Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Понятие и криминологическая характеристика уличной преступности

Савоськина Т.Н., Боровая С.А.

***

В статье проанализировано состояние уличной преступности в Российской Федерации. Автором рассматриваются понятие уличной преступности, причины, факторы которые обусловливают ее существование, количественные и качественные характеристики данного вида преступности.

Ключевые слова: преступность, профилактика, уличная преступность, криминология.

***

Преступность, проявляющаяся на улицах городов идругих населенных пунктов, представляет собой относительно самостоятельную часть общекриминальной картины на территории Российской Федерации, называемую «уличной преступностью» (УП).

Понятие УП неразрывно связано со специфическими особенностями пространства, где совершаются преступления данного вида, и возникающими здесь криминальными ситуациями. Улицы, наряду с площадями, проездами, набережными, скверами и бульварами, относятся к территории общего пользования, пространства, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, и одновременно - к местам постоянного пользования.Как правило,УП совершаются лицами и в отношении лиц, не связанных между собой укладом повседневной жизни.

Таким образом, под УПпонимаетсясистема преступлений, проявляющаяся на открытой для доступа части инфраструктурной территории населенного пункта (характеризующейся неравномерностью социального контроля, преобладающей анонимностью поведения) и требующая специфических государственных антикриминогенных мер воздействия [8]. УП как системное явление имеет ряд закономерностей возникновения, развития, функционирования, зависящих от характеристик городов, общего уровня их развития, социально-демографических особенностей населения, и, как социальное явление, во многом связана с элементом случайности.

Изучение преступности невозможно без выявления и изучения причин, которые обусловливают ее существование. Знания о типичных причинах преступлений и о местах, наиболее пораженных определенными их видами, позволяет разрабатывать конкретные рекомендации по предупреждению УП.

К наиболее значимым на сегодня социальным факторам, влияющим на состояние УП, сотрудники органов внутренних дел, участвовавшие в анкетировании*, отнесли следующие: повышение уровня безработицы среди россиян (58%); алкоголизация населения (56%); снижение уровня жизни (48%); значительное количество безработных гастарбайтеров (44%); низкий уровень правосознания населения (32%); рост экстремизма и национализма среди молодежи (19%); культ жестокости и насилия (14%).

*Академией управления МВД России в мае-июле 2009 г. проведен опрос сотрудников органов внутренних дел МВД, ГУВД (УВД) по субъектам РФ из 37 регионов. В число опрошенных вошли сотрудники служб и подразделений, в чьи должностные обязанности входит осуществление профилактической деятельности (участковые уполномоченные милиции, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних, дознаватели, инспекторы ООП, сотрудники патрульно-постовой службы, ГИБДД и др.). В опросе приняли участие 362 сотрудника органов внутренних дел разных должностных уровней, около 80% из которых имеют стаж службы свыше 5 лет.

Факторы, связанные с социальной сферой:

а) экономические - анализ комплекса социально-экономических детерминант городской УП свидетельствует о позитивном развитии социально-экономической ситуации в стране с 2002 по 2008 г., с последующим стремительным ее ухудшением после экономического кризиса 2008 г. Процессы, происходящие в экономике, повлекли за собой увеличение числа нетрудоустроенных граждан, особенно среди трудовых мигрантов (56% из числа выявленных лиц не имели на момент совершения преступления постоянного источника дохода), что напрямую влияет и на состояние УП;

б) демографические - высокий уровень миграции населения, в том числе из стран ближнего зарубежья;

в) воспитательные - низкий уровень образования лиц, совершающих преступления; слабая организация досуга несовершеннолетних, недостаточное количество спортивных секций (в силу климатических условий отсутствует возможность занятий видами спорта на открытой местности), отсутствие пропаганды здорового образа жизни; недостаточное количество учебных заведений (техникумов, технических училищ, колледжей);

г) нравственно-воспитательные - распространение алкоголизма и наркомании в обществе, особенно среди молодежи, вседозволенность, падение нравственного уровня, пропаганда насилия, распространение в социальной среде психологии корыстолюбия, накопительства и стремления к красивой жизни).

