Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Обеспечение экономической безопасности в Архангельской области в условиях кризиса

Мирелли А.М., и.о. заместителя Губернатора Архангельской области, руководитель Представительства Администрации Архангельской области при Правительстве Российской Федерации

Начиная с сентября 2008 г. область ощутила на себе влияние кризисных процессов, происходящих в мировой экономике. Падение спроса и мировых цен на продукцию лесной отрасли наиболее сильно ударило по ориентированному на экспорт лесному комплексу региона. Ситуация доходила вплоть до остановки производств, в частности, на Соломбальских ЛДК и ЦБК, на 3-м лесозаводе.

В целом за 2008 г. объём отгруженных товаров по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» составил 10,8 млрд руб. (12,7% в объёме отгруженных товаров обрабатывающих производств), индекс производства к уровню 2007 г. составил 87,9%, при этом только за IV квартал объёмы производства сократились на 24%.

В 2008 г. производство пиломатериалов сократилось к уровню 2007 г. на 11,8% и составило 1,88 млн м3.

За январь-февраль 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. объём производства в лесопромышленном комплексе сократился на 36,6% (в деревообработке - на 40,1%, в целлюлозно-бумажной промышленности - на 35,4%).

Снижение объёмов производства не могло не сказаться на объемах грузоперевозок транспортным сектором области. В 2008 г. перевозки грузов составили 21,7 млн т и сократились по сравнению с 2007 г. почти на 6%. Снижение показателя отмечено на следующих видах транспорта:

  • на железнодорожном - на 11,8%;
  • на автомобильном - на 11,0%;
  • на воздушном - на 14,5%.

Объёмы выросли только на внутреннем водном транспорте - на 23,8% и на морском транспорте - на 13,1%.

Ужесточение условий кредитования населения, вызвавшее падение спроса на рынке жилья, напряженность на рынке труда, опасения населения по поводу перспектив развития экономики, сокращение инвестиций застройщиков из собственных средств и ухудшение возможностей для привлечения кредитов самими предприятиями в условиях неопределенности развития экономики - все это привело к «просадке» строительного комплекса.

Снижение деловой активности, падение выручки и прибыли компаний, работающих в регионе, неминуемо повлекло сокращение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Все эти процессы сказались также и на уровне занятости населения. Сегодня в области официально зарегистрировано более 18 тыс. безработных (на 01.04.2009 - 18 591). Количество безработных относительно середины 2008 г. увеличилось почти на 6 тыс. человек (на 01.07.2008 - 12 756). Организациями региона заявлено к высвобождению в ближайшее время ещё более 5 тыс. человек.

В режиме неполного рабочего времени, в простое и в отпусках без сохранения заработной платы находится порядка 10,5 тыс. человек (на 01.04.2009 - 10 578). Как видно, ситуация на рынке труда достаточно напряжённая, но в силу диверсифицированности экономики на фоне ряда субъектов Северо-Западного федерального округа область выглядит относительно прогнозируемо.

24.10.2008 до соответствующих распоряжений Правительства РФ в области была создана межведомственная комиссия по обеспечению устойчивого функционирования экономики области - своеобразный «антикризисный штаб». На заседаниях комиссии с участием представителей региональных и федеральных органов власти, органов местного самоуправления, руководителей ряда предприятий и банков области обсуждаются проблемы в экономике области и пути их решения.

23.12.2008 утверждён «План мероприятий, направленных на усиление контроля и выработку мер по оздоровлению ситуации в отдельных секторах экономики Архангельской области». В основу плана легли как решения комиссии, так и сформированные на тот момент механизмы государственной поддержки экономики. Более конкретизированные планы были утверждены по ключевым видам экономической деятельности, представленными в области.

В дополнение к предпринимаемым на федеральном уровне мерам администрация области реализует ряд механизмов поддержки как социальной направленности, так и нацеленных на помощь предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории региона.

Меры, направленные на оптимизацию собственных бюджетных расходов

1. Проведена инвентаризация всех принятых расходных обязательств и выработаны предложения по сокращению бюджетных расходов, которые нашли отражение в проекте областного закона о внесении изменений в областной бюджет.

