написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (32), Октябрь 2009

Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и Московской области при проведении массовых мероприятий на территории Московского региона

Кадацкий В.Л., Управление координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы

Для органов исполнительных власти города Москвы и Московской области вопросы взаимодействия по такому важному и сложному вопросу, как проведение массовых мероприятий, имеют большое значение, поскольку успех реализации любого управленческого решения во многом зависит от качества его организации.

В связи с тем, что в научной литературе недостаточно полно представлено понятие «взаимодействие органов исполнительных власти различных субъектов государственной власти», представляется целесообразным остановиться на анализе общих вопросов взаимодействия, ибо взаимодействие определяет существование, структурную организацию и свойства всякой материальной системы.

Философская категория взаимодействия включает в себя действующие связи и реальное воздействие взаимодействующих элементов и представляет собой абстракцию высшего порядка по отношению ко всем другим ее значениям. В широком смысле слова, «взаимодействие - процесс взаимного влияния тел друг на друга, наиболее общая, универсальная форма изменения их состояния» [1].

Взаимодействие вообще - это «философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения связи» [2].

Взаимодействие определяет существование, структурную организацию и свойства всякой материальной системы, возможность ее объединения в большую систему. Категория взаимодействия в философской литературе рассматривается как универсальная форма движения, развития материи: взаимодействие двух и более явлений или тел.

В результате взаимодействия становится возможным современное восприятие многофункциональных систем и подсистем в единстве и взаимосвязи всех образующих эти системы элементов. Это дало толчок к широкому употреблению в научной литературе и правовых актах терминов «взаимодействие» и «организация взаимодействия».

Организация взаимодействия внутри каждой из взаимодействующих систем требует использования оптимальных форм и методов. Для этого необходимо иметь хорошо отлаженную правовую систему и достоверную информацию, которые являлись бы важным инструментом эффективного взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, следует, что взаимодействие - это деятельное проявление (в соответствии с нормами действующего законодательства) субъектов (участников) взаимодействия - системного образования, согласованное по цели, основанное на кооперации, деловом сотрудничестве и взаимопомощи в интересах решения их общих задач.

Практика последнего времени свидетельствует о том, что органами исполнительной власти Москвы и Московской области на рабочем уровне поддерживается взаимодействие, а Правительством Москвы и Правительством Московской области принимаются необходимые меры по выполнению действующего законодательства, регламентирующего проведение массовых мероприятий.

Массовые мероприятия, представляющие собой организованные действия значительных групп (масс) людей, протекающие в общественных местах, являются одной из важнейших форм общественной активности граждан. Количество проводимых в стране массовых мероприятий из года в год растет. В то же время при их проведении существенно возрастает угроза нарушения общественного порядка, а также совершения террористических актов и иных посягательств на общественную безопасность, что требует привлечения значительных сил и средств для обеспечения правопорядка.

Происшедшие за годы реформ серьезные изменения в социально-экономической сфере существенно повлияли на состояние общественных отношений, привели к обострению социальных конфликтов, нередко находящих свое выражение в форме противоправных массовых акций. Ежегодно регистрируется значительное количество публичных мероприятий, проводимых без какого-либо уведомления, с нарушением установленного порядка, отмечается рост политического и религиозного экстремизма.

В Москве с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа культурно-зрелищных, спортивных и религиозных массовых мероприятий, в том числе международного, федерального и регионального уровня, проводимых на территории столицы. Так, например, в текущем году в количественном выражении увеличение составило 14,5% (с 8 до 9,5 тыс. мероприятий). По данным ГУВД по городу Москве, количество участников за первые 6 месяцев 2009 г. превысило 12 млн человек.

Некоторые из этих мероприятий проводились впервые - это выборы и интронизация Патриарха Русской Православной Церкви с участием представителей епархий от Канады до Австралии, а также проведение конкурса эстрадной песни «Евровидение-2009». Одним из сложных моментов в их подготовке и проведении явилась организация взаимодействия в связи с большим количеством структур, привлекаемых к решению вопросов комплексной безопасности и всестороннего обеспечения.

