Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Некоторые аспекты миграционной обстановки в субъектах Российской Федерации

Демидов А.В., Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России

На рубеже XX и XXI вв. мир столкнулся с небывалыми доселе масштабами международной миграции, явившимися одним из проявлений объективного процесса глобализации. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни между бедными и богатыми странами мира, социальная поляризация в отдельных странах, происшедшая в результате глобализации интенсификация трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей, прогресс в области транспорта и связи - все это в совокупности вызвало беспрецедентно высокую мобильность населения в международном масштабе. По состоянию на 01.01.2008 свыше 200 млн человек жили за пределами стран своего рождения или своего гражданства [1].

Международная миграция во многом влияет на межгосударственные отношения, нередко вызывает серьезные осложнения. Регулирование миграции требует все более продуманной внутренней миграционной политики и глубокого международного сотрудничества.

Причин, вызывающих миграцию населения, много. Это и проблемы экономического характера (безработица, низкий уровень жизни, невозможность самореализоваться в своем регионе и в своей стране по избранной специальности), а также военно-политические обстоятельства (внутренние конфликты, войны), преследования на религиозной, этнической и иной почве.

Не обошли миграционные процессы и Россию. Развал Советского Союза, разрушение сложившейся в течение 70 лет политической и социально-экономической системы, дестабилизация экономического положения, попытки создать в ряде бывших республик СССР моноэтнические государства и, соответственно, последовавшие за этим попытки выталкивания из этих республик русского и русскоговорящего населения, вспыхивающие на пространстве СНГ конфликты - все это привело к массовому нерегулируемому перемещению населения, затронувшему миллионы людей.

Наряду с возрастанием трансграничного перемещения населения, проходившего в законных рамках, наша страна, начиная с середины 1990-х гг., столкнулась с новым для себя явлением - нелегальной миграцией.

Все перечисленное привело к тому, что в последнее время в нашей стране происходит осознание важности комплексного исследования миграционной ситуации с целью нахождения эффективного решения возникающих проблем. Большое число исследователей, включая автора этих строк, посвятили свои работы изучению миграционной обстановки в нашей стране и формированию современной миграционной политики Российской Федерации [2]. Однако, как представляется, недостаточно изученными остаются некоторые аспекты миграционной ситуации в российских регионах.

Обстановка в регионах в сфере миграции интересна уже хотя бы тем, что именно на местах явственнее, чем на федеральном уровне, проявляются проблемы, имеющиеся в этой области, а также намечаются возможные пути их решения. Проходящие в регионах процессы имеют характер как постоянного, так и «маятникового» (сезонного) свойства.

Как показывает анализ имеющейся информации, поступающей из регионов, миграционная обстановка в целом ряде субъектов РФ остается сложной. В силу снижения численности местных трудовых ресурсов из-за оттока трудоспособного населения, естественной убыли, перед регионами встает задача привлечения иностранной рабочей силы. Иностранные рабочие занимают в первую очередь те рабочие места, которые не пользуются спросом у граждан России в силу низкой оплаты труда либо по причине малой престижности. Ряд регионов, к примеру Псковская область, используется как транзитный коридор на пути в Прибалтику и в Западную Европу.

Потребность субъектов РФ в иностранной рабочей силе определяется состоянием их экономики. Ряд регионов в силу своего географического положения, развитости экономики является притягательным для пребывания иностранных граждан. Так, по информации администрации Новосибирской области, в последние несколько лет основным фактором, стимулировавшим приток в область иностранной рабочей силы, был строительно-инвестиционный подъем, диктовавший устойчивый спрос на специалистов рабочих профессий, прежде всего, строительного профиля. В Республике Саха (Якутия) в течение всего 2008 г. сохранялась тенденция к росту числа работающих иностранных граждан (всего въехало 21,96 тыс. человек, что на 27,2% больше показателей 2007 г.). Аналогичная тенденция отмечалась в Башкортостане (в 2008 г. въехало 86 699 иностранцев против 10 769 в 2007 г.), а также в Хабаровском крае (75 639 иностранцев в 2008 г. против 64 952 в 2007 г., рост - 16,4%), в Республике Марий Эл (рост - 68%), в Архангельской области (рост - 12%) [3]. Расширение миграционного притока отмечается и в Республике Тыва.

При анализе материалов, поступающих из российских регионов, в первую очередь обращает на себя внимание то, что количество трудовых мигрантов (а люди из-за пределов России приезжают в нашу страну в первую очередь на заработки) значительно превышает установленную Правительством РФ квоту на выдачу разрешений на занятие трудовой деятельностью. Такая ситуация отмечается в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской области. В результате мигранты устраиваются на работу всеми правдами и неправдами, в том числе не имея разрешений. Отмечается, что 80% иностранцев, незаконно осуществляющих трудовую деятельность, при въезде заявляет частную цель визита. Для граждан Грузии характерно, что по окончании сроков действия виз они не покидают территорию России.

В качестве причин такого явления можно выделить:

