Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Предотвращение угрозы ядерного терроризма - веление времени

Томило О.Г., Санкт-Петербургская юридическая академия, Иванов С.М., Институт мировой экономики и международных отношений РАН

По мере распространения на Земле ядерных технологий и нарастания угрозы их применения диктаторскими режимами и силами международного терроризма становится все более актуальным защитить мировое сообщество от грядущей ядерной катастрофы. Ведущие мировые державы и международные организации всерьез занялись разработкой комплекса активных и превентивных мероприятий по предотвращению угрозы ядерного терроризма. Не остается в стороне от этих процессов и Россия. В Уголовном кодексе РФ терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Поэтому в России терроризм относится к преступлениям, наносящим ущерб государственной и общественной безопасности.

Терроризм порождают следующие причины:

  • нерешенность политических, социально-экономических, территориальных, национальных, этнических, религиозных и других внутренних и региональных конфликтов, морально-этических проблем общества или государства;
  • война и вооруженные конфликты, в рамках которых террористические акты становятся как бы частью боевых действий;
  • наличие великих держав и социальных групп, отличающихся от своих соседей более высоким уровнем материального благополучия и культуры и пытающихся диктовать свою волю другим странам и социальным группам;
  • существование экстремистских организаций, тайных или полутайных обществ и, в частности псевдорелигиозных, псевдопатриотических, националистических и сектантских, которые вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни.

Важной особенностью современного терроризма является его международный характер. Как правило, террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, боевые подразделения, легко перемещаются по всему миру. Иногда, наоборот, террористы в целях повышения уровня конспиративности своей подпольной деятельности избегают вертикальных связей и действуют разрозненными ячейками, но с единой целью («Аль-Каида»). Терроризм в любых формах превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям современных угроз человечеству. При этом особую опасность для международного сообщества представляет собой все более широкое использование главарями экстремистов «смертников» и ядерный терроризм.

Ядерный терроризм представляет собой совокупность преступных действий, связанных с хищением, противоправным приобретением и использованием ядерных или других радиоактивных материалов с намерением причинить масштабный ущерб населению или окружающей среде в целях устрашения и оказания давления на общество и органы власти.

Население различных стран мира уже сталкивалось с актами ядерного терроризма. В 1995 г. чеченские террористы скрытно разместили ящик с цезием в одном из московских парков. Установлено, что активно стремилась к приобретению ядерных материалов японская религиозно-террористическая секта «Аун Сенрике». В Афганистане в ходе проведения контртеррористической операции в Кабуле были обнаружены документы по изготовлению ядерного боеприпаса - диаграммы, справки и т.п. Сами государственные ядерные объекты и научно-исследовательские центры также регулярно подвергаются угрозам и попыткам проникновения на них террористических групп.

Опасения, связанные с хранением, учетом и перевозкой ядерного оружия и радиоактивных материалов, с каждым годом увеличиваются. Они обусловлены возможностями негосударственных субъектов, в том числе террористов, в условиях глобализации приобретать через киберпространство ядерные технологии и материалы и создавать угрозы международному миру и безопасности. Прогрессируют финансовые возможности, техническая оснащенность и научная подготовленность преступных сообществ, в том числе транснациональных террористических сетей.

В мире накоплено 27 000 единиц ядерного оружия, из которых 12 000 находятся в состоянии боевого развертывания. Россия, США, Великобритания, Франция и Китай располагают значительными запасами ядерного оружия. Также освоили технологии его производства Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. О планах создания атомно-энергетических установок объявили Алжир, Египет, ЮАР, Марокко, Турция, страны Персидского залива, Индонезия, Иран.

Указанные тенденции подчеркивают необходимость повышения стандартов ядерной безопасности по всему миру, выявления и нейтрализации террористических групп, стремящихся к обладанию ядерными средствами массового уничтожения. Повышенные требования должны предъявляться к эффективности мер по физической защите, учету, контролю и предотвращению контрабанды радиоактивных материалов.

Угроза ядерного терроризма вынуждает различные государства тесно сотрудничать в борьбе с ним. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов. Центральную роль в координации усилий на данном направлении играет ООН, прежде всего, ее главные органы - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, МАГАТЭ, а также многосторонние различные неформальные партнерства. В последние годы в рамках ООН и ее учреждений принят ряд международно-правовых документов по различным аспектам предотвращения ядерного терроризма.

12.04.2005  Генеральная Ассамблея ООН приняла консенсусом основополагающий документ в сфере обеспечения ядерной безопасности мирового сообщества - Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Конвенция, открытая для подписания 14.09.2005, вступила в силу 07.07.2007. Разработанная в рамках ООН по инициативе РФ, Конвенция стала первым антитеррористическим конвенциональным документом, принятым государствами на упреждение, т.е. до совершения террористических актов с использованием ядерного материала или других радиоактивных веществ, и первым универсальным договором, направленным на их предотвращение. Ее цель - подвести эффективную правовую базу под международное сотрудничество в деле предотвращения актов ядерного терроризма, включая их пресечение и ликвидацию последствий, осуществление комплексных мер для антитеррористической защиты как мирного, так и военного атома.

Представляется важным, что Конвенция требует определения ядерного терроризма в качестве преступления в национальных законодательствах государств и обязывает государства-участников осуществлять международное сотрудничество в предотвращении и расследовании актов ядерного терроризма и уголовном преследовании за них. Особенность этого документа заключается и в том, что он не только служит делу борьбы с международным терроризмом, но и способствует укреплению глобального режима ядерного нераспространения.

Основное внимание Конвенция уделяет предупреждению использования радиоактивных материалов для совершения террористических актов. Конвенция содержит подробный перечень действий (лиц или группы лиц), которые рассматриваются в ней как преступные. Особо следует отметить значение конвенционных положений, направленных на обеспечение неотвратимости наказания преступников путем утверждения универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа aut dedere aut judicare (либо выдай, либо суди - лат.), согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству. Государства-участники обязуются оказывать друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи, начатыми в отношении преступлений ядерного терроризма, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для разбирательства. После вступления в силу Конвенции принятие государствами-участниками мер, направленных на предупреждение и пресечение актов ядерного терроризма, перестало быть только вопросом их внутренней политики, национального усмотрения. В настоящее время это - конвенционное обязательство государств перед мировым сообществом, охватывающее такие важные аспекты борьбы с ядерным терроризмом, как преследование и наказание террористов, координация действий государств и взаимопомощь в предотвращении и пресечении ядерных терактов, их расследовании и привлечении к ответственности виновных в их совершении и подготовке, обязательства государств принимать меры по защите радиоактивных материалов и т. д. К 07.07.2007 (на момент вступления Конвенции в силу) ее подписали 115 государств и 22 - ратифицировали.

