Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Из выступления на пленарном заседании мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

…Я считаю, что этот форум реально может повлиять на условия развития нашего государства и, наверное, даже на какие-то дискуссии, которые идут в международном плане.

Я считаю, что приглашённые сюда люди, кстати, и молодые государственные служащие, становятся (и уже стали) свидетелями высокопрофессиональных дискуссий о развитии демократических институтов, о демократических ценностях, о качестве государственного управления.

Надеюсь, что это поможет и молодым политикам, отчасти и зрелым людям почувствовать нерв современной жизни, обменяться впечатлениями о том, как развивается демократия в нашей стране, каковы судьбы демократии в мире, и просто, может быть, лучше узнать политическую культуру друг друга.

Полагаю также, что ярославские дискуссии оказывают позитивное воздействие и на некоторые глобальные политические процессы, способствуют выработке самыми разными людьми представлений о справедливом мировом порядке, о целях мирового развития, о трансформации государственных систем и межгосударственных институтов для получения наиболее разумных и действенных способов, ответов на вызовы третьего тысячелетия. <…>

В рамках форума идёт обсуждение проблем повышения эффективности государственных институтов, для того чтобы укрепить глобальную безопасность, роли государства в модернизации экономики и стимулировании технических инноваций, принципов формирования универсальных стандартов демократии на основе уникального демократического опыта многих наций.<…>

Очевидно, что этот разговор должен быть продолжен хотя бы по ещё одной причине: я не только верю в демократию как форму управления, не только верю в демократию как форму политического режима, но я верю и в то, что демократия в прикладном плане способна избавить от унижений и бедности миллионы людей и в нашей стране, и миллиарды людей в мире.

Недавно, выступая перед дипломатическим корпусом Российской Федерации*, в качестве одного из приоритетов внешней политики нашей страны я назвал нашу заинтересованность в том, чтобы как можно большее количество стран следовало стандартам демократии. Такого же курса придерживается и большинство влиятельных демократических правительств. Присутствующий здесь господин Берлускони отмечал в одном из своих выступлений исключительную важность «совместной работы по распространению демократии в мире». Да, она может быть разной, она имеет свои исторические корни, но общность ценностей всё равно нас объединяет. И в этом смысле такая работа необходима.

*См.: Медведев Д.А. Выступление на совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях (Москва, 12.07.2010) // Право и безопасность. 2010. № 3.

Думаю, для всех нас имеет практическое значение Декларация тысячелетия ООН, в которой сказано: «Мы не пожалеем сил для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения всех международно признанных прав человека».

Так же, как и права человека, стандарты демократии (а по сути стандарты демократии включают в себя права человека) должны быть международно признанными. Только это сделает их действенными. Причём важно то, что совместно вырабатываемые стандарты не могут быть двойными, не могут быть лукавыми, поскольку каждый, кто участвует в их выработке, соответственно, примеряет их на себя.

Таким образом, все государства могли бы им следовать без опасений, что они будут использованы для ограничения суверенитета и вмешательства во внутренние дела. Или как демагогический приём - для оказания давления в угоду экономическим и геополитическим интересам отдельных стран, а иногда и просто банальным предрассудкам и амбициям отдельных лидеров. Такое тоже случается.

Кстати сказать, подобного рода доводы использовались и в отношении России. Наряду со справедливой критикой, которую мы регулярно слышим и которую мы весьма позитивно воспринимаем, мы время от времени сталкиваемся с подчас несправедливыми, да и просто крайне тенденциозными оценками нашей политической системы.

Хочу вам сказать одну вещь: я знаю недостатки этой системы, может быть, как никто другой. Хотя бы потому, что у меня больше информации, как у Президента, да и опыт моей прошлой работы, и образование дают мне к этому все возможности. Но я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что в России нет демократии, что в ней господствуют авторитарные традиции. Это не так.

Россия, вне всякого сомнения, является демократией. В России есть демократия. Да, она молодая, незрелая, несовершенная, неопытная, но это всё-таки демократия. Мы в самом начале пути. И в этом плане нам есть над чем работать. Но мы свободны.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию своё мнение о том, каким критериям должно соответствовать государство XXI века. Иными словами, каковы могут быть универсальные стандарты демократии? Естественно, я не претендую на истину в последней инстанции. Это лишь субъективные заметки с учётом того, что наш форум носит, естественно, дискуссионный, полемический характер.