  • сохранение безвизового въезда на территорию России для граждан большинства государств СНГ (по информации администрации Сахалинской области, 95% иностранцев, получающих разрешение на временное проживание, прибывают на территорию области из государств СНГ, в Удмуртии - 80%, в Северной Осетии - 84,9%);
  • при оформлении разрешений на трудовую деятельность для граждан государств Содружества отсутствует привязка к конкретному работодателю;
  • длительная (2-3 мес.) процедура получения федерального разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • несовершенство системы трудоустройства иностранных граждан, а также неэффективное функционирование механизма квотирования (слабая осведомленность иностранцев о наличных вакантных рабочих местах в регионах; отсутствие взаимосвязи между подачей работодателем заявки на иностранную рабочую силу и гарантированным получением иностранных работников; отсутствие преимущественного права работодателей, чьи заявки учтены при формировании квоты, пользоваться этой квотой; отсутствие дифференциации квоты на выдачу разрешений на работу иностранцам, прибывающим в Россию по визам, и в порядке, не требующем виз);
  • длительные (2-6 мес.) сроки исполнения российскими консульскими загранучреждениями (РКЗУ) запросов территориальных органов ФМС России по проверке наличия гражданства РФ/отказа от гражданства РФ в отношении лиц, приобретших гражданство в РКЗУ;
  • непредоставление при оформлении территориальными органами ФМС России иностранным гражданам разрешений на временное проживание и видов на жительство, посольствами государств СНГ либо их МВД (Киргизия, Молдавия, Украина, Узбекистан), ответов на запросы о подтверждении принадлежности к гражданству указанных стран, а также наличия/отсутствия у проверяемых граждан судимости;
  • длительные сроки исполнения консульскими учреждениями иностранных государств на территории России запросов органов ФМС России по установлению личностей иностранных граждан и др., что затрудняет своевременное оформление иностранным гражданам документов для выезда из России и, как следствие, увеличивает сроки их незаконного пребывания на территории России (на это указывают Правительство Бурятии и администрация Сахалинской области);
  • слабая материальная база областных и республиканских УФМС, не соответствующая объему задач, решаемых службой.

На фоне отмеченных проблем вызывает недоумение периодическое ничем не объясняемое снижение Правительством РФ по представлению ФМС России квот на въезд иностранных рабочих без учета региональной специфики. Так, по информации администрации Сахалинской области, в 2008 г. квота для Сахалина и Курил была снижена на 3 тыс. человек. Такое снижение трудно назвать целесообразным, поскольку областной рынок труда нуждается в кадрах для строительной и лесной отраслей, а также для сельского хозяйства. И уже сейчас очевидно, что не все имеющиеся вакансии будут заполнены российскими гражданами, с учетом достаточно суровых климатических условий в этом регионе.

Похожая ситуация складывается в Самарской области. Квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2009 г. утверждена в размере 39 тыс. человек, что на 5,6% меньше цифры, запрошенной областной администрацией. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений в целях осуществления трудовой деятельности - 6,2 тыс. человек (на 26,5% меньше предложения области).

В то же время ряд регионов не выбирает выделенную квоту (Архангельская область использует квоту лишь на 58%, Татарстан - на 28,9%). Отчасти это происходит вследствие того, что квоты принимаются и доводятся до регионов с опозданием (так, квота 2008 г. была утверждена лишь в октябре), когда работников уже сложно привлечь [4].

Отмечается и такой момент - для предприятий, создаваемых в настоящее время, выделение квоты на использование иностранной рабочей силы запланировано лишь на 2011 г.

Целый ряд российских регионов (например, Еврейская автономная область) справедливо указывает на то, что снижение квот на легальное привлечение иностранной рабочей силы в реальности приводит не к уменьшению количества иностранных работников, занятых в российской экономике, и, соответственно, высвобождению рабочих мест для трудоустройства российских граждан, а к увеличению численности нелегальных трудовых мигрантов.

Как представляется, существующий порядок формирования квот для регионов требует совершенствования. В этой связи, возможно, есть смысл подумать о предоставлении российским регионам полномочий самим устанавливать численность привлекаемых иностранных работников, гибко реагируя на объективные изменения на рынке труда. Субъектам РФ можно было бы дать право, при соблюдении общей численности, перераспределять квоту между разными категориями работников. Кроме того, регионы, где отмечается естественный рост численности населения (к примеру, Краснодарский край), могли бы быть уполномочены самостоятельно снижать такую квоту.

Нелегальная миграция несет в себе угрозу распространения преступности. Влияние на рост преступности, на формирование и пополнение этнических организованных преступных групп может оказать массовое увольнение иностранцев, происходящее в результате последствий мирового финансового кризиса. На совершение преступлений мигрантов толкает в том числе отсутствие у многих из них финансовой возможности вернуться на родину. Так, за 2008 г. иностранными гражданами только в одном Хабаровском крае совершено 274 преступления, что на 10% больше, чем в 2007 г., в Якутии - 112 преступлений (рост на 67,1%), число преступлений, совершенных мигрантами в Пензенской области в 2008 г., в 1,5 раза превысило аналогичный показатель 2007 г. Наибольшее число правонарушений отмечается со стороны граждан Азербайджана, Узбекистана и лиц без гражданства.

Другой опасностью, которую таит в себе нелегальная миграция, является распространение инфекционных заболеваний. Как известно, для получения разрешения на трудовую деятельность мигранты должны представить документы, удостоверяющие их состояние здоровья. Администрации и правоохранительные органы российских регионов обратили внимание на то, что среди соискателей трудоустройства получили широкое распространение поддельные медицинские документы. Наиболее фиктивные медицинские документы распространены среди трудовых мигрантов из КНР. Подобное явление несет в себе угрозу распространения инфекционных болезней на территории России. К примеру, в одной Пензенской области в 2008 г. среди мигрантов выявлено 43 носителя опасных инфекционных заболеваний.

Большие проблемы с выдворением незаконных трудовых мигрантов создает отсутствие у Российской Федерации соглашений о реадмиссии с государствами Средней Азии (на это, к примеру, обращает внимание администрация Омской области). Несмотря на рост числа трудовых мигрантов из СНГ, международные контакты региональных администраций с этими государствами носят эпизодический характер. Нет действующих договоров о сотрудничестве с регионами государств СНГ.

Работа по противодействию нелегальной миграции осложняется отсутствием в целом ряде регионов (Ростовская область, Дагестан) центров временного содержания иностранцев, подлежащих по решению суда административному выдворению из России.

Официальной политикой руководства многих российских регионов является привлечение, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов в особо значимые области. Особенно это касается крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов. На этом фоне обращает на себя внимание низкий уровень квалификации большинства прибывающих иностранных рабочих. Большая часть трудовых мигрантов занята в двух сферах - строительстве и торговле, т.е. на рабочих местах с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда. Низкая квалификация работников существенно ограничивает возможности их использования. Так, в Северной Осетии доля квалифицированных работников не превышает 10%. Даже в сфере сельского хозяйства и строительства требуются квалифицированные специалисты со стажем работы не менее 3 лет. В Свердловской области даже в сфере клининговых услуг примерно только половина предприятий готовы принять на работу иностранца, да и то при условии, что все его документы в полном порядке. Некоторым работодателям приходится обучать иностранных работников в профтехучилищах. Препятствием для получения работы является традиционно плохое знание ими русского языка.

В последнее время актуальной стала проблема деятельности многочисленных посредников, формально выдающих разрешения на работу. Они не ведут дальнейшего сопровождения мигранта, не гарантируют трудоустройства, увеличивается число поддельных документов. В этой связи интересен опыт, применяемый администрацией Свердловской области, по аккредитации организаций, представляющих посреднические услуги. Как ожидается, такая аккредитация повлечет за собой повышение качества услуг и большую ответственность за выданные разрешения, гарантирует занятость трудовых мигрантов. Таким образом, консолидация усилий всех, кто занимается проблемами трудовых мигрантов, сделает привлечение иностранной рабочей силы плановым, регулируемым. В частности, как ожидается, такое регулирование даст возможность перенаправлять миграционную волну в депрессивные районы, на новостройки.

Проблемой является обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с учетом их этнических, культурных, языковых отличий. По результатам социологических исследований, проведенных в регионах, только каждый третий коренной житель лояльно относится к приезду мигрантов (к примеру, в Удмуртии лишь 7% опрошенных поддерживают привлечение иностранной рабочей силы). Большинство же либо выступает категорически против, либо ставит приезд в зависимость от национального признака. Наиболее спокойно коренное население относится к приезду граждан Украины и Белоруссии. Сказываются здесь национальный состав мигрантов, их вероисповедание и культурные традиции, влияющие на быстроту адаптации к социальной среде принимающего региона.

Вопрос социально-психологической адаптации иммигрантов в новой среде остается одним из наиболее сложных в миграционной сфере для российских регионов. В этой связи приоритетной задачей государственных и общественных организаций на региональном уровне остается формирование толерантных отношений между представителями различных национальностей, религий, культур, проживающих на одной территории.

В процессе совершенствования миграционного законодательства в отношении учета иностранных граждан как-то «потерялась» норма, регламентирующая учет иностранцев, обучающихся в учебных заведениях. В результате сегодня учебное заведение, выступающее в качестве принимающей стороны, может поставить на миграционный учет учащегося только на 90 сут, после чего он должен выехать из Российской Федерации, затем опять въехать. То есть процедура регистрации будет повторяться в течение всего срока его обучения каждые 3 мес. Это создает особые проблемы для иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах, расположенных вдали от Москвы, от консульских учреждений своих стран и от международных аэропортов.

В общем комплексе миграционных проблем, с которыми сталкиваются российские регионы, важное место занимают вопросы, связанные с реализацией Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Как известно, 12 российских регионов [5] Указом Президента РФ определены в качестве «пилотных» в деле реализации Госпрограммы [6].

Вместе с тем и в этом вопросе не все благополучно. Так, в информации, поступившей из Калининградской области, отмечаются отказы соотечественникам от участия в программе по мотивам отсутствия вакансий, несоответствия заявленной квалификации реальным практическим навыкам, по возрасту кандидата, вследствие несоответствия потребностей кандидата возможностям региона.

Сам переезд соотечественников часто задерживается из-за затягивания сроков оформления документов. Во многих регионах, к примеру, в Омской области отмечается отсутствие возможности в полном объеме оказать содействие соотечественникам, желающим переселиться в регион, ввиду длительного процесса согласования соответствующей региональной программы.

Но, что особенно важно и что особенно дискредитирует всю Госпрограмму, так это сложности с трудоустройством соотечественников, вызванные тем, что для некоторых работодателей, из соображений экономии на социальных выплатах, по-прежнему предпочтительным является прием на работу иностранцев, включая нелегальных мигрантов, из государств СНГ. В результате, как отмечают в ряде российских регионов, Госпрограмма работает неэффективно. Так, по информации из Приморского края, за 2006-2008 гг. в край прибыло всего 27 участников программы.

Российским регионам приходится сталкиваться в миграционной сфере и с проблемами другого плана. Значительное место в них занимают вопросы, связанные с функционированием процедур определения статуса беженца, размещением у себя лиц, прибывших из зон конфликтов и получивших такой статус. Так, значительный объем работы пришлось проделать территориальным органам ФМС России в Северной Осетии в связи с массовым исходом населения из Южной Осетии в августе 2008 г.

Отдельной темой видится проблема освещения миграционной политики в российских СМИ, включая как центральные, так и региональные издания. Пока, к сожалению, российская пресса при подаче сохраняющихся нерешенных вопросов проявляет больше склонности не искать им решения, а нагнетать эмоции, не задумываясь о последствиях. А ведь нужно помнить, что речь идет о крайне деликатных проблемах. Необходимо быть максимально корректным и не забывать об огромной ответственности, особенно в период кризисов, когда необдуманное высказывание может спровоцировать агрессию по отношению к представителям другой национальности.

В результате рассмотрения миграционной обстановки в субъектах РФ представляется целесообразным высказать некоторые рекомендации.

С учетом того, что основную часть трудовых мигрантов в России составляют граждане государств СНГ, очевидно, следовало бы отойти от принципа свободного пересечения границы с государствами Содружества и разработать механизм регулирования безвизового въезда граждан государств СНГ в Россию. Может быть, стоит ввести систему приглашений, выдаваемых физическими и юридическими лицами.