Устранив правовой вакуум в чувствительной сфере безопасности мирового сообщества, Конвенция заложила необходимые юридические основы успешной международной борьбы за предотвращение и ликвидацию ядерного терроризма на глобальном уровне.

Вместе с тем международно-правовая и уголовно-процессуальная основы борьбы против угрозы ядерного терроризма все еще находятся в процессе формирования. В этой связи уместно отметить, что более точно смыслу и назначению Конвенции отвечало бы название «Международная конвенция о предотвращении и ликвидации ядерного терроризма и борьбе с ним», что позволило бы более полно и точно раскрыть логику Конвенции, ее ориентированность не только на предупреждение отдельных ядерных терактов и устранение их последствий, но и на искоренение этого зла.

Осознание угрозы ядерного терроризма в мировом сообществе остается все еще недостаточно глубоким. О недооценке опасности свидетельствует такой факт: за 2 года и 8 месяцев, прошедших со времени открытия для подписания Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, ее ратифицировали менее 30 государств, т.е. лишь 15% членского состава ООН. Конвенция еще далека от приобретения универсального характера. По-видимому, общее признание угроз со стороны ядерного терроризма не трансформировалось в целом ряде стран в понимание того, что они напрямую затрагивают национальную безопасность.

В заключение хотелось бы подчеркнуть несколько весьма важных моментов, которые, как представляется, еще недостаточно учитываются:

1. При борьбе с угрозой ядерного терроризма не берется во внимание причинно-следственная связь этого явления: т.е. большая часть усилий направляется на то, чтобы в руки террористов не попали ядерные материалы (оружие) и технологии. В то время как сам международный терроризм как один из новых глобальных вызовов человечеству остается в стороне, как бы на втором плане. Становится все более очевидным, что главная угроза нашей цивилизации кроется не в самих ядерных материалах и технологиях, а в человеческом факторе - лицах, допущенных к работе с ядерными материалами, и потенциальных организаторах и исполнителях терактов. Мировое сообщество продолжает мириться с сохраняющимися на планете внутренними и региональными конфликтами (арабо-израильский, пакистано-индийский и десятки других), с несостоявшимися государствами типа Сомали, с наркогосударствами типа Афганистана или Колумбии, с процветающей легальной и нелегальной мировой торговлей оружием и технологиями двойного назначения и т.д. Урегулировав мирным путем большую часть существующих на Земле конфликтов и наведя элементарный порядок в так называемых «черных дырах» на планете, где практически нет государственной власти, можно было бы, как минимум, на порядок снизить уровень террористической угрозы, в первую очередь ядерной угрозы.

2. При существующих ускоряющихся темпах научно-технического прогресса и быстро растущих финансовых возможностях террористов они реально смогут получить доступ к ядерному или другому, еще более опасному новому виду оружия, уже в ближайшее десятилетие. Несмотря на достигнутое весной этого года новое соглашение между Россией и США об очередном существенном сокращении их ядерных арсеналов, следует иметь в виду, что темпы сокращения оружия массового уничтожения (ОМУ) мировыми державами явно отстают от темпов роста мировой террористической угрозы. Только скорый нулевой вариант (за несколько десятков лет уничтожить всё ОМУ на Земле) - путь к спасению человечества. Ведь мы не учитываем, что кроме как от рук террористов мир может погибнуть и от ошибочных действий или преступной халатности лиц, допущенных к работе с ядерными материалами (пример Чернобыльской катастрофы), природных и техногенных аварий в зоне размещения ОМУ (землетрясение, наводнение, метеорит, молния, пожар и т.п.). Возврат ведущих мировых держав, Израиля, Индии, КНДР и Пакистана к нулевому порогу по ОМУ, эмбарго на поставки технологий двойного назначения и экспорт обычных вооружений не только бы существенно снизили порог террористической угрозы, лишили бы террористов доступа к ОМУ, но и подали бы пример так называемым «пороговым» странам (Ирану, ЮАР и др.), чтобы они также отказались от самой идеи создания ракетно-ядерного и другого ОМУ. Тезис «торговля любым оружием аморальна и безнравственна, а бизнес на крови преступен» представляется крайне своевременным и жизненно важным на современном этапе развития человечества. Не случайно на здании ООН в Нью-Йорке начертано пророчество пророка Исайи из Библии: «И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

***

Меморандум Российской Федерации о физической ядерной безопасности (13.04.2010)

Российская Федерация делает ставку на ядерную отрасль как одно из стратегических направлений развития. Одним из обязательных условий ее качественного функционирования является обеспечение и поддержание высокого уровня физической ядерной безопасности.

Россия полностью выполняет свои международные обязательства в области физической ядерной безопасности. Мы признаем, что ответственность за обеспечение физической ядерной безопасности внутри государства полностью лежит на самом государстве.

Физическая ядерная безопасность в России поддерживается на должном уровне. Российская Федерация подтверждает, что все ядерные материалы на ее территории и соответствующие установки обеспечиваются надежной физической защитой, таким образом, уязвимых ядерных материалов и установок, уровень физической безопасности которых вызывает опасения, на ее территории нет. Мы, тем не менее, постоянно совершенствуем нормы регулирования в области физической ядерной безопасности. Так, в июле 2007 г. Постановлением Правительства РФ были приняты обновленные Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

В Российской Федерации предпринимаются меры для усиления внутреннего и пограничного контроля за перемещением ядерных материалов.

В то же время мы подчеркиваем, что эффективная глобальная физическая ядерная безопасность может быть обеспечена только при наличии надлежащих эффективных национальных систем физической ядерной безопасности у всех государств.

Одновременно Россия выражает озабоченность в связи с тем, что в мире по-прежнему сохраняются угрозы физической ядерной безопасности: например, угроза ядерного терроризма, возможность нелегального оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ, не всегда достаточная эффективность мер экспортного контроля.

Отмечаем важность международного сотрудничества в этой области с соблюдением требований национального законодательства и обеспечения конфиденциальности информации и недопущения ее попадания в руки злоумышленников.

Мы подчеркиваем в этой связи значимость укрепления и универсализации Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). На предстоящей в мае 2010 г. Конференции по рассмотрению действия ДНЯО Участникам Договора представится хороший шанс не только подтвердить приверженность целям и задачам Договора, но и выработать пакет мер по его укреплению, в том числе в части, касающейся физической ядерной безопасности. Мы рассчитываем на совместную конструктивную и плодотворную работу всех государств - участников Договора в ходе обзорной Конференции*.

