Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Правозащитная деятельность органов военной прокуратуры в 2008 году

Мокрицкий А.В., Первый заместитель Главного военного прокурора

11.02.2009 в Москве состоялась расширенная коллегия Главной военной прокуратуры, в ходе которой подведены итоги деятельности военных прокуроров в 2008 г. и определены задачи на перспективу.

Как отметил заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор государственный советник юстиции 1 класса С.Н.Фридинский, в войсках за минувший год проделана определенная работа по укреплению законности и правопорядка. Военными прокурорами эффективно осуществлялась надзорная деятельность на многих направлениях. Причем не только по выявлению нарушений закона, но и по контролю за принятием действенных мер к их устранению.

В процессе этой работы восстановлены нарушенные права почти 400 тыс. военнослужащих и других граждан. По требованию военных прокуроров отменено более 12 тыс. незаконных правовых актов командования. Принятыми мерами государству возмещен материальный ущерб на сумму свыше 1 млрд руб. Прокурорскими работниками поддержано государственное обвинение более чем по 10 тыс. уголовных дел, что позволило вынести законные и обоснованные приговоры в отношении свыше 11 тыс. виновных лиц.

В очередной раз в условиях вооруженного конфликта в Южной Осетии военные прокуроры оправдали свое название и свое предназначение. Практически одновременно с началом боевых действий прокурорские работники вместе с войсками вошли в район вооруженного конфликта и стали осуществлять надзорные и следственные мероприятия. На надлежащем уровне была организована деятельность прокуратуры и в составе подразделений Коллективных сил по поддержанию мира на территории Республики Абхазия.

Проделанная совместно с командованием, органами безопасности в войсках, военными судами, государственными институтами и общественными организациями работа по укреплению законности и правопорядка в войсках дала определенные позитивные результаты. По итогам года сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе повлекших тяжкий вред здоровью, преступных посягательств против порядка несения специальных видов службы, неуставных проявлений и фактов рукоприкладства должностных лиц. Существенно уменьшилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотических средств и ряда других.

Вместе с тем состояние преступности в войсках и воинских формированиях остается непростым. В минувшем году в них зарегистрировано более 20 тыс. преступлений, наблюдался рост преступности среди офицерского состава.

Большинство этих деяний, как и в предыдущие годы, составляют должностные и корыстные преступления. Офицерами совершено более половины всех посягательств на военное имущество, хищений путем мошенничества, подавляющее большинство случаев взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат.

Все чаще коррупционные деяния совершаются устойчивыми преступными группами, организаторами и руководителями которых являются высокопоставленные воинские должностные лица.

Следствием активизации деятельности правоохранительных органов, эффективного взаимодействия с органами безопасности в войсках и военными следственными органами, в том числе в рамках созданных в прошлом году рабочих групп, стало повышение выявляемости коррупционных преступлений в войсках, в частности взяточничества, присвоений и растрат, злоупотреблений должностными полномочиями.

Только в минувшем году за совершение таких преступлений к уголовной ответственности привлечено более 500 офицеров, в том числе свыше 350 - старших, среди которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Ущерб, причиненный коррупционными посягательствами, вырос вдвое и превысил 2 млрд руб.

В настоящее время в Главной военной прокуратуре подготовлены предложения по укреплению правопорядка среди офицерского состава, которые направлены руководителям Минобороны и других министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования.

Одним из главных направлений деятельности прокуратуры на ближайшую перспективу Президентом РФ Д.А.Медведевым определено противодействие коррупции. Принятые в 2008 г. военными прокурорами совместно с командованием, органами безопасности и военными следственными органами меры обеспечили позитивные сдвиги в выявлении и пресечении коррупционных проявлений в войсках.

Так, в минувшем году выявлено более 7 тыс. правонарушений коррупционной направленности, об устранении которых внесено свыше 1300 представлений, по принесенным военными прокурорами протестам отменено более 120 незаконных правовых актов командования. Надзорными средствами обеспечено возмещение причиненного государству ущерба на сумму почти 500 млн руб. По результатам проверок к различным видам ответственности привлечены более 3 тыс. должностных лиц.

Активизирована надзорная работа по пресечению коррупции в сфере государственного оборонного заказа, в том числе при расходовании бюджетных средств, выделенных на разработку, закупку, ремонт вооружения и военной техники, тыловое обеспечение войск, а также в ходе организации и призыва граждан на военную службу.

Важным фактором обеспечения безопасности военной службы является соблюдение командованием законодательства о комплектовании войск и, в частности, при проведении призыва на военную службу. При этом особенно пристальное внимание уделяется борьбе с правонарушениями коррупционной направленности, которые наиболее серьезно препятствуют нормальному функционированию механизма призыва граждан, повышению эффективности этой работы и вызывают недоверие к государственным институтам, осуществляющим данный вид деятельности.

В 2008 г. военными прокурорами проведено свыше 700 прокурорских проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении призыва граждан на военную службу, которыми установлено около 2000 нарушений закона, об их устранении вышестоящему командованию внесено свыше 400 представлений, предостережено о недопустимости нарушения закона 250 должностных лиц.

За 2 последних года только по результатам прокурорских проверок в данной сфере возбуждено свыше 400 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 149 должностных лиц. В этот же период судами осуждено 93 военнослужащих и служащих военных комиссариатов.

Под контролем военных прокуроров находятся все этапы призыва граждан на военную службу - от военкоматов, сборных и транзитных пунктов до воинских частей, куда прибывают призывники.

Во время осенне-зимнего призыва 2008 г. в военных прокуратурах работало более 120 консультационных пунктов, развернутых по всей стране, где каждому обратившемуся (а их было около 2000 человек) оказана квалифицированная правовая помощь.

В случае выявления в ходе прокурорских проверок либо при обращении в консультационный пункт отступлений от норм закона по представлениям военных прокуроров все нарушения немедленно устранялись. В частности, в Краснодаре на сборном пункте наладили, как это положено по закону, питание призывников. На сборных пунктах в Магаданской, Кемеровской, Новосибирской и некоторых других областях по требованию военных прокуроров приняты дополнительные меры по усилению противопожарной безопасности и медицинскому обеспечению.

Кроме того, мы совместно со следственными органами, органами внутренних дел активизировали работу по розыску военнослужащих, уклоняющихся от военной службы.

Так, за последние 2 года откликнулись на наш призыв и добровольно явились, а также были разысканы более 5 тыс. таких военнослужащих. Только в 2008 г. более 1500 военнослужащих, ранее самовольно оставивших воинские части, добровольно явились в органы прокуратуры.

Активизирована деятельность органов военной прокуратуры по надзору за соблюдением органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и других граждан.

Проведёнными надзорными мероприятиями установлено, что в целом в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной службы, создана и функционирует единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения военнослужащих в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Министром обороны РФ, руководителями других федеральных органов исполнительной власти приняты меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования, организации и качественному улучшению обеспечения военнослужащих положенным довольствием, оказания им своевременной и качественной медицинской помощи, а также механизма реализации других предусмотренных законодательством социальных гарантий указанной категории граждан.

Последовательно реализуются мероприятия, предусмотренные поручением Президента РФ от 18.01.2006 № ПР-65 по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также другие меры. В результате за последние 2 года количество нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей сокращено на 35 тыс. человек.

Разработана «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривающая перспективные направления работы органов государственной власти и военного управления по оптимизации структуры и повышению денежного довольствия, дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения и социальных гарантий лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, выполнению государственных обязательств по предоставлению военнослужащим жилой площади, их медицинскому и санаторно-курортному обеспечению.

Урегулированы вопросы погашения государством образовавшейся в 1995-1998 гг. задолженности военным пенсионерам в связи с увеличением окладов по воинским должностям на 25%, выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка, принят ряд иных мер по решению социальных проблем указанной категории граждан и членов их семей.

Вместе с тем результаты надзорных мероприятий свидетельствуют о том, что эффективность принимаемых мер существенно снижается вследствие многочисленных нарушений законов, допускаемых должностными лицами по всей вертикали органов военного управления. Так, в условиях реформирования войск и сокращения военно-медицинских учреждений в гарнизонах, где они отсутствуют, уполномоченными органами военного управления не всегда и несвоевременно заключаются договоры на оказание медицинской помощи военнослужащим с учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения.

Только после осуществления прокурорского реагирования в адрес командующего войсками Сибирского военного округа медицинской службой округа заключены договоры на оказание медицинской помощи с территориальными медицинскими учреждениями в городах Кемерово, Новокузнецке, Братске, Канске, Норильске, Бийске, чем были восстановлены права более 12 тыс. военнослужащих и членов их семей.

Усилиями военных прокуроров пресечены нарушения трудового законодательства на ФГУП «111 военный завод Минобороны России» (г. Брянск), где на протяжении нескольких месяцев не выплачивалась своевременно заработная плата, и к началу текущего года кредиторская задолженность предприятия перед работниками составила 29,2 млн руб. По результатам прокурорской проверки указанная задолженность погашена, руководитель предприятия, по вине которого нарушены права граждан, привлечен к уголовной ответственности.