На федеральном уровне необходимо ускорить разработку и заключение двусторонних соглашений о реадмиссии, прежде всего представляющими террористическую и миграционную опасность (государства Средней Азии, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, КНР).

Целесообразно устанавливать срок пребывания иностранных граждан-студентов на учебный год или даже на весь срок обучения.

Необходимо использовать цивилизованные методы подбора персонала - через службы занятости, кадровые агентства, в том числе путем соглашений с зарубежными организациями, осуществляющими подбор персонала, а не принимать иностранного гражданина на работу «с улицы».

Кроме того, хотелось бы предложить следующее:

  • внести изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части передачи полномочий по выдаче работодателям разрешений на привлечение иностранных работников, въехавших в Россию в визовом порядке, территориальным органам ФМС России, что позволит в установленные сроки рассматривать документы работодателю, оперативно реагировать на изменения в законодательстве по трудовой миграции;
  • информировать уполномоченные службы стран исхода трудовых мигрантов и самих потенциальных мигрантов о резком сокращении рабочих мест в российских регионах. Ввести в качестве обязательного требование о пересечении границы только после подтверждения договоренности о приеме на работу;
  • сократить число посредников, формально выдающих разрешения на работу;
  • практически и юридически решить проблему цивилизованного возвращения в страну исхода как нелегальных мигрантов, так и мигрантов, которые лишились рабочих мест в результате экономического кризиса;
  • расширить полномочия субъекта РФ по формированию квот на иностранную рабочую силу посредством наделения межведомственной комиссии правом перераспределения квот между работодателями. Таким образом будут соблюдены интересы вновь создаваемых предприятий, что снизит поток обращений из регионов по вопросу корректировки квот на текущий год;
  • создать на Дальнем Востоке России более благоприятные условия для переселения соотечественников из-за рубежа. Особое внимание при этом обратить на необходимость создания благоприятных условий для прибытия переселенцев на территории вдоль границы с КНР;
  • внести изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в части решения вопроса участия федерального бюджета в решении вопросов жилищной проблемы переселенцев-соотечественников;
  • организовать широкомасштабную рекламно-информационную кампанию по созданию привлекательного образа нашей страны как в самой России, так и за рубежом.

Миграционную обстановку в России вообще и в российских регионах в частности можно с полным основанием охарактеризовать как сложную и неоднозначную. Причина тому - Российской Федерацией провозглашена в принципе правильная, но не сопровождающаяся должным теоретическим, юридическим и административным обеспечением политика открытости, в том числе в области въезда в страну и выезда из нее. Дальнейшее промедление в решении существующих миграционных проблем может не только осложнить ход и поставить под сомнение результаты политических и социально-экономических реформ внутри страны, но и серьезно подорвать авторитет государства на международной арене.

Только тогда, когда миграционные процессы станут по-настоящему контролируемыми, в том числе с точки зрения определения «качественного» состава мигрантов, регионов их размещения, они будут способствовать выходу из сложностей, спровоцированных мировым экономическим кризисом.

Кроме того, совершенно очевидно, что внешняя трудовая миграция как в Россию, так и за ее пределы, стала одним из серьезных факторов социально-экономического развития страны, без учета которого уже нельзя строить планы дальнейшего хода реформ в России. Сейчас во главу угла надо ставить работу по наведению порядка в вопросах привлечения иностранной рабочей силы, оптимизации ее квотирования, процедур оформления разрешений на работу, принятия других мер, нацеленных на совершенствование миграционной политики.

Россия объективно заинтересована как в иммиграции необходимых экономике страны иностранных работников, так и в регулируемом выезде за рубеж граждан нашей страны с целью получения необходимой квалификации. Стране необходима разработка современных мер регулирования международных трудовых отношений, законодательного регламентирования трудовой эмиграции и иммиграции.

В плане изучения соответствующего международного опыта, по мнению автора, следовало бы, отбросив крайности, характерные для западноевропейского рестриктивного миграционного режима («шенгенский режим»), творчески применять к российской специфике позитивный опыт регулирования миграционных потоков, допускающий ограниченный въезд лиц, имеющих требуемые профессиональные и образовательные навыки.

Высокий динамизм социальных процессов дает основание утверждать, что не стоит откладывать «на потом» решение «неудобных» проблем в отношениях с сопредельными странами из опасений вызвать осложнения в двусторонних отношениях. Отложенные вопросы со временем, как правило, перерастают в проблемы трудноразрешимые, вызывающие трения в том числе и на политическом уровне. Осложнения, вызванные «застарелыми» проблемами, значительно перевешивают по своим последствиям сложности, возникающие в результате принятия обоснованных и решительных мер по снятию только что возникших вопросов.

Примечания

1. Fourth World Migration Report released by the International Organization for Migration. 09.12.2008.

2. Демидов А.В. Формирование современной миграционной политики Российской Федерации и сотрудничество с международными организациями. М., 2003.

3. Здесь и далее цифры приводятся на основании информации администраций субъектов РФ, поступающей в МИД РФ.

4. Массовое прибытие иностранных рабочих, как известно, отмечается весной каждого года.

5. Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области определены «пилотными» в Госпрограмме.

6. Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

ДЕМИДОВ Андрей Владимирович. Кандидат политических наук. В системе МИД СССР и России работал в посольствах в Сомали, Буркина Фасо, Кении, Израиле. В Центральном аппарате МИД работал в Управлении по культурным связям, Департаменте по гуманитарным проблемам и правам человека. Начальник отдела по связям с субъектами Федерации Центрального и Северо-Западного федеральных округов Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России.

Некоторые аспекты миграционной обстановки в субъектах Российской Федерации | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Некоторые аспекты миграционной обстановки в субъектах Российской Федерации

Демидов А.В., Департамент по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России

На рубеже XX и XXI вв. мир столкнулся с небывалыми доселе масштабами международной миграции, явившимися одним из проявлений объективного процесса глобализации. Увеличивающийся разрыв в уровнях жизни между бедными и богатыми странами мира, социальная поляризация в отдельных странах, происшедшая в результате глобализации интенсификация трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей, прогресс в области транспорта и связи - все это в совокупности вызвало беспрецедентно высокую мобильность населения в международном масштабе. По состоянию на 01.01.2008 свыше 200 млн человек жили за пределами стран своего рождения или своего гражданства [1].

Международная миграция во многом влияет на межгосударственные отношения, нередко вызывает серьезные осложнения. Регулирование миграции требует все более продуманной внутренней миграционной политики и глубокого международного сотрудничества.

Причин, вызывающих миграцию населения, много. Это и проблемы экономического характера (безработица, низкий уровень жизни, невозможность самореализоваться в своем регионе и в своей стране по избранной специальности), а также военно-политические обстоятельства (внутренние конфликты, войны), преследования на религиозной, этнической и иной почве.

Не обошли миграционные процессы и Россию. Развал Советского Союза, разрушение сложившейся в течение 70 лет политической и социально-экономической системы, дестабилизация экономического положения, попытки создать в ряде бывших республик СССР моноэтнические государства и, соответственно, последовавшие за этим попытки выталкивания из этих республик русского и русскоговорящего населения, вспыхивающие на пространстве СНГ конфликты - все это привело к массовому нерегулируемому перемещению населения, затронувшему миллионы людей.

Наряду с возрастанием трансграничного перемещения населения, проходившего в законных рамках, наша страна, начиная с середины 1990-х гг., столкнулась с новым для себя явлением - нелегальной миграцией.

Все перечисленное привело к тому, что в последнее время в нашей стране происходит осознание важности комплексного исследования миграционной ситуации с целью нахождения эффективного решения возникающих проблем. Большое число исследователей, включая автора этих строк, посвятили свои работы изучению миграционной обстановки в нашей стране и формированию современной миграционной политики Российской Федерации [2]. Однако, как представляется, недостаточно изученными остаются некоторые аспекты миграционной ситуации в российских регионах.

Обстановка в регионах в сфере миграции интересна уже хотя бы тем, что именно на местах явственнее, чем на федеральном уровне, проявляются проблемы, имеющиеся в этой области, а также намечаются возможные пути их решения. Проходящие в регионах процессы имеют характер как постоянного, так и «маятникового» (сезонного) свойства.

Как показывает анализ имеющейся информации, поступающей из регионов, миграционная обстановка в целом ряде субъектов РФ остается сложной. В силу снижения численности местных трудовых ресурсов из-за оттока трудоспособного населения, естественной убыли, перед регионами встает задача привлечения иностранной рабочей силы. Иностранные рабочие занимают в первую очередь те рабочие места, которые не пользуются спросом у граждан России в силу низкой оплаты труда либо по причине малой престижности. Ряд регионов, к примеру Псковская область, используется как транзитный коридор на пути в Прибалтику и в Западную Европу.

Потребность субъектов РФ в иностранной рабочей силе определяется состоянием их экономики. Ряд регионов в силу своего географического положения, развитости экономики является притягательным для пребывания иностранных граждан. Так, по информации администрации Новосибирской области, в последние несколько лет основным фактором, стимулировавшим приток в область иностранной рабочей силы, был строительно-инвестиционный подъем, диктовавший устойчивый спрос на специалистов рабочих профессий, прежде всего, строительного профиля. В Республике Саха (Якутия) в течение всего 2008 г. сохранялась тенденция к росту числа работающих иностранных граждан (всего въехало 21,96 тыс. человек, что на 27,2% больше показателей 2007 г.). Аналогичная тенденция отмечалась в Башкортостане (в 2008 г. въехало 86 699 иностранцев против 10 769 в 2007 г.), а также в Хабаровском крае (75 639 иностранцев в 2008 г. против 64 952 в 2007 г., рост - 16,4%), в Республике Марий Эл (рост - 68%), в Архангельской области (рост - 12%) [3]. Расширение миграционного притока отмечается и в Республике Тыва.

При анализе материалов, поступающих из российских регионов, в первую очередь обращает на себя внимание то, что количество трудовых мигрантов (а люди из-за пределов России приезжают в нашу страну в первую очередь на заработки) значительно превышает установленную Правительством РФ квоту на выдачу разрешений на занятие трудовой деятельностью. Такая ситуация отмечается в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской области. В результате мигранты устраиваются на работу всеми правдами и неправдами, в том числе не имея разрешений. Отмечается, что 80% иностранцев, незаконно осуществляющих трудовую деятельность, при въезде заявляет частную цель визита. Для граждан Грузии характерно, что по окончании сроков действия виз они не покидают территорию России.

