написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (40-41), Декабрь 2011

К вопросу о тайнах государственных и не государственных

Сериков В.Н., ФГУ "Межотраслевой специальный учебный центр"

***

В статье краткому анализу подвергнута практика использования понятий в области применения и защиты секретов; отражено значение и место секретов в социальном обществе; приведена классификация секретов; показаны основные формы построения деятельности по применению секретов физическими и юридическими лицами; обозначено участие государства в обращении с секретами разных владельцев (собственников) и пользователей; отражены пути повышения эффективности применения секретов как одной из составляющих безопасности государства.

Ключевые слова: тайна, секрет, секретность, ущерб, классификация секретов.

***

По инициативе Совета Общественной палаты РФ 14.10.2008 в г. Москве состоялись Парламентские слушания на тему «Актуальные проблемы совершенствования законодательства о государственной тайне». Одним из основных тезисов, нашедших наиболее яркое выражение в материалах к слушаниям, было утверждение о практически полной невозможности установить, к какому виду тайны — государственной, военной, профессиональной или какой либо другой — относятся используемые в работе или рассматриваемые в ходе судебных процессов секретные сведения, причем это в одинаковой степени относится как к рядовым гражданам, так и к судебным работникам. Особое внимание в материалах к слушаниям было обращено на отсутствие критериев, дающих основание с достаточной точностью устанавливать факт наличия государственной тайны (ГТ).

Решение проблемы точного установления ГТ в каждом случае обращения с секретными сведениями приобрело размер общегосударственного значения. В современном мире алчного рыночного противостояния слишком дорого могут обойтись для Отечества ошибки, некомпетентность, а зачастую преступное безразличие и «безбашенные проколы» в обращении с тем жизненно необходимым для государства, которое содержит в себе сохранение в тайне особо значимых сведений в стратегически важных для государства областях деятельности. Являясь составной частью обеспечения безопасности страны, ГТ в то же время требует пристального внимания к решению непростых, «чувствительных» вопросов общественно-политического характера, и наряду с этим глубокой оценки экономической составляющей при осуществлении защиты этой тайны.

Общественно-политическая составляющая в процессе применения ГТ находит выражение в существенном ограничении государством прав граждан — вплоть до лишения свободы (в соответствующих случаях) — выразивших согласие связать свою судьбу с участием в защите интересов государства путем выполнения работ, служебных обязанностей, иных действий с применением сведений о ГТ.

Экономическая составляющая защиты ГТ заключается в необходимости привлечения немалых физических, технических усилий и финансовых затрат. Во многих случаях это сложные и дорогостоящие научные, конструкторские и технологические решения, организационные мероприятия, применение особенных мер с использованием специальных технических средств, приборов, устройств, сооружений и оснащения, выполнение строительно-монтажных и другого вида работ, требующих значительных усилий и денежных вложений. Положение еще более усугубляется тем, что реализация мер защиты ГТ в то же время является фактором, в определенной степени затрудняющим выполнение основных производственных процессов. Кроме того, к экономической составляющей защиты ГТ относятся и денежные компенсационные выплаты тем гражданам, которые в большинстве своем не имеют прямого отношения к тайне действительно государственной(т.к. она точно не установлена).

Любая ошибка при установлении статуса «государственная тайна» неминуемо приводит к отрицательным последствиям. Это, прежде всего, незащищенность определенных данных, значений или показателей, если сведениям об этих параметрах не был установлен статус ГТ. Следствием такой ошибки может явиться ослабление в обеспечении государственной безопасности.

Если же статус ГТ установлен сведениям ошибочно, то это бессмысленные затраты на реализацию ненужных мер их защиты, либо столь же бессмысленное лицензирование деятельности организаций. Кроме того, следствием такой погрешности может явиться грубейшее нарушение прав граждан в форме ограничения возможности выездов за рубеж, а тем более, привлечения к ответственности за разглашение (неустановленной точно) ГТ.

Изложенное выше — концентрированное выражение значения важности и необходимости точного установления того, что в действительности является ГТ. Однако решение такой задачи практически невозможно вследствие различных причин. Одна из причин — ключевая, отсутствие научного подхода к решению проблемы применения и защиты секретов (тайн) вообще. Естественно, не только ГТ. И «гласом путника в пустыне» останутся многочисленные призывы судебных и иных работников в области права к совершенствованию законодательной базы до тех пор, пока в деятельность по применению секретов (тайн) не будут заложены научные основы. А если исходить из того, что в стране нет соответствующих научно-исследовательских учреждений, открывается перспектива долгого ожидания. Хотя очевидным является тот факт, что применение секретов — это один из наиболее древних видов общественных отношений. Но такая наука, как секретология, до настоящего времени не зародилась и не получила развития. Отсюда и проблемы с точным установлением, в частности, ГТ.

