Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

О реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Кириллов Г.Н., Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

***

В статье приведены основные положения нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Технического регламента о пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность, технический регламент, нормативные правовые акты, декларация, страхование.

***

Принятие Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) - значимый шаг в противопожарном нормировании. Утверждение его обусловлено, прежде всего, необходимостью реализации положений Конституции РФ, которые обеспечивают права граждан, в частности, тех положений, которые определяют, что права граждан могут быть ограничены только в силу того или иного федерального закона.

Требования пожарной безопасности в той или иной степени, безусловно, ограничивают права граждан, например, необходимо соблюдать противопожарные расстояния, производить отделку путей эвакуации пожаробезопасными материалами и т.д.

С 01.05.2009 из практики исключено применение отживших и избыточных противопожарных требований. Положения Технического регламента разработаны на основе современных научно-технических знаний в области обеспечения пожарной безопасности и ориентированы на общеевропейские стандарты.

Технический регламент практически не предъявляет каких-либо новых технических требований и не ужесточает положения предыдущих норм, за исключением требований, предъявляемых к детским учреждениям, объектам социальной защиты и здравоохранения. Более того, собственнику предоставлено право самостоятельно выбирать способы защиты зданий и сооружений, но при этом повышается уровень его личной ответственности за противопожарное состояние принадлежащего ему объекта.

Статус многих положений Технического регламента возведен на уровень федерального закона. Это правильно, потому что они направлены исключительно на повышение пожарной безопасности в стране и развитие отечественной экономики.

Со дня принятия Технического регламента до момента вступления его в силу МЧС России проведена значительная и интенсивная работа, направленная на обеспечение его реализации. В первую очередь подготовлено и выпущено 7 правительственных нормативных правовых актов:

1.  Постановление Правительства РФ от 22.10.2008 № 771 «О внесении изменений в Положение о государственном пожарном надзоре».

2.  Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».

3.  Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 № 241 «Об утверждении списка продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для которой требуется подтверждение проведения обязательной сертификации или декларации о соответствии при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации».

4.  Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

5. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 304-р «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (в редакции распоряжения Правительства РФ от 10.09.2009 № 1294-р).

6. Постановление Правительства РФ от 8.04.2009 № 304 «Об утверждении порядка оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

7. Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 373 «Об органе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технического регламента».

Указанные документы на основании Технического регламента устанавливают:

  • правила аккредитации органов, осуществляющих сертификацию продукции (отдельным Постановлением Правительства РФ функция органа по аккредитации в области пожарной безопасности закреплена за МЧС России);
  • перечень национальных стандартов;
  • список продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
  • процедуру независимой оценки пожарного риска;
  • порядок проведения расчетов величин пожарного риска.

В развитие последнего из перечисленных выше постановлений изданы, прошли государственную регистрацию в Минюсте России и опубликованы 2 приказа МЧС России, утвердившие следующие методики определения расчетных величин пожарного риска:

  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382; зарегистрирован в Минюсте России 06.08.2009, регистрационный № 14486; опубликован в «Российской газете» 28.08.2009);
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404; зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2009, регистрационный № 14541; опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14.09.2009).

Подготовлены и утверждены приказы, определяющие порядок аккредитации в области проведения работ по независимой оценке пожарных рисков, положение о комиссии МЧС России по аккредитации организаций и положение о комиссии по проверке соответствия экспертов в независимой оценке пожарных рисков. В настоящее время они проходят процедуру в Минюсте России:

  • Приказ МЧС России от 25.11.2009 № 661 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 20.11.2007 № 607»;
  • Приказ МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении Порядка получения эксперной организацией добровольной аккредитации в области соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

В поддержку права собственника в выборе способа противопожарной защиты его имущества, а также в целях возможности проведения оценки соответствия требованиям Технического регламента разработаны и прошли процедуру принятия, установленную законодательством, 13 сводов правил (СП) и 91 национальный стандарт. Ниже приводится перечень сводов правил, вступивших в силу с 01.05.2009:

  • СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
  • СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
  • СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
  • СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
  • СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»;
  • СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»;
  • СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения»;
  • СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
  • СП 13.13130.2009 «Атомные станции. Требования пожарной безопасности».

Следует отметить, что стандарты и своды правил являются документами добровольного применения. Их основное назначение - помочь собственнику, который по закону отвечает за обеспечение пожарной безопасности на объекте, выбрать наиболее оптимальный вариант противопожарной защиты имущества. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований Технического регламента. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов (результатов оценки пожарного риска, специальных технических условий).

О выбранном способе противопожарной защиты объекта его собственник в уведомительном порядке сообщает в орган Государственного пожарного надзора путем подачи декларации пожарной безопасности. Ее форма и порядок регистрации утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91.