Я назову пять требований, которые считаю основными.

Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов. То есть все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, т.е. задаёт главные ориентиры общественного развития.

Вторым стандартом считаю способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития. Стимулирование научной деятельности, стимулирование инноваций в конечном итоге производит достаточное количество социальных благ. Достаточное для достижения достойного уровня жизни граждан. <…>

Бедность является одной из главных угроз демократии. Ведь очевидно, что бедный человек не может быть свободным. Попытки насаждения внешних демократических форм в бедных обществах (так бывало и сейчас бывает, мы знаем эти страны) очень часто приводят либо к хаосу, либо к диктатуре. Наряду с поощрением политических преобразований в таких странах надо содействовать их экономическому развитию.

Именно это происходило в нашей стране в 90-е годы. Ещё недавно, в период массовой бедности, порождённой первым этапом реформ, само слово «демократия» в России приобрело негативный смысл. В каком-то плане просто превратилось в ругательство. Теперь, после нескольких лет устойчивого экономического роста, мы имеем и более высокий уровень жизни, и российская демократия в этом плане стала более понятной, если хотите, стала рентабельной. Она доказала свою состоятельность и сейчас уже не отвергается значительной частью наших людей, не является чуждым явлением.

Для того чтобы столь короткая история развития свободы в нашей стране была продолжена, нам необходимо и дальше поддерживать рост благосостояния граждан, укреплять их доверие к демократическим институтам. Как писал выдающийся американский социолог Сеймур Липсет, «чем богаче нация, тем выше её шансы на устойчивую демократию».

Экономический фундамент свободного общества держится на росте производительности труда, на рыночных принципах хозяйствования, на внедрении новых изобретений, на повышении качества жизни и увеличивающихся доходах общества и граждан. Держится на самой атмосфере нового.

Это, кстати, всегда имеет и абсолютно конкретное измерение: наше благосостояние, наш потенциал, наша возможность держать ответ, отвечать на наиболее трудные вызовы. Та аномальная жара, погода, которая в этом году случилась в России, показала, что только новые технологии способны противостоять стихии в столь сложный период, только новые технологии, конечно, при самоотдаче людей, потому что без них невозможно применять эти технологии. И общественная солидарность в этом плане очень важна, как и помощь друзей. <…>

В число самых важных политических приоритетов попала модернизация экономики, технологическое производство. Этот новый курс был провозглашен мною год назад* и в принципе встретил полную поддержку со стороны всех политических и общественных сил. Никто не сомневается в том, что модернизация необходима. Я не слышал ни от одной политической силы, что мы категорически против, мы хотим всё законсервировать. Спор идёт в отношении институтов, возможностей, сил, в отношении темпов.

*См.: Медведев Д.А. Россия, вперед! // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 3. С. 5-10.

Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы это происходило быстрее. Но есть законы общественного развития, есть наши собственные возможности. Есть, наконец, ментальность, которая в каждой стране своя. Мне хотелось бы, кстати, отметить и высокий интерес, который проявляют наши партнёры к модернизации. Мы благодарны за это и очень рассчитываем на вашу поддержку.

Третий стандарт - это способность демократического государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ. Это и упомянутый мною в самом начале терроризм, и коррупция, и наркоторговля, и незаконная миграция, некоторые другие явления, которые угрожают нашему образу жизни, нашим ценностям, игнорируют наши законы.

Их искоренение - это прямая задача демократического общества, демократического общества и демократического государства - не того, которое прячется в кусты при возникновении трудностей, а даёт на эти трудности ответ, подчас достаточно жёсткий. Здесь мне хотелось бы процитировать слова Президента Ли Мён Бака, который сказал, что «человеческие права и свободы должны быть обеспечены любой ценой».

Демократия должна эффективно и в полной мере исполнять самые разные функции, включая полицейские функции. Хартия европейской безопасности ОБСЕ 1999 г. призывает к созданию политических и правовых условий, позволяющих полиции выполнять свои задачи в соответствии с принципами демократии и верховенства закона. Тем не менее Хартия увязывает исполнение этих функций с поддержкой сильной и независимой судебной власти и гуманной пенитенциарной системой. Всё это отвечает и нашему подходу. И те, кто следит за событиями в России, видят, что этими проблемами я занимаюсь регулярно как Президент страны.