Отсутствие теоретических основ применения и защиты секретов (тайн) неизбежно приводит к появлению и внедрению в оборот — иногда искусственному — множества «околосекретных» понятий, что осложняет сосредоточить внимание на установлении и защите ГТ.

ГТ «затерялась» в условиях, связанных с широко распространенным использованием терминов «секрет», «сведения» и «тайна» в различных словосочетаниях. Так, в области практического применения можно насчитать более 30 видов тайн. Наряду с ГТ это тайны военная, банковская, медицинская, коммерческая, персональная, служебная, налоговая и др.

С термином «сведения» образовано и применяется значительное множество словосочетаний, еще более затрудняющих «поиск» ГТ. Сведения, «отнесенные» к ГТ, «составляющие», «раскрывающие» ГТ; сведения ограниченного «распространения», «доступа», «пользования», «секретные сведения» и др. При этом очевидно, что перечисленные словосочетания с термином «сведения» означают ограничения доступа, посторонних («других») лиц к тому, что скрывается (с целью сохранения) от этих лиц.

Однако согласно сложившейся практике общепринято считать: то, что подлежит сокрытию «от других лиц», есть секрет (тайна). Это находит однозначное утверждение и в толкованиях многих толковых словарей. То есть, под ограничением пользования сведениями понимается скрытие секрета, тайны. Сведения подлежат ограничению для пользования «другими» лицами (защите от доступа «других» лиц) в связи с тем, что они раскрывают секрет (тайну). Следовательно, любое ограничение на пользование сведениями устанавливается потому (и только потому!), что речь идет о сохранении секрета, тайны. Никакие иные сведения, кроме раскрывающих секрет (т.е. кроме секретных сведений), ограничениям в пользовании другими лицами не подлежат.

По этой причине применение термина «сведения» в контексте их так называемого «ограниченного» пользования, распространения, доступа и т.п., может иметь место только в случаях обобщения, обозначения некоторой области засекреченных, «закрытых» сведений. Применение же такого сочетания слов в качестве самостоятельной категории охраняемых сведений при самой «безобидной» оценке должно рассматриваться как некорректное, а в строгом смысле — недопустимое, т.к. не содержит конкретности и потому вносит путаницу при установлении действительного объекта защиты. Нет необходимости ограничивать пользование сведениями о том, чего нет необходимости сохранять «от других», т.е. если нет секрета (тайны).

Теперь представляется целесообразным подвергнуть анализу соотношение терминов «секрет» и «тайна». В практике применения и толкованиях в толковых словарях эти термины, как правило, рассматриваются как синонимы. (См. например: «Секрет — то, что держится в тайне, скрывается от других». «Тайна — нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет» [1]. Однако при более глубоком анализе просматриваются некоторые оттенки в значениях этих терминов.

Термин «тайна» придает объекту рассмотрения значение некоторой таинственности, еще непознанного, неразгаданного (тайны природы, тайны прошлого и т.п.). Это распространяется на все виды тайн, в том числе и на выражение «государственная тайна». В обращении слово «тайна» преимущественно охватывает область всеобщего, обзорного, не содержащего однозначности. Поэтому объект ГТ не является конкретным, а представляет собой некоторую группу обобщенных в определенной области параметров, показателей, которые должны оставаться в тайне («непознанными»). Точно установить в данном обобщении, что же конкретно является ГТ, весьма затруднительно, если возможно вообще.

Охватывая нечто общее, точно не определенное, не раскрывая конкретного, но обозначая важное, подлежащее сохранению «в тайне», этот термин приобретает значение декларации, обозначает необходимость повышенного, особого отношения к недетализируемой совокупности секретов, которые включает в себя тайна. Термин «тайна» придает официальную значимость при обсуждениях, заявлениях, в текстовых документах, когда нет необходимости вдаваться в детали рассматриваемой проблемы (вопроса), нет необходимости акцентировать внимание на конкретном предмете рассмотрения. Именно это является основной причиной неудач при попытках разработать единую методику для оценки ущерба в случаях разглашения ГТ. Невозможно определить ущерб от чего-то общего, неконкретного.

