Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

О противодействии международному терроризму

Гришанков М.И., заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности

История ХIX и ХХ вв. наглядно показывает, что ни одно значимое для Европы событие не проходит без участия России, которой иногда приходилось решать самые неблагодарные задачи. Сегодня Россия находится в непростом положении: в кратчайшие сроки необходимо реформировать и экономику, и политическую систему, однако многие из присутствующих, видимо, согласятся со мной, что за столь короткое время (10 лет) немногие способны осуществить такие серьезные перемены в обществе.

В этом развитии Россия сталкивается со многими проблемами, и одна из главных - это, конечно, терроризм и Чечня.

В середине сентября в Москве я выступал в прямом эфире радиостанции "Голос России", вещающей на 160 стран мира. Отвечал на вопросы, связанные с 11 сентября и международным терроризмом. Много было вопросов и от зарубежных радиослушателей из Франции, Германии, Испании, Канады. Меня, признаюсь, поразила их политическая зрелость и гражданская ответственность. Они, в отличие от многих профессиональных политиков и на Западе, и у нас в России, уже давно пришли к мысли о недопустимости "двойных стандартов" в подходах к международному терроризму, делении террористов на "своих" и "чужих". На мой взгляд, они абсолютно правы, когда утверждают, что Россия многие последние годы противостояла международным террористам, и в то же время именно Россия остается зачастую мишенью СМИ и политических деятелей, обвиняющих нас во всех смертных грехах в Чечне. Я думаю, чем быстрее мы уйдем от "двойных стандартов", политики, являющейся пережитком "холодной войны", тем быстрее мы сможем объединить наши усилия в борьбе с международными террористами всех мастей.

Я хотел бы обратить внимание на выступление президента В.В.Путина в Брюсселе в ходе встречи с руководством Евросоюза. Он, в частности, отметил: "Мы за политическое урегулирование, но предлагаем отдельно рассматривать проблемы терроризма и отдельно политические вопросы, какими бы сложными они ни казались". К процессу урегулирования будут привлекаться все здоровые силы. Исключение составляют те, кто не хочет мира, причем не только непосредственные исполнители терактов и непримиримые участники бандформирований, но и люди, обеспечивающие идеологическое прикрытие террористов, участвующие в сборе средств для их финансирования и вербовке наемников.

Многие и в Европе, и в России задаются вопросом, возможно ли политическое урегулирование в Чечне. Президент В.В.Путин ответил однозначно: "Да, возможно". 10 ноября 2002 г. он обсуждал этот вопрос в Москве с представителями чеченской диаспоры. Участвует в этих процессах и Госдума. 14 ноября 2002 г. я принимал участие в заседании Комиссии Государственной Думы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике. Комиссия, в частности, констатировала следующие позитивные моменты:

  • закончена подготовка базового текста Конституции Чеченской Республики с участием широкого круга представителей различных общественно-политических сил республики, заинтересованных в развитии внутричеченского диалога;
  • специальным представителем Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике подготовлен проект Договора об общественном согласии - ключевых принципах политического урегулирования в Чеченской Республике, нацеленный на подготовку референдума по Конституции Чеченской Республики, на построение в Чечне правового демократического государства.

Принципиальная позиция России заключается в следующем: второго Хасавюрта не будет - свой шанс, который Масхадов получил в 1996 г., он не использовал. Вместо этого в Чечне был сформирован криминальный режим, в республике процветала наркоторговля, захват заложников с целью последующего выкупа стал одним их основных источников дохода. "Венцом" деятельности режима Масхадова стало нападение на соседний Дагестан с целью создания там своего халифата. Если бы им тогда не был дан своевременный отпор, террористический режим мог существенно расширить зону своего влияния.

События в Москве, связанные с захватом заложников в Театральном центре на Дубровке, должны были окончательно продемонстрировать всему миру истинное лицо Масхадова, а также его ближайших сподвижников: Басаева, Яндарбиева, Удугова. С некоторыми из них террористы вели телефонные переговоры прямо с места теракта, другие осуществляли пропагандистское обеспечение террористической акции в странах как Западной Европы, так и Ближнего Востока. Я задаюсь вопросом: когда, наконец, на Западе поймут, что люди, обеспечивающие идеологическое сопровождение террористических актов, собирающие финансовые средства для боевиков через многочисленные фонды и неправительственные организации, несут не меньшую ответственность за теракты, чем их непосредственные исполнители? Я неоднократно бывал в Чечне, общался и с представителями гражданского населения, и с военными. По результатам бесед я сделал для себя важный вывод: как только в Чечню поступают новые средства - за ними следуют новые террористические акты, в том числе с применением переносных зенитно-ракетных комплексов, с помощью которых в последние месяцы были сбиты несколько вертолетов с военнослужащими. Здесь же хотел бы сказать следующее: "Как можно оценивать факт убийства в течение только одного 2002 г. 60 сотрудников различных муниципальных органов в Чечне? Я называю это терроризмом".

Неуклюжие попытки людей из окружения Масхадова дистанцировать его от терактов рассчитаны на слабую информированность некоторых политиков и общественности в странах Запада о реальной ситуации в Чечне, элементарное незнание реалий.

На мой взгляд, мы должны объединить усилия, чтобы помочь "прозреть" всем тем, кто еще видит в террористах и их пособниках борцов за "независимость". К сожалению, есть еще люди, которые забывают, что Чечня - это неотъемлемая часть РФ, а российское руководство и общество обладают достаточной зрелостью, чтобы разобраться в ситуации в одном из своих субъектов Федерации.

После 11 сентября 2001 г. всему остальному миру стало очевидно, что международный терроризм уже не феномен, а рутина. Я отметил: "всему остальному миру", поскольку Россия противостоит массированным ударам международного терроризма уже давно и несет при этом большие человеческие жертвы.

То, что международный терроризм следует принимать как данность, совсем не отрицает, а напротив - предполагает необходимость усиления борьбы с ним по всем направлениям, борьбы долгой и кропотливой. При этом бить международных террористов необходимо их же оружием: если они объединяются, то и нам следует создать международные механизмы противодействия, предусматривающие наряду с силовыми акциями комплекс несиловых методов, направленных на борьбу не только и не столько с последствиями террористических акций, сколько с их причинами. Одними только военными методами решить проблему терроризма невозможно. Относительно удачная операция в Афганистане породила в США своего рода эйфорию, прилив уверенности в своих силах, в том числе - в праве на военное вмешательство в любой точке мира. Я думаю, многие согласятся со мной, насколько это опасно для мира.

Международный терроризм представляет сегодня глобальную угрозу. Вот почему традиционные неспешные действия, характерные для бюрократических государственных и правительственных структур, не подходят. Промедление и задержки будут на руку террористам, которые научились быстро консолидировать свои усилия, объединять имеющиеся силы и средства. Нам же всем очень часто мешает именно политика "двойных стандартов". В качестве примера приведу ситуацию с Грузией. Казалось бы, все очевидно: в Панкисском ущелье находятся группы чеченских боевиков, которые используют грузинскую территорию в качестве плацдарма для проникновения в Россию, осуществления там террористических актов и последующего возвращения в Панкиссию для перегруппировки, отдыха и лечения. А официально действующие в Грузии и других странах различные "представительства Ичкерии" выполняют функции по финансированию и материальному обеспечению террористов. Налицо не только нарушение Грузией резолюции Совета Безопасности ООН № 1373, но и откровенное нежелание грузинского руководства сотрудничать с российской стороной в вопросах, связанных с пресечением деятельности террористов. Попытки выдать за борьбу с террористами недавнее "театрализованное представление" грузинских военных в Ахметском районе, названное спецоперацией, вызывает у нас и недоумение, и разочарование. (Хотелось бы верить, что предпринятые грузинскими силовыми структурами шаги по противодействию чеченским террористам, осевшим в Грузии, являются не кратковременной кампанией, а началом последовательной и серьезной борьбы с международным терроризмом.) Весьма неоднозначные чувства мы испытали и тогда, когда в день общероссийского траура по погибшим в Москве заложникам власти Дании дали согласие на проведение в Копенгагене чеченского "форума", участие в котором принимали и лица, находящиеся в международном розыске.

На мой взгляд, ситуация с чеченскими террористами в Грузии и, по меньшей мере, странная позиция датских властей являются ярчайшими примерами политики "двойных стандартов". На словах - готовность к совместным действиям, на деле - саботаж резолюций ООН, много- и двусторонних договоренностей. Общеизвестно, что профилактика заболевания гораздо эффективнее и дешевле хирургического вмешательства. Там, где есть возможность использования несиловых методов предупредительного характера, им должен отдаваться приоритет перед силовыми акциями.

Пристального внимания и конкретных контрмер требуют такие стимулирующие распространение терроризма факторы, как экономическая и политическая изоляция государств, курс на их вытеснение из системы международных связей. В этом контексте намерения администрации США осуществить военную операцию против Ирака могут привести к обратному эффекту. Для исламских группировок это даст отличный шанс разыграть антиамериканскую карту и направить радикалов на ненавистные им (и поддерживаемые Вашингтоном) светские режимы в арабском мире, некоторые из которых, как это ни парадоксально, играли ключевую роль в финансировании "Аль-Каиды" и пополнении ее рядов.

Сейчас имеется уникальная возможность для того, чтобы ведущие страны отказались от прежних стереотипов, учли ошибки прошлого. Это касается и политики использования "двойных стандартов". Поиск необходимого баланса между силовыми и несиловыми методами противодействия терроризму следует продолжать.

Только всеобъемлющий подход, сочетающий силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, может позволить мировому сообществу целенаправленно и системно бороться с терроризмом и причинами, его порождающими.

О противодействии международному терроризму | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

О противодействии международному терроризму

Гришанков М.И., заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности

История ХIX и ХХ вв. наглядно показывает, что ни одно значимое для Европы событие не проходит без участия России, которой иногда приходилось решать самые неблагодарные задачи. Сегодня Россия находится в непростом положении: в кратчайшие сроки необходимо реформировать и экономику, и политическую систему, однако многие из присутствующих, видимо, согласятся со мной, что за столь короткое время (10 лет) немногие способны осуществить такие серьезные перемены в обществе.

В этом развитии Россия сталкивается со многими проблемами, и одна из главных - это, конечно, терроризм и Чечня.

В середине сентября в Москве я выступал в прямом эфире радиостанции "Голос России", вещающей на 160 стран мира. Отвечал на вопросы, связанные с 11 сентября и международным терроризмом. Много было вопросов и от зарубежных радиослушателей из Франции, Германии, Испании, Канады. Меня, признаюсь, поразила их политическая зрелость и гражданская ответственность. Они, в отличие от многих профессиональных политиков и на Западе, и у нас в России, уже давно пришли к мысли о недопустимости "двойных стандартов" в подходах к международному терроризму, делении террористов на "своих" и "чужих". На мой взгляд, они абсолютно правы, когда утверждают, что Россия многие последние годы противостояла международным террористам, и в то же время именно Россия остается зачастую мишенью СМИ и политических деятелей, обвиняющих нас во всех смертных грехах в Чечне. Я думаю, чем быстрее мы уйдем от "двойных стандартов", политики, являющейся пережитком "холодной войны", тем быстрее мы сможем объединить наши усилия в борьбе с международными террористами всех мастей.

Я хотел бы обратить внимание на выступление президента В.В.Путина в Брюсселе в ходе встречи с руководством Евросоюза. Он, в частности, отметил: "Мы за политическое урегулирование, но предлагаем отдельно рассматривать проблемы терроризма и отдельно политические вопросы, какими бы сложными они ни казались". К процессу урегулирования будут привлекаться все здоровые силы. Исключение составляют те, кто не хочет мира, причем не только непосредственные исполнители терактов и непримиримые участники бандформирований, но и люди, обеспечивающие идеологическое прикрытие террористов, участвующие в сборе средств для их финансирования и вербовке наемников.

Многие и в Европе, и в России задаются вопросом, возможно ли политическое урегулирование в Чечне. Президент В.В.Путин ответил однозначно: "Да, возможно". 10 ноября 2002 г. он обсуждал этот вопрос в Москве с представителями чеченской диаспоры. Участвует в этих процессах и Госдума. 14 ноября 2002 г. я принимал участие в заседании Комиссии Государственной Думы по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике. Комиссия, в частности, констатировала следующие позитивные моменты:

  • закончена подготовка базового текста Конституции Чеченской Республики с участием широкого круга представителей различных общественно-политических сил республики, заинтересованных в развитии внутричеченского диалога;
  • специальным представителем Президента РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике подготовлен проект Договора об общественном согласии - ключевых принципах политического урегулирования в Чеченской Республике, нацеленный на подготовку референдума по Конституции Чеченской Республики, на построение в Чечне правового демократического государства.

Принципиальная позиция России заключается в следующем: второго Хасавюрта не будет - свой шанс, который Масхадов получил в 1996 г., он не использовал. Вместо этого в Чечне был сформирован криминальный режим, в республике процветала наркоторговля, захват заложников с целью последующего выкупа стал одним их основных источников дохода. "Венцом" деятельности режима Масхадова стало нападение на соседний Дагестан с целью создания там своего халифата. Если бы им тогда не был дан своевременный отпор, террористический режим мог существенно расширить зону своего влияния.

События в Москве, связанные с захватом заложников в Театральном центре на Дубровке, должны были окончательно продемонстрировать всему миру истинное лицо Масхадова, а также его ближайших сподвижников: Басаева, Яндарбиева, Удугова. С некоторыми из них террористы вели телефонные переговоры прямо с места теракта, другие осуществляли пропагандистское обеспечение террористической акции в странах как Западной Европы, так и Ближнего Востока. Я задаюсь вопросом: когда, наконец, на Западе поймут, что люди, обеспечивающие идеологическое сопровождение террористических актов, собирающие финансовые средства для боевиков через многочисленные фонды и неправительственные организации, несут не меньшую ответственность за теракты, чем их непосредственные исполнители? Я неоднократно бывал в Чечне, общался и с представителями гражданского населения, и с военными. По результатам бесед я сделал для себя важный вывод: как только в Чечню поступают новые средства - за ними следуют новые террористические акты, в том числе с применением переносных зенитно-ракетных комплексов, с помощью которых в последние месяцы были сбиты несколько вертолетов с военнослужащими. Здесь же хотел бы сказать следующее: "Как можно оценивать факт убийства в течение только одного 2002 г. 60 сотрудников различных муниципальных органов в Чечне? Я называю это терроризмом".

Неуклюжие попытки людей из окружения Масхадова дистанцировать его от терактов рассчитаны на слабую информированность некоторых политиков и общественности в странах Запада о реальной ситуации в Чечне, элементарное незнание реалий.

На мой взгляд, мы должны объединить усилия, чтобы помочь "прозреть" всем тем, кто еще видит в террористах и их пособниках борцов за "независимость". К сожалению, есть еще люди, которые забывают, что Чечня - это неотъемлемая часть РФ, а российское руководство и общество обладают достаточной зрелостью, чтобы разобраться в ситуации в одном из своих субъектов Федерации.

После 11 сентября 2001 г. всему остальному миру стало очевидно, что международный терроризм уже не феномен, а рутина. Я отметил: "всему остальному миру", поскольку Россия противостоит массированным ударам международного терроризма уже давно и несет при этом большие человеческие жертвы.

То, что международный терроризм следует принимать как данность, совсем не отрицает, а напротив - предполагает необходимость усиления борьбы с ним по всем направлениям, борьбы долгой и кропотливой. При этом бить международных террористов необходимо их же оружием: если они объединяются, то и нам следует создать международные механизмы противодействия, предусматривающие наряду с силовыми акциями комплекс несиловых методов, направленных на борьбу не только и не столько с последствиями террористических акций, сколько с их причинами. Одними только военными методами решить проблему терроризма невозможно. Относительно удачная операция в Афганистане породила в США своего рода эйфорию, прилив уверенности в своих силах, в том числе - в праве на военное вмешательство в любой точке мира. Я думаю, многие согласятся со мной, насколько это опасно для мира.

Международный терроризм представляет сегодня глобальную угрозу. Вот почему традиционные неспешные действия, характерные для бюрократических государственных и правительственных структур, не подходят. Промедление и задержки будут на руку террористам, которые научились быстро консолидировать свои усилия, объединять имеющиеся силы и средства. Нам же всем очень часто мешает именно политика "двойных стандартов". В качестве примера приведу ситуацию с Грузией. Казалось бы, все очевидно: в Панкисском ущелье находятся группы чеченских боевиков, которые используют грузинскую территорию в качестве плацдарма для проникновения в Россию, осуществления там террористических актов и последующего возвращения в Панкиссию для перегруппировки, отдыха и лечения. А официально действующие в Грузии и других странах различные "представительства Ичкерии" выполняют функции по финансированию и материальному обеспечению террористов. Налицо не только нарушение Грузией резолюции Совета Безопасности ООН № 1373, но и откровенное нежелание грузинского руководства сотрудничать с российской стороной в вопросах, связанных с пресечением деятельности террористов. Попытки выдать за борьбу с террористами недавнее "театрализованное представление" грузинских военных в Ахметском районе, названное спецоперацией, вызывает у нас и недоумение, и разочарование. (Хотелось бы верить, что предпринятые грузинскими силовыми структурами шаги по противодействию чеченским террористам, осевшим в Грузии, являются не кратковременной кампанией, а началом последовательной и серьезной борьбы с международным терроризмом.) Весьма неоднозначные чувства мы испытали и тогда, когда в день общероссийского траура по погибшим в Москве заложникам власти Дании дали согласие на проведение в Копенгагене чеченского "форума", участие в котором принимали и лица, находящиеся в международном розыске.

На мой взгляд, ситуация с чеченскими террористами в Грузии и, по меньшей мере, странная позиция датских властей являются ярчайшими примерами политики "двойных стандартов". На словах - готовность к совместным действиям, на деле - саботаж резолюций ООН, много- и двусторонних договоренностей. Общеизвестно, что профилактика заболевания гораздо эффективнее и дешевле хирургического вмешательства. Там, где есть возможность использования несиловых методов предупредительного характера, им должен отдаваться приоритет перед силовыми акциями.

Пристального внимания и конкретных контрмер требуют такие стимулирующие распространение терроризма факторы, как экономическая и политическая изоляция государств, курс на их вытеснение из системы международных связей. В этом контексте намерения администрации США осуществить военную операцию против Ирака могут привести к обратному эффекту. Для исламских группировок это даст отличный шанс разыграть антиамериканскую карту и направить радикалов на ненавистные им (и поддерживаемые Вашингтоном) светские режимы в арабском мире, некоторые из которых, как это ни парадоксально, играли ключевую роль в финансировании "Аль-Каиды" и пополнении ее рядов.

Сейчас имеется уникальная возможность для того, чтобы ведущие страны отказались от прежних стереотипов, учли ошибки прошлого. Это касается и политики использования "двойных стандартов". Поиск необходимого баланса между силовыми и несиловыми методами противодействия терроризму следует продолжать.

Только всеобъемлющий подход, сочетающий силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, может позволить мировому сообществу целенаправленно и системно бороться с терроризмом и причинами, его порождающими.