как базовый и рамочный в регулировании вопросов национальной безопасности, этот закон будет содержать основной понятийный аппарат, который затем будет воспроизводиться и в соответствующих отраслевых законах. В нем можно предусмотреть и стройную систему отраслевых законов, обеспечивающих безопасность в различных сферах.

В свете вышеизложенного и в плане законодательной реализации "Концепции национальной безопасности Российской Федерации" крайне важно внести своевременно изменения и дополнения в законы по вопросам обеспечения безопасности в отдельных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, этнорелигиозной, в области охраны и укрепления здоровья граждан, энергетической, демографической, международной, информационной, военной, экологической, в сфере борьбы с преступностью и коррупцией. И это должен быть скоординированный, адекватный и научно обоснованный подход.