Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Противодействие транснациональной коррупционной деятельности российских должностных лиц

Сухаренко А.Н., директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления

****

На основе изучения многочисленных отечественных и зарубежных источников в статье дан развернутый анализ транснациональных аспектов коррупционной деятельности российских должностных лиц. Автор предлагает перечень практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности в данной сфере.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, государственные служащие, уголовная ответственность, международно-правовое сотрудничество.

****

В настоящее время коррупция в России достигла социально опасного уровня, превратившись в реальную угрозу жизнедеятельности общества. Не случайно разработчики Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, включили коррупцию в перечень основных источников угроз национальной безопасности государства [1].

Озабоченность масштабами данной проблемы разделяют также эксперты международной организации «Transparency International».Согласно их расчетам, на протяжении последних лет рейтинг России на фоне других стран СНГ неуклонно снижался, в результате чего она оказалась в перечне самых коррумпированных стран мира. По итогам 2009 г. в списке из 180 стран Россия занимала 146-е место с показателем 2,2 балла.

Рис. 1. Динамика индекса восприятия коррупции для России [2].

Индекс восприятия коррупции ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди госслужащих и политиков. Этот комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований коррупции, проводимых независимыми организациями и институтами,отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями и аналитиками и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции).

Не менее критично оценивают ситуацию в России и аналитики Всемирного экономического форума. Согласно их исследованиям, Россия входит в число стран с высоким уровнем ущерба, причиняемого экономике данным явлением. По итогам опросов 2009-2010 гг. об уровне взяточничества в списке из 139 стран Россия заняла 111-е место с показателем 3,3 балла. Ниже нас располагаются лишь страны Африки и Латинской Америки [3].

За минувшее десятилетие коррупционная деятельность российских должностных лиц приобрела транснациональный масштаб*. При этом, если раньше она ограничивалась рамками СНГ, то сегодня охватывает десятки стран мира. Для реализации коррупционных схем они используют не только коммерческие, но и криминальные структуры. Прослушивание записей телефонных переговоров лидера «тамбовского» преступного сообщества Г.Петрова, арестованного в Испании по обвинению в организации преступной группы и отмывании денег, свидетельствует о наличии высокопоставленных российских чиновников, причастных к его деятельности [4].

*Согласно ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), ратифицированной Россией в апреле 2004 г., преступление носит транснациональный характер, если: а) совершено в более чем одном государстве; б) совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; г) совершено в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве.

В целях систематического извлечения прибыли чиновники нередко и сами объединяются в межведомственные преступные группы. В качестве примера можно привести уголовное дело о широкомасштабной контрабанде, возбужденное в отношении бывшего члена Совета Федерации РФ И.Иванова и депутата Законодательного Собрания Приморского края Г.Лысака. По версии следствия, они возглавляли преступное сообщество, занимавшееся контрабандой китайских промтоваров и отмыванием денег. Сначала товары, купленные в Китае, ввозились на территорию Приморья под видом стройматериалов, что существенно снижало таможенные платежи. В результате недоплата в бюджет составила 1,5 млрд руб. Всего же было легализовано товаров на 5,5 млрд руб. и 1,5 млн долл. Впоследствии оформленный по подложным товарно-транспортным документам груз прибывал на железнодорожные станции «Москва-Товарная» и «Москва-Пассажирская» Ярославского вокзала, откуда его в фурах развозили по складам и торговым точкам. В частности, доставляли на Черкизовский рынок. Примечательно, что именно с этим уголовным делом связывают отставки главы ФТС А.Жерихова и двух его замов, 3 генералов ФСБ, 2 прокурорских работников, 5 оперативных сотрудников МВД и 4 членов Совета Федерации РФ [5].

В июле 2008 г. Мосгорсуд на основании вердикта присяжных приговорил к 7,5 годам лишения свободы бывшего командира роты полка ДПС ГИБДД УВД ВАО Москвы С.Богородицкого. По данным следствия, он возглавлял "московское отделение" вышеуказанного преступного сообщества и обеспечивал безопасность провоза грузов в Восточном округе столицы (Черкизовский рынок находится на территории данного округа). С апреля 2005 г. по май 2006 г. C.Богородицкий 16 раз обеспечивал незаконное сопровождение контрабандных грузов по подложным товарно-транспортным документам. Сумма взяток варьировалась от 2 тыс. руб. до 130 долларов. Кроме того, он обеспечивал «решение вопросов» по перемещению грузов без прохождения досмотра сотрудниками правоохранительных органов, а общая сумма полученных им взяток составила 449 тыс. руб. [6]

Нельзя не упомянуть и о деле экс-главы МВД Бурятии В.Сюсюры, арестованного в октябре 2009 г. по обвинению в контрабанде товаров в составе организованной группы лиц в крупном размере в зоне деятельности аэропортов «Сочи» Краснодарского края и «Майкоп» Республики Адыгея. По данным следствия, в 2005-2006 гг. он (в то время начальник Азово-Черноморского УВДТ) через своего заместителя А.Шурупова ежемесячно получал вознаграждение от организаторов преступной группы за обеспечение беспрепятственного поступления из стран Ближнего Востока контрабандных товаров на территорию Краснодарского края. Ущерб государству от их действий составил около 20 млн руб. В марте-апреле 2010 г. по данному уголовному делу были арестованы начальник ОРБ № 11 МВД России С.Мотин, бывший начальник Адыгейской таможни Ю.Блягоза и бывший начальник таможенного поста «Аэропорт Майкоп» А.Харетлук [7].