Четвёртой отличительной особенностью демократии является, на мой взгляд, высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией. Чем образованнее человек, чем выше уровень его культуры, тем он свободнее в суждениях, тем он самостоятельнее в своих позициях. Свободное демократическое общество - это всё-таки всегда общество хорошо подготовленных, образованных людей, людей с высокой культурой.

Мы знали другие времена, да и практически во всех странах были «другие времена». Может быть, у нас они закончились относительно недавно. Для многих присутствующих здесь представителей других стран это произошло довольно-таки давно. <…> Нашей демократии всего 20 лет. В этом и её определённые проблемы, достаточно существенные, но и её значение для нашей страны и для всего мира.

Так вот те самые времена, когда «вожди» указывали так называемым «простым людям», как и зачем жить, закончились. Именно в XX в. под лозунгом поддержки так называемого «простого человека» и создавались самые худшие диктатуры. XXI в., я в этом уверен, - это эпоха образованного, умного, если хотите, «сложного» человека, который сам распоряжается своими способностями, которому не нужны вожди, патроны, те, кто принимают за него решения. Это должно быть, естественно, умное государство, умное общество и умная политика.

В наши дни особое значение имеет и политическая, и правовая культура, культура социального поведения, культура гражданского диалога. Граждане, которые получают большее количество возможностей и большее количество свободы, должны приобретать и большую ответственность. Демократия вообще неотделима от ответственности, думаю, что это понятно любому современному человеку. Демократическое государство, которое снижает регулирующую и репрессивную нагрузку на общество, передаёт самому обществу часть функций по поддержанию порядка и поддержанию стабильности в этом обществе.

А низкий уровень культуры и сопутствующие ему нетерпимость, безответственность, агрессивность разрушают демократию. Именно свобода слова, свобода собраний и митингов реализуются на практике в чётко установленных правовых границах. Так и должно быть на будущее.

Мы часто говорим о демократических институтах. Как юрист я не могу не сказать ещё раз о том, что демократические институты - это не деловые обыкновения народа, хотя это очень важно. Это строго установленный перечень норм и правил. Именно норм и правил, и только их неукоснительное соблюдение делает демократию эффективной. А посему демократия - это не только свобода, но и самоограничение.

Благодаря беспрецедентной доступности знаний и общения мы переходим на новый уровень демократии. Сегодня мне уже тоже пришлось на эту тему рассуждать. Очевидно, что впереди нас ждёт не только опосредованная, или представительная, демократия, но и непосредственная, или прямая, демократия, которая ведёт к тому, что люди путём моментального волеизъявления могут показать, чего они хотят, добиться конкретных результатов.

Сегодня через открытые дискуссии, через неформальные голосования и выясняются общественные взгляды по всем важнейшим вопросам. Пока этот процесс, конечно, не институализирован, но он в любом случае рано или поздно приобретёт необходимую институционализацию. Он станет, по сути, проводником народной воли. И, в конечном счёте, это и будет демократия. Прямая и непосредственная, отличная от того, что было тысячу лет назад, во время прямых референдумов, различного рода вече и собраний, но тем не менее от этого не превращающаяся в представительную. Вопрос в том, каким образом регулировать эту деятельность, и в том, каким образом проявлять эту активность.

И, наконец, пятый стандарт демократии - убеждённость граждан в том, что они живут в демократическом государстве. Это, может быть, субъективная, но крайне важная вещь. Ведь какое бы определение мы ни давали демократии, сколько бы мы ни говорили о том, что у нас демократия, в том числе и в России, конечно, судить о демократии каждый человек должен самостоятельно.

Свобода и справедливость - это не только политические лозунги, но и философские, социальные категории, но самое главное - это человеческие чувства. Можно записать эти слова в Конституции, в других законах, спорить на научных конференциях, но демократии нет или есть проблемы с демократией, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость. И в этом плане любое общество не свободно от недостатков, любая демократия не свободна от недостатков, и российская, конечно, в значительной мере тоже. Правительства могут сколь угодно долго говорить своим гражданам: вы свободны. Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: я свободен.

Вы знаете, очевидно и то, что сказать это очень сложно, не так, во всяком случае, просто, как может показаться. Мне уже приходилось называть очень тяжёлым нашим недугом широко распространённые в нашем обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя - государство или кто-то другой, но не каждый на своём месте, - очень сильно зачастую отбрасывает нас назад.

Как это ни удивительно, но даже в нынешнем веке, в ХХI в., очень многим у нас нравится говорить о том, что они не свободны, унижены: «от нас ничего не зависит». Это имеет разное происхождение. Такая позиция может быть удобной. Ведь если ты ничего не можешь - ты ни за что не отвечаешь, не только за государство, но даже за свою семью. Это очень удобная позиция, но она опасная. К счастью, всё большее количество граждан в нашей стране рассуждает иначе и полагается не только на государство, а прежде всего на себя, а значит, у нас в стране у демократии есть будущее, как есть будущее у демократии в мире.

Хочу в этом плане привести ещё одни слова, очень точные слова Карла Поппера, которые, может быть, как никогда, важны сегодня для России: «Проблема улучшения демократических институтов - это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами. Демократические институты не могут улучшаться сами по себе, их улучшение зависит от нас самих». Такова моя точка зрения на современные стандарты демократии.

Возникает вопрос: соответствует ли этим стандартам Россия? Я могу честно сказать - только в определённой мере, не до конца. Но я уже сказал, что мы в начале пути, и все присутствующие в зале это отлично знают.

Здесь, в Ярославле, звучали мнения самых разных людей, самых разных маститых политологов, специалистов. Важно, чтобы на таких дискуссионных площадках, где встречаются политики, учёные, бизнесмены, журналисты, общественные и государственные деятели, сближались позиции по всем вопросам общественного развития, развития современных государств.

В конечном итоге наши общие усилия должны привести к закреплению совместно выработанных стандартов в международном правовом поле. Такое закрепление есть и сегодня, но нам нужно оттачивать этот институт, придавать задачам поощрения демократии, защиты человеческого достоинства, прав человека и свобод обязывающую и действенную формулу универсального закона.

Из выступления на пленарном заседании мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Из выступления на пленарном заседании мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

…Я считаю, что этот форум реально может повлиять на условия развития нашего государства и, наверное, даже на какие-то дискуссии, которые идут в международном плане.

Я считаю, что приглашённые сюда люди, кстати, и молодые государственные служащие, становятся (и уже стали) свидетелями высокопрофессиональных дискуссий о развитии демократических институтов, о демократических ценностях, о качестве государственного управления.

Надеюсь, что это поможет и молодым политикам, отчасти и зрелым людям почувствовать нерв современной жизни, обменяться впечатлениями о том, как развивается демократия в нашей стране, каковы судьбы демократии в мире, и просто, может быть, лучше узнать политическую культуру друг друга.

Полагаю также, что ярославские дискуссии оказывают позитивное воздействие и на некоторые глобальные политические процессы, способствуют выработке самыми разными людьми представлений о справедливом мировом порядке, о целях мирового развития, о трансформации государственных систем и межгосударственных институтов для получения наиболее разумных и действенных способов, ответов на вызовы третьего тысячелетия. <…>

В рамках форума идёт обсуждение проблем повышения эффективности государственных институтов, для того чтобы укрепить глобальную безопасность, роли государства в модернизации экономики и стимулировании технических инноваций, принципов формирования универсальных стандартов демократии на основе уникального демократического опыта многих наций.<…>

Очевидно, что этот разговор должен быть продолжен хотя бы по ещё одной причине: я не только верю в демократию как форму управления, не только верю в демократию как форму политического режима, но я верю и в то, что демократия в прикладном плане способна избавить от унижений и бедности миллионы людей и в нашей стране, и миллиарды людей в мире.

Недавно, выступая перед дипломатическим корпусом Российской Федерации*, в качестве одного из приоритетов внешней политики нашей страны я назвал нашу заинтересованность в том, чтобы как можно большее количество стран следовало стандартам демократии. Такого же курса придерживается и большинство влиятельных демократических правительств. Присутствующий здесь господин Берлускони отмечал в одном из своих выступлений исключительную важность «совместной работы по распространению демократии в мире». Да, она может быть разной, она имеет свои исторические корни, но общность ценностей всё равно нас объединяет. И в этом смысле такая работа необходима.

*См.: Медведев Д.А. Выступление на совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях (Москва, 12.07.2010) // Право и безопасность. 2010. № 3.

Думаю, для всех нас имеет практическое значение Декларация тысячелетия ООН, в которой сказано: «Мы не пожалеем сил для поощрения демократии и укрепления правопорядка, а также для обеспечения всех международно признанных прав человека».

Так же, как и права человека, стандарты демократии (а по сути стандарты демократии включают в себя права человека) должны быть международно признанными. Только это сделает их действенными. Причём важно то, что совместно вырабатываемые стандарты не могут быть двойными, не могут быть лукавыми, поскольку каждый, кто участвует в их выработке, соответственно, примеряет их на себя.

Таким образом, все государства могли бы им следовать без опасений, что они будут использованы для ограничения суверенитета и вмешательства во внутренние дела. Или как демагогический приём - для оказания давления в угоду экономическим и геополитическим интересам отдельных стран, а иногда и просто банальным предрассудкам и амбициям отдельных лидеров. Такое тоже случается.

Кстати сказать, подобного рода доводы использовались и в отношении России. Наряду со справедливой критикой, которую мы регулярно слышим и которую мы весьма позитивно воспринимаем, мы время от времени сталкиваемся с подчас несправедливыми, да и просто крайне тенденциозными оценками нашей политической системы.

Хочу вам сказать одну вещь: я знаю недостатки этой системы, может быть, как никто другой. Хотя бы потому, что у меня больше информации, как у Президента, да и опыт моей прошлой работы, и образование дают мне к этому все возможности. Но я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что в России нет демократии, что в ней господствуют авторитарные традиции. Это не так.

Россия, вне всякого сомнения, является демократией. В России есть демократия. Да, она молодая, незрелая, несовершенная, неопытная, но это всё-таки демократия. Мы в самом начале пути. И в этом плане нам есть над чем работать. Но мы свободны.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию своё мнение о том, каким критериям должно соответствовать государство XXI века. Иными словами, каковы могут быть универсальные стандарты демократии? Естественно, я не претендую на истину в последней инстанции. Это лишь субъективные заметки с учётом того, что наш форум носит, естественно, дискуссионный, полемический характер.

Я назову пять требований, которые считаю основными.

Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов. То есть все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, т.е. задаёт главные ориентиры общественного развития.

Вторым стандартом считаю способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития. Стимулирование научной деятельности, стимулирование инноваций в конечном итоге производит достаточное количество социальных благ. Достаточное для достижения достойного уровня жизни граждан. <…>

Бедность является одной из главных угроз демократии. Ведь очевидно, что бедный человек не может быть свободным. Попытки насаждения внешних демократических форм в бедных обществах (так бывало и сейчас бывает, мы знаем эти страны) очень часто приводят либо к хаосу, либо к диктатуре. Наряду с поощрением политических преобразований в таких странах надо содействовать их экономическому развитию.

Именно это происходило в нашей стране в 90-е годы. Ещё недавно, в период массовой бедности, порождённой первым этапом реформ, само слово «демократия» в России приобрело негативный смысл. В каком-то плане просто превратилось в ругательство. Теперь, после нескольких лет устойчивого экономического роста, мы имеем и более высокий уровень жизни, и российская демократия в этом плане стала более понятной, если хотите, стала рентабельной. Она доказала свою состоятельность и сейчас уже не отвергается значительной частью наших людей, не является чуждым явлением.

Для того чтобы столь короткая история развития свободы в нашей стране была продолжена, нам необходимо и дальше поддерживать рост благосостояния граждан, укреплять их доверие к демократическим институтам. Как писал выдающийся американский социолог Сеймур Липсет, «чем богаче нация, тем выше её шансы на устойчивую демократию».

Экономический фундамент свободного общества держится на росте производительности труда, на рыночных принципах хозяйствования, на внедрении новых изобретений, на повышении качества жизни и увеличивающихся доходах общества и граждан. Держится на самой атмосфере нового.

Это, кстати, всегда имеет и абсолютно конкретное измерение: наше благосостояние, наш потенциал, наша возможность держать ответ, отвечать на наиболее трудные вызовы. Та аномальная жара, погода, которая в этом году случилась в России, показала, что только новые технологии способны противостоять стихии в столь сложный период, только новые технологии, конечно, при самоотдаче людей, потому что без них невозможно применять эти технологии. И общественная солидарность в этом плане очень важна, как и помощь друзей. <…>

В число самых важных политических приоритетов попала модернизация экономики, технологическое производство. Этот новый курс был провозглашен мною год назад* и в принципе встретил полную поддержку со стороны всех политических и общественных сил. Никто не сомневается в том, что модернизация необходима. Я не слышал ни от одной политической силы, что мы категорически против, мы хотим всё законсервировать. Спор идёт в отношении институтов, возможностей, сил, в отношении темпов.

*См.: Медведев Д.А. Россия, вперед! // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 3. С. 5-10.

Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы это происходило быстрее. Но есть законы общественного развития, есть наши собственные возможности. Есть, наконец, ментальность, которая в каждой стране своя. Мне хотелось бы, кстати, отметить и высокий интерес, который проявляют наши партнёры к модернизации. Мы благодарны за это и очень рассчитываем на вашу поддержку.

Третий стандарт - это способность демократического государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ. Это и упомянутый мною в самом начале терроризм, и коррупция, и наркоторговля, и незаконная миграция, некоторые другие явления, которые угрожают нашему образу жизни, нашим ценностям, игнорируют наши законы.

Их искоренение - это прямая задача демократического общества, демократического общества и демократического государства - не того, которое прячется в кусты при возникновении трудностей, а даёт на эти трудности ответ, подчас достаточно жёсткий. Здесь мне хотелось бы процитировать слова Президента Ли Мён Бака, который сказал, что «человеческие права и свободы должны быть обеспечены любой ценой».

Демократия должна эффективно и в полной мере исполнять самые разные функции, включая полицейские функции. Хартия европейской безопасности ОБСЕ 1999 г. призывает к созданию политических и правовых условий, позволяющих полиции выполнять свои задачи в соответствии с принципами демократии и верховенства закона. Тем не менее Хартия увязывает исполнение этих функций с поддержкой сильной и независимой судебной власти и гуманной пенитенциарной системой. Всё это отвечает и нашему подходу. И те, кто следит за событиями в России, видят, что этими проблемами я занимаюсь регулярно как Президент страны.

Четвёртой отличительной особенностью демократии является, на мой взгляд, высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией. Чем образованнее человек, чем выше уровень его культуры, тем он свободнее в суждениях, тем он самостоятельнее в своих позициях. Свободное демократическое общество - это всё-таки всегда общество хорошо подготовленных, образованных людей, людей с высокой культурой.

Мы знали другие времена, да и практически во всех странах были «другие времена». Может быть, у нас они закончились относительно недавно. Для многих присутствующих здесь представителей других стран это произошло довольно-таки давно. <…> Нашей демократии всего 20 лет. В этом и её определённые проблемы, достаточно существенные, но и её значение для нашей страны и для всего мира.

Так вот те самые времена, когда «вожди» указывали так называемым «простым людям», как и зачем жить, закончились. Именно в XX в. под лозунгом поддержки так называемого «простого человека» и создавались самые худшие диктатуры. XXI в., я в этом уверен, - это эпоха образованного, умного, если хотите, «сложного» человека, который сам распоряжается своими способностями, которому не нужны вожди, патроны, те, кто принимают за него решения. Это должно быть, естественно, умное государство, умное общество и умная политика.

В наши дни особое значение имеет и политическая, и правовая культура, культура социального поведения, культура гражданского диалога. Граждане, которые получают большее количество возможностей и большее количество свободы, должны приобретать и большую ответственность. Демократия вообще неотделима от ответственности, думаю, что это понятно любому современному человеку. Демократическое государство, которое снижает регулирующую и репрессивную нагрузку на общество, передаёт самому обществу часть функций по поддержанию порядка и поддержанию стабильности в этом обществе.

А низкий уровень культуры и сопутствующие ему нетерпимость, безответственность, агрессивность разрушают демократию. Именно свобода слова, свобода собраний и митингов реализуются на практике в чётко установленных правовых границах. Так и должно быть на будущее.

Мы часто говорим о демократических институтах. Как юрист я не могу не сказать ещё раз о том, что демократические институты - это не деловые обыкновения народа, хотя это очень важно. Это строго установленный перечень норм и правил. Именно норм и правил, и только их неукоснительное соблюдение делает демократию эффективной. А посему демократия - это не только свобода, но и самоограничение.

Благодаря беспрецедентной доступности знаний и общения мы переходим на новый уровень демократии. Сегодня мне уже тоже пришлось на эту тему рассуждать. Очевидно, что впереди нас ждёт не только опосредованная, или представительная, демократия, но и непосредственная, или прямая, демократия, которая ведёт к тому, что люди путём моментального волеизъявления могут показать, чего они хотят, добиться конкретных результатов.

Сегодня через открытые дискуссии, через неформальные голосования и выясняются общественные взгляды по всем важнейшим вопросам. Пока этот процесс, конечно, не институализирован, но он в любом случае рано или поздно приобретёт необходимую институционализацию. Он станет, по сути, проводником народной воли. И, в конечном счёте, это и будет демократия. Прямая и непосредственная, отличная от того, что было тысячу лет назад, во время прямых референдумов, различного рода вече и собраний, но тем не менее от этого не превращающаяся в представительную. Вопрос в том, каким образом регулировать эту деятельность, и в том, каким образом проявлять эту активность.

И, наконец, пятый стандарт демократии - убеждённость граждан в том, что они живут в демократическом государстве. Это, может быть, субъективная, но крайне важная вещь. Ведь какое бы определение мы ни давали демократии, сколько бы мы ни говорили о том, что у нас демократия, в том числе и в России, конечно, судить о демократии каждый человек должен самостоятельно.

Свобода и справедливость - это не только политические лозунги, но и философские, социальные категории, но самое главное - это человеческие чувства. Можно записать эти слова в Конституции, в других законах, спорить на научных конференциях, но демократии нет или есть проблемы с демократией, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость. И в этом плане любое общество не свободно от недостатков, любая демократия не свободна от недостатков, и российская, конечно, в значительной мере тоже. Правительства могут сколь угодно долго говорить своим гражданам: вы свободны. Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: я свободен.

Вы знаете, очевидно и то, что сказать это очень сложно, не так, во всяком случае, просто, как может показаться. Мне уже приходилось называть очень тяжёлым нашим недугом широко распространённые в нашем обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя - государство или кто-то другой, но не каждый на своём месте, - очень сильно зачастую отбрасывает нас назад.

Как это ни удивительно, но даже в нынешнем веке, в ХХI в., очень многим у нас нравится говорить о том, что они не свободны, унижены: «от нас ничего не зависит». Это имеет разное происхождение. Такая позиция может быть удобной. Ведь если ты ничего не можешь - ты ни за что не отвечаешь, не только за государство, но даже за свою семью. Это очень удобная позиция, но она опасная. К счастью, всё большее количество граждан в нашей стране рассуждает иначе и полагается не только на государство, а прежде всего на себя, а значит, у нас в стране у демократии есть будущее, как есть будущее у демократии в мире.

Хочу в этом плане привести ещё одни слова, очень точные слова Карла Поппера, которые, может быть, как никогда, важны сегодня для России: «Проблема улучшения демократических институтов - это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами. Демократические институты не могут улучшаться сами по себе, их улучшение зависит от нас самих». Такова моя точка зрения на современные стандарты демократии.

Возникает вопрос: соответствует ли этим стандартам Россия? Я могу честно сказать - только в определённой мере, не до конца. Но я уже сказал, что мы в начале пути, и все присутствующие в зале это отлично знают.

Здесь, в Ярославле, звучали мнения самых разных людей, самых разных маститых политологов, специалистов. Важно, чтобы на таких дискуссионных площадках, где встречаются политики, учёные, бизнесмены, журналисты, общественные и государственные деятели, сближались позиции по всем вопросам общественного развития, развития современных государств.

В конечном итоге наши общие усилия должны привести к закреплению совместно выработанных стандартов в международном правовом поле. Такое закрепление есть и сегодня, но нам нужно оттачивать этот институт, придавать задачам поощрения демократии, защиты человеческого достоинства, прав человека и свобод обязывающую и действенную формулу универсального закона.