Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Материалы парламентских слушаний "Законодательное обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений в процессе эксплуатации"

Из выступления В.Ю.Синюгина, заместителя министра энергетики Российской Федерации

Топливно-энергетический комплекс оперирует порядка 1000 ГТС. При этом в соответствии с действующим порядком существует оценка и процедура оценки уровня безопасности этих сооружений. По каждому из видов и отраслей экономики, по каждому из сооружений ведётся соответствующая оценка, она отражается в государственном регистре, ведение которого осуществляется Ростехнадзором, и по каждому сооружению имеются соответствующие данные о его состоянии.

ГТС, гидроэлектростанции по установленной мощности 1000 МВт и более - это 14 станций, которые представляют наибольшее влияние и требуют наибольшего внимания, 100-1000 МВт - 35 станций, 10-100 МВт - 47 станций. Станции принадлежат разным собственникам, разным группам собственников, и мы считаем, что разрабатываемые нормативные акты должны внедряться на гидростанциях, независимо от форм собственности, и содержать соответствующие универсальные требования к безопасности.

Что касается состояния ГТС и крупных ГЭС, то по 19 крупнейшим гидростанциям, в основном, уровень безопасности ГТС оценён как нормальный. В частности, на Бурейской ГЭС выявлен пониженный уровень безопасности, связанный с тем, что станция в полном объёме не принята в эксплуатацию, и производятся мероприятия по завершению её строительства.

Средний физический износ по ГТС, о которых идёт речь, составляет порядка 33%. При этом мы считаем, что для повышения уровня надёжности необходимо внимание уделять на всех стадиях работы по этим объектам, прежде всего на стадиях, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией этих объектов.

Отсутствие обязательных требований к специализации и квалификации персонала, который работает на всех уровнях, также является, с нашей точки зрения, одним из проблемных вопросов, который требует дополнительного урегулирования.

Кроме этого, мы отмечаем незавершённость построения целостной системы мониторинга и анализа состояния ГТС в целом в стране, особенно требующих особого, специального надзора. И мы считаем необходимым предложить соответствующие законодательные и организационные меры в этой части.

Действующая нормативная правовая база в сфере обеспечения безопасности сегодня включает основной Закон "О безопасности гидротехнических сооружений", который задаёт логику принятия соответствующих решений в этой сфере, декларирования этих сооружений. Мы также считаем, что необходимо обновление и внесение изменений, поправок в этот закон, которые бы создавали и формировали более эффективную и более действенную систему контроля за состоянием ГТС, в том числе в режиме реального времени. Для этого предлагаем рассмотреть создание специального центра мониторинга ГТС, который бы собирал, аккумулировал информацию по основным сооружениям, которая бы регулярно подвергалась анализу в соответствующих структурах.

Прежде всего, мы считаем необходимым такую работу развернуть в Ростехнадзоре и дать соответствующие полномочия Ростехнадзору, ресурсы для того, чтобы эта работа была организована.

Кроме этого, есть комплекс подзаконных нормативных правовых актов общегосударственного уровня, отраслевого уровня, всего порядка 960 таких документов, которые в разной степени регулируют деятельность ГТС. Мы считаем необходимой скорейшую актуализацию и систематизацию этого массива документов. Оперировать таким массивом документов - конечно, весьма непростое занятие.

Ответственность по обеспечению безопасности ГТС, в соответствии с законом, распределена между структурами федеральной власти, собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями. Особо важными задачами в сфере федеральной власти является разработка государственной политики в этой сфере, организация государственного надзора за безопасностью и обеспечение безопасности ГТС, находящихся в федеральной собственности. Собственники, эксплуатирующие организации несут ответственность за безопасность, в том числе возмещение ущерба, вплоть до передачи к новому собственнику. При этом, еще раз подчеркну, что закон о безопасности ГТС требует дополнительных настроек, в том числе и в связи с полномочиями органов надзора...

