написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Апелляционные инстанции в системе судов общей юрисдикции

Мартышкин В.Н., заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия, Кузьмичев О.П., начальник Отдела организационного обеспечения деятельности судов ГУОПО судебного департамента при Верховном суде РФ

По итогам VII Всероссийского съезда судей, состоявшегося 2-4 декабря 2008 г. в г. Москве, Президент России Д.А.Медведев поручил подготовить изменения в законодательные акты, касающиеся развития судебной системы. Среди особо значимых поручений главы государства следует выделить поручение «О разработке предложений о возможности создания в системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций, а также об их количестве, полномочиях и размерах финансового обеспечения из федерального бюджета» [1, 2].

Для проверки судебных решений районного (городского) и гарнизонных военных судов апелляционные инстанции планируется образовать в верховных судах республик, в краевых, областных и равных им судах на базе соответствующих судебных коллегий, в компетенцию которых будет входить рассмотрение судебных дел в апелляционном порядке и в кассационном порядке (в зависимости от предмета обжалования). Рассмотрение судебных дел в апелляционных инстанциях предполагается осуществлять коллегиально, в составе трех профессиональных судей соответствующей судебной коллегии, по правилам неполной апелляции.

Возможным предметом апелляции будут выступать только итоговые судебные акты, которыми уголовное, гражданское или дело об административном правонарушении разрешены по существу: оправдательный и обвинительный приговоры районного (городского) и гарнизонного военного суда по уголовному делу, решение районного (городского) и гарнизонного военного суда по гражданскому делу, постановление судьи по делу об административном правонарушении. Все иные судебные акты (промежуточные судебные решения, принятые в ходе судебного разбирательства, решения, принятые в порядке исполнения приговора, вступившего в законную силу, решения о приостановлении производства по делу, о возвращении дела прокурору, об отказе в принятии искового заявления и т.д.) планируется проверять в кассационном порядке единолично судьей соответствующей судебной коллегии. Решения по административным делам предлагается проверять в апелляционном порядке единолично судьей судебной коллегии.

Приговоры, постановленные по правилам гл. 40 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, предполагается проверять в кассационном порядке в составе трех профессиональных судей судебной коллегии по уголовным делам [3].

Статистические данные о количестве итоговых и «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов, обжалованных в кассационном порядке в областные и равные им суды Российской Федерации в 2006-2008 гг., представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество итоговых судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов, обжалованных в кассационном порядке (по данным отдела судебной статистики ГУОПО)

Судебные акты, обжалованные в кассационном порядке

2006 г.

2007 г.

2008 г.

В среднем

Итоговые судебные акты по уголовным делам (за исключением итоговых судебных актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ)

99 523

97 834

95 470

97 609

Итоговые судебные акты по уголовным делам, вынесенные в порядке гл. 40 УПК РФ

58 702

57 705

56 312

57 573

Итоговые судебные акты по гражданским делам

238 415

250 959

311 104

266 826

Проверено по второй инстанции решений по делам об административных правонарушениях

15 680

14 551

17 628

15 953

«Промежуточные» судебные акты по уголовным делам

126 247

128 976

138 044

131 089

«Промежуточные» судебные акты по гражданским делам

67 271

72 643

85 066

74 993

Во исполнение поручения Генерального директора Судебного департамента от 04.03.2009 № АГ/465 подготовлена методика расчета необходимого и достаточного количества судей, секретарей судебного заседания, помощников судей и иных работников аппаратов областных и равных им судов России для рассмотрения вопроса о возможности создания в этих судах апелляционных инстанций [4].

Исходные данные для произведения расчета

  • [a] - штатная численность судей областных и равных им судов Российской Федерации;

    [a] = 4324 судьи.

  • А - фактическая численность судей областных и равных им судов Российской Федерации, работающих во второй инстанции по рассмотрению уголовных дел;

    А = 1492 судьи.

  • Б - фактическая численность судей областных и равных им судов Российской Федерации, работающих во второй инстанции по рассмотрению гражданских дел;

    Б = 1354 судьи.

  • В - штатная численность секретарей судебного заседания в областных и равных им судах Российской Федерации;

    В = 971 секретарь.

  • Г - штатная численность помощников председателей судов и судей в областных и равных им судах Российской Федерации;

    Г = 3804 помощника.

  • Д - штатная численность работников аппаратов в областных и равных им судах Российской Федерации;

    Д = 3939 работников.

  • Ж - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного уголовного дела в апелляционном порядке;

    Ж = 1,5 судебных дня.

  • К - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного гражданского дела в апелляционном порядке,

    К = 0,75 судебного дня.

  • М - количество судебных дней, затрачиваемых судьей областного и равного ему суда единолично на рассмотрение одного дела об административном правонарушении в апелляционном порядке;

    М = 0,3 судебного дня.

  • Н - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного «промежуточного» судебного решения по уголовным делам в кассационном порядке;

    Н = 0,3 судебного дня.

  • И - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей одного обжалуемого итогового судебного акта по уголовному делу, вынесенного районным (городским) или военными гарнизонным судом в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ;

    И = 0,3 судебного дня.

  • П - среднее количество рабочих дней судьи в году;

    П = 210 дней.