В развитие ст. 6 Технического регламента в декларации может быть приведен один из двух альтернативных способов подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Первый способ - описание собственной системы обеспечения пожарной безопасности объекта. Перечисляются разработанные собственником противопожарные мероприятия или технические решения, а также статьи Технического регламента, исполнение которых обеспечивается упомянутой системой. В этом случае декларация должна содержать расчеты пожарного риска, подтверждающие, что такая система обеспечения пожарной безопасности исключает возможность превышения его допустимого уровня, установленного Техническим регламентом, и направлена на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам.

Второй способ - перечисление тех статей Технического регламента и нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые собственник выполняет, эксплуатируя тот или иной объект. В этом случае проведение оценки пожарного риска не требуется.

Вместе с тем и в том, и в другом случаях декларант должен однозначно оценить ущерб третьим лицам от возможного пожара на его объекте.

Крайне важно, что собственник может на основании собственной доказательной базы привести в декларации такие сведения, и надзорные органы не вправе их опровергать.

Другой альтернативный способ определения ущерба третьим лицам осуществляется в рамках добровольного страхования ответственности, при этом в декларации приводятся реквизиты документов страхования.

Достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, может быть подтверждена надзорными органами только в рамках проведения контрольных мероприятий на объекте защиты, а не в момент ее принятия и регистрации.

Задача декларации пожарной безопасности - подготовить собственника к эксплуатации объекта в пожаробезопасном режиме и ее нельзя расценивать как очередное избыточное требование. Поэтому целесообразно, чтобы лицо, в чьем владении находится объект защиты, лично составлял декларацию. Причем в этом случае не потребуется дополнительных финансовых затрат.

Как установлено в процессе мониторинга практики применения Технического регламента, обработки обращений, поступающих на «горячую линию» МЧС России и Департамента надзорной деятельности, эти и ряд других вопросов являются наиболее распространенными.

В целях проведения разъяснительной работы на правительственном уровне организуется и проводится ряд совещаний с участием представителей органов, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектов. На данных совещаниях приняты решения, касающиеся:

1) применения Технического регламента в отношении существующих зданий и сооружений, запроектированных и построенных до дня вступления его в силу.

Предварительно необходимо пояснить, что в соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.

Аналогичное положение предусмотрено ст. 4 Гражданского кодекса РФ, а именно: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Поэтому Техническим регламентом (ч. 4 ст. 4) введена норма, на основании которой приведение планировочных и инженерных решений существующих зданий в соответствие с положениями Технического регламента не требуется, если дальнейшая их эксплуатация не приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. А при наличии такой угрозы и ранее необходимо было привести объект защиты в соответствие с требованиями действовавших норм.

Для объектов, запроектированных в соответствии с ранее действовавшими требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности, в том числе ранее согласованными техническими условиями, проведение оценки пожарного риска не требуется;

2) применения Технического регламента при проведении капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения указанных выше зданий, изменения их функционального назначения.

Применение требований Технического регламента распространяются только на те части объекта защиты, на которых проводится такая работа. Если упомянутые мероприятия не затрагивают генерального плана, то ширина проездов и противопожарные расстояния могут быть сохранены в соответствии с требованиями ранее действовавших норм.

К объектам, строительство которых в настоящее время не завершено или проектирование которых началось до 01.05.2009, должны применяться все технические и проектные решения, принятые в соответствии с действующими на тот момент нормами.

Если проектирование или строительство указанной категории объектов началось в условиях вынужденных отступлений от действовавших на тот момент противопожарных норм или при отсутствии таковых, должны были быть разработаны и согласованы в установленном порядке технические условия, положения которых должны выполняться в полном объеме. Причем дополнительной корректировки технических условий и проектной документации в соответствии с Техническим регламентом не требуется.

Таким образом, дальнейшее проектирование и строительство указанных объектов в соответствии с техническими условиями, согласованными до 01.05.2009, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации. Это также касается требований к ширине проездов для пожарных машин, противопожарных расстояний и т.д.

Вместе с тем вопрос применения положений Технического регламента или иных нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности к сложившейся городской застройке должен рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом схем территориального планирования и иной градостроительной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

3) требований Технического регламента, применяемых к автоматическим системам противопожарной защиты.

Положения ч. 1 ст. 61 и ч. 4 и 5 ст. 85 Технического регламента содержат общие принципы применения (оборудования) автоматических установок пожаротушения и систем противодымной защиты зданий, сооружений, строений. Выбор возможных вариантов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара осуществляется в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений с учетом положений ст. 52 Технического регламента.

Кроме того, в целях оценки соответствия требованиям Технического регламента сводами правил установлен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения (СП 5.13130.2009), а также определены требования к устройству систем противодымной защиты (СП 7.13130.2009), которые соответствуют ранее действовавшим нормативам.

В процессе проводимого мониторинга поступающих обращений и с учетом практики реализации Федерального закона нами подготовлен проект изменений в Технический регламент. Они, в первую очередь, будут направлены на расширение области применения строительных материалов, более четкое определение круга лиц, подающих в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности, введение требований об обязательном дублировании сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на объектах социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей на пульт подразделения пожарной охраны, определение категорий организаций, на которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения пожарной охраны.

В дальнейшем сам процесс реализации Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в условиях развития общества и экономической обстановки в стране будет диктовать нам необходимость создания новых нормативных документов по пожарной безопасности, корректировки существующих, разработки методических рекомендаций по применению тех или иных положений технического регулирования.

Например, Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 № 241 показало затруднения при его реализации, связанные с неполной интерпретацией при определении необходимости наличия сертификата или декларации о соответствии на продукцию, поступающую на таможенную территорию Российской Федерации. Поэтому для разрешения сложившейся ситуации нами были разработаны и согласованы с Федеральной таможенной службой России соответствующие методические рекомендации.

Прошло немного времени со дня вступления в силу Технического регламента, а уже назрела необходимость в создании нормативных документов по пожарной безопасности, положения которых ориентированы на конкретную категорию объектов и отраслей экономики.

В настоящее время разработаны проекты 6 сводов правил для зданий образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, автомобильных заправочных станций и сливоналивных эстакад. Планом научной работы МЧС России предусмотрено создание подобных национальных стандартов. Предполагается дальнейшая разработка таких документов по наиболее актуальным вопросам противопожарной защиты не только нашим министерством, но и другими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с законодательством о техническом регулировании эти нормативные документы должны будут пройти официальную процедуру утверждения, включая процесс публичного обсуждения.

КИРИЛЛОВ Геннадий Николаевич. В 1988-1992 гг. - заместитель начальника штаба гражданской обороны Москвы. В 1992-1996 гг. - начальник Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1996-2004 гг. - заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 2004 г. - главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору. Генерал-полковник.

О реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

О реализации Федерального закона от 22.07.2008 № 123ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Кириллов Г.Н., Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору

***

В статье приведены основные положения нормативных правовых актов, принятых в целях реализации Технического регламента о пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность, технический регламент, нормативные правовые акты, декларация, страхование.

***

Принятие Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) - значимый шаг в противопожарном нормировании. Утверждение его обусловлено, прежде всего, необходимостью реализации положений Конституции РФ, которые обеспечивают права граждан, в частности, тех положений, которые определяют, что права граждан могут быть ограничены только в силу того или иного федерального закона.

Требования пожарной безопасности в той или иной степени, безусловно, ограничивают права граждан, например, необходимо соблюдать противопожарные расстояния, производить отделку путей эвакуации пожаробезопасными материалами и т.д.

С 01.05.2009 из практики исключено применение отживших и избыточных противопожарных требований. Положения Технического регламента разработаны на основе современных научно-технических знаний в области обеспечения пожарной безопасности и ориентированы на общеевропейские стандарты.

Технический регламент практически не предъявляет каких-либо новых технических требований и не ужесточает положения предыдущих норм, за исключением требований, предъявляемых к детским учреждениям, объектам социальной защиты и здравоохранения. Более того, собственнику предоставлено право самостоятельно выбирать способы защиты зданий и сооружений, но при этом повышается уровень его личной ответственности за противопожарное состояние принадлежащего ему объекта.

Статус многих положений Технического регламента возведен на уровень федерального закона. Это правильно, потому что они направлены исключительно на повышение пожарной безопасности в стране и развитие отечественной экономики.

Со дня принятия Технического регламента до момента вступления его в силу МЧС России проведена значительная и интенсивная работа, направленная на обеспечение его реализации. В первую очередь подготовлено и выпущено 7 правительственных нормативных правовых актов:

1.  Постановление Правительства РФ от 22.10.2008 № 771 «О внесении изменений в Положение о государственном пожарном надзоре».

2.  Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».

3.  Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 № 241 «Об утверждении списка продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для которой требуется подтверждение проведения обязательной сертификации или декларации о соответствии при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации».

4.  Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

5. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 304-р «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (в редакции распоряжения Правительства РФ от 10.09.2009 № 1294-р).

6. Постановление Правительства РФ от 8.04.2009 № 304 «Об утверждении порядка оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

7. Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 № 373 «Об органе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технического регламента».

Указанные документы на основании Технического регламента устанавливают:

  • правила аккредитации органов, осуществляющих сертификацию продукции (отдельным Постановлением Правительства РФ функция органа по аккредитации в области пожарной безопасности закреплена за МЧС России);
  • перечень национальных стандартов;
  • список продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
  • процедуру независимой оценки пожарного риска;
  • порядок проведения расчетов величин пожарного риска.

В развитие последнего из перечисленных выше постановлений изданы, прошли государственную регистрацию в Минюсте России и опубликованы 2 приказа МЧС России, утвердившие следующие методики определения расчетных величин пожарного риска:

  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382; зарегистрирован в Минюсте России 06.08.2009, регистрационный № 14486; опубликован в «Российской газете» 28.08.2009);
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404; зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2009, регистрационный № 14541; опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14.09.2009).

Подготовлены и утверждены приказы, определяющие порядок аккредитации в области проведения работ по независимой оценке пожарных рисков, положение о комиссии МЧС России по аккредитации организаций и положение о комиссии по проверке соответствия экспертов в независимой оценке пожарных рисков. В настоящее время они проходят процедуру в Минюсте России:

  • Приказ МЧС России от 25.11.2009 № 661 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 20.11.2007 № 607»;
  • Приказ МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении Порядка получения эксперной организацией добровольной аккредитации в области соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

В поддержку права собственника в выборе способа противопожарной защиты его имущества, а также в целях возможности проведения оценки соответствия требованиям Технического регламента разработаны и прошли процедуру принятия, установленную законодательством, 13 сводов правил (СП) и 91 национальный стандарт. Ниже приводится перечень сводов правил, вступивших в силу с 01.05.2009:

  • СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
  • СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»;
  • СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;
  • СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
  • СП 6.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования»;
  • СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»;
  • СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»;
  • СП 11.13130.2009 «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения»;
  • СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности»;
  • СП 13.13130.2009 «Атомные станции. Требования пожарной безопасности».

Следует отметить, что стандарты и своды правил являются документами добровольного применения. Их основное назначение - помочь собственнику, который по закону отвечает за обеспечение пожарной безопасности на объекте, выбрать наиболее оптимальный вариант противопожарной защиты имущества. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований Технического регламента. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов (результатов оценки пожарного риска, специальных технических условий).

О выбранном способе противопожарной защиты объекта его собственник в уведомительном порядке сообщает в орган Государственного пожарного надзора путем подачи декларации пожарной безопасности. Ее форма и порядок регистрации утверждены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91.

В развитие ст. 6 Технического регламента в декларации может быть приведен один из двух альтернативных способов подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Первый способ - описание собственной системы обеспечения пожарной безопасности объекта. Перечисляются разработанные собственником противопожарные мероприятия или технические решения, а также статьи Технического регламента, исполнение которых обеспечивается упомянутой системой. В этом случае декларация должна содержать расчеты пожарного риска, подтверждающие, что такая система обеспечения пожарной безопасности исключает возможность превышения его допустимого уровня, установленного Техническим регламентом, и направлена на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам.

Второй способ - перечисление тех статей Технического регламента и нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые собственник выполняет, эксплуатируя тот или иной объект. В этом случае проведение оценки пожарного риска не требуется.

Вместе с тем и в том, и в другом случаях декларант должен однозначно оценить ущерб третьим лицам от возможного пожара на его объекте.

Крайне важно, что собственник может на основании собственной доказательной базы привести в декларации такие сведения, и надзорные органы не вправе их опровергать.

Другой альтернативный способ определения ущерба третьим лицам осуществляется в рамках добровольного страхования ответственности, при этом в декларации приводятся реквизиты документов страхования.

Достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, может быть подтверждена надзорными органами только в рамках проведения контрольных мероприятий на объекте защиты, а не в момент ее принятия и регистрации.

Задача декларации пожарной безопасности - подготовить собственника к эксплуатации объекта в пожаробезопасном режиме и ее нельзя расценивать как очередное избыточное требование. Поэтому целесообразно, чтобы лицо, в чьем владении находится объект защиты, лично составлял декларацию. Причем в этом случае не потребуется дополнительных финансовых затрат.

Как установлено в процессе мониторинга практики применения Технического регламента, обработки обращений, поступающих на «горячую линию» МЧС России и Департамента надзорной деятельности, эти и ряд других вопросов являются наиболее распространенными.

В целях проведения разъяснительной работы на правительственном уровне организуется и проводится ряд совещаний с участием представителей органов, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектов. На данных совещаниях приняты решения, касающиеся:

1) применения Технического регламента в отношении существующих зданий и сооружений, запроектированных и построенных до дня вступления его в силу.

Предварительно необходимо пояснить, что в соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.

Аналогичное положение предусмотрено ст. 4 Гражданского кодекса РФ, а именно: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Поэтому Техническим регламентом (ч. 4 ст. 4) введена норма, на основании которой приведение планировочных и инженерных решений существующих зданий в соответствие с положениями Технического регламента не требуется, если дальнейшая их эксплуатация не приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. А при наличии такой угрозы и ранее необходимо было привести объект защиты в соответствие с требованиями действовавших норм.

Для объектов, запроектированных в соответствии с ранее действовавшими требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности, в том числе ранее согласованными техническими условиями, проведение оценки пожарного риска не требуется;

2) применения Технического регламента при проведении капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения указанных выше зданий, изменения их функционального назначения.

Применение требований Технического регламента распространяются только на те части объекта защиты, на которых проводится такая работа. Если упомянутые мероприятия не затрагивают генерального плана, то ширина проездов и противопожарные расстояния могут быть сохранены в соответствии с требованиями ранее действовавших норм.

К объектам, строительство которых в настоящее время не завершено или проектирование которых началось до 01.05.2009, должны применяться все технические и проектные решения, принятые в соответствии с действующими на тот момент нормами.

Если проектирование или строительство указанной категории объектов началось в условиях вынужденных отступлений от действовавших на тот момент противопожарных норм или при отсутствии таковых, должны были быть разработаны и согласованы в установленном порядке технические условия, положения которых должны выполняться в полном объеме. Причем дополнительной корректировки технических условий и проектной документации в соответствии с Техническим регламентом не требуется.

Таким образом, дальнейшее проектирование и строительство указанных объектов в соответствии с техническими условиями, согласованными до 01.05.2009, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации. Это также касается требований к ширине проездов для пожарных машин, противопожарных расстояний и т.д.

Вместе с тем вопрос применения положений Технического регламента или иных нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности к сложившейся городской застройке должен рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом схем территориального планирования и иной градостроительной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

3) требований Технического регламента, применяемых к автоматическим системам противопожарной защиты.

Положения ч. 1 ст. 61 и ч. 4 и 5 ст. 85 Технического регламента содержат общие принципы применения (оборудования) автоматических установок пожаротушения и систем противодымной защиты зданий, сооружений, строений. Выбор возможных вариантов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара осуществляется в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений с учетом положений ст. 52 Технического регламента.

Кроме того, в целях оценки соответствия требованиям Технического регламента сводами правил установлен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения (СП 5.13130.2009), а также определены требования к устройству систем противодымной защиты (СП 7.13130.2009), которые соответствуют ранее действовавшим нормативам.

В процессе проводимого мониторинга поступающих обращений и с учетом практики реализации Федерального закона нами подготовлен проект изменений в Технический регламент. Они, в первую очередь, будут направлены на расширение области применения строительных материалов, более четкое определение круга лиц, подающих в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности, введение требований об обязательном дублировании сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на объектах социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей на пульт подразделения пожарной охраны, определение категорий организаций, на которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения пожарной охраны.

В дальнейшем сам процесс реализации Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в условиях развития общества и экономической обстановки в стране будет диктовать нам необходимость создания новых нормативных документов по пожарной безопасности, корректировки существующих, разработки методических рекомендаций по применению тех или иных положений технического регулирования.

Например, Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 № 241 показало затруднения при его реализации, связанные с неполной интерпретацией при определении необходимости наличия сертификата или декларации о соответствии на продукцию, поступающую на таможенную территорию Российской Федерации. Поэтому для разрешения сложившейся ситуации нами были разработаны и согласованы с Федеральной таможенной службой России соответствующие методические рекомендации.

Прошло немного времени со дня вступления в силу Технического регламента, а уже назрела необходимость в создании нормативных документов по пожарной безопасности, положения которых ориентированы на конкретную категорию объектов и отраслей экономики.

В настоящее время разработаны проекты 6 сводов правил для зданий образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, автомобильных заправочных станций и сливоналивных эстакад. Планом научной работы МЧС России предусмотрено создание подобных национальных стандартов. Предполагается дальнейшая разработка таких документов по наиболее актуальным вопросам противопожарной защиты не только нашим министерством, но и другими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с законодательством о техническом регулировании эти нормативные документы должны будут пройти официальную процедуру утверждения, включая процесс публичного обсуждения.

КИРИЛЛОВ Геннадий Николаевич. В 1988-1992 гг. - заместитель начальника штаба гражданской обороны Москвы. В 1992-1996 гг. - начальник Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1996-2004 гг. - заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 2004 г. - главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору. Генерал-полковник.