Организовывая проведение этих и других массовых мероприятий, структурные подразделения Правительства Москвы приобрели определенный опыт слаженных совместных действий, благодаря чему в текущем году при их проведении серьезных правонарушений не допущено.

Следует отметить, что между Правительством Москвы и Правительством Московской области также сложилась определенная система организации взаимодействия при подготовке и проведении ряда крупных массовых мероприятий, в том числе футбольных и хоккейных матчей на стадионах Москвы и Московской области, международного авиационно-космического салона «МАКС» в г. Жуковском, весенних религиозных праздников, связанных с посещением кладбищ, и некоторых других.

Здесь особо необходимо выделить четкую организацию взаимодействия между правоохранительными органами двух субъектов Федерации.

По большинству наиболее важных направлений ГУВД по городу Москве и ГУВД по Московской области изданы совместные приказы:

  • «О проведении совместных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение противоправных действий со стороны болельщиков спортивных команд»;
  • «О повышении эффективности деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, мерах по предупреждению экстремистских акций и групповых нарушений общественного порядка».

В ходе реализации этих приказов удается в целом успешно обеспечивать вопросы поддержания правопорядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.

В то же время существенным препятствием в выработке единых подходов к организации и проведению массовых мероприятий является отсутствие на федеральном уровне конкретной законодательной базы, регламентирующей порядок взаимодействия и ответственность при их проведении.

Целесообразно отдельно остановиться на проблеме массовых публичных мероприятий, поскольку их проведение носит не разрешительный, а уведомительный характер. Большинство из них проходит в центральной части города, существенно влияет на дорожную обстановку и вызывает негативную реакцию жителей Москвы и гостей столицы.

Конституция РФ предоставляет право гражданам нашей страны собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 20) устанавливает, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций», а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» [3].

Закрепленные в ст. 31 Конституции РФ мирные публичные мероприятия, каждое в отдельности или в сочетании друг с другом, предоставляют гражданам широкие возможности для свободного выражения своих мыслей, высказывания и формирования мнений и убеждений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.

Это означает, что право на проведение публичных мероприятий, ценное само по себе, может в установленном порядке использоваться и фактически используется для обеспечения и защиты конституционных и иных прав и свобод, в частности, для обеспечения нормальных условий труда, своевременной выплаты заработной платы, повышения размеров оплаты труда и пенсий, улучшения работы транспорта, коммунальных услуг, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, улучшения работы судов и правоохранительных органов, усиления борьбы с коррупцией и другими подобными негативными явлениями.

Публичные акции дают гражданам возможность принять участие в дискуссиях по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, высказать поддержку или, напротив, неприятие решений и действий других государств, различных международных и национальных организаций.

19.06.2004 принят Федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон), в котором определён уведомительный порядок проведения публичных мероприятий. Сохранены также положения, соответствующие Конституции РФ и нормам международных договоров. Даны нормы, касающиеся разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, подробно изложены положения о порядке организации и проведения публичного мероприятия, указаны права и обязанности организатора и участников публичного мероприятия, других органов и лиц, причастных к его проведению.

Законодательство о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях включает в себя и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на их проведение.

Для обеспечения условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований приняты Закон города Москвы от 04.04.2007 № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» (в редакции Закона города Москвы от 23.05.2007 № 13) и постановление Правительства Москвы от 22.01.2008 № 55-ПП «Об утверждении Регламента рассмотрения префектурами административных округов города Москвы уведомлений о проведении публичных мероприятий».

Значительное место в Законе уделено порядку организации и проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее 3 дней до дня его проведения.

Основной фигурой публичных мероприятий являются организаторы. Ими по Закону могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. В Законе (ст. 5) подробно изложены права и обязанности организатора публичного мероприятия, а также участников мероприятия, каковыми обозначены граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных и религиозных объединений, добровольно участвующих в нем.