Анализ криминальной ситуации в сфере оборота древесины и морских биоресурсов указывает на существование должностных лиц, создающих благоприятные условия для деятельности транснациональных преступных формирований. Так, в мае 2010 г. в Камчатском крайсуде началось слушание уголовного дела об организации преступного сообщества с целью легализации морепродукции, произведенной в результате незаконного промысла. Согласно материалам дела, преступное сообщество, возглавляемое гражданами США, ФРГ и России, занималось незаконной добычей крабов в исключительной экономической зоне РФ для последующего сбыта в Южной Корее и США. Их доля на рынке составляла около 70%. За период с января 2006 г. по июнь 2007 г. экипажи принадлежащих им судов выловили более 24,5 тыс. тонн краба вместо разрешенных 4,7 тыс. тонн. Причиненный ими материальный ущерб составил 545 млн долл.В рамках дела было арестовано свыше 20 судов, признанных вещественными доказательствами. Как установило следствие, коррумпированные сотрудники СВПУ Береговой охраны ФСБ России передавали преступникам информацию о местонахождении патрульных кораблей, сроках и местах проведения спецопераций. Обладая такими сведениями, те могли беспрепятственно составлять графики выхода своих судов на незаконный промыселисключительной экономической зоне РФ для последующего сбыта в Южной Корее и СШАИх доля на рынке составляла около 70%. период с января 2006 г. по июнь 2007 г. экипажи принадлежащих им судов выловили более 24,5 тыс. тонн краба вместо разрешенных 4,7 тыс. тонн. Причиненный ими материальный ущерб составил 545 млн долл.В рамках дела было арестовано свыше 20 судов, признанных вещественными доказательствами., коррумпированные сотрудники СВПУ Береговой охраны ФСБ России передавали преступникам информацию о местонахождении патрульных кораблей, сроках и местах проведения спецопераций. Обладая такими сведениями, те могли беспрепятственно составлять графики выхода своих судов на незаконный промысел [8].

В сентябре 2010 г. Следственное управление СКП по Забайкальскому краю окончило следствие по уголовному делу в отношении начальника УБЭП местного ГУВД А.Дзиковского и троих его подчиненных. По версии следствия, они, используя полномочия по проведению в ходе оперативно-розыскных мероприятий проверок законности происхождения древесины, указанной в заявках на получение фитосанитарных сертификатов, являющихся документами, обязательными для экспорта лесоматериалов, вывозимых в КНР, в целях систематического получения от участников внешнеэкономической деятельности взяток объединились в устойчивую организованную группу. Обычно речь шла о месячном «вознаграждении». Плата, взимаемая с каждого вагона древесины, варьировалась от 3 до 9 тыс. руб. В результате с весны 2008 г. по осень 2009 г. обвиняемые получили лично и через посредников не менее 14 млн руб. Всего в деле фигурируют 22 эпизода взяток. И это только то, что удалось доказать [9].

Для защиты от возможного уголовного преследования, в нарушение законодательства о государственной (муниципальной) службе должностные лица приобретают второе гражданство (подданство). В результате после совершения преступления они выезжают за рубеж и становятся недосягаемы для правоохранительных органов. Так, бывший министр финансов Московской области А.Кузнецов, находящийся в международном розыске по обвинению в мошенничестве и имеющий гражданство США, причинил ущерб бюджету области на сумму около 27 млрд руб. [10].

В апреле 2009 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», предусматривающий наказание за несоблюдение ограничений, связанных с принятием лица на государственную гражданскую и муниципальную службу, и запретов занимать выборную должность в случае выхода из гражданства РФ, приобретения или наличия гражданства другого государства, а равно наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в виде лишения свободы на срок до 2 лет и штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев с лишением права занимать определенные должности на срок до 2 лет.

Полученные коррупционные доходы должностные лица предпочитают отмывать через оффшорные банки или путем инвестирования в зарубежную собственность. В результате чего они все чаще попадают в поле зрения иностранных правоохранительных служб. Данное обстоятельство не только дискредитирует Россию на международной арене, но и снижает ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

***

Швейцария. В марте 2002 г. Прокуратура кантона Женева признала виновным в отмывании денег без отягчающих обстоятельств, и приговорила к штрафу в 300 тыс. франков и уплате следственных издержек в 35 тыс. франков бывшего главу Управления делами Президента РФП.Бородина. Согласно материалам дела, он заключил два контракта с компанией «Mercata Trading & Engineering SA» на реконструкцию Большого Кремлевского дворца и здания Счетной Палаты. В результате данной компании было выплачено 492 млн долл., из которых 62,5 млн долл. она перевела на счет подставной компании «LightStar Low Voltage Systems Ltd.» на острове Мэн. Оттуда 25,6 млн долл. были перечислены на личные счета П.Бородина, его дочери и зятя [10].

Мягкость наказания, назначенного П.Бородину, объясняется переквалификацией инкриминировавшегося ему деяния в связи с истечением срока давности. П.Бородин продолжает занимать пост Госсекретаря Союзного государства РФ и Республики Беларусь.

В 2008 г. Швейцария удовлетворила запрос о наложении ареста и переводе на ответственное хранение на счет Генеральной прокуратуры России 2 млн долл., находившихся на счетах, принадлежащих бывшему замминистра внешних экономических связей (МВЭС) РФ А.Догаеву.

По данным Федерального департамента юстиции и полиции Швейцарии, ежегодно из России поступает в среднем 50 запросов о взаимной правовой помощи. Большая часть из них касается уголовных дел о коррупции и экономических преступлениях [12].

Италия.В июне 2004 г.Финансовая гвардия г. Тренто выдача ордер на арест бывшего генерального директора ФГУП «Росвооружение», экс-генерала КГБ Е.Ананьева. Согласно материалам дела, онподозревается в отмывании 5 из 7 млн долл., полученных в качестве взятки при заключении контракта на поставку ВВС Перу 3 истребителей МиГ-29 [13].

В ноябре 2005 г. Прокуратура г. Тренто выдала ордера на арест 8 граждан РФ, включая дочь П.Бородина - Е.Силецкую. Согласно материалам дела, она подозревается в отмывании более 5 млн долл., полученных компанией «Mercata Trading & Engineering SA» за проведение ремонтно-реставрационных работ в Кремле в 1996 г. [14].

