Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Вступительное слово на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

<…>Вы осуществляете надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Важнейшей частью вашей работы является надзор за соответствием закону подзаконных актов и актов органов власти субъектов Федерации. По сути, прокуратуре поднадзорна и ею координируется вся правоохранительная деятельность в нашей стране.

Не буду подчёркивать абсолютно обычные вещи о том, что для выполнения этих наиважнейших функций прокуратуре даны соответствующие очень серьёзные полномочия и, конечно, качество вашей работы должно полностью соответствовать высокому статусу прокурорских работников.

Сегодня вы подводите итоги работы за 2008 г. Надо прямо сказать, что этот год, если говорить о показателях борьбы с преступностью, был непростым. Об этом я говорил не так давно и на коллегии МВД РФ. Несмотря на то что общее число зарегистрированных преступлений снизилось (это действительно так), тем не менее только за прошлый год не раскрыто более 2000 убийств, десятки тысяч граждан числятся пропавшими без вести, практически на треть возросло количество преступлений экстремистской направленности.

Что ещё немаловажно, что в целом, безусловно, влияет на криминогенный фон в стране, - экономический кризис. Влияние мирового экономического кризиса на общую ситуацию с преступностью усиливается. Его прямым следствием является рост безработицы и, конечно, к сожалению, снижение уровня жизни наших граждан. И не секрет, что такого рода процессы зачастую сопровождаются нарушением трудовых прав граждан. Знаю, что в прошлом году прокурорами выявлялись и устранялись нарушения законодательства о труде, социального законодательства, прежде всего по оплате труда и в сфере занятости. Многое было сделано для пресечения злоупотреблений в сфере экономики в целом. В общей сложности в 2008 г. в социальной сфере выявлено 1 млн 461 тыс. нарушений закона. Это, конечно, существенная цифра.

Хотел бы подчеркнуть, что в создавшихся условиях ваша работа как никогда должна иметь упреждающий характер. На 1 января текущего года суммарная задолженность по заработной плате у организаций, у юридических лиц составила свыше 4,6 млрд руб., и эта цифра пока не уменьшается, она растёт. Начался и процесс сокращения штатов, а также перевод ряда работников на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Все эти процессы идут в разных ситуациях по-разному, но зачастую сопровождаются нарушениями социального законодательства. И именно на эти процессы необходимо воздействие органов прокуратуры.

Защита социально-экономических прав граждан - одно из важнейших направлений вашей работы. Сохранность банковских сбережений, поддержка в трудной ситуации, уровень жизни людей в целом должны быть предметом пристального внимания руководителей органов власти всех уровней. Все обязательные выплаты, их размер и регулярность установлены действующим законодательством, и задача прокуроров - следить за их реальным исполнением, используя, конечно, при необходимости свои полномочия, в том числе и обращаясь с соответствующими исками в суды. Для совершенствования процессуального механизма в этой сфере недавно я внёс специальный законопроект в Государственную Думу. Его цель заключается в том, чтобы расширить права прокуроров [обращаться в суд] с заявлениями в защиту социальных прав граждан.

Отдельно остановлюсь на ситуации в сфере борьбы с коррупцией. Конечно, главным сейчас является аккуратное и в то же время настойчивое, оперативное использование всех полномочий, которые вытекают из действующего законодательства. И сосредоточить своё внимание сегодня необходимо именно на реализации мероприятий, установленных Национальным планом противодействия коррупции.

Что здесь является самым главным? Во-первых, должен быть усилен надзор за соблюдением законов теми органами, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием по коррупционным преступлениям.

Во-вторых, уже в ближайшее время надо организовать проверки законности использования государственного имущества, в том числе денежных средств. Опыт работы в этой сфере у прокуратуры более чем достаточный.

В-третьих, должна быть продолжена экспертиза антикоррупционного законодательства. Хотел бы специально подчеркнуть: такая экспертиза исключительно важна. Уже сейчас установлены акты, в которых содержатся так называемые коррупционные риски. Таких актов более чем 10 тыс. Но к этому процессу нужно относиться, естественно, здраво, нужно выявлять наиболее существенные риски. Но если всё-таки такие позиции определены, эту ситуацию нужно незамедлительно исправлять. Такие акты должны подлежать отмене или, если эти акты ещё на стадиях разработки и принятия, по ним должно быть принято решение об их отклонении.

Вступивший в силу пакет антикоррупционных законов содержит и ряд принципиально новых норм, которых в нашем законодательстве просто не существовало, в том числе введение административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Этими нормами ещё нужно научиться пользоваться, в то же время, конечно, не допуская злоупотребления этими положениями.

Отмечу также, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" прокуратура координирует деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. И в этой работе должны быть обеспечены чёткость и согласованность, исключающие формализм и другие проблемы, с которыми мы очень часто сталкиваемся.

Серьёзное внимание надлежит уделить надзору за соблюдением государственными и муниципальными служащими требований антикоррупционного законодательства. Это самая сложная, самая тонкая работа и самая важная. И, разумеется, самые высокие требования Генеральная прокуратура должна предъявлять к собственным сотрудникам. Каждый, кто работает в прокуратуре, должен чувствовать, что он находится в правовом поле.

В сегодняшних условиях есть ещё одна тема, на которую мы должны обращать повышенное внимание, я об этом говорил и на коллегии Федеральной службы безопасности, и на коллегии Министерства внутренних дел. Речь идёт о проявлениях экстремизма. Во многих случаях такого рода действия прямо связаны с попытками дестабилизировать ситуацию в нашем обществе. Необходимо пресекать любые действия, направленные на разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной вражды. Виновных в совершении таких действий привлекать к ответственности.

Кстати сказать, у вас есть также право вносить в суд представления о ликвидации соответствующих общественных объединений или религиозных организаций в случае, если в их действиях прослеживается экстремизм, а также приостанавливать их деятельность до решения суда.

Ещё одна тема, о которой необходимо сказать. Особое беспокойство вызывает огромное количество преступлений, совершаемых против детей. Количество таких преступлений выросло, и в ближайшее время я планирую провести специальное совещание на эту тему. Но хотел бы отдельно подчеркнуть, что все преступления такого рода должны находиться в прокуратуре на особом контроле.

И ещё один важный вопрос. Вы знаете, что в период мирового экономического кризиса и кризиса, который сегодня существует в нашей финансово-экономической системе, из федерального бюджета выделены весьма внушительные деньги для поддержания финансовой системы и реального сектора экономики. Отдельная тема - как эти деньги используются. Это вопрос к тем, кто занимается их расходованием. Но необходимо следить за тем, чтобы такого рода средства не расходовались нецелевым образом, т. е. необходимо пресекать любые злоупотребления, манипуляции с этими средствами. Их немало - в нашей стране их выделяется немало, и в других странах их выделяется немало, и, конечно, есть желающие этими средствами воспользоваться недолжным образом. За этими преступлениями нужно следить и привлекать тех, кто попался, к ответственности.

Рассчитываю, что серьёзной поддержкой в этой сфере будет работа межведомственной рабочей группы по противодействию экономическим преступлениям. Она создана под эгидой Генпрокуратуры и должна этими вопросами заниматься.<…>

Вступительное слово на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Вступительное слово на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры

Медведев Д.А., Президент Российской Федерации

<…>Вы осуществляете надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Важнейшей частью вашей работы является надзор за соответствием закону подзаконных актов и актов органов власти субъектов Федерации. По сути, прокуратуре поднадзорна и ею координируется вся правоохранительная деятельность в нашей стране.

Не буду подчёркивать абсолютно обычные вещи о том, что для выполнения этих наиважнейших функций прокуратуре даны соответствующие очень серьёзные полномочия и, конечно, качество вашей работы должно полностью соответствовать высокому статусу прокурорских работников.

Сегодня вы подводите итоги работы за 2008 г. Надо прямо сказать, что этот год, если говорить о показателях борьбы с преступностью, был непростым. Об этом я говорил не так давно и на коллегии МВД РФ. Несмотря на то что общее число зарегистрированных преступлений снизилось (это действительно так), тем не менее только за прошлый год не раскрыто более 2000 убийств, десятки тысяч граждан числятся пропавшими без вести, практически на треть возросло количество преступлений экстремистской направленности.

Что ещё немаловажно, что в целом, безусловно, влияет на криминогенный фон в стране, - экономический кризис. Влияние мирового экономического кризиса на общую ситуацию с преступностью усиливается. Его прямым следствием является рост безработицы и, конечно, к сожалению, снижение уровня жизни наших граждан. И не секрет, что такого рода процессы зачастую сопровождаются нарушением трудовых прав граждан. Знаю, что в прошлом году прокурорами выявлялись и устранялись нарушения законодательства о труде, социального законодательства, прежде всего по оплате труда и в сфере занятости. Многое было сделано для пресечения злоупотреблений в сфере экономики в целом. В общей сложности в 2008 г. в социальной сфере выявлено 1 млн 461 тыс. нарушений закона. Это, конечно, существенная цифра.

Хотел бы подчеркнуть, что в создавшихся условиях ваша работа как никогда должна иметь упреждающий характер. На 1 января текущего года суммарная задолженность по заработной плате у организаций, у юридических лиц составила свыше 4,6 млрд руб., и эта цифра пока не уменьшается, она растёт. Начался и процесс сокращения штатов, а также перевод ряда работников на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Все эти процессы идут в разных ситуациях по-разному, но зачастую сопровождаются нарушениями социального законодательства. И именно на эти процессы необходимо воздействие органов прокуратуры.

Защита социально-экономических прав граждан - одно из важнейших направлений вашей работы. Сохранность банковских сбережений, поддержка в трудной ситуации, уровень жизни людей в целом должны быть предметом пристального внимания руководителей органов власти всех уровней. Все обязательные выплаты, их размер и регулярность установлены действующим законодательством, и задача прокуроров - следить за их реальным исполнением, используя, конечно, при необходимости свои полномочия, в том числе и обращаясь с соответствующими исками в суды. Для совершенствования процессуального механизма в этой сфере недавно я внёс специальный законопроект в Государственную Думу. Его цель заключается в том, чтобы расширить права прокуроров [обращаться в суд] с заявлениями в защиту социальных прав граждан.

Отдельно остановлюсь на ситуации в сфере борьбы с коррупцией. Конечно, главным сейчас является аккуратное и в то же время настойчивое, оперативное использование всех полномочий, которые вытекают из действующего законодательства. И сосредоточить своё внимание сегодня необходимо именно на реализации мероприятий, установленных Национальным планом противодействия коррупции.

Что здесь является самым главным? Во-первых, должен быть усилен надзор за соблюдением законов теми органами, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием по коррупционным преступлениям.

Во-вторых, уже в ближайшее время надо организовать проверки законности использования государственного имущества, в том числе денежных средств. Опыт работы в этой сфере у прокуратуры более чем достаточный.

В-третьих, должна быть продолжена экспертиза антикоррупционного законодательства. Хотел бы специально подчеркнуть: такая экспертиза исключительно важна. Уже сейчас установлены акты, в которых содержатся так называемые коррупционные риски. Таких актов более чем 10 тыс. Но к этому процессу нужно относиться, естественно, здраво, нужно выявлять наиболее существенные риски. Но если всё-таки такие позиции определены, эту ситуацию нужно незамедлительно исправлять. Такие акты должны подлежать отмене или, если эти акты ещё на стадиях разработки и принятия, по ним должно быть принято решение об их отклонении.

Вступивший в силу пакет антикоррупционных законов содержит и ряд принципиально новых норм, которых в нашем законодательстве просто не существовало, в том числе введение административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Этими нормами ещё нужно научиться пользоваться, в то же время, конечно, не допуская злоупотребления этими положениями.

Отмечу также, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О противодействии коррупции" прокуратура координирует деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. И в этой работе должны быть обеспечены чёткость и согласованность, исключающие формализм и другие проблемы, с которыми мы очень часто сталкиваемся.

Серьёзное внимание надлежит уделить надзору за соблюдением государственными и муниципальными служащими требований антикоррупционного законодательства. Это самая сложная, самая тонкая работа и самая важная. И, разумеется, самые высокие требования Генеральная прокуратура должна предъявлять к собственным сотрудникам. Каждый, кто работает в прокуратуре, должен чувствовать, что он находится в правовом поле.

В сегодняшних условиях есть ещё одна тема, на которую мы должны обращать повышенное внимание, я об этом говорил и на коллегии Федеральной службы безопасности, и на коллегии Министерства внутренних дел. Речь идёт о проявлениях экстремизма. Во многих случаях такого рода действия прямо связаны с попытками дестабилизировать ситуацию в нашем обществе. Необходимо пресекать любые действия, направленные на разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной вражды. Виновных в совершении таких действий привлекать к ответственности.

Кстати сказать, у вас есть также право вносить в суд представления о ликвидации соответствующих общественных объединений или религиозных организаций в случае, если в их действиях прослеживается экстремизм, а также приостанавливать их деятельность до решения суда.

Ещё одна тема, о которой необходимо сказать. Особое беспокойство вызывает огромное количество преступлений, совершаемых против детей. Количество таких преступлений выросло, и в ближайшее время я планирую провести специальное совещание на эту тему. Но хотел бы отдельно подчеркнуть, что все преступления такого рода должны находиться в прокуратуре на особом контроле.

И ещё один важный вопрос. Вы знаете, что в период мирового экономического кризиса и кризиса, который сегодня существует в нашей финансово-экономической системе, из федерального бюджета выделены весьма внушительные деньги для поддержания финансовой системы и реального сектора экономики. Отдельная тема - как эти деньги используются. Это вопрос к тем, кто занимается их расходованием. Но необходимо следить за тем, чтобы такого рода средства не расходовались нецелевым образом, т. е. необходимо пресекать любые злоупотребления, манипуляции с этими средствами. Их немало - в нашей стране их выделяется немало, и в других странах их выделяется немало, и, конечно, есть желающие этими средствами воспользоваться недолжным образом. За этими преступлениями нужно следить и привлекать тех, кто попался, к ответственности.

Рассчитываю, что серьёзной поддержкой в этой сфере будет работа межведомственной рабочей группы по противодействию экономическим преступлениям. Она создана под эгидой Генпрокуратуры и должна этими вопросами заниматься.<…>