написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (40-41), Декабрь 2011

Организационно-правовые и практические меры по противодействию терроризму на территории Нижегородской области

Комлев А.Г., Ткаченко В.В., аппарат Правительства Нижегородской области

***

Администрацией Нижегородской области проводится работа по противодействию терроризму на территории региона, создана двухуровневая система антитеррористических комиссий, приняты нормативные правовые акты, направленные на усиление антитеррористической защищенности предприятий Нижегородской области.

***

Администрацией Нижегородской области работа по противодействию терроризму на территории региона на постоянной основе проводится с 1999 г., с момента создания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии» областной антитеррористической комиссии (АТК) [1].

Постановлением администрации Нижегородской области было утверждено Положение об областной АТК, основными задачами которой являлись:

  • разработка и осуществление мероприятий в области выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности, устранение причин и условий, способствующих возникновению терроризма и террористической деятельности;
  • сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории области;
  • координация деятельности правоохранительных и других органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;
  • внесение в Законодательное Собрание и Губернатору области предложений по формированию системы мер по обеспечению безопасности и защиты населения от терроризма;
  • подготовка предложений по вопросам межрегионального сотрудничества в области антитеррористической деятельности.

Таким образом, исходя из названных задач, акцент в работе областной АТК был сделан на осуществление организационной (координация и взаимодействие), профилактической, информационно-аналитической и научно-методической функций по обеспечению противодействия терроризму. Их реализация предполагает проведение длительной и систематической работы.

Для оперативного решения задач, возникающих в сфере обеспечения антитеррористической безопасности населения и объектов особой важности и жизнеобеспечения, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.1999 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» в Нижегородской области была создана временная оперативная группа областной АТК [2], а в дальнейшем временный оперативный штаб по противодействию терроризму, который возглавил Губернатор Нижегородской области [3].

Так, в 2002 г. было проведено 4 заседания областной АТК и 3 заседания временного оперативного штаба по противодействию терроризму.

На заседаниях областной АТК в 2002 г., в частности, рассматривались вопросы о принятых мерах по противодействию актам терроризма на территории области, мерах по повышению безопасности в местах массового пребывания людей; на заседаниях временного оперативного штаба по противодействию терроризму — о мерах по противодействию терроризму в ходе подготовки и празднования 1 и 9 мая, о мерах по предупреждению фактов терроризма и массовых беспорядков в период праздничных мероприятий, посвященных Дню России.

Учитывая функционирование на территории Нижегородской области более 2,5 тыс. объектов промышленности и энергетики, включая ядерный центр, объекты военно-промышленного комплекса и химической промышленности, одним из основных направлений в деятельности областной АТК является защита от террористических угроз объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения.

В целях организационного обеспечения деятельности областной АТК по линии антитеррористической защиты указанных категорий объектов в 2002 г. в качестве рабочих органов Комиссии было образовано 10 межведомственных рабочих групп, в состав которых входили представители региональных министерств, федеральных контролирующих и надзирающих органов, правоохранительных и силовых структур, руководители хозяйствующих субъектов [4]. Деятельность рабочих групп осуществлялась на плановой основе и специализировалась по следующим направлениям:

1. Противодействие ядерному терроризму и незаконному обороту ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения.

2. Защита населения, сельскохозяйственных животных и растений от возможного применения террористами биологических, химических и иных средств массового поражения, а также вопросам борьбы с незаконным оборотом потенциально опасных веществ и материалов.

3. Противодействие воздушному терроризму.

4. Противодействие терроризму на объектах железнодорожного транспорта.

5. Противодействие терроризму на объектах повышенной экологической опасности, объектах жизнеобеспечения городов и промышленных центров.

6. Противодействие терроризму на объектах Вооруженных Сил России.

7. Противодействие терроризму на объектах связи, телекоммуникаций информационных систем.

8. Противодействие терроризму на объектах промышленности, энергетики и автомобильного транспорта.

9. Обеспечение финансовых и материальных потребностей, возникающих в процессе борьбы с терроризмом.

10. Противодействие терроризму на объектах речного транспорта и гидротехнических систем.

Названные межведомственные рабочие группы действовали до принятия Указа Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

В результате работы указанных рабочих групп были проведены инвентаризация и классификация объектов по группам (объекты особой важности, объекты повышенной опасности, объекты жизнеобеспечения), комплексное обследование на предмет изучения их состояния, разработаны и приняты первоочередные меры по усилению антитеррористической защищенности и диверсионно-террористической устойчивости.

С целью привлечения органов местного самоуправления области к решению задач в сфере антитеррористической защиты населения и объектов особой важности и жизнеобеспечения от террористических проявлений областная АТК инициировала принятие распоряжения Губернатора Нижегородской области от 14.01.2003 № 17-р «О создании антитеррористических комиссий», в соответствии с которым рекомендовалось главам местного самоуправления 12 городов областного и районного значения Нижегородской области создать городские (районные) АТК. В первом полугодии 2003 г. были созданы и начали свою работу городские и районные АТК в указанных населенных пунктах. К примеру, в течение 2003 г. в Нижнем Новгороде было проведено 4 заседания городской АТК, где заслушивались руководители объектов особой важности, жизнеобеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, на которых в ходе обследования выявлены серьезные недостатки в вопросах антитеррористической защищенности объектов.

Для обеспечения безопасности граждан на объектах с массовым пребыванием людей областной АТК в 2003 г. было разработано и утверждено «Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и антитеррористической безопасности культурно-зрелищных и спортивно-массовых мероприятий на территории Нижегородской области» [5].

Новый импульс работе Правительства Нижегородской области в сфере противодействия терроризму был придан в связи с принятием Указа Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», которые нормативно закрепили представительство силовых структур в составе АТК субъектов РФ и участие, в пределах своей компетенции, органов местного самоуправления в противодействии терроризму. Указанные правовые нормы играют важную роль в дальнейшем повышении эффективности взаимодействия всех органов и организаций по предупреждению терроризма и минимизации последствий его проявлений.

Созданию благоприятных условий для организации работы областной АТК по обеспечению антитеррористической безопасности расположенных на территории региона критически важных объектов* способствовало принятие распоряжения Правительства РФ от 23.03.2006 № 411. В соответствии с указанным выше распоряжением Правительства РФ, на основании представленного из области списка промышленных предприятий, имеющих ключевое значение для безопасности региона и страны в целом, 105 расположенных на территории Нижегородской области объектов федерального уровня были включены в Перечень критически важных объектов в Российской Федерации.

*Определение понятия «критически важные объекты» дано в Основах государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утв. Поручением Президента РФ от 28.09.2006 № Пр-1649).

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 07.08.2006 № 581-р в регионе утвержден Перечень объектов особой важности, жизнеобеспечения и повышенной опасности Нижегородской области (всего 363). Цель формирования указанного Перечня — концентрация усилий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области, правоохранительных и контролирующих органов, руководителей хозяйствующих субъектов на обеспечении антитеррористической безопасности выделенных объектов.

Для реализации Указа Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму», в соответствии с Положением об антитеррористической комиссии в субъекте РФ, утвержденным председателем Национального антитеррористического комитета (НАК) 07.07.2006, в области утвержден состав новой областной АТК, а также определен орган исполнительной власти, отвечающий за организационное обеспечение областной АТК — управление по обеспечению экономической безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Нижегородской области [6].

Основные усилия областной АТК были направлены на обеспечение координации и повышение эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области, других институтов гражданского общества по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

В этих целях в области сформирована двухуровневая система АТК, которая значительно повышает эффективность координации действий органов и организаций, участвующих в реализации мероприятий антитеррористического характера. Так, в настоящий период на территории области функционируют 60 АТК, в частности, АТК в Нижегородской области, 8 районных АТК в Нижнем Новгороде и 52 АТК в городских округах и муниципальных районах Нижегородской области. Однако основным организующим и координирующим звеном субъектов противодействия терроризму является областная АТК.

