написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (40-41), Декабрь 2011

Совершенствование механизмов системы страхования от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов и диверсий

Старцев Г.В., консультант аппарата Совета Безопасности Российской Федерации

***

В России не удалось сформировать целостную систему страховой защиты населения от террористических рисков. Роль государства сводится, в основном, к отдельным выплатам, которые производятся посредством выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, что может повлечь за собой нарастание недовольства существующим порядком компенсационных выплат со стороны жертв терактов. Необходим комплексный подход к решению непростой проблемы страхования от террористических рисков.

Ключевые слова: страховые выплаты, террористические риски и риски диверсии, страховой рынок, финансовая устойчивость.

***

Террористические акты на территории Российской Федерации и их последствия

Российская Федерация по своему конституционному определению является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого на охрану здоровья (ст. 2, 7, 41 Конституции РФ) [1].

Распространенность терроризма*, его транснациональный характер приводят к многочисленнымжертвам, причиняют вред здоровью, имуществу людей, наносят им огромный материальный и моральный урон. В последнее время отчетливо проявилась тенденция роста террористических актов, ведущих к массовым жертвам. В связи с участившимися в последние годы террористическими актами (11.09.2001 в США, взрывы в московском метро, аэропорту «Домодедово», крушение «Невского экспресса» и недавняя трагедия в Норвегии и др.) назрела необходимость надежной страховой защиты от них.

* Полагаю целесообразным рассматривать страховые риски (в дополнение к основному полису) «терроризм» в формулировке ст. 205 УК РФ и «диверсия» в формулировке ст. 281 УК РФ [2]. Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В 2010 г., в сравнении с 2009 г., на территории России более чем в 2 раза возросло количество возбужденных уголовных дел по ст. 205 УК РФ (террористический акт). В 2010 г. зарегистрировано 31 такое преступление (в 2009 г. — 15), что повлекло за собой большие человеческие жертвы как среди сотрудников правоохранительных органов, так и среди мирных жителей, а также материальный ущерб (в том числе взрывы в Московском метрополитене, в результате которых пострадало 130 человек, из них 40 погибло) [3].

В I квартале 2011 г. зарегистрировано 197 преступлений террористической направленности (+36,8%), в том числе 10 преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ (+66,7%). Так, в результате террористического акта 24.01.2011 в аэропорту Домодедово погибло 36 человек и более 190 получили ранения; 8 погибших и 17 раненых — граждане зарубежных государств [4].

Диверсия и терроризм имеют определенное сходство. Цель диверсии — подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны путем выведения из строя ключевых хозяйственных и оборонных объектов, а цель терроризма — нарушение общественной безопасности, устрашение населения, воздействие на органы власти с целью вынудить их принять определенное решение. Как правило, терроризм угрожает жизни и здоровью людей, а диверсия — экономике и обороноспособности государства.

По результатам выборочного анализа, количество страховых случаев (несчастных случаев, связанных с производством), происшедших в результате террористических актов у страхователей за период с января 2000 г. по сентябрь 2011 г., составило в региональных отделениях Фонда социального страхования:

  • по Республике Дагестан — 6 случаев;
  • по Кабардино-Балкарской Республике — 28 случаев;
  • по Республике Северная Осетия — Алания — 43 случая;
  • по Чеченской Республике — 133 случая;
  • в Ставропольском региональном отделении — 10 случаев;
  • в Ростовском региональном отделении — 1 случай;
  • в Московском региональном отделении — 72 случая;
  • в Московском областном региональном отделении — 3 случая.

По данным Всероссийского союза страховщиков, с 01.01.2008 по 01.07.2011 количество договоров имущественного страхования, предусматривающих, в частности, защиту от террористических рисков, неуклонно растет и за указанный период составило 37 732 договора; общий объем обязательств страховщиков, в пределах которого они предоставили страховую защиту по данным договорам (страховая сумма), составил 4,57 трлн руб. [5].

Правительством РФ приняты распоряжения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий: в 2010 г. — 20 ассигнований на сумму 298 млн 634 тыс. руб., за 9 месяцев 2011 г. — 24 ассигнований на сумму 227 млн 255 тыс. руб.

