Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Правовая нерегулированность миграционных процессов - основа преступности и терроризма, угроза национальной безопасности России (по материалам парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ)

4 апреля 2002 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания "Миграция в России: проблемы и противоречия".

С докладами на слушаниях выступили:

  • Селезнев Г.Н., Председатель Государственной Думы Российской Федерации;
  • Никитин В.И., Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей;
  • Иванов В.П., Заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
  • Черненко А.Г., Заместитель министра внутренних дел РФ - начальник Федеральной миграционной службы МВД Российской Федерации генерал-полковник внутренней службы.

По итогам работы участники парламентских слушаний приняли рекомендации. На страницах своего журнала редакция предлагает читателям информационный обобщенный материал по проблемам, прозвучавшим на слушаниях.

Ситуация

После распада СССР за пределами России осталось 25 млн русских и 4 млн представителей других коренных национальностей.

На просторах от Урала до Тихого океана живет всего 20 млн чел.

Общая численность населения России, по мнению аналитиков, к 2005 г. сократится с 144,8 до 141,9 млн чел.

Численность северо-восточных провинций Китая стремительно нарастает и достигла в короткие сроки 300 млн чел.

На Северный Кавказ ежегодно прибывает до 50 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, не считая нелегалов.

Выезд из России

За последние 10 лет из России выехало 4 млн чел. Наблюдается устойчивая тенденция роста численности россиян, выезжающих в другие государства с целью временной трудовой эмиграции по контролируемым государством каналам. С 1994 по 2000 г. она увеличилась в 5 раз с 8 до 40 тыс. чел. в год.

Незаконная миграция

Незаконная миграция в Россию по разным оценкам составляет от 1-1,5 до 10 млн чел.

За последние 5 лет количество задержанных на границе России возросло почти в 10 раз.

Основной поток незаконной миграции в Россию (до 90%) идет через границу с Казахстаном, кроме этого основными направлениями миграции являются: смоленское, брянское, белгородское.

250 тыс. иностранцев на территории России нуждаются в предоставлении убежища.

На заседании Совета безопасности РФ в октябре 2001 г. было констатировано, что проблемы незаконной иммиграции достигли масштаба угроз национальной безопасности.

По данным Федеральной пограничной службы РФ (у нас 400 погранпунктов), в 2001 г. в РФ въехало по служебным, частным, транзитным, туристским делам 15 млн чел. Выехало 11,5 млн. Начиная с 1999 г. такая разница составляет 3-3,5 млн чел.

Почти 50% всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В 2001 г. она составила 8 млрд долл.

Отдельные нерезиденты снимают со своих счетов до 50 млн долл. наличными в течение 2 месяцев по документам стран граждан СНГ и Балтии.

По заключенным в 90-х годах межправительственньм соглашениям предусматривается пересечение государственной границы, проживание, пребывание в РФ по двум десяткам различных документов.

Россия на сегодняшний день не требует фиксации сопровождающих иностранца документов, даты и места пересечения государственной границы.

В розыске в СНГ находится 96 тыс. уголовников, которые, по данным этих стран, находятся в России.

По данным ГУБОПа МВД РФ, из порядка 1 тыс. зарегистрированных ими воров в законе в Закавказье 800 авторитетов постоянно проживают в РФ.

В 1994 г. в России отменен институт прописки. В России начал процветать регистрационный бизнес.

Паспорта

В России находятся в хождении паспорта советского образца 1974 г.

Почти 100 млн населения стран СНГ и Балтии, завершив свою паспортизацию, пользуются как своими национальными паспортами, так и паспортами граждан СССР.

В СНГ имеется 25 млн незаполненных советских паспортов, которые в начале 1990 г. были отгружены в эти республики, которые теперь стали предметом устремлений криминального мира.

Темпы паспортной реформы не соответствуют интересам государства, с 1997 до 2000 г. выдано менее 10 млн паспортов. Страны СНГ уже завершили паспортизацию. Этот процесс надо завершить до 31 декабря 2003 г. и дезавуировать паспорт СССР.

