Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Рейдерство как часть коррупционного рынка

Напсо Ю.А., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

Президент России Дмитрий Медведев назвал борьбу с рейдерством и «преодоление правового нигилизма» важнейшими национальными задачами. На достижение этих благородных целей брошены немалые силы, весь законотворческий потенциал государства и - хочется в это верить - лучшие ресурсы правоохранительной системы. Фракция ЛДПР в Государственной Думе всегда выступала одним из инициаторов совершенствования антирейдерского и антикоррупционного законодательства, и теперь, наконец, пришло время для реализации этих предложений.

В 2007-2008 гг. Госдумой уже были предприняты реальные шаги - мы одобрили в первом чтении законопроект, который регулирует разрешение корпоративных споров: документ вводит само понятие корпоративных споров и дополняет перечень конфликтов, относящихся к подведомственности арбитражного суда. При этом устанавливается, что все корпоративные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица. Теперь фирма-захватчик должна будет обращаться только в арбитражный суд по месту регистрации поглощаемого предприятия, а не в «удобный» для агрессоров суд, где они имеют больше шансов выиграть дело. Кроме того, законопроект исключает ситуацию, когда владельцы предприятия узнают о «рейдерском» судебном иске на той стадии, когда изменить уже ничего невозможно. Теперь рейдерам не удастся скрыть свое обращение в суд - по новым правилам судьи обязаны извещать ответчика о начатом деле.

Тем не менее трудностей в этой борьбе до сих пор остается немало. По разным оценкам, ежегодно захвату подвергаются от 2-3 до 8-10 тыс. компаний. Отсутствие четкой официальной статистики - еще одна проблема для тех, кто борется. В последнее время все чаще звучат призывы привлекать рейдеров и чиновников, уличенных в пособничестве неправосудным захватам, к уголовной ответственности с внушительным сроком тюремного заключения. Кто-то считает необходимым напрямую ввести в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) статью под названием «Рейдерство». Предложений много, как и различных взглядов на проблему, но все сходятся в одном: рейдерство - часть коррупционного поля, и искоренить его можно только в рамках совершенствования и ужесточения антикоррупционного законодательства. Эти вопросы необходимо решать в комплексе.

Рейдерство как составляющая рынка «коррупционных услуг»

В России в понятие «рейдерство» вкладывается несколько иной смысл, чем в западных странах с вековыми рыночными отношениями и соответствующими им правовыми нормами. Там, как правило, речь идет о так называемых «недружественных поглощениях», которые осуществляются вопреки воле текущего собственника, но в рамках законодательства. В российских же условиях рейдерство представляет собой действия полукриминального (а чаще, откровенно криминального) характера, направленные на захват собственности.

Надо признать, что западный вариант рейдерства - так называемое «белое» рейдерство - существовал и будет существовать всегда, поскольку подобные действия совершенно легальны и не нарушают действующего законодательства. Но искоренить «черный» рейдерский захват активов и собственности, базирующийся на нарушении законов, с подделкой документов, угрозами, судебным и чиновничьим произволом - вполне реально, и именно в этом состоит наша основная цель.

В конце сентября Национальный антикоррупционный комитет сформулировал идею, которая давно витает в умах представителей как бизнеса, так и государственных структур, включая Госдуму, а также Федеральной антимонопольной службы и другие органов: ввести статью «Рейдерство» в УК РФ.

В то же время никто из них не отрицает, что большинство рейдерских «методик» вполне могут быть классифицированы действующими статьями УК РФ. В первую очередь, это ст. 159 УК РФ (мошенничество); ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности); ст. 170 УК РФ (регистрация незаконных сделок с землей); ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем); ст. 183 УК РФ (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения); ст. 186 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну); ст. 202 УК РФ (злоупотребление полномочиями частными нотариусами); ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и ст. 290, 291 УК РФ (дача и получение взятки); ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями); ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий); ст. 292 УК РФ (служебный подлог) и ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа), а также ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков); ст. 299 УК РФ (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности); ст. 301 УК РФ (незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей); ст. 302 УК РФ (принуждение к даче показаний); ч. 2, 3 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по уголовному делу); ст. 305 УК РФ (вынесение заведомо неправосудного решения или иного судебного акта); ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос); ч. 1 ст. 325 УК РФ (уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей); ст. 330 УК РФ (самоуправство) и др.