Необходимость комплексного подхода к решению непростой проблемы страхования от террористических рисков в очередной раз проявилась, в частности, после теракта в Домодедово 24.01.2011. Как и в других случаях, помощь жертвам предоставлялась не на системной основе, а ее размеры не были установлены в нормативном порядке.

Страхуемый риск — риск, который может быть застрахован, т.е. риск, в отношении которого может быть заключен договор страхования. Данный риск должен быть однозначно определен, поддаваться оценке вероятности наступления, соответствовать размеру премии, достаточной для покрытия возможных убытков в случае его реализации., который может быть застрахован, т.е. риск, в отношении которого может быть заключен . Данный риск должен быть однозначно определен, поддаваться оценке наступления, соответствовать размеру , достаточной для покрытия возможных убытков в случае его реализации.

Страхование рисков, связанных с террористическими актами, осуществляется страховщиками и в настоящее время, хотя и не получило широкого распространения. Это связано со значительностью ущерба, причиняемого такими страховыми случаями, высоким риском террористических атак в стране и отсутствием отлаженного механизма перестрахования таких рисков в практике российских страховщиков.

Законодательного запрета на страхование таких рисков нет, за исключением страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (п. 3 ст. 928 Гражданского кодекса РФ).

В этой связи большое значение приобретает вопрос возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц в результате террористического акта или диверсии.

Российские нормативно-правовые источники о страховании от причинения вреда жизни и здоровью в результате терактов и диверсий

Формирование системы страховой защиты позволит в полной мере реализовать гарантированное ст. 52 Конституции РФ право граждан на компенсацию причиненного ущерба от преступлений террористического характера, обязанность по соблюдению которого возложена на государство.

Согласно п. 39 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [6] развитие общегосударственной системы противодействия терроризму предполагает формирование системы страховой защиты населения от террористических рисков.

В соответствии с действующим законодательством государство берет на себя обязательство производить компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 35-ФЗ [7]) в порядке, установленном Правительством РФ. В связи с этим естественным является желание государства разделить бремя таких компенсаций с организациями-страховщиками, диверсифицировав, таким образом, эти риски среди всего общества.в порядке, установленном Правительством РФ.

Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 35-ФЗ и Правилами возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 № 105 [8]. Указанный порядок компенсации установлен Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 [9].

Федеральным законом № 4015-1 [10] установлены две формы страхования, добровольное и обязательное.

В соответствии со ст. 935 ГК РФ [11] законом предусмотрено обязательное страхование следующих рисков:

  • жизнь, здоровье или имущество определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;
  • риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

Гражданам страховые выплаты осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ [12]. На территории России добровольным медицинским страхованием от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, в том числе в результате террористических актов и диверсий, занимаются коммерческие страховые компании, если эти риски включены в соответствующий перечень услуг, предоставляемых этими компаниями.

Нормативными правовыми актами субъектов РФ также устанавливаются меры социальнойподдержки для лиц, пострадавших в результате террористических актов, за счет средств бюджета субъекта РФ (например, [13]).

Правовая база, предусмотренная Федеральным законом № 256-ФЗ [14], является достаточно благоприятной для стимулирования субъектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обеспечивать безопасность объектов ТЭК и страховать ответственность за причинение вреда в результате террористического акта на объекте ТЭК. Вместе с тем в ст. 15 Федерального закона № 256-ФЗ, закрепляющей обязанность отдельных субъектов ТЭК страховать ответственность за причинение вреда в результате террористического акта на объекте ТЭК, не определены условия и порядок осуществления такого страхования,

На основании ст. 3 Закона РФ № 4015-1 [10] их должен предусматривать федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования (субъекты страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения, размер, структуру или порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования, порядок определения размера страховой выплаты, контроль за осуществлением страхования, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования и иные положения). В отсутствие указанных положений условия и порядок осуществления страхования ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объекте ТЭК могут определяться сторонами договора произвольно, что, как правило, негативно сказывается на страховой защищенности лиц, которым потенциально может быть причинен вред.

Работникам силовых структур, например, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащим внутренних войск МВД России, подлежащим обязательному государственному страхованию, страховые выплаты по наступившим случаям, в том числе в результате террористических актов и диверсий, осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ [15]. Аналогичные страховые гарантии в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 76-ФЗ [16] распространяются и на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Возмещение вреда, который может быть причинен жизни или здоровью должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, обеспечивает обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, установленное ч. 13-18 ст. 323 Федерального закона № 311-ФЗ [17].

В Российской Федерации уже 10 лет действует Российский антитеррористический страховой пул — специальное национальное объединение страховщиков, представляющих услуги в области страхования и перестрахования по рискам "терроризм" и "диверсия". В данный антитеррористический пул входят 28 страховых компаний: «Страховой дом ВСК», «Страховая группа Уралсиб», «РЕСО-Гарантия», «Страховая группа МСК», «Страховая группа МАКС», «Альфастрахование», «РОСНО», «Согласие», «Россия», «Первая страховая компания», «Страховая группа Прогресс», «Ковчег», «Гефест», «Энергогарант», «Транснефть». В указанный пул не входят лидирующие компании отечественного страхования ("Росгосстрах", "Ингосстрах" и "Согаз").

Однако возможности пула крайне ограничены и не соответствуют масштабам террористической угрозы. Перестраховочная емкость пула не превышает 1,5 млрд руб., за все 10 лет существования участники пула урегулировали только 2 страховых случая (взрыв у гостиницы «Националь» в Москве — выплата пострадавшим 140 тыс. евро, взрыв в здании посольства России в Индонезии — выплата пострадавшим 200 тыс. евро) [18].

Совершенствование системы страхования от террористических рисков

На данный период времени единой системы страхования от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов и диверсий, не существует. Все выплаты в возмещение вреда осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Также отсутствуют механизмы обязательного страхования жизни и здоровья других граждан, имущества физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов.

Согласно п. 2 ст. 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 935 ГК РФ законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу.

Страхование рисков, связанных с террористическими актами, в настоящее время осуществляется страховщиками, однако не получает широкого распространения. Это связано со значительностью ущерба, причиняемого такими страховыми случаями, высоким риском совершения террористических актов, а также отсутствием системного механизма перестрахования таких рисков в практике российских страховщиков. При этом российским законодательством не установлен запрет на страхование таких рисков, за исключением указанного в п. 3 ст. 928 ГК РФ страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

В связи с изложенным вопросы, связанные со страхованием от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов и диверсий, на наш взгляд, надо рассматривать в рамках совершенствования законодательства в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев объектов с массовым скоплением людей, которые могут быть подвержены террористическим актам и диверсиям (железнодорожные вокзалы, аэропорты, метрополитен, места проведения массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий и т.п.).

Несмотря на масштабность террористических рисков и рисков диверсий на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, ответственность их владельцев за причинение вреда в результате террористического акта на таком объекте, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности соответствующих объектов, а также перечень необходимых мер антитеррористической безопасности не предусмотрены Федеральными законами № 116-ФЗ, № 117-ФЗ [19, 20]. Поэтому отсутствуют предпосылки страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений за причинение вреда в результате аварии, возникшей вследствие террористического акта или диверсии.

Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 225-ФЗ [21] страховщик освобождается от обязанности осуществить страховую выплату, если вред потерпевшим причинен в результате аварии на опасном объекте, произошедшей вследствие диверсий и террористических актов.

Значительны риски террористических актов и диверсий в сфере транспорта. Однако Воздушным кодексом РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта, Федеральными законами № 16-ФЗ, № 259-ФЗ, № 18-ФЗ, № 17-ФЗ [22-27] ответственность владельцев транспортной инфраструктуры и перевозчиков за причинение вреда в результате террористического акта или диверсии на соответствующем объекте транспорта не установлена.

Статьей 4 Федерального закона № 16-ФЗ [28] обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе от террористических актов, возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным федеральным законом устанавливаются требования к обеспечению транспортной безопасности и ответственность за их соблюдение.

