написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Реабилитация инвалидов - критерий социальной безопасности государства

Новикова К.Н., Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду и социальной политике

***

Реабилитация инвалидов, социальная адаптация их в обществе является одной из первостепенных задач государства. Совершенствуются меры социальной защиты инвалидов, подготавливается ратификация Конвенции о правах инвалидов. Примером поэтапной, целенаправленной работы по созданию государственной системы реабилитации инвалидов является опыт Республики Татарстан.

Ключевые слова: социальная защита, инвалиды, законопроекты, Республика Татарстан, безбарьерная среда.

***

Сегодня каждый десятый житель России имеет те или иные ограничения жизнедеятельности и ему присвоен статус "инвалид". Около 60% инвалидов - люди пожилого возраста, 5% - дети, остальные - люди трудоспособного возраста, причем 60% из них способны и хотят трудиться. Проблемы этой категории граждан давно перестали быть их личными и перешли в ранг государственных.

Именно поэтому реабилитация инвалидов, социальная адаптация их в обществе, реализация их огромного разностороннего потенциала является одной из первостепенных задач государства. Решить ее можно только через создание системы реабилитации инвалидов - службы, которая способна обеспечить социализацию любого человека, имеющего ограничения жизнедеятельности, независимо от возраста и тяжести этого ограничения.

Безусловно, что для инвалидов, относящихся к категории наиболее уязвимых социальных групп и зачастую материально зависимых, важны меры государственной социальной поддержки (пенсии, выплаты, льготы). Но реализовать свой потенциал, внести свой вклад в экономическую и социально-политическую жизнь страны является не менее актуальным для этой категории людей. И задача органов исполнительной власти состоит в создании условий для беспрепятственной реализации этого потенциала, оказании содействия людям с ограниченными возможностями стать полноправными членами общества.

Немало было сделано в стране с 1995 по 2009 г. благодаря принятию и активной реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Прежде всего это создание сети учреждений реабилитации инвалидов, совершенствование деятельности службы медико-социальной экспертизы, внедрение в деятельность учреждений новейших технологий социальной адаптации и профессиональной ориентации инвалидов, таких как ипотерапия, апитерапия, кондуктивная терапия, кинезотерапия, арттерапия и т.д. Подготовлены сотни квалифицированных специалистов-реабилитологов. Этот вопрос поставлен на системную основу. Проделана немалая работа по развитию в стране производства средств реабилитации инвалидов, созданию для них благоприятной среды обитания.

Сегодня мы вступаем в новую фазу этой работы. В 2008 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, создан президентский Совет по делам инвалидов, который уже занимается реализацией государственной политики в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями.

Продолжается постоянное совершенствование мер социальной защиты инвалидов. Это, прежде всего, пенсионное обеспечение (в зависимости от группы инвалидности), лекарственное обеспечение, гибкий механизм представления набора социальных услуг (отказ, разделение пакета, норма на лекарства), увеличение пособия по уходу за инвалидами I группы и ребенком-инвалидом и включение периода по уходу в трудовой стаж, установление с 01.01.2010 социальной помощи с тем, чтобы общий доход конкретного инвалида был не ниже прожиточного минимума, льготная система страховых платежей для предприятий инвалидов до 2014 г. в связи с отменой единого социального налога и т.д.

Особое место в системе социальной защиты инвалидов принадлежит детям. В рамках национального проекта «Здоровье» осуществляются меры по улучшению состояния здоровья матерей и новорожденных. Введен неонатальный скрининг, позволяющий выявлять ранние заболевания и оказать соответствующую помощь на ранних этапах. В 2008 г. внедрены новые методики обследования детей на нарушение слуха, аудиологический скрининг новорожденных, целью которого является раннее выявление нарушений слуха у детей и определение необходимого лечения и реабилитации.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ ведет работу по созданию условий для полноценного обучения детей-инвалидов в обычных школах. Одновременно в рамках приоритетного проекта «Образование» открыто новое направление - «Развитие дистанционного обучения для детей-инвалидов». Объем его финансирования в текущем году - 1 млрд руб. В 2008 г. за счет средств федерального бюджета были оснащены интернет-классами 136 домов-интернатов системы социальной защиты для детей с физическими недостатками. Поставки компьютерного оборудования и программного обеспечения осуществлены на сумму 137 млн руб., 14 млн руб. в 2009 г. будут направлены на обучение специалистов, работающих с детьми-инвалидами. Доступ к компьютерным классам получили 25 тыс. детей-инвалидов, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты.