Для формирования комплексной системы антитеррористической безопасности в регионе используется программно-целевой метод.

С целью создания организационной основы для формирования системы антитеррористической безопасности в регионе был утвержден План комплексных организационных и профилактических мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области на 2008-2009 гг. [7]. В ходе реализации предусмотренных указанным Планом организационных мероприятий в 2008-2009 гг. в сфере противодействия терроризму приняты 4 нормативных правовых акта Нижегородской области [8-11] и 51 муниципальный правовой акт. В соответствии с этими нормативными правовыми документами проведена оптимизация деятельности областной АТК, вновь образованные региональные министерства наделены функцией по профилактике терроризма, утверждена Концепция областной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области», утверждены программы или планы мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму во всех муниципальных районах и городских округах Нижегородской области (всего 52).

Программы противодействия терроризму и экстремизму приняты в 9 муниципальных районах Нижегородской области (Арзамасский, Ветлужский, Городецкий, Ковернинский, Краснобаковский, Сергачский, Сосновский, Тонкинский и Шатковский муниципальные районы), общий объем их финансирования составил за счет муниципальных бюджетов 28 млн руб. По состоянию на 01.08.2011 мероприятия указанных программ и планов в целом реализованы. Однако имеют место факты недостаточного финансирования отдельных мероприятий муниципальных программ из-за малой наполняемости местных бюджетов.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.05.2010 № 864-р утвержден и в настоящее время реализуется План профилактики терроризма и экстремизма в Нижегородской области на 2010-2011 гг.

Ведущим разделом указанных выше региональных планов и муниципальных программ являются профилактические меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей. Одним из результатов работы на данном направлении можно считать завершение в целом паспортизации названных категорий объектов.

На критически важных объектах приняты паспорта повышения защищенности объекта, на потенциально опасных объектах — паспорта безопасности опасного объекта. Кроме того, на указанных категориях объектов разработаны и приняты паспорта антитеррористической защищенности объекта. На объектах жизнеобеспечения и объектах с массовым пребыванием людей принятие паспортов антитеррористической защищенности объекта находится в стадии завершения.

На ряде критически важных объектов промышленности, энергетики и транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода и области приняты и реализованы программы или планы усиления их антитеррористической защищенности [12-15]. Так, выполнена Программа организационных и практических мероприятий по усилению антитеррористической защищенности электросетевых объектов филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на 2009 год». Объем финансирования Программы за счет собственных средств ОАО «МРСК Центра и Приволжья» составил 375 млн руб.

В 2011 г. ведутся активные работы по оснащению всех 10 станций Нижегородского метрополитена инженерно-техническими средствами антитеррористической защиты. Для этого в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте [16] в 2010-2011 гг. Нижегородской области из федерального бюджета на эти цели выделена субсидия в размере 275,8 млн руб., в порядке софинансирования данного проекта из бюджета Нижнего Новгорода в указанный период выделено 14,4 млн руб.

В регионе осуществляется комплексный подход к обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов [17], в первую очередь химически и радиационно опасных объектов, работа по которым будет осуществляться в рамках областной целевой программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2011-2015 годы».

Концепция областной целевой программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2011-2015 годы» утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 26.02.2010 № 102. Планируемый объем финансирования программы — 18 млрд 270 млн руб. Областной бюджет — 4 млрд 560 млн руб., иные источники — 13 млрд 700 млн руб.

Вопросы антитеррористической защищенности объектов жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей решались в рамках выполнения мероприятий областной целевой программы «Создание комплексной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 2007-2008 годы». В результате выполнения мероприятий программы в Нижнем Новгороде создана система видеомониторинга, включающая 773 видеокамеры, которые выведены на 2 ситуационных центра и 16 автоматизированных рабочих мест в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе возможных угроз террористического и экстремистского характера. На реализацию программы из областного бюджета было выделено около 75 млн руб.