  • Р - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (за исключением среднего количества обжалованных итоговых судебных актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ);

    Р = 97 609 единиц.

  • С - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    С = 266 826 единиц.

  • Т - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ;

    Т = 57 573 единицы.

  • Ф - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    Ф = 131 089 единиц.

  • Ш - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    Ш = 74 993 единицы.

  • Э - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке судебных актов по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    Э = 15 953 единицы.

Сведения, подлежащие расчету

  • X - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения коллегией в составе 3 профессиональных судей в апелляционном порядке итоговых судебных решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами (за исключением итоговых судебных решений, вынесенных в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ);
  • Y - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения коллегией в составе 3 профессиональных судей в апелляционном порядке итоговых судебных решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами;
  • Z - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в апелляционном порядке решений по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами;
  • S - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • F - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • G - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • J - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • f - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ;
  • L - необходимое и достаточное количество секретарей судебного заседания для работы в кассационной и апелляционной инстанциях областных и равных им судов Российской Федерации;
  • Q - необходимое и достаточное количество помощников судей областных и равных им судов Российской Федерации при создании в этих судах апелляционных инстанций;
  • SQ- необходимое и достаточное количество иных работников аппаратов областных и равных им судов Российской Федерации при создании в этих судах апелляционных инстанций.

Уголовное судопроизводство во второй инстанции

Производство в кассационной инстанции

Определено среднее количество обжалованных в кассационном порядке всех судебных актов по уголовных делам (актов по существу дела, вынесенных в общем порядке (Р); актов по существу дела, вынесенных в особом порядке (Т), и «промежуточных» актов (Ф)), рассмотренных кассационными инстанциями областных и равных им судов Российской Федерации в 2006-2008 гг. (далее - Сумма1):

Сумма1 = Р + Т + Ф = 97 609 + 57 573 + 131 089 = 286 271 единица.

С принятием Суммы1 за 100% рассчитано также процентное соотношение между Р, Ти Ф: Р = 34% от Суммы1, Т = 20% от Суммы1, Ф = 46% от Суммы1.

Учтено, что это количество судебных актов по уголовным делам в течение одного года в кассационных инстанциях областных и равных им судов рассмотрели 1492 судьи (А = 1492).

Соответственно, указанное количество этих судебных актов рассмотрено за год 1492 : 3 = 497 коллегиями из 3 профессиональных судей.

При этом средняя нагрузка на каждую судебную коллегию второй инстанции из 3 профессиональных судей составила 286 271 : 497 = 576 дел в год, а ежедневная средняя нагрузка (при П = 210 рабочим дням) составила 576 : 210 = 2,7 дела в день.

При условии сохранения существующей средней нагрузки на кассационную инстанцию, учитывая, что предметом рассмотрения в этой инстанции будут обжалуемые «промежуточные» судебные акты по уголовным делам, вынесенные районными (городскими) и гарнизонными военными судами (Ф), для рассмотрения судебных дел этой категории в областных и равных им судах коллегией из 3 профессиональных судей необходима и достаточна численность судей (S), определяемая по формуле:

S = (Ф : среднегодовая нагрузка на кассационную коллегию из 3 судей) × 3.

Таким образом, необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для работы в кассационных инстанциях по рассмотрению в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (S), составляет  (131 089 : 576) ? 3 = 682,75. В связи с тем, что S должно быть кратно числу 3, вносится поправка с незначительным увеличением, поэтому S = 684 судьи.

При условии, что эта категория обжалуемых «промежуточных» судебных актов по уголовным делам в кассационных инстанциях областных и равных им судов будет рассматриваться судьями единолично, то необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (G), составит 684 : 3 = 228 судей.

Одновременно произведен расчет показателя ? с целью определения необходимого и достаточного количества судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ.

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами Российской Федерации в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ (Т), составляет 57 573. Указанное количество этих итоговых судебных актов рассмотрено за год 497 коллегиями из 3 профессиональных судей, средняя нагрузка на каждую такую судебную коллегию составила 576 дел в год.

При условии сохранения существующей средней нагрузки на кассационную инстанцию, учитывая, что предметом рассмотрения в этой инстанции будут обжалуемые итоговые судебные акты по уголовным делам, вынесенные районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ, для рассмотрения судебных дел этой категории в областных и равных им судах коллегией из 3 профессиональных судей необходима и достаточна численность судей, определяемая по формуле:

f = (Т : среднегодовая нагрузка на касс. коллегию из 3 судей) х 3.

Таким образом, необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для работы в кассационных инстанциях по рассмотрению в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ (?), составляет 57 573 : 576 х 3 = 299, 86.  В связи с тем, что f должно быть кратно числу 3, вносится поправка с незначительным увеличением, поэтому f = 300 судей.

Производство в апелляционной инстанции

Предметом рассмотрения в апелляционной инстанции областных и равных им судов являются обжалованные итоговые судебные акты по уголовным делам районных (городских) и гарнизонных военных судов (за исключением итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ).

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (за исключением среднего количества обжалованных итоговых судебных актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ) составляет 97 609, т.е. Р = 97 609 единиц.

Количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного уголовного дела в апелляционном порядке (Ж), составляет 1,5 судебных дня.

Среднее количество рабочих дней судьи в году (П) равно 210 дням.

X - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения коллегией в составе 3 профессиональных судей в апелляционном порядке итоговых судебных решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами (за исключением итоговых судебных решений, вынесенных в соответствии с положениями главы 40 УПК РФ).  Одна судебная коллегия из 3 профессиональных судей может рассмотреть в год в апелляционном порядке 140 дел указанной категории (П : Ж = 210 : 1,5 = 140).

Отсюда Х = (Р : 140) ? 3 = (97 609 : 140) х 3 = 2091 судья.

Гражданское судопроизводство во второй инстанции

Производство в кассационной инстанции

Определено среднее количество обжалованных в кассационном порядке всех судебных актов по гражданским делам (итоговых судебных актов по существу дела (С), и «промежуточных» судебных актов (Ш)), рассмотренных кассационными инстанциями областных и равных им судов Российской Федерации в 2006-2008 гг. (далее - Сумма2):

Сумма2 = С + Ш = 266 826 + 74 993 = 341 819 единиц.

С принятием Суммы2 за 100% рассчитано также процентное соотношение между С и Ш: С = 78% от Суммы2, Ш = 22% от Суммы2.

Учтено, что это количество судебных актов по гражданским делам в течение одного года в кассационных инстанциях областных и равных им судов рассмотрели 1354 судьи.

Соответственно, указанные судебные акты рассмотрены 1354 : 3 ≈ 450 коллегиями из 3 профессиональных судей.

При этом средняя нагрузка на каждую судебную коллегию второй инстанции из 3 профессиональных судей составила 341 819 : 450 х 760 дел в год, а ежедневная средняя нагрузка (при П = 210 рабочим дням) составила760 : 210 = 3,6 дела в день.

При условии сохранения существующей средней нагрузки на кассационную инстанцию, учитывая, что вероятным предметом рассмотрения в этой инстанции будут обжалуемые «промежуточные» судебные акты по гражданским делам, вынесенные районными (городскими) и гарнизонными военными судами (Ш), для рассмотрения судебных дел этой категории в областных и равных им судах коллегией из 3 профессиональных судей необходима и достаточна численность судей, определяемая по формуле:

F = (Ш : среднегодовая нагрузка на кассационную коллегию из 3 судей) х 3.

Таким образом необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для работы в кассационных инстанциях по рассмотрению в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (F), составляет (74 993 : 760) х 3 = 296. В связи с тем, что F должно быть кратно числу 3,  вносится поправка с незначительным увеличением, поэтому F = 297 судей.

При условии, что эта категория обжалуемых «промежуточных» судебных актов по гражданским делам в кассационных инстанциях областных и равных им судов будет рассматриваться судьями единолично, то необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (J), составит 297 : 3 = 99 судей.

Производство в апелляционной инстанции

Предметом рассмотрения в апелляционной инстанции областных и равных им судов являются обжалованные итоговые судебные акты по гражданским делам районных (городских) и гарнизонных военных судов.

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (С), составляет 266 826 единиц.

Количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного гражданского дела в апелляционном порядке (К), составляет 0,75 судебного дня.

Среднее количество рабочих дней судьи в году (П)равно 210 дням.

Соответственно, одна судебная коллегия из 3 профессиональных судей может рассмотреть в год в апелляционном порядке П : К = 210 : 0,75 = 280 дел указанной категории.

ОтсюдаY = (С : 280) ? 3 = (266 826 : 280) х 3 = 2859 судьям.

Апелляционное судопроизводство по делам об административных правонарушениях

Предметом рассмотрения в апелляционной инстанции областных и равных им судов также являются обжалованные судебные акты по делам об административных правонарушениях, вынесенные районными (городскими) и гарнизонными военными судами.

Z - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в апелляционном порядке решений по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами.

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке судебных актов по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (Э), составляет 15 953.

Количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение в апелляционном порядке одного обжалованного судебного акта по делу об административном правонарушении (М), составляет 0,3.

Среднее количество рабочих дней судьи в году (П) равно 210 дням.

Соответственно, один судья единолично может рассмотреть в год в апелляционном порядке П : М = 210 : 0,3 = 700 дел указанной категории.

ОтсюдаZ = (С : 700) = (15 953 : 700) = 23 судьи.

Итого, общая численность всех судей кассационной и апелляционной инстанций областных и равных им судов Российской Федерации составит (табл. 2):

  • 1-й вариант (при рассмотрении в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по гражданским и уголовным делам тремя профессиональными судьями) - 6254 судьи;
  • 2-й вариант (при рассмотрении в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по гражданским и уголовным делам судьей единолично) - 5600 судей.