*См. Заключительный документ Конференции 2010 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора (ДНЯО) (NPT/CONF.2010/50 (Vol. I)). http://www.un.org/ru/conf/npt/2010/ 2010 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора (ДНЯО) (NPT/CONF.2010/50 (Vol. I)). http://www.un.org/ru/conf/npt/2010/

Осознавая серьезность вышеупомянутых угроз, наша страна на протяжении многих лет является активным сторонником международных механизмов по укреплению физической ядерной безопасности. Россия участвует в целом ряде международных конвенций в области физической ядерной безопасности. Они составляют основу международного взаимодействия в данной сфере.

Это, в первую очередь, Конвенция о физической защите ядерного материала, в разработке которой наша страна участвовала. Отмечаем, что это единственная имеющая обязательную силу многосторонняя международно-правовая договоренность в области физической защиты ядерного материала.

Российская Федерация принимала самое активное участие и в подготовке Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, принятой в 2005 г. Поправка выводит на новый уровень международно-правовое регулирование защиты ядерных объектов и, тем самым, противодействие угрозе ядерного терроризма. В частности, благодаря этой Поправке сфера действия Конвенции распространяется на ядерный материал для мирного использования при его хранении, использовании и транспортировке внутри страны. В ней также расширены возможности для информационного сотрудничества государств-участников при условии соблюдения принципа конфиденциальности.

В результате принятия Поправки устанавливаемый Конвенцией режим физической ядерной безопасности будет значительно усилен по всем направлениям, при этом повышена роль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

30.07.2008 Россия ратифицировала Поправку к Конвенции о физической защите ядерного материала. Убеждены, что вступление в силу этого важнейшего международно-правового документа обеспечит значительное усиление режима физической ядерной безопасности и будет способствовать созданию более устойчивого глобального режима противодействия угрозе ядерного терроризма. Россия призывает государства, до сих пор не ратифицировавшие Поправку к Конвенции, сделать это и тем самым содействовать ее скорейшему вступлению в силу.

Российская Федерация инициировала принятие в 2005 г. Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Конвенция вступила в силу в 2007 г. Россия ратифицировала документ одной из первых уже в октябре 2006 г.

Призывая государства-участники прилагать все усилия к принятию соответствующих мер по обеспечению защиты ядерного материала с учетом соответствующих рекомендаций МАГАТЭ, Конвенция создает правовую основу для совершенствования мер по борьбе с возможными актами ядерного терроризма на национальном уровне, а также для расширения с этой целью международного сотрудничества.

Конвенция, в частности, требует, чтобы государства-участники приняли необходимые меры по введению уголовной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным и преднамеренным владением радиоактивным материалом или радиоактивным устройством и их использованием. Мы рассчитываем на скорейшее присоединение к Конвенции государств, которые еще не сделали этого.

В поддержку Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и в продолжение усилий на этом направлении в 2006 г. Россия и США выдвинули Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ). Считаем данную инициативу эффективным инструментом сотрудничества в области практического противодействия угрозе ядерного терроризма и укрепления физической ядерной безопасности в мире.

С удовлетворением подчеркиваем успешное развитие инициативы. Сегодня ГИБАЯТ приобретает глобальное измерение. Ее участниками уже стали 76 государств, а 4 международных организации - наблюдателями (МАГАТЭ, ЕС, Интерпол, Управление ООН по наркотикам и преступности). Это положительный пример того, как можно взаимодействовать в современном мире, противодействуя новым вызовам и угрозам. Ввиду того, что террористическая угроза носит трансграничный характер, считаем необходимым укреплять механизмы многостороннего и двустороннего взаимодействия на этом направлении.

Будучи одним из инициаторов ГИБАЯТ, Российская Федерация со всей ответственностью подходит к ее реализации. В 2006 г. по указу Президента РФ был создан Национальный антитеррористический комитет, одной из важнейших задач которого является обеспечение межведомственной координации в ходе осуществления Глобальной инициативы. Комитет успешно справляется с поставленными задачами.

Отмечаем вклад в Глобальную инициативу со стороны МАГАТЭ, предоставляющего для целей ее реализации свой технический и экспертный потенциал.

Российская Федерация придает большое значение координации международных усилий по устранению рисков ядерного терроризма. Выступаем за последовательную реализацию всеми странами положений резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН, одним из инициаторов принятия которой в 2004 г. и ее соавтором была Российская Федерация. Эта резолюция создает международно-правовую базу для противодействия угрозе появления «черных рынков» оружия массового уничтожения, предотвращения попадания такого оружия и связанных с его созданием материалов, технологий и средств доставки в руки негосударственных субъектов, в первую очередь террористических организаций. Россия активно участвует в работе Комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного для эффективной реализации положений резолюции 1540 (2004).

Россия поддерживает роль и вклад МАГАТЭ в дело обеспечения физической ядерной безопасности. Отмечаем содействие Агентства, которое оно оказывает государствам еще с начала 70-х гг. прошлого века, национальным усилиям по обеспечению физической защиты ядерных материалов при их хранении, использовании и транспортировке, а также ядерных установок. Важную роль здесь играют периодически обновляемые рекомендации МАГАТЭ по физической защите ядерного материала. Уверены, что эта деятельность Агентства вносит вклад в общие усилия по противодействию угрозе ядерного терроризма.

Отмечаем роль систем учета и контроля ядерных материалов в странах в предотвращении утраты контроля и незаконного оборота и несанкционированного изъятия ядерных материалов.

Отмечаем усилия МАГАТЭ по подготовке планов по укреплению физической ядерной безопасности в мире. Отмечаем успешную реализацию Плана по физической ядерной безопасности МАГАТЭ на 2007-2009 гг. В настоящее время работа в МАГАТЭ ведется на основе Плана на 2010-2013 гг., ориентированного на усиление координирующей роли МАГАТЭ в обеспечении физической ядерной безопасности, широкое использование информационных технологий и современных разработок и оказание помощи странам в этой области по их запросам и противодействие опасности ядерного терроризма.

Отдельного внимания заслуживает программа МАГАТЭ по ведению базы данных по фактам незаконного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ. Россия активно участвует в информационном обмене и регулярно предоставляет соответствующую информацию.

В России принято принципиальное решение о выделении начиная с 2010 г. добровольного взноса в Фонд физической ядерной безопасности МАГАТЭ. Мы рассчитываем, что этот взнос будет способствовать дальнейшему укреплению режима физической ядерной безопасности.