Учитывая важность противодействия идеологии терроризма, областной АТК в 2010 г. сформирована система постоянного мониторинга ситуации в общественно-политической, межнациональной и межконфессиональной сфере, которая включаетрешение задачи по защите информационного пространства и населения региона от идеологии терроризма и экстремизма. Мониторинг осуществляется в формах составления аналитических документов, проведения социологических исследований и постоянного отслеживания публикаций в печатных и электронных СМИ, а также на интернет-сайтах на предмет выявления материалов террористической и экстремистской направленности.

Приняты дополнительные меры по обеспечению общей координации работы органов государственной власти и институтов гражданского общества по направлению информационного противодействия терроризму и экстремизму в Нижегородской области:

  • определен уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области — управление пресс-службы Правительства Нижегородской области [18];
  • создана межведомственная рабочая группа по информационному противодействию терроризму и экстремизму в Нижегородской области [19];
  • образован экспертный совет в виде комиссии Общественной палаты Нижегородской области по вопросам информационной политики в сфере профилактики терроризма и экстремизма из числа ведущих специалистов в области культуры, искусства, гуманитарных дисциплин, авторитетных представителей духовенства [20].

В 2010 г. органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Нижегородской области совместно с правоохранительными органами с использованием СМИ проведено более 1500 мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности и дискредитации идеологии терроризма и экстремизма, снято и продемонстрировано на местном телевидении 20 видеороликов на антитеррористическую тематику.

В результате принятых Правительством Нижегородской области мер в сфере противодействия терроризму и экстремизму в 2010 г. уменьшилось число зарегистрированных уголовно-наказуемых деяний экстремистской направленности (с 51 до 16), террористического характера (с 9 до 2).

Дальнейшую работу на данном направлении планируется проводить с позиции разработанной Программы профилактики терроризма и экстремизма в Нижегородской области на 2012-2014 гг.

Примечания

1. Постановление администрации Нижегородской области от 07.05.1999 № 122 "Об областной антитеррористической комиссии".

2. Утв. распоряжением Губернатора Нижегородской области от 16.09.1999 № 1586-р.

3. Утв. распоряжением Губернатора Нижегородской области от 16.02.2002 № 151-р.

4. Утв. на заседании областной АТК от 31.05.2002, протокол № 1.

5. Протокол № 7 от 05.09.2003.

6. Указ Губернатора Нижегородской области от 28.09.2006 № 67.

7. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 25.06.2008 № 963-р.

8. Указ Губернатора Нижегородской области от 03.06.2008 № 22 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 28.09.2006 № 67 «Об утверждении состава областной антитеррористической комиссии».

9. Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 13.02.2009 № 185-р «О создании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород».

10. Постановление Правительства Нижегородской области от 29.12.2009 № 969 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 23.09.2005 № 226 «Об утверждении Положения о министерстве промышленности и инноваций Нижегородской области».

11. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 № 3151-р «Об утверждении Концепции областной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Нижегородской области» на 2012-2014 гг.

12. План мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов муниципального предприятия «Нижегородское метро» на 2008-2010 гг..

13. План мероприятий по укреплению антитеррористической защищенности железнодорожной станции Горький—Московский на 2009 г.

14. План мероприятий по усилению антитеррористической защищенности ОАО «Международный аэропорт «Нижний Новгород» на 2009-2010 гг.

15. План по усилению антитеррористической защищенности Нижегородской ГЭС на 2009-2010 гг.

16. Утв. распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р.

17. Реестр потенциально опасных объектов регионального значения (всего 209) утвержден комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (протокол № 6 от 18.03.2010).

18. Утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 10.03.2010 № 121.

19. Утв. распоряжением Правительства Нижегородской области от 15.07.2010 № 1400-р.

20. Протокол заседания Совета Общественной палаты Нижегородской области от 23.09.2010.

КОМЛЕВ Алексей Геннадьевич. Начальник управления по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке аппарата Правительства Нижегородской области, руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в Нижегородской области.

ТКАЧЕНКО Василий Витальевич. Консультант управления по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке аппарата Правительства Нижегородской области, сотрудник аппарата Антитеррористической комиссии в Нижегородской области.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100