Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Мировое сообщество активизирует борьбу против коррупции

Денисов А.И., первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации

***

Подведены итоги 3-й сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции и 6-го Глобального форума против коррупции (Доха, ноябрь 2009 г.), где был выработан механизм обзора выполнения этой Конвенции. Конвенция является ключевым, универсальным международно-правовым документом, призванным обеспечить эффективное межгосударственное сотрудничество в пресечении и предупреждении коррупции в государственном и частном секторах, в том числе через адекватное подключение к борьбе с коррупцией потенциала гражданского общества. К числу новаторских положений Конвенции относится норма о возвращении полученных в результате коррупции активов в страны происхождения.

Ключевые слова: коррупция, Конвенция ООН против коррупции, межгосударственное сотрудничество.

***

В конце 2009 г. в рамках усилий мирового сообщества в борьбе против глобального вызова коррупции состоялось этапное событие. 9-13 ноября 2009 г. в столице Катара - Дохе - прошла 3-я сессия Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции, главного, самого авторитетного в современных условиях международного договора в сфере противодействия коррупции.

Напомню, что эта Конвенция была разработана в свое время при активном участии России, является ключевым, универсальным международно-правовым документом, призванным обеспечить эффективное межгосударственное сотрудничество в пресечении и предупреждении коррупции в государственном и частном секторах, в том числе через адекватное подключение к борьбе с коррупцией потенциала гражданского общества. К числу новаторских положений Конвенции относится норма о возвращении полученных в результате коррупции активов в страны происхождения.

Конвенция была открыта к подписанию в 2003 г., в декабре того же года была подписана большой группой государств, включая Россию, и вступила в силу 14.12.2005. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в марте 2006 г. На настоящий момент участниками Конвенции является 141 государство. То есть речь действительно идет о крупном международном договоре по важнейшей в современных условиях тематике и с практически глобальным участием. Все это придает особую значимость сессиям Конференции государств - участников данной Конвенции, уполномоченным ст. 63 Конвенции принимать, по сути, любые решения по международной антикоррупционной проблематике, обязательные для государств-участников.

Безусловно, главным пунктом в повестке дня упомянутой Дохийской сессии Конференции было завершение согласования параметров и учреждение механизма обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции. Важность соответствующих решений трудно переоценить, т.к. они призваны регламентировать процедуру мониторинга, проверки выполнения государствами-участниками антикоррупционной Конвенции.

Работа над механизмом обзора велась уже достаточно давно, в том числе в течение первых двух сессий Конференции государств - участников Конвенции - в Иордании в 2006 г. и в Индонезии в феврале 2008 г. В центре внимания все это время был ключевой вопрос о том, как обеспечить эффективность создаваемого механизма обзора усилий, предпринимаемых государствами во исполнение Конвенции, и при этом избежать вредной политизации процесса обзора, рисков его использования как повода для вмешательства во внутренние дела других государств, не имеющего ничего общего с целью помочь в совершенствовании национальных законодательств и в налаживании антикоррупционного сотрудничества государств.

Это общее понимание поставленной цели в результате продолжительных и сложных усилий все-таки воплотилось в ряде основополагающих принципов обзора и утвержденном в Дохе порядке их практической реализации. Так, участники договорились, что обзор будет носить межправительственный характер, проводиться самими государствами в отношении друг друга, без нарушения суверенитета государств и вмешательства в их внутренние дела, нацеливаться на выявление реальных потребностей государств-участников в технической помощи и примеров лучшей практики выполнения Конвенции, на развитие международного сотрудничества, включая сферу возвращения коррупционных активов.