Возвращение в Россию

За прошедшие 10 лет вернулось в Россию 8,6-9,0 млн переселенцев в основном из стран СНГ и Балтии, в том числе 1,2 млн чел. из Казахстана, 400 тыс. из Киргизии, 450 тыс. из Узбекистана, 350 тыс. из Таджикистана, 250 тыс. из Туркменистана.

Статус беженца получили около 1,6 млн чел., часть из них снята с обустройством, однако до нашего времени числится беженцами 900 тыс. чел.

В последние годы наблюдается снижение объемов интенсивности внутренних переселенцев. В 1989 г. миграция в пределах страны составляла 4,7 млн чел., в 2000 г. - 2,3 млн.

С 1992 г. по настоящее время гражданство РФ получили порядка 5 млн чел., абсолютное большинство которых в упрощенном порядке - 98,2%.

В России порядка 3 тыс. объединений мигрантов.

Иностранцы как рабочая сила

В период с 1996 по 2000 г. среднегодовая численность привлеченных иностранцев на основе трудовых контрактов составила 240 тыс. чел., из них 70% используются в отраслях материального производства.

Общее число зарегистрированных иностранных работников составляет не более 0,4% от совокупной численности занятых в экономике страны.

Незаконно трудоустраивается в России ежегодно 100 тыс. иностранцев.

При официальном уровне безработицы порядка 6 млн чел., иностранные трудовые эмигранты, по данным Госкомстата, занимают порядка 4 млн рабочих мест. В последние годы наблюдается снижение объемов интенсивности.

Чечня и миграция

Временно покинули места постоянного проживания на территории Чечни и находятся в местах временного размещения на территории РФ на июль 2001 г. 422 тыс. чел., в том числе на территории Чечни 225 тыс., Ингушетии - 149 тыс., в Ставропольском крае - 6 тыс., Дагестане - 4,6 тыс., Северной Осетии - 2,4 тыс., остальные 35 тыс. чел. в других субъектах РФ.

Мигранты и налоги

По оценкам правоохранительных органов, численность граждан Республики Азербайджан в Москве составляет порядка 500 тыс. чел., а на налоговом учете стоит 12 чел., граждан Китая в столице насчитывается 100 тыс. чел., на налоговом учете более 200 чел.

Со 170 официально зарегистрированных рынков в Москве в казну в 2001 г. поступило 468 млн руб., в то же время товарооборот через рынки составил 300 млрд руб. - это 0,2%.

200-тысячная диаспора граждан Украины трудится в Ямало-Ненецком автономном и Ханты-Мансийском автономном округах, но на налоговом учете находится менее 800 граждан Украины, которые платят налоги.

