Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Материалы парламентских слушаний "Законодательное обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений в процессе эксплуатации"

Из выступления Н.Г.Кутьина, руководителя Ростехнадзора

В процессе работы СШГЭС, начиная с 70-х гг., постоянно наблюдались проблемы с эксплуатацией оборудования. Это касается как гидроагрегатов, так и АСУТП, и регуляторов мощности, которые были установлены на станции.

К 2000 г. стало очевидно, что многие проблемы имеют уже сложившийся характер. Это завершение ремонта плотины и её основания, проектирование и строительство дополнительного берегового водосброса, замена рабочих колёс турбин, гидроагрегатов, выключателей на СШГЭС; замена турбин гидроагрегаторов Майской ГЭС; проектирование и строительство дополнительных водосбросов на Майском гидроузле; замена устройств АСУТП гидроагрегатов и т.д.

То есть, к началу 2000 г. сложилась уже серия проблем, которые впоследствии перешли в аварийный режим работы гидроагрегатов и, в частности, в аварию второго гидроагрегата. Изучение металогических экспертиз привело к пониманию того, что узлы крепления второго гидроагрегата имели массовую усталость, что свидетельствует о многочисленных циклических нагрузках, которые возникали на данном гидроагрегате. Сама авария произошла в связи со срывом крышки гидроагрегата, поскольку под аварией понимается разрушение… В этот момент, мы считаем, как раз произошло разрушение и выход воды в пространство машинного зала.

Системы автоматики, которые находились на станции, не были адекватными. Работа их и алгоритм их действия не был взаимоувязаны, вследствие чего затопление происходило бесконтрольно. Отключение гидроагрегатов происходило несистемно…

Дальнейшее изучение работы систем автоматики, контроля и управления показало, что системы работают практически отдельно друг от друга, часть систем вообще не введена в эксплуатацию. То есть датчик вибрации был установлен, но фактически его показания не учитывались при принятии решений... Вместе с тем уровень вибрации был такой, что не заметить этого даже физически было сложно. У нас есть свидетельские показания отдельных сотрудников, которые говорят о том, что они чувствовали нарастающую вибрацию до момента аварии...

Эксплуатирующая организация «Русгидро» приняла документы, в частности, обосновывающие проведение контрольных мероприятий РАО "ЕЭС России". Регламенты РАО "ЕЭС России" были введены в «Русгидро», но, к сожалению, не был установлен контроль за качеством их исполнения.

Кроме того, комиссия отметила, что разделение и выделение ремонтных подразделений самой СШГЭС в отдельные предприятия привело к ухудшению работ, связанных с проведением ремонта и введением гидроагрегата в эксплуатацию…

Следующий вопрос, который я сразу тоже ещё озвучил, - это вопрос раздела "Виновные лица". В соответствии с положением о техническом расследовании аварии, а также положением о Федеральной службе по экологическому и технологическому атомному надзору, инспектора службы и сама служба являются органом, который выполняет работы, в том числе и по Кодексу об административных правонарушениях. Таким образом, инспектор, выходя на объекты, обнаруживая отклонения от исполнения норм и правил законодательства Российской Федерации, вправе принимать решения о возбуждении административного дела, налагать штрафы на виновных лиц. Таким образом, в положении о техническом расследовании указано, что у нас в акте должен быть раздел "Виновные лица".

Вместе с тем, учитывая, что при данной аварии, т.е. разрушении технических устройств, погибло 75 сотрудников станции, а также привлеченных организаций, мы указали, что есть признаки нарушения законодательства и в дальнейшем оставили эту работу для Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ, передав им материалы нашего технического расследования причин аварии.

Следующий вопрос, который многократно возникает, это функция надзора за работой гидростанции. Также была дана оценка внутренней деятельности. В июле 2008 г. была проведена проверка СШГЭС комиссией нашего территориального органа. Там были выявлены различного рода нарушения, но нарушений, связанных с работой гидроагрегатов, фактически выявлено не было, потому что работа самой турбины не оценивалась, т.к. формально в соответствии с нынешним положением у нас зарегистрированными объектами надзора являлись подъемные краны, лифты, сосуды, работающие под давлением..

Можно констатировать, что уход из этой области федерального надзора не улучшил обстановку на станциях.

В настоящее время у нас надзором за электросетями в целом и энергоустановками потребителей, а также генерирующими мощностями, занимаются 2000 человек с правами, значительно меньшими, чем были на 2000 г. В то время было от 8,5 до 13,5 тысяч сотрудников надзора. То есть, сейчас для нас это является совместной с Минэнерго России работой по улучшению качества надзора и формированию нормативно-правовой базы, связанной с основой этого надзора…

Проходит большая работа по формализации ряда надзорных функций, необходимая для осуществления федерального надзора. В частности, это функция по надзору за качеством использования оборудования на генерирующих мощностях Российской Федерации…

Сейчас большая проблема в Российской Федерации - это оборудование с истёкшими сроками эксплуатации или подходящее к завершению своего ресурса, в частности, второй гидроагрегат проработал к моменту аварии 29 лет 10 месяцев и, как мы знаем, не была проведена работа по продлению срока его эксплуатации. Формально, через 2 месяца он должен был быть выведен из эксплуатации. Но судя по тому, что на нём проводили средний ремонт, эксплуатирующая организация собиралась его эксплуатировать и дальше. Таким образом, очень важно решить вопросы формализации деятельности надзора в области, в том числе и продления сроков эксплуатации оборудования.

Материалы парламентских слушаний "Законодательное обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений в процессе эксплуатации" | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Материалы парламентских слушаний "Законодательное обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений в процессе эксплуатации"

Из выступления Н.Г.Кутьина, руководителя Ростехнадзора

В процессе работы СШГЭС, начиная с 70-х гг., постоянно наблюдались проблемы с эксплуатацией оборудования. Это касается как гидроагрегатов, так и АСУТП, и регуляторов мощности, которые были установлены на станции.

К 2000 г. стало очевидно, что многие проблемы имеют уже сложившийся характер. Это завершение ремонта плотины и её основания, проектирование и строительство дополнительного берегового водосброса, замена рабочих колёс турбин, гидроагрегатов, выключателей на СШГЭС; замена турбин гидроагрегаторов Майской ГЭС; проектирование и строительство дополнительных водосбросов на Майском гидроузле; замена устройств АСУТП гидроагрегатов и т.д.

То есть, к началу 2000 г. сложилась уже серия проблем, которые впоследствии перешли в аварийный режим работы гидроагрегатов и, в частности, в аварию второго гидроагрегата. Изучение металогических экспертиз привело к пониманию того, что узлы крепления второго гидроагрегата имели массовую усталость, что свидетельствует о многочисленных циклических нагрузках, которые возникали на данном гидроагрегате. Сама авария произошла в связи со срывом крышки гидроагрегата, поскольку под аварией понимается разрушение… В этот момент, мы считаем, как раз произошло разрушение и выход воды в пространство машинного зала.

Системы автоматики, которые находились на станции, не были адекватными. Работа их и алгоритм их действия не был взаимоувязаны, вследствие чего затопление происходило бесконтрольно. Отключение гидроагрегатов происходило несистемно…

Дальнейшее изучение работы систем автоматики, контроля и управления показало, что системы работают практически отдельно друг от друга, часть систем вообще не введена в эксплуатацию. То есть датчик вибрации был установлен, но фактически его показания не учитывались при принятии решений... Вместе с тем уровень вибрации был такой, что не заметить этого даже физически было сложно. У нас есть свидетельские показания отдельных сотрудников, которые говорят о том, что они чувствовали нарастающую вибрацию до момента аварии...

Эксплуатирующая организация «Русгидро» приняла документы, в частности, обосновывающие проведение контрольных мероприятий РАО "ЕЭС России". Регламенты РАО "ЕЭС России" были введены в «Русгидро», но, к сожалению, не был установлен контроль за качеством их исполнения.

Кроме того, комиссия отметила, что разделение и выделение ремонтных подразделений самой СШГЭС в отдельные предприятия привело к ухудшению работ, связанных с проведением ремонта и введением гидроагрегата в эксплуатацию…

Следующий вопрос, который я сразу тоже ещё озвучил, - это вопрос раздела "Виновные лица". В соответствии с положением о техническом расследовании аварии, а также положением о Федеральной службе по экологическому и технологическому атомному надзору, инспектора службы и сама служба являются органом, который выполняет работы, в том числе и по Кодексу об административных правонарушениях. Таким образом, инспектор, выходя на объекты, обнаруживая отклонения от исполнения норм и правил законодательства Российской Федерации, вправе принимать решения о возбуждении административного дела, налагать штрафы на виновных лиц. Таким образом, в положении о техническом расследовании указано, что у нас в акте должен быть раздел "Виновные лица".

Вместе с тем, учитывая, что при данной аварии, т.е. разрушении технических устройств, погибло 75 сотрудников станции, а также привлеченных организаций, мы указали, что есть признаки нарушения законодательства и в дальнейшем оставили эту работу для Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ, передав им материалы нашего технического расследования причин аварии.

Следующий вопрос, который многократно возникает, это функция надзора за работой гидростанции. Также была дана оценка внутренней деятельности. В июле 2008 г. была проведена проверка СШГЭС комиссией нашего территориального органа. Там были выявлены различного рода нарушения, но нарушений, связанных с работой гидроагрегатов, фактически выявлено не было, потому что работа самой турбины не оценивалась, т.к. формально в соответствии с нынешним положением у нас зарегистрированными объектами надзора являлись подъемные краны, лифты, сосуды, работающие под давлением..

Можно констатировать, что уход из этой области федерального надзора не улучшил обстановку на станциях.

В настоящее время у нас надзором за электросетями в целом и энергоустановками потребителей, а также генерирующими мощностями, занимаются 2000 человек с правами, значительно меньшими, чем были на 2000 г. В то время было от 8,5 до 13,5 тысяч сотрудников надзора. То есть, сейчас для нас это является совместной с Минэнерго России работой по улучшению качества надзора и формированию нормативно-правовой базы, связанной с основой этого надзора…

Проходит большая работа по формализации ряда надзорных функций, необходимая для осуществления федерального надзора. В частности, это функция по надзору за качеством использования оборудования на генерирующих мощностях Российской Федерации…

Сейчас большая проблема в Российской Федерации - это оборудование с истёкшими сроками эксплуатации или подходящее к завершению своего ресурса, в частности, второй гидроагрегат проработал к моменту аварии 29 лет 10 месяцев и, как мы знаем, не была проведена работа по продлению срока его эксплуатации. Формально, через 2 месяца он должен был быть выведен из эксплуатации. Но судя по тому, что на нём проводили средний ремонт, эксплуатирующая организация собиралась его эксплуатировать и дальше. Таким образом, очень важно решить вопросы формализации деятельности надзора в области, в том числе и продления сроков эксплуатации оборудования.