Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Оценки вызовов и угроз ХХI века. Национальные и региональные подходы к обеспечению безопасности возможностей многостороннего сотрудничества

Назаров В.П., заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Я хотел бы сделать сообщение о подходе России к обеспечению национальной и международной безопасности в современных условиях.

В настоящее время формируется новое мироустройство, в основе которого движение к глобализации и полицентризму. Оба этих процесса оказывают сильное влияние на международную и региональную безопасность, а также на национальную безопасность практически каждой страны.

Глобализация не ограничивается формированием единого финансового рынка и усилением взаимной зависимости экономик. Нарастает трансграничное передвижение людей. Современные средства связи и массовых коммуникаций создают условия для слабо контролируемых потоков информации. В результате происходит глобализация многих вызовов и угроз, например терроризма и финансовых преступлений, которые приобретают трансграничный характер. Бороться с ними в одиночку не может ни одна страна. Возникает насущная необходимость тесного международного сотрудничества и выработки его правовых основ.

Движение к полицентризму проявляется, прежде всего, в финансово-экономической сфере. «Группа двадцати», объединяющая развитые и развивающиеся страны, превратилась в центральную площадку для выработки мировой экономической стратегии. Благодаря скоординированным действиям «двадцатки» остановлено сползание мировой экономики в длительный и глубокий кризис.

В то же время в архитектуре глобальной безопасности по-прежнему доминируют механизмы и структуры, созданные в эпоху двухполярного мира и «холодной войны». Элементы внеблокового подхода к обеспечению международной безопасности пока немногочисленны. Это, например, шестисторонние переговоры по ракетно-ядерным проблемам Ирана и Корейского полуострова, взаимодействие России и других стран СНГ с государствами - членами НАТО в области транспортировки грузов в Афганистан. Способность существующих структур и механизмов обеспечивать международную безопасность, как представляется, будет снижаться в период формирования новых «центров силы» и развития полицентризма, который усложняет поиск баланса национальных интересов.

Для современного мира характерно новое понимание вызовов и угроз безопасности. Традиционно угрозы национальной безопасности воспринимались, прежде всего, как внешние угрозы военного характера. Распад одних и появление других государств в подавляющем большинстве случаев происходили в результате либо вооруженной агрессии извне, либо участия государства в длительных и упорных войнах, которые истощали силы нации и вызывали внутренние смуты.

В наше время на первый план выходят угрозы невоенного характера. Мы стали свидетелями распада государств, на территорию которых не вступал ни один иностранный солдат. Сотни тысяч граждан гибли в ходе внутренних конфликтов, прежде всего межэтнических. Огромные финансовые и интеллектуальные вложения в оборону не смогли обеспечить национальную безопасность и оказались бесполезной тратой ресурсов.

Невоенные угрозы часто исходят не только от государств, но и от идеологических, религиозных, национальных и других структур. Это, прежде всего, международный терроризм, религиозный экстремизм, транснациональная преступность, деятельность теневых международных финансовых структур, незаконный оборот наркотиков, кибертерроризм, пиратство, дефицит продовольствия и воды, экологические катастрофы, пандемии. К военным угрозам можно отнести распространение оружия массового уничтожения и риск возникновения региональных вооруженных конфликтов. Кроме того, появляются многочисленные «горячие точки», которые превращаются в «отложенные» или «замороженные» конфликты - угрозу новых локальных или региональных войн.

Укажу на некоторые вызовы и угрозы международной безопасности.

Во-первых, усиливающиеся дисбалансы мировой энергетики.

Специалисты Международного энергетического агентства прогнозируют быстрый рост потребления энергии в мире - к 2030 г. на 53% - до 17 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. В период между 2015 и 2035 г. добыча нефти в мире достигнет пиковых значений. Далее начнется падение объемов добычи и нарастание дефицита этого вида энергоресурсов. Поскольку на базе нефти и нефтепродуктов построена вся современная экономика, это изменит мир радикальным и непредсказуемым образом. Запасы газа значительно больше, однако подавляющая часть месторождений расположена в районах мира с высоким конфликтным потенциалом или труднодоступных, что делает рынок природного газа нестабильным.

Осознание этой перспективы мировым сообществом будет порождать острую конкуренцию на рынках энергоресурсов, а вопросы обеспечения энергетической безопасности станут занимать все более важное место во внешней политике государств и могут послужить причиной новых конфликтов.

Во-вторых, угрозы, связанные с миграционными и демографическими процессами. В условиях демографического спада многие развитые страны нуждаются в привлечении рабочей силы извне. Однако приток иммигрантов с иными культурными традициями и принадлежностью к иной религиозной конфессии может нарушить внутриполитическую стабильность и создать очаги конфликтов. Ряд стран уже столкнулись с растущими внутриполитическими сложностями в результате активных иммиграционных процессов.

В-третьих, угрозы повторения глобальных финансово-экономических кризисов. Многие страны оказались беззащитными перед финансово-экономическим кризисом, который начался осенью 2008 г., и полностью зависимыми от ситуации на мировых финансовых рынках. Кризис создал острые внутренние проблемы, включая безработицу, распространение алкоголизма, наркомании, преступности и рост протестных настроений. Из-за бюджетных проблем государства вынуждены сократить расходы на обеспечение безопасности.