Очень важный вопрос - решение задач безбарьерной среды, которая является основной составляющей реализации прав инвалидов. Безбарьерная среда - это не только целая система физической доступности общественных зданий, объектов социальной инфраструктуры, дорог и общественного транспорта, это возможность инвалидам вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни. Для этого предусмотрено создание на территории России пока первого города равных возможностей - это город Сочи к 2014 г. Эти обязательства юридически оформлены. Поэтому, приступая к решению задачи создания безбарьерной среды на всей территории страны, необходимо определить такие уровни: Сочи как модель, образец для всей России, второй уровень - это Москва, Петербург, а также другие города, которые будут задействованы в подготовке к XI Паралимпийским играм, третий уровень - это города-миллионники, четвертый уровень - это остальные города и населенные пункты, где необходимо реализовать основные элементы системы безбарьерной среды для нормальной жизни людей с ограниченными возможностями.

С целью совершенствования и повышения эффективности поддержки инвалидов, людей с ограниченными возможностями Правительством России в 2010 г. планируется разработать специальную государственную программу «Доступная среда для инвалидов», а с 2011 г. приступить к ее реализации. Доступность будет рассматриваться не только как доступ к объектам социальной инфраструктуры, а в первую очередь, это настройка под нужды инвалидов правил работы социальных, информационных и прочих служб, создание дополнительной возможности для поиска работы инвалидами.

Сегодня в работе множество поручений Президента и Председателя Правительства РФ, основными из которых являются:разработкапредложений по ратификации Конвенции о правах инвалидов, концепции государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, учитывающей положения международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, критериев оценки положения инвалидов и включения их в перечень показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В 2010 г. создание рабочих мест и трудоустройство инвалидов является одним из обязательных требований, предъявляемых к региональным программам занятости.

Ключевым является подготовка ратификации Конвенции о правах инвалидов (подготовка законодательной базы и инфраструктуры). Основное требование Конвенции - создание условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Теоретически российское законодательство соответствует положениям Конвенции, однако на уровне практической деятельности органов власти инвалиды постоянно сталкиваются с многочисленными проблемами. Примером поэтапной, целенаправленной работы по созданию государственной системы реабилитации инвалидов является опыт Республики Татарстан.

Несмотря на то что законодательством Российской Федерации не предусмотрен такой вид учреждений, как центры реабилитации инвалидов и реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, в республике узаконены учреждения данного вида региональным законом «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан». В настоящее время стандарты деятельности учреждений данного вида находятся на этапе разработки и утверждения. В то время как большинство субъектов РФ пошли по более простому пути и приняли в полном объеме Национальные стандарты РФ, республика пошла другим путем - путем разработки республиканских стандартов.

К сожалению, Национальные стандарты не содержат исчерпывающего перечня услуг по видам учреждений, не содержат объемных параметров (количество услуг, их периодичность) и требований к качеству. А это значит, что на практике для формирования бюджетной потребности учреждений данные стандарты не могут быть использованы.

Кроме того, в Республике Татарстан уверены, что стандарты должны быть выполнимы, а значит, должны соотноситься с имеющейся ресурсной базой, необходимой для их реализации. Поэтому в рамках реализации полномочий, отнесенных к компетенции субъектов РФ, разработан перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих государственные стандарты социального обслуживания в государственных реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. В республиканских стандартах отражены конкретные параметры и объемы услуг, которые республика сегодня может гарантировать, исходя из имеющихся ресурсов. Эти стандарты позволяют нормировать финансовую потребность и деятельность учреждений данного вида.