Большое значение имеет подготовка специалистов по физической защите. При поддержке МАГАТЭ в нашей стране проводятся международные учебные курсы по подготовке таких специалистов. Начиная с 2001 г. проведено 17 учебных курсов МАГАТЭ, в ходе которых подготовлено свыше 300 зарубежных специалистов.

Регулярные курсы по физической защите проводятся на базе Межотраслевого специального учебного центра в г. Обнинске. Отмечаем успешное завершение в 2009 г. проекта по переоснащению центра. В проведении таких курсов участвует Томский политехнический институт.

Одним из важнейших инструментов противодействия незаконному обороту ядерных материалов и технологий мы считаем укрепление многосторонних режимов экспортного контроля. Россия поддерживает дальнейшее развитие диалога и конструктивного взаимодействия со всеми странами с целью оказания им содействия в создании и совершенствовании национальных систем экспортного контроля в ядерной области.

Исходим из того, что продвижение многосторонних подходов к ядерному топливному циклу (ЯТЦ) будет способствовать, с одной стороны, снижению рисков распространения ядерного оружия и укреплению физической ядерной безопасности в мире, а с другой, - обеспечит возможность реализации законного интереса многих стран в развитии ядерной энергетики.

Российским вкладом в продвижение многосторонних подходов стала реализация инициативы Президента РФ о создании глобальной инфраструктуры атомной энергетики для обеспечения равного доступа всех заинтересованных стран к атомной энергии при соблюдении требований режима нераспространения и ее пилотного проекта по созданию в Ангарске совместно с Казахстаном Международного центра по обогащению урана (МЦОУ), участниками которого сейчас являются также Армения и Украина.

В ответ на инициативу Гендиректора МАГАТЭ Россия предложила создать при МЦОУ под контролем МАГАТЭ гарантийный запас низкообогащенного урана (НОУ) для обеспечения надежных поставок государствам-членам Агентства. Приветствуем решение Совета управляющих МАГАТЭ, состоявшегося в ноябре 2009 г., об одобрении Соглашения между Правительством РЫ и МАГАТЭ о создании на территории России гарантийного запаса НОУ для поставок НОУ в МАГАТЭ для его государств-членов, а также типового соглашения между МАГАТЭ и правительством государства-члена о поставке НОУ для эксплуатации конкретных атомных электростанций.

Важным направлением сотрудничества, направленного на повышение уровня физической ядерной безопасности, считаем работу по возврату из третьих стран свежего и отработавшего высокообогащенного уранового топлива (ВОУ-топлива) с исследовательских реакторов российской и американской конструкции в страну происхождения. Эту деятельность мы проводим в сотрудничестве с США при участии МАГАТЭ на основе межправительственного российско-американского Соглашения о сотрудничестве в отношении передачи ядерного топлива исследовательских реакторов российского происхождения в Российскую Федерацию, заключенного 27.05.2004. Такой подход был подтвержден в Совместном заявлении Президентов России и США о сотрудничестве в ядерной сфере от 06.07.2009.

К настоящему моменту (по состоянию на 01.02.2010) программой вывоза охвачены 14 государств. Россией полностью вывезено ВОУ-топливо из 4 стран: Болгарии, Латвии, Ливии и Румынии. Свежее ВОУ-топливо вывезено из Болгарии, Латвии, Румынии; отработавшее ВОУ-топливо - из Болгарии, Латвии, Ливии и Румынии. Частично ВОУ-топливо вывезено из 9 стран. Свежее ВОУ-топливо частично вывезено из Вьетнама, Германии, Ливии, Польши, Сербии, Узбекистана, Чехии, Венгрии. Отработавшее ВОУ-топливо частично вывезено из Чехии, Узбекистана, Венгрии, Казахстана, Польши.

В 2010 г. Россия планирует вывезти свежее ВОУ-топливо из Украины, Белоруссии, Чехии, отработавшее ВОУ-топливо - из Украины, Польши, Германии, Сербии, Белоруссии.

Отмечаем подписание в ходе 53 сессии Генеральной Конференции МАГАТЭ в сентябре 2009 г. соглашения с Сербией о вывозе в Россию облученного ВОУ - топлива с исследовательского реактора «Винча». В 2010 г., одновременно с вывозом ВОУ-топлива, планируется также вывоз облученного НОУ-топлива, которое находится в Институте «Винча».

Россия поддерживает программу МАГАТЭ, направленную на снижение обогащения ядерного топлива для исследовательских реакторов до уровня ниже 20% (признанной МАГАТЭ границы между высоким и низким обогащением урана), где это технически возможно и экономически целесообразно. Ее реализация позволит существенно понизить уровень риска распространения ВОУ.

Поставки замещающего НОУ-топлива осуществлены в Ливию, Чехию, Узбекистан.

Планируется поставить НОУ-топливо во Вьетнам, Узбекистан, Болгарию, Чехию, Казахстан и Белоруссию.

Подчеркиваем, что международное сотрудничество во многом определяет успех реализации этих затратных, часто требующих выработки нестандартных технологических решений, но приоритетных с точки зрения физической ядерной безопасности и экологии проектов.

Российская Федерация намерена и далее придерживаться в своей деятельности целей поддержания и укрепления физической ядерной безопасности и принимать самое активное участие в международных усилиях, направленных на их реализацию. Россия настроена на активную и субстантивную работу со всеми заинтересованными государствами, разделяющими цели и задачи укрепления физической ядерной безопасности.

ТОМИЛО Олег Григорьевич. Доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, профессор, действительный член Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности. Служил в войсках ПВО г. Москвы, в течение 35 лет преподавал в Ленинградском высшем военно-политическом училище ПВО, занимал должность начальника кафедры радиолокации. В настоящее время - полковник в отставке, профессор Санкт-Петербургской юридической академии.

ИВАНОВ Станислав Михайлович. Кандидат исторических наук. В 1964-2000 гг. проходил службу в Вооруженных Силах СССР и РФ, работал в Главном управлении Генерального штаба и Управлении внешних сношений Министерства обороны. В 1998-2000 гг. - старший преподаватель Военно-дипломатической академии. В 2000-2001 гг. - заместитель руководителя аппарата депутатского объединения "Народный депутат" в Государственной Думе ФС РФ. В 2002-2005 гг. - советник Управления международных связей Совета Федерации ФС РФ, ответственный секретарь российской делегации в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества. В 2005-2009 гг. - советник Департамента проблем международной безопасности Совета Безопасности РФ, секретарь секции Научного совета по международной безопасности при Совете Безопасности РФ. С 2009 г. - ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Предотвращение угрозы ядерного терроризма - веление времени | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Предотвращение угрозы ядерного терроризма - веление времени

Томило О.Г., Санкт-Петербургская юридическая академия, Иванов С.М., Институт мировой экономики и международных отношений РАН

По мере распространения на Земле ядерных технологий и нарастания угрозы их применения диктаторскими режимами и силами международного терроризма становится все более актуальным защитить мировое сообщество от грядущей ядерной катастрофы. Ведущие мировые державы и международные организации всерьез занялись разработкой комплекса активных и превентивных мероприятий по предотвращению угрозы ядерного терроризма. Не остается в стороне от этих процессов и Россия. В Уголовном кодексе РФ терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Поэтому в России терроризм относится к преступлениям, наносящим ущерб государственной и общественной безопасности.