Предложения участников парламентских слушаний

  • Создать информационную базу о возможностях и потребностях регионов в приеме российских соотечественников для постоянного местожительства и обустройства. База должна постоянно обновляться (Селезнев Г.Н.
  • Председатель ГД РФ);
  • Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", принятый в 1981 г., устарел, требуется новый (Никитин В.И.
  • председатель Комитета ГД по делам национальностей);
  • нужна классификация вопросов вынужденной миграции, нелегальной иммиграции и эмиграции (Никитин В.И.);
  • необходима полная реализация ратифицированного 12 июня 2000 г. Российской Федерацией Соглашения о сотрудничестве государств
  • участников СНГ в борьбе с незаконной эмиграцией (Никитин В.И.);
  • разработать и заключить межгосударственные и межправительственные договора, а также договора межведомственного характера по предотвращению незаконной миграции, упорядочиванию порядка взаимных поездок граждан, перемещения имущества переселенцев через государственную границу, о возврате и транзите лиц, находящихся на территории заинтересованных государств (Иванов В.П.
  • заместитель руководителя Администрации Президента РФ);
  • разработать федеральные и региональные миграционные программы, разработать меры, связанные с обустройством вынужденных мигрантов, включить эти меры в федеральные целевые и региональные программы социально-экономического развития (Иванов В.П.);
  • разработать социально-экономические меры, направленные на регулирование миграционных процессов с учетом геополитических интересов государства и его финансовых возможностей, с учетом экономической, демографической и экологической ситуации и перспектив развития регионов (Иванов В.П.);
  • определить районы, наиболее предпочтительные для размещения мигрантов (Иванов В.П.);
  • разработать систему создания и сохранения рабочих мест при реализации экономических и инвестиционных проектов (Иванов В.П.);
  • совершенствовать механизмы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации основных направлений деятельности в области миграции с обязательным закреплением контрольных функций за ответственными федеральными органами исполнительной власти (Иванов В.П.);
  • необходимо создать систему научного обеспечения деятельности и профессиональной подготовки кадров в сфере миграции (Иванов В.П.);
  • организовать взаимодействие с соответствующими государственньми органами иностранных государств и международными организациями в целях решения миграционных проблем (Иванов В.П.);
  • объединить все миграционные законы в едином документе
  • своде миграционных законов РФ или миграционном кодексе (Кадохов В.Т.
  • первый заместитель председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике);
  • направлять миграционные потоки в те регионы, которые сегодня нуждаются в них как в плане демографии, так и в плане привлечения рабочей силы (Кадохов В.Т.);
  • объявить миграционную или иммиграционную амнистию (Графова Л.И.
  • председатель исполкома международного общественного движения "Форум переселенческих организаций");
  • требует созвать чрезвычайный переселенческий съезд (Графова Л.И.);
  • требует, чтобы Путин В.В. принял лидеров переселенческих организаций (Графова Л.И.);
  • нет существенного движения в продвижении и рассмотрении проектов федеральных законов "О правовом положении иностранных граждан", "О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О беженцах" (Маркелов К.А.
  • первый заместитель председателя Комитета СФ по делам СНГ);
  • включить в перспективные планы законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС модельных законов, касающихся проблем миграции (Маркелов К.А.);
  • нужно срочно решить проблему облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных или незарегистрированных мигрантов (Тишков В.А.
  • директор Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН);
  • надо сделать так, чтобы новожители страны попали в учет так называемого постоянного населения, который пройдет в октябре 2002 г. в ходе российской переписи (Тишков В.А.);
  • к принимаемому закону о гражданстве внести дополнения и установить для жителей постсоветских государств облегченный режим на въезд, получение права на работу и обретение гражданства (Тишков В.А.);
  • в бюджет 2003 г. надо включить средства для решения миграционных проблем в России (Лукин В.П.
  • заместитель Председателя ГД РФ);
  • надо покончить с коррупцией в миграционных службах (Лукин В.П.);
  • контролировать миграционные потоки с точки зрения интересов России (Лукин В.П.);
  • безобразно работают паспортно-визовые службы с точки зрения приема документов на гражданство (Ганушкина С.А.
  • руководитель программы "Миграция", правозащитный центр "Мемориал");
  • сформировать специализированную иммиграционную инспекцию в России (Бекетов В.А.
  • председатель Законодательного Собрания Краснодарского края);
  • ввести визовый режим въезда из государств СНГ (Бекетов В.А.);
  • должно быть четкое разделение законодательных и государственных мер поддержки мигрантов данного зарубежья и вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, вплоть до создания отдельного департамента ФМС МВД РФ (Балашов А.В.
  • руководитель переселенческой организации "Хоко");
  • внести дополнение в федеральный закон о вынужденных переселенцах, упраздняющее 5-летний срок действия статуса вынужденного переселенца. Установить, что основанием для утраты этого статуса является получение переселенцем предусмотренной законом помощи (Курбанова Н.В.
  • руководитель общества переселенцев из Чечни "Надежда-2");
  • создать отдельное министерство по миграционно-демографической политике в России (Гончаренко С.С.
  • заместитель руководителя департамента Министерства транспорта России);
  • у нас не отработана процедура депортации, что является дорогостоящим мероприятием (Калинина С.В.
  • руководитель ФМС МВД РФ в Удмуртской Республике);
  • необходимо создание эффективного механизма контроля за пребыванием иностранных граждан на территорию России (Калинина С.В.);
  • приоритетное право на использование иностранной рабочей силы необходимо отдавать фирмам, осуществляющим инвестирование (Калинина С.В.);
  • для подготовки заключения о целесообразности привлечения к работе мигранта работодателю нужно дополнительно представлять документы, справку об адресах и условиях размещения, лицензию на осуществление деятельности, сальдовую справку, справку из налоговой инспекции, документ об образовании. Расходы по возвращению, выдворению иностранных граждан, принятых в нарушение закона, возлагается на работодателя и эти мигранты должны выдворяться органами МВД (Калинина С.В.);
  • надо иметь бюджет миграционной службы по субъекту РФ (Калинина С.В.);
  • осуществить кодификацию законодательства по проблемам вынужденных переселенцев (Смирнов В.В.
  • начальник управления по социальным вопросам и работе с вынужденными переселенцами
  • специальный Представитель Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта);
  • заключить межгосударственные соглашения со странами СНГ о взаимодействии и взаимных обязательствах в вопросах, связанных с внешней миграцией населения (Смирнов В.В.);
  • провести мероприятия по классификационной характеристике мигрантов (Смирнов В.В.);
  • необходим особый порядок проведения всероссийской переписи населения на Северном Кавказе и в приграничных районах (Смирнов В.В.);
  • создать рабочую группу с участием как государственных, так и негосударственных структур для выработки предложений по эффективной реализации государственной миграционной политики в части внешней легальной возрастной трудовой миграции (Курдюмов Н.В.
  • фонд помощи беженцам и переселенцам "Соотечественники");
  • создать сеть информационно-консультационных центров (внешней трудовой миграции) (Курдюмов Н.В.);
  • создать всероссийскую ассоциацию фирм
  • экспортеров рабочей силы (Курдюмов В.В.);
  • рекомендовать загранпредставительствам РФ, а также заинтересованным министерствам и ведомствам осуществлять мониторинг и другие меры по расширению возможностей для легальной, временной и контрактной работы российских граждан за рубежом (Курдюмов В.В.).