Таким образом, в нашем законодательстве уже существуют как минимум 22 статьи, которые в целом составляют достаточно полную правовую базу, чтобы решительно противостоять рейдерским захватам - и уж точно затруднять таковые. Однако в настоящее время, как мы можем убедиться, все они действуют малоэффективно. Но причина этого отнюдь не в том, что законы «плохие». Проблема в том, что мы не можем обеспечить их неукоснительное исполнение, и это, к сожалению, относится не только к области отношений собственности и корпоративного права. Редкий рейдерский захват в России обходится без «своих» судей, чиновников, силовиков.

С одной стороны, введение статьи «Рейдерство» призвано внести определенный порядок и облегчить работу правоохранительных органов: им не нужно будет выбирать, по какому из составов преступления привлекать к уголовной ответственности за преступные действия, являющиеся элементами рейдерской цепочки. С другой стороны, если государство и общество не в состоянии обеспечить работу уже существующих норм, кто обеспечит эффективное функционирование нового пакета законов?

Конечно, дорабатывать законодательство необходимо. Прежде всего - с целью закрыть все «легальные» возможности захвата чужого имущества. При этом, естественно, встает вопрос о реформе судебной системы - одно без другого просто не существует. Кроме того, нужен жесткий контроль за судьями, суды являются главными и «окончательными» инстанциями, устанавливающими законность объекта владения.

Но первоочередная и самая главная составляющая борьбы с рейдерством - это результативная борьба с продажностью - такой хороший русский синоним иностранного термина - на всех уровнях. Пока же, к сожалению, активная государственная кампания по борьбе с коррупцией и произволом чиновников не удержала Россию от падения с 145-го на 149-е место в ежегодном рейтинге восприятия коррупции "Transparency International", который был опубликован в сентябре 2008 г.

Криминальное рейдерство будет существовать у нас в таком громадном объеме, пока в таком же объеме существует коррупция, пока речь идет о слабости, некачественной работе или же о прямой заинтересованности правоохранительных органов, судов и государственных чиновников в незаконных захватнических действиях. Рейдерство - один из видов теневой экономики, и это не причина, а следствие сложившейся системы экономических, социальных и политических отношений. Все законодательные меры будут бесполезны, если рейдеры используют коррупционные методы, в том числе подкуп работников судов, МВД, органов прокуратуры, сотрудников БТИ и регистраторов.

Безусловно, необходимо привлекать к ответственности самих рейдеров, а главное - судей, чиновников, «силовиков», из-за попустительства или при участии которых стало возможным совершение преступления. Как правило, рейдерскую группу покрывают представители силовых структур, которые могут манипулировать доказательствами в интересах агрессора или давить на собственника угрозой возбудить уголовное дело. Большинство захватов не обходятся без «своих» судей, которые могут блокировать действия собственника, затягивать процесс, выносить неправосудные решения. Необходимо понимать: даже если уже завтра мы примем недостающие законы и поправки, ничего не изменится, если не будет дана оценка практике, если в суде будет продолжать действовать «телефонное право» или право «по прейскуранту».

Особенно жесткие меры должны применяться в случаях, когда государственный чиновник сам выступает как рейдер или конечный бенефициар рейдерских действий - к сожалению, такие ситуации нередко встречаются в российской практике.

Широкомасштабная программа по борьбе с коррупцией жизненно необходима, вместе с тем, нам всем стоит быть реалистами в этом вопросе. Ужесточение наказаний еще ни один вид преступности не ликвидировало сразу и полностью. Как правило, на начальном этапе процесса жесткие меры банально повышают «цену вопроса», а первые позитивные результаты становятся заметны лишь в долгосрочном периоде. Нельзя полностью и навсегда устранить теневую экономику - это так же невозможно, как избавиться от всей преступности. Но минимизировать ее долю и ликвидировать такие одиозные ее проявления, как разгул криминального рейдерства, - более чем реально. Для этого нужна четкая государственная программа и система мер по защите бизнеса и частных предпринимателей от рейдерской агрессии.