2. Отсрочен переход на новые системы оплаты труда для работников областных бюджетных учреждений и связанное с этим повышение фонда оплаты труда на 30% (при этом оплата труда низкооплачиваемых категорий работников доведена до уровня прожиточного минимума).

3. Предусмотрено сокращение расходов на содержание органов государственной власти на 30%, а также оптимизация численности.

4. Непосредственно в администрации области введён режим жесткой экономии, касающийся не только коммунальных и материальных затрат, под контролем командировочные расходы и расходы на оплату труда.

5. Проводится работа с органами местного самоуправления Архангельской области по внесению соответствующих изменений в решения о местных бюджетах на 2009 г., а также даются рекомендации о принятии конкретных мер, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

Меры социальной направленности

1. Утверждена на региональном уровне и прошла согласование на федеральном уровне областная программа «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Архангельской области в 2009 году». Программа предполагает привлечь из федерального бюджета более 140 млн руб. на мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда.

Программа предусматривает мероприятия по:

  • организации опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения - 800 человек;
  • организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения - 5 тыс. человек;
  • организации временных рабочих мест для трудоустройства (стажировки) выпускников системы профессионального образования 2009 г. - 700 человек;
  • содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости 500 безработных граждан.

2. Безусловным приоритетом было и будет выполнение администрацией всех социальных обязательств, что также нашло отражение в проекте областного закона о внесении изменении в областной бюджет.

Меры поддержки бизнеса

1. Для предприятий лесного комплекса на региональном уровне:

  • перенесён срок арендных платежей за аренду лесного фонда;
  • по договорённости с Управлением федеральной налоговой службы сокращены сроки проверки налоговых деклараций и возмещения НДС предприятиям - экспортерам лесного комплекса;
  • по заявлениям лесопользователей им предоставляется право на продление срока действия договоров купли-продажи лесных насаждений и срока действия лесных деклараций (в части срока заготовки и вывозки древесины);
  • заключено региональное соглашение о социально-экономическом партнерстве между администрацией области, областной организацией профсоюза работников лесных отраслей и рядом крупнейших руководителей лесопромышленных предприятий области.

В настоящее время заработала в штатном режиме норма Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» об обязательной доставке уловов из исключительной экономической зоны и территориального моря Российской Федерации. По состоянию на 15.04.2009 поставки рыбы в архангельский порт увеличились по сравнению с 2008 г. на 55% (до 7,5 тыс. т). Сейчас в области ведется работа по реализации плана мероприятий, разработанного Росрыболовством, по развитию береговой инфраструктуры для приемки, хранения и переработки рыбной продукции

2. В отношении других секторов экономики:

  • подписано соглашение о поставках продукции ЗАО «Савинский цементный завод» (холдинг «Евроцемент групп») для реализации строительных проектов на космодроме «Плесецк»;
  • заключен ряд соглашений с банками (ОАО «Московский индустриальный банк», ОАО «Банк УРАЛСИБ», ОАО «Альфа-банк» и др.), в том числе по содействию в кредитовании предприятий региона;
  • при содействии администрации области заключены договоры на поставку продукции учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (спецодежда и др.) на предприятия судостроения.

Для получения возможности в перспективе получать региональным предприятиям помощь из федерального центра по инициативе администрации области:

  • в перечень системообразующих предприятий, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, вошли 22 предприятия и филиала, осуществляющих свою деятельность на территории области;
  • ещё 11 предприятий региона включены Минрегионразвития России в список предприятий регионального значения.

С целью привлечения в регион инвесторов завершается разработка нового областного закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Архангельской области». Предполагаются существенные налоговые преференции в рамках региональных полномочий, в частности, освобождение от уплаты региональной составляющей налога на прибыль, льготы по налогу на имущество.

Несмотря на снижение объемов финансирования, администрация области обеспечила участие региона в конкурсе Минэкономразвития России по софинансированию мероприятий, направленных на развитие малого бизнеса. После внесения изменений в региональную программу поддержки малого и среднего бизнеса, направленных на максимальное привлечение средств Федерации, предполагается получить порядка 120 млн руб. федерального финансирования мероприятий данной программы.