США. В июне 2001 г. Федеральный суд Западного округа Техаса приговорил к 1 году тюремного заключения условно и штрафу в 100 долл. вице-президента подразделения компании «Allied Products Corp.» Д.Ротрока. Ранее он признался в фальсификации отчетности с целью скрыть факт выплаты «отката» в 300 тыс. долл. гендиректору РВО «Зарубежнефтестрой» («Нестро») за предоставление контракта на поставку 20 буровых установок [15].

В мае 2005 г.Федеральная прокуратура Западного округа Пенсильвании возбудила уголовное дело против бывшего главы Минатома РФ Е.Адамова.Согласно обвинительному заключению, он подозреваетсяв присвоении и отмывании 9 млн долл., выделенных в 90-е гг. на повышение безопасности российских АЭС. Однако власти США не смогли привлечь его к уголовной ответственности. В феврале 2008 г. Замоскворецкий суд г. Москвы признал его виновным в хищении путем мошенничества более 30 млн долл., злоупотреблении и превышении должностных полномочий, повлекших ущерб в размере более 113 млн долл., и приговорил к 5,6 годам лишения свободы с лишением права занимать госдолжности в течение 3 лет. В апреле 2010 г. Мосгорсуд заменил ему реальное наказание на условное с испытательным сроком [16].

В октябре 2007 г. Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка приговорил к 51 месяцу тюремного заключения и штрафу в 73,6 тыс. долл. бывшего председателя Комитета по административным и бюджетным вопросам Генассамблеи ООН и сотрудника МИД РФ В.Кузнецова. Ранее он был признан виновным в отмывании более 310 тыс. долл., полученных в качестве взяток сотрудником службы закупок ООН А.Яковлевым. Общая сумма взяток, полученных последним за предоставление инсайдерской информации о конкурсах в рамках гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие» *, составила более 950 тыс. долл.** В ноябре 2008 г. на основании Конвенции СЕ о передаче осужденных лиц (1983 г.) В.Кузнецов был передан России для дальнейшего отбывания наказания [17].

*Программа ООН стоимостью 67 млрд долл. действовала с 1996 по 2003 г. и была предназначена для смягчения последствий международных санкций, введенных против Ирака после вторжения в Кувейт в 1990 г. По условиям программы, Ираку разрешалось использовать часть доходов от продажи нефти на закупку медикаментов, продовольствия и других гуманитарных товаров.

** В августе 2005 г. А.Яковлев признался в мошенничестве и отмывании денег. Однако приговор ему еще не вынесен.

В декабре 2007 г. Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка приговорил к 2 годам тюремного заключения условно и штрафу в 5 тыс. долл. консультанта техасской нефтяной компании «BAYOIL (USA) Inc.» Л.Диониссиева. Ранее он признался в контрабанде 1 820 000 баррелей иракской нефти [18].

Следует отметить, что указанный факт подтверждает выводы специального расследования Сената США, согласно которым Саддам Хусейн пытался заручиться поддержкой России в Совбезе ООН посредством выдачи ваучеров на закупку нефти крупным компаниям и политическим партиям [19]. Кроме того, он получал от них вознаграждение в виде «откатов».

В апреле 2010 г. Федеральный суд округа Колумбия наложил штраф в размере 27,3 млн долл. на компанию «ДаймлерКрайслер автомобили Россия» (ныне известная как «Mercedec Benz Russia»), которая поставляла автомобили и запчасти концерна «Daimler AG» различным госорганам РФ. Основными покупателями были названы МВД, Минобороны, Гараж особого назначения (находится в структуре ФСО), а также мэрии Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Ранее компания призналась в том, что в 2000-2005 гг. выплачивала представителям этих структур «комиссионные» за проведение госзакупок, которые переводились не напрямую, а на счета в латвийских и других зарубежных банках. Общая сумма выплаченных «откатов» составила более 3,8 млн евро и 64,2 тыс. немецких марок. К сожалению, никого из российских чиновников к уголовной ответственности не привлекли [20].

Бельгия. В апреле 2008 г. в суде г. Дендермонд началось рассмотрение уголовного дела в отношении руководителей фармацевтических компаний «Medec Benelux» и «Anecom». Согласно материалам дела, они обвиняются в даче взяток российским чиновникам с целью получения контрактов на поставку медицинского оборудования в детские больницы с последующим их отмыванием. В целях обеспечения возможной конфискации был наложен арест на банковские счета 4 петербургских чиновников и их жен [21].

***

Здесь были перечислены лишь те уголовные дела, которые получили огласку. Между тем обоснованные подозрения в причастности к незаконной деятельности имеются и в отношении других должностных лиц [22-24]. Однако отсутствие должного содействия со стороны Генеральной прокуратуры РФ, конституционный запрет на выдачу граждан и особый правовой статус препятствуют привлечению их к уголовной ответственности за рубежом.

Не срабатывает в данной ситуации и закрепленный в уголовном законодательстве принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ). В большинстве случаев правоохранительные органы РФ не усматривают состава преступления в передаваемых им материалах. Данное обстоятельство подрывает доверие зарубежных партнеров к российской правоохранительной системе как неспособной противостоять разгулу коррупции в стране.

Несмотря на принятие Федерального закона об имплементации положений Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) и Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) [25], Уголовный кодекс РФ не претерпел существенных изменений. Основной акцент в Законе был сделан не на репрессию, а на профилактику. Однако, как показывают ежегодные прокурорские проверки исполнения законодательства о государственной (муниципальной) службе, существующие профилактические меры практически не действуют. Сегодня повсеместно выявляются факты незаконного участия служащих в коммерческой деятельности, владения долями и пакетами акций, непредставления в налоговые органы деклараций о доходах и имуществе, а в кадровые службы - справок о соблюдении установленных ограничений. Более того, выявляются факты сокрытия от правоохранительных органов сведений о служебных проступках, граничащих с преступлениями [26].

Не соблюдается установленный федеральными законами конкурсный порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы. В ряде государственных органов складывается порочная практика проведения фиктивных конкурсов на замещение должностей государственной гражданской службы и зачисления в кадровый резерв либо принимаются меры к завуалированию нарушений закона.

