Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Слово главного редактора

Журнал Право и безопасностьБезопасность замыкается сегодня на экономику. От экономики зависят способность государства решать поставленные задачи, уровень социальных и национальных противоречий, международное влияние страны, возможность наращивания кадрового потенциала, общенациональное единение и согласие между обществом и властью.

Экономика, в свою очередь, зависит от политического курса, политической системы, эффективности государственного аппарата.

Нынешний кризис обозначил слабость политико-экономической модели России. Значительная девальвация рубля 2009 года не привела ни к изменению структуры экспорта, ни к замещению импорта отечественными товарами. Происходит существенный отток инвестиций.

Такое положение ставит на повестку вопрос о совершенствовании политико-экономической модели.

Какова сегодня эта модель? Она характеризуется неустойчивостью, несоответствием декларируемой политики фактическим шагам, раздвоением между двумя противоречащими друг другу направлениями развития.

Первое из этих направлений - это ориентация на западную (американскую) либеральную модель, основанную на приоритете частной собственности. В такой модели баланс интересов бизнеса, государства и общества обеспечивается сменяемостью высшей власти на выборах, независимостью СМИ от правительства, разделением властей, верховенством закона, независимостью и эффективностью судебной системы, развитыми институтами гражданского общества.

Второе направление - следование восточной традиции системы «доминантной партии», с централизацией власти и авторитарными методами управления, как в масштабах государства, так и в самой главенствующей партии. Данная модель показывает сегодня хорошие экономические результаты в таких разных странах, как Китай и Сингапур. Этой модели присущи контроль государства над основными СМИ, ограничения возможности развития партий (кроме основной), сращивание государственного аппарата и аппарата основной партии, мобилизация населения на поддержку правительственного курса через различные механизмы политического контроля, включая создание общественных структур, домовых комитетов, центров и т.п. Государственный сектор (государственно-социалистический или государственно-капиталистический) является активным участником развития сферы материального производства. Если говорить с позиций теории рыночной экономики, то государство берет на себя функции местной буржуазии как в осуществлении планов индустриализации, так и в качестве партнера иностранного капитала. В этой модели успех развития завит в высокой степени от личного фактора - кто стоит во главе государства, от целеустремленности и жесткости проводимой государственной политики.

Двум обозначенным выше направлениям развития соответствуют две различные мировоззренческие платформы, которые грубо можно обозначить как «иудейско-протестанскую» (приоритет личной свободы, инициативы, ответственности) и «конфуцианскую» (приоритет интересов общества над личными интересами).

Все государства в современном мире находятся в процессе постоянных изменений.

В Китае происходит трансформация Коммунистической Партии Китая из партии классовой борьбы, призванной осуществить революцию и социалистические преобразования, в партию классового мира - общенациональную по программе и социальному составу организацию, призванную обеспечить общенациональную поддержку реформ и социально-политическую стабильность*.

Парламент Сингапура принял в 1991 г. государственную доктрину под названием «Коллективные ценности» («Тhe Shared Values»). В основу официальной идеологии (которая до этого не определялась) положены следующие принципы: приоритет интересов общества над интересами личности; семья - главная ячейка общества; консенсус, а не конфронтация; социальная гармония и веротерпимость.

Сегодня Сингапур - высокоразвитый индустриальный центр Юго-Восточной Азии, с современным, по многим параметрам аналогичным западному буржуазным обществом, но он не стал оазисом расцвета демократии. Дисциплина и порядок в азиатском обществе важнее демократии, которая должна развиваться постепенно, убеждены сингапурские лидеры. Стремительный экономический рост Сингапура обусловлен рациональным сочетанием социальных традиций с достижениями западной цивилизации**.

Применим ли подобный опыт в России?

Декларируя приверженность первому направлению развития, российская политическая элита уже десятилетие последовательно двигается в сторону второго.

Нет смысла абстрактно сравнивать, какое направление лучше. Важно делать выбор осознанно, на основе анализа существующего положения, вызовов, возможностей, институтов, опыта других стран.

Выбор должен быть прагматичным - хорошо то, что приведет к сильному государству, материальному и духовному благополучию людей. Безусловно, при этом следует опираться на духовно-нравственные традиции народов России.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков

Примечания

*Смирнов Д.А. Идейно-политические аспекты модернизации КНР. М., 2005. С. 304.

**История Востока: в 6 тт. Т. 6. Восток в новейший период / Институт востоковедения РАН. М., 2008. С. 775-778.