Как помочь собственнику защитить свой бизнес?

В непростых современных условиях одной из главных забот предпринимателя стал вопрос не о том, как развить или расширить свой бизнес, а о том, как его сохранить. Спрос рождает предложение - и сегодня немало консалтинговых фирм предлагают свои услуги, в том числе в сфере защиты предприятия от рейдерских атак. Надо сказать, многие из них предлагают своим клиентам действенные «антирейдерские» методики и часто достигают в этом успеха.

Естественно, подобные услуги обходятся недешево, и позволить их себе могут, в основном, крупные компании с высокой прибылью. Кроме того, с точки зрения «рейдпригодности» труднее всего обойти корпоративную, финансовую и юридическую защиту фонда или траста, а небольшие компании и «ООО» - самые легкие жертвы. Таким образом, под ударом снова оказывается малый и средний бизнес - и без того самый незащищенный сегмент рыночной экономики.

Но из этой ситуации есть выход: помогать мелким и средним предпринимателям в борьбе с рейдерами и оказывать «консалтинговые» услуги в этой сфере должно государство. Укрепление защиты бизнеса следует начать с обеспечения гарантий прав частной собственности. Приоритетными должны стать решения, направленные на создание и развитие класса мелких и средних собственников, на защиту их интересов - даже в ущерб бюджету государства. Надо четко понимать, что экономика России не будет эффективно функционировать, расти и развиваться, если не сформировать, наконец, этот класс. Или - если не побороть рейдерство, не сузить до минимума коррупционное поле.

Несмотря на то, что о недружественных поглощениях сегодня трубят все СМИ, в регионах и на периферии, куда сейчас заметно сместилась рейдерская активность, до сих пор существует проблема низкого уровня осведомленности предпринимателей и корпоративной культуры, отсутствия системы прогнозирования ситуаций. Поэтому здесь очень важна консультационная и просветительская функция государства. Необходимы специальные мероприятия и семинары для предпринимателей, бесплатная помощь экспертов по широкому кругу вопросов: оценке уязвимости бизнеса с позиций рейдеров, оказанию помощи в построении алгоритма первичной защиты, разработке «антикризисного пакета», который можно будет немедленно пустить в действие при наличии угрозы рейдерской атаки. Одним словом, все то, что консалтинговые фирмы делают за деньги.

Кроме того, государство должно стимулировать объединение предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, в структуры и союзы, которые могли бы их защитить. Вероятность того, что продуманная корпоративная структура, обладающая серьезной защитой и поддержкой, даст сбой, не так уж велика. Гораздо чаще происходит захват активов, которые не были должным образом защищены.

Кстати говоря, положительный опыт эффективного государственного вмешательства существует. В свое время московским правительством в рамках Управления по экономической безопасности г. Москвы был создан специальный «штаб» по борьбе с рейдерством. В период его функционирования с поля московского «черного рейда» ушло большинство «громких» участников, а некоторые повернулись в сторону регионов. 2 года назад на центральных улицах города можно было увидеть транспаранты с надписями «Помогите!!! Нас атакуют рейдеры!», развешанные по фасадам зданий. Теперь ничего такого нет, и я бы не стал списывать сокращение числа захватов в столице лишь на изменение конъюнктуры рынка. Очевидно, что специализированная государственная структура, поддерживающая сторону потерпевшей компании и располагающая немалыми возможностями и средствами, может не только «проконсультировать» предпринимателя, но и помочь защитить активы и отразить рейдерскую атаку. Именно такой реальной помощью - особенно малому и среднему бизнесу - нужно дополнять «антирейдерские пакеты» законов и жесткие меры по борьбе с коррупцией.