Более половины всех грабежей и разбоев, свыше 90% всех хулиганских действий совершаются в состоянии алкогольного опьянения. По данным главного санитарного врача России, 3 млн жителей нашей страны страдают от алкоголизма. При этом антиалкогольная пропаганда в стране ведется очень слабо. Причиной антиобщественного поведения на улице также является наркомания. Незаконный оборот наркотиков влечет за собой высокий уровень УП и насилия со стороны наркоманов, нуждающихся в средствах для оплаты дозы, и группировок, делящих зоны влияния. Следовательно, имеет место тесная взаимосвязь между наркотиками и УП [16];

д) урбанистические - высокие мобильность и плотность населения крупных городов; обезличенность и анонимность поведения на улицах городов; архитектура, планировка городских кварталов; недостаток социального контроля уличного пространства; несовершенство в организации работы отдельных социальных предприятий и учреждений);

е) технические - недостаточная освещенность улиц. По данным, полученным в ходе проведенного анкетирования, около трети опрошенных сотрудников указали на недостаточную освещенность улиц как один из наиболее значимых факторов, влияющих на состояние УП. Информационность уличных указателей; небольшое количество камер видеонаблюдения в местах массового пребывания людей. Например, в 24 субъектах РФ не развернуты в полном объеме аппаратно-программные комплексы «Безопасный город».

Нельзя не отметить, что большое воздействие на состояние общественного порядка и безопасности на улицах оказывают организационно-управленческие проблемы в деятельности основного субъекта профилактики УП - органов внутренних дел,что ведет к безнаказанности лиц, совершивших преступные деяния, обострению чувства незащищенности населения городов от разгула уличных хулиганов, грабителей и насильников.

Негативное влияние на состояние УП оказывает и большая текучесть кадров патрульно-постовой службы милиции, вызванная низкой заработанной платой и социальной необустроенностью молодых сотрудников милиции, тяжелыми, а подчас изнурительными, условиями работы, отсутствием положительного имиджа в средствах массовой информации. Престиж патрульно-постовой службы среди молодежи невысок, что негативно влияет на выбор этой милицейской профессии.

В подавляющем большинстве сотрудники патрульно-постовой службы имеют недостаточный уровень юридического образования, плохо обеспечиваются нормативными материалами. Молодые сотрудники не знают оперативной обстановки на территории населенных пунктов, где несут службу.

Оснащение техническими средствами подразделений милиции также нельзя признать удовлетворительным с учетом сложившейся криминальной обстановки на улицах. В связи с этим Правительство РФ 25.08.2008 приняло постановление от № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств, и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», которое предусматривает полномасштабное оснащение транспортных средств подразделений ОВД, принимающих участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, системами позиционирования с 2010 г. До этого времени должны быть сертифицированы системы мониторинга транспортных средств на соответствие общим тактико-техническим требованиям, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2008 № 1197 «Об утверждении и использовании общих тактико-технических требований к спутниковым навигационно-мониторинговым системам для ОВД Российской Федерации и внутренних войск МВД России».

Помимо учета комплекса причин, обуславливающих возникновение и существование УП, для принятия законодательных, управленческих и непосредственно правоприменительных решений соответствующего уровня необходима оценка качественных и количественных характеристик УП. В настоящее время имеется большое количество статистических сборников, содержащих сведения о числе зарегистрированных преступлений, о выявленных преступниках, о судимости. Однако статистическая картина преступности и ее фактическое состояние - явления разнопорядковые. В частности, проведенное анкетирование сотрудников ОВД показало, что около 80% опрошенных считают реальное состояние УП полностью не соответствующим или частично соответствующим ведомственной статистике. Для получения объективной картины состояния УП анализировать статистику по данному направлению следует во взаимосвязи всех ее показателей, а также с учетом данных о демографических, социально-психологических, экономических, идеологических, политических процессах в обществе.

В период с 1998 по 2004 г. в стране наблюдался стабильный рост показателей, характеризующих УП: количество уличных краж личного имущества граждан выросло почти в 2 раза, грабежей - в 3,5 раза, разбойных нападений - в 2,5 раза. Однако в 2005 г. криминальная обстановка в общественных местах значительно ухудшилась: было зарегистрировано более 564 тыс. преступлений, совершенных в общественных местах (на 53% больше, чем в 2004 г.).

В целом, рост УП произошёл за счёт увеличения числа имущественных преступлений корыстно-насильственной направленности. Так, если в 2003 г. разбои, грабежи и кражи в сумме составляли 52% от общего количества УП, то в 2005 г. их удельный вес составил 59,6%, а к 2008 г. - 63,8%.

