написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Из выступления на международной конференции "Россия и мир: вызовы нового десятилетия"

Жуков А.Д., Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

…Основные социальные вызовы в России на перспективный период обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.

Сегодня, как мне представляется, очень своевременно обсуждать эти проблемы, поскольку острая фаза кризиса, по общим оценкам, завершается и можно обстоятельно и взвешенно оценить актуальные вызовы социального развития страны, в том числе с учетом последствий кризиса.

Отмечу, что стоящие перед страной вызовы отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Остановлюсь лишь на наиболее важных из них.

Прежде всего, это возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. Мы не сможем поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы.

Для нас ответ на этот вызов предполагает улучшение демографической ситуации в стране, модернизацию здравоохранения и образования, развитие пенсионной сферы и социальной помощи, развитие культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья.

Теперь несколько подробнее по каждому из озвученных направлений.

Приоритетными направлениями деятельности Правительства в области государственной демографической политики в предстоящий период будут:

  • снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности в трудоспособном возрасте от внешних причин, снижение материнской и младенческой смертности;
  • сохранение и укрепление здоровья населения (в первую очередь за счет увеличения роли профилактики), улучшение качества жизни инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Так, за период с 2005 по 2009 г. рождаемость увеличилась почти на 21%, смертность сократилась более чем на 15%, в том числе младенческая на 26,4%. За этими цифрами - сотни тысяч жизней граждан нашей страны.

Нам впервые за долгие годы удалось стабилизировать численность населения. Сегодня она соответствует уровню начала предыдущего года - около 142 млн человек.

За период с 2006-2009 гг. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин увеличилась почти на 4 года и составила 69 лет (63 у мужчин и 75 у женщин). Это наглядно иллюстрирует эффективность предпринимаемых государством мер в сфере социальной политики. Вместе с тем демографические показатели России по сравнению с развитыми странами остаются низкими. Безусловно, нам еще многое предстоит сделать.

Напомню, что в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 г. запланировано достижение стабилизации численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет.

Серьезной проблемой является продолжающееся старение населения, вызывающее увеличение нагрузки на пенсионную систему и систему здравоохранения. Если в 2005 г. на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 580 нетрудоспособных, то к 2020 г. прогнозируется 837.

В 2020 г. численность женщин репродуктивного возраста по сравнению с 2009 г. сократится на 4,1 млн человек или на 10,7%. Причем все это сокращение придется на самый активный репродуктивный возраст - женщин в возрасте 20-29 лет будет меньше на 4,6 млн человек или на 38%.

Наиболее значительное сокращение этого показателя будет происходить в период с 2012 по 2021 г.

Для сохранения родившихся на уровне 2009 г. (1,76 млн человек) в 2015 г. значение суммарного коэффициента рождаемости должно составлять 1,66, в 2020 г. - 1,95, в 2025 г. - 2,21.

Если же говорить о прекращении естественной убыли населения, то решение этой задачи потребует еще более высоких показателей рождаемости. Обеспечить их только за счет стимулирования рождаемости, скорее всего, не удастся. Здесь потребуется принять более активные меры по снижению смертности населения и в этой связи хотел бы отдельно обратить особое внимание на проблему распространенности среди граждан вредных привычек. Данную проблему по праву можно считать социальным вызовом.

В стране курят около 50% россиян. Темп роста курящих в России является одним из самых высоких в мире и составляет 1,5-2% ежегодно, включая женщин и подростков. Распространенность табакокурения среди подростков 13-15 лет составляет 33,4%.

Возрастает количество молодежи и женщин детородного возраста, употребляющих пиво и слабоалкогольные напитки. По информации Минздравсоцразвития России, практически ежедневно или через день употребляют алкогольные напитки (включая пиво) около 33% юношей и 20% девушек.

Начиная с прошлого года в рамках нацпроекта «Здоровье» мы приступили к реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан. Вместе с тем успешное решение данной проблемы требует консолидации усилий всего общества.

Следующим необходимым условием для развития человеческого капитала является модернизация системы здравоохранения. Основной целью государственной политики в области здравоохранения в предстоящий период мы считаем формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи, а также повышение эффективности медицинских услуг.

Этого мы будем добиваться путем расширения применения передовых разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, а также повышения эффективности системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Эффективное развитие человеческого капитала диктует новые требования к системе образования. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования.

Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

Ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Формирование успешной, социально ориентированной личности возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Непосредственное влияние на развитие человеческого капитала оказывают условия жизни людей. Это предопределило отнесение к национальным приоритетам мероприятий государственной жилищной политики. Скоординированные действия государства и институтов развития в прошедшем году позволили минимизировать негативное воздействие кризиса на отрасль, а также создали условия для поступательного развития рынка жилья в среднесрочной перспективе.

Одним из серьезных вызовов является снижение предложения трудовых ресурсов из-за уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007-2020 гг. более чем на 10%), дефицита квалифицированной рабочей силы, дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном разрезах. Это является одним из серьезных ограничений экономического роста.

Стратегической целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами и повышения эффективности их использования. Наряду с модернизацией системы профессионального образования и переподготовки кадров важнейшим условием реализации этих целей станет повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности, появление условий для профессиональной и территориальной мобильности населения. В этих условиях основным фактором ослабления дефицита рабочей силы остается процесс перераспределения работников из неэффективных предприятий в эффективные и повышение уровня производительности труда.

В настоящее время по производству добавленной стоимости на одного занятого Россия отстает от США в 5,9 раза, от стран G7 - в 5,2 раза, от Японии - в 4,3 раза. По производству за 1 отработанный час разрыв еще выше: от США - в 6,1 раза, от стран G7 - в 5,4 раза.

Переход к инновационной экономике (реструктуризация и деверсификация отраслей экономики) приведет к изменениям сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Говоря о проблемах занятости, хотел бы отметить, что кризис обострил социальные проблемы монопрофильных населенных пунктов, которых насчитывается в России более 300 с населением более 20 млн человек. Могу сказать, что до 1 февраля в Правительство будут представлены комплексные планы модернизации первых 25 моногородов.

Наконец, серьезным социальным вызовом является значительная дифференциация населения по уровню доходов и высокий уровень его бедности. Соотношение денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан составляет 15,8 раз, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 21,1 млн человек или 15% от общей численности населения.

Решать эту проблему, напрямую связанную с увеличением потребительского спроса населения, Правительство будет путем последовательного повышения минимального размера оплаты труда, повышения уровня материального благосостояния, в первую очередь, граждан с фиксированными доходами (работники бюджетных организаций, пенсионеры), усилением социальной поддержки малообеспеченных категорий населения.

С 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 руб. в месяц, что соответствует величине прожиточного минимума 2007 г. В условиях, когда последствия кризиса окончательно не преодолены, а финансовые возможности бюджетной системы и бизнеса достаточно ограничены, вопрос о размерах повышения минимального размера оплаты труда в ближайшей перспективе будет предметом тщательного анализа возможных социально-экономических последствий и консультаций с профсоюзами и работодателями.

Беспрецедентные меры принимаются Правительством по повышению материального благосостояния старшего поколения.

В рамках пенсионной системы предусматривается повысить уровень пенсионного обеспечения граждан с тем, чтобы к 2010 г. средний размер трудовой пенсии по старости достиг 1,47 прожиточного минимума пенсионера одновременно с повышением среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума.

Дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов будет осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:

  • обеспечение, начиная с 2010 г., минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 гг. до величины, обеспечивающей не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;
  • создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости не менее чем до 40%.

Реализация мер пенсионной политики должна проводиться в комплексе с другими мерами, направленными на решение проблем пожилого населения, в частности, развитие медицинских услуг.

Несколько слов о международных обязательствах России, имеющих социальную направленность. В настоящее время в рамках подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов Правительством завершается подготовка программ, направленных на комплексное решение наиболее острых проблем этой категории граждан (а их у нас более 13 млн человек).

Среди них, прежде всего, хочу отметить проблему обеспечения доступности для инвалидов физического окружения, транспорта и информации. Совместно с общероссийскими общественными организациями инвалидов разработана концепция программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг., которая в соответствии с посланием Президента Федеральному Собранию будет утверждена в этом году.

Особо отмечу, что формирование доступной среды жизнедеятельности - это комплексная, масштабная общегосударственная задача, для решения которой потребуется не только привлечение значительных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, но и во многом изменения привычного отношения граждан страны к этой проблеме.

Реализация приоритетных национальных проектов, направленных на повышение качества жизни российских граждан, в том числе в области образования, здравоохранения, приобретении жилья, позволит нам приблизиться к стандартам, провозглашенным в Европейской социальной хартии…

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100