Таблица 2. Расчет необходимого и достаточного количества судей кассационных и апелляционных инстанций областных и равных им судов в соответствии со средней нагрузкой и средним количеством обжалованных в кассационные инстанции областных и равных им судов в 2006-2008 гг. судебных актов по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях

Инстанция

Варианты рассмотрения дел

Количество судей

Кассационная инстанция судебной коллегии по уголовным делам

Вариант 1 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам

684

Вариант 2 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения судьей единолично обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам

228

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ

300

Кассационная инстанция судебной коллегии по гражданским делам

Вариант 1 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по гражданским делам

297

Вариант 2 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения судьей единолично обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по гражданским делам

99

Апелляционная инстанция судебной коллегии по уголовным делам

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных итоговых судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам (за исключением итоговых актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ)

2091

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных итоговых судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по гражданским делам

2859

Апелляционная инстанция по делам об административных правонарушениях

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения судьей единолично обжалованных судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях

23

Всего количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения по 2-й инстанции всех обжалованных судебных актов по уголовным, гражданским делам и по делам об административных правонарушениях

Вариант 1

6254

Вариант 2

5600

Дополнительная потребность в судьях составляет разницу между расчетным количеством судей и фактически имеющимся количеством судей в кассационных инстанциях областных и равных им судов Российской Федерации. При первом варианте дополнительная потребность в судьях составляет 3408 судей, при втором варианте - 2754 судьи. Одновременно дополнительно потребуется такое же количество помощников судей - 3408 или 2754.

Потребность в секретарях судебного заседания определяется из расчета 1 секретарь судебного заседания на 1 коллегию из 3 профессиональных судей. Дополнительное количество работников аппарата суда рассчитано в соответствии с требованиями п. 2.1.2 Норм нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов РФ и составляет 1/6 численности судей судебной коллегии второй инстанции.

Просчитан и 3-й, «эконом-вариант» численного состава апелляционных инстанций при условии их поэтапного создания в областных и равных им судах (вместо кассационных инстанций). Предлагается создание повсеместно, начиная с 2012 г., апелляционных инстанций по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а с 2013 г. и по уголовным делам.

Предметом апелляционного рассмотрения таких коллегий из 3 профессиональных судей будут все обжалованные в апелляции судебные акты, в том числе «промежуточные» и рассмотренные по существу.

Дополнительные расчеты свидетельствуют о том, что при поэтапном введении апелляционных инстанций по различным коллегиям значительного увеличения штатов в областных судах не произойдет, поскольку все судьи, работающие в настоящее время в кассационной инстанции, будут являться судьями апелляционной инстанции.

Для создания апелляционных инстанций при таком варианте потребуется следующая дополнительная штатная численность сотрудников:

  • для апелляционных инстанций по гражданским делам необходимо дополнительно 860 судей, 860 помощников судей, 286 секретарей судебного заседания, 143 работника аппарата;
  • для апелляционных инстанций по делам об административных правонарушениях потребуется 104 судьи, 104 помощника судей, 63 секретаря судебного заседания, 17 работников аппарата;
  • для апелляционных инстанций по уголовным делам потребуется 905 судей 905 помощников судей, 786 секретарей судебного заседания, 151 работник аппарата.

Повсеместное внедрение данного проекта создания апелляционных инстанций в системе судов общей юрисдикции потребует ежегодного достаточного финансирования из федерального бюджета. По-видимому, это тот самый случай, когда «судебная система не должна быть бедной, иначе бедствие наступит в правосудии» [1].

Сегодня, когда так много говорят о бездействии власти, когда столько претензий к представителям судебной системы, это поручение главы государства о необходимости создания в системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций еще раз подтверждает непреложную истину: все решают конкретные люди и все зависит от них. Уместно вспомнить слова В.И.Даля: «У нас не было ни одной пословицы в похвалу судам, а ныне я одну слышал - ныне перед судом, что перед Богом - все равны» [5].

Примечания

1. Медведев Д.А. Выступление Президента РФ на VII Всероссийском съезде судей // Судья. 2008. № 12.

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.11.2009 // Российская газета. 2009. 13 нояб.

3. Письмо заместителя Генерального директора судебного департамента при Верховном Суде РФ А.Я.Перепеченова от 16.04.2009 № ЕД-АП/683.

4. Справка начальника отдела организационного обеспечения деятельности судов ГУОПО С/Д с расчетами по апелляции и таблица численности судей (апелляция) от 23.03.2009.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1997. С. 355.

МАРТЫШКИН Василий Николаевич. Почетный работник судебной системы России. Присвоен Высший квалификационный класс. Заслуженный юрист Республики Мордовия. Стаж судебной работы - более 28 лет. С 1981 г. - судья, с 2008 г. - заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия. Избирался председателем квалификационной коллегии судей Республики Мордовия, членом Совета Судей РФ.

КУЗЬМИЧЕВ Олег Петрович. В 1988-2006 гг. работал на разных должностях в прокуратуре г. Одессы. С 2007 г. - начальник отдела организационного обеспечения деятельности судов Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Государственный советник юстиции РФ 2 класса.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Апелляционные инстанции в системе судов общей юрисдикции | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Апелляционные инстанции в системе судов общей юрисдикции

Мартышкин В.Н., заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия, Кузьмичев О.П., начальник Отдела организационного обеспечения деятельности судов ГУОПО судебного департамента при Верховном суде РФ

По итогам VII Всероссийского съезда судей, состоявшегося 2-4 декабря 2008 г. в г. Москве, Президент России Д.А.Медведев поручил подготовить изменения в законодательные акты, касающиеся развития судебной системы. Среди особо значимых поручений главы государства следует выделить поручение «О разработке предложений о возможности создания в системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций, а также об их количестве, полномочиях и размерах финансового обеспечения из федерального бюджета» [1, 2].

