Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Федеральный закон "О практических мерах по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма": проблемы применения

Брусникин Н.Ю., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по кредитным организациям и финансовым рынкам

1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 07.08.01 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", по которому вводится обязательный контроль за определенными операциями в банках и иных организациях с денежными средствами или иным имуществом на сумму свыше 600 тыс. рублей.

С принятием этого закона мы во многом продвинулись на пути борьбы с отмыванием грязных денег. Однако, как неоднократно доказывалось историей, сам по себе закон ничего не решит, если не будет увязан с другими, уже действующими законодательными нормами. Сейчас, по истечении 4 мес. с момента вступления в силу закона, можно подвести промежуточные итоги. И, в первую очередь, проанализировать практику применения этого закона в соответствии с другими законодательными актами, проще говоря, посмотреть, прижился ли закон на российском правовом поле. При подготовке слушаний мы в сотрудничестве с банками, которые являются основными участниками отношений по противодействию отмыванию, провели такой анализ и выявили существенные препятствия к дальнейшему применению Закона. Для их устранения потребуется внесение изменений в действующие нормативные акты либо отказ от применения некоторых норм рассматриваемого "антиотмывочного" закона.

В первую очередь, самым большим недостатком Закона является то, что организациям, осуществляющим обязательный контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом, не предоставлено право применять меры по предотвращению совершения операций, направленных на легализацию преступных доходов, в случае обнаружения каких-либо подозрительных фактов. Применение мер, таких как, например, отказ в открытии банковского счета, противоречит статьям 834 и 846 ГК РФ. Также не предусмотрены отсрочки выполнения подозрительных операций и закрытие банковских счетов. На основании этого поговаривают, что Закону, не дающему реальных прав для борьбы, больше подошло бы название "О сборе информации". К этому можно добавить еще одно обстоятельство, усложняющее дело: даже если организации и были бы наделены превентивными правами, то в случае, если подозрения организации в отношении совершаемой операции не оправдаются, на нее ляжет обязанность по возмещению убытков, причиненных принятыми мерами.

С другой стороны, Закон наделяет организации, осуществляющие контроль, правами в сфере выявления преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. Таким образом, такие организации, не являясь государственными организациями, обязаны, тем не менее, активно участвовать в реализации мер, которые выходят за пределы осуществляемой ими деятельности. Закон предписывает им накапливать, систематизировать, идентифицировать сведения о подозрительных лицах, хранить собранную информацию в условиях конфиденциальности и выдавать ее по запросам уполномоченных органов, то есть перед ними поставлены задачи по выявлению, хранению и передаче информации в целях борьбы с преступлениями. Следовательно, на организации, осуществляющие обязательный контроль, по сути возложены не свойственные им функции субъекта правоохранительной деятельности. В то же время не учтено, что субъекты правоохранительной деятельности обязаны действовать, соблюдая права и законные интересы лиц, в отношении которых совершаются действия правоохранительных органов, в частности, информировать лица, в отношении которых проводится проверка.

Большую озабоченность вызывает и положение Закона, в котором к числу операций, подлежащих обязательному контролю, отнесено "…снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности…". Здесь все дело в том, что данная норма будет действовать только в отношении тех юридических лиц, чья правоспособность ограничена законом либо уставом, во всех остальных случаях, согласно статье 49 ГК РФ, юридические лица вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Некоторые статьи Закона противоречат не только российскому законодательству, но и общепринятой мировой практике. Так, Закон относит к операциям, подлежащим обязательному контролю, покупку и продажу наличной иностранной валюты. Под действие этой нормы попадают общепринятые и часто совершаемые банками банкнотные сделки, сумма которых почти всегда превышает установленное Законом пороговое значение в 600 тыс. рублей, при которых иностранная валюта в наличной форме покупается и продается банками за безналичные рубли или иностранную валюту. Такие сделки являются общепринятыми в мировой практике и напрямую не связаны с легализацией преступных доходов.

И, наконец, последнее, что хотелось бы отметить в этой связи, это то, что, к сожалению, всегда сопутствует тому или иному проекту - недоделанность, "скороспелость". Законом предусмотрено, что Правительство РФ определяет перечень государств, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, или в котором не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций. На основании этих перечней органы, осуществляющие обязательный контроль, должны проводить проверку операций, совершаемых физическими или юридическими лицами, имеющими регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, входящем в такой перечень, либо имеющими счет в банке, зарегистрированном в таком государстве. Однако указанные перечни, подлежащие в соответствии с Законом опубликованию, не опубликованы, и организации, осуществляющие обязательный контроль, такими перечнями не располагают.

Вступление в силу Закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем" происходило в условиях, когда Запад решил всерьез взяться за решение этой проблемы. Во главе нового этапа борьбы с отмыванием денег встала Европа, а именно Европейский Союз, который в начале февраля этого года принял Парижскую декларацию о борьбе с отмыванием денег. В Декларации прописаны вопросы обеспечения транспарентности движения капиталов, ужесточение механизма взаимодействия с не сотрудничающими странами, развития судебного, полицейского и административного сотрудничества, усиление пруденциального контроля.

Россия участвовала в выработке Декларации в качестве наблюдателя. Для нашей делегации это стало прекрасной возможностью ознакомить западных коллег с российским опытом противодействия тенденциям, связанным с получением незаконных доходов, их легализацией и незаконным вывозом капиталов за рубеж: вступлением в силу Закона "О противодействии…", созданием Комитета по финансовому мониторингу. Но этого Западу, наверное, недостаточно, так как мы по-прежнему остаемся в черном списке Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ). В такой ситуации важно как можно больше приспособить наши "антиотмывочные" меры к общемировым.

Парижская декларация представляет для нас интерес с точки зрения соответствия ей нашего Закона. Некоторые положения, зафиксированные в Декларации, отражены и в Законе. Это прозрачность анонимных счетов; раскрытие банковской тайны; установление международного судебного, полицейского и административного сотрудничества между органами по борьбе с отмыванием; ограничение возможности оплаты наличными денежными средствами сделок, чей объем превышает определенную сумму; обязательное лицензирование сферы финансовых услуг.

Однако остаются еще пробелы, которые надо заполнить, в соответствии с Декларацией против отмывания денег. Во-первых, пока не представляется возможным в РФ сделать прозрачными некоторые юридические образования, в частности фонды и коммандитные товарищества, как это указано в Декларации. Для решения этого вопроса понадобится проведение анализа статистики количества этих юридических образований, зарегистрированных в РФ, а также наличия случаев отмывания ими денег. Во-вторых, в России на законодательном уровне не решен вопрос о создании центрального реестра банковских счетов, что тоже предусмотрено Декларацией. В случае обоснованности необходимости ведения реестра такого рода поправка может быть внесена в соответствующий закон. В первом и втором случаях несоответствия могут быть легко разрешены. А в некоторых других случаях дело обстоит хуже. Например, вопросы темы Декларации "Санкции в отношении не сотрудничающих стран" не подлежат регулированию внутренним российским законодательством и должны быть решены на уровне международно-правовых соглашений.

Таким образом, нам предстоит двойная задача: сначала привести в согласие российские нормы, а затем идти дальше и стараться равняться на Европу.

Данная тема находится в поле внимания законодателей. Так, 6 июня в Государственной Думе Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам проводил парламентские слушания "О практических мерах по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма". Приглашаем все заинтересованные стороны к сотрудничеству по этому вопросу.