Чрезвычайно важное направление деятельности органов военной прокуратуры - надзор за исполнением жилищного законодательства. Государством предпринимаются беспрецедентные меры по решению жилищных проблем военнослужащих. И наша задача - поставить прочный заслон тем, кто данную проблему использует как способ наживы.

В связи с выделением Правительством РФ дополнительных 21 млрд руб. на приобретение квартир организовано надзорное сопровождение проведения соответствующих аукционов.

Военными прокурорами выявлены нарушения законодательства при организации аукциона на заключение государственного контракта о приобретении жилья в г. Барнауле, где была предпринята попытка купить по завышенной стоимости неликвидные квартиры. По результатам прокурорской проверки осуществлено реагирование в адрес Минобороны России и приняты меры по защите права военнослужащих на приобретение жилья по установленным нормам.

Положительной оценки на данном направлении надзорной деятельности заслуживает и работа военных прокуроров в Ленинградском военном округе, где к проверке законности закупки для нужд Минобороны России жилых помещений в г. Санкт-Петербурге были своевременно привлечены специалисты Рособоронзаказа и Федеральной антимонопольной службы, что позволило принять меры к аннулированию результатов аукционов, проведенных с нарушениями закона.

Только в сфере надзора за исполнением законодательства о жилищных правах военнослужащих прокурорами выявлено более 4,5 тыс. нарушений законов, по результатам проверок восстановлены нарушенные права свыше 16,2 тыс. граждан.

По итогам прошедшего года Главной военной прокуратурой проанализировано состояние законности и правопорядка в соединениях и воинских частях, комплектуемых на контрактной основе. По результатам спланировано и совместно с командованием, органами обеспечения безопасности в войсках военными прокурорами осуществлены выезды для проведения в соединениях и воинских частях, неблагополучных по уровню правопорядка и воинской дисциплины, а также вышестоящих штабах проверок исполнения законодательства о комплектовании войск, обеспечении безопасных условий военной службы, а также соблюдения законных прав и свобод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

На выявленные в ходе надзорных мероприятий нарушения закона осуществлено прокурорское реагирование, виновные воинские должностные лица привлечены к ответственности. В ходе этой работы оказана практическая помощь командованию в организации работы по предупреждению преступлений и других правонарушений среди военнослужащих указанной категории. С лицами, склонными к нарушениям воинской дисциплины, проведены индивидуальные беседы. Осуществлено правовое информирование личного состава частей и подразделений.

Отдельно следует остановиться на вопросе происходящих сегодня в армии и на флоте масштабных изменений, обусловленных решениями руководства страны по формированию нового облика Вооруженных Сил.

Полным ходом пошли процессы оптимизации структуры и численности войск. В течение нескольких лет с военной службы будут уволены десятки тысяч офицеров и прапорщиков. Начато реформирование военных вузов с созданием на их базе сети крупных военных учебно-научных центров. Заработала федеральная программа перевода на контрактную основу сержантов и солдат. В этих условиях как никогда востребована правозащитная составляющая работы органов прокуратуры, и наша задача заключается в том, чтобы организовать тщательное надзорное сопровождение деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц при реформировании военной организации государства. Особое внимание при этом будет обращено на безусловное соблюдение прав и свобод военнослужащих и членов их семей, особенно на жилище, профессиональную переподготовку, трудоустройство и медицинское обеспечение.

Не менее важны в этот период и вопросы обеспечения боеготовности воинских частей и соединений, сохранности и рачительного использования бюджетных средств и военного имущества, в том числе подлежащих реализации военных городков и других объектов военной инфраструктуры.

Действенность прокурорского надзора обеспечивается и на ряде других важных направлений. Качественно новых подходов требует решение проблем обеспечения безопасных условий службы и предупреждения гибели военнослужащих. Далеко не изжила себя проблема неуставных взаимоотношений. Практически не снижается количество нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Дополнительные усилия требуются для повышения эффективности надзора за исполнением законодательства об обеспечении сохранности вооружений и противодействии терроризму.

Пути решения этих задач в работе военных прокуроров определены на коллегии Главной военной прокуратуры по итогам 2008 г. В своей надзорной деятельности в указанных сферах органы военной прокуратуры также ориентированы на деловое взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации.

