Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Взаимодействие в нормотворческой сфере должно стать более эффективным

Панченко И.В., Председатель Тульской областной Думы

***

Статья посвящена вопросам взаимодействия Тульской областной Думы и УВД области по изменению регионального законодательства и корректировке федеральных законов.

Ключевые слова: Тульская область, региональное законодательство, административные правонарушения, правоохранительная деятельность.

***

Укрепление общественной безопасности - наиважнейшая задача, которая требует объединения усилий силовых структур и органов государственной власти. Это направление на протяжении многих лет остается одним из приоритетов законодательной работы Тульской областной Думы. Особое значение депутаты придают сотрудничеству с органами внутренних дел в деле правового регулирования вопросов обеспечения законности и правопорядка.

25.01.2010 Тульская областная Дума и Управление внутренних дел по Тульской области заключили соглашение о взаимодействии в сфере нормотворческой деятельности. Ставшее первым документом такого рода в истории регионального парламента, это соглашение дало новый импульс нашему сотрудничеству.

Для реализации договоренностей обе стороны приняли на себя ряд обязательств. Так, областная Дума должна обеспечивать участие представителей УВД в заседаниях Думы, комитетов, рабочих групп, где рассматриваются законопроекты по вопросам правоохранительной деятельности. УВД области представляет предложения по разработке проектов областных законов для внесения в качестве законодательной инициативы. Соглашение предусматривает проведение совместных мероприятий, а также обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Заключенное соглашение, по сути, призвано способствовать упорядочению той совместной работы в сфере законотворчества, которая ведется уже много лет. Примером этого успешного взаимодействия является правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере административного законодательства.

С 2003 г. действует принятый областной Думой закон «Об административных правонарушениях в Тульской области». Он наделяет должностных лиц милиции общественной безопасности полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях. К числу этих противоправных действий, в частности, относятся правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Это нарушение покоя граждан в ночное время, организация притонов для распития алкогольной продукции, гадание на деньги и вещи, причинение животными легкого вреда здоровью граждан. Кроме того, сотрудники милиции вправе составлять протоколы о таких административных правонарушениях, как мойка транспортных средств в не отведенных для этого местах, повреждение или уничтожение зеленых насаждений и др.

Этот перечень расширяется с учетом необходимости усиления борьбы с различными противоправными действиями. Одно из таких дополнений связано с достаточно большим числом правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и преступлениями в отношении подростков. Очевидно, что многих правонарушений можно было бы избежать, если бы осуществлялся надлежащий контроль за детьми со стороны родителей.

В начале 2009 г. в областную Думу поступил подготовленный УВД области проект закона «Об ответственности родителей или иных законных представителей за воспитание детей». Он предусматривал нормы, запрещающие несовершеннолетним без сопровождения взрослых находиться в общественных местах в вечернее и ночное время.

Предложения УВД были учтены депутатами при подготовке новой редакции закона области «О защите прав ребенка». Данный закон, принятый областной Думой в сентябре 2009 г., содержит нормы о содействии физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Лицам, не достигшим возраста 18 лет, запрещено находиться на объектах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера, а также исключительно алкогольной продукции, пива. Лицам, не достигшим возраста 16 лет, запрещено нахождение в различных общественных местах с 22 ч до 6 ч (в летнее время с 23 ч до 6 ч) без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Думой установлена ответственность за невыполнение этих требований. Соответствующие изменения внесены в закон «Об административных правонарушениях в Тульской области». Предусмотрены предупреждение или наложение на родителей (лиц, их заменяющих) административного штрафа от 100 до 500 руб. Также определены размеры штрафов, которые могут быть наложены на лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, на предпринимателей и юридических лиц.

Другие изменения в региональном законодательстве были вызваны большим количеством хищений средств сотовой связи. Сложность в раскрытии этих преступлений заключается, в том числе, в недостаточно эффективном нормативно-правовом регулировании. Отсутствие должного административного контроля приводит к тому, что лица, приобретающие у граждан бывшие в употреблении средства сотовой связи, не всегда предоставляют в правоохранительные органы достоверные сведения о фактах приобретения и продажи телефонов.

Предложения о правовом регулировании этих вопросов направлялись управлением внутренних дел в областную Думу. Вместе с тем прокуратурой области был подготовлен проект закона «О порядке приобретения для последующей реализации бывших в употреблении средств сотовой связи на территории Тульской области». В январе 2010 г. его окончательно приняли депутаты Тульской областной Думы.

В соответствии с законом бывшие в употреблении телефоны должны приниматься на реализацию от граждан только при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет паспортных данных граждан, наименований, серийных номеров телефонов и предоставлять эту информацию по требованиям правоохранительных органов. За нарушение этого порядка установлена административная ответственность. Согласно изменениям, внесенным в закон «Об административных правонарушениях в Тульской области», предусмотрено наложение штрафа на граждан в размере от 300 до 1500 руб. Более крупные штрафы должны будут заплатить должностные и юридические лица.

Предложения УВД об изменении законодательства рассматриваются комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению. Депутаты взвешенно подходят к решению этих вопросов, всесторонне их обсуждают. Так было, например, при рассмотрении предложений областного управления ГИБДД по совершенствованию законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Законом «Об административных правонарушениях в Тульской области» предусмотрена ответственность за проезд по газонам, детским площадкам, за размещение на них транспортных средств. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены санкции за нарушение правил стоянки транспортных средств на тротуарах. Управлением ГИБДД предлагалось рассмотреть вопрос об ужесточении наказания за нарушение правил стоянки автомобилей на дворовых территориях.

Депутаты согласились с тем, что эта проблема приобрела в последнее время большую остроту. Однако решить ее только увеличением размеров штрафов невозможно. Поскольку во дворах слишком мало места для стоянки автомобилей, нужно организовывать дополнительные парковки. По мнению депутатов, изменить ситуацию можно только совместными усилиями областных и муниципальных властей, органов внутренних дел. Необходимо выработать такие решения, которые бы учитывали интересы и автолюбителей, и пешеходов.

Взаимодействие областной Думы и УВД области не ограничивается только изменением регионального законодательства. В случае необходимости депутаты готовят предложения о корректировке федеральных законов. Так, по инициативе областного УВД разработан законопроект «О внесении изменения в ст. 13 Федерального закона «Об оружии». В качестве законодательной инициативы он был внесен Тульской областной Думой в Государственную Думу. В ноябре 2009 г. данный законопроект принят нижней палатой федерального парламента в первом чтении.

Подготовка законопроекта вызвана несовершенством федерального законодательства. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан за нарушение срока постановки оружия на учет при изменении постоянного места жительства. Однако действующим законодательством данный срок не определен, что создает трудности при осуществлении милицией контрольных функций. Законопроектом устанавливается 2-недельный срок, в течение которого гражданин по прибытии на новое место жительства должен обратиться в орган внутренних дел для постановки оружия на учет.

Депутаты областной Думы придают большое значение мониторингу реализации принятых законов по вопросам правоохранительной деятельности. С этой целью проводятся встречи парламентариев с сотрудниками органов внутренних дел. Непосредственное общение между депутатами областной Думы и сотрудниками милиции полезно и важно. Оно позволяет оценить действенность регионального законодательства, определить направления его дальнейшего совершенствования.

Со дня заключения соглашения между Тульской областной Думой и УВД по Тульской области пока еще прошло немного времени. Уверен, что это соглашение имеет большой потенциал, который будет раскрыт в ходе нашей дальнейшей совместной работы. В условиях реформирования МВД и динамичного развития федерального законодательства нам необходимо выработать более четкий механизм разработки законов правоохранительной направленности, не допускать необоснованного затягивания их принятия. Повышение продуктивности нормотворческой деятельности должно способствовать укреплению правопорядка в Тульской области.

ПАНЧЕНКО Игорь Владимирович. Кандидат технических наук. В 1993-1998 гг. - заместитель начальника технологического управления - главный технолог, в 1998-2001 гг. - заместитель технического директора по производству, в 2001-2002 гг. - директор по производству - первый заместитель генерального директора, с 2002 г. - генеральный директор ОАО "Тяжпромарматура". Заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Председатель комитета по бюджету и финансам Тульской областной думы 4-го созыва. С 2009 г. - Председатель Тульской областной Думы.