Иной оттенок имеет термин «секрет». Секрет — это то совершенно конкретное, что подлежит сокрытию, «содержится в тайне от других». Являясь синонимами, термины «секрет» и «тайна» имеют существенное отличие с точки зрения их значения при применении в практической деятельности. В отличие от обобщающего термина «тайна» (нечто сохраняемое), термин «секрет» (конкретно скрываемое) позволяет предметно выделить, установить и скрыть (защитить) конкретный объект сохранения (предмет защиты).

Так как определить ущерб от чего-то общего, неконкретного весьма затруднительно, более того — преимущественно невозможно, размер вероятного (прогнозируемого) ущерба (или иных потерь), а также уровень важности, значимости того, что для обладателя подлежит сохранению в тайне, должны быть определены только применительно к секретуна стадии его установления. Качественно-количественные значения секретоввыражаются через устанавливаемые секретам степени их секретности. По сути, степень секретности секрета — этоуровень еговажности, значимости (для инициатора, устанавливающего секрет), который соответствует ожидаемой величине ущерба (потерь) в случае утраты секрета, или значению приобретаемого преимущества в результате применения секрета. В самом общем случае, уровень значимости секрета может быть выражен, например, как «чрезвычайно важный», «особенно важный», «очень важный», (просто) «важный», «не очень (но) важный».

В документах уровни, степени секретности обозначаются соответствующим грифом секретности, показателем этих степеней. Например, «чрезвычайной важности», «особой важности», «совершенно секретно», «секретно», «ДВП (документ внутреннего пользования)». Возможны иные обозначения и градация, устанавливаемые владельцем секретов или нормативными документами.

Если вероятные прогнозируемые ущерб (иные потери) и важность, значимость секрета имеют общегосударственное значение, то секрет приобретает статус государственного секрета и относится к категории ГТ (естественно, должны быть установлены соответствующие правила и критерии присвоения такого статуса).Во всех иных случаях никакая другая тайна не должна быть отнесена к ГТ.

Классификация секретов по сферам их применения в обществе

Секреты — это особенная форма социальных отношений. Применение секретов является следствием наличия противостояния между сторонами — участниками определенных отношений. В социальном обществе с государственным строем управления можно выделить и целесообразно различать наиболее выраженные группы секретов, получивших устойчивое применение. Эти группы укрупненно можно классифицировать по следующим признакам: по принадлежности секретов, по их содержанию, а также по мере (степени) участия государственных органов в процессе применения секретов их собственниками, распорядителями, обладателями или инициаторами.

По этим признакам рельефно могут быть выделены тригруппы секретов.

1. Общественно-бытовые секреты

Это секреты, основой применения которых являются морально-этические отношения в социальном обществе. Такие секреты применяются во взаимоотношениях между физическими и юридическими лицами и заключаются в сокрытии действий, поступков, намерений одних лиц (обладатели, инициаторы секретов — субъекты воздействия) относительно лиц, на которых эти действия направлены (объекты воздействия), с целью достижения желаемых результатов воздействия. Особенностью общественно-бытовых секретов является отсутствие при их применении нарушения прав и свобод объектов воздействия.

Секреты общественно-бытового характера посвоему содержанию могут быть: игровыми, шутливыми, интимными, бытовыми и др.

По своей направленности среди общественно-бытовых секретов можно различить секреты самозащитные, доброжелательные и злонамеренные.

Самозащитнымисекретами являются такие состояния, факты, события, имеющие место в жизни физических или функционировании юридических лиц, обладание сведениями о которых посторонними лицами не может нанести вреда инициаторам секрета, но является для них нежелательным. И хотя такое обладание не грозит последствиями в виде нанесения им какого-либо ущерба, сведения о таких обстоятельствах инициаторами секретов скрываются (засекречиваются) и таким образом защищаются от доступа посторонних лиц (таковыми могут быть даже близкие родственники). Самозащитные секреты (например, болезни, неприятные события в семье, на работе, любовные отношения, ошибочные действия и др.) применяются их инициаторами с целью оградить себя от отрицательных эмоций, моральных и иного вида переживаний.