Правозащитная деятельность органов военной прокуратуры в 2008 году | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Правозащитная деятельность органов военной прокуратуры в 2008 году

Мокрицкий А.В., Первый заместитель Главного военного прокурора

11.02.2009 в Москве состоялась расширенная коллегия Главной военной прокуратуры, в ходе которой подведены итоги деятельности военных прокуроров в 2008 г. и определены задачи на перспективу.

Как отметил заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор государственный советник юстиции 1 класса С.Н.Фридинский, в войсках за минувший год проделана определенная работа по укреплению законности и правопорядка. Военными прокурорами эффективно осуществлялась надзорная деятельность на многих направлениях. Причем не только по выявлению нарушений закона, но и по контролю за принятием действенных мер к их устранению.

В процессе этой работы восстановлены нарушенные права почти 400 тыс. военнослужащих и других граждан. По требованию военных прокуроров отменено более 12 тыс. незаконных правовых актов командования. Принятыми мерами государству возмещен материальный ущерб на сумму свыше 1 млрд руб. Прокурорскими работниками поддержано государственное обвинение более чем по 10 тыс. уголовных дел, что позволило вынести законные и обоснованные приговоры в отношении свыше 11 тыс. виновных лиц.

В очередной раз в условиях вооруженного конфликта в Южной Осетии военные прокуроры оправдали свое название и свое предназначение. Практически одновременно с началом боевых действий прокурорские работники вместе с войсками вошли в район вооруженного конфликта и стали осуществлять надзорные и следственные мероприятия. На надлежащем уровне была организована деятельность прокуратуры и в составе подразделений Коллективных сил по поддержанию мира на территории Республики Абхазия.

Проделанная совместно с командованием, органами безопасности в войсках, военными судами, государственными институтами и общественными организациями работа по укреплению законности и правопорядка в войсках дала определенные позитивные результаты. По итогам года сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе повлекших тяжкий вред здоровью, преступных посягательств против порядка несения специальных видов службы, неуставных проявлений и фактов рукоприкладства должностных лиц. Существенно уменьшилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотических средств и ряда других.

Вместе с тем состояние преступности в войсках и воинских формированиях остается непростым. В минувшем году в них зарегистрировано более 20 тыс. преступлений, наблюдался рост преступности среди офицерского состава.

Большинство этих деяний, как и в предыдущие годы, составляют должностные и корыстные преступления. Офицерами совершено более половины всех посягательств на военное имущество, хищений путем мошенничества, подавляющее большинство случаев взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат.

Все чаще коррупционные деяния совершаются устойчивыми преступными группами, организаторами и руководителями которых являются высокопоставленные воинские должностные лица.

Следствием активизации деятельности правоохранительных органов, эффективного взаимодействия с органами безопасности в войсках и военными следственными органами, в том числе в рамках созданных в прошлом году рабочих групп, стало повышение выявляемости коррупционных преступлений в войсках, в частности взяточничества, присвоений и растрат, злоупотреблений должностными полномочиями.

Только в минувшем году за совершение таких преступлений к уголовной ответственности привлечено более 500 офицеров, в том числе свыше 350 - старших, среди которых 117 командиров воинских частей и 20 генералов. Ущерб, причиненный коррупционными посягательствами, вырос вдвое и превысил 2 млрд руб.

В настоящее время в Главной военной прокуратуре подготовлены предложения по укреплению правопорядка среди офицерского состава, которые направлены руководителям Минобороны и других министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования.

Одним из главных направлений деятельности прокуратуры на ближайшую перспективу Президентом РФ Д.А.Медведевым определено противодействие коррупции. Принятые в 2008 г. военными прокурорами совместно с командованием, органами безопасности и военными следственными органами меры обеспечили позитивные сдвиги в выявлении и пресечении коррупционных проявлений в войсках.

Так, в минувшем году выявлено более 7 тыс. правонарушений коррупционной направленности, об устранении которых внесено свыше 1300 представлений, по принесенным военными прокурорами протестам отменено более 120 незаконных правовых актов командования. Надзорными средствами обеспечено возмещение причиненного государству ущерба на сумму почти 500 млн руб. По результатам проверок к различным видам ответственности привлечены более 3 тыс. должностных лиц.

Активизирована надзорная работа по пресечению коррупции в сфере государственного оборонного заказа, в том числе при расходовании бюджетных средств, выделенных на разработку, закупку, ремонт вооружения и военной техники, тыловое обеспечение войск, а также в ходе организации и призыва граждан на военную службу.