НАПСО Юрий Аисович. Кандидат исторических наук. Генеральный директор ЗАО "Роснефтересурс" (г. Сочи). В 2003-2007 гг. - помощник депутата Государственной Думы ФС РФ. В 2007-2008 гг. - член Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности. С 2008 г. - заместитель Председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

Рейдерство как часть коррупционного рынка | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Рейдерство как часть коррупционного рынка

Напсо Ю.А., заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

Президент России Дмитрий Медведев назвал борьбу с рейдерством и «преодоление правового нигилизма» важнейшими национальными задачами. На достижение этих благородных целей брошены немалые силы, весь законотворческий потенциал государства и - хочется в это верить - лучшие ресурсы правоохранительной системы. Фракция ЛДПР в Государственной Думе всегда выступала одним из инициаторов совершенствования антирейдерского и антикоррупционного законодательства, и теперь, наконец, пришло время для реализации этих предложений.

В 2007-2008 гг. Госдумой уже были предприняты реальные шаги - мы одобрили в первом чтении законопроект, который регулирует разрешение корпоративных споров: документ вводит само понятие корпоративных споров и дополняет перечень конфликтов, относящихся к подведомственности арбитражного суда. При этом устанавливается, что все корпоративные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица. Теперь фирма-захватчик должна будет обращаться только в арбитражный суд по месту регистрации поглощаемого предприятия, а не в «удобный» для агрессоров суд, где они имеют больше шансов выиграть дело. Кроме того, законопроект исключает ситуацию, когда владельцы предприятия узнают о «рейдерском» судебном иске на той стадии, когда изменить уже ничего невозможно. Теперь рейдерам не удастся скрыть свое обращение в суд - по новым правилам судьи обязаны извещать ответчика о начатом деле.

Тем не менее трудностей в этой борьбе до сих пор остается немало. По разным оценкам, ежегодно захвату подвергаются от 2-3 до 8-10 тыс. компаний. Отсутствие четкой официальной статистики - еще одна проблема для тех, кто борется. В последнее время все чаще звучат призывы привлекать рейдеров и чиновников, уличенных в пособничестве неправосудным захватам, к уголовной ответственности с внушительным сроком тюремного заключения. Кто-то считает необходимым напрямую ввести в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) статью под названием «Рейдерство». Предложений много, как и различных взглядов на проблему, но все сходятся в одном: рейдерство - часть коррупционного поля, и искоренить его можно только в рамках совершенствования и ужесточения антикоррупционного законодательства. Эти вопросы необходимо решать в комплексе.

Рейдерство как составляющая рынка «коррупционных услуг»

В России в понятие «рейдерство» вкладывается несколько иной смысл, чем в западных странах с вековыми рыночными отношениями и соответствующими им правовыми нормами. Там, как правило, речь идет о так называемых «недружественных поглощениях», которые осуществляются вопреки воле текущего собственника, но в рамках законодательства. В российских же условиях рейдерство представляет собой действия полукриминального (а чаще, откровенно криминального) характера, направленные на захват собственности.

Надо признать, что западный вариант рейдерства - так называемое «белое» рейдерство - существовал и будет существовать всегда, поскольку подобные действия совершенно легальны и не нарушают действующего законодательства. Но искоренить «черный» рейдерский захват активов и собственности, базирующийся на нарушении законов, с подделкой документов, угрозами, судебным и чиновничьим произволом - вполне реально, и именно в этом состоит наша основная цель.

В конце сентября Национальный антикоррупционный комитет сформулировал идею, которая давно витает в умах представителей как бизнеса, так и государственных структур, включая Госдуму, а также Федеральной антимонопольной службы и другие органов: ввести статью «Рейдерство» в УК РФ.

В то же время никто из них не отрицает, что большинство рейдерских «методик» вполне могут быть классифицированы действующими статьями УК РФ. В первую очередь, это ст. 159 УК РФ (мошенничество); ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности); ст. 170 УК РФ (регистрация незаконных сделок с землей); ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем); ст. 183 УК РФ (принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения); ст. 186 УК РФ (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну); ст. 202 УК РФ (злоупотребление полномочиями частными нотариусами); ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и ст. 290, 291 УК РФ (дача и получение взятки); ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями); ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий); ст. 292 УК РФ (служебный подлог) и ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа), а также ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков); ст. 299 УК РФ (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности); ст. 301 УК РФ (незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей); ст. 302 УК РФ (принуждение к даче показаний); ч. 2, 3 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по уголовному делу); ст. 305 УК РФ (вынесение заведомо неправосудного решения или иного судебного акта); ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос); ч. 1 ст. 325 УК РФ (уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей); ст. 330 УК РФ (самоуправство) и др.

