Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Коррупция - порок на все времена?

Тарасюк В.М., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

31 июля прошлого года Президентом России был утвержден Национальный план противодействия коррупции. Сам факт, что на самом высоком уровне задумались об этой давно дебатируемой проблеме и наметили конкретные меры по ее решению, говорит о многом. О том, что ситуация в этой сфере создалась критическая и дальше с этим пороком мириться нельзя. Действительно, казнокрадство и взяточничество в стране достигли таких масштабов, что не только стали тормозом ее социально-экономического развития, но и серьезно угрожают ее национальной безопасности. За последние 20 лет ситуация в этой области постоянно ухудшалась и становилась все более напряженной. По оценкам, сделанным международной организацией "Transparency International", Россия по уровню коррумпированности занимает 147-е место среди 180 исследованных государств. Цифра, конечно, удручающая.

Если мы обратимся к истории развития этого явления и его социально-правовым аспектам, то легко убедимся в том, что этот род правонарушения появился отнюдь не вчера. Он действовал во все времена, во все периоды существования товарно-денежных отношений, при любом политическом и экономическом строе. Однако отличался по масштабам распространения и по отношению к нему в обществе. В средние века злоупотребления "служилых" людей проявлялись чаще всего в виде лихоимства или мздоимства. За свои должностные услуги они взимали с граждан добровольную мзду. На что, в общем-то, и жили. Дело в том, что жалование им платили небольшое, а то и совсем не платили. Зато наделяли властными функциями и полномочиями. Причем, если их было больше, жалование платилось меньше: подразумевалось, что возможностей получить мзду больше. Следует вспомнить, что законодательство ХIV-XVII вв. в России закрепляло такие категории вознаграждений, как "почесть" и "подношение за работу", которые разрешались. Поощрительное отношение к подобной практике создавало ситуацию, когда чиновники могли "кормиться от дел". И это положение стало составной частью государственной системы, т.е. власти как бы легализовали некоторые формы коррупции среди служивых людей, что негативно сказывалось на дисциплине и законности в государственном аппарате. Позже административные реформы в России отчасти модернизировали формы и методы управления, но они не могли помешать росту уровня коррумпированности на государственной службе.

При Петре I был принят ряд нормативных и правовых актов, которые призваны были предупреждать и пресекать казнокрадство и мздоимство. Но существенно на уровень распространения коррупции они не повлияли. А политическая и социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России в XIX в., привела к тому, что аппарат государственной службы стал еще более коррумпирован. Возросли масштабы взяток, причем по всей властной вертикали. А это, естественно, вызывало протесты и недовольство в обществе, что нашло отражение во многих литературных произведениях Гоголя, Щедрина, Сухово-Кобылина и других известных писателей того времени. "Не по чину берешь!" - наставлял своих чиновников гоголевский городничий. И эта фраза стала нарицательной.

К началу ХХ в. управленческий аппарат в Российской империи заметно вырос и достиг 600 тыс. человек. Расходы на его содержание составляли 13,36% государственного бюджета. Однако, создав огромный бюрократический класс, государство не имело достаточных финансовых и иных ресурсов, что обеспечить его работникам достойную жизнь. Чиновники в подавляющем большинстве имели мизерное жалование и зачастую просто бедствовали. А это создавало благоприятную среду для взяточничества и казнокрадства.

После революции октября 1917 г. Советская власть на протяжении многих лет официально не признавала существование в стране коррупции как социального явления в системе государственной службы. Сам термин "коррупция" в официальных документов тех лет не встречался. Использовались такие выражения, как "злоупотребление служебным положением" или "должностное преступление". Хотя понятие "взятка" бытовало и тогда, но объяснялось оно "родимыми пятнами капитализма", которые с построением социалистического общества должны совсем исчезнуть. В стране воспитывалось и поощрялось неприятие подобных явлений и декларировалась решимость навсегда покончить с ними. Уже в мае 1918 г. был принят Декрет Совнаркома РСФСР "О взяточничестве" и начато проведение антикоррупционных мероприятий. Были образованы комиссии по борьбе с взяточничеством. Позже появились и другие нормативно-правовые документы, направленные на укрепление дисциплины на государственной службе, борьбу с семейственностью и кумовством. Но эти "родимые пятна" оказались очень живучими и в той или иной форме давали о себе знать.

