написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты"

Мишанов А.В., начальник государственного учреждения "Объединенная дирекция инвестиционных программ" Госстроя России

Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.98 № 71, разрабатывалась в качестве дополнительной формы обеспечения жильем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Она была ориентирована на развивавшиеся в тот период новые экономические отношения в жилищной сфере (собственность на жилье, рынок жилья и др.).

Динамичность Программы и заложенный в ней механизм позволили адекватно реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию в стране и вносить в Программу соответствующие коррективы.

Так, например, в 1999 г. Программа была распространена на увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений.

Программой было предусмотрено обеспечение в 1998-2002 гг. постоянным жильем 210 тыс. семей, в том числе 160 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы, и 50 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы.

За 4 года действия Программы федеральными бюджетами соответствующих лет на финансирование Программы с учетом дополнительных источников было предусмотрено 18 700 млн рублей. Фактически выпущено более 75 тыс. жилищных сертификатов. По состоянию на 1 апреля 2002 г. обеспечены жильем около 60 тыс. участников Программы, в том числе порядка 39 тыс. семей увольняемых военнослужащих и 21 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы. Общие расходы за указанный период составили 13 200 млн рублей.

В 2002 г. статьей 105 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" на финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы предусмотрены в составе расходов федерального бюджета капитальные вложения в объеме 5400 млн рублей по разделу "Промышленность, энергетика и строительство". Кроме того, в соответствии со статьей 106 Закона на обеспечение жильем военнослужащих реформируемых органов военного управления, воинских частей и организаций Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФПС России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на программу "Государственные жилищные сертификаты" направляются 6856,3 млрд рублей из федерального бюджета по разделу "Военная реформа". Таким образом, всего на реализацию Программы в 2002 г. планируется направить 12256,3 млн рублей, на которые предполагается оплатить около 27 тыс. сертификатов.

Всего к окончанию срока действия Программы (с учетом 2002 г.) будет выпущено около 103 тыс. сертификатов (49% от 5-летнего задания Программы). Задолженность по выпуску жилищных сертификатов к 01.01.03 составит около 107 тыс. шт. Для выпуска такого количества сертификатов потребуется около 60 млрд рублей в ценах 2003 г.

До 19 марта 2002 г. основным регламентирующим документом был Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 № 351.

Учитывая, что Программа стала практически основной формой обеспечения жильем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, механизм ее реализации постоянно совершенствуется с учетом интересов ее участников и возможностей федерального бюджета.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.02 № 168 "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" утверждены изменения и дополнения к ней, а также Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам Программы. В частности, нашли отражение следующие наиболее существенные положения:

  • всем гражданам - участникам Программы будет предоставляться 100% безвозмездной субсидии (независимо от срока службы, но не менее 10 календарных лет). Раньше тем, кто имел выслугу менее 25 лет, государство предоставляло субсидию в размере 80%. Если учесть, что владельцам сертификатов приходилось для покупки жилья дополнительно вкладывать собственные средства или приобретать жилье меньшей площади, либо с более низкими потребительскими качествами, то становится ясно, насколько увеличивается привлекательность Программы;
  • для отдельных категорий участников Программы появляется возможность приобретения по государственным жилищным сертификатам дополнительной жилплощади, на которую, в соответствии с существующим законодательством, они имеют право;
  • в новой редакции правил исключено ограничение стоимости квадратного метра жилья по экономическим районам. В ряде регионов, таких как Самарская, Ростовская, Ленинградская, Московская области, Краснодарский край, в которых стоимость 1 кв. метра общей площади в субъекте выше, чем в среднем по экономическому району, реализация Программы затруднялась. Теперь эти ограничения устранены, и у людей появились равные условия приобретения жилья;
  • правилами отменяется регистрация жилищных сертификатов для увольняемых военнослужащих. Кроме того, оплате будет подлежать не только договор купли-продажи, но и договор уступки требования на жилое помещение, на основании которого владелец сертификата вступил в права собственности на приобретенное жилье. В настоящее время государственным заказчиком Программы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации ведется работа по подготовке и утверждению нормативного документа, дающего возможность на правовой основе приобретать готовое жилье в новостройках;
  • продлевается срок действия жилищных сертификатов с 6 до 9 месяцев, что даст участникам Программы возможность иметь больше времени для изучения рынка жилья, подбора наилучшего варианта для покупки жилья, проверки юридической чистоты сделки, оформления необходимых документов и т.д.

Кроме того, изменяется пропорция при распределении выделяемых сертификатов между федеральными министерствами (ведомствами) и территориями Российской Федерации. Теперь сертификаты будут распределяться в равных долях, что позволит выделять субъектам Российской Федерации относительно большее количество жилищных сертификатов по сравнению с предыдущим периодом реализации Программы.

Уточняются организационные мероприятия, в частности, по замене сертификатов, более подробно прорабатывается порядок отчетности и контроля за реализацией Программы.

Госстрой России ежеквартально определяет среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета, в том числе по программе "Государственные жилищные сертификаты". Эта стоимость определяется на основании анализа данных Госкомстата России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о ценах на рынках жилья с учетом инфляционных процессов, прогнозируемых Минэкономразвития России.

По данному нормативу определяется размер денежных средств, которые государство гарантирует предоставить на приобретение жилья, исходя из возможностей федерального бюджета.

Финансовое обеспечение указанной Программы в 2003 г. регламентируется федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.01 № 675, согласно которой размеры бюджетных средств на реализацию программы "Государственные жилищные сертификаты" составляют 6,3 млрд рублей. В ценах 2003 г. на эту сумму можно будет выпустить всего 11,5 тыс. сертификатов, что явно недостаточно.

В целях поддержания стабильного хода реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" Госстрой России обратился с просьбой в Минэкономразвития России и Минфин России при формировании проекта федерального бюджета на 2003 г. изыскать средства для выпуска 40 тыс. сертификатов в размере не менее 22 млрд рублей.

По информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе воинские подразделения, в связи с проведением военной реформы, до 2010 г. необходимо будет выдать жилищные сертификаты около 360 тыс. человек, с учетом потребностей граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Численность граждан, уволенных с военной службы и обладающих правом на участие в Программе, на 1 января 2003 г. составит более 60 тыс. человек. Таким образом, расчетное количество граждан, обладающих правом и желающих принять участие в Программе (с 2003 по 2010 г.), составит примерно 420 тыс. человек.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Госстрой России совместно с заинтересованными министерствами внес в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О продлении срока действия на 2003 год федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", а также приступил к разработке концепции федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг. Концепция базируется на реализации по сертификатной схеме всех форм обеспечения жильем уволенных и увольняемых с военной службы, предусмотренных законодательством.

Анализ хода реализации Программы показал, что адресное предоставление безвозмездных субсидий и механизм прохождения бюджетных средств, заложенный в ней, в наибольшей степени обеспечивает их эффективное и целевое использование.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100