В ходе работы над проектом механизма обзора должное внимание было уделено подключению к нему институтов гражданского общества. Споры вызвало предложение ряда делегаций сделать неправительственные организации (НПО) участниками обзора на всех его этапах наравне с государствами, что, по мнению других делегаций, включая российскую, не соответствовало бы межправительственному характеру процесса и могло бы в конкретных современных условиях помешать прямому, на профессиональном уровне диалогу между правительственными экспертами государств, проводящих обзор, и государством, подвергающимся обзору. При этом, разумеется, никем из участников не ставилась под сомнение важность общественного мнения. Было решено, что будет лишь приветствоваться учет мнения национальных НПО государством, проходящим обзор, в своих ответах на специально разработанный контрольный перечень вопросов самооценки, призванным быть основным источником информации для оценки уровня и параметров выполнения государством Конвенции. Да и выводы итогового сводного доклада о состоянии дел с выполнением Конвенции вряд ли будут существенно отличаться от позиции гражданского общества государств - участников Конвенции. Интересы государств и гражданского общества органически совпадают в том, чтобы избавить мир от опаснейшего и весьма живучего недуга - коррупции.

Участникам Конференции в Дохе удалось должным образом отрегулировать все политически чувствительные практические аспекты функционирования механизма обзора. Так, снимается проблема политической ангажированности и объективности суждений участников обзора: подвергающееся обзору государство может неограниченное число раз отводить избираемые жеребьевкой кандидатуры двух государств, проводящих его обзор. Перед каждым циклом обзора, посвященным тем или иным частям Конвенции, будет составляться список привлекаемых к участию в обзоре правительственных экспертов - до 15 от каждого государства. Эксперты смогут посещать обозреваемую страну, правда, только с согласия ее властей.

Обзор будет проводиться на основе информации, предоставляемой обозреваемым государством. В рамках подготовки такой информации будет, как уже сказано выше, приветствоваться использование и негосударственных источников, включая информацию НПО. Договорились, что итоговый доклад по конкретной стране станет окончательным после его согласования между двумя проводившими обзор государствами и государством, подвергшимся обзору. Такой доклад будет иметь конфиденциальный характер, но прошедшее обзор государство, разумеется, будет вправе его опубликовать.

Резюме доклада по каждой стране будет передаваться для информации в межправительственную «Группу по обзору выполнения» Конвенции открытого состава. В задачи этой Группы войдет подготовка рекомендаций Конференции государств - участников Конвенции о мерах по повышению эффективности выполнения Конвенции.

В первом пятилетнем цикле в рамках обзора будет рассматриваться выполнение тех положений Конвенции ООН против коррупции, которые касаются криминализации коррупционных преступлений и международного сотрудничества, во втором цикле будут охвачены вопросы предупреждения коррупции и возвращения коррупционных активов. Каждый год будут проходить обзор по четверти государств каждой из пяти региональных групп в составе ООН. Пятый год каждого пятилетнего цикла будет отведен для обзора государств, воспользовавшихся правом отложить на год срок его проведения, а также новых государств - участников Конвенции.

Тщательно продумана чувствительная финансовая сторона дела. За основу финансирования механизма обзора взята предложенная российской делегацией «смешанная» схема. Расходы на основные функции механизма будут покрываться из регулярного бюджета ООН, а издержки на посещение стран и обучающие курсы по подготовке экспертов - из добровольных взносов. В 2010-2011 гг. финансирование будет осуществляться за счет внутреннего перераспределения ресурсов Управления ООН по наркотикам и преступности, выполняющего функции секретариата Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции. После 2011 г. расходы по механизму будут включены в двухлетний бюджет ООН.

В Дохе были рассмотрены и другие не менее важные вопросы организации международного антикоррупционого сотрудничества. Приняты резолюции в пользу укрепления усилий и сотрудничества государств в сфере предупреждения, «превенции» коррупции, а также наращивания технического содействия в области борьбы с коррупцией, более активного освоения задач возвращения коррупционных активов.

Учреждена временная межправительственная рабочая группа по предупреждению коррупции. Решено в целом сделать акцент на формировании условий для искоренения коррупции в мире как явления, угрожающего интересам социально-экономического развития и политической стабильности.