В настоящее время реализуются решения штаба Минэнерго, который действует на СШГЭС, они связаны и с ремонтно-восстановительными работами, и с реализацией действий по выполнению предписаний Ростехнадзора, которые были сформулированы по данному объекту.

Особо хочу остановиться на состоянии ГТС и на вопросах, связанных с подготовкой к прохождению осенне-зимнего периода. В настоящее время разработаны специальные мероприятия по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода, связаны они и с прохождением периода низких температур, возможным обледенением. Выделены основные точки на ГТС, по которым требуются специальные мероприятия, которые разработаны соответствующими институтами: НИИЭСом, ВНИИГом, Ленгидропроектом, - закрытая часть водосброса, затворы, краны, соответствующие элементы ЛЭП-500. Это мероприятия, связанные с отоплением, созданием соответствующей тепловой завесы, с обогревом элементов ГТС.

Для этого подготовлены изменения в декларацию о безопасности ГТС, которые направлены для рассмотрения в регулирующий орган.

Принципиальная схема мониторинга состояния ГТС СШГЭС включает в себя соответствующую базу контрольно-измерительной аппаратуры, составляющую более 10 тыс. датчиков, размещенных по разным элементам ГТС, это сейсмологическая, геодезическая, телеметрическая и другая информация, которая собирается в соответствующую базу данных для анализа и исследований.

Исследование состояния сооружения проведено Ленгидропроектом с привлечением соответствующих дополнительных институтов, эти данные также положены в основу работы, как и уточнённые декларации безопасности ГТС. Принятие исчерпывающих мер по данному ГТС, по обеспечению его надёжности является приоритетной задачей.

Переходя к новой структуре нормативного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности ГТС, хотел бы отметить, что в новой парадигме, в новой логике, в первую очередь, это технические регламенты, и основной техрегламент - "О безопасности электрических сетей и станций", который разработан и прошёл рассмотрение в первом чтении, и это набор документов в области стандартизации, т.е. национальные стандарты, стандарты организаций, своды правил.

В Министерстве энергетике РФ по данному направлению подготовлены предложения, связанные с корректировкой законодательства, и они были подготовлены во взаимодействии с Ростехнадзором, в частности, по уточнению функции по контролю и надзору в этой сфере. Кроме этого, подготовлены дополнительные предложения ко второму чтению по техническому регламенту "О безопасности электрических сетей и станций".

Эти поправки к проекту технического регламента связаны, прежде всего, с уточнением норм проектирования, которые должны обеспечить размещение административных бытовых и ремонтных помещений на отметке выше уровня нижнего бьефа. Это мероприятия, связанные с регулированием управления механизмами затворов водосбросов, с регламентацией проекта системы мониторинга основного оборудования и ГТС. И мероприятия, связанные с обеспечением систем наблюдения за важнейшими узлами станций.

Мы просим включить в план работы Государственной Думы дополнительный технический регламент "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций". Этот документ приобретает новое значение, и мы считаем, что необходима серьёзная работа по его доводке, проект соответствующий имеется.

Мы предлагаем рассмотреть вопрос о продлении действующих в этой сфере подзаконных актов, действие которых предполагалось прекратить 01.07.2010, в соответствии с законом "О техническом регулировании", не менее чем на 2 года. Считаем, что требуется дополнительная работа по актуализации этих документов, и мы не можем оставить эту сферу без соответствующей подзаконной регламентации.

После принятия техрегламентов надо обеспечить принятие национальных стандартов и сводов правил по безопасности, надёжности. При разработке нормативных актов предусмотреть требования к специализации и квалификации соответствующих сотрудников, занятых на всех стадиях жизненного цикла управления ГТС.

Кроме этого, предлагается предусмотреть в нормативных актах создание федеральной системы и центра мониторинга состояния ГТС, что потребует внесения изменений в нормативную базу и создания соответствующих ресурсных условий и придания полномочий Ростехнадзору по этим вопросам.

Материалы парламентских слушаний "Законодательное обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений в процессе эксплуатации" | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Материалы парламентских слушаний "Законодательное обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений в процессе эксплуатации"

Из выступления В.Ю.Синюгина, заместителя министра энергетики Российской Федерации

Топливно-энергетический комплекс оперирует порядка 1000 ГТС. При этом в соответствии с действующим порядком существует оценка и процедура оценки уровня безопасности этих сооружений. По каждому из видов и отраслей экономики, по каждому из сооружений ведётся соответствующая оценка, она отражается в государственном регистре, ведение которого осуществляется Ростехнадзором, и по каждому сооружению имеются соответствующие данные о его состоянии.

ГТС, гидроэлектростанции по установленной мощности 1000 МВт и более - это 14 станций, которые представляют наибольшее влияние и требуют наибольшего внимания, 100-1000 МВт - 35 станций, 10-100 МВт - 47 станций. Станции принадлежат разным собственникам, разным группам собственников, и мы считаем, что разрабатываемые нормативные акты должны внедряться на гидростанциях, независимо от форм собственности, и содержать соответствующие универсальные требования к безопасности.

Что касается состояния ГТС и крупных ГЭС, то по 19 крупнейшим гидростанциям, в основном, уровень безопасности ГТС оценён как нормальный. В частности, на Бурейской ГЭС выявлен пониженный уровень безопасности, связанный с тем, что станция в полном объёме не принята в эксплуатацию, и производятся мероприятия по завершению её строительства.

Средний физический износ по ГТС, о которых идёт речь, составляет порядка 33%. При этом мы считаем, что для повышения уровня надёжности необходимо внимание уделять на всех стадиях работы по этим объектам, прежде всего на стадиях, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией этих объектов.

Отсутствие обязательных требований к специализации и квалификации персонала, который работает на всех уровнях, также является, с нашей точки зрения, одним из проблемных вопросов, который требует дополнительного урегулирования.

Кроме этого, мы отмечаем незавершённость построения целостной системы мониторинга и анализа состояния ГТС в целом в стране, особенно требующих особого, специального надзора. И мы считаем необходимым предложить соответствующие законодательные и организационные меры в этой части.

Действующая нормативная правовая база в сфере обеспечения безопасности сегодня включает основной Закон "О безопасности гидротехнических сооружений", который задаёт логику принятия соответствующих решений в этой сфере, декларирования этих сооружений. Мы также считаем, что необходимо обновление и внесение изменений, поправок в этот закон, которые бы создавали и формировали более эффективную и более действенную систему контроля за состоянием ГТС, в том числе в режиме реального времени. Для этого предлагаем рассмотреть создание специального центра мониторинга ГТС, который бы собирал, аккумулировал информацию по основным сооружениям, которая бы регулярно подвергалась анализу в соответствующих структурах.

Прежде всего, мы считаем необходимым такую работу развернуть в Ростехнадзоре и дать соответствующие полномочия Ростехнадзору, ресурсы для того, чтобы эта работа была организована.

Кроме этого, есть комплекс подзаконных нормативных правовых актов общегосударственного уровня, отраслевого уровня, всего порядка 960 таких документов, которые в разной степени регулируют деятельность ГТС. Мы считаем необходимой скорейшую актуализацию и систематизацию этого массива документов. Оперировать таким массивом документов - конечно, весьма непростое занятие.

Ответственность по обеспечению безопасности ГТС, в соответствии с законом, распределена между структурами федеральной власти, собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями. Особо важными задачами в сфере федеральной власти является разработка государственной политики в этой сфере, организация государственного надзора за безопасностью и обеспечение безопасности ГТС, находящихся в федеральной собственности. Собственники, эксплуатирующие организации несут ответственность за безопасность, в том числе возмещение ущерба, вплоть до передачи к новому собственнику. При этом, еще раз подчеркну, что закон о безопасности ГТС требует дополнительных настроек, в том числе и в связи с полномочиями органов надзора...

В настоящее время реализуются решения штаба Минэнерго, который действует на СШГЭС, они связаны и с ремонтно-восстановительными работами, и с реализацией действий по выполнению предписаний Ростехнадзора, которые были сформулированы по данному объекту.

Особо хочу остановиться на состоянии ГТС и на вопросах, связанных с подготовкой к прохождению осенне-зимнего периода. В настоящее время разработаны специальные мероприятия по подготовке и прохождению осенне-зимнего периода, связаны они и с прохождением периода низких температур, возможным обледенением. Выделены основные точки на ГТС, по которым требуются специальные мероприятия, которые разработаны соответствующими институтами: НИИЭСом, ВНИИГом, Ленгидропроектом, - закрытая часть водосброса, затворы, краны, соответствующие элементы ЛЭП-500. Это мероприятия, связанные с отоплением, созданием соответствующей тепловой завесы, с обогревом элементов ГТС.

Для этого подготовлены изменения в декларацию о безопасности ГТС, которые направлены для рассмотрения в регулирующий орган.

Принципиальная схема мониторинга состояния ГТС СШГЭС включает в себя соответствующую базу контрольно-измерительной аппаратуры, составляющую более 10 тыс. датчиков, размещенных по разным элементам ГТС, это сейсмологическая, геодезическая, телеметрическая и другая информация, которая собирается в соответствующую базу данных для анализа и исследований.

Исследование состояния сооружения проведено Ленгидропроектом с привлечением соответствующих дополнительных институтов, эти данные также положены в основу работы, как и уточнённые декларации безопасности ГТС. Принятие исчерпывающих мер по данному ГТС, по обеспечению его надёжности является приоритетной задачей.

Переходя к новой структуре нормативного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности ГТС, хотел бы отметить, что в новой парадигме, в новой логике, в первую очередь, это технические регламенты, и основной техрегламент - "О безопасности электрических сетей и станций", который разработан и прошёл рассмотрение в первом чтении, и это набор документов в области стандартизации, т.е. национальные стандарты, стандарты организаций, своды правил.

В Министерстве энергетике РФ по данному направлению подготовлены предложения, связанные с корректировкой законодательства, и они были подготовлены во взаимодействии с Ростехнадзором, в частности, по уточнению функции по контролю и надзору в этой сфере. Кроме этого, подготовлены дополнительные предложения ко второму чтению по техническому регламенту "О безопасности электрических сетей и станций".

Эти поправки к проекту технического регламента связаны, прежде всего, с уточнением норм проектирования, которые должны обеспечить размещение административных бытовых и ремонтных помещений на отметке выше уровня нижнего бьефа. Это мероприятия, связанные с регулированием управления механизмами затворов водосбросов, с регламентацией проекта системы мониторинга основного оборудования и ГТС. И мероприятия, связанные с обеспечением систем наблюдения за важнейшими узлами станций.

Мы просим включить в план работы Государственной Думы дополнительный технический регламент "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций". Этот документ приобретает новое значение, и мы считаем, что необходима серьёзная работа по его доводке, проект соответствующий имеется.

Мы предлагаем рассмотреть вопрос о продлении действующих в этой сфере подзаконных актов, действие которых предполагалось прекратить 01.07.2010, в соответствии с законом "О техническом регулировании", не менее чем на 2 года. Считаем, что требуется дополнительная работа по актуализации этих документов, и мы не можем оставить эту сферу без соответствующей подзаконной регламентации.

После принятия техрегламентов надо обеспечить принятие национальных стандартов и сводов правил по безопасности, надёжности. При разработке нормативных актов предусмотреть требования к специализации и квалификации соответствующих сотрудников, занятых на всех стадиях жизненного цикла управления ГТС.

Кроме этого, предлагается предусмотреть в нормативных актах создание федеральной системы и центра мониторинга состояния ГТС, что потребует внесения изменений в нормативную базу и создания соответствующих ресурсных условий и придания полномочий Ростехнадзору по этим вопросам.