написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Нормативная правовая база защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возбудителем сибирской язвы

Савченков С.Н., Азанов С.Н., Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

***

Приведена краткая характеристика сибирской язвы. Оценивается состояние нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возбудителем сибирской язвы. На основе структуризации полной совокупности действующих нормативных правовых актов выполнена систематизация базы, сформулированы предложения по ее развитию.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, нормативная правовая база, сибирская язв, сибиреязвенные скотомогильники, чрезвычайная ситуация.

***

Сибирская язва (СЯ) - уникальная инфекционная болезнь животных и человека. Возникнув однажды в какой-либо местности, она может «укореняться», сохраняя на многие годы (по данным разных источников, от 50 до 300 лет) угрозу повторных вспышек.

Территориальное распределение СЯ носит повсеместный характер: болезнь не регистрируется только на крайнем севере американского континента и на немногочисленных островных территориях. Сравнительно высокая заболеваемость поддерживается в странах развитого животноводства - Азии, Юга Африки, Южной Америки.

Наиболее напряженная эпизоотическая ситуация по СЯ животных наблюдается в странах Средиземноморья - Греции, Италии, Испании, Албании, Румынии; в Центральной и Южной Америке - Гватемале, Гондурасе, Чили, Гаити, Перу; в Северной Америке - Канаде и США (спорадические случаи); в Африке - в западной и центральной частях; в Азии - в центральной и южной её частях - Сирии, Индии, Шри-Ланке, Тамиле, Турции. Показательна эпидемия в Зимбабве, которая началась в 1979 г. и тянулась до 1984-1985 гг., при которой, хотя и с низким процентом смертности, были поражены болезнью одновременно много тысяч человек [1-3].

СЯ всегда была распространена на юге Сибири (отсюда и ее название), в Казахстане, Бурятии, Туве, Монголии. Абсолютное большинство зарегистрированных в последние годы вспышек болезни возникло на учтенных неблагополучных по СЯ территориях, причем на некоторых из них активность почвенных очагов СЯ не проявлялась в течение 40-60 лет. Иллюстрацией опасности СЯ может послужить последний случай массового заражения ее легочной формой, который имел место в 1979 г. в г. Свердловске, где заболело 79 человек, 68 из которых погибли [4, 5, 32].

На протяжении полувека были предложены и апробированы на практике различные способы ликвидации почвенных очагов: от переноса сибиреязвенных скотомогильников (СЯСМ) в недоступные для животных и человека места и их бетонирования, в т. ч. непосредственно в месте захоронения трупов, до санации почвы СЯСМ химическими или физическими методами. Были предприняты попытки санации СЯСМ и биологическими методами, но добиться сколько-нибудь ощутимых результатов не удалось [6].

Проведенная на рубеже XX и XXI вв. коллективом ученых и практических специалистов работа по уточнению кадастра неблагополучных по СЯ пунктов на территории РФ показала, что принцип составления кадастра, основанный на описании населенного пункта, где СЯ была зарегистрирована хотя бы один раз, не отражает действительного положения вещей. Прежде всего, многие населенные пункты исчезли с местности и из учета местных органов. Во многих населенных пунктах практически не осталось местных жителей, которые смогли бы помочь специалистам установить точное местонахождение СЯСМ или захоронений, да и в тех населенных пунктах, где животноводство еще имеется, установить локализацию таких мест крайне затруднительно.

По данным ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, в настоящее время представлены сведения о 28 986 стационарно неблагополучных по СЯ пунктах на территории РФ, а также о 13 855 скотомогильниках, из которых 4961 (35,8%) не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям. Определены 15 664 места захоронений павших животных и 925 трупосжигательных печей [7].

Возникает вопрос, а что делать с более чем 28 тыс. СЯСМ и неблагополучными по СЯ пунктами, зарегистрированными, заброшенными или забытыми ранее? По мнению авторов, их следует отнести к потенциально опасным биологическим объектам*, как объектам хранения и переработки опасных биологических веществ (биологических отходов, зараженных возбудителями особо опасных инфекций) бессрочного содержания.

* Согласно ГОСТ [26] и закону г. Москвы [27] потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС. В нормативных правовых актах РФ термин «потенциально опасный объект» юридически не определен. В настоящей работе термин «потенциально опасный биологический объект» толкуется так, как он определен в [26,27].

Сложившаяся ситуация с содержанием СЯСМ в неблагополучных по данной болезни регионах представляет собой «бомбу замедленного действия». Очевидно, что постоянный контроль состояния потенциально опасных биологических объектов, а не только визуальный осмотр объекта «…не реже чем 2 раза в год (весной и осенью)» согласно Правилам [28], но и своевременное предупреждение проявления опасностей на этих объектах, например, создание автоматизированных систем контроля за целостностью и сохранностью объекта [29] - путь к недопущению взрыва этой «бомбы».

Несомненно, содержание СЯСМ в безопасной целостности и сохранности является важной государственной задачей [8, 9]. Таким образом, в сложившейся в стране ситуации возникает острая необходимость снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), источником которых является возбудитель СЯ.

Действующая в настоящее время нормативная правовая база (НПБ), регулирующая отношения в области профилактики и защиты населения и территорий от СЯ, представлена следующими нормативными правовыми актами (НПА):

Международные соглашения

1. Рекомендация Международной Организации Труда от 29.10.1919 № 3 о профилактике СЯ.

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ

Федеральные законы РФ

1. Закон РФ от 4.04.1992 № 2667-I «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в городе Свердловске в 1979 году».

2. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии».

3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Федеральные подзаконные НПА

Президента РФ

1. Распоряжение Президента РФ от 07.11.1994 № 568-рп «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения в Российской Федерации».

2. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 04.12.2003 № Пр-2194).

Правительства РФ

1. Постановление Правительства РФ от 29.10.1992 № 830 «О Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств».

2. Постановление Правительства РФ от 28.02.1994 № 158 «О Государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы».

3. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 № 632 «Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации проекта Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям».

4. Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».

5. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

6. Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации".

7. Постановление Правительства РФ от 26.05.2006 № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».

8. Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".

Федеральные межведомственные и ведомственные НПА

1. Приказ Минздрава СССР от 11.06.1974 № 539 «Об оказании противочумными учреждениями Министерства здравоохранения СССР консультативно-методической и практической помощи органам и учреждениям здравоохранения по предупреждению завоза и распространения карантинных инфекций, а также сибирской язвы, бруцеллеза и туляремии».

2. Постановление Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 06.02.1992 № 1 «О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

3. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469).

4. Санитарные правила СП 3.1.089-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва» (утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996; 18.06.1996).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.06.2008 № 41 «О мерах совершенствования мероприятий по профилактике сибирской язвы в Российской Федерации».

7. Приказ Роспотребнадзора от 17.03.2008 № 88 «О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.12.2009 № 1 «Об установлении размера санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в г. Гаврилов-Ям Ярославской области».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 13.05.2010 № 56 "Об утверждении СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы».

10 Письмо Роспотребнадзора от 31.05.2005 № 13-08/16 «О «Кадастре стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации».

11. Письмо Роспотребнадзора от 24.09.2007 № 0100/9671-07-32 «Об эпидемиологической ситуации по сибирской язве».

12. Письмо Роспотребнадзора от 13.03.2008 № 01/2139-8-32 «Об организации мероприятий по профилактике сибирской язвы».

13. Письмо Роспотребнадзора от 28.05.2009 № 01/7353-9-32 «О сибиреязвенных скотомогильниках».

14. Письмо Роспотребнадзора от 26.06.2009 № 01/8949-9-32 «О ходе реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.06.08 № 41 «О мерах совершенствования мероприятий по профилактике сибирской язвы в Российской Федерации».

15. Письмо Роспотребнадзора от 07.06.2010 № 01/8458-0-32 «О сибиреязвенных скотомогильниках».

Как показывает анализ, существующие НПА, их положения и требования не в полной мере отвечают поставленным целям в обеспечении правового регулирования общественных отношений в сфере защиты населения от опасностей, обусловленных возбудителем СЯ, поскольку были приняты без должных научных концептуальных разработок в данной сфере и соответствующих социально-политических, экономических и иных экспертных оценок ее состояния и перспектив развития. В правовом поле имеются существенные пробелы по многим вопросам, имеющим важнейшее значение в решении возложенных задач, в том числе полномочий и ответственности субъектов права за разработку и внедрение современных подходов и технологий обнаружения, дезинфекции и хранения биологических отходов, зараженных возбудителем СЯ.

Концептуально-руководящий документ [30]указывает на актуальность системного совершенствования НПБ в области обеспечения рассматриваемой защиты (обеспечения защищённости). Следует также указать, что федеральная целевая программа [31, п. 16]предусматривает научно-исследовательские разработки, в частности проведение анализа и научное обоснование предложений по совершенствованию НПБ обеспечения химической и биологической безопасности населения, гармонизацию с нормами Международного права.

В настоящее время за безопасность населения и территорий от СЯ отвечают Роспотребнадзор и Минсельхоз России, однако анализ источников литературы [6-25] показывает несогласованность, а зачастую и противоречивость их информации и действий. Первым шагом в преодолении двойственности и противоречий, как показывает теория и практика защиты населения от ЧС, должно быть преобразование этих систем и создание на их базе государственной системы защиты населения Российской Федерации от опасностей, обусловленных возбудителем СЯ. Такой процесс представляется объективно необходимым.

Действующая в настоящее время НПБ, регулирующая отношения, связанные с защитой населения и территорий от опасностей, обусловленных возбудителем СЯ, практически не содержит НПА, целевым образом направленных на усиление правовых механизмов стимулирования внедрения инновационных процессов в деле рассматриваемой защиты и должна быть усовершенствована. Несомненно, принятие федеральных ведомственных и межведомственных НПА не сможет кардинально улучшить сложившуюся в стране ситуацию. Назревает необходимость принятия федерального закона, который бы исправил недостатки и противоречия в ведомственных подходах к решению рассматриваемой проблемы. Теоретико-правовым обоснованием этого является то, что обеспечение безопасности и защищенности гражданина, общества и государства может быть как предметом исключительного ведения РФ, так и предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Разграничение предметов ведения в данной сфере может быть установлено в соответствии со ст. 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов полномочий РФ субъекты РФ наделяются всей полнотой государственной власти и ответственности для решения возложенных на них задач, в том числе в сфере защиты населения от опасностей, обусловленных возбудителем СЯ.

Кроме того, следует отметить, что обеспечение безопасности и защита жизненно важных интересов гражданина, общества и государства, согласно требованиям Конституции РФ, осуществляется органами власти и управления всех уровней, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами, т.е. всеми субъектами системы обеспечения национальной безопасности.

****

«Особенность возбудителя сибирской язвы, обладающего способностью длительно сохраняться во внешней среде, размножаться при благоприятных условиях в почве и укореняться на многие десятилетия, образуя стойкие почвенные очаги, на обширных территориях, не позволяет добиться кардинального улучшения эпидемиологической обстановки по этой инфекции на территории Российской Федерации.»

Из Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.06.2009 г. № 01/8949-9-32 "О ходе реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.06.2008 г. № 41 "О мерах совершенствования мероприятий по профилактике сибирской язвы в Российской Федерации"

Литература

1. Turner M. Anthrax in humans in Zimbabwe // Central African Journal of Medicine. 1980. Vol. 26. P. 160-161.

2. Davies J.C.A. A major epidemic of anthrax in Zimbabwe // Central African Journal of Medicine. 1982. Vol. 28. P. 291-298.

3. Kobuch E., Davis J., Fleischer K. et al. A clinical and epidemiological study of 621 patients with anthrax in western Zimbabwe // Salisbury Medicine Bulletin. 1990. No 68, Special suppl. P. 34-38.