Для проверки судебных решений районного (городского) и гарнизонных военных судов апелляционные инстанции планируется образовать в верховных судах республик, в краевых, областных и равных им судах на базе соответствующих судебных коллегий, в компетенцию которых будет входить рассмотрение судебных дел в апелляционном порядке и в кассационном порядке (в зависимости от предмета обжалования). Рассмотрение судебных дел в апелляционных инстанциях предполагается осуществлять коллегиально, в составе трех профессиональных судей соответствующей судебной коллегии, по правилам неполной апелляции.

Возможным предметом апелляции будут выступать только итоговые судебные акты, которыми уголовное, гражданское или дело об административном правонарушении разрешены по существу: оправдательный и обвинительный приговоры районного (городского) и гарнизонного военного суда по уголовному делу, решение районного (городского) и гарнизонного военного суда по гражданскому делу, постановление судьи по делу об административном правонарушении. Все иные судебные акты (промежуточные судебные решения, принятые в ходе судебного разбирательства, решения, принятые в порядке исполнения приговора, вступившего в законную силу, решения о приостановлении производства по делу, о возвращении дела прокурору, об отказе в принятии искового заявления и т.д.) планируется проверять в кассационном порядке единолично судьей соответствующей судебной коллегии. Решения по административным делам предлагается проверять в апелляционном порядке единолично судьей судебной коллегии.

Приговоры, постановленные по правилам гл. 40 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, предполагается проверять в кассационном порядке в составе трех профессиональных судей судебной коллегии по уголовным делам [3].

Статистические данные о количестве итоговых и «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов, обжалованных в кассационном порядке в областные и равные им суды Российской Федерации в 2006-2008 гг., представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количество итоговых судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов, обжалованных в кассационном порядке (по данным отдела судебной статистики ГУОПО)

Судебные акты, обжалованные в кассационном порядке

2006 г.

2007 г.

2008 г.

В среднем

Итоговые судебные акты по уголовным делам (за исключением итоговых судебных актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ)

99 523

97 834

95 470

97 609

Итоговые судебные акты по уголовным делам, вынесенные в порядке гл. 40 УПК РФ

58 702

57 705

56 312

57 573

Итоговые судебные акты по гражданским делам

238 415

250 959

311 104

266 826

Проверено по второй инстанции решений по делам об административных правонарушениях

15 680

14 551

17 628

15 953

«Промежуточные» судебные акты по уголовным делам

126 247

128 976

138 044

131 089

«Промежуточные» судебные акты по гражданским делам

67 271

72 643

85 066

74 993

Во исполнение поручения Генерального директора Судебного департамента от 04.03.2009 № АГ/465 подготовлена методика расчета необходимого и достаточного количества судей, секретарей судебного заседания, помощников судей и иных работников аппаратов областных и равных им судов России для рассмотрения вопроса о возможности создания в этих судах апелляционных инстанций [4].

Исходные данные для произведения расчета

  • [a] - штатная численность судей областных и равных им судов Российской Федерации;

    [a] = 4324 судьи.

  • А - фактическая численность судей областных и равных им судов Российской Федерации, работающих во второй инстанции по рассмотрению уголовных дел;

    А = 1492 судьи.

  • Б - фактическая численность судей областных и равных им судов Российской Федерации, работающих во второй инстанции по рассмотрению гражданских дел;

    Б = 1354 судьи.

  • В - штатная численность секретарей судебного заседания в областных и равных им судах Российской Федерации;

    В = 971 секретарь.

  • Г - штатная численность помощников председателей судов и судей в областных и равных им судах Российской Федерации;

    Г = 3804 помощника.

  • Д - штатная численность работников аппаратов в областных и равных им судах Российской Федерации;

    Д = 3939 работников.

  • Ж - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного уголовного дела в апелляционном порядке;

    Ж = 1,5 судебных дня.

  • К - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного гражданского дела в апелляционном порядке,

    К = 0,75 судебного дня.

  • М - количество судебных дней, затрачиваемых судьей областного и равного ему суда единолично на рассмотрение одного дела об административном правонарушении в апелляционном порядке;

    М = 0,3 судебного дня.

  • Н - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного «промежуточного» судебного решения по уголовным делам в кассационном порядке;

    Н = 0,3 судебного дня.

  • И - количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей одного обжалуемого итогового судебного акта по уголовному делу, вынесенного районным (городским) или военными гарнизонным судом в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ;

    И = 0,3 судебного дня.

  • П - среднее количество рабочих дней судьи в году;

    П = 210 дней.

  • Р - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (за исключением среднего количества обжалованных итоговых судебных актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ);

    Р = 97 609 единиц.

  • С - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    С = 266 826 единиц.

  • Т - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ;

    Т = 57 573 единицы.

  • Ф - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    Ф = 131 089 единиц.

  • Ш - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    Ш = 74 993 единицы.

  • Э - среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке судебных актов по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами;

    Э = 15 953 единицы.