Участники публичного мероприятия имеют право обсуждать и принимать решения, участвовать в иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные или религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Отдельная статья Закона (ст. 8) посвящена месту проведения публичного мероприятия, условиям допустимых ограничений в его проведении. В этой статье сказано, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1)  территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2)  путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3)  территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4)  пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения в городе Москве публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется постановлением Правительства Москвы от 28.08.2007 № 757-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 4 апреля 2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований».

Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом РФ.

В Законе регламентированы обязанности органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, права и обязанности их уполномоченных представителей, а также уполномоченного представителя органа внутренних дел. Установлено, что орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, в частности, обязан:

1)  довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении этого мероприятия (а при подаче менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения данного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий его проведения требованиям настоящего Федерального закона;

2)  довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной наполняемости территории (помещения) в месте проведения данного мероприятия;

3)  обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении этого мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствий и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность по ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

В Законе (ст. 15) приведены основания и порядок приостановления публичного мероприятия. Принимаемые в этом случае решения зависят от характера нарушения. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить соответствующее нарушение.

В случае невыполнения этого требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном ст. 17 Закона.

Основанием для прекращения публичного мероприятия являются:

  • создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
  • совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований Закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Порядок прекращения публичного мероприятия (ст. 17) предусматривает, что в случае принятия решения о его прекращении уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления:

1)  дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 ч оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2)  устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по его прекращению, действуя при этом в соответствии с законодательством РФ.

Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный ч. 1 ст. 17 Закона, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В гл. 3 Закона приведены гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия, одна из них - обеспечение условий для проведения публичного мероприятия. Это сводится к тому, чтобы не мешать проведению такого мероприятия, что адресовано организатору мероприятия, должностным лицам и гражданам. Они не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Другое условие касается органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия. Они обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, и сообщить о принятых решениях организатору мероприятия.

Граждане, права которых на проведение публичного мероприятия нарушены решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественным объединением, должностным лицом, могут подать жалобу в порядке, установленном законодательством РФ.

Значительное место в массовых мероприятиях занимают культурно-просветительные, театрально-зрелищные, спортивные и рекламные мероприятия. Проведение данных мероприятий регламентируется Конституцией РФ, Федеральными законами от 18.07.1995 № 109-ФЗ «О рекламе», от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уставом города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы от 052.10.2000 № 1054-РМ «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве», от 25.04.2002 № 248-РМ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Мэра Москвы от 05.10.2000 № 1054-РМ «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве», постановлением Правительства Москвы от 06.06.2007 № 451-ПП «Об утверждении Регламента подготовки префектурой округа города Москвы распоряжения префекта административного округа города Москвы о проведении массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий на территории административного округа города Москвы (с количеством участников до 5000 человек)».

Организаторами указанных мероприятий могут быть юридические или физические лица, являющиеся инициаторами массового мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

О проведении массового мероприятия его организаторы обязаны уведомить органы исполнительной власти, соответствующие территориальные органы внутренних дел и представить информацию о его названии, программе с указанием места, времени, условиях организационного, финансового и иного обеспечения его проведения, предполагаемом количестве участников, своего адреса и номеров контактных телефонов. На проведение массового мероприятия организаторы обязаны получить согласие в органах исполнительной власти. В этих целях организаторы мероприятия размещают рекламу и иные сведения о дате, времени и месте его проведения, реализуют или распространяют пригласительные или платные входные билеты для зрителей только после получения согласия в органах исполнительной власти.

Координация деятельности и контроль торгового обслуживания посетителей, зрителей и других участников массовых мероприятий возлагается на Департамент потребительского рынка и услуг и префектов административных округов.

Уведомление о намерении провести массовое мероприятие в зависимости от количества его участников направляется для рассмотрения:

  • на массовое мероприятие с количеством участников свыше 5000 либо, если массовое мероприятие охватывает территорию нескольких административных округов, - первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса социальной сферы;
  • до 5000 - префектам соответствующих административных округов г. Москвы.

Уведомление рассматривается в срок не более 10 дней для мероприятий с количеством участников до 5000 человек и в срок не более 15 дней для мероприятия с количеством участников свыше 5000 человек. При рассмотрении уведомлений для согласования порядка организации и проведения массового мероприятия приглашаются его организаторы, а также представители правоохранительных органов и городских служб. По результатам рассмотрения уведомления принимается мотивированное распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия. Распоряжение принимается и вручается организатору в срок, предусмотренный для рассмотрения уведомления.

Массовые мероприятия, проведение которых связано с получением прибыли, обеспечиваются нарядами милиции, неотложной медицинской, противопожарной и иной необходимой помощью на договорной основе.

Организатор массового мероприятия обеспечивает сотрудников правоохранительных органов, участвующих в обеспечении правопорядка на мероприятиях, запрашиваемым и обусловленным служебной необходимостью количеством аккредитаций всех видов и билетами. Организатор массового мероприятия проводит работу по техническому и материальному обустройству мероприятия и обеспечивает при этом соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности. Заблаговременно направляет в Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы уведомление на выполнение сверхрегламентных работ по уборке мест проведения мероприятия и прилегающей территории, установку и обслуживание временных мобильных туалетов с последующей оплатой указанных работ согласно заключенному договору.

В случае возникновения при проведении мероприятия предпосылок к совершению террористических актов, экстремистских проявлений, беспорядков и иных опасных противоправных действий организатор массового мероприятия обязан незамедлительно сообщить об этом руководителям правоохранительных органов, ответственным за обеспечение безопасности граждан на массовом мероприятии. При совершении участниками мероприятия массовых противоправных действий организатор обязан приостанавливать его или прекращать, а милиция - обеспечить правопорядок.

Практика организации и проведения массовых мероприятий после принятия Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», распоряжения Мэра Москвы от 05.10.2000 № 1054-РМ «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве» свидетельствует об отдельных проблемах, которые при принятии указанных правовых актов не были в полном объёме учтены и в настоящее время негативно влияют на разрешение отдельных практических вопросов между организаторами мероприятий и органами власти.

В настоящее время все проблемные вопросы обозначились достаточно четко, и назрела необходимость внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство и законодательство города Москвы.

Анализ указывает на увеличение количества публичных акций, в том числе протестного характера, проводимого жителями Московской области на территории города Москвы. От единичных случаев проведения митингов и пикетов в прошлые годы их организаторы перешли к скоординированным систематическим действиям. В первом полугодии текущего года поступило более 40 уведомлений с заявленным количеством участников свыше 5500 человек.

В качестве основных целей их проведения можно выделить выражение требований в получении гражданами - участниками долевого строительства оплаченных квартир, восстановление прав на владение земельными долями и сельскохозяйственными предприятиями, неудовлетворенность социально-экономическим развитием муниципальных образований и некоторые другие. Причинами избрания мест проведения публичных мероприятий в центральной части города Москвы их организаторы объясняют приближенность к зданиям федеральных и областных органов власти, к которым обращены их требования, а также желанием вызвать больший общественный резонанс.

Случаи отсутствия должного внимания к данным вопросам со стороны заинтересованных органов власти играют на руку партиям и движениям, выступающим против проводимого в стране политического курса. Представители данных организаций, в том числе депутаты, предпринимают активные шаги к консолидации действий по организации совместных публичных мероприятий под эгидой защиты прав и интересов граждан, пропагандируя свои политические идеи, пытаясь таким образом привлечь недовольных в свои ряды.

Особенно активно используют данный метод сторонники движения «Левый фронт», Объединенного гражданского фронта (ОГФ), политической партии «ЯБЛОКО», которые зачастую подстрекают граждан на проведение не согласованных с городскими властями публичных мероприятий, а иногда призывают к неповиновению законным требованиям сотрудников органов правопорядка. В этих условиях многократно возрастает вероятность экстремистских проявлений, совершения различных противоправных действий.

Главной особенностью организации массовых публичных акций в городе Москве является то, что вопросы рассмотрения уведомлений контролируются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы. Решения о согласовании публичных мероприятий (за исключением пикетов), проводимых в Центральном административном округе или в 2 и более округах, принимает лично Мэр Москвы Ю.М.Лужков. Всего в текущем полугодии рассмотрено 300 уведомлений по Центральному административному округу и 758 по другим административным округам.

Примерно по такой же схеме осуществляется работа и в Правительстве Московской области, только все основные функции возложены на Министерство по делам территориальных образований Московской области.

Как сегодня реально обстоит дело по взаимодействию в этом направлении?

В текущем году рассмотрено более 40 уведомлений о проведении в центре Москвы публичных акций жителями Московской области, что составляет 13% от общего числа.

Уведомления подавали жители муниципальных образований Химки, Пушкино, Троицка, Щербинки, Одинцово, Дедовска и др. Из указанного количества только по нескольким из них к нам поступали звонки из Министерства территориальных образований Московской области и один - из города Балашихи.

Практика показала, что организаторы этих мероприятий в большинстве своем вполне адекватные люди. В ходе рассмотрения уведомлений и неоднократных бесед с организаторами удавалось существенно снизить остроту мероприятий (вместо шествий они соглашались на проведение небольших митингов, вместо митингов - на проведение пикетов), а некоторые мероприятия вообще не проводились. Численность участников проведенных мероприятий составила не сотни, как заявлялось, а в среднем 20-30 человек.

Вывод из сказанного может быть только один - с организаторами акций нужна постоянная профилактическая работа и не только сотрудников Правительства Москвы, но и заинтересованных органов исполнительной власти на местах.

В целях дальнейшего совершенствования организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области по обеспечению безопасности при проведении на их территориях мероприятий общественно-политического и культурно-зрелищного характера необходимо следующее:

1) целесообразно совершенствовать наработанный опыт взаимодействия при проведении массовых культурно-зрелищных, спортивных и религиозных мероприятий между органами исполнительных власти города Москвы и Московской области;

2) обеспечить оперативный обмен информацией о намерениях провести публичные мероприятия по вопросам, касающимся деятельности органов исполнительной власти региона, о лицах, склонных к противоправным действиям, нарушениям норм действующего законодательства, регламентирующего проведение массовых мероприятий;

3) постоянно принимать с учетом имеющихся полномочий превентивные меры по своевременному разрешению конфликтных ситуаций. К превентивным мерам можно отнести:

а) разработку и реализацию комплексных профилактических мероприятий среди молодежи, фанатов спортивных команд, направленных на предупреждение и пресечение с их стороны противоправных действий, экстремистских акций и иных антиобщественных проявлений;

б) осуществление контроля за перемещением неорганизованных групп молодежи и спортивных фанатов в период подготовки и проведения массовых мероприятий, проводимых в городе Москве, или городах Московской области;

в) осуществление постоянного мониторинга публикаций в средствах массовой информации (анализ заявлений, обращений и выступлений юридических и физических лиц, представителей политических партий и общественных объединений о недостатках и упущениях, нарушениях законности при обеспечении правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий);

4) включать в состав создаваемых оперативных штабов по обеспечению мер общественной безопасности при подготовке и проведении наиболее социально значимых массовых мероприятий представителей исполнительных органов государственной власти города Москвы и исполнительных органов государственной власти Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по городу Москве и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Московской области, органов местного самоуправления, организаторов мероприятия, администраций объектов их проведения и иных заинтересованных лиц.

Представляется, что реализация данных предложений в практической работе органов исполнительной власти города Москвы и Московской области при проведении массовых мероприятий позволит осуществлять взаимодействие на высоком уровне и с высокой результативностью.

Литература

1. Философский словарь. 4-е изд. М., 1980. С. 50.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 81.

3. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 // Российский бюллетень по правам человека. 1999. № 11. С. 3.

КАДАЦКИЙ Валерий Леонидович. Кандидат политических наук. Начальник Управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100