О новом всплеске коррупции в стране заговорили уже после Второй мировой войны, в конце 50-х - начале 60-х гг. Как отражение стремления переломить ситуацию в феврале 1962 г. появился Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении ответственности за взяточничество". В нем этот порок характеризовался как "одно из позорнейших пережитков прошлого". Взятка рассматривалась как серьезное уголовное преступление, и за нее грозило суровое наказание. При этом с оптимизмом подчеркивалось, что у советского государства есть все необходимые возможности, чтобы покончить с этим пороком. Однако это было лишь стремление выдать желаемое за действительное. Коррупция продолжала расширяться и в тот период, что, по мнению социологов, было вызвано правовыми и организационными недостатками государственной службы того времени.

Перемены, произошедшие в России в начале 90-х годов прошлого века, привели к кардинальному обновлению органов государственной власти как на федеральном, так на региональном и местном уровнях. К сожалению, надо признать, что это самым негативным образом сказалось на составе корпуса государственных служащих, их профессионализме и дисциплине. Освобождаясь от старых ценностных ориентаций и установок, новые власти не смогли создать действенных стимулов противодействия распространения в обществе настроений вседозволенности, стяжательства и корыстолюбия. А это, в свою очередь, создавало самую благоприятную почву для масштабного распространения коррупции и, прежде всего, в бюрократическом аппарате и в сфере бизнеса. Отражением этого может служить Указ Президента РФ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Несколько позже было утверждено Положение о федеральной государственной службе. В 1995 г. принят федеральный закон "Об основах государственной службы". В упомянутых документах вводился ряд нормативных ограничений, обусловленных режимом государственной службы, Значительная их часть направлена на предупреждение и пресечение коррупции в государственном аппарате.

Однако следует признать, что эта попытка, сделанная в правильном направлении, оказалась явно недостаточной: в стране так и не возник действенный административно-правовой и организационный механизм по предупреждению и пресечению распространения коррупции. Отчасти это можно сказать и о том, как складывается ситуация с реализацией современного антикоррупционного законодательства. Именно это вынудило Президента разработать и принять Национальный план противодействия коррупции.

Среди основных причин роста масштабов этого явления в нашей стране аналитики называют излишнее администрирование со стороны государства. А это наносит существенный ущерб развитию национальной экономики, политических и правовых институтов, подрывает доверие населения к органам государственного управления. Поэтому разработка законодательства, правовых средств и механизмов противодействия коррупции стала одной из значимых и актуальных задач всех уровней государственной власти, бизнес-сообщества и российского общества в целом.

О том, что этот процесс идет не просто, свидетельствует хотя бы тот факт, что за последние годы было подготовлено целых 4 различных проекта федеральных законов в этой области права: "О предупреждении злоупотребления властью или служебным положением на верхнем уровне управления государством"; "О борьбе с коррупцией"; "Основы законодательства об антикоррупционной политике": "О противодействии коррупции". Последний из них был принят в декабре прошлого года. Однако его критики считают, что хотя это шаг вперед в развитии антикоррупционного законодательства, но и он не совершенен, расплывчат и оставляет много лазеек для злоумышленников.

Несмотря на нынешнюю повышенную активность всех субъектов правотворческой деятельности в этом направлении, следует отметить недостаточную четкость и определенность всего комплекса законодательных, нормативно-правовых и иных актов в области противодействия коррупции. В частности, в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия "коррупция" и производных от него терминов. Трактуются они весьма широко. Значение этого термина, принятое в международном праве, практически не используется в отечественной правоприменительной деятельности.

Хотя в последние годы в стране активно создаются властные и общественные структуры, ставящие задачей противодействие коррупции, советы и комиссии различных уровней, но реальных полномочий и механизма действий у них нет. Поэтому, очевидно, и не очень заметны результаты их усилий. Ключевой проблемой эффективности действий этих структур остается отсутствие необходимого взаимодействия между ними. Приходится констатировать, что недостатки правовых и организационных усилия государства, а также экономические факторы способствуют укоренению коррупции не только в деятельности федеральных и региональных органов, органов местного самоуправления, но и в сфере коммерции и предпринимательства. Массовое сознание и отдельные граждане, конечно, осознают социальную опасность казнокрадства и взяточничества для личных и общественных интересов, но относятся, как правило, пассивно к деятельности по противодействию этим порокам, а иногда и сами становятся соучастниками противоправных действий должностных лиц, давая им взятки в виде различного рода подношений.

Интересные данные привели сотрудники Института социологии РАН. По результатам проведенных ими исследований, причинами коррупции 70,1% опрошенных россиян считают жадность и аморальность чиновников и бизнесменов; 63,3% - неэффективность государственного управления и несовершенство законодательства; 37,2% - низкий уровень правовой культуры и правовой нигилизм значительной части населения; 32,8% - классовость и семейственность в системе государственной службы; 13,2% - неграмотность и низкую правовую культуру государственных служащих, 4,2% респондентов затруднились ответить на предложенный вопрос.

Как показали социологические исследования, коррупция в системе государственной службы непосредственно связана с моральными и организационными проблемами, которые имеют место в сфере государственного управления. Коррупция в России в настоящее время достигла предела, за которым создается реальная угроза для безопасности личности, общества и государства. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что страна, которая не ведет планомерную и системную борьбу с коррупцией, обречено на стагнацию и гибель.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Мероприятия по совершенствованию антикоррупционного законодательства, созданию административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции должны быть увязаны с мерами по развитию законодательства о государственной службе. Отечественный и зарубежный опыт убеждает в том, что именно государственная служба вносит важнейший вклад в развитие государства, способствует обеспечению правопорядка в различных сферах жизнедеятельности общества. Коррупция не позволяет государственным служащим эффективно выполнять свои функции.

Необходимо создать систему материальной поддержки органов и должностных лиц, работа которых наиболее эффективна в сфере предупреждения и пресечения коррупции. Кроме того, нужно установить меры дисциплинарной ответственности для должностных лиц за непринятие действий по борьбе с проявлениями коррупции в системе государственной службы. Для эффективной реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции целесообразно вести активную информационно-пропагандистскую компанию в средствах массовой коммуникации с целью оповещения населения о том, что предпринимается государством по реализации Национального плана противодействия коррупции, а также воспитания в массовом сознании нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Приятно отметить, что Национальный план противодействия коррупции представители всех партий, представленных в Государственной Думе, единодушно поддержали и высказались за скорейшее принятие необходимых антикоррупционных законов. Такое единодушие среди организаций различной политической ориентации в парламенте - большая редкость. Это свидетельство того, что все депутаты осознают, какую опасность для страны и общества представляет нынешний разгул коррупции. Фракция ЛДПР, например, всегда выступала за более строгое соблюдение государственными служащими их должностных обязанностей и за ужесточение наказаний по отношению к нечистым на руку чиновникам. И еще надо сделать так, чтобы люди как можно меньше зависели от властей всех уровней, чтобы предприниматели освободились от административного гнета, оформления моря бумаг при регистрации и бесчисленных проверок. Тогда сократятся и возможности служивых людей "кормиться" за счет народа.

Замечено, что коррупция в той или иной степени существует во всех государствах. Но чем беднее страна, чем беднее ее чиновники, тем более широкие масштабы приобретают коррупционные правонарушения. Следовательно, повышение благосостояния государственных служащих, создание условий для их карьерного роста, наряду со строгим контролем за их поведением, размером доходов и имущественным положением, может быть действенным стимулом предупреждения и пресечения коррупционных посягательств. Чиновник должен прекрасно осознавать, что злоупотреблять своим служебным положением, запускать руки в казну и брать взятки ему не выгодно. А выгодно честно и добросовестно исполнять свой служебный долг и должностные обязанности.

И конечно, без объединения усилий всех государственных структур, политических и общественных организаций, религиозных объединений, средств массовой коммуникации и всех граждан, без создания массовой психологической установки неприятия и нетерпимости к любым коррупционным правонарушениям любое, даже самое совершенное антикоррупционное законодательство, будет малоэффективным, и нам не удастся победить это опасное социально-правовое явление. Чтобы искоренить порок, каким является коррупция, надо действовать всем миром.

ТАРАСЮК Василий Михайлович. Доктор экономических наук. В 1991-1995 гг. - депутат Когалымского городского Совета народных депутатов, в 2001-2003 гг. - депутат Когалымской городской Думы 3-го созыва. В 2003 г. назначен генеральным директором ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод", затем избран депутатом Государственной Думы. Член фракции "Либерально-демократическая партия России". С 2007 г. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного самоуправления.