написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Материалы парламентских слушаний "Законодательное обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений в процессе эксплуатации"

Из выступления Ю.А.Липатова, Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике

Причиной проведения парламентских слушаний "О законодательном обеспечении безопасности гидроэнергетических объектов при эксплуатации", безусловно, послужила авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС), которая унесла жизни 75 человек и стала шоком для специалистов электроэнергетической области, предметом обсуждения всего мирового сообщества гидроэнергетиков.

Сегодня на территории Российской Федерации работают большие и малые гидростанции с суммарной мощностью более 46 млн кВт. Эти станции имеют разные степени опасности для окружающей среды и человека.

Безопасность таких объектов обеспечивается комплексом мер, связанных с проектированием плотины, энергетического оборудования, обустройством водохранилища, подконтрольном строительством и эксплуатацией станции, в том числе взаимодействием с системным оператором.

Только выверенные действия всех коллективов - от разработчиков до эксплуатации - при системной работе надзорных органов на основании федеральных законов и ведомственных подзаконных актов могут быть гарантией надежности и безопасности объектов.

Акт технического расследования причин аварии Ростехнадзора, работа, проводимая Парламентской комиссией, говорят о том, что во всей цепи взаимодействия накопилась масса проблем, которые необходимо срочно решать.

Мы можем констатировать, что практически закончился авторский надзор со стороны проектных институтов и производителей энергетического оборудования.

"Ленгидропроект" был генеральным проектировщиком СШГЭС, который объединял, контролировал, выдавал технические задания и принимал работу от всех своих субподрядных организаций, которые выполняли работы. Сегодня генерального проектировщика ни у одного из энергетических, гидроэнергетических объектов, расположенных на территории России, нет. "Ленгидропроект" не является генеральным проектировщиком сегодня ни для одной станции, которые были построены по его проектам, независимо от того, строится эта станция или проектируется.

Даже регулярные обследования, которые должны проводиться на гидротехнических сооружениях (ГТС) для того, чтобы составить декларацию ГТС, проводятся на основе конкурса, в котором выигрывает та организация, которая назначит наименьшую цену за такое обследование.

Большое число проектных и научно-исследовательских институтов отрасли были приватизированы. При этом во многом был утерян научно-технический потенциал и уровень проектных проработок. Утрачена существовавшая тесная связь проектных организаций с эксплуатирующими организациями. Особенно это касается вопросов авторского надзора проектировщиков за дальнейшим изменением и реконструкцией объектов энергетики, машиностроителями - за дальнейшей судьбой сданных в эксплуатацию агрегатов и оборудования.

Особо хотел бы отметить, что у нас пока не существует механизм продления срока эксплуатации оборудования. К примеру, гидроагрегат № 2 на СШГЭС на момент аварии проработал 29 лет и 10 месяцев при заводском ресурсе 30 лет. Наверняка, на многих станциях имеется просроченное оборудование, и оно работает нелегитимно. Кто за это несет или будет нести ответственность?

По обеспечению надежности и безопасности в электротехнической области имеется масса претензий к законам и нормативно-правовой базе в целом.

Действовавшая в советское время система ГОСТов и СНИПов в области проектирования, строительства и эксплуатации оборудования с принятием в декабре 2002 г. базового Федерального закона "О техническом регулировании" должна постепенно уступить место системе общих и специальных технических регламентов. Разработка Правительством необходимых технических регламентов неоправданно затянулась.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся четыре таких технических регламента: технический регламент о безопасности низковольтного оборудования, технический регламент о безопасности станций и сетей, технический регламент о безопасности высоковольтного оборудования, технический регламент о безопасности энергоустановок.

Все указанные регламенты прошли первое чтение. Нет сомнений. что Федеральный закон "Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования" Президент подпишет до 01.01.2010. Подготовлен ко второму чтению и форсируется технический регламент о безопасности станций и сетей, в отдельной главе которого прописаны вопросы безопасности гидроэлектростанций на всех стадиях их жизненного цикла. Принятие остальных предполагается в весеннюю сессию.

Комитет по энергетике с нетерпением ожидает внесения Правительством технического регламента "О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций".

Восстановлению действенных механизмов и систем госнадзора посвящен готовящийся законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон № 117 "О безопасности гидротехнических сооружений", которые снимают ограничения по периодичности и срокам проведения проверок ГТС. В законопроекте четко определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области безопасности ГТС по организации и осуществлению государственного надзора за безопасностью ГТС, установлению порядка и осуществлению государственного надзора, ведению и внесению сведений в Российский регистр ГТС, установлению содержания декларации безопасности ГТС, порядка ее разработки, составления и утверждения.

Установлены основные формы государственного надзора в виде плановых проверок и внеплановых комплексных целевых и оперативных проверок, а также постоянного надзора, осуществляющегося через функционирование в оперативном режиме подразделений, осуществляющих государственный надзор за безопасностью ГТС (его государственных инспекторов) на отдельных опасных производственных объектах.

В настоящее время, с учетом реформирования электроэнергетики, остро стоит вопрос усиления государственного надзора в области энергетики, поскольку многие вопросы, связанные с обеспечением комплекса вопросов безопасности, ранее регулировались и контролировались ликвидированным ОАО РАО «ЕЭС России».

Решение указанных проблем невозможно без осуществления планомерной деятельности специализированного органа исполнительной власти, имеющего широкие полномочия по контролю и надзору в электроэнергетике.

Сложилась парадоксальная ситуация, связанная с тем, что Ростехнадзор имеет сферу контроля и надзора большую, чем регулирует Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого Ростехнадзор формально находится. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о преобразовании Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в Федеральную службу по атомному, технологическому и энергетическому надзору с консолидацией в рамках ее деятельности всех функций энергетического надзора и контроля, а также выделением функций, непосредственно связанных с экологией, которые следовало бы закрепить за Росприроднадзором, находящимся в ведении Минприроды РФ. При этом, учитывая важность и объем возложенных задач, Федеральную службу по атомному, технологическому и энергетическому надзору целесообразно закрепить в ведении Правительства РФ.

Прошел 1 год и 4 месяца, как ликвидировалось РАО "ЕЭС России". Системное и оперативное руководство отраслью возложено на Министерство энергетики. Безусловно, все субъекты электроэнергетики должны работать в саморегулирующем режиме, но практика показывает, что роль Министерства энергетики по руководству отраслью должна быть значительно усилена.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100