Республика одной из первых отказалась от сметного финансирования учреждений социального обслуживания и перешла на нормативно-подушевое финансирование, тогда как для других регионов России данный переход только планируется в рамках концепции социального обслуживания, которая была представлена на Всероссийском совещании по актуальным вопросам социальной защиты населения в г. Воронеже. Опыт Татарстана подтвердил оправданность такого подхода, который позволяет не безликое финансирование учреждений по смете, а оплачивать фактически предоставленные услуги с учетом их качества.

Сегодня 41 учреждение социального обслуживания республики из 146 уже работает в форме автономных, в том числе 10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и 1 Центр реабилитации для взрослых инвалидов.

Не прекращается работа по совершенствованию существующих стандартов деятельности реабилитационных учреждений и оказания ими услуг. Анализ работы показал, что стандарты деятельности реабилитационных учреждений должны быть конкретны и едины для всех субъектов РФ, так же, например, как стандарты оказания медицинской помощи или образовательные стандарты, и их разработка должна быть осуществлена на федеральном уровне на научно-практической основе. Передача на региональный уровень полномочий в части установления государственных стандартов социального обслуживания привела к тому, что объем государственных гарантий для населения в данной сфере резко отличается в разрезе территорий субъектов РФ.

В связи с тем что сегодня у реабилитационных учреждений субъектов РФ нет единой учетной и отчетной документации, реестра рекомендованных реабилитационных технологий и методик, методов оценки качества реабилитационных услуг, которые обеспечили бы системность проведения реабилитационных мероприятий и способствовали большей их эффективности, в республике с целью стандартизации документации реабилитационных учреждений утвержден пакет нормативно-правовых документов:

  • «Реабилитационная карта ребенка», которая отражает весь проводимый в центре реабилитационный процесс, включая оценку реабилитационного потенциала, реабилитационные цели, подробный план реабилитационных мероприятий и его результативность;
  • отчетные формы эффективности реабилитационных мероприятий на основе международных стандартов активной повседневной жизнедеятельности.
  • порядок оценки соответствия качества предоставляемых социальных услуг на соответствие установленным стандартам.

По поручению Правительства Республики Татарстан разработан и сейчас проходит согласование проект Концепции профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов, над которым работали полторы сотни ученых и специалистов. Системный подход способствует созданию в Республике атмосферы сотрудничества и взаимопонимания органов власти и общественных организаций инвалидов

Подводя итоги, хочу отметить, что, несмотря на принимаемые в этой области меры, проблем, к сожалению, еще достаточно много. Это, прежде всего, отсутствие единого подхода во всех субъектах РФ, в соответствии с Международным классификатором функционирования и ограничения жизнедеятельности и здоровья, необходимость законодательного определения на федеральном уровне ведомственной принадлежности реабилитационных учреждений, функционирующих в настоящее время в системе социальной защиты, отнесение к федеральному уровню компетенции утверждения стандартов деятельности реабилитационных учреждений, а также их методологическое обеспечение.

Кроме того, необходим федеральный реестр рекомендуемых для использования реабилитационных технологий по различным направлениям реабилитации; дополнение перечня показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденного Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607, индикаторами, отражающими состояние доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Решение проблем, связанных с инвалидами, должно носить системный характер, основанный на использовании программно-целевого подхода. Формирование системы профилактики инвалидизации и комплексной реабилитации инвалидов, что предусматривает создание безбарьерной социальной среды для инвалидов и их интеграции в активную общественную жизнь, реализацию прав, предусмотренных Международной Конвенцией по правам инвалидов, - главная задача всех уровней власти и общественных организаций инвалидов.

Отношение к инвалидам давно является показателем зрелости общества, основным критерием социального государства, его внутренней безопасности. И главную роль здесь играет Государственная Дума РФ в части совершенствования законодательства по социальной защите инвалидов.

Сегодня в работе находятся множество законопроектов по решению проблем инвалидов и, прежде всего, поддержки семей с детьми-инвалидами, повышению статуса общественных организаций инвалидов, систематизации мер социальной поддержки данной категории граждан. Их принятие послужит укреплению системы реабилитации инвалидов в нашей стране.