4. Abramova F.A., Grinberg L.M., Yampolskaya O.V., Walker D.H. Pathology of inhalational anthrax in 42 cases from the Sverdlovsk outbreak of 1979 // Proceedings of the National Academy of Sciences USA.1993. Vol. 90. P. 2291-2294.

5. Meselson M., Guillemin J., Hugh-Jones M. et al. The Sverdlovsk anthrax outbreak of 1979 // Science. 1994. Vol. 266. P. 1202-1208.

6. Авдеев С. Эпидемия вполне возможна // Известия науки. http://www.inauka.ru.

7. Письмо Роспотребнадзора от 26.06.2009 № 01/8949-9-32 «О ходе реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.06.2008 № 41 «О мерах совершенствования мероприятий по профилактике сибирской язвы в Российской Федерации»

8. Гаврилов В.А., Ведерникова В.А., Болдина И.В., Селиверстов В.В. Проблемы ликвидации сибиреязвенных скотомогильников // Ветеринарная медицина. 2006. № 4. С. 21-22.

9. Абгарян А.Г., Еременко И.В., Ефременко В.И. и др. Совершенствование метода индикации возбудителя сибирской язвы // Журнал микробиологии. 2003. № 6. С. 47-51.

10. Буравцева Н.П., Еременко Е.И., Коготкова О.И. и др. Эпидемиологическая обстановка по сибирской язве в регионах Южного федерального округа в связи с наводнением в июне 2002 г. // Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. 2003. № 6. С. 43-46.

11. Российская газета - Верхняя Волга. 2005. 12 апр.

12. Братская студия телевидения. http://www.bst.bratsk.ru/site.

13. Интернет-издание «Newsprom.ru». http://newsprom.ru.

14. Сайт-газета «Местный Спрос». www.mspros.ru.

15. Сайт села Свердлово Конаковского района Тверской области. http://sverdlovo-borki.narod.ru..

16. Галиуллин А.К., Шакиров М.С., Фаизов Т.Х. Эпизоотический потенциал сибиреязвенных захоронений на территории Республики Татарстан // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2008. Т. 2. С. 53-55.

17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.06.2008 № 41 «О мерах совершенствования мероприятий по профилактике сибирской язвы в Российской Федерации».

18. Приказ Роспотребнадзора от 17.03.2008 № 88 «О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней».

19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.12.2009 № 1 «Об установлении размера санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в г. Гаврилов-Ям Ярославской области».

20. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 13.05.2010 № 56 "Об утверждении СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы».

21 Письмо Роспотребнадзора от 31.05.2005 № 13-08/16 «О «Кадастре стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации».

22. Письмо Роспотребнадзора от 24.09.2007 № 0100/9671-07-32 «Об эпидемиологической ситуации по сибирской язве».

23. Письмо Роспотребнадзора от 13.03.2008 № 01/2139-8-32 «Об организации мероприятий по профилактике сибирской язвы».

24. Письмо Роспотребнадзора от 28.05.2009 № 01/7353-9-32 «О сибиреязвенных скотомогильниках».

25. Письмо Роспотребнадзора от 07.06.2010 № 01/8458-0-32 «О сибиреязвенных скотомогильниках».

26. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.

27. Закон г. Москвы от 05.11.1997 № 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

28. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469).

29. Костров А.В, Савченков С.Н. Способ предупреждения чрезвычайных ситуаций на сибиреязвенных скотомогильниках и территориях. Заявка на изобретение № 2010110681/20(015044).

30. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 04.12.2003 № Пр-2194).

31. Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)"

32. Закон РФ от 04.04.1992 № 2667-I «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в городе Свердловске в 1979 году».

САВЧЕНКОВ Сергей Николаевич. Старший научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Автор трудов по биотехнологии (2 авторских свидетельства СССР, 7 патентов РФ, более 10 научных публикаций) - до 2009 г.; по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - после 2009 г.

АЗАНОВ Сергей Николаевич. Начальник отдела ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Авто трудов по правовому обеспечению гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100