Терроризм порождают следующие причины:

  • нерешенность политических, социально-экономических, территориальных, национальных, этнических, религиозных и других внутренних и региональных конфликтов, морально-этических проблем общества или государства;
  • война и вооруженные конфликты, в рамках которых террористические акты становятся как бы частью боевых действий;
  • наличие великих держав и социальных групп, отличающихся от своих соседей более высоким уровнем материального благополучия и культуры и пытающихся диктовать свою волю другим странам и социальным группам;
  • существование экстремистских организаций, тайных или полутайных обществ и, в частности псевдорелигиозных, псевдопатриотических, националистических и сектантских, которые вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни.

Важной особенностью современного терроризма является его международный характер. Как правило, террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, боевые подразделения, легко перемещаются по всему миру. Иногда, наоборот, террористы в целях повышения уровня конспиративности своей подпольной деятельности избегают вертикальных связей и действуют разрозненными ячейками, но с единой целью («Аль-Каида»). Терроризм в любых формах превратился в одну из самых опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям современных угроз человечеству. При этом особую опасность для международного сообщества представляет собой все более широкое использование главарями экстремистов «смертников» и ядерный терроризм.

Ядерный терроризм представляет собой совокупность преступных действий, связанных с хищением, противоправным приобретением и использованием ядерных или других радиоактивных материалов с намерением причинить масштабный ущерб населению или окружающей среде в целях устрашения и оказания давления на общество и органы власти.

Население различных стран мира уже сталкивалось с актами ядерного терроризма. В 1995 г. чеченские террористы скрытно разместили ящик с цезием в одном из московских парков. Установлено, что активно стремилась к приобретению ядерных материалов японская религиозно-террористическая секта «Аун Сенрике». В Афганистане в ходе проведения контртеррористической операции в Кабуле были обнаружены документы по изготовлению ядерного боеприпаса - диаграммы, справки и т.п. Сами государственные ядерные объекты и научно-исследовательские центры также регулярно подвергаются угрозам и попыткам проникновения на них террористических групп.

Опасения, связанные с хранением, учетом и перевозкой ядерного оружия и радиоактивных материалов, с каждым годом увеличиваются. Они обусловлены возможностями негосударственных субъектов, в том числе террористов, в условиях глобализации приобретать через киберпространство ядерные технологии и материалы и создавать угрозы международному миру и безопасности. Прогрессируют финансовые возможности, техническая оснащенность и научная подготовленность преступных сообществ, в том числе транснациональных террористических сетей.

В мире накоплено 27 000 единиц ядерного оружия, из которых 12 000 находятся в состоянии боевого развертывания. Россия, США, Великобритания, Франция и Китай располагают значительными запасами ядерного оружия. Также освоили технологии его производства Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. О планах создания атомно-энергетических установок объявили Алжир, Египет, ЮАР, Марокко, Турция, страны Персидского залива, Индонезия, Иран.

Указанные тенденции подчеркивают необходимость повышения стандартов ядерной безопасности по всему миру, выявления и нейтрализации террористических групп, стремящихся к обладанию ядерными средствами массового уничтожения. Повышенные требования должны предъявляться к эффективности мер по физической защите, учету, контролю и предотвращению контрабанды радиоактивных материалов.

Угроза ядерного терроризма вынуждает различные государства тесно сотрудничать в борьбе с ним. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов. Центральную роль в координации усилий на данном направлении играет ООН, прежде всего, ее главные органы - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, МАГАТЭ, а также многосторонние различные неформальные партнерства. В последние годы в рамках ООН и ее учреждений принят ряд международно-правовых документов по различным аспектам предотвращения ядерного терроризма.

12.04.2005  Генеральная Ассамблея ООН приняла консенсусом основополагающий документ в сфере обеспечения ядерной безопасности мирового сообщества - Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Конвенция, открытая для подписания 14.09.2005, вступила в силу 07.07.2007. Разработанная в рамках ООН по инициативе РФ, Конвенция стала первым антитеррористическим конвенциональным документом, принятым государствами на упреждение, т.е. до совершения террористических актов с использованием ядерного материала или других радиоактивных веществ, и первым универсальным договором, направленным на их предотвращение. Ее цель - подвести эффективную правовую базу под международное сотрудничество в деле предотвращения актов ядерного терроризма, включая их пресечение и ликвидацию последствий, осуществление комплексных мер для антитеррористической защиты как мирного, так и военного атома.

Представляется важным, что Конвенция требует определения ядерного терроризма в качестве преступления в национальных законодательствах государств и обязывает государства-участников осуществлять международное сотрудничество в предотвращении и расследовании актов ядерного терроризма и уголовном преследовании за них. Особенность этого документа заключается и в том, что он не только служит делу борьбы с международным терроризмом, но и способствует укреплению глобального режима ядерного нераспространения.

Основное внимание Конвенция уделяет предупреждению использования радиоактивных материалов для совершения террористических актов. Конвенция содержит подробный перечень действий (лиц или группы лиц), которые рассматриваются в ней как преступные. Особо следует отметить значение конвенционных положений, направленных на обеспечение неотвратимости наказания преступников путем утверждения универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа aut dedere aut judicare (либо выдай, либо суди - лат.), согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству. Государства-участники обязуются оказывать друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи, начатыми в отношении преступлений ядерного терроризма, включая содействие в получении имеющихся у них доказательств, необходимых для разбирательства. После вступления в силу Конвенции принятие государствами-участниками мер, направленных на предупреждение и пресечение актов ядерного терроризма, перестало быть только вопросом их внутренней политики, национального усмотрения. В настоящее время это - конвенционное обязательство государств перед мировым сообществом, охватывающее такие важные аспекты борьбы с ядерным терроризмом, как преследование и наказание террористов, координация действий государств и взаимопомощь в предотвращении и пресечении ядерных терактов, их расследовании и привлечении к ответственности виновных в их совершении и подготовке, обязательства государств принимать меры по защите радиоактивных материалов и т. д. К 07.07.2007 (на момент вступления Конвенции в силу) ее подписали 115 государств и 22 - ратифицировали.