НОВИКОВА Клавдия Николаевна. Кандидат социологических наук. Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду и социальной политике.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Реабилитация инвалидов - критерий социальной безопасности государства | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Реабилитация инвалидов - критерий социальной безопасности государства

Новикова К.Н., Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду и социальной политике

***

Реабилитация инвалидов, социальная адаптация их в обществе является одной из первостепенных задач государства. Совершенствуются меры социальной защиты инвалидов, подготавливается ратификация Конвенции о правах инвалидов. Примером поэтапной, целенаправленной работы по созданию государственной системы реабилитации инвалидов является опыт Республики Татарстан.

Ключевые слова: социальная защита, инвалиды, законопроекты, Республика Татарстан, безбарьерная среда.

***

Сегодня каждый десятый житель России имеет те или иные ограничения жизнедеятельности и ему присвоен статус "инвалид". Около 60% инвалидов - люди пожилого возраста, 5% - дети, остальные - люди трудоспособного возраста, причем 60% из них способны и хотят трудиться. Проблемы этой категории граждан давно перестали быть их личными и перешли в ранг государственных.

Именно поэтому реабилитация инвалидов, социальная адаптация их в обществе, реализация их огромного разностороннего потенциала является одной из первостепенных задач государства. Решить ее можно только через создание системы реабилитации инвалидов - службы, которая способна обеспечить социализацию любого человека, имеющего ограничения жизнедеятельности, независимо от возраста и тяжести этого ограничения.

Безусловно, что для инвалидов, относящихся к категории наиболее уязвимых социальных групп и зачастую материально зависимых, важны меры государственной социальной поддержки (пенсии, выплаты, льготы). Но реализовать свой потенциал, внести свой вклад в экономическую и социально-политическую жизнь страны является не менее актуальным для этой категории людей. И задача органов исполнительной власти состоит в создании условий для беспрепятственной реализации этого потенциала, оказании содействия людям с ограниченными возможностями стать полноправными членами общества.

Немало было сделано в стране с 1995 по 2009 г. благодаря принятию и активной реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Прежде всего это создание сети учреждений реабилитации инвалидов, совершенствование деятельности службы медико-социальной экспертизы, внедрение в деятельность учреждений новейших технологий социальной адаптации и профессиональной ориентации инвалидов, таких как ипотерапия, апитерапия, кондуктивная терапия, кинезотерапия, арттерапия и т.д. Подготовлены сотни квалифицированных специалистов-реабилитологов. Этот вопрос поставлен на системную основу. Проделана немалая работа по развитию в стране производства средств реабилитации инвалидов, созданию для них благоприятной среды обитания.

Сегодня мы вступаем в новую фазу этой работы. В 2008 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, создан президентский Совет по делам инвалидов, который уже занимается реализацией государственной политики в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями.

Продолжается постоянное совершенствование мер социальной защиты инвалидов. Это, прежде всего, пенсионное обеспечение (в зависимости от группы инвалидности), лекарственное обеспечение, гибкий механизм представления набора социальных услуг (отказ, разделение пакета, норма на лекарства), увеличение пособия по уходу за инвалидами I группы и ребенком-инвалидом и включение периода по уходу в трудовой стаж, установление с 01.01.2010 социальной помощи с тем, чтобы общий доход конкретного инвалида был не ниже прожиточного минимума, льготная система страховых платежей для предприятий инвалидов до 2014 г. в связи с отменой единого социального налога и т.д.

Особое место в системе социальной защиты инвалидов принадлежит детям. В рамках национального проекта «Здоровье» осуществляются меры по улучшению состояния здоровья матерей и новорожденных. Введен неонатальный скрининг, позволяющий выявлять ранние заболевания и оказать соответствующую помощь на ранних этапах. В 2008 г. внедрены новые методики обследования детей на нарушение слуха, аудиологический скрининг новорожденных, целью которого является раннее выявление нарушений слуха у детей и определение необходимого лечения и реабилитации.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ ведет работу по созданию условий для полноценного обучения детей-инвалидов в обычных школах. Одновременно в рамках приоритетного проекта «Образование» открыто новое направление - «Развитие дистанционного обучения для детей-инвалидов». Объем его финансирования в текущем году - 1 млрд руб. В 2008 г. за счет средств федерального бюджета были оснащены интернет-классами 136 домов-интернатов системы социальной защиты для детей с физическими недостатками. Поставки компьютерного оборудования и программного обеспечения осуществлены на сумму 137 млн руб., 14 млн руб. в 2009 г. будут направлены на обучение специалистов, работающих с детьми-инвалидами. Доступ к компьютерным классам получили 25 тыс. детей-инвалидов, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты.

Очень важный вопрос - решение задач безбарьерной среды, которая является основной составляющей реализации прав инвалидов. Безбарьерная среда - это не только целая система физической доступности общественных зданий, объектов социальной инфраструктуры, дорог и общественного транспорта, это возможность инвалидам вести независимый образ жизни и участвовать во всех аспектах жизни. Для этого предусмотрено создание на территории России пока первого города равных возможностей - это город Сочи к 2014 г. Эти обязательства юридически оформлены. Поэтому, приступая к решению задачи создания безбарьерной среды на всей территории страны, необходимо определить такие уровни: Сочи как модель, образец для всей России, второй уровень - это Москва, Петербург, а также другие города, которые будут задействованы в подготовке к XI Паралимпийским играм, третий уровень - это города-миллионники, четвертый уровень - это остальные города и населенные пункты, где необходимо реализовать основные элементы системы безбарьерной среды для нормальной жизни людей с ограниченными возможностями.

С целью совершенствования и повышения эффективности поддержки инвалидов, людей с ограниченными возможностями Правительством России в 2010 г. планируется разработать специальную государственную программу «Доступная среда для инвалидов», а с 2011 г. приступить к ее реализации. Доступность будет рассматриваться не только как доступ к объектам социальной инфраструктуры, а в первую очередь, это настройка под нужды инвалидов правил работы социальных, информационных и прочих служб, создание дополнительной возможности для поиска работы инвалидами.

Сегодня в работе множество поручений Президента и Председателя Правительства РФ, основными из которых являются:разработкапредложений по ратификации Конвенции о правах инвалидов, концепции государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, учитывающей положения международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, критериев оценки положения инвалидов и включения их в перечень показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В 2010 г. создание рабочих мест и трудоустройство инвалидов является одним из обязательных требований, предъявляемых к региональным программам занятости.

Ключевым является подготовка ратификации Конвенции о правах инвалидов (подготовка законодательной базы и инфраструктуры). Основное требование Конвенции - создание условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Теоретически российское законодательство соответствует положениям Конвенции, однако на уровне практической деятельности органов власти инвалиды постоянно сталкиваются с многочисленными проблемами. Примером поэтапной, целенаправленной работы по созданию государственной системы реабилитации инвалидов является опыт Республики Татарстан.

Несмотря на то что законодательством Российской Федерации не предусмотрен такой вид учреждений, как центры реабилитации инвалидов и реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, в республике узаконены учреждения данного вида региональным законом «О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан». В настоящее время стандарты деятельности учреждений данного вида находятся на этапе разработки и утверждения. В то время как большинство субъектов РФ пошли по более простому пути и приняли в полном объеме Национальные стандарты РФ, республика пошла другим путем - путем разработки республиканских стандартов.

К сожалению, Национальные стандарты не содержат исчерпывающего перечня услуг по видам учреждений, не содержат объемных параметров (количество услуг, их периодичность) и требований к качеству. А это значит, что на практике для формирования бюджетной потребности учреждений данные стандарты не могут быть использованы.

Кроме того, в Республике Татарстан уверены, что стандарты должны быть выполнимы, а значит, должны соотноситься с имеющейся ресурсной базой, необходимой для их реализации. Поэтому в рамках реализации полномочий, отнесенных к компетенции субъектов РФ, разработан перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих государственные стандарты социального обслуживания в государственных реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. В республиканских стандартах отражены конкретные параметры и объемы услуг, которые республика сегодня может гарантировать, исходя из имеющихся ресурсов. Эти стандарты позволяют нормировать финансовую потребность и деятельность учреждений данного вида.

Республика одной из первых отказалась от сметного финансирования учреждений социального обслуживания и перешла на нормативно-подушевое финансирование, тогда как для других регионов России данный переход только планируется в рамках концепции социального обслуживания, которая была представлена на Всероссийском совещании по актуальным вопросам социальной защиты населения в г. Воронеже. Опыт Татарстана подтвердил оправданность такого подхода, который позволяет не безликое финансирование учреждений по смете, а оплачивать фактически предоставленные услуги с учетом их качества.

Сегодня 41 учреждение социального обслуживания республики из 146 уже работает в форме автономных, в том числе 10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и 1 Центр реабилитации для взрослых инвалидов.

Не прекращается работа по совершенствованию существующих стандартов деятельности реабилитационных учреждений и оказания ими услуг. Анализ работы показал, что стандарты деятельности реабилитационных учреждений должны быть конкретны и едины для всех субъектов РФ, так же, например, как стандарты оказания медицинской помощи или образовательные стандарты, и их разработка должна быть осуществлена на федеральном уровне на научно-практической основе. Передача на региональный уровень полномочий в части установления государственных стандартов социального обслуживания привела к тому, что объем государственных гарантий для населения в данной сфере резко отличается в разрезе территорий субъектов РФ.

В связи с тем что сегодня у реабилитационных учреждений субъектов РФ нет единой учетной и отчетной документации, реестра рекомендованных реабилитационных технологий и методик, методов оценки качества реабилитационных услуг, которые обеспечили бы системность проведения реабилитационных мероприятий и способствовали большей их эффективности, в республике с целью стандартизации документации реабилитационных учреждений утвержден пакет нормативно-правовых документов:

  • «Реабилитационная карта ребенка», которая отражает весь проводимый в центре реабилитационный процесс, включая оценку реабилитационного потенциала, реабилитационные цели, подробный план реабилитационных мероприятий и его результативность;
  • отчетные формы эффективности реабилитационных мероприятий на основе международных стандартов активной повседневной жизнедеятельности.
  • порядок оценки соответствия качества предоставляемых социальных услуг на соответствие установленным стандартам.

По поручению Правительства Республики Татарстан разработан и сейчас проходит согласование проект Концепции профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов, над которым работали полторы сотни ученых и специалистов. Системный подход способствует созданию в Республике атмосферы сотрудничества и взаимопонимания органов власти и общественных организаций инвалидов

Подводя итоги, хочу отметить, что, несмотря на принимаемые в этой области меры, проблем, к сожалению, еще достаточно много. Это, прежде всего, отсутствие единого подхода во всех субъектах РФ, в соответствии с Международным классификатором функционирования и ограничения жизнедеятельности и здоровья, необходимость законодательного определения на федеральном уровне ведомственной принадлежности реабилитационных учреждений, функционирующих в настоящее время в системе социальной защиты, отнесение к федеральному уровню компетенции утверждения стандартов деятельности реабилитационных учреждений, а также их методологическое обеспечение.

Кроме того, необходим федеральный реестр рекомендуемых для использования реабилитационных технологий по различным направлениям реабилитации; дополнение перечня показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденного Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607, индикаторами, отражающими состояние доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры.

Решение проблем, связанных с инвалидами, должно носить системный характер, основанный на использовании программно-целевого подхода. Формирование системы профилактики инвалидизации и комплексной реабилитации инвалидов, что предусматривает создание безбарьерной социальной среды для инвалидов и их интеграции в активную общественную жизнь, реализацию прав, предусмотренных Международной Конвенцией по правам инвалидов, - главная задача всех уровней власти и общественных организаций инвалидов.

Отношение к инвалидам давно является показателем зрелости общества, основным критерием социального государства, его внутренней безопасности. И главную роль здесь играет Государственная Дума РФ в части совершенствования законодательства по социальной защите инвалидов.

Сегодня в работе находятся множество законопроектов по решению проблем инвалидов и, прежде всего, поддержки семей с детьми-инвалидами, повышению статуса общественных организаций инвалидов, систематизации мер социальной поддержки данной категории граждан. Их принятие послужит укреплению системы реабилитации инвалидов в нашей стране.

НОВИКОВА Клавдия Николаевна. Кандидат социологических наук. Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по труду и социальной политике.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100