Анализ количественных и качественных показателей УП (на репрезентативной эмпирической базе в период 1998-2008 гг.) дает объективные основания для следующих обобщений. В структуру УП входят: насильственные преступления (убийства, угрозы убийством, умышленные причинения вреда здоровью, изнасилования); корыстные преступления (кражи); корыстно-насильственные преступления (грабежи, разбои); хулиганство и иные преступления, совершенные на улицах, что подтверждается и проведенным анкетированием. Сотрудники ОВД к наиболее распространенным в сложившихся условиях относят:

  • преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество) - 87,6% опрошенных;
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство, вандализм) - 20,8%;
  • преступления против жизни и здоровья, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (убийства, причинение вреда здоровью, изнасилование) - 3,9%.

Удельный вес УП следует определять не по отношению к числу всех зарегистрированных преступлений, а только к тем, которые совершаются в городах и иных населенных пунктах. Так, наибольший удельный вес преступлений, совершаемых на улицах, площадях, в парках и скверах, в структуре всей преступности с 1999 по 2009 г. отмечается в Москве и Санкт-Петербурге. В столице УП с 2003 г. и до настоящего времени составляют почти половину от количества всех зарегистрированных преступлений, в Санкт-Петербурге - более третьей части.

УП свойственна высокая латентность (по некоторым видам преступлений, совершенных на улице, уровень латентных преступлений, по отношению к регистрируемым, достигает соотношения 1:3, а иногда и 1:5) [10].

Как правило, местами совершения корыстно-насильственных преступлений являются безлюдные, открытые уличные пространства, что составляет, по некоторым оценкам, около 12% всех улиц городов.

«Рабочий график» уличного преступника определяется временем года (осень-зима); днями недели (пятница и выходные, праздники) и временем суток (преобладание вечернего и ночного времени) [13]. Наиболее характерными способами уличных грабежей и разбоев являются использование фактора внезапности без насилия либо применение насилия (его угрозы).

В целом криминальная ситуация по линии УП в 2008 г. в стране характеризовалось следующими параметрами:

  • объем преступности - 385,9 тыс. преступлений;
  • доля УП от общей совокупности преступлений, совершаемых в общественных местах, составляет 45,0%;
  • динамика общего объема УП - позитивная (-4,93% к 2007 г.);
  • структура УП остается неизменной, ее составляют такие виды преступлений, как: грабежи и разбои (31,1%), кражи (30,3%), насильственные преступления (1,8%) и хулиганство (1,3%), однако изменилось их процентное соотношение (возросло количество корыстных и корыстно-насильственных преступлений).

В связи с повышением благосостояния населения и повсеместным распространением высокотехнологичных средств связи значительно возрос такой вид преступлений, как хищение мобильных телефонов на улицах. Причины кроются в недостатках правового регулирования оборота мобильных телефонов, а также в отношении собственников к сохранности своих телефонов.

Например, сотрудники ОВД Псковской области обоснованно считают, что положение дел связано с: несовершенством законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей средствами связи, в частности, скупкой мобильных телефонов на улицах лицами, не являющимися частными предпринимателями, без оформления договоров и предъявления документов, удостоверяющих личность; невозможностью установления лиц, совершающих преступления данного вида, и местонахождение похищенных мобильных телефонов. В результате чего широкое распространение получили случаи как торговли похищенными аппаратами, так и их повторного подключения.

Сотрудники уголовного розыска ГУВД по Краснодарскому краю также относят к числу факторов, стимулирующих преступность указанного вида, законодательно усложненный вариант получения детализации телефонных соединений (биллинг), отсутствие сведений об абонентах сотовой связи в технических подразделениях ГУВД, длительный срок получение ответов по запросам в сотовые компании (в течение 10 дней и более), отказ сотовых компаний предоставить IMEI-коды и централизованные базы данных абонентов в подразделение УСТМ.

Изучение причинно-следственного комплекса, количественных и качественных характеристик УП позволяет оценивать криминальную ситуацию в рассматриваемом срезе как напряженную и развивающуюся по негативному сценарию.