Устранив правовой вакуум в чувствительной сфере безопасности мирового сообщества, Конвенция заложила необходимые юридические основы успешной международной борьбы за предотвращение и ликвидацию ядерного терроризма на глобальном уровне.

Вместе с тем международно-правовая и уголовно-процессуальная основы борьбы против угрозы ядерного терроризма все еще находятся в процессе формирования. В этой связи уместно отметить, что более точно смыслу и назначению Конвенции отвечало бы название «Международная конвенция о предотвращении и ликвидации ядерного терроризма и борьбе с ним», что позволило бы более полно и точно раскрыть логику Конвенции, ее ориентированность не только на предупреждение отдельных ядерных терактов и устранение их последствий, но и на искоренение этого зла.

Осознание угрозы ядерного терроризма в мировом сообществе остается все еще недостаточно глубоким. О недооценке опасности свидетельствует такой факт: за 2 года и 8 месяцев, прошедших со времени открытия для подписания Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, ее ратифицировали менее 30 государств, т.е. лишь 15% членского состава ООН. Конвенция еще далека от приобретения универсального характера. По-видимому, общее признание угроз со стороны ядерного терроризма не трансформировалось в целом ряде стран в понимание того, что они напрямую затрагивают национальную безопасность.

В заключение хотелось бы подчеркнуть несколько весьма важных моментов, которые, как представляется, еще недостаточно учитываются:

1. При борьбе с угрозой ядерного терроризма не берется во внимание причинно-следственная связь этого явления: т.е. большая часть усилий направляется на то, чтобы в руки террористов не попали ядерные материалы (оружие) и технологии. В то время как сам международный терроризм как один из новых глобальных вызовов человечеству остается в стороне, как бы на втором плане. Становится все более очевидным, что главная угроза нашей цивилизации кроется не в самих ядерных материалах и технологиях, а в человеческом факторе - лицах, допущенных к работе с ядерными материалами, и потенциальных организаторах и исполнителях терактов. Мировое сообщество продолжает мириться с сохраняющимися на планете внутренними и региональными конфликтами (арабо-израильский, пакистано-индийский и десятки других), с несостоявшимися государствами типа Сомали, с наркогосударствами типа Афганистана или Колумбии, с процветающей легальной и нелегальной мировой торговлей оружием и технологиями двойного назначения и т.д. Урегулировав мирным путем большую часть существующих на Земле конфликтов и наведя элементарный порядок в так называемых «черных дырах» на планете, где практически нет государственной власти, можно было бы, как минимум, на порядок снизить уровень террористической угрозы, в первую очередь ядерной угрозы.

2. При существующих ускоряющихся темпах научно-технического прогресса и быстро растущих финансовых возможностях террористов они реально смогут получить доступ к ядерному или другому, еще более опасному новому виду оружия, уже в ближайшее десятилетие. Несмотря на достигнутое весной этого года новое соглашение между Россией и США об очередном существенном сокращении их ядерных арсеналов, следует иметь в виду, что темпы сокращения оружия массового уничтожения (ОМУ) мировыми державами явно отстают от темпов роста мировой террористической угрозы. Только скорый нулевой вариант (за несколько десятков лет уничтожить всё ОМУ на Земле) - путь к спасению человечества. Ведь мы не учитываем, что кроме как от рук террористов мир может погибнуть и от ошибочных действий или преступной халатности лиц, допущенных к работе с ядерными материалами (пример Чернобыльской катастрофы), природных и техногенных аварий в зоне размещения ОМУ (землетрясение, наводнение, метеорит, молния, пожар и т.п.). Возврат ведущих мировых держав, Израиля, Индии, КНДР и Пакистана к нулевому порогу по ОМУ, эмбарго на поставки технологий двойного назначения и экспорт обычных вооружений не только бы существенно снизили порог террористической угрозы, лишили бы террористов доступа к ОМУ, но и подали бы пример так называемым «пороговым» странам (Ирану, ЮАР и др.), чтобы они также отказались от самой идеи создания ракетно-ядерного и другого ОМУ. Тезис «торговля любым оружием аморальна и безнравственна, а бизнес на крови преступен» представляется крайне своевременным и жизненно важным на современном этапе развития человечества. Не случайно на здании ООН в Нью-Йорке начертано пророчество пророка Исайи из Библии: «И перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

***

Меморандум Российской Федерации о физической ядерной безопасности (13.04.2010)

Российская Федерация делает ставку на ядерную отрасль как одно из стратегических направлений развития. Одним из обязательных условий ее качественного функционирования является обеспечение и поддержание высокого уровня физической ядерной безопасности.

Россия полностью выполняет свои международные обязательства в области физической ядерной безопасности. Мы признаем, что ответственность за обеспечение физической ядерной безопасности внутри государства полностью лежит на самом государстве.

Физическая ядерная безопасность в России поддерживается на должном уровне. Российская Федерация подтверждает, что все ядерные материалы на ее территории и соответствующие установки обеспечиваются надежной физической защитой, таким образом, уязвимых ядерных материалов и установок, уровень физической безопасности которых вызывает опасения, на ее территории нет. Мы, тем не менее, постоянно совершенствуем нормы регулирования в области физической ядерной безопасности. Так, в июле 2007 г. Постановлением Правительства РФ были приняты обновленные Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

В Российской Федерации предпринимаются меры для усиления внутреннего и пограничного контроля за перемещением ядерных материалов.

В то же время мы подчеркиваем, что эффективная глобальная физическая ядерная безопасность может быть обеспечена только при наличии надлежащих эффективных национальных систем физической ядерной безопасности у всех государств.

Одновременно Россия выражает озабоченность в связи с тем, что в мире по-прежнему сохраняются угрозы физической ядерной безопасности: например, угроза ядерного терроризма, возможность нелегального оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ, не всегда достаточная эффективность мер экспортного контроля.

Отмечаем важность международного сотрудничества в этой области с соблюдением требований национального законодательства и обеспечения конфиденциальности информации и недопущения ее попадания в руки злоумышленников.

Мы подчеркиваем в этой связи значимость укрепления и универсализации Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). На предстоящей в мае 2010 г. Конференции по рассмотрению действия ДНЯО Участникам Договора представится хороший шанс не только подтвердить приверженность целям и задачам Договора, но и выработать пакет мер по его укреплению, в том числе в части, касающейся физической ядерной безопасности. Мы рассчитываем на совместную конструктивную и плодотворную работу всех государств - участников Договора в ходе обзорной Конференции*.