Тема возращения активов, полученных преступным, в том числе коррупционным путем, вновь привлекла внимание участников Конференции как важнейшее направление работы в рамках предупреждения коррупции. Все сошлись во мнении, что лишение тем самым коррупционеров возможности когда-либо воспользоваться плодами своей преступной деятельности, укрыв доходы от нее за границей, является важным средством универсальной реализации фундаментального принципа неотвратимости наказания и одновременно путем возращения в страну необходимых для социально-экономического развития ресурсов, которых она была незаконно лишена в результате коррупции. С учетом приоритетности вопросов международного сотрудничества в этой сфере участники Конференции договорись продолжить рассмотрение вопросов сотрудничества по возвращению таких активов в рамках действующей межправительственной рабочей группы открытого состава, мандат которой был в очередной раз продлен.

Возвращение из-за рубежа неправедно нажитого имущества коррумпированных чиновников и бизнесменов является неизменным приоритетом и для Российской Федерации. В этой связи российская межведомственная делегация привлекла внимание зарубежных партнеров к созданию в Генеральной прокуратуре РФ национального контактного пункта (НКП) по обеспечению практического международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения коррупционных активов. Это решение было принято с учетом рекомендации вышеупомянутой Межправительственной рабочей группы открытого состава по возвращению активов и призвано обеспечить эффективное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в рамках формирующейся сети таких НКП по вопросам розыска, конфискации и возврата коррупционных активов.

Хотелось бы при этом еще раз подчеркнуть, что борьба с коррупцией не является делом только государства. На Конференции акцент ставился не только и даже не столько на собственно пресечении коррупционных преступлений силами правоохранительных органов и наказании, сколько на их предупреждении, а именно здесь ключевая роль принадлежит гражданскому обществу и деловым кругам.

Об этом подробно и ярко говорилось на состоявшемся там же, в Дохе, 7-8.11.2009 6-м Глобальном форуме против коррупции. Тема Форума была весьма созвучна многим выступлениям на Конференции, - «Сила в единстве: работая совместно против коррупции». Форум предоставил его многочисленным участникам возможность широко и предметно осветить национальный опыт и подходы к решению задачи предупреждения и борьбы с коррупцией, в том числе в рамках партнерства с гражданским обществом и частным сектором. Мировой финансовый кризис придает этой теме особую актуальность. На Форуме выступил глава российской делегации, Министр юстиции РФ А.В.Коновалов.

В рамках Форума были организованы ряд тематических «круглых столов» для предметного обсуждения узловых вопросов противодействия коррупции. Речь шла о том, как сообща - «всем миром» - противостоять растущим рискам коррупционного поведения, безнаказанности, способствовать формированию и укоренению в обществе культуры неподкупности; как в рамках государственно-частнопредпринимательского партнерства противодействовать коррупции, в том числе в закупочной деятельности, и влиянию коррупции на глобальный финансовый кризис.

Многими делегациями указывалось на то, что коррупция если и не явилась первопричиной нынешнего мирового финансового кризиса, то усугубила его последствия. Отмечались риски того, что в условиях возросшей потребности финансовых систем в денежной подпитке и проистекающей «неразборчивости» банков возрастает и риск попадания в них преступных доходов коррупционеров, равно как и прочих участников преступной деятельности. Констатировалась в этой связи необходимость повышения ответственности деловых кругов за принимаемые решения, их «самоочищения», привития им иммунитета от попыток размыть границы между законным и преступным бизнесом. Подчеркивалась важность наращивания партнерства государств и предпринимательского сообщества в противостоянии попыткам криминала использовать финансовый кризис для расширения влияния в экономике и политике.

К сожалению, рамки статьи не позволяют осветить все важные моменты богатой на идеи и проблемные вопросы дискуссии на Конференции и Глобальном форуме. Желающим узнать больше рекомендую посетить интернет-страницы Глобального форума и Конференции, воспользовавшись, в частности, сайтом Управления ООН по наркотикам и преступности, выполняющего функцию секретариата Конференции.

Завершить же разговор об этих важных событиях в ряду нарастающих международных усилий в борьбе против коррупции хотелось бы, прежде всего, словами послания Генерального секретаря ООН по случаю отмечавшегося 09.12.2009 Международного дня борьбы с коррупцией. Пан Ги Мун назвал Конвенцию ООН против коррупции самым авторитетным международным документом в мире для защиты неподкупности и борьбы с коррупцией. Созданный в Дохе механизм обзора выполнения этой Конвенции, подчеркнул он, позволит судить о государствах по тем мерам, которые они принимают для борьбы с коррупцией.

Для России это важно вдвойне. Во-первых, потому, что набирающим мощный темп внутри страны антикоррупционным усилиям необходимо и международное измерение, тесное партнерство с другими государствами в реагировании на глобальный коррупционный вызов. Во-вторых, давно пора освободить международные оценки национальных антикоррупционых усилий государств от навязчивых стереотипов, обслуживающих отжившие политические схемы. Уверен в том, что выработанный в Дохе механизм обзора создаст надежную основу для объективного, без применения «двойных стандартов» и «политических технологий» анализа и выверенных оценок антикорупционного потенциала отдельных стран, регионов и мирового сообщества в целом. Российская межведомственная делегация под руководством МИД России энергично работала с прицелом именно на эти задачи. Главное теперь заключается в том, чтобы коллективная политическая воля государств - участников Конвенции к равноправному антикоррупционному партнерству, столь успешно проявившаяся на Конференции, получила дальнейшее подтверждение непосредственно в ходе работы в рамках механизма обзора.

***

«Я призываю всех взять на себя торжественное обязательство - никогда не предлагать и не брать взяток. Если мы будем жить по этому принципу, то в мире возобладает честный подход, и это повысит наши шансы на достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия».

Послание Генерального секретаря Пан Ги Муна 2009 г.

ДЕНИСОВ Андрей Иванович. Кандидат экономических наук. В системе МИД с 1992 г. Занимал различные дипломатические должности в центральном аппарате Министерства и за рубежом. В 1997-2000 гг. - директор Департамента экономического сотрудничества. В 2000-2001 гг. - посол России в Арабской Республике Египет. В 2001-2004 гг. - заместитель Министра иностранных дел РФ. В 2004-2006 гг. - Постоянный представитель Российской Федерации при ООН и представитель Российской Федерации в Совете Безопасности ООН. С 2006 г. - первый заместитель Министра иностранных дел РФ.

Мировое сообщество активизирует борьбу против коррупции | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Мировое сообщество активизирует борьбу против коррупции

Денисов А.И., первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации

***

Подведены итоги 3-й сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции и 6-го Глобального форума против коррупции (Доха, ноябрь 2009 г.), где был выработан механизм обзора выполнения этой Конвенции. Конвенция является ключевым, универсальным международно-правовым документом, призванным обеспечить эффективное межгосударственное сотрудничество в пресечении и предупреждении коррупции в государственном и частном секторах, в том числе через адекватное подключение к борьбе с коррупцией потенциала гражданского общества. К числу новаторских положений Конвенции относится норма о возвращении полученных в результате коррупции активов в страны происхождения.

Ключевые слова: коррупция, Конвенция ООН против коррупции, межгосударственное сотрудничество.

***

В конце 2009 г. в рамках усилий мирового сообщества в борьбе против глобального вызова коррупции состоялось этапное событие. 9-13 ноября 2009 г. в столице Катара - Дохе - прошла 3-я сессия Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции, главного, самого авторитетного в современных условиях международного договора в сфере противодействия коррупции.

Напомню, что эта Конвенция была разработана в свое время при активном участии России, является ключевым, универсальным международно-правовым документом, призванным обеспечить эффективное межгосударственное сотрудничество в пресечении и предупреждении коррупции в государственном и частном секторах, в том числе через адекватное подключение к борьбе с коррупцией потенциала гражданского общества. К числу новаторских положений Конвенции относится норма о возвращении полученных в результате коррупции активов в страны происхождения.

Конвенция была открыта к подписанию в 2003 г., в декабре того же года была подписана большой группой государств, включая Россию, и вступила в силу 14.12.2005. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в марте 2006 г. На настоящий момент участниками Конвенции является 141 государство. То есть речь действительно идет о крупном международном договоре по важнейшей в современных условиях тематике и с практически глобальным участием. Все это придает особую значимость сессиям Конференции государств - участников данной Конвенции, уполномоченным ст. 63 Конвенции принимать, по сути, любые решения по международной антикоррупционной проблематике, обязательные для государств-участников.

Безусловно, главным пунктом в повестке дня упомянутой Дохийской сессии Конференции было завершение согласования параметров и учреждение механизма обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции. Важность соответствующих решений трудно переоценить, т.к. они призваны регламентировать процедуру мониторинга, проверки выполнения государствами-участниками антикоррупционной Конвенции.

Работа над механизмом обзора велась уже достаточно давно, в том числе в течение первых двух сессий Конференции государств - участников Конвенции - в Иордании в 2006 г. и в Индонезии в феврале 2008 г. В центре внимания все это время был ключевой вопрос о том, как обеспечить эффективность создаваемого механизма обзора усилий, предпринимаемых государствами во исполнение Конвенции, и при этом избежать вредной политизации процесса обзора, рисков его использования как повода для вмешательства во внутренние дела других государств, не имеющего ничего общего с целью помочь в совершенствовании национальных законодательств и в налаживании антикоррупционного сотрудничества государств.

Это общее понимание поставленной цели в результате продолжительных и сложных усилий все-таки воплотилось в ряде основополагающих принципов обзора и утвержденном в Дохе порядке их практической реализации. Так, участники договорились, что обзор будет носить межправительственный характер, проводиться самими государствами в отношении друг друга, без нарушения суверенитета государств и вмешательства в их внутренние дела, нацеливаться на выявление реальных потребностей государств-участников в технической помощи и примеров лучшей практики выполнения Конвенции, на развитие международного сотрудничества, включая сферу возвращения коррупционных активов.

В ходе работы над проектом механизма обзора должное внимание было уделено подключению к нему институтов гражданского общества. Споры вызвало предложение ряда делегаций сделать неправительственные организации (НПО) участниками обзора на всех его этапах наравне с государствами, что, по мнению других делегаций, включая российскую, не соответствовало бы межправительственному характеру процесса и могло бы в конкретных современных условиях помешать прямому, на профессиональном уровне диалогу между правительственными экспертами государств, проводящих обзор, и государством, подвергающимся обзору. При этом, разумеется, никем из участников не ставилась под сомнение важность общественного мнения. Было решено, что будет лишь приветствоваться учет мнения национальных НПО государством, проходящим обзор, в своих ответах на специально разработанный контрольный перечень вопросов самооценки, призванным быть основным источником информации для оценки уровня и параметров выполнения государством Конвенции. Да и выводы итогового сводного доклада о состоянии дел с выполнением Конвенции вряд ли будут существенно отличаться от позиции гражданского общества государств - участников Конвенции. Интересы государств и гражданского общества органически совпадают в том, чтобы избавить мир от опаснейшего и весьма живучего недуга - коррупции.

Участникам Конференции в Дохе удалось должным образом отрегулировать все политически чувствительные практические аспекты функционирования механизма обзора. Так, снимается проблема политической ангажированности и объективности суждений участников обзора: подвергающееся обзору государство может неограниченное число раз отводить избираемые жеребьевкой кандидатуры двух государств, проводящих его обзор. Перед каждым циклом обзора, посвященным тем или иным частям Конвенции, будет составляться список привлекаемых к участию в обзоре правительственных экспертов - до 15 от каждого государства. Эксперты смогут посещать обозреваемую страну, правда, только с согласия ее властей.

Обзор будет проводиться на основе информации, предоставляемой обозреваемым государством. В рамках подготовки такой информации будет, как уже сказано выше, приветствоваться использование и негосударственных источников, включая информацию НПО. Договорились, что итоговый доклад по конкретной стране станет окончательным после его согласования между двумя проводившими обзор государствами и государством, подвергшимся обзору. Такой доклад будет иметь конфиденциальный характер, но прошедшее обзор государство, разумеется, будет вправе его опубликовать.

Резюме доклада по каждой стране будет передаваться для информации в межправительственную «Группу по обзору выполнения» Конвенции открытого состава. В задачи этой Группы войдет подготовка рекомендаций Конференции государств - участников Конвенции о мерах по повышению эффективности выполнения Конвенции.

В первом пятилетнем цикле в рамках обзора будет рассматриваться выполнение тех положений Конвенции ООН против коррупции, которые касаются криминализации коррупционных преступлений и международного сотрудничества, во втором цикле будут охвачены вопросы предупреждения коррупции и возвращения коррупционных активов. Каждый год будут проходить обзор по четверти государств каждой из пяти региональных групп в составе ООН. Пятый год каждого пятилетнего цикла будет отведен для обзора государств, воспользовавшихся правом отложить на год срок его проведения, а также новых государств - участников Конвенции.

Тщательно продумана чувствительная финансовая сторона дела. За основу финансирования механизма обзора взята предложенная российской делегацией «смешанная» схема. Расходы на основные функции механизма будут покрываться из регулярного бюджета ООН, а издержки на посещение стран и обучающие курсы по подготовке экспертов - из добровольных взносов. В 2010-2011 гг. финансирование будет осуществляться за счет внутреннего перераспределения ресурсов Управления ООН по наркотикам и преступности, выполняющего функции секретариата Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции. После 2011 г. расходы по механизму будут включены в двухлетний бюджет ООН.

В Дохе были рассмотрены и другие не менее важные вопросы организации международного антикоррупционого сотрудничества. Приняты резолюции в пользу укрепления усилий и сотрудничества государств в сфере предупреждения, «превенции» коррупции, а также наращивания технического содействия в области борьбы с коррупцией, более активного освоения задач возвращения коррупционных активов.

Учреждена временная межправительственная рабочая группа по предупреждению коррупции. Решено в целом сделать акцент на формировании условий для искоренения коррупции в мире как явления, угрожающего интересам социально-экономического развития и политической стабильности.

Тема возращения активов, полученных преступным, в том числе коррупционным путем, вновь привлекла внимание участников Конференции как важнейшее направление работы в рамках предупреждения коррупции. Все сошлись во мнении, что лишение тем самым коррупционеров возможности когда-либо воспользоваться плодами своей преступной деятельности, укрыв доходы от нее за границей, является важным средством универсальной реализации фундаментального принципа неотвратимости наказания и одновременно путем возращения в страну необходимых для социально-экономического развития ресурсов, которых она была незаконно лишена в результате коррупции. С учетом приоритетности вопросов международного сотрудничества в этой сфере участники Конференции договорись продолжить рассмотрение вопросов сотрудничества по возвращению таких активов в рамках действующей межправительственной рабочей группы открытого состава, мандат которой был в очередной раз продлен.

Возвращение из-за рубежа неправедно нажитого имущества коррумпированных чиновников и бизнесменов является неизменным приоритетом и для Российской Федерации. В этой связи российская межведомственная делегация привлекла внимание зарубежных партнеров к созданию в Генеральной прокуратуре РФ национального контактного пункта (НКП) по обеспечению практического международного сотрудничества в вопросах выявления и возвращения коррупционных активов. Это решение было принято с учетом рекомендации вышеупомянутой Межправительственной рабочей группы открытого состава по возвращению активов и призвано обеспечить эффективное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в рамках формирующейся сети таких НКП по вопросам розыска, конфискации и возврата коррупционных активов.

Хотелось бы при этом еще раз подчеркнуть, что борьба с коррупцией не является делом только государства. На Конференции акцент ставился не только и даже не столько на собственно пресечении коррупционных преступлений силами правоохранительных органов и наказании, сколько на их предупреждении, а именно здесь ключевая роль принадлежит гражданскому обществу и деловым кругам.

Об этом подробно и ярко говорилось на состоявшемся там же, в Дохе, 7-8.11.2009 6-м Глобальном форуме против коррупции. Тема Форума была весьма созвучна многим выступлениям на Конференции, - «Сила в единстве: работая совместно против коррупции». Форум предоставил его многочисленным участникам возможность широко и предметно осветить национальный опыт и подходы к решению задачи предупреждения и борьбы с коррупцией, в том числе в рамках партнерства с гражданским обществом и частным сектором. Мировой финансовый кризис придает этой теме особую актуальность. На Форуме выступил глава российской делегации, Министр юстиции РФ А.В.Коновалов.

В рамках Форума были организованы ряд тематических «круглых столов» для предметного обсуждения узловых вопросов противодействия коррупции. Речь шла о том, как сообща - «всем миром» - противостоять растущим рискам коррупционного поведения, безнаказанности, способствовать формированию и укоренению в обществе культуры неподкупности; как в рамках государственно-частнопредпринимательского партнерства противодействовать коррупции, в том числе в закупочной деятельности, и влиянию коррупции на глобальный финансовый кризис.

Многими делегациями указывалось на то, что коррупция если и не явилась первопричиной нынешнего мирового финансового кризиса, то усугубила его последствия. Отмечались риски того, что в условиях возросшей потребности финансовых систем в денежной подпитке и проистекающей «неразборчивости» банков возрастает и риск попадания в них преступных доходов коррупционеров, равно как и прочих участников преступной деятельности. Констатировалась в этой связи необходимость повышения ответственности деловых кругов за принимаемые решения, их «самоочищения», привития им иммунитета от попыток размыть границы между законным и преступным бизнесом. Подчеркивалась важность наращивания партнерства государств и предпринимательского сообщества в противостоянии попыткам криминала использовать финансовый кризис для расширения влияния в экономике и политике.

К сожалению, рамки статьи не позволяют осветить все важные моменты богатой на идеи и проблемные вопросы дискуссии на Конференции и Глобальном форуме. Желающим узнать больше рекомендую посетить интернет-страницы Глобального форума и Конференции, воспользовавшись, в частности, сайтом Управления ООН по наркотикам и преступности, выполняющего функцию секретариата Конференции.

Завершить же разговор об этих важных событиях в ряду нарастающих международных усилий в борьбе против коррупции хотелось бы, прежде всего, словами послания Генерального секретаря ООН по случаю отмечавшегося 09.12.2009 Международного дня борьбы с коррупцией. Пан Ги Мун назвал Конвенцию ООН против коррупции самым авторитетным международным документом в мире для защиты неподкупности и борьбы с коррупцией. Созданный в Дохе механизм обзора выполнения этой Конвенции, подчеркнул он, позволит судить о государствах по тем мерам, которые они принимают для борьбы с коррупцией.

Для России это важно вдвойне. Во-первых, потому, что набирающим мощный темп внутри страны антикоррупционным усилиям необходимо и международное измерение, тесное партнерство с другими государствами в реагировании на глобальный коррупционный вызов. Во-вторых, давно пора освободить международные оценки национальных антикоррупционых усилий государств от навязчивых стереотипов, обслуживающих отжившие политические схемы. Уверен в том, что выработанный в Дохе механизм обзора создаст надежную основу для объективного, без применения «двойных стандартов» и «политических технологий» анализа и выверенных оценок антикорупционного потенциала отдельных стран, регионов и мирового сообщества в целом. Российская межведомственная делегация под руководством МИД России энергично работала с прицелом именно на эти задачи. Главное теперь заключается в том, чтобы коллективная политическая воля государств - участников Конвенции к равноправному антикоррупционному партнерству, столь успешно проявившаяся на Конференции, получила дальнейшее подтверждение непосредственно в ходе работы в рамках механизма обзора.

***

«Я призываю всех взять на себя торжественное обязательство - никогда не предлагать и не брать взяток. Если мы будем жить по этому принципу, то в мире возобладает честный подход, и это повысит наши шансы на достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия».

Послание Генерального секретаря Пан Ги Муна 2009 г.

ДЕНИСОВ Андрей Иванович. Кандидат экономических наук. В системе МИД с 1992 г. Занимал различные дипломатические должности в центральном аппарате Министерства и за рубежом. В 1997-2000 гг. - директор Департамента экономического сотрудничества. В 2000-2001 гг. - посол России в Арабской Республике Египет. В 2001-2004 гг. - заместитель Министра иностранных дел РФ. В 2004-2006 гг. - Постоянный представитель Российской Федерации при ООН и представитель Российской Федерации в Совете Безопасности ООН. С 2006 г. - первый заместитель Министра иностранных дел РФ.