Проведенный Генеральной прокуратурой РФ анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов [27] показал, что зачастую их деятельность формальна либо вовсе отсутствует. Вопросы соблюдения требований к служебному поведению на их заседаниях не рассматриваются. Это свидетельствует о том, что в органах государственной власти не уделяется должное внимание соблюдению Общих принципов служебного поведения госслужащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (в ред. Указа Президента РФ от 16.07.2009 № 814). Большинство случаев возникновения конфликта интересов остается вне поля зрения этих комиссий.

Не всеми органами государственной власти, даже на федеральном уровне, учтены требования ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о разработке порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Интенсивность борьбы с взяточничеством обеспечивается, главным образом, за счет роста привлеченных к уголовной ответственности лиц, пытавшихся дать взятку. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что правоохранительные органы пошли по пути наименьшего сопротивления: бороться не с тем, что представляет главную опасность, а с тем, что требует наименьших усилий. Так, в 2009 г. зарегистрировано 7,8 тыс. фактов получения взятки, но выявлено лишь 2,5 тыс. лиц (на одно выявленное лицо в среднем приходится 3,1 преступлений). В то же время зарегистрировано 5,2 тыс. фактов дачи взятки и выявлено 4,5 тыс. лиц (на одно выявленное лицо в среднем приходится 1,2 преступления).

Статистический анализ показывает, что лиц, получающих взятки, осуждается меньше, чем взяткодателей. Если за получение взятки в 2009 г. было осуждено 1,9 тыс. человек, то за дачу взятки - 3,6 тыс. человек. При этом основной массив выявляемых коррупционных деяний относится к разряду бытовой коррупции. Работа по выявлению и пресечению опасных и организованных форм коррупции не поставлена на системную основу [26].

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется необходимым:

  • присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (1997 г.) и Конвенции СЕ «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (1999 г.);
  • криминализировать такие деяния, как: дача взятки в виде нематериальных ценностей; злоупотребление влиянием; незаконное обогащение, а также восстановить конфискацию имущества в качестве вида наказания. Все эти требования содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) и Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.);
  • принять Федеральный закон «О регулировании лоббистской деятельности в органах власти», а также устранить коррупционные нормы в Федеральных законах «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  • упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом (гл. 52 УПК РФ);
  • усилить контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, законным использованием государственной (муниципальной) собственности; обеспечить прозрачность и объективность при проведении конкурсов, заключении государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров и оказание услуг;
  • повысить эффективность работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
  • ускорить принятие Кодексов этики и служебного поведения государственных (муниципальных) служащих;
  • обеспечить надлежащий контроль за доходами государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц и членов их семей;
  • установить полный запрет на участие госслужащих в любой форме в управлении и деятельности коммерческих (некоммерческих) организаций;
  • определить уполномоченный госорган по доверительному управлению ценными бумагами, акциями, долями в уставных капиталах, принадлежащими госслужащим;
  • усовершенствовать механизмы взаимодействия между контролирующими и правоохранительными органами в данной сфере;
  • развивать международно-правовое сотрудничество, прежде всего, по вопросам сроков исполнения запросов, экстрадиции, поиска, конфискации и возврата коррупционных доходов.

Примечания

1. Российская газета. 2009. 19 мая.

2. Transparency International: Corruption Perceptions Index. http://www.transparency.org.

3. WEF: The Global Competitiveness Report (2010-2011). Geneva, 2010.

4. Gómez L. España tiene una lista de políticos rusos implicados en mafias // El Pais. 2009. JuneEspana tiene una lista de politicos rusos implicados en mafias // El Pais. 2009. June 7.

5. Караваев А. Ширпотреб особого назначения // Время новостей. 2010. 17 июня.

6. Осужден майор московского ГИБДД // РИА «Новости». 2008. 22 июля.

7. Водолазов В. Генерал Сюсюра не добрался до полиграфа // Коммерсант. 2010. 16 апр.

8. Климов А. Готовьте камеру Гонтмахеру // Камчатский край. 2010. 13 мая.

9. Баринов В. Борьба с незаконной вырубкой леса сделала милиционеров миллионерами // Газета. 2010. 9 сент.

10. Михайлова А. Бывший министр финансов Подмосковья стал американским миллионером // Газета. 2010. 3 марта.

11. Седых И. Пейзаж после Бородинской битвы // Совершенно секретно. 2002. 2 апр.

12. Швейцария - это неудачное место для сокрытия нелегальных фондов // Интерфакс. 2008. 26 нояб.

13. Операция «Матрешка» против «Росвооружения» // Газета. 2004. 4 июня.

14. Рубникович О. Итальянцы нашли кремлевские деньги // Газета. 2005. 8 нояб.

15. U.S. v. Daniel Ray Rothrock, (Cr. No. 343) W.D. Tex.. 2001. June 13.

16. Соковнин А. Евгений Адамов стал условно осужденным // Коммерсант. 2008. 18 апр.

17. Фильченко Н. Дипломата выслали из тюрьмы на Родину // Коммерсант. 2008. 20 нояб.

18. Bulgarian oil trader gets probation for UN scandal // Reuters. 2007. December 13.

19. Blum J. Oil-for-Food Benefited Russians, Report Says // Washington Post. 2005. May 16.

20. Альбац Е. Откаты государственной важности // Новое время. 2010. 24 мая.

21. http://www.tijd.be/nieuws/binnenland/Corruptie_in_Rusland_leidt_naar_Belgie.6934032-438.art

22. Ломм Ф. Ангольский долг и расхищение российских фондов // Le Monde.2002. 3 апр.

23. Simpson G. Pressure rises on Kremlin's telecom chief // The Wall Street Journal. 2007. November 15.

24. Кобо Х. Жандармы ждали Резника на Майорке // Независимая газета. 2008. 21 октября.

25. Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 дек.

26. Доклад Генерального прокурора России Ю.Чайки в Совете Федерации РФ 28.03.2008.

27. Указ Президента РФ от 04.03.2007 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов».

Противодействие транснациональной коррупционной деятельности российских должностных лиц | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Противодействие транснациональной коррупционной деятельности российских должностных лиц

Сухаренко А.Н., директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления

****

На основе изучения многочисленных отечественных и зарубежных источников в статье дан развернутый анализ транснациональных аспектов коррупционной деятельности российских должностных лиц. Автор предлагает перечень практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности в данной сфере.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, государственные служащие, уголовная ответственность, международно-правовое сотрудничество.

****

В настоящее время коррупция в России достигла социально опасного уровня, превратившись в реальную угрозу жизнедеятельности общества. Не случайно разработчики Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, включили коррупцию в перечень основных источников угроз национальной безопасности государства [1].

Озабоченность масштабами данной проблемы разделяют также эксперты международной организации «Transparency International».Согласно их расчетам, на протяжении последних лет рейтинг России на фоне других стран СНГ неуклонно снижался, в результате чего она оказалась в перечне самых коррумпированных стран мира. По итогам 2009 г. в списке из 180 стран Россия занимала 146-е место с показателем 2,2 балла.

Рис. 1. Динамика индекса восприятия коррупции для России [2].

Индекс восприятия коррупции ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди госслужащих и политиков. Этот комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований коррупции, проводимых независимыми организациями и институтами,отражает восприятие уровня коррупции предпринимателями и аналитиками и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции).

Не менее критично оценивают ситуацию в России и аналитики Всемирного экономического форума. Согласно их исследованиям, Россия входит в число стран с высоким уровнем ущерба, причиняемого экономике данным явлением. По итогам опросов 2009-2010 гг. об уровне взяточничества в списке из 139 стран Россия заняла 111-е место с показателем 3,3 балла. Ниже нас располагаются лишь страны Африки и Латинской Америки [3].

За минувшее десятилетие коррупционная деятельность российских должностных лиц приобрела транснациональный масштаб*. При этом, если раньше она ограничивалась рамками СНГ, то сегодня охватывает десятки стран мира. Для реализации коррупционных схем они используют не только коммерческие, но и криминальные структуры. Прослушивание записей телефонных переговоров лидера «тамбовского» преступного сообщества Г.Петрова, арестованного в Испании по обвинению в организации преступной группы и отмывании денег, свидетельствует о наличии высокопоставленных российских чиновников, причастных к его деятельности [4].

*Согласно ст. 3 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), ратифицированной Россией в апреле 2004 г., преступление носит транснациональный характер, если: а) совершено в более чем одном государстве; б) совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; г) совершено в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве.

В целях систематического извлечения прибыли чиновники нередко и сами объединяются в межведомственные преступные группы. В качестве примера можно привести уголовное дело о широкомасштабной контрабанде, возбужденное в отношении бывшего члена Совета Федерации РФ И.Иванова и депутата Законодательного Собрания Приморского края Г.Лысака. По версии следствия, они возглавляли преступное сообщество, занимавшееся контрабандой китайских промтоваров и отмыванием денег. Сначала товары, купленные в Китае, ввозились на территорию Приморья под видом стройматериалов, что существенно снижало таможенные платежи. В результате недоплата в бюджет составила 1,5 млрд руб. Всего же было легализовано товаров на 5,5 млрд руб. и 1,5 млн долл. Впоследствии оформленный по подложным товарно-транспортным документам груз прибывал на железнодорожные станции «Москва-Товарная» и «Москва-Пассажирская» Ярославского вокзала, откуда его в фурах развозили по складам и торговым точкам. В частности, доставляли на Черкизовский рынок. Примечательно, что именно с этим уголовным делом связывают отставки главы ФТС А.Жерихова и двух его замов, 3 генералов ФСБ, 2 прокурорских работников, 5 оперативных сотрудников МВД и 4 членов Совета Федерации РФ [5].

В июле 2008 г. Мосгорсуд на основании вердикта присяжных приговорил к 7,5 годам лишения свободы бывшего командира роты полка ДПС ГИБДД УВД ВАО Москвы С.Богородицкого. По данным следствия, он возглавлял "московское отделение" вышеуказанного преступного сообщества и обеспечивал безопасность провоза грузов в Восточном округе столицы (Черкизовский рынок находится на территории данного округа). С апреля 2005 г. по май 2006 г. C.Богородицкий 16 раз обеспечивал незаконное сопровождение контрабандных грузов по подложным товарно-транспортным документам. Сумма взяток варьировалась от 2 тыс. руб. до 130 долларов. Кроме того, он обеспечивал «решение вопросов» по перемещению грузов без прохождения досмотра сотрудниками правоохранительных органов, а общая сумма полученных им взяток составила 449 тыс. руб. [6]

Нельзя не упомянуть и о деле экс-главы МВД Бурятии В.Сюсюры, арестованного в октябре 2009 г. по обвинению в контрабанде товаров в составе организованной группы лиц в крупном размере в зоне деятельности аэропортов «Сочи» Краснодарского края и «Майкоп» Республики Адыгея. По данным следствия, в 2005-2006 гг. он (в то время начальник Азово-Черноморского УВДТ) через своего заместителя А.Шурупова ежемесячно получал вознаграждение от организаторов преступной группы за обеспечение беспрепятственного поступления из стран Ближнего Востока контрабандных товаров на территорию Краснодарского края. Ущерб государству от их действий составил около 20 млн руб. В марте-апреле 2010 г. по данному уголовному делу были арестованы начальник ОРБ № 11 МВД России С.Мотин, бывший начальник Адыгейской таможни Ю.Блягоза и бывший начальник таможенного поста «Аэропорт Майкоп» А.Харетлук [7].

Анализ криминальной ситуации в сфере оборота древесины и морских биоресурсов указывает на существование должностных лиц, создающих благоприятные условия для деятельности транснациональных преступных формирований. Так, в мае 2010 г. в Камчатском крайсуде началось слушание уголовного дела об организации преступного сообщества с целью легализации морепродукции, произведенной в результате незаконного промысла. Согласно материалам дела, преступное сообщество, возглавляемое гражданами США, ФРГ и России, занималось незаконной добычей крабов в исключительной экономической зоне РФ для последующего сбыта в Южной Корее и США. Их доля на рынке составляла около 70%. За период с января 2006 г. по июнь 2007 г. экипажи принадлежащих им судов выловили более 24,5 тыс. тонн краба вместо разрешенных 4,7 тыс. тонн. Причиненный ими материальный ущерб составил 545 млн долл.В рамках дела было арестовано свыше 20 судов, признанных вещественными доказательствами. Как установило следствие, коррумпированные сотрудники СВПУ Береговой охраны ФСБ России передавали преступникам информацию о местонахождении патрульных кораблей, сроках и местах проведения спецопераций. Обладая такими сведениями, те могли беспрепятственно составлять графики выхода своих судов на незаконный промыселисключительной экономической зоне РФ для последующего сбыта в Южной Корее и СШАИх доля на рынке составляла около 70%. период с января 2006 г. по июнь 2007 г. экипажи принадлежащих им судов выловили более 24,5 тыс. тонн краба вместо разрешенных 4,7 тыс. тонн. Причиненный ими материальный ущерб составил 545 млн долл.В рамках дела было арестовано свыше 20 судов, признанных вещественными доказательствами., коррумпированные сотрудники СВПУ Береговой охраны ФСБ России передавали преступникам информацию о местонахождении патрульных кораблей, сроках и местах проведения спецопераций. Обладая такими сведениями, те могли беспрепятственно составлять графики выхода своих судов на незаконный промысел [8].

В сентябре 2010 г. Следственное управление СКП по Забайкальскому краю окончило следствие по уголовному делу в отношении начальника УБЭП местного ГУВД А.Дзиковского и троих его подчиненных. По версии следствия, они, используя полномочия по проведению в ходе оперативно-розыскных мероприятий проверок законности происхождения древесины, указанной в заявках на получение фитосанитарных сертификатов, являющихся документами, обязательными для экспорта лесоматериалов, вывозимых в КНР, в целях систематического получения от участников внешнеэкономической деятельности взяток объединились в устойчивую организованную группу. Обычно речь шла о месячном «вознаграждении». Плата, взимаемая с каждого вагона древесины, варьировалась от 3 до 9 тыс. руб. В результате с весны 2008 г. по осень 2009 г. обвиняемые получили лично и через посредников не менее 14 млн руб. Всего в деле фигурируют 22 эпизода взяток. И это только то, что удалось доказать [9].

Для защиты от возможного уголовного преследования, в нарушение законодательства о государственной (муниципальной) службе должностные лица приобретают второе гражданство (подданство). В результате после совершения преступления они выезжают за рубеж и становятся недосягаемы для правоохранительных органов. Так, бывший министр финансов Московской области А.Кузнецов, находящийся в международном розыске по обвинению в мошенничестве и имеющий гражданство США, причинил ущерб бюджету области на сумму около 27 млрд руб. [10].

В апреле 2009 г. в Госдуму РФ был внесен законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ», предусматривающий наказание за несоблюдение ограничений, связанных с принятием лица на государственную гражданскую и муниципальную службу, и запретов занимать выборную должность в случае выхода из гражданства РФ, приобретения или наличия гражданства другого государства, а равно наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в виде лишения свободы на срок до 2 лет и штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев с лишением права занимать определенные должности на срок до 2 лет.

Полученные коррупционные доходы должностные лица предпочитают отмывать через оффшорные банки или путем инвестирования в зарубежную собственность. В результате чего они все чаще попадают в поле зрения иностранных правоохранительных служб. Данное обстоятельство не только дискредитирует Россию на международной арене, но и снижает ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

***

Швейцария. В марте 2002 г. Прокуратура кантона Женева признала виновным в отмывании денег без отягчающих обстоятельств, и приговорила к штрафу в 300 тыс. франков и уплате следственных издержек в 35 тыс. франков бывшего главу Управления делами Президента РФП.Бородина. Согласно материалам дела, он заключил два контракта с компанией «Mercata Trading & Engineering SA» на реконструкцию Большого Кремлевского дворца и здания Счетной Палаты. В результате данной компании было выплачено 492 млн долл., из которых 62,5 млн долл. она перевела на счет подставной компании «LightStar Low Voltage Systems Ltd.» на острове Мэн. Оттуда 25,6 млн долл. были перечислены на личные счета П.Бородина, его дочери и зятя [10].

Мягкость наказания, назначенного П.Бородину, объясняется переквалификацией инкриминировавшегося ему деяния в связи с истечением срока давности. П.Бородин продолжает занимать пост Госсекретаря Союзного государства РФ и Республики Беларусь.

В 2008 г. Швейцария удовлетворила запрос о наложении ареста и переводе на ответственное хранение на счет Генеральной прокуратуры России 2 млн долл., находившихся на счетах, принадлежащих бывшему замминистра внешних экономических связей (МВЭС) РФ А.Догаеву.

По данным Федерального департамента юстиции и полиции Швейцарии, ежегодно из России поступает в среднем 50 запросов о взаимной правовой помощи. Большая часть из них касается уголовных дел о коррупции и экономических преступлениях [12].

Италия.В июне 2004 г.Финансовая гвардия г. Тренто выдача ордер на арест бывшего генерального директора ФГУП «Росвооружение», экс-генерала КГБ Е.Ананьева. Согласно материалам дела, онподозревается в отмывании 5 из 7 млн долл., полученных в качестве взятки при заключении контракта на поставку ВВС Перу 3 истребителей МиГ-29 [13].

В ноябре 2005 г. Прокуратура г. Тренто выдала ордера на арест 8 граждан РФ, включая дочь П.Бородина - Е.Силецкую. Согласно материалам дела, она подозревается в отмывании более 5 млн долл., полученных компанией «Mercata Trading & Engineering SA» за проведение ремонтно-реставрационных работ в Кремле в 1996 г. [14].