Сведения, подлежащие расчету

  • X - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения коллегией в составе 3 профессиональных судей в апелляционном порядке итоговых судебных решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами (за исключением итоговых судебных решений, вынесенных в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ);
  • Y - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения коллегией в составе 3 профессиональных судей в апелляционном порядке итоговых судебных решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами;
  • Z - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в апелляционном порядке решений по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами;
  • S - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • F - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • G - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • J - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами;
  • f - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ;
  • L - необходимое и достаточное количество секретарей судебного заседания для работы в кассационной и апелляционной инстанциях областных и равных им судов Российской Федерации;
  • Q - необходимое и достаточное количество помощников судей областных и равных им судов Российской Федерации при создании в этих судах апелляционных инстанций;
  • SQ- необходимое и достаточное количество иных работников аппаратов областных и равных им судов Российской Федерации при создании в этих судах апелляционных инстанций.

Уголовное судопроизводство во второй инстанции

Производство в кассационной инстанции

Определено среднее количество обжалованных в кассационном порядке всех судебных актов по уголовных делам (актов по существу дела, вынесенных в общем порядке (Р); актов по существу дела, вынесенных в особом порядке (Т), и «промежуточных» актов (Ф)), рассмотренных кассационными инстанциями областных и равных им судов Российской Федерации в 2006-2008 гг. (далее - Сумма1):

Сумма1 = Р + Т + Ф = 97 609 + 57 573 + 131 089 = 286 271 единица.

С принятием Суммы1 за 100% рассчитано также процентное соотношение между Р, Ти Ф: Р = 34% от Суммы1, Т = 20% от Суммы1, Ф = 46% от Суммы1.

Учтено, что это количество судебных актов по уголовным делам в течение одного года в кассационных инстанциях областных и равных им судов рассмотрели 1492 судьи (А = 1492).

Соответственно, указанное количество этих судебных актов рассмотрено за год 1492 : 3 = 497 коллегиями из 3 профессиональных судей.

При этом средняя нагрузка на каждую судебную коллегию второй инстанции из 3 профессиональных судей составила 286 271 : 497 = 576 дел в год, а ежедневная средняя нагрузка (при П = 210 рабочим дням) составила 576 : 210 = 2,7 дела в день.

При условии сохранения существующей средней нагрузки на кассационную инстанцию, учитывая, что предметом рассмотрения в этой инстанции будут обжалуемые «промежуточные» судебные акты по уголовным делам, вынесенные районными (городскими) и гарнизонными военными судами (Ф), для рассмотрения судебных дел этой категории в областных и равных им судах коллегией из 3 профессиональных судей необходима и достаточна численность судей (S), определяемая по формуле:

S = (Ф : среднегодовая нагрузка на кассационную коллегию из 3 судей) × 3.

Таким образом, необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для работы в кассационных инстанциях по рассмотрению в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (S), составляет  (131 089 : 576) ? 3 = 682,75. В связи с тем, что S должно быть кратно числу 3, вносится поправка с незначительным увеличением, поэтому S = 684 судьи.

При условии, что эта категория обжалуемых «промежуточных» судебных актов по уголовным делам в кассационных инстанциях областных и равных им судов будет рассматриваться судьями единолично, то необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (G), составит 684 : 3 = 228 судей.

Одновременно произведен расчет показателя ? с целью определения необходимого и достаточного количества судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ.

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами Российской Федерации в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ (Т), составляет 57 573. Указанное количество этих итоговых судебных актов рассмотрено за год 497 коллегиями из 3 профессиональных судей, средняя нагрузка на каждую такую судебную коллегию составила 576 дел в год.

При условии сохранения существующей средней нагрузки на кассационную инстанцию, учитывая, что предметом рассмотрения в этой инстанции будут обжалуемые итоговые судебные акты по уголовным делам, вынесенные районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ, для рассмотрения судебных дел этой категории в областных и равных им судах коллегией из 3 профессиональных судей необходима и достаточна численность судей, определяемая по формуле:

f = (Т : среднегодовая нагрузка на касс. коллегию из 3 судей) х 3.

Таким образом, необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для работы в кассационных инстанциях по рассмотрению в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ (?), составляет 57 573 : 576 х 3 = 299, 86.  В связи с тем, что f должно быть кратно числу 3, вносится поправка с незначительным увеличением, поэтому f = 300 судей.

Производство в апелляционной инстанции

Предметом рассмотрения в апелляционной инстанции областных и равных им судов являются обжалованные итоговые судебные акты по уголовным делам районных (городских) и гарнизонных военных судов (за исключением итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных в особом порядке в соответствии с положениями гл. 40 УПК РФ).

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (за исключением среднего количества обжалованных итоговых судебных актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ) составляет 97 609, т.е. Р = 97 609 единиц.

Количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного уголовного дела в апелляционном порядке (Ж), составляет 1,5 судебных дня.

Среднее количество рабочих дней судьи в году (П) равно 210 дням.

X - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для рассмотрения коллегией в составе 3 профессиональных судей в апелляционном порядке итоговых судебных решений по уголовным делам, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами (за исключением итоговых судебных решений, вынесенных в соответствии с положениями главы 40 УПК РФ).  Одна судебная коллегия из 3 профессиональных судей может рассмотреть в год в апелляционном порядке 140 дел указанной категории (П : Ж = 210 : 1,5 = 140).

Отсюда Х = (Р : 140) ? 3 = (97 609 : 140) х 3 = 2091 судья.

Гражданское судопроизводство во второй инстанции

Производство в кассационной инстанции

Определено среднее количество обжалованных в кассационном порядке всех судебных актов по гражданским делам (итоговых судебных актов по существу дела (С), и «промежуточных» судебных актов (Ш)), рассмотренных кассационными инстанциями областных и равных им судов Российской Федерации в 2006-2008 гг. (далее - Сумма2):

Сумма2 = С + Ш = 266 826 + 74 993 = 341 819 единиц.

С принятием Суммы2 за 100% рассчитано также процентное соотношение между С и Ш: С = 78% от Суммы2, Ш = 22% от Суммы2.

Учтено, что это количество судебных актов по гражданским делам в течение одного года в кассационных инстанциях областных и равных им судов рассмотрели 1354 судьи.

Соответственно, указанные судебные акты рассмотрены 1354 : 3 ≈ 450 коллегиями из 3 профессиональных судей.

При этом средняя нагрузка на каждую судебную коллегию второй инстанции из 3 профессиональных судей составила 341 819 : 450 х 760 дел в год, а ежедневная средняя нагрузка (при П = 210 рабочим дням) составила760 : 210 = 3,6 дела в день.

При условии сохранения существующей средней нагрузки на кассационную инстанцию, учитывая, что вероятным предметом рассмотрения в этой инстанции будут обжалуемые «промежуточные» судебные акты по гражданским делам, вынесенные районными (городскими) и гарнизонными военными судами (Ш), для рассмотрения судебных дел этой категории в областных и равных им судах коллегией из 3 профессиональных судей необходима и достаточна численность судей, определяемая по формуле:

F = (Ш : среднегодовая нагрузка на кассационную коллегию из 3 судей) х 3.

Таким образом необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для работы в кассационных инстанциях по рассмотрению в кассационном порядке коллегией из 3 профессиональных судей обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (F), составляет (74 993 : 760) х 3 = 296. В связи с тем, что F должно быть кратно числу 3,  вносится поправка с незначительным увеличением, поэтому F = 297 судей.

При условии, что эта категория обжалуемых «промежуточных» судебных актов по гражданским делам в кассационных инстанциях областных и равных им судов будет рассматриваться судьями единолично, то необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в кассационном порядке обжалуемых «промежуточных» решений по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и гарнизонными военными судами (J), составит 297 : 3 = 99 судей.

Производство в апелляционной инстанции

Предметом рассмотрения в апелляционной инстанции областных и равных им судов являются обжалованные итоговые судебные акты по гражданским делам районных (городских) и гарнизонных военных судов.

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке итоговых судебных актов по гражданским делам, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (С), составляет 266 826 единиц.

Количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение одного гражданского дела в апелляционном порядке (К), составляет 0,75 судебного дня.

Среднее количество рабочих дней судьи в году (П)равно 210 дням.

Соответственно, одна судебная коллегия из 3 профессиональных судей может рассмотреть в год в апелляционном порядке П : К = 210 : 0,75 = 280 дел указанной категории.

ОтсюдаY = (С : 280) ? 3 = (266 826 : 280) х 3 = 2859 судьям.

Апелляционное судопроизводство по делам об административных правонарушениях

Предметом рассмотрения в апелляционной инстанции областных и равных им судов также являются обжалованные судебные акты по делам об административных правонарушениях, вынесенные районными (городскими) и гарнизонными военными судами.

Z - необходимое и достаточное количество судей областных и равных им судов Российской Федерации для единоличного рассмотрения в апелляционном порядке решений по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) судами и гарнизонными военными судами.

Среднее количество обжалованных в 2006-2008 гг. в областные и равные им суды Российской Федерации в кассационном порядке судебных актов по делам об административных правонарушениях, вынесенных районными (городскими) и военными гарнизонными судами (Э), составляет 15 953.

Количество судебных дней, затрачиваемых областным и равным ему судом на рассмотрение в апелляционном порядке одного обжалованного судебного акта по делу об административном правонарушении (М), составляет 0,3.

Среднее количество рабочих дней судьи в году (П) равно 210 дням.

Соответственно, один судья единолично может рассмотреть в год в апелляционном порядке П : М = 210 : 0,3 = 700 дел указанной категории.

ОтсюдаZ = (С : 700) = (15 953 : 700) = 23 судьи.

Итого, общая численность всех судей кассационной и апелляционной инстанций областных и равных им судов Российской Федерации составит (табл. 2):

  • 1-й вариант (при рассмотрении в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по гражданским и уголовным делам тремя профессиональными судьями) - 6254 судьи;
  • 2-й вариант (при рассмотрении в кассационном порядке «промежуточных» судебных актов по гражданским и уголовным делам судьей единолично) - 5600 судей.

