Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

О правилах пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Казакова Л.А., преподаватель Академии ФСБ России, Петров К.С., кандидат юридических наук, старший преподаватель Академии ФСБ России

Казакова Л.А.Реформирование различных сфер нашей жизни в последние 10-15 лет сопровождается изменениями правового регулирования в различных областях. Эти изменения направлены, главным образом, на демократизацию общественных отношений. Вместе с тем, этот процесс имеет и обратную, не всегда положительную сторону. Одним из проявлений этой "обратной" стороны является нелегальная миграция, которая стала в последние годы серьезной проблемой для нашего государства.

Проблема нелегальной миграции тесно связана с административно-правовым статусом иностранных граждан и лиц без гражданства1. Ему в литературе уделяется достаточно много внимания2. Вместе с тем, как правило, не рассматривается подробно часть правового статуса иностранных граждан, касающаяся их проживания и передвижения, то есть пребывания по смыслу Закона СССР от 24.06.81 № 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР"3.

Как известно, существуют два основных вида правовых режимов иностранных граждан и лиц без гражданства: национальный и специальный.

Первый из них означает, что иностранные граждане и лица без гражданства приравниваются в правах и обязанностях к собственным гражданам в определенных сферах общественной и государственной жизни. В свою очередь, специальный режим предполагает установление особых правил поведения для иностранных граждан, в силу которых их правовой статус существенно отличается от правового статуса граждан страны пребывания.

Иногда к этим двум режимам добавляют режим наибольшего благоприятствования и привилегированный (капитуляционный, дискриминационный, оккупационный) режим4. Первый из них предполагает, что гражданам договаривающихся государств будут предоставлены такие права, какими пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства, а второй - что иностранные граждане пользуются большим объемом прав, чем граждане данного государства. Несложно заметить, что оба эти режима, в конечном итоге, либо уравнивают иностранных граждан с гражданами государства пребывания, либо устанавливают для них специальные правила поведения, и, таким образом, сводятся либо к национальному, либо к специальному режиму.

Анализ нормативных правовых актов, определяющих правовой статус иностранных граждан в нашей стране, позволяет сделать вывод о том, какой правовой режим по отношению к этой категории лиц установлен в нашей стране. В соответствии с Конституцией РФ5 иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Сообразно с этим иностранные граждане и лица без гражданства в нашей стране не могут быть приняты на государственную службу и находиться на государственной службе, если доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями6, они не могут быть членами экипажей воздушных судов7; капитанами, старшими помощниками капитана, старшими механиками и радиоспециалистами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ8; частными детективами9, адвокатами10 и нотариусами11, членами политических партий12. Иностранные граждане и лица без гражданства в нашей стране не могут участвовать в референдуме13, а также избирать и быть избранными, за исключением выборов в органы местного самоуправления постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования иностранных граждан и лиц без гражданства14. Кроме того, законодательством установлен и особый порядок допуска иностранных граждан и лиц без гражданства к сведениям, составляющим государственную тайну15.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в нашей стране в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства установлен национальный режим с элементами специального режима. В равной мере это относится и к пребыванию данных лиц в РФ.

Правовую основу пребывания иностранных граждан в нашей стране составляет целый ряд нормативных правовых актов. Наиболее значимыми из них, помимо Конституции РФ, являются, прежде всего, вышеназванный Закон СССР 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР", Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 № 214616, Правила пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.91 № 21217, постановление Правительства РФ от 14.10.92 № 790 "О порядке приема и передвижения иностранных граждан в Российской Федерации"; Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 105518. Вопросы транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию нашей страны регламентируются Федеральным законом от 15.08.96 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"19. Кроме того, на основе вышеуказанных правовых актов субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты. Так, например, в Москве принят Закон от 9.07.97 № 33 "Об условиях пребывания в Москве иностранных граждан, имеющих право на безвизовый въезд в Россию"20, в Московской области Закон от 5.04.00 № 22/2000-ОЗ "О временном порядке регистрационного учета в Московской области лиц, имеющих право на безвизовый въезд в Российскую Федерацию".

Порядок оформления документов, дающих право на проживание в РФ, зависит от категории, к которой относятся иностранные граждане, находящиеся на территории нашей страны. Законодательством в зависимости от срока пребывания в нашей стране иностранные граждане подразделяются на: постоянно проживающих и временно пребывающих (к ним относятся студенты, туристы, лица, прибывшие к нам для работы, по частным и служебным делам и т.д.).