Материалы обобщили
В. Журавель,
З. Шангареева

Правовая нерегулированность миграционных процессов - основа преступности и терроризма, угроза национальной безопасности России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Правовая нерегулированность миграционных процессов - основа преступности и терроризма, угроза национальной безопасности России (по материалам парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ)

4 апреля 2002 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания "Миграция в России: проблемы и противоречия".

С докладами на слушаниях выступили:

  • Селезнев Г.Н., Председатель Государственной Думы Российской Федерации;
  • Никитин В.И., Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей;
  • Иванов В.П., Заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
  • Черненко А.Г., Заместитель министра внутренних дел РФ - начальник Федеральной миграционной службы МВД Российской Федерации генерал-полковник внутренней службы.

По итогам работы участники парламентских слушаний приняли рекомендации. На страницах своего журнала редакция предлагает читателям информационный обобщенный материал по проблемам, прозвучавшим на слушаниях.

Ситуация

После распада СССР за пределами России осталось 25 млн русских и 4 млн представителей других коренных национальностей.

На просторах от Урала до Тихого океана живет всего 20 млн чел.

Общая численность населения России, по мнению аналитиков, к 2005 г. сократится с 144,8 до 141,9 млн чел.

Численность северо-восточных провинций Китая стремительно нарастает и достигла в короткие сроки 300 млн чел.

На Северный Кавказ ежегодно прибывает до 50 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, не считая нелегалов.

Выезд из России

За последние 10 лет из России выехало 4 млн чел. Наблюдается устойчивая тенденция роста численности россиян, выезжающих в другие государства с целью временной трудовой эмиграции по контролируемым государством каналам. С 1994 по 2000 г. она увеличилась в 5 раз с 8 до 40 тыс. чел. в год.

Незаконная миграция

Незаконная миграция в Россию по разным оценкам составляет от 1-1,5 до 10 млн чел.

За последние 5 лет количество задержанных на границе России возросло почти в 10 раз.

Основной поток незаконной миграции в Россию (до 90%) идет через границу с Казахстаном, кроме этого основными направлениями миграции являются: смоленское, брянское, белгородское.

250 тыс. иностранцев на территории России нуждаются в предоставлении убежища.

На заседании Совета безопасности РФ в октябре 2001 г. было констатировано, что проблемы незаконной иммиграции достигли масштаба угроз национальной безопасности.

По данным Федеральной пограничной службы РФ (у нас 400 погранпунктов), в 2001 г. в РФ въехало по служебным, частным, транзитным, туристским делам 15 млн чел. Выехало 11,5 млн. Начиная с 1999 г. такая разница составляет 3-3,5 млн чел.

Почти 50% всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В 2001 г. она составила 8 млрд долл.

Отдельные нерезиденты снимают со своих счетов до 50 млн долл. наличными в течение 2 месяцев по документам стран граждан СНГ и Балтии.

По заключенным в 90-х годах межправительственньм соглашениям предусматривается пересечение государственной границы, проживание, пребывание в РФ по двум десяткам различных документов.

Россия на сегодняшний день не требует фиксации сопровождающих иностранца документов, даты и места пересечения государственной границы.

В розыске в СНГ находится 96 тыс. уголовников, которые, по данным этих стран, находятся в России.

По данным ГУБОПа МВД РФ, из порядка 1 тыс. зарегистрированных ими воров в законе в Закавказье 800 авторитетов постоянно проживают в РФ.

В 1994 г. в России отменен институт прописки. В России начал процветать регистрационный бизнес.

Паспорта

В России находятся в хождении паспорта советского образца 1974 г.

Почти 100 млн населения стран СНГ и Балтии, завершив свою паспортизацию, пользуются как своими национальными паспортами, так и паспортами граждан СССР.

В СНГ имеется 25 млн незаполненных советских паспортов, которые в начале 1990 г. были отгружены в эти республики, которые теперь стали предметом устремлений криминального мира.

Темпы паспортной реформы не соответствуют интересам государства, с 1997 до 2000 г. выдано менее 10 млн паспортов. Страны СНГ уже завершили паспортизацию. Этот процесс надо завершить до 31 декабря 2003 г. и дезавуировать паспорт СССР.

Возвращение в Россию

За прошедшие 10 лет вернулось в Россию 8,6-9,0 млн переселенцев в основном из стран СНГ и Балтии, в том числе 1,2 млн чел. из Казахстана, 400 тыс. из Киргизии, 450 тыс. из Узбекистана, 350 тыс. из Таджикистана, 250 тыс. из Туркменистана.

Статус беженца получили около 1,6 млн чел., часть из них снята с обустройством, однако до нашего времени числится беженцами 900 тыс. чел.

В последние годы наблюдается снижение объемов интенсивности внутренних переселенцев. В 1989 г. миграция в пределах страны составляла 4,7 млн чел., в 2000 г. - 2,3 млн.

С 1992 г. по настоящее время гражданство РФ получили порядка 5 млн чел., абсолютное большинство которых в упрощенном порядке - 98,2%.

В России порядка 3 тыс. объединений мигрантов.

Иностранцы как рабочая сила

В период с 1996 по 2000 г. среднегодовая численность привлеченных иностранцев на основе трудовых контрактов составила 240 тыс. чел., из них 70% используются в отраслях материального производства.

Общее число зарегистрированных иностранных работников составляет не более 0,4% от совокупной численности занятых в экономике страны.

Незаконно трудоустраивается в России ежегодно 100 тыс. иностранцев.

При официальном уровне безработицы порядка 6 млн чел., иностранные трудовые эмигранты, по данным Госкомстата, занимают порядка 4 млн рабочих мест. В последние годы наблюдается снижение объемов интенсивности.

Чечня и миграция

Временно покинули места постоянного проживания на территории Чечни и находятся в местах временного размещения на территории РФ на июль 2001 г. 422 тыс. чел., в том числе на территории Чечни 225 тыс., Ингушетии - 149 тыс., в Ставропольском крае - 6 тыс., Дагестане - 4,6 тыс., Северной Осетии - 2,4 тыс., остальные 35 тыс. чел. в других субъектах РФ.

Мигранты и налоги

По оценкам правоохранительных органов, численность граждан Республики Азербайджан в Москве составляет порядка 500 тыс. чел., а на налоговом учете стоит 12 чел., граждан Китая в столице насчитывается 100 тыс. чел., на налоговом учете более 200 чел.

Со 170 официально зарегистрированных рынков в Москве в казну в 2001 г. поступило 468 млн руб., в то же время товарооборот через рынки составил 300 млрд руб. - это 0,2%.

200-тысячная диаспора граждан Украины трудится в Ямало-Ненецком автономном и Ханты-Мансийском автономном округах, но на налоговом учете находится менее 800 граждан Украины, которые платят налоги.

Предложения участников парламентских слушаний

  • Создать информационную базу о возможностях и потребностях регионов в приеме российских соотечественников для постоянного местожительства и обустройства. База должна постоянно обновляться (Селезнев Г.Н.
  • Председатель ГД РФ);
  • Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", принятый в 1981 г., устарел, требуется новый (Никитин В.И.
  • председатель Комитета ГД по делам национальностей);
  • нужна классификация вопросов вынужденной миграции, нелегальной иммиграции и эмиграции (Никитин В.И.);
  • необходима полная реализация ратифицированного 12 июня 2000 г. Российской Федерацией Соглашения о сотрудничестве государств
  • участников СНГ в борьбе с незаконной эмиграцией (Никитин В.И.);
  • разработать и заключить межгосударственные и межправительственные договора, а также договора межведомственного характера по предотвращению незаконной миграции, упорядочиванию порядка взаимных поездок граждан, перемещения имущества переселенцев через государственную границу, о возврате и транзите лиц, находящихся на территории заинтересованных государств (Иванов В.П.
  • заместитель руководителя Администрации Президента РФ);
  • разработать федеральные и региональные миграционные программы, разработать меры, связанные с обустройством вынужденных мигрантов, включить эти меры в федеральные целевые и региональные программы социально-экономического развития (Иванов В.П.);
  • разработать социально-экономические меры, направленные на регулирование миграционных процессов с учетом геополитических интересов государства и его финансовых возможностей, с учетом экономической, демографической и экологической ситуации и перспектив развития регионов (Иванов В.П.);
  • определить районы, наиболее предпочтительные для размещения мигрантов (Иванов В.П.);
  • разработать систему создания и сохранения рабочих мест при реализации экономических и инвестиционных проектов (Иванов В.П.);
  • совершенствовать механизмы разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации основных направлений деятельности в области миграции с обязательным закреплением контрольных функций за ответственными федеральными органами исполнительной власти (Иванов В.П.);
  • необходимо создать систему научного обеспечения деятельности и профессиональной подготовки кадров в сфере миграции (Иванов В.П.);
  • организовать взаимодействие с соответствующими государственньми органами иностранных государств и международными организациями в целях решения миграционных проблем (Иванов В.П.);
  • объединить все миграционные законы в едином документе
  • своде миграционных законов РФ или миграционном кодексе (Кадохов В.Т.
  • первый заместитель председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике);
  • направлять миграционные потоки в те регионы, которые сегодня нуждаются в них как в плане демографии, так и в плане привлечения рабочей силы (Кадохов В.Т.);
  • объявить миграционную или иммиграционную амнистию (Графова Л.И.
  • председатель исполкома международного общественного движения "Форум переселенческих организаций");
  • требует созвать чрезвычайный переселенческий съезд (Графова Л.И.);
  • требует, чтобы Путин В.В. принял лидеров переселенческих организаций (Графова Л.И.);
  • нет существенного движения в продвижении и рассмотрении проектов федеральных законов "О правовом положении иностранных граждан", "О порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О беженцах" (Маркелов К.А.
  • первый заместитель председателя Комитета СФ по делам СНГ);
  • включить в перспективные планы законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС модельных законов, касающихся проблем миграции (Маркелов К.А.);
  • нужно срочно решить проблему облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных или незарегистрированных мигрантов (Тишков В.А.
  • директор Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН);
  • надо сделать так, чтобы новожители страны попали в учет так называемого постоянного населения, который пройдет в октябре 2002 г. в ходе российской переписи (Тишков В.А.);
  • к принимаемому закону о гражданстве внести дополнения и установить для жителей постсоветских государств облегченный режим на въезд, получение права на работу и обретение гражданства (Тишков В.А.);
  • в бюджет 2003 г. надо включить средства для решения миграционных проблем в России (Лукин В.П.
  • заместитель Председателя ГД РФ);
  • надо покончить с коррупцией в миграционных службах (Лукин В.П.);
  • контролировать миграционные потоки с точки зрения интересов России (Лукин В.П.);
  • безобразно работают паспортно-визовые службы с точки зрения приема документов на гражданство (Ганушкина С.А.
  • руководитель программы "Миграция", правозащитный центр "Мемориал");
  • сформировать специализированную иммиграционную инспекцию в России (Бекетов В.А.
  • председатель Законодательного Собрания Краснодарского края);
  • ввести визовый режим въезда из государств СНГ (Бекетов В.А.);
  • должно быть четкое разделение законодательных и государственных мер поддержки мигрантов данного зарубежья и вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, вплоть до создания отдельного департамента ФМС МВД РФ (Балашов А.В.
  • руководитель переселенческой организации "Хоко");
  • внести дополнение в федеральный закон о вынужденных переселенцах, упраздняющее 5-летний срок действия статуса вынужденного переселенца. Установить, что основанием для утраты этого статуса является получение переселенцем предусмотренной законом помощи (Курбанова Н.В.
  • руководитель общества переселенцев из Чечни "Надежда-2");
  • создать отдельное министерство по миграционно-демографической политике в России (Гончаренко С.С.
  • заместитель руководителя департамента Министерства транспорта России);
  • у нас не отработана процедура депортации, что является дорогостоящим мероприятием (Калинина С.В.
  • руководитель ФМС МВД РФ в Удмуртской Республике);
  • необходимо создание эффективного механизма контроля за пребыванием иностранных граждан на территорию России (Калинина С.В.);
  • приоритетное право на использование иностранной рабочей силы необходимо отдавать фирмам, осуществляющим инвестирование (Калинина С.В.);
  • для подготовки заключения о целесообразности привлечения к работе мигранта работодателю нужно дополнительно представлять документы, справку об адресах и условиях размещения, лицензию на осуществление деятельности, сальдовую справку, справку из налоговой инспекции, документ об образовании. Расходы по возвращению, выдворению иностранных граждан, принятых в нарушение закона, возлагается на работодателя и эти мигранты должны выдворяться органами МВД (Калинина С.В.);
  • надо иметь бюджет миграционной службы по субъекту РФ (Калинина С.В.);
  • осуществить кодификацию законодательства по проблемам вынужденных переселенцев (Смирнов В.В.
  • начальник управления по социальным вопросам и работе с вынужденными переселенцами
  • специальный Представитель Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта);
  • заключить межгосударственные соглашения со странами СНГ о взаимодействии и взаимных обязательствах в вопросах, связанных с внешней миграцией населения (Смирнов В.В.);
  • провести мероприятия по классификационной характеристике мигрантов (Смирнов В.В.);
  • необходим особый порядок проведения всероссийской переписи населения на Северном Кавказе и в приграничных районах (Смирнов В.В.);
  • создать рабочую группу с участием как государственных, так и негосударственных структур для выработки предложений по эффективной реализации государственной миграционной политики в части внешней легальной возрастной трудовой миграции (Курдюмов Н.В.
  • фонд помощи беженцам и переселенцам "Соотечественники");
  • создать сеть информационно-консультационных центров (внешней трудовой миграции) (Курдюмов Н.В.);
  • создать всероссийскую ассоциацию фирм
  • экспортеров рабочей силы (Курдюмов В.В.);
  • рекомендовать загранпредставительствам РФ, а также заинтересованным министерствам и ведомствам осуществлять мониторинг и другие меры по расширению возможностей для легальной, временной и контрактной работы российских граждан за рубежом (Курдюмов В.В.).

Материалы обобщили
В. Журавель,
З. Шангареева