В-четвертых, риск распространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Расширяется круг государств, стремящихся к обладанию ядерным оружием. В частности, международное сообщество проявляет сильную озабоченность в отношении неясных моментов в ядерной программе Ирана. Перспектива обретения Ираном ядерного оружия имела бы для региона и мира в целом тяжелые последствия. Возник бы эффект домино: целый ряд стран Ближнего Востока заявляют, что в этом случае предпримут все усилия, чтобы также обрести ядерное оружие. Это крайне опасный сценарий развития событий с учетом клубка межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке. Проведенные в КНДР ядерные испытания значительно осложнили военно-политическую обстановку в Восточной Азии.

Наконец, в современном понимании процесс обеспечения национальной безопасности не сводится исключительно к реагированию на возникшие угрозы. Все более важное место отводится прогнозированию вызовов, управлению рисками и принятию упреждающих действий, нацеленных на то, чтобы не допустить перерастания потенциальных вызовов в реальные угрозы национальной безопасности. Последняя задача достигается, прежде всего, через развитие в самых разных сферах функционирования государства и общества.

Все эти подходы нашли отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., которая была принята в мае 2009 г. Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, в связи с чем оперирует не только привычными терминами «вызовы» и «угрозы», но и новым понятием "стратегические национальные приоритеты". Это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности. Вопросам обеспечения безопасности в традиционном понимании посвящены только 2 из 9 приоритетов: «национальная оборона», а также «государственная и общественная безопасность». Остальные приоритеты - повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование - нацелены на развитие страны, но с учетом интересов национальной безопасности.

Обеспечению международной безопасности посвящен приоритет «стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. В этом разделе документа делается акцент на обеспечение стратегической стабильности путем последовательного продвижения к миру, свободному от ядерного оружия, и создания условий равной безопасности для всех; отхода от блокового противостояния и стремления к многовекторной дипломатии; рациональной и прагматичной внешней политики, исключающей затратную конфронтацию, в том числе новую гонку вооружений.

Что касается безопасности в военной сфере, в Стратегии отмечается, что Россия обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования.

На предотвращение военных конфликтов, прежде всего, политико-дипломатическими средствами, нацелена и новая Военная доктрина Российской Федерации, принятая в январе 2010 г. Эта установка не просто записана на бумаге, а реализуется на практике - об этом свидетельствуют проводимые сейчас масштабные сокращение и реформирование Вооруженных Сил России.

Такие подходы получили дальнейшее развитие в выступлении Президента РФ на совещании российских послов и постоянных представителей в международных организациях в Москве 12.07.2010*. Д.А.Медведев подчеркнул необходимость гармонизации отношений с зарубежными странами, дал установку на диалог, на снижение конфликтности, использование внешней политики для решения внутренних задач, для целей модернизации экономики, социальной сферы и политической системы России. Д.А.Медведев ориентировал нашу дипломатию на формирование модернизационных альянсов с основными международными партнёрами, в том числе для противодействия общим вызовам и угрозам. Этими указаниями Президента руководствуется в своей деятельности и аппарат Совета Безопасности РФ.

*См.: Право и безопасность. 2010. № 3. С. 28-32.

Комплексный взгляд на обеспечение национальной безопасности, согласно которому военная сила имеет ограниченные возможности, а укрепление безопасности достигается, в первую очередь, путем диалога, взаимного доверия и учета интересов, а также сотрудничества, проявляется не только в России, но и у многих наших партнеров. В частности, мы обратили внимание на содержание новой стратегии национальной безопасности США, которая по ряду важнейших аспектов созвучна нашим подходам. Сейчас идет работа над новой стратегической концепцией НАТО, в которой, как мы ожидаем, будут в полной мере учтены изменения в международной обстановке, в частности окончание «холодной войны» и формирование атмосферы сотрудничества между НАТО и Россией.

В то же время мы считаем, что возможности международного сообщества по парированию угроз ограничены из-за острого дефицита механизмов коллективной безопасности, которые соответствовали бы условиям нарождающегося многополярного мира.

Существующие в Евроатлантическом регионе структуры и механизмы коллективной безопасности были созданы в другую эпоху и выстроены без должного учета интересов России. В 2008 г. Президент РФ выдвинул инициативу заключения Договора о европейской безопасности (ДЕБ), которая придала важный импульс обсуждению вопросов, связанных с обновлением архитектуры европейской безопасности. В проекте Договора зафиксирован принцип неделимости безопасности, недопустимости попыток укрепления собственной безопасности одних государств в ущерб безопасности других.

Что касается большинства других регионов, например Азиатско-Тихоокеанского, Ближнего Востока и др., то там не создано даже зачатков коллективных систем безопасности.

Задача формирования современной системы глобальной безопасности на принципах полицентризма требует нестандартных подходов и новых организационных форм. Первая Встреча в Сочи вряд ли позволит урегулировать серьезные проблемы со значительным конфликтным потенциалом. В то же время наш форум дает возможность обменяться оценками вызовов, чреватых дестабилизацией международной обстановки, и может способствовать лучшему взаимопониманию между руководителями государственных структур, которые выполняют координирующие функции по обеспечению безопасности и оказывают влияние на выработку политики в этой области. Взаимное дополнение многостороннего и двустороннего форматов в усилиях по гармонизации наших подходов к проблеме безопасности весьма полезно и заслуживает дальнейшего развития.