При этом одним из механизмов, наиболее подходящим для страхования вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате террористических актов на данных объектах, может быть система страхования, применяемая в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на этом объекте (Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ).

В настоящее время, на наш взгляд, разработке механизма возмещения вреда жертвам террористических актов по договорам страхования с участием государства препятствуют существование следующих проблем:

  • наличие факторов, которые при определенных обстоятельствах могут привести к хищению средств (перестрахование — вторичное размещение риска, передача риска от первичного страховщика другой страховой компании);
  • отсутствие единых правил страхования жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов;
  • сложность определения адекватных страховых тарифов;
  • невозможность рассчитать размеры возможных убытков;
  • обязательное страхование может повлечь необоснованное распространение обязанности по страхованию на субъекты, не подверженные (или подверженные в малой степени) риску терроризма;
  • установление лимитов возмещения для страховщиков, страхового пула и ответственности государства.

Анализ правоприменительной практики в сфере страхования от террористических рисков и диверсий свидетельствует о том, что квалифицировать убытки, возникшие в результате террористических актов или диверсий, не всегда представляется возможным на начальном этапе по следующим причинам:

  • наличие событий, связанных с подрывами или попытками подрывов газопроводов, повреждением имущества в результате противоправных действий третьих лиц, на первоначальном этапе рассматриваются в рамках ст. 30, 215.3, 222, 223 Уголовного кодекса РФ [29];
  • квалификация данных событий как «терроризм» возможна в случае дальнейшего проведения оперативно-розыскных мероприятий в рамках следствия. Поэтому при урегулировании данного убытка указанные события, как правило, не квалифицируются как терроризм.

Как указывает С.В.Мамичева [30], в соответствии с положениями норм международного права жертвы преступлений имеют четыре вида прав:

  • право на доступ к правосудию;
  • право на возмещение вреда от причинителя вреда (или от третьих лиц);
  • право на финансовую компенсацию причиненного вреда за счет государства;
  • право на получение социальной помощи.

Учитывая существующую угрозу совершения террористических актов, а также в целях совершенствования механизмов системы страхования от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов и диверсий, необходимо разработать проект Федерального закона «О страховании от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц пострадавших в результате террористических актов и диверсий», в котором предусмотреть:

а) единые правила страхования жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов, в целях унификации механизма возмещения вреда жертвам террористических актов по договорам страхования;

б) механизм государственно-частного партнерства при страховании от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических лиц, пострадавших в результате террористических актов и диверсий;

в) введение института статистического учета количества компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, а также результатов возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, с целью последующего прогнозирования в бюджете дополнительных финансовых средств на возмещение указанных затрат;

г) определение круга страхователей по договорам страхования от причинения вреда в результате террористического акта или диверсии;

д) включение рисков от совершения террористических актов и диверсий в объемы страхового покрытия по договорам об обязательном страховании ответственности перевозчиков;

е) введение лицензирования страховой деятельности по страхованию страховых случаев, вызванных террористическим актом и диверсией;

ж) разработку единой тарификации рисков от террористических актов и диверсий и единые для всех страховых компаний условия страхования;

з) распространение страхования от причинения вреда, связанного с совершением террористических актов и диверсий, на факты причинения вреда в результате посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих;

и) определение требуемых финансовых механизмов и условий компенсации последствий террористических рисков, а также роль и место страхования среди них.

Также целесообразно исключить из ч. 9 ст. 8 Федерального закона РФ № 225-ФЗ [21] положение, предусматривающее возможность не осуществлять страховую выплату, если вред причинен в результате аварии на опасном объекте, произошедшей вследствие диверсий и террористических актов; распространить страхование от причинения вреда, связанного с совершением террористических актов и диверсий, на факты причинения вреда в результате посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих; определить финансовые механизмы и условия компенсации последствий террористических рисков, а также роль и место страхования среди них.