*См. Заключительный документ Конференции 2010 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора (ДНЯО) (NPT/CONF.2010/50 (Vol. I)). http://www.un.org/ru/conf/npt/2010/ 2010 года участников Договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действия Договора (ДНЯО) (NPT/CONF.2010/50 (Vol. I)). http://www.un.org/ru/conf/npt/2010/

Осознавая серьезность вышеупомянутых угроз, наша страна на протяжении многих лет является активным сторонником международных механизмов по укреплению физической ядерной безопасности. Россия участвует в целом ряде международных конвенций в области физической ядерной безопасности. Они составляют основу международного взаимодействия в данной сфере.

Это, в первую очередь, Конвенция о физической защите ядерного материала, в разработке которой наша страна участвовала. Отмечаем, что это единственная имеющая обязательную силу многосторонняя международно-правовая договоренность в области физической защиты ядерного материала.

Российская Федерация принимала самое активное участие и в подготовке Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, принятой в 2005 г. Поправка выводит на новый уровень международно-правовое регулирование защиты ядерных объектов и, тем самым, противодействие угрозе ядерного терроризма. В частности, благодаря этой Поправке сфера действия Конвенции распространяется на ядерный материал для мирного использования при его хранении, использовании и транспортировке внутри страны. В ней также расширены возможности для информационного сотрудничества государств-участников при условии соблюдения принципа конфиденциальности.

В результате принятия Поправки устанавливаемый Конвенцией режим физической ядерной безопасности будет значительно усилен по всем направлениям, при этом повышена роль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

30.07.2008 Россия ратифицировала Поправку к Конвенции о физической защите ядерного материала. Убеждены, что вступление в силу этого важнейшего международно-правового документа обеспечит значительное усиление режима физической ядерной безопасности и будет способствовать созданию более устойчивого глобального режима противодействия угрозе ядерного терроризма. Россия призывает государства, до сих пор не ратифицировавшие Поправку к Конвенции, сделать это и тем самым содействовать ее скорейшему вступлению в силу.

Российская Федерация инициировала принятие в 2005 г. Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Конвенция вступила в силу в 2007 г. Россия ратифицировала документ одной из первых уже в октябре 2006 г.

Призывая государства-участники прилагать все усилия к принятию соответствующих мер по обеспечению защиты ядерного материала с учетом соответствующих рекомендаций МАГАТЭ, Конвенция создает правовую основу для совершенствования мер по борьбе с возможными актами ядерного терроризма на национальном уровне, а также для расширения с этой целью международного сотрудничества.

Конвенция, в частности, требует, чтобы государства-участники приняли необходимые меры по введению уголовной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным и преднамеренным владением радиоактивным материалом или радиоактивным устройством и их использованием. Мы рассчитываем на скорейшее присоединение к Конвенции государств, которые еще не сделали этого.

В поддержку Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и в продолжение усилий на этом направлении в 2006 г. Россия и США выдвинули Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ). Считаем данную инициативу эффективным инструментом сотрудничества в области практического противодействия угрозе ядерного терроризма и укрепления физической ядерной безопасности в мире.

С удовлетворением подчеркиваем успешное развитие инициативы. Сегодня ГИБАЯТ приобретает глобальное измерение. Ее участниками уже стали 76 государств, а 4 международных организации - наблюдателями (МАГАТЭ, ЕС, Интерпол, Управление ООН по наркотикам и преступности). Это положительный пример того, как можно взаимодействовать в современном мире, противодействуя новым вызовам и угрозам. Ввиду того, что террористическая угроза носит трансграничный характер, считаем необходимым укреплять механизмы многостороннего и двустороннего взаимодействия на этом направлении.

Будучи одним из инициаторов ГИБАЯТ, Российская Федерация со всей ответственностью подходит к ее реализации. В 2006 г. по указу Президента РФ был создан Национальный антитеррористический комитет, одной из важнейших задач которого является обеспечение межведомственной координации в ходе осуществления Глобальной инициативы. Комитет успешно справляется с поставленными задачами.

Отмечаем вклад в Глобальную инициативу со стороны МАГАТЭ, предоставляющего для целей ее реализации свой технический и экспертный потенциал.

Российская Федерация придает большое значение координации международных усилий по устранению рисков ядерного терроризма. Выступаем за последовательную реализацию всеми странами положений резолюции 1540 (2004) Совета Безопасности ООН, одним из инициаторов принятия которой в 2004 г. и ее соавтором была Российская Федерация. Эта резолюция создает международно-правовую базу для противодействия угрозе появления «черных рынков» оружия массового уничтожения, предотвращения попадания такого оружия и связанных с его созданием материалов, технологий и средств доставки в руки негосударственных субъектов, в первую очередь террористических организаций. Россия активно участвует в работе Комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного для эффективной реализации положений резолюции 1540 (2004).

Россия поддерживает роль и вклад МАГАТЭ в дело обеспечения физической ядерной безопасности. Отмечаем содействие Агентства, которое оно оказывает государствам еще с начала 70-х гг. прошлого века, национальным усилиям по обеспечению физической защиты ядерных материалов при их хранении, использовании и транспортировке, а также ядерных установок. Важную роль здесь играют периодически обновляемые рекомендации МАГАТЭ по физической защите ядерного материала. Уверены, что эта деятельность Агентства вносит вклад в общие усилия по противодействию угрозе ядерного терроризма.

Отмечаем роль систем учета и контроля ядерных материалов в странах в предотвращении утраты контроля и незаконного оборота и несанкционированного изъятия ядерных материалов.

Отмечаем усилия МАГАТЭ по подготовке планов по укреплению физической ядерной безопасности в мире. Отмечаем успешную реализацию Плана по физической ядерной безопасности МАГАТЭ на 2007-2009 гг. В настоящее время работа в МАГАТЭ ведется на основе Плана на 2010-2013 гг., ориентированного на усиление координирующей роли МАГАТЭ в обеспечении физической ядерной безопасности, широкое использование информационных технологий и современных разработок и оказание помощи странам в этой области по их запросам и противодействие опасности ядерного терроризма.

Отдельного внимания заслуживает программа МАГАТЭ по ведению базы данных по фактам незаконного оборота ядерных материалов и радиоактивных веществ. Россия активно участвует в информационном обмене и регулярно предоставляет соответствующую информацию.

В России принято принципиальное решение о выделении начиная с 2010 г. добровольного взноса в Фонд физической ядерной безопасности МАГАТЭ. Мы рассчитываем, что этот взнос будет способствовать дальнейшему укреплению режима физической ядерной безопасности.

