написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (32), Октябрь 2009

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". На что следует обратить особое внимание

В мае 2009 г. вступил в силу новый Федеральный закон - «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Его принятие - значимый шаг в противопожарном нормировании. На некоторые принципиально важные моменты стоит обратить особое внимание.

О новых требованиях пожарной безопасности

Первое и принципиально важное положение, на которое следует обратить особое внимание, - порядок применения ст. 6 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности».

В соответствии с этой статьей пожарная безопасность считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает установленных допустимых значений. Механизм реализации этой нормы заключается в определении расчетных величин пожарных рисков на объектах защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями.

Необходимо обратить внимание на принципиальное отличие норм, установленных ст. 6, от норм, действовавших в сфере пожарной безопасности до 01.05.2009. Ранее предусматривалось, что на объекте должны быть выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности и правил пожарной безопасности или рассчитаны пожарные риски.

В настоящее время законодательно установлено принципиально другое положение: в любом случае должны быть выполнены все положения технического регламента и проведен расчет пожарного риска. Такой подход обусловлен тем, что Технический регламент содержит ряд статей, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения, пожарной сигнализации и пожаротушения. Все эти статьи приводят конечные параметры упомянутых систем. Способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведенного расчета риска. Это принципиально важное положение: таким образом государство уходит от жесткого нормирования конкретных технических решений.

Законодательно предусмотрено и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).

Таким образом, доказательством того, что выполнены положения Технического регламента, служат два момента: расчет пожарного риска или выполнение требований рекомендательных сводов правил и национальных стандартов. В связи с этим законодатель ввел ч. 3 ст. 6, где сказано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

В порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.

Декларация пожарной безопасности

Очень важен вопрос о разработке декларации пожарной безопасности, который регламентируется ст. 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Она должна восприниматься в контексте всего закона. Декларация пожарной безопасности никоим образом не дублирует декларацию промышленной безопасности: их назначение различно.

Декларация промышленной безопасности доказывает, что объект соответствует требованиям промышленной безопасности. Декларация пожарной безопасности носит совершенно иной характер. Ее смысл - подготовить собственника к эксплуатации объекта с целью обеспечения безопасности людей от воздействия опасных факторов пожара. Собственник должен знать, какие требования следует выполнять для того, чтобы была обеспечена пожаробезопасная эксплуатация того или иного объекта. Проще говоря, декларация - это уточнение к традиционной инструкции о мерах пожарной безопасности, которую предписано иметь на каждом объекте.

Форма и порядок регистрации декларации установлены приказом МЧС России от 24.02.2009 № 91, зарегистрированным в Минюсте России. В соответствии с данным приказом в декларации указывается перечень конкретных требований, подлежащих выполнению. Собственник заполняет декларацию самостоятельно либо, в соответствии с положением Гражданского кодекса РФ, может привлечь для этого стороннюю организацию или физическое лицо.

Декларация может быть заполнена двумя способами. Первый: в ней приводятся технические решения, которые принял собственник, с приложением расчетов пожарного риска. Альтернативный способ: собственник не приводит расчеты, но указывает перечень тех пунктов нормативных документов (сводов правил и/или национальных стандартов), которые выполняет, эксплуатируя тот или иной объект. При этом собственник должен оценить возможный ущерб имуществу сторонних лиц от пожаров.

В Техническом регламенте сказано: «Возможный ущерб при возникновении пожара третьим лицам можно определить договором страхования гражданской ответственности». Это может осуществляться в рамках добровольного страхования ответственности. В качестве альтернативы этому собственник может привести такие сведения в декларации на основании собственной доказательной базы.

В обязанность собственника не входит представлять документы о том, как он вычислил размер возможного ущерба третьим лицам, какими методиками руководствовался. Те данные, которые собственник представил в декларации, органы государственного пожарного надзора должны принять и зарегистрировать. Никаких дополнительных документов государственный пожарный надзор от собственника требовать не вправе.

Крайне важно, что декларация подается в уведомительном порядке. Собственник уведомляет надзорные органы о том, что он на конкретном объекте выполняет задекларированные требования пожарной безопасности.Не предусматривается согласование или рассмотрение декларации в каких-либо инстанциях. Что касается строящихся объектов, то декларация должна быть заполнена перед вводом объекта в эксплуатацию.

Для объектов, которые на сегодняшний день уже функционируют, декларация должна быть заполнена до 01.05.2010, т.е. в течение года после вступления в силу Технического регламента.

В Техническом регламенте содержатся две статьи, касающиеся существующих зданий, - это ч. 4 ст. 4 и ст. 151 (заключительные положения). Ст. 4 определяет, что на существующее и построенное здание новые требования Технического регламента не распространяются. В ст. 151 указано, что в области пожарной безопасности действуют все нормы и правила, которые приняты федеральными органами исполнительной власти, не противоречащие требованиям Технического регламента. Поэтому, заполняя пожарную декларацию, собственник должен указать, какие требования он выполняет из ранее действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.

Применение требований в отношении строящихся объектов

Следующий принципиально важный момент связан с применением требований Технического регламента в отношении строящихся объектов (строительство которых не было завершено до 01.05.2009) или тех объектов, проектирование которых началось до момента вступления Технического регламента в силу. На этих объектах мероприятия по обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения были заложены в соответствии с действовавшими ранее, до принятия Технического регламента, нормами и правилами.

Причина возникающих вопросов - в возможности различного толкования положения ч. 4 ст. 4 Технического регламента. Статью 4 Технического регламента следует рассматривать в совокупности с другими законами, т.к. порядок применения любого законодательного акта отрегулирован основополагающими документами. Так, в соответствии со ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось нарушением. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Статья 4 Технического регламента не противоречит тексту вышеперечисленных нормативных правовых актов. В ней сказано: «на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара». Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно-технических и организационных мероприятий.

Это положение относится и к проведению сезонных ремонтных работ на объектах любого назначения, предусматривающих замену напольных покрытий. Техническим регламентом не запрещается использование материалов, соответствующих требованиям ранее действовавших нормативных документов в области пожарной безопасности.

О системе соответствия требованиям пожарной безопасности

В тексте Технического регламента приведены 9 форм соответствия объекта защиты, продукции требованиям пожарной безопасности. Эти формы могут быть применены к конкретному виду продукции и к конкретному виду объекта.

Приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия. Первый, традиционный - осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний. Вторая форма подтверждения соответствия - независимая оценка пожарного риска, или аудит пожарной безопасности.

Необходимо разграничить два очень близких понятия: «независимая оценка пожарного риска» и «расчет пожарного риска».

Термин «пожарный риск» применяется и в том, и в другом понятии. Но «оценка пожарного риска» - это проведение соответствующих расчетов, доказательство с помощью этих расчетов, соответствует ли риск тем назначениям, которые установлены Техническим регламентом. «Независимая оценка риска» - процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС России организацией по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Эта процедура осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 20.11.2007 № 607, который определяет порядок аккредитации организации и те процедуры, которые организация должна выполнять.

Пункт 25 приказа МЧС России от 01.10.2007 № 517 (административный регламент об осуществлении государственного пожарного надзора) говорит о том, что на тех объектах, на которых проведена независимая оценка рисков, органами пожарного надзора мероприятия по контролю не планируются.

Размещение подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах

Особое внимание следует обратить на статью, определяющую порядок дислокации пожарных депо в городах, городских округах и сельских поселениях с учетом времени прибытия к месту возгорания.

Порядок дислокации подразделений пожарной охраны определяется, исходя из того, что время прибытия первого подразделения к вызову в городах - 10 мин, в сельских поселениях - 20 мин. Здесь не следует допускать подмены понятий. Техническим регламентом не установлено время прибытия первых подразделений, им определено, что подразделения пожарной охраны должны размещаться таким образом, чтобы к месту пожара они могли прибыть в течение установленного времени.

На сегодняшний день законодатель планирует очень жестко подойти к генеральным планам застройки городов и сельских поселений и, пользуясь соответствующим сводом правил, тщательно пересмотреть генеральные планы, выработать необходимые предложения и мероприятия. На их основе будет рекомендоваться, а где-то и требоваться, чтобы в генеральные планы развития городов и сельских поселений были включены вопросы устройства, размещения пожарных депо с той плотностью, которую регламентирует новый закон о требованиях пожарной безопасности.

Положения этой статьи Технического регламента направлены на то, чтобы развивалась сеть пожарных депо. Практика расчетов на сегодняшний день показывает: для того, чтобы выполнить установленный норматив в городах, радиус выезда должен составлять примерно 3,8 км, а в сельских населенных пунктах - 11,7 км. Руководителям городских поселений дается выбор: или улучшать качество дорог, чтобы пожарная охрана добиралась быстрее, или строить пожарные депо таким образом, чтобы обеспечить выполнение норматива.

Материал подготовлен Управлением информации МЧС России

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100