В случаях обязательного личного страхования пострадавших от действий террористического характера содержание этого подвида страхового правоотношения должно, в том числе, включать в себя выплаты, направленные на возмещение расходов на обязательное страхование гражданской ответственности лиц (организаций), являющихся организаторами массовых спортивных, культурно-просветительных, театральных и зрелищных мероприятий, перевозчиков, а также собственников, владеющих объектами транспортной инфраструктуры, недвижимости, которые по своему назначению являются общественными местами (стадионы, развлекательные центры, торговые комплексы и т.д.), т.к. последствиями террористических актов на указанных объектах является особо крупный ущерб, нанесенный как физическим, так и юридическим лицам, в котором предусмотреть наличие выплат, направленных на возмещение расходов на:

а) лечение до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

б) приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

в) посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

г) проезд застрахованного, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации;

д) медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний;

е) профессиональное обучение (переобучение).

Наряду с этим особое внимание должно уделяться вопросам антитеррористической защищенности:

  • объектов транспортных пассажирских перевозок;
  • потенциально важных и критически опасных объектов (АЭС, нефтеперерабатывающие предприятия, промышленные и научно-исследовательские структуры оборонно-промышленного комплекса и др.);
  • объектов здравоохранения и образования (поликлиники, больницы, детские сады, школы и др.);
  • объектов массового скопления населения (вокзалы, аэропорты, стадионы, концертные залы, театры, кинотеатры).

В обсуждении нуждаются также вопросы о распределении бремени доказывания и тарификации по данному виду страхования.

Источником страховых выплат в этом случае может стать Гарантийный фонд, который будет пропорционально пополняться за счет бюджетных ассигнований и средств ежемесячных процентных отчислений страховых компаний с суммы взносов по договорам страхования имущества (или каким-либо другим видам страхования).

Также необходимо изучить позицию юридических лиц, представляющих собой наиболее вероятные объекты террористической угрозы (например, аэропорты, вокзалы, стадионы и другие места массового нахождения людей), финансовые и другие возможности страховых и перестраховочных компаний.

Следует принять во внимание вероятность инфляционных процессов в результате масштабного внедрения вышеназванной страховой системы и другие возможные негативные экономические, социальные и политические последствия.

Отработку страховых механизмов в данной сфере целесообразно опробовать с помощью пилотных проектов, совмещающих действующую систему возмещения ущерба пострадавшим от террористических актов и страховых механизмов.

В этой связи совершенствование механизмов системы страхования от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, пострадавших в результате террористических актов и диверсий, является весьма важной и актуальной задачей.

Примечания

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета 1993. 25 дек.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Доклад Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в 2010 г. и о проделанной работе по их укреплению. http://www.crimpravo.ru/blog/prestupnost/970.html

4. http://www.liveinternet.ru/users/amayfaar/post148785549

5. http://www.ins-union.ru/rus/news/insurance

6. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009).

7. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 08.11.2008 № 203-ФЗ, от 22.12.2008 № 272-ФЗ, от 30.12.2008 № 321-ФЗ, от 27.07.2010 № 197-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 03.05.2011 № 96-ФЗ).

8. Постановление Правительства РФ от 21.02.2008 № 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом».

9. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.2009 № 158, от 17.08.2010 № 624).

10. Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 № 157-ФЗ… 29.11.2007 № 287-ФЗ).

11. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят Государственной Думой ФС РФ 21.10.1994).

12. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.).

13.  Закон Ставропольского края от 10.04.2006 № 19-кз (в ред. от 11.11.2010) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны».

14. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

15. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

16. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федеральных законов от 31.12.1999 № 229-ФЗ…от 21.04.2011 № 74-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 № 313-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.05.2011 № 8-П).

17. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

18. http://www.insur-info.ru/pressr/38030

19. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

20. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

21. Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

22. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

23. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

24. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 007.03.2001 № 24-ФЗ (с изм. от 05.04.2011, от 19.07.2011).

25. Федеральный закон Российской Федерации от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

26. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

27. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

28. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

29. «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» (ст. 30), «Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов» (ст. 215.3), «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (ст. 222), «Незаконное изготовление оружия» (ст. 223) Уголовного кодекса РФ.

30  Мамичева С.В. Права жертв преступлений // Журнал российского права. 2001. № 7. С. 102.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100