', $article_name, ' | Issue ', $issue, ' | Журнал \"Право и безопасность\"'; ?>

Журнал "Право и безопасность"

***

.

Ключевые слова: .

***

В Российской Федерации проводятся широкомасштабные реформы в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, в том числе в правоохранительной. Создается и формируется законодательная база осуществляемых реформ, последовательно укрепляются и совершенствуются правовые основы общественно-политической жизни.

Реализуемая в настоящее время реформа МВД РФ является очередным важнейшим шагом модернизации страны и ее государственного управления, главная цель которой — создание современной и эффективной правоохранительной системы в России.

Инициатором реформирования министерства стал Президент РФ Д.А.Медведев, подписавший в декабре 2009 г. Указ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел, в котором ключевыми шагами реформы были заявлены: регулярная ротация руководящего состава; 20% сокращение кадров; избавление министерства от непрофильных функций; увеличение зарплаты и повышение социальной защищенности сотрудников [1].

Анализ публикаций СМИ и результатов социологических исследований свидетельствует об особом интересе общественности к реформированию системы МВД России. Одной из причин повышенного внимания к данному направлению явилось то, что впервые в истории современной России с 1993 г., когда шло общественное обсуждение проекта Конституции РФ, граждане страны были вовлечены в процесс широкого общественного обсуждения законопроекта «О полиции». Дискуссия шла с 7 августа по 15 сентября 2010 г. на сайте www.zakonoproekt2010.ru и вызвала острый интерес россиян. За время обсуждения на сайт поступило свыше 33 тыс. откликов, в том числе было выдвинуто 20 тыс. конкретных предложений по совершенствованию законопроекта, а сам сайт посетили более 1,5 млн человек. И это работа только одного Интернет-ресурса, а обсуждение развернулось и на других сетевых площадках, например на сайтах различных общественных организаций. и вызвала острый интерес россиян. За время обсуждения на сайт поступило свыше 33 тыс. откликов, в том числе было выдвинуто 20 тыс. конкретных предложений по совершенствованию законопроекта, а сам сайт посетили более 1,5 млн человек. И это работа только одного Интернет-ресурса, а обсуждение развернулось и на других сетевых площадках, например на сайтах различных общественных организаций.

Подводя итоги обсуждения законопроекта «О полиции», глава государства отметил, что «… людям небезразлично, какой будет наша правоохранительная система, каким образом будут защищаться их права и свободы (это главный вывод!), каким образом будет вестись борьба с преступностью, обеспечиваться общественный порядок» [2].

Таким образом, решение о реорганизации органов внутренних дел подразумевает глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы. Во главу угла возведены права и свободы граждан. Их защита и соблюдение должны являться основной целью полиции, именно население будет оценивать надежность и эффективность её деятельности.

С учетом поставленных Президентом РФ Д.А.Медведевым задач по реформированию МВД РФ и в связи с вступлением в силу Федерального закона «О полиции» [3] особую значимость приобретает вопрос дальнейшего совершенствования организации взаимодействия органов внутренних дел со СМИ и общественностью. В связи с этим необходимо провести анализ существующей практики взаимодействия, определить наиболее эффективные формы и методы работы в рассматриваемом направлении, переработать нормативные правовые акты, регулирующие данную деятельность.

Федеральный закон «О полиции» к числу основополагающих принципов работы полиции относит открытость и публичность ее деятельности. Статья 8 Закона «О полиции» определяет эту деятельность открытой для всего общества. Несмотря на особую значимость и выделение принципа открытости и публичности в отдельную статью Закона «О полиции», в нем не дано определение понятий «открытости» и «публичности», что может повлечь непонимание и трудности в выработке мер по реализации рассматриваемого принципа деятельности полиции. Само появление этого принципа в законодательстве является новацией.

В толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой "открытость" определяется как откровенность, правдивость, доверчивость, а "публичность" раскрывается через понятие «публичный», используемое в двух значениях: 1) совершающийся, происходящий в присутствии публики, людей; открытый; 2) предназначенный для публики, общества, находящийся в их распоряжении; общественный [4]. 2) предназначенный для публики, общества, находящийся в их распоряжении;

В словаре русского языка С.И.Ожегова слово «открытый» означает искренний, откровенный, выражающий прямоту, а «публичный» — осуществляемый в присутствии публики, открытый [5].

В словаре современных понятий и терминов под открытостью понимается информированность общества о принятии ключевых решений, свобода убеждений, выбора страны и места проживания, отсутствие цензуры и т.п. [6].

Часть 1 ст. 8 Закона «О полиции» определяет деятельность полиции как открытую для общества, но не безгранично, а лишь в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Таким образом, открытость имеет определенные рамки. Не всегда обстоятельства и факты могут быть обнародованы, публично изложены, раскрыты, опубликованы, преданы гласности, например, когда нужно защитить тайну личной жизни, семейную, государственную либо другую охраняемую законом тайну. Эти нормы соответствуют правовым нормам, закрепленным в Конституции РФ (ст. 23, 24).

Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой и охраной закона. Законом предусмотрены материально-правовые и процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни граждан, соответствующие обязанности должностных лиц. Так, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан образует состав преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ [7].

Гражданско-правовая ответственность, в том числе и в виде обязанности компенсировать причиненный моральный вред, может наступить не только при распространении недостоверных (ст. 152 ГК РФ), но и достоверных сведений, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам — неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне (ст. 150 ГК РФ) [8].

В части 2 ст. 8 Закона «О полиции» закреплено право граждан, общественных объединений и организаций на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверной информации о деятельности полиции, а также получение от полиции информации, непосредственно затрагивающей их права. Исключение составляет лишь информация, доступ к которой ограничен федеральным законом. Это право может быть реализовано в различных формах, в том числе с использованием сети Интернет. Здесь важная роль отводится официальным сайтам территориальных подразделений системы МВД России. В связи с этим руководство Министерства обязало руководителей подразделений всех уровней взять работу по обеспечению функционирования сайтов под личный контроль. Разделы и рубрики ведомственных Интернет-ресурсов должны своевременно наполняться не только качественной и актуальной информацией, но и материалами, которые помогут гражданам в разрешении имеющихся вопросов.

Анализ информационно-пропагандистской деятельности органов внутренних дел за последние 3 года показал, что количество материалов, размещенных в СМИ и сети Интернет, о работе территориальных подразделений возросло. Однако эта работа осуществлялась по инициативе руководства самого подразделения либо после получения указаний из вышестоящих органов и не всегда носила систематический характер. Теперь же обязанность полиции регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через СМИ, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами законодательно закреплена в ч. 3 ст. 8 Закона «О полиции». Право определения периодичности, порядка отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, оставлено за федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

«Граждане должны знать, как организована работа полиции по защите их прав, и требовать отчёта — такая обязанность руководителя территориального органа внутренних дел законодательно закреплена», — отметил Министр внутренних дел РФ генерал армии Р.Нургалиев в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России [9].

В связи с вышеизложенным и в целях реализации принципов открытости и публичности, создания условий для обеспечения права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности полиции необходимо разработать соответствующую Инструкцию об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России. Инструкция утверждается и вводится в действие приказом МВД России.

В Инструкции должно быть четко определено, кто из должностных лиц, в каком порядке и с какой периодичностью будет отчитываться перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и гражданами.

Отчеты должностных лиц должны проводиться в следующих целях: создания условий для реализации установленного Конституцией и законами Российской Федерации права граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органов внутренних дел; обеспечения открытости и публичности деятельности полиции; повышения уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

информирование граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;

развитие в рамках законодательства Российской Федерации системы общественного контроля над деятельностью полиции;

изучение общественного мнения о деятельности полиции, принятие соответствующих управленческих решений на основе анализа результатов исследования;

обеспечение эффективного взаимодействия полиции с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами в деле предупреждения и раскрытия преступлений и правонарушений;

правовое просвещение граждан.

В ч. 4 ст. 8 Закона «О полиции» закреплена обязанность полиции предоставлять сведения о своей деятельности СМИ по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реализация данного положения не является новой в деятельности органов внутренних дел. Накоплен многолетний практический опыт конструктивного взаимодействия подразделений системы МВД России со СМИ.

Так, в период существования Союза ССР пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими СМИ, а также творческими организациями осуществляло Пресс-бюро МВД России, созданное в июне 1983 г. [10].

С созданием МВД России пресс-службы и подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел функционируют во всех подразделениях системы Министерства [11]. Сегодня эти подразделения представляют собой мощные мобильные отряды профессионалов, повышающих престиж службы в органах правопорядка, играющих существенную роль в реализации задач и функций, выполняемых МВД России, формирующих положительный образ сотрудника органов внутренних дел. Кроме этого под мобильностью подразделений следует понимать их оперативность в реагировании на происходящие внешние и внутренние изменения в системе МВД России, в том числе и в связи с ее реформированием, принятием новых Указов Президента РФ, Закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел; поиске новых форм и методов взаимодействия со СМИ и иными институтами гражданского общества для создания условий по обеспечению открытости и публичности деятельности органов внутренних дел; выработке и реализации современных, более эффективных подходов и направлений в информационной политике Министерства с учетом информационной открытости и прозрачности деятельности ведомства.

В последние годы в работе органов внутренних дел по взаимодействию со СМИ всё чаще используется понятие «информационная открытость». Под информационной открытостью органов внутренних дел (в узком смысле) понимается степень доступности получения информации гражданами (организациями и объединениями) относительно их деятельности. Под информационной открытостью (в широком смысле) понимается, с одной стороны, способность органов внутренних дел информировать о своей деятельности внешних потребителей информации, с другой — возможность потребителей искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять, в том числе в режиме реального времени, информацию о деятельности органов государственной власти. Речь идет о наличии внутри любого органа государственной власти механизмов обязательного и активного информирования граждан о своей деятельности. Открытость предполагает также относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на её обнародование (кроме информации ограниченного распространения).

Для формирования информационной открытости власти, ее информационного взаимодействия с гражданским обществом органы власти должны обеспечивать предоставление информационных услуг населению и юридическим лицам. Конституционно-правовую часть механизма доступа российских граждан к информации составляют нормы ст. 29, 42 и 24 Конституции РФ, закрепляющие право каждого на свободный поиск и получение информации любым законным способом; на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Одним из путей повышения информационной открытости органов власти является развитие и широкое применение в их деятельности информационных и коммуникационных технологий с целью эффективного взаимодействия с гражданами и организациями [12].

К требованиям информационной открытости можно отнести:

гарантии открытого, своевременного и беспрепятственного доступа к общественно значимой информации (независимо от формы её хранения). Любое ограничение распространения или другое действие в отношении общественно значимой информации, препятствующее доступу к ней, должно основываться только на законе;

в случае отказа от предоставления информации в разумно короткое время должны быть указаны в письменном виде причины, определяющие обоснованность и законность отказа, а также дано право юридического рассмотрения данного вопроса в том или ином виде;

гарантии полноты и сохранности имеющейся в распоряжении органов внутренних дел общественно значимой информации (независимо от формы её хранения);

обеспечение разнообразия источников доступа к общественно значимой информации;

недопустимость распространения общественно значимой информации в качестве источника дополнительных доходов;

соблюдение конфиденциальности лиц, пользующихся информацией или запрашивающих её, а также права невмешательства в частную жизнь в отношении лиц, информация о которых имеется в распоряжении органов внутренних дел;

недопущение ограничений в доступе журналистов к различным источникам информации, а также недопустимость любых форм произвольного контроля над информацией и общественным мнением. Необходимо помнить, что документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, — это конфиденциальная информация.

Исходя из вышеизложенного, правовые гарантии информационной открытости можно определить следующим образом, — это обеспечение в соответствии с федеральными законами возможности получения гражданами и организациями своевременного и беспрепятственного доступа к общественно-значимой информации независимо от формы её хранения, без специальной подготовки или опыта. Орган, предоставляющий информацию, обязан обеспечить конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих информацию. Не допускается какая-либо цензура или контроль над публикацией информации. Обеспечивается равенство всех участников процесса информационного взаимодействия. Неотъемлемым является право граждан и организаций в рассмотрении обоснованности и законности отказа в получении информации.

В наиболее обобщенном виде вопросы, связанные с деятельностью СМИ в России, закреплены в ст. 29 Конституции РФ. Она в целом гарантирует свободу мысли и слова, невмешательство государства в формирование мнений и убеждений человека, его защиту от иного вмешательства, недопустимость идеологического диктата, насилия, контроля над личностью; определяет правовые барьеры против злоупотребления свободой выражения мнения, свободой слова, свободой информации; определяет право каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства, распространения информации любыми законными способами.

Следует отметить, что, по сравнению со ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29 Конституции РФ более широко трактует свободу выражения своего мнения и свободу информации. В ней фактически речь идёт о нескольких взаимосвязанных свободах — свободе выражения своих мнений, мыслей, идей, убеждений, свободе слова, свободе информации. Свобода слова выступает как одна из форм выражения свободы мысли, мнений, идей, убеждений.

Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации СМИ, конституционно закреплены в ст. 8, 34 и 35 Конституции РФ, в которых идёт речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в ст. 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [13].

Конституционно-правовые гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3 ст. 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (п. 2 ст. 100), открытость судопроизводства (п. 1 ст. 123) и др.

Одновременно с признанием и гарантированием прав и свобод человека и гражданина, Конституция закрепляет недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, принуждение кого-либо к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Так, закреплённые в Конституции РФ положения, касающиеся деятельности СМИ, нашли своё дальнейшее развитие и детализацию в целом ряде нормативных правовых актов. Среди них следует особо выделить Закон РФ «О средствах массовой информации» [14] и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [15]. Организацию и деятельность СМИ регламентируют и иные правовые акты государственных органов. Они посвящены регулированию таких наиважнейших вопросов, как поиск, получение, распространение информации, ограничения информации, статус СМИ, права и обязанности журналистов, гарантии их деятельности, ограничения, направленные против злоупотребления свободой информации, ответственность за нарушения свободы информации и др.

Эффективное взаимодействие и партнерские взаимоотношения органов внутренних дел со СМИ и другими институтами гражданского общества, создание с их помощью атмосферы доверия к работе полиции со стороны населения, формирование позитивного общественного мнения об открытости и публичности ее деятельности, позволят своевременно и адекватно реагировать на изменения оперативной обстановки, станут существенным резервом повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и престижа службы в полиции.

Примечания

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 // СЗ РФ. 2009. № 52. Ст. 6536.

2. Из выступления Президента Российской Федерации Д.А.Медведева на совещании по вопросам правоохранительной деятельности. 23.09.2010. http://www.kremlin.ru/news

3. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8 февр.

4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.

6. Макаренко В.А. Словарь современных понятий и терминов. М., 2002.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 № 60-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Рос. газета. 2011. 11 марта.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1): ФЗ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2011 № 65-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Рос. газ. 2011. 8 апр.

9. Из выступления Министра внутренних дел Российской Федерации на расширенной коллегии МВД России. 22.03.2011. http://www.mvd.ru.

10. Приказ МВД СССР от 10.06.1983 № 0162.

11. Приказ МВД России от 10.04.2003 № 240 «Об объявлении Дня пресс-служб и подразделений общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации». Официальный сайт МВД России: http://www.mvd.ru.

12. Оказание государственных услуг (функций) в электронном виде и реализация Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства: Учебное пособие / Под ред. В.В.Щеблякова. М., 2011.

13. Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. М., 2007.

14. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (в ред. ФЗ от 09.02.2009 № 10-ФЗ) // Рос. газета. 1992. 8 февр.; СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 778.

15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Рос. газета. 2006. 29 июля; СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

ТЕРТЕРЯН Карине Суреновна. Старший референт по особым поручениям отдела взаимодействия с территориальными органами МВД России Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России, подполковник внутренней службы.