написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Современные аспекты государственного мониторинга земель России

Мельников А.В., Генеральный директор ФГУП "Госземкадастрсъемка"

Возрастающие воздействия природных и антропогенных факторов на земли РФ привели к резкому снижению их плодородия, истощению, загрязнению, затоплению, подтоплению, заболачиванию и засолению, разрушению эрозионными и другими процессами.

Истощительное использование земель привело к существенному снижению продуктивности земель сельскохозяйственного назначения. По экспертной оценке, только вследствие сокращения объемов внесения в почвы удобрений и снижения плодородия земель недополучено сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно более чем на 4 млрд долл. ежегодно.

Кроме того, более 25 млн га сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем и выбыли из использования для производства продукции.

Вследствие нерациональных антропогенных воздействий разрушается главный жизнеобеспечивающий компонент биосферы - почвы, которые в эволюционном развитии генетически трудновозобновимы. Потери почвенного покрова фактически безвозвратны и там, где это происходит, а также где проявились деградация почв, загрязнение и захламление земель в сильной степени, по существу теряются территории жизнеобеспечения, что представляет собой угрозу продовольственной национальной безопасности.

Однако имеющаяся информация о качестве земель для их объективной характеристики крайне недостаточна.

С целью сохранения почв России, улучшения качества земель всех категорий, защиты интересов государства, направленных на улучшение экологических и социально-экономических условий страны, обеспечения оптимизации хозяйственной деятельности должна быть создана многоуровневая система наблюдений за состоянием и использованием земель.

Особое место в системе наблюдений за состоянием и использованием земель должно быть отведено получению достоверной и своевременной информации об их качестве посредством применения современных технологий и методов дистанционного зондирования, позволяющей обеспечить тематическое картографирование изменений качества земель, своевременно производить анализ, оценку и прогноз проявления основных негативных процессов на землях, разрабатывать и принимать меры по их предотвращению и устранению, систематически вести государственный мониторинг земель для получения необходимых данных, включаемых в государственный земельный кадастр, получать объективную характеристику земельного фонда страны, вести государственную оценку земель, определять земельные платежи с учетом состояния качества земель и решать другие задачи, обеспечивающие государственную безопасность страны.

Следует особо отметить актуальность рассмотрения проблем национальной безопасности, относящихся к состоянию и использованию земель России.

Ранее проведенная Межведомственной комиссией по экологической безопасности Совета Безопасности РФ работа в этой области, бесспорно, является положительной и ее необходимо вести в связи с продолжающимся негативным воздействием на земли и другие компоненты окружающей природной среды, на социальное и экономической состояние страны.

Так, этой Комиссией 14 декабря 1993 г. был рассмотрен вопрос "О мерах по предотвращению деградации почв России с целью снижения угрозы национальной безопасности" и признано, что почвы России находятся в критическом состоянии.

Этой же Комиссией 8 февраля 1994 г. рассмотрен вопрос "Об осуществлении мероприятий по защите территорий Северного Прикаспия от затопления и подтопления" и рекомендовано выполнить работы по детализации границ территории особого режима хозяйственной деятельности с нанесением зон затопления и подтопления на планы землепользования и землевладений, а также ряд других работ.

При рассмотрении Комиссией 17 ноября 1994 г. вопроса "Об экологических проблемах, связанных с подтоплением территорий" отмечалось, что в России подтапливается около 9 млн га земель различного хозяйственного назначения, происходит деградация почв, затопление и разрушение строений, активизация оползней, карста и т.п. Этот процесс наиболее широко распространен на территории городов и в регионах развитого земледелия. В целом по России ущерб от подтопления застроенных городских территорий составляет около 60 трлн руб. в год, а от изъятия земель из сельскохозяйственного использования - 10 трлн руб. в год (в масштабе цен 1994 г.), что представляет собой угрозу национальной безопасности.

14 июля 1994 г. рассмотрен вопрос "О влиянии космической деятельности на экологическую безопасность" и в одном из пунктов решения Комиссии была предусмотрена разработка эффективных мер по снижению степени загрязнения окружающей среды, в том числе и земель.

В процессе рассмотрения Комиссией 23 мая 1995 г. вопроса "О влиянии техногенных провинций, образованных горно-металлургическими и химическими производствами, на экологическую безопасность" в выступлении известного ученого акад. РАН Г.В.Добровольского было обращено внимание на то, что в России образовались трудноустранимые техногенные почвенно-геохимические провинции, представляющие большую опасность для окружающей среды, но их картографирование в необходимых масштабах не проведено, а почвы этих провинций уже не обладают способностью рассеивать поступившие токсические вещества, их аккумулируют и являются центральным звеном геохимических процессов, происходящих на поверхности Земли, что представляет угрозу национальной безопасности.

Подчеркивалось также, что загрязнение почв и вод нефтепродуктами приобрело глобальный характер.

Комиссией 21 июня 1995 г. рассмотрен вопрос "Проблемы загрязнения Арктики". Этот огромный регион России, являющийся легкоранимым, чувствительным ко всем формам антропогенного воздействия и включающий в себя зоны полярных пустынь, тундр, лесотундр и подзону северной тайги Арктического и Субарктического географических поясов, подвержен различным видам загрязнения, в том числе критические уровни загрязнения занимают не менее 15% территории российской Арктики. Однако известно, что в этом регионе почвы имеют низкий потенциал очищения, а самовосстановление нарушенных почв занимает 4-5 тыс. лет, а растительных сообществ - до нескольких столетий.

Поскольку негативные воздействия на этот огромный регион не снижаются, остается угроза разрушения экологического равновесия как на территории России, так и в целом на планете Земля, т. к. Арктика является регионом формирования глобальных атмосферных процессов и своеобразным фильтром для загрязнения потоков воздуха.

Наблюдения же за состоянием почв этого региона и картографирование их деградации и загрязнения в необходимых объемах с использованием современных технологий и методов дистанционного зондирования не производятся вследствие недооценки возможных негативных последствий для сохранения и обеспечения должного состояния территории стра-ны, выживания коренных малочисленных народов Севера и других народов России и иных государств.

Межведомственной комиссией по экологической безопасности Совета Безопасности РФ был рассмотрен также ряд других вопросов государственной важности, информация по которым имеется в выпусках 1, 2 и 3 "Экологическая безопасность России" (Издательство "Юридическая литература") Администрации Президента РФ, 1994, 1996, 1997 гг.

Полагаем, что в целях обеспечения национальной безопасности России необходимо, наряду с решением других важнейших задач, признание властью приоритетности работ по ведению государственного мониторинга земель, наблюдений за интенсивностью проявления на землях опасных негативных процессов и отражению их на картографических документах по установленным современным технологиям, подготовке предложений органам власти, данных для ведения государственного земельного кадастра и других сведений, включая разработку мер по предотвращению и устранению опасных негативных процессов на землях.

Важнейшей задачей государственного мониторинга земель является обеспечение государственных органов управления, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, государственного земельного кадастра, землеустройства, кадастровой оценки и госземконтроля объективной информацией об изменениях границ земельных участков, территориальных зон, административно-территориальных образованиях России, о качестве и использовании земель на огромных территориях страны.

Сегодня можно зафиксировать печальный факт, что в последнее десятилетие государство - крупнейший собственник земли неэффективно выполняет функцию управления земельными ресурсами страны, в то же время государственное управление земельными ресурсами является важнейшим фактором, обеспечивающим достаточно быстрое и надежное укрепление принципов федерализма в управлении государством.

Государство может обеспечить эффективное управление своей собственностью и выполнять регулятивные, координирующие и контрольные функции только при условии получения полной и достаточной информации об использовании и состоянии государственных и, в первую очередь, федеральных земель.

Необходимо отметить, что за последние годы система сбора информации о состоянии земельных ресурсов практически разрушена и информация о качестве земель России не отвечает ни по объему, ни по содержанию требованиям и задачам государственного строительства на современном этапе. Кадастровая оценка земель проводится на основе данных об их качестве, полученных более 20 лет назад. В то же время органам государственной власти федерального уровня, федеральных округов и субъектов РФ для эффективного выполнения регулятивных, координирующих и контрольных функций нужна оперативная и достоверная информация о качестве, стоимости и использовании земель на огромных территориях, которую можно получить в стране, только создав систему оперативного аэрокосмического мониторинга земель.

Предусмотренные Основным Законом России конституционные права граждан на землю, а также информацию о качестве, стоимости и использовании земельных участков должны быть гарантированы в условиях развития рынка земли и обеспечения цивилизованных рыночных отношений.

Конституцией РФ установлено, что земля и прочие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды"). В соответствии со ст. 7 ФЗ "О защите прав потребителя" потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

На современном этапе социально-экономического развития России земля в рамках Гражданского Кодекса РФ отнесена к недвижимости, вовлекается в оборот и приобретает свойства товара. В целях объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земельных участков необходимо иметь базовую и оперативную кадастровую информацию о состоянии земель по показателям плодородия, экологическим характеристикам и критериям, которые необходимы для реализации целевого назначения и разрешенного использования земель.

Исходя из вышеперечисленных положений Конституции РФ и нормативных правовых документов, целесообразно для их реализации создание достаточно полной нормативной правовой базы в области земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и иных нормативных правовых актов, методов и технологий изучения правового режима, использования, качества и экономического состояния земель, стандартов, эталонов, системы сертификации почв и земель, метрической и других систем, служб и т.д.

Особое место должны занять в стране работы, направленные на получение объективной и достоверной информации о качестве и экономическом состоянии земель. Цивилизованный оборот земли необходимо обеспечить стартовой информацией о качестве и экономическом состоянии земель, вести наблюдения для своевременного выявления их изменений и принятия мер по предупреждению и устранению негативных процессов на землях, обеспечению их рационального использования и охраны.

Для целей ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, государственного мониторинга земель в системе Росземкадастра выполняются ежегодно аэрофотосъемочные работы на площади 130 тыс. км2 и создаются планово-картографические материалы М1:2000 - 1:25000 на земли поселений и межселенные территории. Изготовленные предприятиями "Госземкадастрсъемка" планово-картографические материалы М1:2000 - 1:10000 с привязкой к местным системам координат используются также для нужд Министерства обороны РФ. Эффективное планирование и ведение оперативных действий Вооруженных Сил в горной местности и городах возможно только с использованием планово-картографического материала М1:2000 и крупнее.

Следует отметить, что в настоящее время в Правительстве рассматривается вопрос отмены ФЗ "О государственном земельном кадастре" и "О землеустройстве" и передачи функций ведения государственного земельного кадастра и землеустройства органам местного самоуправления. Передача указанных функций органам местного самоуправления приведет к тому, что будет ликвидирована система обеспечения планово-картографическими материалами М1:2000 и крупнее с привязкой к местным системам координат, а также разрушены созданные и эффективно работающие на сегодняшний день системы государственного учета земель, землеустройства, государственного мониторинга земель и государственной кадастровой оценки земель. В результате возникнут последствия, которые обусловят:

  • снижение уровня национальной безопасности России, в том числе обороноспособности Вооруженных Сил, продовольственной безопасности;
  • негативные процессы в развитии цивилизованного рынка земель и создание условий для проведения неограниченного объема спекулятивных сделок с землей;
  • потерю государством регулятивных функций в земельных отношениях и контроля за рациональным использованием и охраной земель.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100