Таблица 2. Расчет необходимого и достаточного количества судей кассационных и апелляционных инстанций областных и равных им судов в соответствии со средней нагрузкой и средним количеством обжалованных в кассационные инстанции областных и равных им судов в 2006-2008 гг. судебных актов по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях

Инстанция

Варианты рассмотрения дел

Количество судей

Кассационная инстанция судебной коллегии по уголовным делам

Вариант 1 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам

684

Вариант 2 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения судьей единолично обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам

228

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ

300

Кассационная инстанция судебной коллегии по гражданским делам

Вариант 1 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по гражданским делам

297

Вариант 2 Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения судьей единолично обжалованных «промежуточных» судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по гражданским делам

99

Апелляционная инстанция судебной коллегии по уголовным делам

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных итоговых судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по уголовным делам (за исключением итоговых актов, вынесенных в порядке гл. 40 УПК РФ)

2091

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения в составе коллегии из 3 профессиональных судей обжалованных итоговых судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по гражданским делам

2859

Апелляционная инстанция по делам об административных правонарушениях

Количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения судьей единолично обжалованных судебных актов районных (городских) и гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях

23

Всего количество судей, необходимое и достаточное для рассмотрения по 2-й инстанции всех обжалованных судебных актов по уголовным, гражданским делам и по делам об административных правонарушениях

Вариант 1

6254

Вариант 2

5600

Дополнительная потребность в судьях составляет разницу между расчетным количеством судей и фактически имеющимся количеством судей в кассационных инстанциях областных и равных им судов Российской Федерации. При первом варианте дополнительная потребность в судьях составляет 3408 судей, при втором варианте - 2754 судьи. Одновременно дополнительно потребуется такое же количество помощников судей - 3408 или 2754.

Потребность в секретарях судебного заседания определяется из расчета 1 секретарь судебного заседания на 1 коллегию из 3 профессиональных судей. Дополнительное количество работников аппарата суда рассчитано в соответствии с требованиями п. 2.1.2 Норм нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов РФ и составляет 1/6 численности судей судебной коллегии второй инстанции.

Просчитан и 3-й, «эконом-вариант» численного состава апелляционных инстанций при условии их поэтапного создания в областных и равных им судах (вместо кассационных инстанций). Предлагается создание повсеместно, начиная с 2012 г., апелляционных инстанций по гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а с 2013 г. и по уголовным делам.

Предметом апелляционного рассмотрения таких коллегий из 3 профессиональных судей будут все обжалованные в апелляции судебные акты, в том числе «промежуточные» и рассмотренные по существу.

Дополнительные расчеты свидетельствуют о том, что при поэтапном введении апелляционных инстанций по различным коллегиям значительного увеличения штатов в областных судах не произойдет, поскольку все судьи, работающие в настоящее время в кассационной инстанции, будут являться судьями апелляционной инстанции.

Для создания апелляционных инстанций при таком варианте потребуется следующая дополнительная штатная численность сотрудников:

  • для апелляционных инстанций по гражданским делам необходимо дополнительно 860 судей, 860 помощников судей, 286 секретарей судебного заседания, 143 работника аппарата;
  • для апелляционных инстанций по делам об административных правонарушениях потребуется 104 судьи, 104 помощника судей, 63 секретаря судебного заседания, 17 работников аппарата;
  • для апелляционных инстанций по уголовным делам потребуется 905 судей 905 помощников судей, 786 секретарей судебного заседания, 151 работник аппарата.

Повсеместное внедрение данного проекта создания апелляционных инстанций в системе судов общей юрисдикции потребует ежегодного достаточного финансирования из федерального бюджета. По-видимому, это тот самый случай, когда «судебная система не должна быть бедной, иначе бедствие наступит в правосудии» [1].

Сегодня, когда так много говорят о бездействии власти, когда столько претензий к представителям судебной системы, это поручение главы государства о необходимости создания в системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций еще раз подтверждает непреложную истину: все решают конкретные люди и все зависит от них. Уместно вспомнить слова В.И.Даля: «У нас не было ни одной пословицы в похвалу судам, а ныне я одну слышал - ныне перед судом, что перед Богом - все равны» [5].

Примечания

1. Медведев Д.А. Выступление Президента РФ на VII Всероссийском съезде судей // Судья. 2008. № 12.

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.11.2009 // Российская газета. 2009. 13 нояб.

3. Письмо заместителя Генерального директора судебного департамента при Верховном Суде РФ А.Я.Перепеченова от 16.04.2009 № ЕД-АП/683.

4. Справка начальника отдела организационного обеспечения деятельности судов ГУОПО С/Д с расчетами по апелляции и таблица численности судей (апелляция) от 23.03.2009.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1997. С. 355.

МАРТЫШКИН Василий Николаевич. Почетный работник судебной системы России. Присвоен Высший квалификационный класс. Заслуженный юрист Республики Мордовия. Стаж судебной работы - более 28 лет. С 1981 г. - судья, с 2008 г. - заместитель Председателя Верховного Суда Республики Мордовия. Избирался председателем квалификационной коллегии судей Республики Мордовия, членом Совета Судей РФ.

КУЗЬМИЧЕВ Олег Петрович. В 1988-2006 гг. работал на разных должностях в прокуратуре г. Одессы. С 2007 г. - начальник отдела организационного обеспечения деятельности судов Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Государственный советник юстиции РФ 2 класса.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100