Принимая во внимание тот факт, что в регионах РФ продолжается частичный экономический спад, идет сокращение работников на предприятиях, в учреждениях (особенно иностранных трудовых мигрантов), можно сделать вывод о том, что это будет обострять криминогенную обстановку в стране и способствовать росту количества имущественных преступлений, в том числе краж, грабежей и разбоев, а также насильственных преступлений в общественных местах. Также ожидается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими опыт совершения противоправных, в том числе преступных, деяний.

Примечания

1.  Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

2.  Уголовный кодекс Российской Федерации в ред. от 09.11.2009.

3.  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

4.  Приказы Генеральной прокуратуры РФ № 39; МВД РФ № 1070; МЧС РФ № 1021; Минюста РФ № 253; ФСБ РФ № 780; Минэкономразвития РФ № 353; ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005.

5.  Приказ от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности».

6.  Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. Научный доклад к заседанию секции по актуальным проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации. М., 2009.С. 152-153.

7.  Гладких В.И. Преступность в крупных городах. М., 1999.

8.  Гришин А.Н. Уличная преступность и ее профилактика службой милиции общественной безопасности в условиях крупного города. Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1998.

9.  Задорожный В.И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2006. С. 25-26.

10.  Золотухин С.Н., Михайлов К.В. Уличная насильственная преступность: понятие, криминологическая характеристика и виктимологические аспекты предупреждения: учеб. пособие. Челябинск, 2006. С. 10.

11.  Зонов В.С. Проблемы предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых в общественных местах в условиях крупных и сверкрупных городов // Проблемы борьбы с преступлениями, совершенными в крупных городах: научно-практ. сборник. 2002. Вып. 1. С. 13.

12.  Криминология / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005. С. 167-170.

13.  Лукиных И.Д. Уличная преступность и ее предупреждение. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

14.  Формы и методы деятельности полиции и милиции государств-членов СНГ по профилактике преступлений (аналитический материал). М., 2004.

15.  Шмаренков М.В. Криминологический аспект уличной преступности в мегаполисах. Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 99.

16.  Состояние профилактики правонарушений в общественных местах крупных городов Приволжского федерального округа (аналитический обзор - п. 9.10.1. плана НИР-2004 г.). М.: ВНИИ МВД России. Филиал по Приволжскому федеральному округу, 2004. С. 52.

Понятие и криминологическая характеристика уличной преступности | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Понятие и криминологическая характеристика уличной преступности

Савоськина Т.Н., Боровая С.А.

***

В статье проанализировано состояние уличной преступности в Российской Федерации. Автором рассматриваются понятие уличной преступности, причины, факторы которые обусловливают ее существование, количественные и качественные характеристики данного вида преступности.

Ключевые слова: преступность, профилактика, уличная преступность, криминология.

***

Преступность, проявляющаяся на улицах городов идругих населенных пунктов, представляет собой относительно самостоятельную часть общекриминальной картины на территории Российской Федерации, называемую «уличной преступностью» (УП).

Понятие УП неразрывно связано со специфическими особенностями пространства, где совершаются преступления данного вида, и возникающими здесь криминальными ситуациями. Улицы, наряду с площадями, проездами, набережными, скверами и бульварами, относятся к территории общего пользования, пространства, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, и одновременно - к местам постоянного пользования.Как правило,УП совершаются лицами и в отношении лиц, не связанных между собой укладом повседневной жизни.

Таким образом, под УПпонимаетсясистема преступлений, проявляющаяся на открытой для доступа части инфраструктурной территории населенного пункта (характеризующейся неравномерностью социального контроля, преобладающей анонимностью поведения) и требующая специфических государственных антикриминогенных мер воздействия [8]. УП как системное явление имеет ряд закономерностей возникновения, развития, функционирования, зависящих от характеристик городов, общего уровня их развития, социально-демографических особенностей населения, и, как социальное явление, во многом связана с элементом случайности.

Изучение преступности невозможно без выявления и изучения причин, которые обусловливают ее существование. Знания о типичных причинах преступлений и о местах, наиболее пораженных определенными их видами, позволяет разрабатывать конкретные рекомендации по предупреждению УП.

К наиболее значимым на сегодня социальным факторам, влияющим на состояние УП, сотрудники органов внутренних дел, участвовавшие в анкетировании*, отнесли следующие: повышение уровня безработицы среди россиян (58%); алкоголизация населения (56%); снижение уровня жизни (48%); значительное количество безработных гастарбайтеров (44%); низкий уровень правосознания населения (32%); рост экстремизма и национализма среди молодежи (19%); культ жестокости и насилия (14%).

*Академией управления МВД России в мае-июле 2009 г. проведен опрос сотрудников органов внутренних дел МВД, ГУВД (УВД) по субъектам РФ из 37 регионов. В число опрошенных вошли сотрудники служб и подразделений, в чьи должностные обязанности входит осуществление профилактической деятельности (участковые уполномоченные милиции, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних, дознаватели, инспекторы ООП, сотрудники патрульно-постовой службы, ГИБДД и др.). В опросе приняли участие 362 сотрудника органов внутренних дел разных должностных уровней, около 80% из которых имеют стаж службы свыше 5 лет.

Факторы, связанные с социальной сферой:

а) экономические - анализ комплекса социально-экономических детерминант городской УП свидетельствует о позитивном развитии социально-экономической ситуации в стране с 2002 по 2008 г., с последующим стремительным ее ухудшением после экономического кризиса 2008 г. Процессы, происходящие в экономике, повлекли за собой увеличение числа нетрудоустроенных граждан, особенно среди трудовых мигрантов (56% из числа выявленных лиц не имели на момент совершения преступления постоянного источника дохода), что напрямую влияет и на состояние УП;

б) демографические - высокий уровень миграции населения, в том числе из стран ближнего зарубежья;

в) воспитательные - низкий уровень образования лиц, совершающих преступления; слабая организация досуга несовершеннолетних, недостаточное количество спортивных секций (в силу климатических условий отсутствует возможность занятий видами спорта на открытой местности), отсутствие пропаганды здорового образа жизни; недостаточное количество учебных заведений (техникумов, технических училищ, колледжей);

г) нравственно-воспитательные - распространение алкоголизма и наркомании в обществе, особенно среди молодежи, вседозволенность, падение нравственного уровня, пропаганда насилия, распространение в социальной среде психологии корыстолюбия, накопительства и стремления к красивой жизни).

Более половины всех грабежей и разбоев, свыше 90% всех хулиганских действий совершаются в состоянии алкогольного опьянения. По данным главного санитарного врача России, 3 млн жителей нашей страны страдают от алкоголизма. При этом антиалкогольная пропаганда в стране ведется очень слабо. Причиной антиобщественного поведения на улице также является наркомания. Незаконный оборот наркотиков влечет за собой высокий уровень УП и насилия со стороны наркоманов, нуждающихся в средствах для оплаты дозы, и группировок, делящих зоны влияния. Следовательно, имеет место тесная взаимосвязь между наркотиками и УП [16];

д) урбанистические - высокие мобильность и плотность населения крупных городов; обезличенность и анонимность поведения на улицах городов; архитектура, планировка городских кварталов; недостаток социального контроля уличного пространства; несовершенство в организации работы отдельных социальных предприятий и учреждений);

е) технические - недостаточная освещенность улиц. По данным, полученным в ходе проведенного анкетирования, около трети опрошенных сотрудников указали на недостаточную освещенность улиц как один из наиболее значимых факторов, влияющих на состояние УП. Информационность уличных указателей; небольшое количество камер видеонаблюдения в местах массового пребывания людей. Например, в 24 субъектах РФ не развернуты в полном объеме аппаратно-программные комплексы «Безопасный город».

Нельзя не отметить, что большое воздействие на состояние общественного порядка и безопасности на улицах оказывают организационно-управленческие проблемы в деятельности основного субъекта профилактики УП - органов внутренних дел,что ведет к безнаказанности лиц, совершивших преступные деяния, обострению чувства незащищенности населения городов от разгула уличных хулиганов, грабителей и насильников.

Негативное влияние на состояние УП оказывает и большая текучесть кадров патрульно-постовой службы милиции, вызванная низкой заработанной платой и социальной необустроенностью молодых сотрудников милиции, тяжелыми, а подчас изнурительными, условиями работы, отсутствием положительного имиджа в средствах массовой информации. Престиж патрульно-постовой службы среди молодежи невысок, что негативно влияет на выбор этой милицейской профессии.

В подавляющем большинстве сотрудники патрульно-постовой службы имеют недостаточный уровень юридического образования, плохо обеспечиваются нормативными материалами. Молодые сотрудники не знают оперативной обстановки на территории населенных пунктов, где несут службу.

Оснащение техническими средствами подразделений милиции также нельзя признать удовлетворительным с учетом сложившейся криминальной обстановки на улицах. В связи с этим Правительство РФ 25.08.2008 приняло постановление от № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств, и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», которое предусматривает полномасштабное оснащение транспортных средств подразделений ОВД, принимающих участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, системами позиционирования с 2010 г. До этого времени должны быть сертифицированы системы мониторинга транспортных средств на соответствие общим тактико-техническим требованиям, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2008 № 1197 «Об утверждении и использовании общих тактико-технических требований к спутниковым навигационно-мониторинговым системам для ОВД Российской Федерации и внутренних войск МВД России».

Помимо учета комплекса причин, обуславливающих возникновение и существование УП, для принятия законодательных, управленческих и непосредственно правоприменительных решений соответствующего уровня необходима оценка качественных и количественных характеристик УП. В настоящее время имеется большое количество статистических сборников, содержащих сведения о числе зарегистрированных преступлений, о выявленных преступниках, о судимости. Однако статистическая картина преступности и ее фактическое состояние - явления разнопорядковые. В частности, проведенное анкетирование сотрудников ОВД показало, что около 80% опрошенных считают реальное состояние УП полностью не соответствующим или частично соответствующим ведомственной статистике. Для получения объективной картины состояния УП анализировать статистику по данному направлению следует во взаимосвязи всех ее показателей, а также с учетом данных о демографических, социально-психологических, экономических, идеологических, политических процессах в обществе.

В период с 1998 по 2004 г. в стране наблюдался стабильный рост показателей, характеризующих УП: количество уличных краж личного имущества граждан выросло почти в 2 раза, грабежей - в 3,5 раза, разбойных нападений - в 2,5 раза. Однако в 2005 г. криминальная обстановка в общественных местах значительно ухудшилась: было зарегистрировано более 564 тыс. преступлений, совершенных в общественных местах (на 53% больше, чем в 2004 г.).

В целом, рост УП произошёл за счёт увеличения числа имущественных преступлений корыстно-насильственной направленности. Так, если в 2003 г. разбои, грабежи и кражи в сумме составляли 52% от общего количества УП, то в 2005 г. их удельный вес составил 59,6%, а к 2008 г. - 63,8%.

Анализ количественных и качественных показателей УП (на репрезентативной эмпирической базе в период 1998-2008 гг.) дает объективные основания для следующих обобщений. В структуру УП входят: насильственные преступления (убийства, угрозы убийством, умышленные причинения вреда здоровью, изнасилования); корыстные преступления (кражи); корыстно-насильственные преступления (грабежи, разбои); хулиганство и иные преступления, совершенные на улицах, что подтверждается и проведенным анкетированием. Сотрудники ОВД к наиболее распространенным в сложившихся условиях относят:

  • преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество) - 87,6% опрошенных;
  • преступления против общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство, вандализм) - 20,8%;
  • преступления против жизни и здоровья, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (убийства, причинение вреда здоровью, изнасилование) - 3,9%.

Удельный вес УП следует определять не по отношению к числу всех зарегистрированных преступлений, а только к тем, которые совершаются в городах и иных населенных пунктах. Так, наибольший удельный вес преступлений, совершаемых на улицах, площадях, в парках и скверах, в структуре всей преступности с 1999 по 2009 г. отмечается в Москве и Санкт-Петербурге. В столице УП с 2003 г. и до настоящего времени составляют почти половину от количества всех зарегистрированных преступлений, в Санкт-Петербурге - более третьей части.

УП свойственна высокая латентность (по некоторым видам преступлений, совершенных на улице, уровень латентных преступлений, по отношению к регистрируемым, достигает соотношения 1:3, а иногда и 1:5) [10].

Как правило, местами совершения корыстно-насильственных преступлений являются безлюдные, открытые уличные пространства, что составляет, по некоторым оценкам, около 12% всех улиц городов.

«Рабочий график» уличного преступника определяется временем года (осень-зима); днями недели (пятница и выходные, праздники) и временем суток (преобладание вечернего и ночного времени) [13]. Наиболее характерными способами уличных грабежей и разбоев являются использование фактора внезапности без насилия либо применение насилия (его угрозы).

В целом криминальная ситуация по линии УП в 2008 г. в стране характеризовалось следующими параметрами:

  • объем преступности - 385,9 тыс. преступлений;
  • доля УП от общей совокупности преступлений, совершаемых в общественных местах, составляет 45,0%;
  • динамика общего объема УП - позитивная (-4,93% к 2007 г.);
  • структура УП остается неизменной, ее составляют такие виды преступлений, как: грабежи и разбои (31,1%), кражи (30,3%), насильственные преступления (1,8%) и хулиганство (1,3%), однако изменилось их процентное соотношение (возросло количество корыстных и корыстно-насильственных преступлений).

В связи с повышением благосостояния населения и повсеместным распространением высокотехнологичных средств связи значительно возрос такой вид преступлений, как хищение мобильных телефонов на улицах. Причины кроются в недостатках правового регулирования оборота мобильных телефонов, а также в отношении собственников к сохранности своих телефонов.

Например, сотрудники ОВД Псковской области обоснованно считают, что положение дел связано с: несовершенством законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей средствами связи, в частности, скупкой мобильных телефонов на улицах лицами, не являющимися частными предпринимателями, без оформления договоров и предъявления документов, удостоверяющих личность; невозможностью установления лиц, совершающих преступления данного вида, и местонахождение похищенных мобильных телефонов. В результате чего широкое распространение получили случаи как торговли похищенными аппаратами, так и их повторного подключения.

Сотрудники уголовного розыска ГУВД по Краснодарскому краю также относят к числу факторов, стимулирующих преступность указанного вида, законодательно усложненный вариант получения детализации телефонных соединений (биллинг), отсутствие сведений об абонентах сотовой связи в технических подразделениях ГУВД, длительный срок получение ответов по запросам в сотовые компании (в течение 10 дней и более), отказ сотовых компаний предоставить IMEI-коды и централизованные базы данных абонентов в подразделение УСТМ.

Изучение причинно-следственного комплекса, количественных и качественных характеристик УП позволяет оценивать криминальную ситуацию в рассматриваемом срезе как напряженную и развивающуюся по негативному сценарию.

Принимая во внимание тот факт, что в регионах РФ продолжается частичный экономический спад, идет сокращение работников на предприятиях, в учреждениях (особенно иностранных трудовых мигрантов), можно сделать вывод о том, что это будет обострять криминогенную обстановку в стране и способствовать росту количества имущественных преступлений, в том числе краж, грабежей и разбоев, а также насильственных преступлений в общественных местах. Также ожидается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеющими опыт совершения противоправных, в том числе преступных, деяний.

Примечания

1.  Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

2.  Уголовный кодекс Российской Федерации в ред. от 09.11.2009.

3.  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

4.  Приказы Генеральной прокуратуры РФ № 39; МВД РФ № 1070; МЧС РФ № 1021; Минюста РФ № 253; ФСБ РФ № 780; Минэкономразвития РФ № 353; ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005.

5.  Приказ от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности».

6.  Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. Научный доклад к заседанию секции по актуальным проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации. М., 2009.С. 152-153.

7.  Гладких В.И. Преступность в крупных городах. М., 1999.

8.  Гришин А.Н. Уличная преступность и ее профилактика службой милиции общественной безопасности в условиях крупного города. Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1998.

9.  Задорожный В.И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений. Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2006. С. 25-26.

10.  Золотухин С.Н., Михайлов К.В. Уличная насильственная преступность: понятие, криминологическая характеристика и виктимологические аспекты предупреждения: учеб. пособие. Челябинск, 2006. С. 10.

11.  Зонов В.С. Проблемы предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых в общественных местах в условиях крупных и сверкрупных городов // Проблемы борьбы с преступлениями, совершенными в крупных городах: научно-практ. сборник. 2002. Вып. 1. С. 13.

12.  Криминология / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005. С. 167-170.

13.  Лукиных И.Д. Уличная преступность и ее предупреждение. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

14.  Формы и методы деятельности полиции и милиции государств-членов СНГ по профилактике преступлений (аналитический материал). М., 2004.

15.  Шмаренков М.В. Криминологический аспект уличной преступности в мегаполисах. Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 99.

16.  Состояние профилактики правонарушений в общественных местах крупных городов Приволжского федерального округа (аналитический обзор - п. 9.10.1. плана НИР-2004 г.). М.: ВНИИ МВД России. Филиал по Приволжскому федеральному округу, 2004. С. 52.