Доброжелательными секретами являются такие осуществляемые инициаторами секретов (субъектами воздействия) факты, события, действия, которые до определенного момента скрываются от объектов воздействия, а результатом их применения (реализации, выполнения, наступления) является ожидаемое положительное восприятие объектами воздействия (неожиданные подарки по случаю знаменательных дат, торжественных событий, организация желанных встреч, завещания по наследству, иные положительные сюрпризы). К группе доброжелательных секретов могут быть отнесены также случаи сокрытия обладателями от объектов воздействия сведений о таких фактах, событиях которые могут вызвать у объектов воздействия глубокие отрицательные эмоции (например, сокрытие от приемных детей наличия прямых родителей).

Злонамеренными секретами являются такие скрытно осуществляемые инициаторами секретов поступки, действия, цель которых — ввести объекты воздействия в неприятную ситуацию, нежелательное заблуждение, испортить им торжество события, вызвать у них отрицательные эмоции (неприятные ощущения, испорченное настроение, подозрительность, раздражительность) или нежелательные последствия (в семье, на работе, разлад во взаимоотношениях между друзьями, близкими людьми, соседями, сослуживцами) и др.

Участие государственных структур в рамках правового регулирования применения общественно-бытовых секретов носит преимущественно косвенный характер и находит выражение в одобрении применения добропорядочных и осуждении применения нечистоплотных морально-этических отношений в обществе.

2. Социально-значимые секреты

К этой группе относятся секреты, применение которых имеет социальное значение для всех членов общественной формации. Применяются такие секреты как в интересах государства, так и в интересах граждан, вплоть до индивида. Характерной особенностью социально-значимых секретов (тайн) является обязательное участие государственных органов в порядке установления, применения и организации защиты секретов, а также участии в защите как интересов государства в целом, так и граждан персонально. По своему значению в обществе такие социально-значимые секреты разделяются на:

1) государственные секреты (ГТ) — секреты, имеющие общегосударственное значение. К выполнению работ, содержащих сведения о таких секретах, допускаются лица, получившие в установленном порядке форму допуска(оформленное от имени государства разрешение) в зависимости от содержания и важности (значимости) секретов для государства. Применение таких секретов регламентируется государственными органами, от имени которых секреты (не путать — «сведения»!), устанавливаемые инициаторами их применения или заказчиками работ, относятся в категорию ГТ. Исполнители наиболее важных для государства секретных работ имеют ограничения некоторых прав и свобод. За участие в выполнении таких работ исполнителям производятся компенсационные выплаты. В случаях невыполнения исполнителями требований установленного режима обращения с государственными секретами, исполнители могут быть подвержены дисциплинарной или административной ответственности, а в случаях умышленного несанкционированного распространения государственных секретов возможно привлечение их к уголовной ответственности;

2) служебные секреты (служебная тайна) — секреты, не являющиеся ГТ, но применение которых органами и организациями — министерствами (ведомствами), обществами, объединениями, службами силовыми, налоговыми, почтовыми, медицинскими, судебными, следственными, кредитными (банковскими), другими службами — является необходимым условием для выполнения (этими службами) соответствующих функций в рамках полномочий, предоставленных им государством. Секретами в таких службах (служебными секретами) являются формы, способы, приемы, методы и средства, применяемые ими в целях качественного выполнения своих функций в соответствии с полномочиями и требованиями, установленными им от имени государства.

Роль государственных органов относительно служебных секретов должна заключаться в установлении единых в стране правил отнесения секретов (не путать — «сведений»!) в категорию «служебные секреты», в осуществлении контроля обязательности, эффективности и соблюдения законности их применения, а также в организации проверок за соблюдением режима секретности в службах и участии в проведении таких проверок. В случаях нарушения исполнителями правил обращения со служебными секретами или их разглашения, виновные должны быть подвергнуты дисциплинарной или административной, а в особенных случаях — уголовной ответственности;

3) гражданские секреты (гражданская тайна). К этой подгруппе должны относиться секреты, не подпадающие под категорию ни ГТ, ни служебной тайны, но касающиеся прав и свобод всехграждан (физических лиц) государства. Такие секреты применяются гражданами в целях защиты своих интересов от конкурентов, преступных элементов и иных злоумышленников.

В свою очередь подгруппа гражданских секретов подразделяется на два вида:

  • секреты предпринимателей (секреты производства, «фирменные» секреты, коммерческие секреты). Целью применения таких секретов является получение гражданином (гражданами, юридическими лицами) коммерческой выгоды в результате предпринимательских действий, осуществляемых в законодательно установленном порядке;
  • личные (персональные) секреты. Целью применения таких секретов является исключение несанкционированного гражданином — собственником, владельцем секрета — использования сведений о фактах, событиях и других обстоятельствах, относящихся к его личной жизни.

Секретами этого вида гражданской тайны могут быть: наличие или размеры денежных вкладов или займов; данные о состоянии здоровья, о содержании личной переписки, об участии в работе определенных служб, о наличии наследства; об особенностях семейных отношений, иные данные в сфере прав и свобод личности.

Участие государства в применении гражданских секретов заключается в установлении перечней секретов (не путать — «сведений»!), которые запрещено относить гражданами в число скрываемых, а также в установлении перечней и защите личныхсекретов граждан, которыми владеют, распоряжаются и пользуются органы, службы, организации, наделенные государством соответствующими полномочиями (в этом случае личные секреты могут одновременно являться государственными или служебными секретами).

Государство должно также участвовать в защите интересов граждан, если, несмотря на примененные собственниками меры защиты секретов, им нанесен ущерб физическими или юридическими лицами путем использования этих секретов без санкции собственников.

3. Социально-опасные секреты

Секреты, существование и применение которых обусловлено наличием противостояния между гражданами социального общества, когда определенная часть физических лиц (пользователи, инициаторы секретов), находясь в противостоянии основной массе общественности, стремятся достичь своих целей посредством умышленного применения секретов для реализации преступных замыслов (совершения действий преступным путем).

Секретами этого вида являются способы, приемы, методы и средства, используемые злоумышленниками при осуществлении преступных действий (обман, воровство, грабежи, взятки, коррупция, физические и психологические воздействия, угрозы, убийства и др.)

Применение социально-опасных секретов государственными органами не регламентируется, но их использование физическими (в некоторых случаях юридическими) лицами в процессе осуществления преступных и иных противозаконных действий пресекается, а совершение таких действий преследуется в порядке, установленном законодательными актами.

Заключение

Даже беглый анализ содержания рассматриваемого вопроса относительно ГТ дает основание утвердиться в следующих положениях:

1. Несмотря на то, что термины «тайна» и «секрет» по своему значению синонимичны, в практическом использовании термин «тайна» целесообразно применять, преимущественно как термин декларативного значения. В качестве рабочего термина следует применять термин «секрет». Такого же соотношения значений этих терминов целесообразно придерживаться и в законодательно-правовых актах и в нормативно-распорядительной документации.

2. В практическом применении необходимо закрепление однозначного понимания соотношения значений и таких терминов, как «секрет» и «сведения». Здесь, секрет — это точная формулировка того, что подлежит сокрытию(например, скорость, мощность, дата и пр.). Сведения — то, что раскрывает скрываемое(содержание секрета, его показатели, параметры) — цифры, символы, показания приборов, речь и пр. Не установив точно, что является секретом, невозможно точно установить сведения, которые его раскрывают — секретные сведения. Такое понимание позволит освободиться «от шелухи» вокруг термина «сведения»: «отнесенные», «составляющие», ограниченного «пользования», «доступа», «распространения» и т.п.

3. В социальном обществе с государственным строем управления государственное регулирование применения секретов осуществляется только в отношении социально-значимых секретов — государственных, служебных и гражданских. Основой такого регулирования должны являться соответствующие законодательные акты с направленностью на владельца (собственника, с отражением прав распорядителей и пользователей) секретов. Это законы, соответственно, «О государственной тайне», «О служебной тайне» и «О гражданской тайне». И никаких иных «изобретений» в этой области деятельности не требуется, т.к. владелец секретов любой категории — государство, служба, гражданин — в рамках законодательства может применять секреты по своему содержанию научные, политические, военные, экономические, коммерческие, профессиональные (множество), технические, технологические и т.п. Необходимым условием является разработка законов и сопровождающих их организационных, нормативных, руководящих, методических и рекомендательных документов на научной базе и высоком организационном уровне.

Примечания

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

СЕРИКОВ Владимир Николаевич. Полковник в отставке. В 1970-2002 гг. - служба в КГБ СССР - ФСБ России в качестве сотрудника, прикомандированного к организациям МСМ СССР - Росатом России. Направление деятельности - организация защиты государственных секретов на предприятиях Росатома. В 1992-2002 гг. - инициатор, основной участник создания, а с 1993 г. - директор Межотраслевого специального учебного центра при Минатоме России. С 2002 г. - старший преподаватель Межотраслевого специального учебного центра.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100