США. В июне 2001 г. Федеральный суд Западного округа Техаса приговорил к 1 году тюремного заключения условно и штрафу в 100 долл. вице-президента подразделения компании «Allied Products Corp.» Д.Ротрока. Ранее он признался в фальсификации отчетности с целью скрыть факт выплаты «отката» в 300 тыс. долл. гендиректору РВО «Зарубежнефтестрой» («Нестро») за предоставление контракта на поставку 20 буровых установок [15].

В мае 2005 г.Федеральная прокуратура Западного округа Пенсильвании возбудила уголовное дело против бывшего главы Минатома РФ Е.Адамова.Согласно обвинительному заключению, он подозреваетсяв присвоении и отмывании 9 млн долл., выделенных в 90-е гг. на повышение безопасности российских АЭС. Однако власти США не смогли привлечь его к уголовной ответственности. В феврале 2008 г. Замоскворецкий суд г. Москвы признал его виновным в хищении путем мошенничества более 30 млн долл., злоупотреблении и превышении должностных полномочий, повлекших ущерб в размере более 113 млн долл., и приговорил к 5,6 годам лишения свободы с лишением права занимать госдолжности в течение 3 лет. В апреле 2010 г. Мосгорсуд заменил ему реальное наказание на условное с испытательным сроком [16].

В октябре 2007 г. Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка приговорил к 51 месяцу тюремного заключения и штрафу в 73,6 тыс. долл. бывшего председателя Комитета по административным и бюджетным вопросам Генассамблеи ООН и сотрудника МИД РФ В.Кузнецова. Ранее он был признан виновным в отмывании более 310 тыс. долл., полученных в качестве взяток сотрудником службы закупок ООН А.Яковлевым. Общая сумма взяток, полученных последним за предоставление инсайдерской информации о конкурсах в рамках гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие» *, составила более 950 тыс. долл.** В ноябре 2008 г. на основании Конвенции СЕ о передаче осужденных лиц (1983 г.) В.Кузнецов был передан России для дальнейшего отбывания наказания [17].

*Программа ООН стоимостью 67 млрд долл. действовала с 1996 по 2003 г. и была предназначена для смягчения последствий международных санкций, введенных против Ирака после вторжения в Кувейт в 1990 г. По условиям программы, Ираку разрешалось использовать часть доходов от продажи нефти на закупку медикаментов, продовольствия и других гуманитарных товаров.

** В августе 2005 г. А.Яковлев признался в мошенничестве и отмывании денег. Однако приговор ему еще не вынесен.

В декабре 2007 г. Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка приговорил к 2 годам тюремного заключения условно и штрафу в 5 тыс. долл. консультанта техасской нефтяной компании «BAYOIL (USA) Inc.» Л.Диониссиева. Ранее он признался в контрабанде 1 820 000 баррелей иракской нефти [18].

Следует отметить, что указанный факт подтверждает выводы специального расследования Сената США, согласно которым Саддам Хусейн пытался заручиться поддержкой России в Совбезе ООН посредством выдачи ваучеров на закупку нефти крупным компаниям и политическим партиям [19]. Кроме того, он получал от них вознаграждение в виде «откатов».

В апреле 2010 г. Федеральный суд округа Колумбия наложил штраф в размере 27,3 млн долл. на компанию «ДаймлерКрайслер автомобили Россия» (ныне известная как «Mercedec Benz Russia»), которая поставляла автомобили и запчасти концерна «Daimler AG» различным госорганам РФ. Основными покупателями были названы МВД, Минобороны, Гараж особого назначения (находится в структуре ФСО), а также мэрии Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Ранее компания призналась в том, что в 2000-2005 гг. выплачивала представителям этих структур «комиссионные» за проведение госзакупок, которые переводились не напрямую, а на счета в латвийских и других зарубежных банках. Общая сумма выплаченных «откатов» составила более 3,8 млн евро и 64,2 тыс. немецких марок. К сожалению, никого из российских чиновников к уголовной ответственности не привлекли [20].

Бельгия. В апреле 2008 г. в суде г. Дендермонд началось рассмотрение уголовного дела в отношении руководителей фармацевтических компаний «Medec Benelux» и «Anecom». Согласно материалам дела, они обвиняются в даче взяток российским чиновникам с целью получения контрактов на поставку медицинского оборудования в детские больницы с последующим их отмыванием. В целях обеспечения возможной конфискации был наложен арест на банковские счета 4 петербургских чиновников и их жен [21].

***

Здесь были перечислены лишь те уголовные дела, которые получили огласку. Между тем обоснованные подозрения в причастности к незаконной деятельности имеются и в отношении других должностных лиц [22-24]. Однако отсутствие должного содействия со стороны Генеральной прокуратуры РФ, конституционный запрет на выдачу граждан и особый правовой статус препятствуют привлечению их к уголовной ответственности за рубежом.

Не срабатывает в данной ситуации и закрепленный в уголовном законодательстве принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 Уголовного кодекса РФ). В большинстве случаев правоохранительные органы РФ не усматривают состава преступления в передаваемых им материалах. Данное обстоятельство подрывает доверие зарубежных партнеров к российской правоохранительной системе как неспособной противостоять разгулу коррупции в стране.

Несмотря на принятие Федерального закона об имплементации положений Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) и Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.) [25], Уголовный кодекс РФ не претерпел существенных изменений. Основной акцент в Законе был сделан не на репрессию, а на профилактику. Однако, как показывают ежегодные прокурорские проверки исполнения законодательства о государственной (муниципальной) службе, существующие профилактические меры практически не действуют. Сегодня повсеместно выявляются факты незаконного участия служащих в коммерческой деятельности, владения долями и пакетами акций, непредставления в налоговые органы деклараций о доходах и имуществе, а в кадровые службы - справок о соблюдении установленных ограничений. Более того, выявляются факты сокрытия от правоохранительных органов сведений о служебных проступках, граничащих с преступлениями [26].

Не соблюдается установленный федеральными законами конкурсный порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы. В ряде государственных органов складывается порочная практика проведения фиктивных конкурсов на замещение должностей государственной гражданской службы и зачисления в кадровый резерв либо принимаются меры к завуалированию нарушений закона.

Проведенный Генеральной прокуратурой РФ анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов [27] показал, что зачастую их деятельность формальна либо вовсе отсутствует. Вопросы соблюдения требований к служебному поведению на их заседаниях не рассматриваются. Это свидетельствует о том, что в органах государственной власти не уделяется должное внимание соблюдению Общих принципов служебного поведения госслужащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (в ред. Указа Президента РФ от 16.07.2009 № 814). Большинство случаев возникновения конфликта интересов остается вне поля зрения этих комиссий.

Не всеми органами государственной власти, даже на федеральном уровне, учтены требования ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о разработке порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.

Интенсивность борьбы с взяточничеством обеспечивается, главным образом, за счет роста привлеченных к уголовной ответственности лиц, пытавшихся дать взятку. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что правоохранительные органы пошли по пути наименьшего сопротивления: бороться не с тем, что представляет главную опасность, а с тем, что требует наименьших усилий. Так, в 2009 г. зарегистрировано 7,8 тыс. фактов получения взятки, но выявлено лишь 2,5 тыс. лиц (на одно выявленное лицо в среднем приходится 3,1 преступлений). В то же время зарегистрировано 5,2 тыс. фактов дачи взятки и выявлено 4,5 тыс. лиц (на одно выявленное лицо в среднем приходится 1,2 преступления).

Статистический анализ показывает, что лиц, получающих взятки, осуждается меньше, чем взяткодателей. Если за получение взятки в 2009 г. было осуждено 1,9 тыс. человек, то за дачу взятки - 3,6 тыс. человек. При этом основной массив выявляемых коррупционных деяний относится к разряду бытовой коррупции. Работа по выявлению и пресечению опасных и организованных форм коррупции не поставлена на системную основу [26].

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется необходимым:

  • присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (1997 г.) и Конвенции СЕ «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (1999 г.);
  • криминализировать такие деяния, как: дача взятки в виде нематериальных ценностей; злоупотребление влиянием; незаконное обогащение, а также восстановить конфискацию имущества в качестве вида наказания. Все эти требования содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) и Конвенции СЕ об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.);
  • принять Федеральный закон «О регулировании лоббистской деятельности в органах власти», а также устранить коррупционные нормы в Федеральных законах «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  • упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом (гл. 52 УПК РФ);
  • усилить контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, законным использованием государственной (муниципальной) собственности; обеспечить прозрачность и объективность при проведении конкурсов, заключении государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров и оказание услуг;
  • повысить эффективность работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов;
  • ускорить принятие Кодексов этики и служебного поведения государственных (муниципальных) служащих;
  • обеспечить надлежащий контроль за доходами государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц и членов их семей;
  • установить полный запрет на участие госслужащих в любой форме в управлении и деятельности коммерческих (некоммерческих) организаций;
  • определить уполномоченный госорган по доверительному управлению ценными бумагами, акциями, долями в уставных капиталах, принадлежащими госслужащим;
  • усовершенствовать механизмы взаимодействия между контролирующими и правоохранительными органами в данной сфере;
  • развивать международно-правовое сотрудничество, прежде всего, по вопросам сроков исполнения запросов, экстрадиции, поиска, конфискации и возврата коррупционных доходов.

Примечания

1. Российская газета. 2009. 19 мая.

2. Transparency International: Corruption Perceptions Index. http://www.transparency.org.

3. WEF: The Global Competitiveness Report (2010-2011). Geneva, 2010.

4. Gómez L. España tiene una lista de políticos rusos implicados en mafias // El Pais. 2009. JuneEspana tiene una lista de politicos rusos implicados en mafias // El Pais. 2009. June 7.

5. Караваев А. Ширпотреб особого назначения // Время новостей. 2010. 17 июня.

6. Осужден майор московского ГИБДД // РИА «Новости». 2008. 22 июля.

7. Водолазов В. Генерал Сюсюра не добрался до полиграфа // Коммерсант. 2010. 16 апр.

8. Климов А. Готовьте камеру Гонтмахеру // Камчатский край. 2010. 13 мая.

9. Баринов В. Борьба с незаконной вырубкой леса сделала милиционеров миллионерами // Газета. 2010. 9 сент.

10. Михайлова А. Бывший министр финансов Подмосковья стал американским миллионером // Газета. 2010. 3 марта.

11. Седых И. Пейзаж после Бородинской битвы // Совершенно секретно. 2002. 2 апр.

12. Швейцария - это неудачное место для сокрытия нелегальных фондов // Интерфакс. 2008. 26 нояб.

13. Операция «Матрешка» против «Росвооружения» // Газета. 2004. 4 июня.

14. Рубникович О. Итальянцы нашли кремлевские деньги // Газета. 2005. 8 нояб.

15. U.S. v. Daniel Ray Rothrock, (Cr. No. 343) W.D. Tex.. 2001. June 13.

16. Соковнин А. Евгений Адамов стал условно осужденным // Коммерсант. 2008. 18 апр.

17. Фильченко Н. Дипломата выслали из тюрьмы на Родину // Коммерсант. 2008. 20 нояб.

18. Bulgarian oil trader gets probation for UN scandal // Reuters. 2007. December 13.

19. Blum J. Oil-for-Food Benefited Russians, Report Says // Washington Post. 2005. May 16.

20. Альбац Е. Откаты государственной важности // Новое время. 2010. 24 мая.

21. http://www.tijd.be/nieuws/binnenland/Corruptie_in_Rusland_leidt_naar_Belgie.6934032-438.art

22. Ломм Ф. Ангольский долг и расхищение российских фондов // Le Monde.2002. 3 апр.

23. Simpson G. Pressure rises on Kremlin's telecom chief // The Wall Street Journal. 2007. November 15.

24. Кобо Х. Жандармы ждали Резника на Майорке // Независимая газета. 2008. 21 октября.

25. Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 дек.

26. Доклад Генерального прокурора России Ю.Чайки в Совете Федерации РФ 28.03.2008.

27. Указ Президента РФ от 04.03.2007 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов».