написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами и оборонная безопасность России

Долматович И.А., Военный финансово-экономический институт Военного университета управления

***

На основе систематизации внешних и внутренних факторов-угроз военно-экономического и военно-технического характера автор приходит к выводу, что существенное значение для воспроизводственного развития экономики и обеспечения оборонной безопасности России имеет экспорт продукции высоких технологий, сосредоточенных, главным образом, в оборонно-промышленном комплексе. Военно-техническое сотрудничество является инструментальным средством обеспечения национальных интересов России в сферах экономики и обороны.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, оборонная безопасность, военно-экономические факторы-угрозы, высокотехнологичная продукция, цели военно-технического сотрудничества, цели обеспечения оборонной безопасности.

***

Россия как одно из крупнейших государств мира связана со всеми видами внешних и внутренних угроз своей оборонной безопасности. В систематизированном виде факторы-угрозы оборонной безопасности России представлены на рис. 1. Для предотвращения и противодействия этим угрозам используется специфическая часть системы национальной безопасности - система оборонной безопасности [1].

Изучение проблем обеспечения оборонной безопасности России было и остается одной из главных задач отечественной науки. Процесс обеспечения оборонной безопасности функционально многоаспектен, отсюда большое количество работ, посвященных этой тематике. Для целей нашей работы наибольший интерес представляют исследования таких специалистов, как В.В.Артяков, С.Ф.Викулов, Е.А.Олейников, В.И.Останков, А.И.Пожаров, А.Л.Рыбас, С.И.Свечников, Э. Г.Кочетов, А.А.Хачатурян, С.В.Чемезов и др. [2-10]. Эти специалисты обеспечение оборонной безопасности России рассматривают с позиций нейтрализации военно-экономических и военно-технических факторов угроз, поскольку увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники (ВВТ) нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Рис. 1. Систематизация факторов-угроз оборонной безопасности России.

Наряду с этим усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствует затянувшийся процесс реформирования оборонно-промышленного комплекса РФ, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы ее обеспечения. Это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем. Основной причиной ограничения возможностей России по защите своих интересов в сфере обороны является состояние экономики. За период перехода России к более эффективной (как заявлялось) рыночной экономике ее ВВП и объем промышленного производства снижались в среднем, соответственно, на 7,7% и 9,3% в год, в результате ВВП уменьшился практически вдвое. В то время как объем мирового ВВП возрастал в среднем на 2,2% в год, промышленное производство - на 2,3%, а в некоторых странах, например, в Китае - соответственно, на 11,6% и 16,3% [11].

Что может задействовать Россия, какие механизмы использовать, чтобы в сегодняшних тяжелых условиях совершить рывок и занять достойное место среди развитых экономически стран и обеспечить свою оборонную безопасность?

В условиях открытости нашего рынка для зарубежных товаров успехи отечественной экономики будут определяться состоянием производства конкурентоспособной продукции. В международном разделении труда Россия могла бы занять место сырьевого придатка, обменивая свои природные ресурсы на потребительские и инвестиционные товары с мирового рынка, подобно некоторым другим нефтедобывающим странам. Однако такая перспектива не устраивает нашу страну, поскольку традиционно значительная доля трудоспособного населения России занята в обрабатывающей промышленности, а география размещения центров обрабатывающей промышленности и сырьевого сектора в условиях практического отсутствия территориальной мобильности населения такова, что не дает возможности достичь приемлемого уровня занятости населения.

Что еще, кроме природных ресурсов, может предложить Россия мировому сообществу в качестве продукции, конкурентоспособной на мировом рынке? Результаты анализа мировых процессов экономического развития свидетельствуют, что перспективными товарами на мировых рынках будут, прежде всего, образцы высокотехнологичной продукции. В наибольшей степени требованиям по конкурентоспособности и наукоемкости отвечает продукция оборонно-промышленного комплекса России, основное предназначение которого - производство вооружений. В последний период российской истории доля такой продукции, направляемой на экспорт в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами, значительно превышает долю военной продукции, производимой для внутренних нужд. По объемам валютных поступлений в федеральный бюджет ВТС занимает 2-ю позицию после поступлений от продажи природных ресурсов. Поэтому именно ВТС, а вместе с ним экспорт продукции высоких технологий может стать одним из наиболее эффективных путей воспроизводственного развития российской экономики. Объемы экспортных поставок продукции военного назначения России за период 2000-2008 гг. возросли с 3,68 до 8,3 млрд долл. (рис. 2).

Рис. 2. Объемы экспортных поставок продукции военного назначения России за период 2000-2008 гг. (по данным [12]).

Военно-техническое сотрудничество России в системе обеспечения оборонной безопасности

Роль ВТС России с иностранными государствами как фактора обеспечения оборонной безопасности выявляется через определение сущности и содержания ВТС, структуры и функций системы ВТС во взаимосвязи с национальными интересами в системе обеспечения оборонной безопасности.

ВТС России с иностранными государствами рассматривается как деятельность уполномоченных органов государственной власти, учреждений, организаций и предприятий, связанная с разработкой, производством, реализацией или закупкой продукции военного назначения, а также с планированием, координацией, организацией и осуществлением международного обмена продукцией и услугами военного назначения.

Государство в процессе ВТС преследует экономические, политические и оборонные цели. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определяет эти цели следующим образом [13]:

  • укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
  • поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений;
  • развитие научно-технической и производственной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
  • получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) ВВТ и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
  • обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.

Такая «свернутая» формулировка целей ВТС представляет их, по нашему мнению, неоправданно зауженными, поскольку не отражает в полной мере его содержания.

Поэтому представляется целесообразным уточнить цели ВТС России с иностранными государствами, представив их следующим образом:

1. Экономические цели:

  • повышение уровня конкурентных возможностей экономики России;
  • повышение степени интегрированности России в мировую экономику;
  • получение валютных средств для государственных нужд;
  • финансовая поддержка оборонных отраслей промышленности, реструктуризации военного производства, ликвидации и утилизации вооружения;
  • снижение издержек при совместном производстве современных дорогостоящих ВВТ.

2.Политические цели:

  • удержание (завоевание) и укрепление политического лидерства в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира;
  • обеспечение возможности политического влияния на глобальном и региональном мировых уровнях;
  • обеспечение социальной защиты персонала предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военную, специальную технику и имущество.

3.Оборонные цели:

  • обеспечение стратегической стабильности и оборонной безопасности в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира;
  • укрепление военно-политических позиций России в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира;
  • способствование сохранению и сбалансированному развитию боевого потенциала системы вооружения Вооруженных сил и других элементов системы оборонной безопасности Российской Федерации.

Цели ВТС достигаются посредством функционирования системы ВТС России с иностранными государствами.

Система ВТС Российской Федерации с иностранными государствами представляет собой целенаправленную упорядоченную совокупность федеральных органов государственной власти, экспортеров продукции и услуг военного назначения, а также процедур принятия и реализации решений в сфере ВТС.

Взаимосвязь системы ВТС и системы обеспечения оборонной безопасности России прослеживается по двум аспектам.

Во-первых, существуют объекты, являющиеся одновременно структурными элементами как системы ВТС, так и системы обеспечения оборонной безопасности. К таким объектам относятся государственные институты, юридические и физические лица, которые принимают и реализуют решения как в области оборонной безопасности, так и в сфере ВТС.

Во-вторых, явно прослеживается сонаправленность целей системы ВТС и целей системы обеспечения оборонной безопасности России.

Так, важнейшим действующим институтом системы обеспечения оборонной безопасности России является Президент РФ. Во внешнеполитической области он осуществляет руководство, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами (комиссиями) палат Федерального собрания дипломатических представителей России и т.п.

В системе ВТС с иностранными государствами важнейшие решения также входят в компе­тенцию Президента РФ. Это решения по вопросам ут­верждения концептуаль­ных подходов к ВТС; заключения межгосударствен­ных договоров Россий­ской Федерации о ВТС; определения перечня ино­странных государств, ВТС с которыми запрещено или ограни­чено; установления ВТС с иностранными государствами, с которыми оно ра­нее не осуществлялось; приостановления, прекращения и возобновления ВТС; утверждения перечня продукции и работ (услуг) военного назначе­ния, разрешенных к поставке на экспорт, показа и поставки ВВТ, не вклю­ченных в перечень ВВТ, разрешенных к экспорту; передачи лицензий на производство продукции военного назначения иностранным государствам; сотрудничества с иностранными государствами в области разработок ВВТ и иной продукции военного назначения; оказания военно-техниче­ской помощи иностранным государствам и др.

Высокая степень корреляции целей системы оборонной безопасности и целей системы ВТС позволяет представить военно-техническое сотрудничество как инструментальное средство реализации целевых задач как в экономической, так и в политической и оборонной сферах национальных интересов России. Это обусловлено тем, что ВТС является многофункциональным, а именно: оно одновременно является составной частью внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, военной и военно-технической политики государства. Причем в отношении военно-технической политики ВТС имеет важное значение как для внешней, так и внутренней стороны.

В целом исследование соотношения систем ВТС и обеспечения оборонной безопасности позволяет сделать следующие выводы относительно ВТС как фактора оборонной безопасности:

1. ВТС с иностранными государствами является инструментом комплексного обеспечения оборонной безопасности. Его значение заключается в наличии у государства широких возможностей оказания в процессе и в результате ВТС прямого либо косвенного влияния на характер и содержание военной, военно-технической и экономической политики стран-партнеров, на состояние и развитие военно-политической обстановки в различных регионах мира в целях обеспечения защищенности жизненно важных национальных интересов России. В современных условиях важное значение ВТС имеет также для социально-экономического развития оборонных отраслей промышленности, создания и поддержания потенциала будущего развития отечественного оборонного комплекса. Таким образом, ВТС действует во всех наиболее важных для государства функциональных сферах национальных интересов (экономической, политической, оборонной).

2. ВТС является не только инструментальным средством, но и функцией таких структурных элементов системы обеспечения оборонной безопасности, как Президент РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти - участники ВТС.

3. Экономические цели ВТС как фактора оборонной безопасности направлены на сохранение и повышение конкурентных преимуществ России в оборонных отраслях промышленности, создание научно-технологической, производственной базы экономического, в том числе военно-экономического, потенциала развития страны; финансовую поддержку социально-экономических проектов, осуществляемых в рамках реформы российской экономики; получение валютных средств для государственных нужд, связанных с обеспечением безопасного и стабильного развития общества.

4. Реализация политических целей ВТС способствует решению задач обеспечения оборонной безопасности, относящихся к области как внешней, так и внутренней политики. Поддержание дипломатических усилий по завоеванию и укреплению политического лидерства России в жизненно важных для национальных интересов регионах мира активным военно-техническим сотрудничеством со странами этих регионов позволяет втягивать государства-импортеры ВВТ и технологий военного назначения, государства-лицензиары в орбиту российских интересов, осуществлять активное влияние на их последующее технологическое развитие. Внутри страны использование ВТС для обеспечения социальной защиты персонала предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и производящих ВВТ, вносит определенный вклад в укрепление стабильности и устойчивости не только экономического, но и социально-политического развития реформируемого общества.

5. Военные цели ВТС можно условно разделить на цели военно-политические и военно-технические. Преимущество ВТС как средства достижения военно-политических целей является очевидным. Это преимущество заключается в том, что все цели достигаются, прежде всего, экономическими и дипломатическими средствами. Страны, закупающие ВВТ, при организации эксплуатации техники создают системы технического обслуживания и ремонта, ориентированные на технологическую базу и концепцию тылового и технического обеспечения вооруженных сил страны-экспортера. Тем самым создаются предпосылки для пролонгирования и углубления сотрудничества, а также возможности использования объектов национальной военной инфраструктуры импортера вооруженными силами страны-экспортера в случае возникновения такой необходимости. Военно-технический аспект в контексте военных целей ВТС выражается в том, что государство получает дополнительный источник финансирования новейших разработок для собственных вооруженных сил и других структур системы оборонной безопасности государства.

Таким образом, ВТС России с иностранными государствами - это специфическая форма межгосударственного взаимодействия, охватывающая все элементы и подсистемы системы оборонной безопасности российского государства, влияющая на состояние этих элементов и подсистем.

Примечания

1. Долматович И.А. Проблемы финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России // Право и безопасность. 2010. № 1. C. 19-23.

2. Артяков В.В., Чемезов С.В. Офсетная деятельность субъектов военно-технического сотрудничества: проблемы и перспективы. М., 2004. 336 с.

3. Экономика военного строительства: новая парадигма / Под ред. С.Ф.Викулова. М.-Ярославль, 2008. 389 с.

4. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.А.Олейникова. М., 2004. 768 с.

5. Останков В.И. Геополитические проблемы и возможности их решения в контексте обеспечения безопасности России // Военная мысль. 2005. № 1.

6. Военная экономика: теория и актуальные проблемы / Под ред. А.И.Пожарова. М., 1999. 320 с.

7. Рыбас А.Л. Стратегический анализ мирового рынка вооружений и обеспечение национальной безопасности России. М., 1998.

8. Свечников С.И. Совершенствование военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в интересах обеспечения национальной безопасности России. М., 1995.

9. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М., 2006. 528 с.

10. Хачатурян А.А. Вoенно-экономическое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств: состояние и перспективы развития: Автореф. дис. … докт. эконом. наук. М., 2008.

11. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России. Ч. I. Высокотехнологичный комплекс России: основы экономического развития и безопасности. М., 2003. С. 43.

12. www.fsvts.gov.ru, www.cast.ru.

13.  Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами» № 114-ФЗ. Утвержден Президентом РФ 19.07.1998.

ДОЛМАТОВИЧ Игорь Александрович. Доктор экономических наук, профессор. С 2007 г. - начальник кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Военного финансово-экономического института Военного университета. Член-корреспондент РАЕН, член Академии проблем военной экономики и финансов, полковник.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами и оборонная безопасность России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами и оборонная безопасность России

Долматович И.А., Военный финансово-экономический институт Военного университета управления

***

На основе систематизации внешних и внутренних факторов-угроз военно-экономического и военно-технического характера автор приходит к выводу, что существенное значение для воспроизводственного развития экономики и обеспечения оборонной безопасности России имеет экспорт продукции высоких технологий, сосредоточенных, главным образом, в оборонно-промышленном комплексе. Военно-техническое сотрудничество является инструментальным средством обеспечения национальных интересов России в сферах экономики и обороны.

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, оборонная безопасность, военно-экономические факторы-угрозы, высокотехнологичная продукция, цели военно-технического сотрудничества, цели обеспечения оборонной безопасности.

***

Россия как одно из крупнейших государств мира связана со всеми видами внешних и внутренних угроз своей оборонной безопасности. В систематизированном виде факторы-угрозы оборонной безопасности России представлены на рис. 1. Для предотвращения и противодействия этим угрозам используется специфическая часть системы национальной безопасности - система оборонной безопасности [1].

Изучение проблем обеспечения оборонной безопасности России было и остается одной из главных задач отечественной науки. Процесс обеспечения оборонной безопасности функционально многоаспектен, отсюда большое количество работ, посвященных этой тематике. Для целей нашей работы наибольший интерес представляют исследования таких специалистов, как В.В.Артяков, С.Ф.Викулов, Е.А.Олейников, В.И.Останков, А.И.Пожаров, А.Л.Рыбас, С.И.Свечников, Э. Г.Кочетов, А.А.Хачатурян, С.В.Чемезов и др. [2-10]. Эти специалисты обеспечение оборонной безопасности России рассматривают с позиций нейтрализации военно-экономических и военно-технических факторов угроз, поскольку увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники (ВВТ) нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Рис. 1. Систематизация факторов-угроз оборонной безопасности России.

Наряду с этим усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствует затянувшийся процесс реформирования оборонно-промышленного комплекса РФ, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы ее обеспечения. Это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем. Основной причиной ограничения возможностей России по защите своих интересов в сфере обороны является состояние экономики. За период перехода России к более эффективной (как заявлялось) рыночной экономике ее ВВП и объем промышленного производства снижались в среднем, соответственно, на 7,7% и 9,3% в год, в результате ВВП уменьшился практически вдвое. В то время как объем мирового ВВП возрастал в среднем на 2,2% в год, промышленное производство - на 2,3%, а в некоторых странах, например, в Китае - соответственно, на 11,6% и 16,3% [11].

Что может задействовать Россия, какие механизмы использовать, чтобы в сегодняшних тяжелых условиях совершить рывок и занять достойное место среди развитых экономически стран и обеспечить свою оборонную безопасность?

В условиях открытости нашего рынка для зарубежных товаров успехи отечественной экономики будут определяться состоянием производства конкурентоспособной продукции. В международном разделении труда Россия могла бы занять место сырьевого придатка, обменивая свои природные ресурсы на потребительские и инвестиционные товары с мирового рынка, подобно некоторым другим нефтедобывающим странам. Однако такая перспектива не устраивает нашу страну, поскольку традиционно значительная доля трудоспособного населения России занята в обрабатывающей промышленности, а география размещения центров обрабатывающей промышленности и сырьевого сектора в условиях практического отсутствия территориальной мобильности населения такова, что не дает возможности достичь приемлемого уровня занятости населения.

Что еще, кроме природных ресурсов, может предложить Россия мировому сообществу в качестве продукции, конкурентоспособной на мировом рынке? Результаты анализа мировых процессов экономического развития свидетельствуют, что перспективными товарами на мировых рынках будут, прежде всего, образцы высокотехнологичной продукции. В наибольшей степени требованиям по конкурентоспособности и наукоемкости отвечает продукция оборонно-промышленного комплекса России, основное предназначение которого - производство вооружений. В последний период российской истории доля такой продукции, направляемой на экспорт в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами, значительно превышает долю военной продукции, производимой для внутренних нужд. По объемам валютных поступлений в федеральный бюджет ВТС занимает 2-ю позицию после поступлений от продажи природных ресурсов. Поэтому именно ВТС, а вместе с ним экспорт продукции высоких технологий может стать одним из наиболее эффективных путей воспроизводственного развития российской экономики. Объемы экспортных поставок продукции военного назначения России за период 2000-2008 гг. возросли с 3,68 до 8,3 млрд долл. (рис. 2).

Рис. 2. Объемы экспортных поставок продукции военного назначения России за период 2000-2008 гг. (по данным [12]).

Военно-техническое сотрудничество России в системе обеспечения оборонной безопасности

Роль ВТС России с иностранными государствами как фактора обеспечения оборонной безопасности выявляется через определение сущности и содержания ВТС, структуры и функций системы ВТС во взаимосвязи с национальными интересами в системе обеспечения оборонной безопасности.

ВТС России с иностранными государствами рассматривается как деятельность уполномоченных органов государственной власти, учреждений, организаций и предприятий, связанная с разработкой, производством, реализацией или закупкой продукции военного назначения, а также с планированием, координацией, организацией и осуществлением международного обмена продукцией и услугами военного назначения.

Государство в процессе ВТС преследует экономические, политические и оборонные цели. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определяет эти цели следующим образом [13]:

  • укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
  • поддержание на необходимом уровне экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений;
  • развитие научно-технической и производственной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций;
  • получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) ВВТ и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности;
  • обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военные, специальные технику и имущество.

Такая «свернутая» формулировка целей ВТС представляет их, по нашему мнению, неоправданно зауженными, поскольку не отражает в полной мере его содержания.

Поэтому представляется целесообразным уточнить цели ВТС России с иностранными государствами, представив их следующим образом:

1. Экономические цели:

  • повышение уровня конкурентных возможностей экономики России;
  • повышение степени интегрированности России в мировую экономику;
  • получение валютных средств для государственных нужд;
  • финансовая поддержка оборонных отраслей промышленности, реструктуризации военного производства, ликвидации и утилизации вооружения;
  • снижение издержек при совместном производстве современных дорогостоящих ВВТ.

2.Политические цели:

  • удержание (завоевание) и укрепление политического лидерства в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира;
  • обеспечение возможности политического влияния на глобальном и региональном мировых уровнях;
  • обеспечение социальной защиты персонала предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военную, специальную технику и имущество.

3.Оборонные цели:

  • обеспечение стратегической стабильности и оборонной безопасности в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира;
  • укрепление военно-политических позиций России в жизненно важных для национальных интересов России регионах мира;
  • способствование сохранению и сбалансированному развитию боевого потенциала системы вооружения Вооруженных сил и других элементов системы оборонной безопасности Российской Федерации.

Цели ВТС достигаются посредством функционирования системы ВТС России с иностранными государствами.

Система ВТС Российской Федерации с иностранными государствами представляет собой целенаправленную упорядоченную совокупность федеральных органов государственной власти, экспортеров продукции и услуг военного назначения, а также процедур принятия и реализации решений в сфере ВТС.

Взаимосвязь системы ВТС и системы обеспечения оборонной безопасности России прослеживается по двум аспектам.

Во-первых, существуют объекты, являющиеся одновременно структурными элементами как системы ВТС, так и системы обеспечения оборонной безопасности. К таким объектам относятся государственные институты, юридические и физические лица, которые принимают и реализуют решения как в области оборонной безопасности, так и в сфере ВТС.

Во-вторых, явно прослеживается сонаправленность целей системы ВТС и целей системы обеспечения оборонной безопасности России.

Так, важнейшим действующим институтом системы обеспечения оборонной безопасности России является Президент РФ. Во внешнеполитической области он осуществляет руководство, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами (комиссиями) палат Федерального собрания дипломатических представителей России и т.п.

В системе ВТС с иностранными государствами важнейшие решения также входят в компе­тенцию Президента РФ. Это решения по вопросам ут­верждения концептуаль­ных подходов к ВТС; заключения межгосударствен­ных договоров Россий­ской Федерации о ВТС; определения перечня ино­странных государств, ВТС с которыми запрещено или ограни­чено; установления ВТС с иностранными государствами, с которыми оно ра­нее не осуществлялось; приостановления, прекращения и возобновления ВТС; утверждения перечня продукции и работ (услуг) военного назначе­ния, разрешенных к поставке на экспорт, показа и поставки ВВТ, не вклю­ченных в перечень ВВТ, разрешенных к экспорту; передачи лицензий на производство продукции военного назначения иностранным государствам; сотрудничества с иностранными государствами в области разработок ВВТ и иной продукции военного назначения; оказания военно-техниче­ской помощи иностранным государствам и др.

Высокая степень корреляции целей системы оборонной безопасности и целей системы ВТС позволяет представить военно-техническое сотрудничество как инструментальное средство реализации целевых задач как в экономической, так и в политической и оборонной сферах национальных интересов России. Это обусловлено тем, что ВТС является многофункциональным, а именно: оно одновременно является составной частью внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, военной и военно-технической политики государства. Причем в отношении военно-технической политики ВТС имеет важное значение как для внешней, так и внутренней стороны.

В целом исследование соотношения систем ВТС и обеспечения оборонной безопасности позволяет сделать следующие выводы относительно ВТС как фактора оборонной безопасности:

1. ВТС с иностранными государствами является инструментом комплексного обеспечения оборонной безопасности. Его значение заключается в наличии у государства широких возможностей оказания в процессе и в результате ВТС прямого либо косвенного влияния на характер и содержание военной, военно-технической и экономической политики стран-партнеров, на состояние и развитие военно-политической обстановки в различных регионах мира в целях обеспечения защищенности жизненно важных национальных интересов России. В современных условиях важное значение ВТС имеет также для социально-экономического развития оборонных отраслей промышленности, создания и поддержания потенциала будущего развития отечественного оборонного комплекса. Таким образом, ВТС действует во всех наиболее важных для государства функциональных сферах национальных интересов (экономической, политической, оборонной).

2. ВТС является не только инструментальным средством, но и функцией таких структурных элементов системы обеспечения оборонной безопасности, как Президент РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти - участники ВТС.

3. Экономические цели ВТС как фактора оборонной безопасности направлены на сохранение и повышение конкурентных преимуществ России в оборонных отраслях промышленности, создание научно-технологической, производственной базы экономического, в том числе военно-экономического, потенциала развития страны; финансовую поддержку социально-экономических проектов, осуществляемых в рамках реформы российской экономики; получение валютных средств для государственных нужд, связанных с обеспечением безопасного и стабильного развития общества.

4. Реализация политических целей ВТС способствует решению задач обеспечения оборонной безопасности, относящихся к области как внешней, так и внутренней политики. Поддержание дипломатических усилий по завоеванию и укреплению политического лидерства России в жизненно важных для национальных интересов регионах мира активным военно-техническим сотрудничеством со странами этих регионов позволяет втягивать государства-импортеры ВВТ и технологий военного назначения, государства-лицензиары в орбиту российских интересов, осуществлять активное влияние на их последующее технологическое развитие. Внутри страны использование ВТС для обеспечения социальной защиты персонала предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и производящих ВВТ, вносит определенный вклад в укрепление стабильности и устойчивости не только экономического, но и социально-политического развития реформируемого общества.

5. Военные цели ВТС можно условно разделить на цели военно-политические и военно-технические. Преимущество ВТС как средства достижения военно-политических целей является очевидным. Это преимущество заключается в том, что все цели достигаются, прежде всего, экономическими и дипломатическими средствами. Страны, закупающие ВВТ, при организации эксплуатации техники создают системы технического обслуживания и ремонта, ориентированные на технологическую базу и концепцию тылового и технического обеспечения вооруженных сил страны-экспортера. Тем самым создаются предпосылки для пролонгирования и углубления сотрудничества, а также возможности использования объектов национальной военной инфраструктуры импортера вооруженными силами страны-экспортера в случае возникновения такой необходимости. Военно-технический аспект в контексте военных целей ВТС выражается в том, что государство получает дополнительный источник финансирования новейших разработок для собственных вооруженных сил и других структур системы оборонной безопасности государства.

Таким образом, ВТС России с иностранными государствами - это специфическая форма межгосударственного взаимодействия, охватывающая все элементы и подсистемы системы оборонной безопасности российского государства, влияющая на состояние этих элементов и подсистем.

Примечания

1. Долматович И.А. Проблемы финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России // Право и безопасность. 2010. № 1. C. 19-23.

2. Артяков В.В., Чемезов С.В. Офсетная деятельность субъектов военно-технического сотрудничества: проблемы и перспективы. М., 2004. 336 с.

3. Экономика военного строительства: новая парадигма / Под ред. С.Ф.Викулова. М.-Ярославль, 2008. 389 с.

4. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е.А.Олейникова. М., 2004. 768 с.

5. Останков В.И. Геополитические проблемы и возможности их решения в контексте обеспечения безопасности России // Военная мысль. 2005. № 1.

6. Военная экономика: теория и актуальные проблемы / Под ред. А.И.Пожарова. М., 1999. 320 с.

7. Рыбас А.Л. Стратегический анализ мирового рынка вооружений и обеспечение национальной безопасности России. М., 1998.

8. Свечников С.И. Совершенствование военно-технического сотрудничества с зарубежными странами в интересах обеспечения национальной безопасности России. М., 1995.

9. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Освоение мирового экономического пространства. М., 2006. 528 с.

10. Хачатурян А.А. Вoенно-экономическое сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств: состояние и перспективы развития: Автореф. дис. … докт. эконом. наук. М., 2008.

11. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Высокотехнологичный комплекс и безопасность России. Ч. I. Высокотехнологичный комплекс России: основы экономического развития и безопасности. М., 2003. С. 43.

12. www.fsvts.gov.ru, www.cast.ru.

13.  Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами» № 114-ФЗ. Утвержден Президентом РФ 19.07.1998.

ДОЛМАТОВИЧ Игорь Александрович. Доктор экономических наук, профессор. С 2007 г. - начальник кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Военного финансово-экономического института Военного университета. Член-корреспондент РАЕН, член Академии проблем военной экономики и финансов, полковник.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100