Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (31), Июль 2009

Правовая политика российского государства в сфере региональной безопасности

Вахаев М.Х., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности

Современные международные условия развития характеризуются обострением противоречий между глобальными, региональными и национальными интересами государств практически во всех сферах их отношений. Это самым серьезным образом отражается на содержании правовой политики российского государства, направленной на создание надежной системы противодействия различным угрозам и вызовам безопасности. В 2008 г. были приняты около 100 федеральных законов, в той или иной мере касающихся вопросов национальной безопасности: противодействия незаконной миграции, терроризму и экстремизму, укрепления экономической, информационной и других сфер безопасности.

В этой связи укрепление единства правового пространства является необходимым условием сохранения целостности Российского государства и формирования эффективной государственной власти и демократического гражданского общества. Концепция национальной безопасности Российской Федерации относит единство правового пространства к национальным интересам Российской Федерации во внутриполитической сфере и рассматривает эту деятельность как одну из составляющих государственного строительства и защиты конституционного строя в России. Условиями достижения этой цели являются многие факторы, среди которых особое значение приобретают качество законов, принимаемых Государственной Думой ФС РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, включая сферу региональной безопасности, сохранение и обеспечение единого правового пространства и соответствие принимаемых ими законов не только Конституции РФ, но и общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

В ст. 2 Конституции РФ провозглашается: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина является основополагающим в деятельности государства во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Именно с учетом этого принципа в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 № 24, прямо указано, что под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности [1].

Теоретический и практический анализ проблем региональной безопасности предполагает рассмотрение ее основных характеристик, раскрывающих многообразие аспектов данного явления. Изучение развития российского общества тесно сопрягается с исследованиями в сфере региональной безопасности, под которой следует понимать не только комплексную безопасность субъекта РФ с проекцией задач обеспечения национальной безопасности на уровень региона, но и особое состояние функционирования действенного комплекса механизмов и структур по созданию и развитию фундаментальных основ жизнеустройства, достижению устойчивого правового порядка, сохранению и утверждению духовно-нравственных ценностей.

Региональная безопасность предполагает защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, закрепленных ст. 72 Конституции РФ, а также вытекающих из полномочий органов государственной власти субъектов РФ, что отражается в федеральных законах, обеспечивающих безопасность в социально-экономической сфере, в сфере демографии, межнациональных отношений, природопользовании и экологии, развитии транспорта и транспортной инфраструктуры; продовольственной безопасности, обеспечении правопорядка и безопасности населения, информационной безопасности.

Сущность региональной безопасности состоит в такой организации жизнедеятельности региона, при которой он мог бы стабильно функционировать, развиваться, противодействовать угрозам различного рода.

Анализ нормативного обеспечения региональной безопасности показал, что до сих пор существует неурегулированность многих жизненно важных правоотношений в этой сфере, преобладают подзаконные акты (доктрины, концепции, стратегии, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ) над законодательными актами; имеется несогласованность и декларативность многих действующих законов, отсутствуют механизмы их реализации; налицо терминологическая неразбериха в правовых актах различного уровня. Нечетко разграничены функции по обеспечению безопасности на территории субъекта РФ между федеральными органами государственной власти и органами власти ее субъектов.

Следует отметить также высокий удельный вес вносимых поправок, изменений и дополнений в действующие федеральные законы, с одной стороны, и недостаточное и неоперативное законодательное обеспечение тех изменений, которые проводятся в социальной, экономической, политической сферах, затрагивающих вопросы региональной безопасности, - с другой.

Актуальность постановки вопроса о совершенствовании системы обеспечения региональной безопасности не вызывает сомнения, во многих субъектах РФ созданы структуры обеспечения безопасности, в том числе советы безопасности, антинаркотические и антитеррористические комиссии, приняты и реализуются законы субъектов РФ и целевые программы в этой сфере. Можно констатировать тот факт, что там, где приняты комплексные меры, наблюдается снижение криминальной активности по всем видам преступлений. Это относится, например, к Ивановской и Свердловской областям, Краснодарскому краю.

В реализации механизма обеспечения региональной безопасности важна продуманная политика органов государственной власти федерального, регионального и местного уровней власти, упрочение законности и правопорядка, преодоление внутренних и внешних угроз российскому государству.

Проведенный в 2008 г. в Совете Федерации ФС РФ мониторинг законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации выявил отсутствие целостности и системности, а также чрезмерную внутриведомственную ориентированность составляющих его нормативных правовых актов. Эта внутриведомственная направленность, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, а с другой - является причиной фрагментарности и разрозненности содержащихся в этих актах правовых норм. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений законов, регулирующих отношения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению. Опираясь на результаты мониторинга, Совет Федерации предложил Совету Безопасности РФ разработать проект нового федерального закона «О национальной безопасности».

Нам представляется возможным предложить Совету Безопасности РФ принять новую редакцию Концепции национальной безопасности, в которой определить структуру безопасности, каждый вид безопасности (включая региональную безопасность), компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления по видам безопасности. Сформулировать и закрепить основы системы безопасности в Российской Федерации и субъектах РФ, включая полномочия органов, создаваемых в субъектах РФ (прежде всего, советов безопасности). Определить нормативный статус решений Совета Безопасности РФ и его межведомственных комиссий, а также Советов безопасности субъектов РФ как обязательные к исполнению. Проработать вопросы финансового, экономического и ресурсного обеспечения реализации мероприятий по обеспечению безопасности субъекта РФ.

В формировании правовой политики в сфере региональной безопасности очень важно учитывать анализ (обобщение) практики обеспечения безопасности в субъектах РФ, в том числе имеющийся опыт функционирования в субъектах РФ таких органов, как советы безопасности, общественные палаты, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка и т.д., имеющих отношение к обеспечению региональной безопасности.

Представляется необходимым приложить усилия к разработке концепции обеспечения общих вопросов регулирования региональной безопасности, которая включала бы цели и задачи, понятийный аппарат, основные направления и этапы реализации, в том числе на среднесрочную перспективу, при четком разграничении полномочий органов исполнительной власти всех уровней и источников финансирования.

В области законодательного обеспечения региональной безопасности представляется необходимым разработать пакет законопроектов, закрепив в них основы обеспечения региональной безопасности в субъектах РФ; полномочия органов государственной власти различных уровней, права и обязанности граждан РФ и их объединений, участвующих в обеспечении безопасности; механизмы координации и организации взаимодействия, государственный и общественный контроль за реализацией предоставленных прав и обязанностей; установить ответственность государственных органов и организаций за обеспечение защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов, внести изменения в законодательство о местном самоуправлении, расширить полномочия муниципальных образований в профилактике правонарушений (а не только терроризма и экстремизма).

Вполне назрела необходимость оптимизировать административную ответственность за невыполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности охраняемых объектов; установить административный контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регламентировать вопросы резервирования (квотирования) рабочих мест для лиц, высвобождающихся из мест лишения свободы (особенно несовершеннолетних), законодательно регламентировать профилактику бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию, создать законодательную базу для становления и развития института ювенальной юстиции для решения проблем снижения криминальной активности лиц, не достигших совершеннолетия, и противодействия рецидивам.

Следует внести изменения в Кодекс РФ об административных нарушениях в части усиления санкций в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, за нарушение наложенных судом ограничений.

Нуждается в дальнейшем совершенствовании уголовное законодательство, в частности, нужно внести изменения в Уголовный кодекс РФ в части введения ограничений на условно-досрочное освобождение лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также неприменения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, признанных особо опасными рецидивистами.

Весьма интересным выглядит и предложение о введении паспорта региональной безопасности субъекта РФ, в котором были бы отражены оценка степени угроз национальным интересам и интересам субъекта РФ.

Большое внимание следует уделить и усилению ответственности родителей за ненадлежащее выполнение ими обязанностей по воспитанию и содержанию детей, законодательно обеспечить защиту населения, в первую очередь несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Примечания

1. См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 г. // www.sovfed.ru

ВАХАЕВ Магомед Хумайдович. Кандидат юридических наук. В 2000 г. - начальник отдела труда и социального развития временной администрации Чеченской Республики. В 2000-2007 гг. - министр труда и социального развития Чеченской Республики. В 2007 г. - Председатель Конституционного суда Чеченской Республики. С 2007 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ.