написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Законодательная основа обеспечения безопасности в Тульской области

Панченко И.В., Председатель Тульской областной Думы

Правовое регулирование вопросов безопасности и охраны правопорядка является важным направлением законодательной работы Тульской областной Думы. Принимаемые депутатами решения направлены на улучшение антикоррупционной деятельности, повышение эффективности государственного финансового контроля, совершенствование административного законодательства.

Одной из наиболее серьезных угроз не только экономической, но и национальной безопасности страны является коррупция. Поэтому общество, государство обязаны принимать активные меры по борьбе с этим социальным злом.

Долгое время серьезной помехой в реализации антикоррупционных мероприятий являлось отсутствие федерального закона. Утверждение Национального плана противодействия коррупции дало мощный импульс развитию законодательства этой направленности. Государственной Думой принят пакет законов, внесенных Президентом РФ Д.А.Медведевым. Важнейший из них - закон «О противодействии коррупции» - определяет основные направления государственной политики в этой сфере и предусматривает широкий комплекс предупредительных мер.

Отсутствие федерального закона, устанавливающего единые понятия и требования к проведению антикоррупционных мероприятий, затрудняло развитие регионального законодательства. Тем не менее разработка соответствующего закона в нашем регионе началась еще до утверждения национального антикоррупционного плана.

Данный законопроект был внесен в Тульскую областную Думу прокурором области. С учетом ряда поправок проект закона «Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области» окончательно принят в октябре 2008 г.

В соответствии с этим законом государственными органами области должны разрабатываться планы противодействия коррупции, содержащие правовые, административные и другие меры. В органах исполнительной власти области антикоррупционный план утверждается губернатором.

Таким образом, законодательно закреплена уже сложившаяся в нашем регионе практика. В 2007-2008 гг. действовала утвержденная губернатором В.Д.Дудкой областная программа по борьбе с коррупцией. В ее рамках проделана большая работа по оптимизации функций органов исполнительной власти, совершенствованию правовой базы, повышению эффективности системы контроля.

В сентябре 2008 г. губернатором утвержден План противодействия коррупции в органах исполнительной власти региона на 2009-2010 гг. Его основные положения соответствуют направлениям деятельности, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии коррупции». Ведомственные антикоррупционные программы приняты в органах исполнительной власти области.

Важно отметить, что областной закон предусматривает не только разработку антикоррупционных планов, но и контроль за их реализацией. Органы исполнительной власти области должны представлять губернатору отчеты о проделанной работе. Информация о реализации антикоррупционной политики будет включаться в ежегодные послания губернатора областной Думе.

Возникновению коррупционных проявлений способствуют несовершенство правовых актов, наличие противоречий между их отдельными положениями. Поэтому необходимо выявлять и устранять правовые нормы, повышающие вероятность коррупционных действий. Областным законом предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Еще одной антикоррупционной мерой является специальный мониторинг. Анализ документов, проведение опросов, обработка данных о проявлениях коррупции - все это призвано способствовать улучшению антикоррупционной работы органов государственной и муниципальной власти. Кроме того, закон предусматривает антикоррупционную пропаганду, регулярное освещение этих вопросов в СМИ.

В соответствии с законом субъекты антикоррупционной деятельности могут создавать совещательные и экспертные органы. В августе 2008 г. образован Совет при губернаторе Тульской области по противодействию коррупции. В его состав входят представители администрации области, областной Думы, правоохранительных органов. Основные задачи Совета - подготовка предложений, касающихся реализации государственной политики противодействия коррупции; координация работы органов власти в этой сфере.

Таким образом, принятый Тульской областной Думой закон создал правовую базу для улучшения антикоррупционной деятельности в регионе. Замечу, что этот закон не претендует на всеохватность, а регулирует лишь отдельные вопросы противодействия коррупции. Его принятие - часть большой работы по созданию эффективных правовых механизмов борьбы с таким опасным социальным явлением, как коррупция.

Не менее важной и ответственной задачей является контроль за использованием бюджетных средств, пресечение нарушений финансового законодательства. Эти функции возложены на действующие в субъектах РФ органы государственного финансового контроля.

В нашем регионе прежде работала контрольная комиссия Тульской областной Думы. В соответствии с поручениями депутатов она проводила проверки в организациях, являющихся получателями средств бюджета области. Материалы контрольной комиссии рассматривались депутатами областной Думы и направлялись губернатору области.

В июне 2008 г. Тульскую область посетил председатель Счетной палаты РФ С.В.Степашин. Во время визита была достигнута договоренность о создании в нашем регионе счетной палаты - независимого органа финансового контроля. Реализуя эту договоренность, депутаты областной Думы в ноябре 2008 г. приняли закон «О счетной палате Тульской области». Это решение должно способствовать обеспечению прозрачности бюджетного процесса и повышению эффективности системы государственных финансов.

В январе 2009 г. постановлением областной Думы образована счетная палата Тульской области. Ее председателем назначен В.Н.Ростовцев, ранее возглавлявший Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области. Аудиторами счетной палаты также назначены высокопрофессиональные специалисты, много лет работающие в органах государственной власти.

Законом определены главные задачи счетной палаты: контроль за исполнением бюджета области, оценка эффективности расходования бюджетных средств. С этой целью проводятся контрольные мероприятия - комплексные ревизии и тематические проверки. По их результатам в организации и учреждения направляются обязательные для исполнения представления. В случаях выявления нарушений бюджетного законодательства материалы проверок могут передаваться в правоохранительные органы.

В рамках задач, определенных региональным законом, счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Вместе с тем предусмотрено ее тесное взаимодействие с органами государственной власти области. О результатах проведенных ревизий и проверок счетная палата информирует губернатора и областную Думу. На их рассмотрение также могут вноситься предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию финансовой системы региона. Отчеты о работе счетной палаты должны ежегодно представляться в областную Думу. При этом на рассмотрение депутатов могут быть внесены и отчеты по отдельным направлениям деятельности палаты.

Счетная палата Тульской области является эффективно действующим контрольным органом, успешно справляющимся с поставленными задачами. Сотрудниками счетной палаты в 2009 г. проделан большой объем работы. В частности, осуществлена проверка выполнения программы государственных внутренних заимствований и программы государственных гарантий Тульской области. Реализовано контрольное мероприятие «Соблюдение бюджетного законодательства, целевое и эффективное использование средств бюджета Тульской области, предоставляемых бюджету муниципального образования город Тула». В рамках другого контрольного мероприятия оценена эффективность расходования средств бюджета Тульской области, выделяемых на развитие малого и среднего предпринимательства.

Важными задачами органов государственной власти являются укрепление законности, предупреждение нарушений правопорядка. С 2003 г. действует закон «Об административных правонарушениях в Тульской области». Он устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, на институты государственной власти и местного самоуправления и т.д.

За время действия этого закона депутаты областной Думы неоднократно вносили в него изменения. Они направлены на более эффективное решение задач, связанных с обеспечением законности, защитой прав и свобод граждан. Остановлюсь подробнее лишь на некоторых законах, которые рассматривались региональным парламентом в 2009 г.

Депутаты исходят из того, что административное законодательство региона не должно быть излишне жестким. Для предупреждения правонарушений необходима профилактическая, разъяснительная работа. И лишь в том случае, если она не дает нужного результата, следует переходить к штрафным санкциям.

В июне 2009 г. Дума по инициативе губернатора внесла изменения в закон «Об административных правонарушениях в Тульской области». Прежде за совершение ряда правонарушений предусматривалось только наложение административного штрафа. В частности, эта мера наказания применялась за торговлю в неустановленных местах, повреждение зеленых насаждений, нарушение правил содержания скота. Изменением, внесенным в закон, кроме штрафа установлен второй вид административного наказания - предупреждение.

Вместе с тем в ряде случаев, по мнению депутатов, государство должно принимать решительные меры. Так, суровые санкции установлены за правонарушения, способные причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию. Соответствующие изменения в закон «Об административных правонарушениях в Тульской области» внесены в сентябре 2009 г.

Областным законом «О защите прав ребенка» лицам до 18 лет запрещено находиться на объектах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера, а также исключительно для реализации алкогольной продукции, пива. Лица, не достигшие возраста 16 лет, не должны находиться в различных общественных местах в ночное время без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Эти правонарушения влекут предупреждение или наложение на родителей штрафа в размере от 100 до 500 руб. В отношении лиц, допустивших нахождение детей в запрещенных законом местах, предусмотрены очень крупные штрафы. Индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 50 000 руб. Для юридических лиц размер штрафа может составить от 100 000 до 500 000 руб.

В последнее время сфера действия закона «Об административных правонарушениях в Тульской области» расширяется. В частности, решено установить административную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В 2008 г. постановлением администрации области учреждена Красная книга Тульской области. В соответствии с региональным законом «О животном мире» действия, которые могут привести к сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу области, не допускаются. В связи с этим подготовлены изменения в закон «Об административных правонарушениях в Тульской области». Предусмотрены штрафы за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Противодействие коррупции, укрепление финансовой дисциплины, предупреждение различных правонарушений и в дальнейшем останутся важными задачами регионального парламента. Депутаты будут совершенствовать законодательство в этой сфере, чтобы оно в полной мере отвечало требованиям сегодняшнего дня.

Наша цель - создать такую нормативную правовую базу, которая бы обеспечивала успешное комплексное решение проблем безопасности общества и государства. Совместно с другими органами государственной власти и правоохранительными структурами мы должны добиться заметных изменений к лучшему, которых ожидает наше общество.

ПАНЧЕНКО Игорь Владимирович. Кандидат технических наук. В 1993-1998 гг. - заместитель начальника технологического управления - главный технолог, в 1998-2001 гг. - заместитель технического директора по производству, в 2001-2002 гг. - директор по производству - первый заместитель генерального директора, с 2002 г. - генеральный директор ОАО "Тяжпромарматура". Заслуженный машиностроитель Российской Федерации. Председатель комитета по бюджету и финансам Тульской областной думы 4-го созыва. С 2009 г. - Председатель Тульской областной Думы.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100