написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (2) 2002г

МВД России по пути реформ

В соответствии с решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации среди депутатского корпуса были распространены материалы по вопросу: "О мерах по реформированию МВД Российской Федерации, повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью в России". Редакция, с учетом их общественной значимости, считает их интересными и предлагает своим читателям для ознакомления, размышления и сравнения с ежедневной действительностью.

Необходимость коренных преобразований в органах внутренних дел назрела давно. Развитие системы МВД России существенно отстает от тех требований, которые предъявляются к ней в связи с общим изменением политической, экономической и социальной обстановки в стране. В ее деятельности по-прежнему в значительной степени сохраняются известная репрессивная направленность, пренебрежение к правам и интересам граждан и предпринимателей.

За последние годы утрачены и многие позитивные формы и методы деятельности, наработанные ранее. Прежде всего, речь идет об опыте привлечения широких слоев общественности к охране правопорядка, предупреждения правонарушений, обеспечения социальной адаптации проблемных социальных групп и слоев населения.

Все более увеличивающаяся отчужденность органов внутренних дел от простых граждан, коррупция среди сотрудников, широкое распространение практики укрытия преступлений от регистрации и непринятия по ним предусмотренных законом мер, не только снизили авторитет органов внутренних дел, но и в известной мере подорвали веру россиян в способность государства в лице его правоохранительных структур защитить их интересы.

Такое положение далее не могло сохраняться. Система МВД нуждалась не просто в "текущем косметическом ремонте", а в серьезной перестройке, приведении ее деятельности в соответствие с новыми политическими и социально-экономическими реалиями.

Попытки реформирования предпринимались и ранее. Так, в 2000 году в МВД России был создан Комитет федеральной криминальной милиции. Его подразделения развертывались во всех федеральных округах и субъектах федерации, что вывело из-под подчинения руководителей МВД-ГУВД-УВД основные силы криминальной милиции. Против такого подхода высказывалось подавляющее большинство руководящего состава Министерства. При этом КФКМ не в полной мере встраивалась в общую структуру федеральных округов.

Данная ситуация требовала принятия неотложных мер, которые и были закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 года № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации". Целью преобразований является совершенствование руководства деятельностью Министерства, и на основе этого - повышение эффективности всей правоохранительной деятельности органов МВД.

Таким образом, стратегической целью проводимых реформ является обеспечение не на словах, а на деле надежной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Одно из основных направлений реформирования - оптимизация организационно-структурного построения системы МВД, которая предусматривает приведение функций, структуры и штатной численности органов внутренних дел всех уровней в соответствие с теми задачами, которые стоят перед органами правопорядка на современном этапе развития общества и государства. При этом мы исходим из необходимости соблюдения целостности и единства всей системы МВД России, укрепления вертикали федеральной подчиненности и одновременного расширения самостоятельности органов внутренних дел субъектов Федерации в решении оперативно-служебных задач.

На сегодняшний день в структуре центрального аппарата Министерства созданы службы, которые объединяют подразделения по функциональному принцину: служба криминальной милиции, служба общественной безопасности, служба тыла. Их возглавляют руководители в ранге замминистра, что позволяет сконцентрировать усилия министерства на ключевых направлениях борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, более эффективно координировать деятельность соответствующих подразделений.

Помимо служб, в МВД России входит также ряд самостоятельных подразделений, выполняющих в Министерстве традиционные задачи организационного обеспечения его работы: главное управление кадров, главное правовое управление, главное организационно-инспекторское управление и другие.

В федеральных округах образованы главные управления МВД России. Им передается ряд функций, ранее выполняемых непосредственно подразделениями центрального аппарата МВД России: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел субъектов Федерации, расположенных в пределах округа, осуществление в пределах своей компетенции борьбы с межрегиональной организованной преступностью и проявлениями коррупции в органах власти.

В структуре Следственного Комитета при МВД России сформированы следственные управления по федеральным округам. На них возложены задачи расследования преступлений, представляющих особую сложность и вызывающих значительный общественный резонанс. Прежде всего, коррупция в органах государственной власти и преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ. В настоящее время идет процесс их кадрового и организационного становления.

Одновременно с образованием окружных главков приняты меры по укреплению единоначалия руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. После ликвидации КФКМ по субъектам Российской Федерации все сосредоточенные в них оперативные подразделения (по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковые, специальных технических мероприятий, собственной безопасности) возвращены в МВД, ГУВД, УВД. Теперь на территории каждого субъекта Федерации остался один руководитель - начальник территориального органа внутренних дел. Ему даны широкие полномочия, однако на него возложена и вся ответственность за положение дел в регионе.

Укреплению управленческой вертикали, повышению ответственности органов внутренних дел за надлежащее выполнение возложенных на них функций будут способствовать и внесенные недавно по инициативе депутатов в Федеральный закон "О милиции" поправки, изменившие порядок назначения на должность и освобождения от должности министров, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, их заместителей - начальников милиции общественной безопасности.

Реализация этих положений позволит повысить статус и авторитет руководителя органа внутренних дел в регионе, обеспечит ему необходимый уровень независимости в решении оперативно-служебных задач.

В результате проведенной организационно-структурной перестройки восстановлена единая централизованная вертикаль управления органами внутренних дел. Устранены необоснованная разобщенность, дублирование и параллелизм в работе ряда оперативных служб министерства. Более четко разграничены полномочия между центром и объектами управления на местах.

Другая важная составляющая проводимой реформы - активизация профилактики преступлений, которая в последние годы оказалась незаслуженно забытой. Конечно, не все из прошлого опыта может быть перенесено на современную почву, формы и методы преступлений необходимо скорректировать с учетом новых социально-экономических реалий. Эти изменения учтены в проекте закона "Об основах государственной системы предупреждения преступлений", который должен составить правовую основу организации профилактической работы в современных условиях.

Одна из ключевых задач реформирования системы МВД России - восстановление утраченного доверия граждан страны к органам внутренних дел. Полномасштабное решение этой проблемы невозможно без решительного искоренения порочной практики укрытия преступления от учета, необоснованных прекращений и отказов в возбуждении уголовных дел, других нарушений законности, допускаемых при расследовании преступлений.

Несмотря на неоднократно предпринимаемые ранее попытки, навести должный порядок в этом вопросе до сих пор не удалось. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Подготовлен и направлен на места ряд распоряжений и указаний Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых предусматривается принятие самых жестоких административных мер к руководителям и сотрудникам, допустившим укрытие преступлений от регистрации.

Однако основные надежды в решении этой проблемы мы связываем с новыми критериями оценки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Поиску решения данного сложного и актуального не только для органов внутренних дел, но и всего общества, вопроса был посвящен "круглый стол", проведенный по инициативе МВД России в июле 2001 г. В его работе приняли участие депутаты Государственной Думы, известные политики, общественные деятели, ученые, руководители правоохранительных органов. Высказанные на нем предложения положены в основу формируемой в настоящее время новой системы оценки правоохранительной деятельности. Предполагается, что оценка будет базироваться не на проценте раскрываемости, а эффективности правоохранительной деятельности, учитывающей нагрузку на сотрудников, региональные особенности криминальной ситуации, уровень кадрового и материально-технического обеспечения органа. Кроме того, новая оценочная система должна учитывать мнение населения о деятельности органов внутренних дел.

Однако, решая задачу обеспечения полной регистрации преступлений, нельзя забывать и об определенных негативных последствиях. Предварительный анализ показывает, что регистрация всех преступлений, сведения о которых поступают в органы внутренних дел, приведет к резкому увеличению объема оперативно-следственной работы, успешно справиться с которым в условиях громоздкости действующих уголовно-процессуальных процедур они едва ли будут в состоянии. По экспертным оценкам, сегодня на учет ставится не более четверти совершаемых преступлений. Следовательно, их количество может возрасти до 10-12 миллионов. Сегодня ни правоохранительные органы, ни общество в целом пока не готовы к такому развитию ситуации.

Кроме того, даже частичная адаптация органов внутренних дел к возросшей нагрузке может вызвать коллапс судебной системы, которая едва справляется с рассмотрением сегодняшнего количества уголовных дел. Не менее серьезные испытания ждут и уголовно-исполнительную систему.

Чтобы избежать подобных последствий, следует реализовать комплекс широкомасштабных дел по обеспечению полноты регистрации преступлений, координируя действия МВД России с другими правоохранительными и судебными органами. Помимо этого, крайне важно, чтобы они сопровождались пропорциональным повышением уровня финансового и материально-технического обеспечения органов МВД.

Важнейшей составной частью реформирования системы МВД России является укрепление ее кадрового потенциала. Изменение приоритетов в деятельности органов внутренних дел, естественно, потребовали определенных кадровых перестановок в руководящем звене системы. При этом ряд руководителей был назначен вновь, другие перемещены по вертикали или повышены по службе, некоторые, в ожидании назначения, в настоящее время находятся в распоряжении отдела кадров. Основным критерием ротации кадров являлся их профессионализм, морально-нравственные качества.

Пересматриваются критерии оценки кандидатов на службу в органы МВД в сторону повышения требований к их морально-нравственным качествам, уровню образования, а также степени психологической устойчивости и физической подготовки. В перспективе, по мере улучшения материального обеспечения сотрудников, повышения их социальной защищенности и, как следствие, привлекательности службы в органах внутренних дел, предполагается перейти на конкурсную систему комплектования системы МВД кадрами.

Без решения проблемы улучшения материальной обеспеченности и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих сегодня невозможно обеспечить достаточно высокий уровень профессионализма личного состава органов внутренних дел и внутренних войск. Так, с сентября 2001г. сотрудникам центрального аппарата Министерства и непосредственно подчиненных ему подразделений с 50 до 75% должностного оклада увеличена ежемесячная надбавка за особые условия службы. В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 11 мая 2001 года, утвержденного Президентом Российской Федерации, предусматривается с 1 июля 2002 года приравнять оклады сотрудников органов внутренних дел к должностным окладам федеральных государственных служащих с одновременной отменой пенсионных надбавок и компенсаций взамен удерживаемого налога на доходы физических лиц, льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и плате за телефон.

Однако принятая схема реформирования денежного довольствия, к сожалению, не приведет к его радикальному повышению. Более того, как показали расчеты, для некоторых должностных категорий суммарные выплаты по денежному довольствию могут даже уменьшиться. Поэтому МВД России в целях предотвращения оттока квалифицированных кадров из системы уже сейчас принимает дополнительные меры по компенсации возможных потерь.

Завершена разработка проекта федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", который должен стать основой совершенствования кадровой работы в системе МВД России. Особое внимание в законопроекте уделено льготам, гарантиям и компенсациям, предусмотренным для сотрудников органов внутренних дел.

Одновременно с решением вопросов улучшения социальной защищенности сотрудников принимаются жесткие меры по искоренению коррупции в системе МВД. Укреплены подразделения собственной безопасности, активизирована их работа по выявлению и пресечению правонарушений, в том числе преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Особое внимание уделяется предотвращению проникновения членов преступных сообществ в систему, а также выявлению и пресечению действий сотрудников милиции в интересах криминальных и недобросовестных коммерческих структур.

Кроме повышения требовательности к моральным, физическим и профессиональным качествам сотрудников, усиления контроля за соблюдением ими законов и норм профессиональной этики, большое значение придается активизации воспитательной работы с личным составом на идеях российской государственности и патриотизма, верности служебному долгу, честного и самоотверженного служения России и ее народу. Этим целям подчинена, в частности, огромная работа, проводимая в рамках подготовки к празднованию в 2002 году 200-летия системы МВД.

Пресс-служба МВД России.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100