Таким образом, в нашем законодательстве уже существуют как минимум 22 статьи, которые в целом составляют достаточно полную правовую базу, чтобы решительно противостоять рейдерским захватам - и уж точно затруднять таковые. Однако в настоящее время, как мы можем убедиться, все они действуют малоэффективно. Но причина этого отнюдь не в том, что законы «плохие». Проблема в том, что мы не можем обеспечить их неукоснительное исполнение, и это, к сожалению, относится не только к области отношений собственности и корпоративного права. Редкий рейдерский захват в России обходится без «своих» судей, чиновников, силовиков.

С одной стороны, введение статьи «Рейдерство» призвано внести определенный порядок и облегчить работу правоохранительных органов: им не нужно будет выбирать, по какому из составов преступления привлекать к уголовной ответственности за преступные действия, являющиеся элементами рейдерской цепочки. С другой стороны, если государство и общество не в состоянии обеспечить работу уже существующих норм, кто обеспечит эффективное функционирование нового пакета законов?

Конечно, дорабатывать законодательство необходимо. Прежде всего - с целью закрыть все «легальные» возможности захвата чужого имущества. При этом, естественно, встает вопрос о реформе судебной системы - одно без другого просто не существует. Кроме того, нужен жесткий контроль за судьями, суды являются главными и «окончательными» инстанциями, устанавливающими законность объекта владения.

Но первоочередная и самая главная составляющая борьбы с рейдерством - это результативная борьба с продажностью - такой хороший русский синоним иностранного термина - на всех уровнях. Пока же, к сожалению, активная государственная кампания по борьбе с коррупцией и произволом чиновников не удержала Россию от падения с 145-го на 149-е место в ежегодном рейтинге восприятия коррупции "Transparency International", который был опубликован в сентябре 2008 г.

Криминальное рейдерство будет существовать у нас в таком громадном объеме, пока в таком же объеме существует коррупция, пока речь идет о слабости, некачественной работе или же о прямой заинтересованности правоохранительных органов, судов и государственных чиновников в незаконных захватнических действиях. Рейдерство - один из видов теневой экономики, и это не причина, а следствие сложившейся системы экономических, социальных и политических отношений. Все законодательные меры будут бесполезны, если рейдеры используют коррупционные методы, в том числе подкуп работников судов, МВД, органов прокуратуры, сотрудников БТИ и регистраторов.

Безусловно, необходимо привлекать к ответственности самих рейдеров, а главное - судей, чиновников, «силовиков», из-за попустительства или при участии которых стало возможным совершение преступления. Как правило, рейдерскую группу покрывают представители силовых структур, которые могут манипулировать доказательствами в интересах агрессора или давить на собственника угрозой возбудить уголовное дело. Большинство захватов не обходятся без «своих» судей, которые могут блокировать действия собственника, затягивать процесс, выносить неправосудные решения. Необходимо понимать: даже если уже завтра мы примем недостающие законы и поправки, ничего не изменится, если не будет дана оценка практике, если в суде будет продолжать действовать «телефонное право» или право «по прейскуранту».

Особенно жесткие меры должны применяться в случаях, когда государственный чиновник сам выступает как рейдер или конечный бенефициар рейдерских действий - к сожалению, такие ситуации нередко встречаются в российской практике.

Широкомасштабная программа по борьбе с коррупцией жизненно необходима, вместе с тем, нам всем стоит быть реалистами в этом вопросе. Ужесточение наказаний еще ни один вид преступности не ликвидировало сразу и полностью. Как правило, на начальном этапе процесса жесткие меры банально повышают «цену вопроса», а первые позитивные результаты становятся заметны лишь в долгосрочном периоде. Нельзя полностью и навсегда устранить теневую экономику - это так же невозможно, как избавиться от всей преступности. Но минимизировать ее долю и ликвидировать такие одиозные ее проявления, как разгул криминального рейдерства, - более чем реально. Для этого нужна четкая государственная программа и система мер по защите бизнеса и частных предпринимателей от рейдерской агрессии.

Как помочь собственнику защитить свой бизнес?

В непростых современных условиях одной из главных забот предпринимателя стал вопрос не о том, как развить или расширить свой бизнес, а о том, как его сохранить. Спрос рождает предложение - и сегодня немало консалтинговых фирм предлагают свои услуги, в том числе в сфере защиты предприятия от рейдерских атак. Надо сказать, многие из них предлагают своим клиентам действенные «антирейдерские» методики и часто достигают в этом успеха.

Естественно, подобные услуги обходятся недешево, и позволить их себе могут, в основном, крупные компании с высокой прибылью. Кроме того, с точки зрения «рейдпригодности» труднее всего обойти корпоративную, финансовую и юридическую защиту фонда или траста, а небольшие компании и «ООО» - самые легкие жертвы. Таким образом, под ударом снова оказывается малый и средний бизнес - и без того самый незащищенный сегмент рыночной экономики.

Но из этой ситуации есть выход: помогать мелким и средним предпринимателям в борьбе с рейдерами и оказывать «консалтинговые» услуги в этой сфере должно государство. Укрепление защиты бизнеса следует начать с обеспечения гарантий прав частной собственности. Приоритетными должны стать решения, направленные на создание и развитие класса мелких и средних собственников, на защиту их интересов - даже в ущерб бюджету государства. Надо четко понимать, что экономика России не будет эффективно функционировать, расти и развиваться, если не сформировать, наконец, этот класс. Или - если не побороть рейдерство, не сузить до минимума коррупционное поле.

Несмотря на то, что о недружественных поглощениях сегодня трубят все СМИ, в регионах и на периферии, куда сейчас заметно сместилась рейдерская активность, до сих пор существует проблема низкого уровня осведомленности предпринимателей и корпоративной культуры, отсутствия системы прогнозирования ситуаций. Поэтому здесь очень важна консультационная и просветительская функция государства. Необходимы специальные мероприятия и семинары для предпринимателей, бесплатная помощь экспертов по широкому кругу вопросов: оценке уязвимости бизнеса с позиций рейдеров, оказанию помощи в построении алгоритма первичной защиты, разработке «антикризисного пакета», который можно будет немедленно пустить в действие при наличии угрозы рейдерской атаки. Одним словом, все то, что консалтинговые фирмы делают за деньги.

Кроме того, государство должно стимулировать объединение предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, в структуры и союзы, которые могли бы их защитить. Вероятность того, что продуманная корпоративная структура, обладающая серьезной защитой и поддержкой, даст сбой, не так уж велика. Гораздо чаще происходит захват активов, которые не были должным образом защищены.

Кстати говоря, положительный опыт эффективного государственного вмешательства существует. В свое время московским правительством в рамках Управления по экономической безопасности г. Москвы был создан специальный «штаб» по борьбе с рейдерством. В период его функционирования с поля московского «черного рейда» ушло большинство «громких» участников, а некоторые повернулись в сторону регионов. 2 года назад на центральных улицах города можно было увидеть транспаранты с надписями «Помогите!!! Нас атакуют рейдеры!», развешанные по фасадам зданий. Теперь ничего такого нет, и я бы не стал списывать сокращение числа захватов в столице лишь на изменение конъюнктуры рынка. Очевидно, что специализированная государственная структура, поддерживающая сторону потерпевшей компании и располагающая немалыми возможностями и средствами, может не только «проконсультировать» предпринимателя, но и помочь защитить активы и отразить рейдерскую атаку. Именно такой реальной помощью - особенно малому и среднему бизнесу - нужно дополнять «антирейдерские пакеты» законов и жесткие меры по борьбе с коррупцией.

НАПСО Юрий Аисович. Кандидат исторических наук. Генеральный директор ЗАО "Роснефтересурс" (г. Сочи). В 2003-2007 гг. - помощник депутата Государственной Думы ФС РФ. В 2007-2008 гг. - член Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности. С 2008 г. - заместитель Председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.