В качестве причин такого явления можно выделить:

  • сохранение безвизового въезда на территорию России для граждан большинства государств СНГ (по информации администрации Сахалинской области, 95% иностранцев, получающих разрешение на временное проживание, прибывают на территорию области из государств СНГ, в Удмуртии - 80%, в Северной Осетии - 84,9%);
  • при оформлении разрешений на трудовую деятельность для граждан государств Содружества отсутствует привязка к конкретному работодателю;
  • длительная (2-3 мес.) процедура получения федерального разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • несовершенство системы трудоустройства иностранных граждан, а также неэффективное функционирование механизма квотирования (слабая осведомленность иностранцев о наличных вакантных рабочих местах в регионах; отсутствие взаимосвязи между подачей работодателем заявки на иностранную рабочую силу и гарантированным получением иностранных работников; отсутствие преимущественного права работодателей, чьи заявки учтены при формировании квоты, пользоваться этой квотой; отсутствие дифференциации квоты на выдачу разрешений на работу иностранцам, прибывающим в Россию по визам, и в порядке, не требующем виз);
  • длительные (2-6 мес.) сроки исполнения российскими консульскими загранучреждениями (РКЗУ) запросов территориальных органов ФМС России по проверке наличия гражданства РФ/отказа от гражданства РФ в отношении лиц, приобретших гражданство в РКЗУ;
  • непредоставление при оформлении территориальными органами ФМС России иностранным гражданам разрешений на временное проживание и видов на жительство, посольствами государств СНГ либо их МВД (Киргизия, Молдавия, Украина, Узбекистан), ответов на запросы о подтверждении принадлежности к гражданству указанных стран, а также наличия/отсутствия у проверяемых граждан судимости;
  • длительные сроки исполнения консульскими учреждениями иностранных государств на территории России запросов органов ФМС России по установлению личностей иностранных граждан и др., что затрудняет своевременное оформление иностранным гражданам документов для выезда из России и, как следствие, увеличивает сроки их незаконного пребывания на территории России (на это указывают Правительство Бурятии и администрация Сахалинской области);
  • слабая материальная база областных и республиканских УФМС, не соответствующая объему задач, решаемых службой.

На фоне отмеченных проблем вызывает недоумение периодическое ничем не объясняемое снижение Правительством РФ по представлению ФМС России квот на въезд иностранных рабочих без учета региональной специфики. Так, по информации администрации Сахалинской области, в 2008 г. квота для Сахалина и Курил была снижена на 3 тыс. человек. Такое снижение трудно назвать целесообразным, поскольку областной рынок труда нуждается в кадрах для строительной и лесной отраслей, а также для сельского хозяйства. И уже сейчас очевидно, что не все имеющиеся вакансии будут заполнены российскими гражданами, с учетом достаточно суровых климатических условий в этом регионе.

Похожая ситуация складывается в Самарской области. Квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2009 г. утверждена в размере 39 тыс. человек, что на 5,6% меньше цифры, запрошенной областной администрацией. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений в целях осуществления трудовой деятельности - 6,2 тыс. человек (на 26,5% меньше предложения области).

В то же время ряд регионов не выбирает выделенную квоту (Архангельская область использует квоту лишь на 58%, Татарстан - на 28,9%). Отчасти это происходит вследствие того, что квоты принимаются и доводятся до регионов с опозданием (так, квота 2008 г. была утверждена лишь в октябре), когда работников уже сложно привлечь [4].

Отмечается и такой момент - для предприятий, создаваемых в настоящее время, выделение квоты на использование иностранной рабочей силы запланировано лишь на 2011 г.

Целый ряд российских регионов (например, Еврейская автономная область) справедливо указывает на то, что снижение квот на легальное привлечение иностранной рабочей силы в реальности приводит не к уменьшению количества иностранных работников, занятых в российской экономике, и, соответственно, высвобождению рабочих мест для трудоустройства российских граждан, а к увеличению численности нелегальных трудовых мигрантов.

Как представляется, существующий порядок формирования квот для регионов требует совершенствования. В этой связи, возможно, есть смысл подумать о предоставлении российским регионам полномочий самим устанавливать численность привлекаемых иностранных работников, гибко реагируя на объективные изменения на рынке труда. Субъектам РФ можно было бы дать право, при соблюдении общей численности, перераспределять квоту между разными категориями работников. Кроме того, регионы, где отмечается естественный рост численности населения (к примеру, Краснодарский край), могли бы быть уполномочены самостоятельно снижать такую квоту.

Нелегальная миграция несет в себе угрозу распространения преступности. Влияние на рост преступности, на формирование и пополнение этнических организованных преступных групп может оказать массовое увольнение иностранцев, происходящее в результате последствий мирового финансового кризиса. На совершение преступлений мигрантов толкает в том числе отсутствие у многих из них финансовой возможности вернуться на родину. Так, за 2008 г. иностранными гражданами только в одном Хабаровском крае совершено 274 преступления, что на 10% больше, чем в 2007 г., в Якутии - 112 преступлений (рост на 67,1%), число преступлений, совершенных мигрантами в Пензенской области в 2008 г., в 1,5 раза превысило аналогичный показатель 2007 г. Наибольшее число правонарушений отмечается со стороны граждан Азербайджана, Узбекистана и лиц без гражданства.

Другой опасностью, которую таит в себе нелегальная миграция, является распространение инфекционных заболеваний. Как известно, для получения разрешения на трудовую деятельность мигранты должны представить документы, удостоверяющие их состояние здоровья. Администрации и правоохранительные органы российских регионов обратили внимание на то, что среди соискателей трудоустройства получили широкое распространение поддельные медицинские документы. Наиболее фиктивные медицинские документы распространены среди трудовых мигрантов из КНР. Подобное явление несет в себе угрозу распространения инфекционных болезней на территории России. К примеру, в одной Пензенской области в 2008 г. среди мигрантов выявлено 43 носителя опасных инфекционных заболеваний.

Большие проблемы с выдворением незаконных трудовых мигрантов создает отсутствие у Российской Федерации соглашений о реадмиссии с государствами Средней Азии (на это, к примеру, обращает внимание администрация Омской области). Несмотря на рост числа трудовых мигрантов из СНГ, международные контакты региональных администраций с этими государствами носят эпизодический характер. Нет действующих договоров о сотрудничестве с регионами государств СНГ.

Работа по противодействию нелегальной миграции осложняется отсутствием в целом ряде регионов (Ростовская область, Дагестан) центров временного содержания иностранцев, подлежащих по решению суда административному выдворению из России.

Официальной политикой руководства многих российских регионов является привлечение, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов в особо значимые области. Особенно это касается крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов. На этом фоне обращает на себя внимание низкий уровень квалификации большинства прибывающих иностранных рабочих. Большая часть трудовых мигрантов занята в двух сферах - строительстве и торговле, т.е. на рабочих местах с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда. Низкая квалификация работников существенно ограничивает возможности их использования. Так, в Северной Осетии доля квалифицированных работников не превышает 10%. Даже в сфере сельского хозяйства и строительства требуются квалифицированные специалисты со стажем работы не менее 3 лет. В Свердловской области даже в сфере клининговых услуг примерно только половина предприятий готовы принять на работу иностранца, да и то при условии, что все его документы в полном порядке. Некоторым работодателям приходится обучать иностранных работников в профтехучилищах. Препятствием для получения работы является традиционно плохое знание ими русского языка.

В последнее время актуальной стала проблема деятельности многочисленных посредников, формально выдающих разрешения на работу. Они не ведут дальнейшего сопровождения мигранта, не гарантируют трудоустройства, увеличивается число поддельных документов. В этой связи интересен опыт, применяемый администрацией Свердловской области, по аккредитации организаций, представляющих посреднические услуги. Как ожидается, такая аккредитация повлечет за собой повышение качества услуг и большую ответственность за выданные разрешения, гарантирует занятость трудовых мигрантов. Таким образом, консолидация усилий всех, кто занимается проблемами трудовых мигрантов, сделает привлечение иностранной рабочей силы плановым, регулируемым. В частности, как ожидается, такое регулирование даст возможность перенаправлять миграционную волну в депрессивные районы, на новостройки.

Проблемой является обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с учетом их этнических, культурных, языковых отличий. По результатам социологических исследований, проведенных в регионах, только каждый третий коренной житель лояльно относится к приезду мигрантов (к примеру, в Удмуртии лишь 7% опрошенных поддерживают привлечение иностранной рабочей силы). Большинство же либо выступает категорически против, либо ставит приезд в зависимость от национального признака. Наиболее спокойно коренное население относится к приезду граждан Украины и Белоруссии. Сказываются здесь национальный состав мигрантов, их вероисповедание и культурные традиции, влияющие на быстроту адаптации к социальной среде принимающего региона.

Вопрос социально-психологической адаптации иммигрантов в новой среде остается одним из наиболее сложных в миграционной сфере для российских регионов. В этой связи приоритетной задачей государственных и общественных организаций на региональном уровне остается формирование толерантных отношений между представителями различных национальностей, религий, культур, проживающих на одной территории.

В процессе совершенствования миграционного законодательства в отношении учета иностранных граждан как-то «потерялась» норма, регламентирующая учет иностранцев, обучающихся в учебных заведениях. В результате сегодня учебное заведение, выступающее в качестве принимающей стороны, может поставить на миграционный учет учащегося только на 90 сут, после чего он должен выехать из Российской Федерации, затем опять въехать. То есть процедура регистрации будет повторяться в течение всего срока его обучения каждые 3 мес. Это создает особые проблемы для иностранных студентов, обучающихся в региональных вузах, расположенных вдали от Москвы, от консульских учреждений своих стран и от международных аэропортов.

В общем комплексе миграционных проблем, с которыми сталкиваются российские регионы, важное место занимают вопросы, связанные с реализацией Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Как известно, 12 российских регионов [5] Указом Президента РФ определены в качестве «пилотных» в деле реализации Госпрограммы [6].

Вместе с тем и в этом вопросе не все благополучно. Так, в информации, поступившей из Калининградской области, отмечаются отказы соотечественникам от участия в программе по мотивам отсутствия вакансий, несоответствия заявленной квалификации реальным практическим навыкам, по возрасту кандидата, вследствие несоответствия потребностей кандидата возможностям региона.

Сам переезд соотечественников часто задерживается из-за затягивания сроков оформления документов. Во многих регионах, к примеру, в Омской области отмечается отсутствие возможности в полном объеме оказать содействие соотечественникам, желающим переселиться в регион, ввиду длительного процесса согласования соответствующей региональной программы.

Но, что особенно важно и что особенно дискредитирует всю Госпрограмму, так это сложности с трудоустройством соотечественников, вызванные тем, что для некоторых работодателей, из соображений экономии на социальных выплатах, по-прежнему предпочтительным является прием на работу иностранцев, включая нелегальных мигрантов, из государств СНГ. В результате, как отмечают в ряде российских регионов, Госпрограмма работает неэффективно. Так, по информации из Приморского края, за 2006-2008 гг. в край прибыло всего 27 участников программы.

Российским регионам приходится сталкиваться в миграционной сфере и с проблемами другого плана. Значительное место в них занимают вопросы, связанные с функционированием процедур определения статуса беженца, размещением у себя лиц, прибывших из зон конфликтов и получивших такой статус. Так, значительный объем работы пришлось проделать территориальным органам ФМС России в Северной Осетии в связи с массовым исходом населения из Южной Осетии в августе 2008 г.

Отдельной темой видится проблема освещения миграционной политики в российских СМИ, включая как центральные, так и региональные издания. Пока, к сожалению, российская пресса при подаче сохраняющихся нерешенных вопросов проявляет больше склонности не искать им решения, а нагнетать эмоции, не задумываясь о последствиях. А ведь нужно помнить, что речь идет о крайне деликатных проблемах. Необходимо быть максимально корректным и не забывать об огромной ответственности, особенно в период кризисов, когда необдуманное высказывание может спровоцировать агрессию по отношению к представителям другой национальности.

В результате рассмотрения миграционной обстановки в субъектах РФ представляется целесообразным высказать некоторые рекомендации.

С учетом того, что основную часть трудовых мигрантов в России составляют граждане государств СНГ, очевидно, следовало бы отойти от принципа свободного пересечения границы с государствами Содружества и разработать механизм регулирования безвизового въезда граждан государств СНГ в Россию. Может быть, стоит ввести систему приглашений, выдаваемых физическими и юридическими лицами.

На федеральном уровне необходимо ускорить разработку и заключение двусторонних соглашений о реадмиссии, прежде всего представляющими террористическую и миграционную опасность (государства Средней Азии, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, КНР).

Целесообразно устанавливать срок пребывания иностранных граждан-студентов на учебный год или даже на весь срок обучения.

Необходимо использовать цивилизованные методы подбора персонала - через службы занятости, кадровые агентства, в том числе путем соглашений с зарубежными организациями, осуществляющими подбор персонала, а не принимать иностранного гражданина на работу «с улицы».

Кроме того, хотелось бы предложить следующее:

  • внести изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части передачи полномочий по выдаче работодателям разрешений на привлечение иностранных работников, въехавших в Россию в визовом порядке, территориальным органам ФМС России, что позволит в установленные сроки рассматривать документы работодателю, оперативно реагировать на изменения в законодательстве по трудовой миграции;
  • информировать уполномоченные службы стран исхода трудовых мигрантов и самих потенциальных мигрантов о резком сокращении рабочих мест в российских регионах. Ввести в качестве обязательного требование о пересечении границы только после подтверждения договоренности о приеме на работу;
  • сократить число посредников, формально выдающих разрешения на работу;
  • практически и юридически решить проблему цивилизованного возвращения в страну исхода как нелегальных мигрантов, так и мигрантов, которые лишились рабочих мест в результате экономического кризиса;
  • расширить полномочия субъекта РФ по формированию квот на иностранную рабочую силу посредством наделения межведомственной комиссии правом перераспределения квот между работодателями. Таким образом будут соблюдены интересы вновь создаваемых предприятий, что снизит поток обращений из регионов по вопросу корректировки квот на текущий год;
  • создать на Дальнем Востоке России более благоприятные условия для переселения соотечественников из-за рубежа. Особое внимание при этом обратить на необходимость создания благоприятных условий для прибытия переселенцев на территории вдоль границы с КНР;
  • внести изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в части решения вопроса участия федерального бюджета в решении вопросов жилищной проблемы переселенцев-соотечественников;
  • организовать широкомасштабную рекламно-информационную кампанию по созданию привлекательного образа нашей страны как в самой России, так и за рубежом.

Миграционную обстановку в России вообще и в российских регионах в частности можно с полным основанием охарактеризовать как сложную и неоднозначную. Причина тому - Российской Федерацией провозглашена в принципе правильная, но не сопровождающаяся должным теоретическим, юридическим и административным обеспечением политика открытости, в том числе в области въезда в страну и выезда из нее. Дальнейшее промедление в решении существующих миграционных проблем может не только осложнить ход и поставить под сомнение результаты политических и социально-экономических реформ внутри страны, но и серьезно подорвать авторитет государства на международной арене.

Только тогда, когда миграционные процессы станут по-настоящему контролируемыми, в том числе с точки зрения определения «качественного» состава мигрантов, регионов их размещения, они будут способствовать выходу из сложностей, спровоцированных мировым экономическим кризисом.

Кроме того, совершенно очевидно, что внешняя трудовая миграция как в Россию, так и за ее пределы, стала одним из серьезных факторов социально-экономического развития страны, без учета которого уже нельзя строить планы дальнейшего хода реформ в России. Сейчас во главу угла надо ставить работу по наведению порядка в вопросах привлечения иностранной рабочей силы, оптимизации ее квотирования, процедур оформления разрешений на работу, принятия других мер, нацеленных на совершенствование миграционной политики.

Россия объективно заинтересована как в иммиграции необходимых экономике страны иностранных работников, так и в регулируемом выезде за рубеж граждан нашей страны с целью получения необходимой квалификации. Стране необходима разработка современных мер регулирования международных трудовых отношений, законодательного регламентирования трудовой эмиграции и иммиграции.

В плане изучения соответствующего международного опыта, по мнению автора, следовало бы, отбросив крайности, характерные для западноевропейского рестриктивного миграционного режима («шенгенский режим»), творчески применять к российской специфике позитивный опыт регулирования миграционных потоков, допускающий ограниченный въезд лиц, имеющих требуемые профессиональные и образовательные навыки.

Высокий динамизм социальных процессов дает основание утверждать, что не стоит откладывать «на потом» решение «неудобных» проблем в отношениях с сопредельными странами из опасений вызвать осложнения в двусторонних отношениях. Отложенные вопросы со временем, как правило, перерастают в проблемы трудноразрешимые, вызывающие трения в том числе и на политическом уровне. Осложнения, вызванные «застарелыми» проблемами, значительно перевешивают по своим последствиям сложности, возникающие в результате принятия обоснованных и решительных мер по снятию только что возникших вопросов.

Примечания

1. Fourth World Migration Report released by the International Organization for Migration. 09.12.2008.

2. Демидов А.В. Формирование современной миграционной политики Российской Федерации и сотрудничество с международными организациями. М., 2003.

3. Здесь и далее цифры приводятся на основании информации администраций субъектов РФ, поступающей в МИД РФ.

4. Массовое прибытие иностранных рабочих, как известно, отмечается весной каждого года.

5. Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области определены «пилотными» в Госпрограмме.

6. Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

ДЕМИДОВ Андрей Владимирович. Кандидат политических наук. В системе МИД СССР и России работал в посольствах в Сомали, Буркина Фасо, Кении, Израиле. В Центральном аппарате МИД работал в Управлении по культурным связям, Департаменте по гуманитарным проблемам и правам человека. Начальник отдела по связям с субъектами Федерации Центрального и Северо-Западного федеральных округов Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИД России.