Для постоянного проживания в РФ иностранному гражданину необходимо получить письменное разрешение от органов внутренних дел, а затем вид на жительство. Последний выдается органами внутренних дел по месту жительства на срок действия заграничного паспорта, но не более чем на 5 лет, а иностранным гражданам, достигшим 45-летнего возраста, - на весь срок действия загранпаспорта. По своему содержанию вид на жительство близок к паспорту гражданина РФ.

Как и граждане РФ, иностранные граждане, постоянно проживающие в нашей стране, обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане проживают по заграничным паспортам, получаемым ими в собственных странах, при условии регистрации в установленном Правительством РФ порядке. Заграничные паспорта должны быть представлены на регистрацию по прибытии в пункт назначения в течение 3 суток, исключая выходные и праздничные дни, а в гостиницах - сразу по прибытии. На практике в отдельных субъектах устанавливаются более короткие сроки (например, в Москве в случае прибытия на срок более 3 суток иностранный гражданин в течение суток, исключая выходные и праздничные дни, обязан обратиться для регистрации).

Места регистрации зависят от цели прибытия иностранных граждан в нашу страну. Так, в Министерстве иностранных дел РФ и его представительствах на территории нашей страны регистрируется дипломатический, административно-технический, обслуживающий персонал дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, члены их семей, а также некоторые другие категории лиц. Этим лицам делается соответствующая запись в их паспортах, а тем, кому положено по должности, выдаются дипломатические, консульские либо служебные карточки.

Принимающие (приглашающие) организации регистрируют иностранных граждан, прибывающих в нашу страну по делам этих организаций на срок не более 3 месяцев и проживающих в ведомственных гостиницах или на служебной жилой площади этих организаций.

В гостиницах регистрируются все проживающие там иностранцы независимо от цели и сроков их пребывания в РФ.

Все остальные иностранные граждане (главным образом, прибывающие в нашу страну по частным делам, на работу и на учебу) регистрируются в органах внутренних дел.

Следует отметить, что отдельные категории иностранных граждан и лиц без гражданства освобождаются от регистрации. К ним, в частности, относятся:

1. Главы иностранных государств и правительств, члены иностранных парламентских и правительственных делегаций.

2. Иностранные граждане, имеющие паспорта ООН.

3. Иностранные граждане, не достигшие 18-летнего возраста.

4. Иностранцы, прибывающие в Россию на выходные и праздничные дни или на срок до 3 суток в обычные дни.

5. Иностранные туристы, совершающие круизы.

6. Члены экипажей иностранных невоенных морских и речных судов, военных кораблей, гражданских и военных воздушных судов, а также члены бригад пассажирских поездов железнодорожного международного сообщения.

В соответствии с решениями Правительства СССР, а затем Правительства РФ в целях обеспечения норм законодательства о правовом положении иностранных граждан целый ряд государственных органов и негосударственных структур ведут персональные учеты. Это те органы и организации, где осуществляется регистрация иностранных граждан. К сожалению, в силу недостатка у государства материальных возможностей в настоящее время в РФ нет единой системы и единого центра учета иностранных граждан и лиц без гражданства, а также отсутствует полный замкнутый контроль за въездом и выездом иностранных граждан. Это существенно затрудняет осуществление контроля за их местопребыванием и передвижениями по территории нашей страны.

К сожалению, в последнее время в нашей стране в силу ряда политических и экономических причин существенно понизилась эффективность действия многих нормативных актов, в том числе и в рассматриваемой сфере общественных отношений. Как следствие этого, с каждым годом увеличивается количество незаконно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые прибывают к нам на ограниченный срок на законных основаниях, однако продолжают жить в нашей стране и после того, как сроки их законного пребывания истекают. Наиболее характерно такое поведение для граждан некоторых африканских стран, а также китайцев и вьетнамцев. В ряде случаев такие лица занимаются противоправной коммерческой деятельностью, включая торговлю наркотиками, оружием, организацию каналов нелегальной миграции21. Параллельно они предпринимают попытки легализации своего пребывания на территории РФ путем оформления вида на жительство и приобретения в последующем российского гражданства (например, на основе фиктивного брака), по-лучения документов, подтверждающих обучение в учебных заведениях или работу в фирмах. Достаточно часто такие лица берут в аренду либо приобретают в собственность дома. К примеру, в Московском регионе явно отслеживается такая тенденция со стороны вьетнамцев.

Все это, как представляется, свидетельствует об острой необходимости приведения в соответствие с современными реалиями целого ряда нормативных правовых актов. В первую очередь это касается принятия Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и соответствующих Правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и транзитного проезда по ее территории, проекты которых подготовлены, но до сих пор не приняты. Необходимо усложнить процедуру приобретения гражданства РФ.

Весьма большой процент в общем числе иностранных граждан, нелегально пребывающих (находящихся) на территории нашей страны, составляют лица, попавшие на территорию РФ для осуществления трудовой деятельности и не пожелавших по окончании контракта возвратиться на родину. В этой связи имеет смысл рассмотреть более подробно порядок привлечения иностранной рабочей силы в нашу страну.

В соответствии с Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.12.93, вначале нужно получить положительное заключение о целесообразности использования труда иностранных граждан. Такое заключение выдается органами исполнительной власти соответствующего субъекта федерации (специально уполномоченными комиссиями, отделами, комитетами при администрациях (правительствах) субъектов федерации)22. После получения такого заключения работодатель обращается за получением разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, которое выдается специальными органами миграционной службы (на сегодняшний день органами внутренних дел)23. Для его получения нужно представить, помимо вышеназванного заключения, заявление и проект трудового договора с иностранными работниками или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условии привлечения иностранных рабочих. Решение о выдаче разрешения принимается в 30, а в случае проведения экспертизы - в 45-дневный срок. Срок действия разрешения установлен до одного года (по мотивированной просьбе он может продлеваться на срок еще до одного года). При этом в выданном разрешении помимо прочего указываются лишь численность и профессиональный состав работников, страна их происхождения или проживания, но не указываются их персональные данные. Информация о выданных разрешениях направляется миграционными органами нашей страны в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей и являются основанием для получения иностранными работниками въездной-выездной визы с правом найма на работу.

После въезда иностранных граждан в нашу страну и заключения с ними трудового договора работодатель обязан подать об этом сведения в миграционные органы, иностранный работник, в свою очередь, обязан получить подтверждение на право трудовой деятельности.

Установлено, что за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения работодатель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В случае же нарушения установленного порядка приема на работу иностранных граждан, въехавших в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, они подлежат выдворению из РФ органами внутренних дел за счет средств работодателя. В то же время анализ действующих нормативных правовых актов показывает, что в большинстве случаев наиболее существенной мерой воздействия, которая может быть применена по отношению к недобросовестному работодателю, служит лишение его права визовой поддержки. Таким образом, налицо явно неадекватный характер мер административного принуждения, поскольку, если по истечении срока действия визы иностранный гражданин останется на территории нашей страны, его выдворение за пределы РФ в большинстве случаев будет осуществляться за счет средств федерального бюджета24. В этой связи интересен опыт, накопленный в Московском регионе, в котором Положением о порядке привлечения и использования в г. Москве иностранной рабочей силы25, предусмотрено, что расходы по возвращению (выдворению) иностранных граждан за рубеж, принятых на работу в нарушение этого Положения, а также в случаях аннулирования разрешения и подтверждения, несут работодатели. При этом подтверждение на право трудовой деятельности выдается работодателю только после перечисления им на специальный счет Комитета по делам миграции средств за возвращение (выдворение) за каждого привлекаемого работника в размере стоимости авиационного билета до столицы страны проживания.

Для предотвращения использования института привлечения иностранной рабочей силы в нашу страну недобросовестными фирмами в целях извлечения прибыли посредством ввоза нелегальных мигрантов, следует установить жесткое квотирование в отношении числа приглашаемых иностранцев, а также брать залог за каждого приглашенного иностранного гражданина в размере суммы, необходимой на выдворение, или несколько большей. Залоговую сумму следует возвращать только в случае подтверждения выезда иностранца за пределы РФ.

Завершая рассмотрение порядка регистрации иностранных граждан следует отметить, что подлежит регистрации и транспорт иностранных граждан, ввозимый в нашу страну. При этом личный и служебный автотранспорт иностранных граждан, прибывающих в Россию на срок до 6 месяцев, подлежит постановке на учет в таможенных органах при пересечении таможенной границы нашей страны без замены национальных номерных знаков. Транспортные средства, которые ввозятся в Россию на срок более 6 месяцев, регистрируются в подразделениях ГИБДД МВД России с заменой национальных номерных знаков.

Вторую важную составную часть пребывания иностранных граждан в РФ составляет порядок их передвижения по территории нашей страны.

В период существования СССР иностранцы, находившиеся на его территории на законных основаниях, имели возможности для передвижения по стране при условии согласования с государственными органами (органами внутренних дел) целей и маршрутов поездки. Это касалось передвижения по большей части территории СССР, открытой для посещения иностранными гражданами и лицами без гражданства, в то время как многие города и целые районы (территории) являлись закрытыми для посещения иностранцами26. Таким образом, порядок передвижения иностранцев по территории СССР носил разрешительный характер.

С развитием в России процессов демократизации, провозглашением руководством страны курса на построение рыночной экономики резко возросло количество приезжающих к нам иностранных бизнесменов и других категорий иностранцев и лиц без гражданства. Для успешного развития делового сотрудничества и предпринимательства этим лицам было необходимо обеспечить, как это принято в большинстве цивилизованных стран мира, известную свободу передвижения по территории принимающего государства. Именно поэтому в течение достаточно короткого времени было открыто для посещения иностранными гражданами подавляющее большинство ранее закрытых населенных пунктов и территорий. В настоящее время они не обязаны согласовывать свое намерение поехать в тот или иной населенный пункт России с государственны-ми органами (кроме территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан27), им достаточно пройти регистрацию в органах внутренних дел по прибытии к месту временного пребывания. То есть в целом порядок передвижения иностранцев по территории России в настоящее время носит уведомительный регистрационный характер.

Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, иностранные журналисты, сотрудники постоянных иностранных представительств (банков, авиакомпаний, торгово-промышленных групп) передвигаются по территории нашей страны без уведомления о поездке, за исключением объектов и других мест, для посещения которых иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Такое право предоставлено указанным категориям иностранных граждан на основе взаимности.

Например, Меморандумом между Правительством РФ и Правительством США в отношении открытой суши от 17.06.92 установлено, что:

  • во-первых, на основе взаимности стороны упраздняют все закрытые районы на территории РФ и США;
  • во-вторых, стороны могут и впредь запрещать въезд или доступ без надлежащего разрешения к объектам и другим местам, требующим специального разрешения для посещения широкой публикой.

Иностранные граждане тех государств, с которыми таких соглашений не достигнуто, могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами, при условии уведомления о поездке.

При этом иностранные граждане, временно пребывающие в РФ по линии принимающих организаций, уведомляют о поездке администрацию этих организаций, а иностранные граждане, постоянно проживающие в нашей стране или прибывшие в нее по частным делам, уведомляют органы внутренних дел. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в гостиницах или в органах внутренних дел либо в принимающей организации.

Следует отметить, что иностранные граждане, находящиеся в РФ, обязаны всегда иметь при себе документы, удостоверяющие личность, и предъявлять их по требованию представителей государственных органов.

В РФ, как и в целом ряде других государств, устанавливаются отдельные территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Перечень этих территорий доводится МИДом России до сведения иностранных дипломатических и консульских представительств.

Проезд к ним ограничивается специально установленными ограждениями, дорожными знаками и указателями. Въезд иностранных граждан на эти территории осуществляется в разрешительном порядке. При этом принимающие организации согласовывают эти вопросы с органами ФСБ, по месту своего нахождения.

В случае возникновения разногласий между заинтересованными организациями решение о въезде иностранных граждан на территории с регламентированным посещением принимается Государственной технической комиссией при Президенте РФ.

Масштабы этих территорий небольшие. Это отдельные регионы в Республике Карелия, Приморском и Красноярском краях, Камчатской, Оренбургской, Нижегородской, Мурманской, Челябинской, Ленинградской, Волгоградской, Астраханской областях и других регионах РФ.

Определенные особенности имеет порядок передвижения иностранных граждан, следующих через территорию РФ транзитом. Он, как правило, имеет разрешительный характер. В соответствии с ним въезд в РФ и выезд из нее таких иностранных граждан разрешается по действительным заграничным паспортам при наличии транзитных виз, если иное не предусмотрено международным договором (соглашением).

Транзитный проезд через территорию России без виз разрешается в следующих случаях:

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства совершают беспересадочный пролет воздушным транспортом через территорию РФ;
  • указанные выше лица следуют на самолетах международных авиалиний с пересадкой в российском аэропорту, имеют авиабилеты с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки в течение 24 ч с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки, а также соответствующие документы на право въезда в государство назначения;
  • они являются гражданами государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

Важное значение в обеспечении правил пребывания иностранных граждан имеет установление ответственности за их нарушение. В соответствии с действующим в настоящее время Кодексом РСФСР об административных правонарушениях28, к таким правонарушениям относится проживание без документов на право проживания или по недействительным документам; несоблюдение установленного порядка регистрации, порядка передвижения или выбора места жительства; уклонение от выезда по истечении официального срока пребывания, а равно несоблюдение правил транзитного проезда29. За такие правонарушения к иностранным гражданам могут быть применены предупреждение или штраф. Вместе с тем Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" установлено, что иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, органами внутренних дел может быть сокращен определенный ему срок пребывания в нашей стране. Этим же Законом установлена возможность применения за грубые нарушения правил пребывания иностранных граждан административного выдворения за пределы РФ30, то есть принудительного и контролируемого их перемещения через Государственную границу РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемого самостоятельного выезда выдворяемых из России. Право на административное выдворение имеют органы внутренних дел и пограничные войска. Оно может применяться в качестве, как основного, так и дополнительного вида взыскания.

Примечания.

1. Согласно Закона Российской Федерации от 28.11.91 № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовой статус этих категорий лиц различается, поскольку на территории нашей страны на иностранных граждан распространяют свое действие, по крайней мере, две группы правовых норм - своего государства и Российской Федерации, а на лиц без гражданства - только Российской Федерации. Поскольку это различие не имеет принципиального значения для нашей статьи, в дальнейшем различие между правовым статусом иностранных граждан и лиц без гражданства проводиться не будет.

2. См., например: Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учеб. М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996. С. 118-121; Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.: Юрист, 2000. С. 137-145; Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права // Государство и право. 2001. № 6. С. 25-34.

3. ВСНД СССР и ВС СССР. 1981. № 26. Ст. 836.

4. См. об этом, например: Ежова Национально-правовая имплементация международных норм о статусе иностранцев в СССР. С. 29.

5. См.: Ст. 62 Конституции Российской Федерации: М.: Юрид. лит., 1995.

6. См.: Ст. 21 Федерального закона от 31.07.95 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 3990.

7. См.: Ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 № 60-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1382.

8. См.: Ст. 56 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

9. См.: Ст. 2 Закона Российской Федерации от 11.03.92 № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.

10. См.: Ст. 11 Положения об адвокатуре РСФСР: Утверждено Законом РСФСР от 20.11.80 // ВВС РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596.

11. См.: Ст. 2 Основ законодательства о нотариате от 11.02.93 № 4462-I // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.

12. См.: Ст. 23 Федерального закона от 11.07.01 № 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

13. См.: Ст. 1 Федерального конституционного закона от 10.10.95 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921.

14. См.: Ст. 4 Федерального закона от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950. Ст. 23.

15. См.: Ст. 21 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-I "О госу-дарственной тайне" // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне: Утверждено постановлением Правительства РФ от 22.08.98 № 1003.

16. САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4933.

17. СПП СССР. 1991. № 12. Ст. 55.

18. СЗ РФ. 1994. № 21. Ст. 2399.

19. СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

20. Тверская, 13. 1997. №№ 37, 38.

21. См. об этом, например: Нелегальная миграция сращивается с криминалом // Президент. Парламент. Правительство. 2001. Март. С. 2-3.

22. Детально порядок выдачи заключения устанавливается нормативными актами соответствующего субъекта федерации.

23. См.: Указ Президента РФ от 23.02.02 № 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" // Рос. газета. 2002. 28 февраля. С. 6.

24. В то же время практика показывает, что в зависимости от страны проживания, конечного пункта назначения и категории иностранного гражданина за его переправку может уплачиваться от 4-5 до 10 тыс. долл. США. В свою очередь, его выдворение из РФ, как правило, применительно к конкретной стране проживания может обходиться нашему бюджету в сумму от 500 до 1000 долл. США.

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ в этот вопрос не вносит принципиальных изменений. Его статья 18.10 предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ за нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы.

25. Утверждено распоряжением Мэра Москвы от 5.03.99 № 183-РМ // Вест-ник мэрии Москвы. 1999. № 7.

26. Был период времени, когда такие города и районы составляли около 30% всей территории страны См. Постановление СМ СССР от 16.06.66 "О порядке передвижения иностранцев по территории СССР".

27. На сегодняшний день площадь таких территорий составляет примерно 3% территории РФ.

28. См. ст. 184 КоАП.

29. В новом КоАП РФ, который должен вступить в силу 1 июля 2002 года, отсутствует проживание без документов на право проживания или по недействительным документам.

30. Данный Закон предусматривает три группы оснований для административного выдворения иностранного гражданина "из пределов" нашей страны: 1) когда его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; 2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; 3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в СССР, таможенное, валютное или иное советское законодательство. В соответствии с этим, например, Федеральным законом от 30.03.95 "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотрено, что при отсутствии у въезжающего в нашу страну иностранного гражданина справки о прохождении медицинской проверки на предмет заболевания СПИДом или в случае выявления ВИЧ-инфекции у находящихся на территории нашей страны иностранного гражданина, он подлежит депортации из РФ в принудительном порядке. В то же время очевидно, что первая и вторая группа оснований предполагают применение административного выдворения ни как меры ответственности, а как меры административного предупреждения или пресечения, поскольку имеют иное целевое назначение.