Большое значение имеет подготовка специалистов по физической защите. При поддержке МАГАТЭ в нашей стране проводятся международные учебные курсы по подготовке таких специалистов. Начиная с 2001 г. проведено 17 учебных курсов МАГАТЭ, в ходе которых подготовлено свыше 300 зарубежных специалистов.

Регулярные курсы по физической защите проводятся на базе Межотраслевого специального учебного центра в г. Обнинске. Отмечаем успешное завершение в 2009 г. проекта по переоснащению центра. В проведении таких курсов участвует Томский политехнический институт.

Одним из важнейших инструментов противодействия незаконному обороту ядерных материалов и технологий мы считаем укрепление многосторонних режимов экспортного контроля. Россия поддерживает дальнейшее развитие диалога и конструктивного взаимодействия со всеми странами с целью оказания им содействия в создании и совершенствовании национальных систем экспортного контроля в ядерной области.

Исходим из того, что продвижение многосторонних подходов к ядерному топливному циклу (ЯТЦ) будет способствовать, с одной стороны, снижению рисков распространения ядерного оружия и укреплению физической ядерной безопасности в мире, а с другой, - обеспечит возможность реализации законного интереса многих стран в развитии ядерной энергетики.

Российским вкладом в продвижение многосторонних подходов стала реализация инициативы Президента РФ о создании глобальной инфраструктуры атомной энергетики для обеспечения равного доступа всех заинтересованных стран к атомной энергии при соблюдении требований режима нераспространения и ее пилотного проекта по созданию в Ангарске совместно с Казахстаном Международного центра по обогащению урана (МЦОУ), участниками которого сейчас являются также Армения и Украина.

В ответ на инициативу Гендиректора МАГАТЭ Россия предложила создать при МЦОУ под контролем МАГАТЭ гарантийный запас низкообогащенного урана (НОУ) для обеспечения надежных поставок государствам-членам Агентства. Приветствуем решение Совета управляющих МАГАТЭ, состоявшегося в ноябре 2009 г., об одобрении Соглашения между Правительством РЫ и МАГАТЭ о создании на территории России гарантийного запаса НОУ для поставок НОУ в МАГАТЭ для его государств-членов, а также типового соглашения между МАГАТЭ и правительством государства-члена о поставке НОУ для эксплуатации конкретных атомных электростанций.

Важным направлением сотрудничества, направленного на повышение уровня физической ядерной безопасности, считаем работу по возврату из третьих стран свежего и отработавшего высокообогащенного уранового топлива (ВОУ-топлива) с исследовательских реакторов российской и американской конструкции в страну происхождения. Эту деятельность мы проводим в сотрудничестве с США при участии МАГАТЭ на основе межправительственного российско-американского Соглашения о сотрудничестве в отношении передачи ядерного топлива исследовательских реакторов российского происхождения в Российскую Федерацию, заключенного 27.05.2004. Такой подход был подтвержден в Совместном заявлении Президентов России и США о сотрудничестве в ядерной сфере от 06.07.2009.

К настоящему моменту (по состоянию на 01.02.2010) программой вывоза охвачены 14 государств. Россией полностью вывезено ВОУ-топливо из 4 стран: Болгарии, Латвии, Ливии и Румынии. Свежее ВОУ-топливо вывезено из Болгарии, Латвии, Румынии; отработавшее ВОУ-топливо - из Болгарии, Латвии, Ливии и Румынии. Частично ВОУ-топливо вывезено из 9 стран. Свежее ВОУ-топливо частично вывезено из Вьетнама, Германии, Ливии, Польши, Сербии, Узбекистана, Чехии, Венгрии. Отработавшее ВОУ-топливо частично вывезено из Чехии, Узбекистана, Венгрии, Казахстана, Польши.

В 2010 г. Россия планирует вывезти свежее ВОУ-топливо из Украины, Белоруссии, Чехии, отработавшее ВОУ-топливо - из Украины, Польши, Германии, Сербии, Белоруссии.

Отмечаем подписание в ходе 53 сессии Генеральной Конференции МАГАТЭ в сентябре 2009 г. соглашения с Сербией о вывозе в Россию облученного ВОУ - топлива с исследовательского реактора «Винча». В 2010 г., одновременно с вывозом ВОУ-топлива, планируется также вывоз облученного НОУ-топлива, которое находится в Институте «Винча».

Россия поддерживает программу МАГАТЭ, направленную на снижение обогащения ядерного топлива для исследовательских реакторов до уровня ниже 20% (признанной МАГАТЭ границы между высоким и низким обогащением урана), где это технически возможно и экономически целесообразно. Ее реализация позволит существенно понизить уровень риска распространения ВОУ.

Поставки замещающего НОУ-топлива осуществлены в Ливию, Чехию, Узбекистан.

Планируется поставить НОУ-топливо во Вьетнам, Узбекистан, Болгарию, Чехию, Казахстан и Белоруссию.

Подчеркиваем, что международное сотрудничество во многом определяет успех реализации этих затратных, часто требующих выработки нестандартных технологических решений, но приоритетных с точки зрения физической ядерной безопасности и экологии проектов.

Российская Федерация намерена и далее придерживаться в своей деятельности целей поддержания и укрепления физической ядерной безопасности и принимать самое активное участие в международных усилиях, направленных на их реализацию. Россия настроена на активную и субстантивную работу со всеми заинтересованными государствами, разделяющими цели и задачи укрепления физической ядерной безопасности.

ТОМИЛО Олег Григорьевич. Доктор педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, профессор, действительный член Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности. Служил в войсках ПВО г. Москвы, в течение 35 лет преподавал в Ленинградском высшем военно-политическом училище ПВО, занимал должность начальника кафедры радиолокации. В настоящее время - полковник в отставке, профессор Санкт-Петербургской юридической академии.

ИВАНОВ Станислав Михайлович. Кандидат исторических наук. В 1964-2000 гг. проходил службу в Вооруженных Силах СССР и РФ, работал в Главном управлении Генерального штаба и Управлении внешних сношений Министерства обороны. В 1998-2000 гг. - старший преподаватель Военно-дипломатической академии. В 2000-2001 гг. - заместитель руководителя аппарата депутатского объединения "Народный депутат" в Государственной Думе ФС РФ. В 2002-2005 гг. - советник Управления международных связей Совета Федерации ФС РФ, ответственный секретарь российской делегации в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества. В 2005-2009 гг. - советник Департамента проблем международной безопасности Совета Безопасности РФ, секретарь секции Научного совета по международной безопасности при Совете Безопасности РФ. С 2009 г. - ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН.