Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты"
Мишанов А.В., начальник государственного учреждения "Объединенная дирекция инвестиционных программ" Госстроя России
Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.98 № 71, разрабатывалась в качестве дополнительной формы обеспечения жильем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Она была ориентирована на развивавшиеся в тот период новые экономические отношения в жилищной сфере (собственность на жилье, рынок жилья и др.).
Динамичность Программы и заложенный в ней механизм позволили адекватно реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию в стране и вносить в Программу соответствующие коррективы.
Так, например, в 1999 г. Программа была распространена на увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений.
Программой было предусмотрено обеспечение в 1998-2002 гг. постоянным жильем 210 тыс. семей, в том числе 160 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы, и 50 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы.
За 4 года действия Программы федеральными бюджетами соответствующих лет на финансирование Программы с учетом дополнительных источников было предусмотрено 18 700 млн рублей. Фактически выпущено более 75 тыс. жилищных сертификатов. По состоянию на 1 апреля 2002 г. обеспечены жильем около 60 тыс. участников Программы, в том числе порядка 39 тыс. семей увольняемых военнослужащих и 21 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы. Общие расходы за указанный период составили 13 200 млн рублей.
В 2002 г. статьей 105 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" на финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы предусмотрены в составе расходов федерального бюджета капитальные вложения в объеме 5400 млн рублей по разделу "Промышленность, энергетика и строительство". Кроме того, в соответствии со статьей 106 Закона на обеспечение жильем военнослужащих реформируемых органов военного управления, воинских частей и организаций Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФПС России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на программу "Государственные жилищные сертификаты" направляются 6856,3 млрд рублей из федерального бюджета по разделу "Военная реформа". Таким образом, всего на реализацию Программы в 2002 г. планируется направить 12256,3 млн рублей, на которые предполагается оплатить около 27 тыс. сертификатов.
Всего к окончанию срока действия Программы (с учетом 2002 г.) будет выпущено около 103 тыс. сертификатов (49% от 5-летнего задания Программы). Задолженность по выпуску жилищных сертификатов к 01.01.03 составит около 107 тыс. шт. Для выпуска такого количества сертификатов потребуется около 60 млрд рублей в ценах 2003 г.
До 19 марта 2002 г. основным регламентирующим документом был Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, уволенным с военной службы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 № 351.
Учитывая, что Программа стала практически основной формой обеспечения жильем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, механизм ее реализации постоянно совершенствуется с учетом интересов ее участников и возможностей федерального бюджета.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.02 № 168 "О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" утверждены изменения и дополнения к ней, а также Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам-участникам Программы. В частности, нашли отражение следующие наиболее существенные положения:
- всем гражданам - участникам Программы будет предоставляться 100% безвозмездной субсидии (независимо от срока службы, но не менее 10 календарных лет). Раньше тем, кто имел выслугу менее 25 лет, государство предоставляло субсидию в размере 80%. Если учесть, что владельцам сертификатов приходилось для покупки жилья дополнительно вкладывать собственные средства или приобретать жилье меньшей площади, либо с более низкими потребительскими качествами, то становится ясно, насколько увеличивается привлекательность Программы;
- для отдельных категорий участников Программы появляется возможность приобретения по государственным жилищным сертификатам дополнительной жилплощади, на которую, в соответствии с существующим законодательством, они имеют право;
- в новой редакции правил исключено ограничение стоимости квадратного метра жилья по экономическим районам. В ряде регионов, таких как Самарская, Ростовская, Ленинградская, Московская области, Краснодарский край, в которых стоимость 1 кв. метра общей площади в субъекте выше, чем в среднем по экономическому району, реализация Программы затруднялась. Теперь эти ограничения устранены, и у людей появились равные условия приобретения жилья;
- правилами отменяется регистрация жилищных сертификатов для увольняемых военнослужащих. Кроме того, оплате будет подлежать не только договор купли-продажи, но и договор уступки требования на жилое помещение, на основании которого владелец сертификата вступил в права собственности на приобретенное жилье. В настоящее время государственным заказчиком Программы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации ведется работа по подготовке и утверждению нормативного документа, дающего возможность на правовой основе приобретать готовое жилье в новостройках;
- продлевается срок действия жилищных сертификатов с 6 до 9 месяцев, что даст участникам Программы возможность иметь больше времени для изучения рынка жилья, подбора наилучшего варианта для покупки жилья, проверки юридической чистоты сделки, оформления необходимых документов и т.д.
Кроме того, изменяется пропорция при распределении выделяемых сертификатов между федеральными министерствами (ведомствами) и территориями Российской Федерации. Теперь сертификаты будут распределяться в равных долях, что позволит выделять субъектам Российской Федерации относительно большее количество жилищных сертификатов по сравнению с предыдущим периодом реализации Программы.
Уточняются организационные мероприятия, в частности, по замене сертификатов, более подробно прорабатывается порядок отчетности и контроля за реализацией Программы.
Госстрой России ежеквартально определяет среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета, в том числе по программе "Государственные жилищные сертификаты". Эта стоимость определяется на основании анализа данных Госкомстата России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о ценах на рынках жилья с учетом инфляционных процессов, прогнозируемых Минэкономразвития России.
По данному нормативу определяется размер денежных средств, которые государство гарантирует предоставить на приобретение жилья, исходя из возможностей федерального бюджета.
Финансовое обеспечение указанной Программы в 2003 г. регламентируется федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.01 № 675, согласно которой размеры бюджетных средств на реализацию программы "Государственные жилищные сертификаты" составляют 6,3 млрд рублей. В ценах 2003 г. на эту сумму можно будет выпустить всего 11,5 тыс. сертификатов, что явно недостаточно.
В целях поддержания стабильного хода реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" Госстрой России обратился с просьбой в Минэкономразвития России и Минфин России при формировании проекта федерального бюджета на 2003 г. изыскать средства для выпуска 40 тыс. сертификатов в размере не менее 22 млрд рублей.
По информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе воинские подразделения, в связи с проведением военной реформы, до 2010 г. необходимо будет выдать жилищные сертификаты около 360 тыс. человек, с учетом потребностей граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Численность граждан, уволенных с военной службы и обладающих правом на участие в Программе, на 1 января 2003 г. составит более 60 тыс. человек. Таким образом, расчетное количество граждан, обладающих правом и желающих принять участие в Программе (с 2003 по 2010 г.), составит примерно 420 тыс. человек.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Госстрой России совместно с заинтересованными министерствами внес в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О продлении срока действия на 2003 год федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", а также приступил к разработке концепции федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг. Концепция базируется на реализации по сертификатной схеме всех форм обеспечения жильем уволенных и увольняемых с военной службы, предусмотренных законодательством.
Анализ хода реализации Программы показал, что адресное предоставление безвозмездных субсидий и механизм прохождения бюджетных средств, заложенный в ней, в наибольшей степени обеспечивает их эффективное и целевое использование.
|