написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (32), Октябрь 2009

Выступление на международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность"

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

<…>Социальные и экономические условия нашей жизни, системы, в которых мы живём, очень сложны, и с каждым годом эти организмы становятся всё более и более сложными. То же самое происходит и с политической, и правовой теорией. Для принятия политических программ и даже для оперативных решений всё чаще требуется мобилизация лучших интеллектуальных сил. Это очень сложный процесс. Политика, по сути, становится всё более сложным, наукоёмким вопросом. Умная, рациональная политика, государственный прагматизм должны вытеснить из политической сферы всё неразумное: опасные иллюзии национализма, с одной стороны, или архаичные предрассудки классовой борьбы, с другой стороны. Утопические проекты глобального господства, как бы они ни назывались - «всемирный халифат» или «благожелательная гегемония», высокопарное оправдание военных авантюр, подавление прав и свобод людей, любые незаконные действия - всё это, конечно, было бы желательно оставить в прошлом, хотя я понимаю, что это всё проще произнести, чем сделать.

Уверен, что будущее за политикой, направленной через открытое обсуждение, исследование и всесторонний анализ проблем к выработке продуманных, согласованных методов осуществления этой политики. Будущее - за умной политикой.<…>

Мы всё чаще видим, как проблемы, возникающие на территории одного или нескольких государств, приобретают глобальный характер, причём происходит это моментально, а некомпетентность или просто иногда нежелание решать собственные проблемы наносят ущерб не только своей стране, но и огромному количеству других стран. Неэффективность государственных институтов порождает международные конфликты.

В прошлом году мы все увидели, как непродуманная, можно и жёстче, конечно, сказать, финансовая политика правительства одной страны стала причиной мирового экономического кризиса, последствия которого затронули практически все государства, представленные в этом зале. Есть и другие примеры.

На планете происходят климатические изменения, и происходят они далеко по вине не всех государств в равной степени, причём в этих изменениях прежде всего бывают виноваты государства, которые являются просвещёнными и экологически образованными. О чём это говорит? О том, что мы и по этому вопросу должны договариваться.

Эпидемии, техногенные катастрофы, социальная нестабильность, экстремизм и терроризм, незаконная миграция, пиратство, организованная преступность - все эти явления возникают в том случае, если государство в силу каких-то своих причин не справляется со своими функциями, не справляется со своими обязанностями. А угрожают эти явления всем, абсолютно всем. Поэтому государства, с моей точки зрения, должны знать друг о друге как можно больше и вправе критически оценивать не только внешнюю, но и внутреннюю политику друг друга, может быть, и указывать на недостатки этой политики, если она может привести к проблемам международного масштаба или игнорирует общепринятые этические нормы, принципы гуманизма.

Но критерии, стандарты и правила такого рода оценок и мониторинга не могут никому навязываться. Это тоже абсолютно очевидно. Никто не должен диктовать эти правила в одностороннем порядке, даже самые сильные, самые мощные государства, самые уважаемые государства. Чтобы они воспринимались, чтобы они были действенные, их нужно вырабатывать общими усилиями в ходе свободной дискуссии всех участников мировой политики. Здесь вполне уместен известный латинский принцип: «то, что в равной мере затрагивает всех, требует и одобрения со стороны всех».

При этом права наций не должны использоваться для создания изолированных, непрозрачных, закрытых политических режимов, всякого рода «железных занавесов», которые скрывают неурядицы и, как правило, злоупотребления.

Каким должно быть современное государство? Какой должна быть его правовая и организационная структура? Как должны развивать себя сами государства? Как должны развиваться их собственные институты, чтобы эти государства были эффективными, чтобы они были комфортными для собственных граждан и безопасными для соседей, чтобы государство не только не становилось источником угроз для других стран, но и было достаточно сильным, устойчивым и при необходимости могло и помогать своим соседям?

Для меня, может быть, здесь не все со мной согласятся, всё-таки современное государство - это прежде всего демократическое государство. Поэтому я бы сформулировал главный вопрос нашей конференции так: каковы должны быть стандарты современной демократии, чтобы обеспечивать глобальную безопасность и устойчивое развитие?

Мой вариант ответа на этот вопрос был не так давно, на прошлой неделе, опубликован в ряде российских изданий. Я не буду повторяться, но хотел бы ещё раз подчеркнуть. Институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели общественного развития достигались преимущественно ненасильственным путём, не принуждением и подавлением, не запугиванием и противопоставлением друг другу. В основе этих методов регулирования должны лежать толерантность, спокойствие, культура диалога, раскрытие творческого потенциала любого человека, сближение интересов личности, общества и государства, а также интересов различных обществ и различных государств. Современные политические системы здесь должны быть открытыми, гибкими и достаточно сложными, чтобы они соответствовали нынешнему времени, соответствовали характеру и скорости непрерывно меняющихся социальных и культурных процессов. Они должны защищать человека, должны защищать суверенитет государства, поддерживать структуры гражданского общества.

Конечно, это самые общие, может быть, фундаментальные принципы, но именно ими, на мой взгляд, следует руководствоваться при выработке стандартов демократической политики. Безусловно, что утверждение таких стандартов не означает унификацию и обезличивание. Наоборот, согласованные критерии, согласованные подходы к вопросам государственного строительства помогут сохранить всё многообразие политических культур, управленческих моделей и социальных традиций (мы все разные), представлений о будущем и демократического опыта. Ещё Гёте когда-то писал, что не может быть и речи о единомыслии разных наций, но все нации должны знать друг о друге, понимать друг друга.<…>

Мировой экономический кризис опроверг довольно модные в конце прошлого века рассуждения о снижении роли национальных государств в глобальную эпоху. И ведь не транснациональные компании, не международные организации взяли на себя ответственность за судьбы миллионов людей в мире. Антикризисные программы, стабилизационные меры, социальная защита граждан осуществляются правительствами, осуществляются самими государствами и способствуют нормализации уже, в свою очередь, глобальной экономики.

Кризис заметно обострил некоторые общественные проблемы, значительно выросла безработица практически во всех странах, которые здесь представлены. Это привело к сокращению доходов населения, по сути, ухудшило социальное положение десятков, сотен миллионов людей на планете и стало серьёзным испытанием для молодёжи, которая находится только в самом начале своего пути. Долг каждого государства, затронутого кризисом, принимать необходимые решения.

Мы только что встречались с Премьер-министром Франции, с Премьер-министром Испании и говорили о том, какие решения мы должны будем принять в самом ближайшем будущем, в том числе в Питтсбурге, где будет встреча «большой двадцатки». И для нас очевидно, что мы обязаны принимать такие решения. Это не наше право, это наша обязанность, для того чтобы через 2-3 года новая волна кризиса не накрыла бы наши страны ещё в более драматическом сценарии, чем сейчас. Поэтому мы должны меняться, и мы должны предлагать современные модели регулирования финансовых отношений.

Правительства, которые не способны поддерживать на должном уровне занятость и, как следствие, качество жизни своих граждан, ответственны за возникновение и массовой нелегальной миграции. Потоки нелегалов обычно направляются в благополучные страны, повышая, до предела повышая, по сути, социальную нагрузку в этих странах и нагрузку на их правоохранительные структуры.<…>

На повестке дня - преодоление всего комплекса последствий экономического кризиса, возобновление роста глобальной экономики, минимизация риска резких колебаний мировой конъюнктуры. Для этого, как я уже неоднократно говорил, потребуется реформирование международных финансово-экономических институтов, причём реформирование действенное, а не ради того, чтобы просто изобразить реформу, как сегодня нам в некоторых случаях это предлагают. Конечно, проведение всеми государствами более ответственной экономической политики. Я надеюсь, сегодня это все осознали.

Ответственность государств перед гражданами и друг перед другом, их эффективность в обеспечении общественной и глобальной безопасности - вот что нам необходимо. Их приверженность ценностям демократии и прогресса, их способность создавать механизмы продуктивного сотрудничества и мирного разрешения споров. Таковы сегодня наши приоритеты.

Поэтому, я надеюсь, продолжится обсуждение одной из наших инициатив, которая была сформулирована мною в прошлом году, - Договора о европейской безопасности. Мы готовы к содержательному диалогу с нашими партнёрами по Европе. Будем и дальше продвигать это предложение, разъяснять нашу позицию. Этот документ не должен быть ни против кого направлен. Это, наоборот, документ, который должен помочь согласовать воли всех государств, живущих на европейской земле. <…>

По своей природе все государства разные, но, с другой стороны, все государства созданы людьми. Их высшая цель - служить людям, обеспечивая право граждан на достойную жизнь, на справедливость и на безопасность. Это главное.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100