Важным фактором обеспечения безопасности военной службы является соблюдение командованием законодательства о комплектовании войск и, в частности, при проведении призыва на военную службу. При этом особенно пристальное внимание уделяется борьбе с правонарушениями коррупционной направленности, которые наиболее серьезно препятствуют нормальному функционированию механизма призыва граждан, повышению эффективности этой работы и вызывают недоверие к государственным институтам, осуществляющим данный вид деятельности.

В 2008 г. военными прокурорами проведено свыше 700 прокурорских проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции при осуществлении призыва граждан на военную службу, которыми установлено около 2000 нарушений закона, об их устранении вышестоящему командованию внесено свыше 400 представлений, предостережено о недопустимости нарушения закона 250 должностных лиц.

За 2 последних года только по результатам прокурорских проверок в данной сфере возбуждено свыше 400 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 149 должностных лиц. В этот же период судами осуждено 93 военнослужащих и служащих военных комиссариатов.

Под контролем военных прокуроров находятся все этапы призыва граждан на военную службу - от военкоматов, сборных и транзитных пунктов до воинских частей, куда прибывают призывники.

Во время осенне-зимнего призыва 2008 г. в военных прокуратурах работало более 120 консультационных пунктов, развернутых по всей стране, где каждому обратившемуся (а их было около 2000 человек) оказана квалифицированная правовая помощь.

В случае выявления в ходе прокурорских проверок либо при обращении в консультационный пункт отступлений от норм закона по представлениям военных прокуроров все нарушения немедленно устранялись. В частности, в Краснодаре на сборном пункте наладили, как это положено по закону, питание призывников. На сборных пунктах в Магаданской, Кемеровской, Новосибирской и некоторых других областях по требованию военных прокуроров приняты дополнительные меры по усилению противопожарной безопасности и медицинскому обеспечению.

Кроме того, мы совместно со следственными органами, органами внутренних дел активизировали работу по розыску военнослужащих, уклоняющихся от военной службы.

Так, за последние 2 года откликнулись на наш призыв и добровольно явились, а также были разысканы более 5 тыс. таких военнослужащих. Только в 2008 г. более 1500 военнослужащих, ранее самовольно оставивших воинские части, добровольно явились в органы прокуратуры.

Активизирована деятельность органов военной прокуратуры по надзору за соблюдением органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и других граждан.

Проведёнными надзорными мероприятиями установлено, что в целом в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной службы, создана и функционирует единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения военнослужащих в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Министром обороны РФ, руководителями других федеральных органов исполнительной власти приняты меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования, организации и качественному улучшению обеспечения военнослужащих положенным довольствием, оказания им своевременной и качественной медицинской помощи, а также механизма реализации других предусмотренных законодательством социальных гарантий указанной категории граждан.

Последовательно реализуются мероприятия, предусмотренные поручением Президента РФ от 18.01.2006 № ПР-65 по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем рассматриваемой категории граждан в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также другие меры. В результате за последние 2 года количество нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей сокращено на 35 тыс. человек.

Разработана «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», предусматривающая перспективные направления работы органов государственной власти и военного управления по оптимизации структуры и повышению денежного довольствия, дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения и социальных гарантий лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, выполнению государственных обязательств по предоставлению военнослужащим жилой площади, их медицинскому и санаторно-курортному обеспечению.

Урегулированы вопросы погашения государством образовавшейся в 1995-1998 гг. задолженности военным пенсионерам в связи с увеличением окладов по воинским должностям на 25%, выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка, принят ряд иных мер по решению социальных проблем указанной категории граждан и членов их семей.

Вместе с тем результаты надзорных мероприятий свидетельствуют о том, что эффективность принимаемых мер существенно снижается вследствие многочисленных нарушений законов, допускаемых должностными лицами по всей вертикали органов военного управления. Так, в условиях реформирования войск и сокращения военно-медицинских учреждений в гарнизонах, где они отсутствуют, уполномоченными органами военного управления не всегда и несвоевременно заключаются договоры на оказание медицинской помощи военнослужащим с учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения.

Только после осуществления прокурорского реагирования в адрес командующего войсками Сибирского военного округа медицинской службой округа заключены договоры на оказание медицинской помощи с территориальными медицинскими учреждениями в городах Кемерово, Новокузнецке, Братске, Канске, Норильске, Бийске, чем были восстановлены права более 12 тыс. военнослужащих и членов их семей.