Еще одним поддерживающим фактором для малого и среднего бизнеса, который в кризис способен частично решить проблему безработицы, станет областной закон «О снижении налоговых ставок при упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов», предусматривающий снижение в 2009 г. ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 15% до 10% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

На максимальное вовлечение незанятого населения области в производство направлены недавно принятые программы:

  • по развитию молочного скотоводства на 2009-2012 гг. с объёмом финансирования из областного бюджета более 400 млн руб.;
  • по активизации индивидуального жилищного строительства на 2009-2011 гг.

Дополнительно нами прорабатываются иные меры поддержки: как связанные с финансовыми затратами - прямыми или опосредованными, так и «неденежного» характера.

Кроме того, администрация Архангельской области направила в Министерство экономического развития РФ свои предложения в проект программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г., а также высказала ряд предложений по внесению в нормативные документы изменений, направленных на снижение влияния кризиса на экономику, и представила их в федеральные министерства и ведомства.

Так, в числе мер по поддержке в сфере поддержки лесного комплекса предлагается:

  • внести в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, которые в настоящее время разрабатываются Минтрансом России, норму о наличии у перевозчика документа, подтверждающего легальность происхождения перевозимой древесины, для предотвращения и пресечения вывозки незаконно заготовленной древесины из леса к пунктам потребления;
  • разрешить лесозаготовительным компаниям, в порядке исключения на 2009 г., внесение арендной платы за пользование лесами по фактическим объемам заготовки;
  • внести изменения в приказы Федеральной таможенной службы России от 22.09.2008 № 1157 и от 23.09.2008 № 1162 по снижению требований для сортировки необработанной древесины, поставляемой на экспорт.

В сфере налогового законодательства:

  • расширить круг предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, за счет предприятий численностью до 250 чел. (сейчас существует ограничение до 100 чел.) и годовым доходом до 45 млн руб. (с нынешних 15 млн руб.);
  • предоставить налоговые льготы на срок до 3 лет вновь созданным предприятиям, осуществляющим переработку уловов водных биоресурсов, а также хранение рыбной продукции;
  • ввести мораторий на изменение налогового законодательства для малого и среднего бизнеса на всех уровнях власти на 5 лет, в том числе сохранить все действующие на сегодня специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН, УСН на основе патента);
  • обеспечить прием налоговой отчетности в электронном виде непосредственно органами Федеральной налоговой службы без коммерческих посредников и без взимания за это платы с налогоплательщиков;
  • снизить процентную ставку по налогу на добавленную стоимость (НДС) до уровня 10-15% (для развития судостроительной промышленности и других видов производственной деятельности, ориентированных на производство высокотехнологичной продукции);
  • отменить НДС с авансовых платежей, а также отменить авансовые платежи по налогу на прибыль.

В сфере территориального планирования и строительства для поддержки строительного комплекса страны и стимулирования жилищного строительства необходимо перенести (минимум на 2 года) сроки вступления в силу запретительных санкций(ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ), вступающих в силу с 01.01.2010, по выдаче разрешений на строительство и предоставлению участков для всех видов строительства и запрету на резервирование земельных участков при отсутствии утвержденных документов территориального планирования. Данная запретительная мера в условиях нехватки средств на разработку органами государственной власти и органами местного самоуправления субъектов РФ документов территориального планирования приведет к остановке строительства на значительной территории страны.

Кроме того, предложен комплекс мер в сфере потребительского рынка и торговли, поддержки малого и среднего предпринимательства, предприятий, выполняющих госзаказ, и кредитования предприятий реального сектора экономики. Внесены предложения по изменениям в бюджетном законодательстве, законодательстве по федеральным целевым программам, в сфере государственного регулирования цен и тарифов и в сфере функционирования розничных рынков электрической энергии.

Реализация этих мер позволит стабилизировать ситуацию в области и в максимально короткие сроки выйти на новый уровень развития.

Обеспечение экономической безопасности в Архангельской области в условиях кризиса | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Обеспечение экономической безопасности в Архангельской области в условиях кризиса

Мирелли А.М., и.о. заместителя Губернатора Архангельской области, руководитель Представительства Администрации Архангельской области при Правительстве Российской Федерации

Начиная с сентября 2008 г. область ощутила на себе влияние кризисных процессов, происходящих в мировой экономике. Падение спроса и мировых цен на продукцию лесной отрасли наиболее сильно ударило по ориентированному на экспорт лесному комплексу региона. Ситуация доходила вплоть до остановки производств, в частности, на Соломбальских ЛДК и ЦБК, на 3-м лесозаводе.

В целом за 2008 г. объём отгруженных товаров по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» составил 10,8 млрд руб. (12,7% в объёме отгруженных товаров обрабатывающих производств), индекс производства к уровню 2007 г. составил 87,9%, при этом только за IV квартал объёмы производства сократились на 24%.

В 2008 г. производство пиломатериалов сократилось к уровню 2007 г. на 11,8% и составило 1,88 млн м3.

За январь-февраль 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. объём производства в лесопромышленном комплексе сократился на 36,6% (в деревообработке - на 40,1%, в целлюлозно-бумажной промышленности - на 35,4%).

Снижение объёмов производства не могло не сказаться на объемах грузоперевозок транспортным сектором области. В 2008 г. перевозки грузов составили 21,7 млн т и сократились по сравнению с 2007 г. почти на 6%. Снижение показателя отмечено на следующих видах транспорта:

  • на железнодорожном - на 11,8%;
  • на автомобильном - на 11,0%;
  • на воздушном - на 14,5%.

Объёмы выросли только на внутреннем водном транспорте - на 23,8% и на морском транспорте - на 13,1%.

Ужесточение условий кредитования населения, вызвавшее падение спроса на рынке жилья, напряженность на рынке труда, опасения населения по поводу перспектив развития экономики, сокращение инвестиций застройщиков из собственных средств и ухудшение возможностей для привлечения кредитов самими предприятиями в условиях неопределенности развития экономики - все это привело к «просадке» строительного комплекса.

Снижение деловой активности, падение выручки и прибыли компаний, работающих в регионе, неминуемо повлекло сокращение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Все эти процессы сказались также и на уровне занятости населения. Сегодня в области официально зарегистрировано более 18 тыс. безработных (на 01.04.2009 - 18 591). Количество безработных относительно середины 2008 г. увеличилось почти на 6 тыс. человек (на 01.07.2008 - 12 756). Организациями региона заявлено к высвобождению в ближайшее время ещё более 5 тыс. человек.

В режиме неполного рабочего времени, в простое и в отпусках без сохранения заработной платы находится порядка 10,5 тыс. человек (на 01.04.2009 - 10 578). Как видно, ситуация на рынке труда достаточно напряжённая, но в силу диверсифицированности экономики на фоне ряда субъектов Северо-Западного федерального округа область выглядит относительно прогнозируемо.

24.10.2008 до соответствующих распоряжений Правительства РФ в области была создана межведомственная комиссия по обеспечению устойчивого функционирования экономики области - своеобразный «антикризисный штаб». На заседаниях комиссии с участием представителей региональных и федеральных органов власти, органов местного самоуправления, руководителей ряда предприятий и банков области обсуждаются проблемы в экономике области и пути их решения.

23.12.2008 утверждён «План мероприятий, направленных на усиление контроля и выработку мер по оздоровлению ситуации в отдельных секторах экономики Архангельской области». В основу плана легли как решения комиссии, так и сформированные на тот момент механизмы государственной поддержки экономики. Более конкретизированные планы были утверждены по ключевым видам экономической деятельности, представленными в области.

В дополнение к предпринимаемым на федеральном уровне мерам администрация области реализует ряд механизмов поддержки как социальной направленности, так и нацеленных на помощь предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории региона.

Меры, направленные на оптимизацию собственных бюджетных расходов

1. Проведена инвентаризация всех принятых расходных обязательств и выработаны предложения по сокращению бюджетных расходов, которые нашли отражение в проекте областного закона о внесении изменений в областной бюджет.

2. Отсрочен переход на новые системы оплаты труда для работников областных бюджетных учреждений и связанное с этим повышение фонда оплаты труда на 30% (при этом оплата труда низкооплачиваемых категорий работников доведена до уровня прожиточного минимума).

3. Предусмотрено сокращение расходов на содержание органов государственной власти на 30%, а также оптимизация численности.

4. Непосредственно в администрации области введён режим жесткой экономии, касающийся не только коммунальных и материальных затрат, под контролем командировочные расходы и расходы на оплату труда.

5. Проводится работа с органами местного самоуправления Архангельской области по внесению соответствующих изменений в решения о местных бюджетах на 2009 г., а также даются рекомендации о принятии конкретных мер, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

Меры социальной направленности

1. Утверждена на региональном уровне и прошла согласование на федеральном уровне областная программа «О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Архангельской области в 2009 году». Программа предполагает привлечь из федерального бюджета более 140 млн руб. на мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда.

Программа предусматривает мероприятия по:

  • организации опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения - 800 человек;
  • организации общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения - 5 тыс. человек;
  • организации временных рабочих мест для трудоустройства (стажировки) выпускников системы профессионального образования 2009 г. - 700 человек;
  • содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости 500 безработных граждан.

2. Безусловным приоритетом было и будет выполнение администрацией всех социальных обязательств, что также нашло отражение в проекте областного закона о внесении изменении в областной бюджет.

Меры поддержки бизнеса

1. Для предприятий лесного комплекса на региональном уровне:

  • перенесён срок арендных платежей за аренду лесного фонда;
  • по договорённости с Управлением федеральной налоговой службы сокращены сроки проверки налоговых деклараций и возмещения НДС предприятиям - экспортерам лесного комплекса;
  • по заявлениям лесопользователей им предоставляется право на продление срока действия договоров купли-продажи лесных насаждений и срока действия лесных деклараций (в части срока заготовки и вывозки древесины);
  • заключено региональное соглашение о социально-экономическом партнерстве между администрацией области, областной организацией профсоюза работников лесных отраслей и рядом крупнейших руководителей лесопромышленных предприятий области.

В настоящее время заработала в штатном режиме норма Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» об обязательной доставке уловов из исключительной экономической зоны и территориального моря Российской Федерации. По состоянию на 15.04.2009 поставки рыбы в архангельский порт увеличились по сравнению с 2008 г. на 55% (до 7,5 тыс. т). Сейчас в области ведется работа по реализации плана мероприятий, разработанного Росрыболовством, по развитию береговой инфраструктуры для приемки, хранения и переработки рыбной продукции

2. В отношении других секторов экономики:

  • подписано соглашение о поставках продукции ЗАО «Савинский цементный завод» (холдинг «Евроцемент групп») для реализации строительных проектов на космодроме «Плесецк»;
  • заключен ряд соглашений с банками (ОАО «Московский индустриальный банк», ОАО «Банк УРАЛСИБ», ОАО «Альфа-банк» и др.), в том числе по содействию в кредитовании предприятий региона;
  • при содействии администрации области заключены договоры на поставку продукции учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (спецодежда и др.) на предприятия судостроения.

Для получения возможности в перспективе получать региональным предприятиям помощь из федерального центра по инициативе администрации области:

  • в перечень системообразующих предприятий, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, вошли 22 предприятия и филиала, осуществляющих свою деятельность на территории области;
  • ещё 11 предприятий региона включены Минрегионразвития России в список предприятий регионального значения.

С целью привлечения в регион инвесторов завершается разработка нового областного закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Архангельской области». Предполагаются существенные налоговые преференции в рамках региональных полномочий, в частности, освобождение от уплаты региональной составляющей налога на прибыль, льготы по налогу на имущество.

Несмотря на снижение объемов финансирования, администрация области обеспечила участие региона в конкурсе Минэкономразвития России по софинансированию мероприятий, направленных на развитие малого бизнеса. После внесения изменений в региональную программу поддержки малого и среднего бизнеса, направленных на максимальное привлечение средств Федерации, предполагается получить порядка 120 млн руб. федерального финансирования мероприятий данной программы.

Еще одним поддерживающим фактором для малого и среднего бизнеса, который в кризис способен частично решить проблему безработицы, станет областной закон «О снижении налоговых ставок при упрощенной системе налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов», предусматривающий снижение в 2009 г. ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с 15% до 10% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

На максимальное вовлечение незанятого населения области в производство направлены недавно принятые программы:

  • по развитию молочного скотоводства на 2009-2012 гг. с объёмом финансирования из областного бюджета более 400 млн руб.;
  • по активизации индивидуального жилищного строительства на 2009-2011 гг.

Дополнительно нами прорабатываются иные меры поддержки: как связанные с финансовыми затратами - прямыми или опосредованными, так и «неденежного» характера.

Кроме того, администрация Архангельской области направила в Министерство экономического развития РФ свои предложения в проект программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г., а также высказала ряд предложений по внесению в нормативные документы изменений, направленных на снижение влияния кризиса на экономику, и представила их в федеральные министерства и ведомства.

Так, в числе мер по поддержке в сфере поддержки лесного комплекса предлагается:

  • внести в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, которые в настоящее время разрабатываются Минтрансом России, норму о наличии у перевозчика документа, подтверждающего легальность происхождения перевозимой древесины, для предотвращения и пресечения вывозки незаконно заготовленной древесины из леса к пунктам потребления;
  • разрешить лесозаготовительным компаниям, в порядке исключения на 2009 г., внесение арендной платы за пользование лесами по фактическим объемам заготовки;
  • внести изменения в приказы Федеральной таможенной службы России от 22.09.2008 № 1157 и от 23.09.2008 № 1162 по снижению требований для сортировки необработанной древесины, поставляемой на экспорт.

В сфере налогового законодательства:

  • расширить круг предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, за счет предприятий численностью до 250 чел. (сейчас существует ограничение до 100 чел.) и годовым доходом до 45 млн руб. (с нынешних 15 млн руб.);
  • предоставить налоговые льготы на срок до 3 лет вновь созданным предприятиям, осуществляющим переработку уловов водных биоресурсов, а также хранение рыбной продукции;
  • ввести мораторий на изменение налогового законодательства для малого и среднего бизнеса на всех уровнях власти на 5 лет, в том числе сохранить все действующие на сегодня специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСН, УСН на основе патента);
  • обеспечить прием налоговой отчетности в электронном виде непосредственно органами Федеральной налоговой службы без коммерческих посредников и без взимания за это платы с налогоплательщиков;
  • снизить процентную ставку по налогу на добавленную стоимость (НДС) до уровня 10-15% (для развития судостроительной промышленности и других видов производственной деятельности, ориентированных на производство высокотехнологичной продукции);
  • отменить НДС с авансовых платежей, а также отменить авансовые платежи по налогу на прибыль.

В сфере территориального планирования и строительства для поддержки строительного комплекса страны и стимулирования жилищного строительства необходимо перенести (минимум на 2 года) сроки вступления в силу запретительных санкций(ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ), вступающих в силу с 01.01.2010, по выдаче разрешений на строительство и предоставлению участков для всех видов строительства и запрету на резервирование земельных участков при отсутствии утвержденных документов территориального планирования. Данная запретительная мера в условиях нехватки средств на разработку органами государственной власти и органами местного самоуправления субъектов РФ документов территориального планирования приведет к остановке строительства на значительной территории страны.

Кроме того, предложен комплекс мер в сфере потребительского рынка и торговли, поддержки малого и среднего предпринимательства, предприятий, выполняющих госзаказ, и кредитования предприятий реального сектора экономики. Внесены предложения по изменениям в бюджетном законодательстве, законодательстве по федеральным целевым программам, в сфере государственного регулирования цен и тарифов и в сфере функционирования розничных рынков электрической энергии.

Реализация этих мер позволит стабилизировать ситуацию в области и в максимально короткие сроки выйти на новый уровень развития.