Усилиями военных прокуроров пресечены нарушения трудового законодательства на ФГУП «111 военный завод Минобороны России» (г. Брянск), где на протяжении нескольких месяцев не выплачивалась своевременно заработная плата, и к началу текущего года кредиторская задолженность предприятия перед работниками составила 29,2 млн руб. По результатам прокурорской проверки указанная задолженность погашена, руководитель предприятия, по вине которого нарушены права граждан, привлечен к уголовной ответственности.

Чрезвычайно важное направление деятельности органов военной прокуратуры - надзор за исполнением жилищного законодательства. Государством предпринимаются беспрецедентные меры по решению жилищных проблем военнослужащих. И наша задача - поставить прочный заслон тем, кто данную проблему использует как способ наживы.

В связи с выделением Правительством РФ дополнительных 21 млрд руб. на приобретение квартир организовано надзорное сопровождение проведения соответствующих аукционов.

Военными прокурорами выявлены нарушения законодательства при организации аукциона на заключение государственного контракта о приобретении жилья в г. Барнауле, где была предпринята попытка купить по завышенной стоимости неликвидные квартиры. По результатам прокурорской проверки осуществлено реагирование в адрес Минобороны России и приняты меры по защите права военнослужащих на приобретение жилья по установленным нормам.

Положительной оценки на данном направлении надзорной деятельности заслуживает и работа военных прокуроров в Ленинградском военном округе, где к проверке законности закупки для нужд Минобороны России жилых помещений в г. Санкт-Петербурге были своевременно привлечены специалисты Рособоронзаказа и Федеральной антимонопольной службы, что позволило принять меры к аннулированию результатов аукционов, проведенных с нарушениями закона.

Только в сфере надзора за исполнением законодательства о жилищных правах военнослужащих прокурорами выявлено более 4,5 тыс. нарушений законов, по результатам проверок восстановлены нарушенные права свыше 16,2 тыс. граждан.

По итогам прошедшего года Главной военной прокуратурой проанализировано состояние законности и правопорядка в соединениях и воинских частях, комплектуемых на контрактной основе. По результатам спланировано и совместно с командованием, органами обеспечения безопасности в войсках военными прокурорами осуществлены выезды для проведения в соединениях и воинских частях, неблагополучных по уровню правопорядка и воинской дисциплины, а также вышестоящих штабах проверок исполнения законодательства о комплектовании войск, обеспечении безопасных условий военной службы, а также соблюдения законных прав и свобод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

На выявленные в ходе надзорных мероприятий нарушения закона осуществлено прокурорское реагирование, виновные воинские должностные лица привлечены к ответственности. В ходе этой работы оказана практическая помощь командованию в организации работы по предупреждению преступлений и других правонарушений среди военнослужащих указанной категории. С лицами, склонными к нарушениям воинской дисциплины, проведены индивидуальные беседы. Осуществлено правовое информирование личного состава частей и подразделений.

Отдельно следует остановиться на вопросе происходящих сегодня в армии и на флоте масштабных изменений, обусловленных решениями руководства страны по формированию нового облика Вооруженных Сил.

Полным ходом пошли процессы оптимизации структуры и численности войск. В течение нескольких лет с военной службы будут уволены десятки тысяч офицеров и прапорщиков. Начато реформирование военных вузов с созданием на их базе сети крупных военных учебно-научных центров. Заработала федеральная программа перевода на контрактную основу сержантов и солдат. В этих условиях как никогда востребована правозащитная составляющая работы органов прокуратуры, и наша задача заключается в том, чтобы организовать тщательное надзорное сопровождение деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц при реформировании военной организации государства. Особое внимание при этом будет обращено на безусловное соблюдение прав и свобод военнослужащих и членов их семей, особенно на жилище, профессиональную переподготовку, трудоустройство и медицинское обеспечение.

Не менее важны в этот период и вопросы обеспечения боеготовности воинских частей и соединений, сохранности и рачительного использования бюджетных средств и военного имущества, в том числе подлежащих реализации военных городков и других объектов военной инфраструктуры.

Действенность прокурорского надзора обеспечивается и на ряде других важных направлений. Качественно новых подходов требует решение проблем обеспечения безопасных условий службы и предупреждения гибели военнослужащих. Далеко не изжила себя проблема неуставных взаимоотношений. Практически не снижается количество нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Дополнительные усилия требуются для повышения эффективности надзора за исполнением законодательства об обеспечении сохранности вооружений и противодействии терроризму.

Пути решения этих задач в работе военных прокуроров определены на коллегии Главной военной прокуратуры по итогам 2008 г. В своей надзорной деятельности в указанных сферах органы военной прокуратуры также ориентированы на деловое взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации.