Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Нормативно-правовая база обеспечения общественной безопасности на региональном уровне

Волков А.А., Президент Удмуртской Республики

В ст. 72 Конституции РФ сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится несколько направлений деятельности. Одним из важнейших направлений является защита прав и свобод человека, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности.

В целях реализации конституционных положений, проведения единой республиканской политики в сфере обеспечения общественной безопасности и защиты жизненно важных интересов личности и общества на территории Удмуртской Республики (УР) 17.04.2001 был принят Закон УР № 14-рз «О Совете общественной безопасности Удмуртской Республики».

В ходе реализации политики в сфере обеспечения общественной безопасности в том же году в Республике было открыто финансирование по ряду республиканских целевых программ (РЦП), связанных с профилактикой правонарушений, например, по РЦП «Комплексные меры борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в Удмуртской Республике».

Однако, несмотря на эти и другие принятые меры, с 2004 г. количество регистрируемых преступлений приобрело в Республике устойчивую тенденцию роста, которую удалось стабилизировать только в 2007 г.

Положительная тенденция уменьшения количества регистрируемых преступлений отмечается в Республике и в этом году. В течение 9 месяцев 2008 г. зарегистрировано 34 005 преступлений, что на 17,5% меньше, чем в аналогичном периоде 2007 г. (более 41 тыс.). Для сравнения, в среднем по Российской Федерации число преступных деяний сократилось на 10,6%, по Приволжскому федеральному округу (ПФО) - на 13,1%. При этом массив преступлений компетенции милиции общественной безопасности снизился на 29% (РФ: -29,1%; ПФО: -28,9%) и составил 18 254 факта. Число тяжких и особо тяжких преступлений снизилось с 9742 до 8083, или на 17% (РФ: -12,3%; ПФО: -14,1%). Удельный вес указанных категорий преступлений в общей массе преступности составил 23,8% и остается ниже, чем в среднем по России (26,8%) и ПФО (25,3%).

В Республике сохраняется позитивная тенденция к снижению числа противоправных посягательств, направленных против собственности. Их общее количество, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократилось на 23,8% (с 29 143 до 22 198 фактов). За отчетный период зарегистрировано 331 разбойное нападение, что на 28,7% меньше, чем в январе-сентябре 2007 г. (РФ: -25,6%; ПФО: -29,3%).

Неуклонно снижается число грабежей. В течение 9 месяцев 2008 г. снижение составило 18,3% (РФ: -19,2%; ПФО: -20,2%), всего зарегистрировано 3953 факта (в 2007 г.: - 4838). Количество краж чужого имущества сократилось почти на треть (-29,1%), всего зарегистрировано 14 400 краж (в 2007 г. - 20 319). В целом по России снижение составило 14,2%, по ПФО - 19,2%.

Снизилось число краж из квартир (-29,7%), магазинов и других торговых точек (-24%), садовых домиков (-48,3%), гаражей (-34,7%), автомобилей (-1,1%). Сократилось количество карманных краж (-47,7%) и хищений транспортных средств (-10,3%).

В то же время в текущем году на территории Удмуртии выявлено 195 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+4,3%), в том числе 148 фактов, связанных с ношением, хранением и сбытом огнестрельного, газового оружия и боеприпасов (+4,2%). Тем не менее с 46 до 28 фактов снизилось число преступлений, совершенных с применением оружия (-39,1%).

В течение января-сентября 2008 г. правоохранительными органами выявлено 1762 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 7,5% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Число преступлений, связанных со сбытом наркотиков, снизилось с 1288 до 1107, или на 14,1%.

Раскрываемость преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (40,6%) выросла до 57,9%. Остается выше среднероссийского и среднеокружного показателей раскрываемость убийств - 97,6% (РФ: 89,4%; ПФО: 92,5%), тяжких телесных повреждений - 92,3% (РФ: 81,6%; ПФО: 87,1%), изнасилований - 92,5% (РФ: 91,1%; ПФО: 93,6%), разбойных нападений - 77,2% (РФ: 62,6%; ПФО: 70,9%).

Раскрываемость преступлений в сфере экономики выросла с 68,4% до 80,4%, в том числе по линии криминальной милиции - с 67,9% до 77,9%, по линии милиции общественной безопасности - с 68,3% до 90,4%. Пресечено 238 должностных преступлений (в 2007 г. - 147; +61,9%), в том числе 78 фактов взяточничества (в 2007 г. - 80).

В отчетном периоде выявлено 13,8 тыс. лиц, совершивших преступления (в 2007 г. - 13,1 тыс.). К уголовной ответственности привлечено 12,9 тыс. человек (в 2007 г. - 12,8 тыс.). 11 750 преступников (или 60,6% от общего числа лиц, изобличенных в совершении преступлений) на момент совершения преступления не имели постоянного источника доходов. Доля преступлений, совершенных лицами, имеющими официальный статус безработного, снизилась с 5,3% до 2,6%. Всего зарегистрировано 498 таких фактов (в 2007 г. - 936). Расследовано 1076 преступлений, совершенных подростками или с их участием (+2,4%). В совершении преступлений участвовало 1308 несовершеннолетних (-7,8%). Лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности, совершено 6089 преступлений (-0,8%). Удельный вес рецидивной преступности снизился с 34,6% до 31,4%.

Для получения этих, пока небольших, но обнадеживающих результатов, за последние 3 года Министерством внутренних дел по УР, органами государственной власти и местного самоуправления УР был предпринят ряд конкретных мер.

Так, по нашей инициативе и при поддержке Прокуратуры УР 25.03.2005 и 13.05.2006 состоялись два заседания Совета общественной безопасности УР по организации республиканской системы профилактики правонарушений.

На основании решений Совета, учитывая содержание Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Правительство УР в 2006 г. выступило заказчиком новой РЦП «По усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы».

В ходе работы над проектом данной программы были учтены инициативы федерального центра о создании государственной системы профилактики правонарушений, решение заседания Государственного Совета РФ в г. Казани (август 2005 г.), положения Базовой модели программы по профилактике преступности, разработанной МВД РФ.

Активное участие в проводимой работе приняли Администрации всех муниципальных образований городов и районов УР, где базовая модель была взята в качестве основы для муниципальных программ профилактики правонарушений - например, «Комплексной программы профилактики правонарушений в городе Воткинске на 2006-2010 годы» (Решение Воткинской городской думы от 28.06.2006 № 100).

Таким образом, начиная с 2000 г., в Республике постепенно сформировалась нормативно-правовая база для создания основ обеспечения общественной безопасности в регионе. Точкой отсчета можно взять 2006 г., когда в Республике в принципе изменился подход к обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности и общества, к обеспечению общественной безопасности и когда стали закладываться системные подходы в этой сфере деятельности.

За последних 3 года в Республике были значительно увеличены расходы бюджета УР на эти нужды. Так, Законом УР «О бюджете Удмуртской Республики на 2007 год» в бюджете были запланированы расходы на обеспечение национальной безопасности и правоохранительную деятельность в сумме около 1 млрд руб. (966,7 млн руб.). Темп роста в структуре и динамике расходов бюджета УР в 2006-2007 гг. по данному разделу составил 133,5%. Из этой суммы на текущее содержание органов внутренних дел было выделено 670 млн 199 тыс. руб., что существенно больше, чем в 2006 г. (на 162 млн 884 тыс. руб.).

Дополнительно к этому были значительно увеличены расходы бюджета Республики на финансирование целевых республиканских программ правоохранительной, профилактической направленности. В целом на эти нужды в прошлом году выделили 42 млн 735 тыс руб., из них 39 млн 520 тыс. руб. - только на РЦП «По усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы». Для сравнения, в 2006 г. на Программу было выделено всего 4 млн 326 тыс. руб., это значительное увеличение.

В Республике также предусмотрено ежегодное выделение 1 млн руб. на поддержание работы общественных организаций правоохранительной направленности, зарегистрированных на территории УР. Данное финансирование проводится в рамках реализации ранее принятого Закона УР «Об участии граждан в охране общественного порядка» и является единственным источником бюджетного финансирования добровольных народных дружин, членов которых в Удмуртии насчитывается около 2000 человек.

К работе, проводимой в Республике по профилактике правонарушений, также с уверенностью можно отнести реализацию распоряжения Правительства УР от 28.08.2006 901-р «Соглашение о взаимодействии (сотрудничестве) по реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» между МВД России и Правительством УР. По данному Соглашению из бюджета УР на нужды обеспечения общественной безопасности на дорогах было выделено 14 млн 377 тыс. руб. Значительная финансовая поддержка была оказана Управлению Федеральной миграционной службы по УР (7 млн 300 тыс. руб.).

Помимо финансовой составляющей мероприятий по профилактике правонарушений, в 2007-2008 гг. была проделана определенная организационная работа. Так, в соответствии с поручением Президента УР, в феврале 2008 г. Правительством УР было принято распоряжение «О создании Межведомственной комиссии по обеспечению профилактики правонарушений в Удмуртской Республике» (№ 156-р). Основными задачами Межведомственной комиссии стали разработка предложений и рекомендаций по созданию в Республике условий для снижения уровня преступности, устранения причин и условий, способствующих их совершению, а также организация взаимодействия с правоохранительными органами по этим вопросам.

Одним из практических шагов в работе Комиссии следует отметить принятие постановления Правительства УР от 28.05.2007 № 81 «О некоторых мерах по пресечению незаконного оборота оружия, патронов к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на территории Удмуртской Республики». Данное постановление призвано регламентировать организацию работы по добровольной сдаче населением УР на возмездной основе незаконно хранящихся оружия и боеприпасов.

Указом Президента УР от 20.04.2007 № 62 в рамках проведения административной реформы и в целях профилактики правонарушений коррупционной направленности принята Программа противодействия коррупции на 2007-2008 гг., а также республиканский закон с ярко выраженной профилактической направленностью «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике». Активное участие в работе над законопроектом приняла фракция партии «Единая Россия» в Государственном Совете УР, которая и рекомендовала законопроект для принятия на сессии Государственного Совета УР.

Беря 2006 г. за точку отсчета организации системного обеспечения общественной безопасности в регионе, необходимо отметить, что, начиная с 2006 г., в регионах принципиально изменилась работа по профилактике терроризма. Удмуртская Республика не стала исключением.

Вопросам профилактики терроризма в Удмуртской Республике всегда придавалось большое значение, поскольку на территории республики находилось много потенциально опасных объектов, в том числе связанных с производством, хранением и ремонтом военной техники.

Антитеррористическая комиссия (АТК) УР имеет свою историю, за годы работы комиссией проделан определенный объем работы и наработан опыт по организации антитеррористических мероприятий в Удмуртии. После Указа Президента РФ от 15.02.2006 «О мерах по противодействию терроризму» формат работы республиканской АТК изменился.

Сегодня работа АТК строится на плановой основе, при составлении рабочих планов учитываются материалы заседаний Национального антитеррористического комитета, рекомендации рабочего аппарата АТК, рекомендации Коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента РФ в ПФО в сфере организации мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма.

В своей работе АТК придерживается двух основных принципов:

  • рассматриваемые вопросы должны затрагивать основные угрозообразующие факторы, связанные с терроризмом;
  • принятые по ним решения должны носить четко выраженную профилактическую направленность.

Одной из основных задач, стоящих перед АТК УР, является формирование единой системы профилактики терроризма. Целью этой работы является создание условий для устранения предпосылок распространения террористической и экстремистской идеологии в республике.

Здесь приоритетными являются вопросы по информационному противодействию распространению идеологии терроризма и информационно-пропагандистскому освещению проводимых на территории УР антитеррористических мероприятий.

В основе нашей работы в этом направлении лежат:

  • положения «Комплексного плана информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008-2012 годы». Комплексный план был утверждён в мае текущего года Президентом РФ Д.А.Медведевым;
  • протокол заседания Национального АТК от 05.06.2007 № 8 по вопросу «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма»;
  • рекомендации по информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористической деятельности в субъектах РФ, разработанные аппаратом Национального антитеррористического комитета;
  • соответствующие рекомендации Коллегии по вопросам безопасности при Полномочном представителе Президента РФ в ПФО;

Мероприятия по информационно-пропагандистскому сопровождению антитеррористических мероприятий отражены в специальном разделе РЦП «По усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы».

В рамках этой работы в Республике близится к завершению работа над РЦП «Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике на 2009-2011 годы». На основании этой программы круг субъектов, участвующих в мероприятиях по противодействию идеологии терроризма, будет значительно расширен. В систему информационного противодействия терроризму будут включены не только органы государственной власти, но и общественные организации, ученые, специалисты в области национальных, религиозных отношений, образования, культуры и искусства, СМИ, бизнес-сообщества.

Уже сейчас в работу по профилактике терроризма вовлечены Администрации всех городов и районов Удмуртии. Во всех городах и районах . Сейчас в завершающей стадии находится разработка новой РЦПтересованные струтктруые от государтссозданы АТК. Как правило, комиссии возглавили главы муниципальных образований или главы администраций муниципальных образований городов и районов республики.

На комиссии и их председателей возложены обязанности по координации и решению вопросов профилактики экстремизма и терроризма на подведомственной территории. Завершение процесса создания АТК на муниципальном уровне позволило реально включить в число основных вопросов, стоящих перед органами самоуправления Республики, вопрос организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Алгоритм работы в этой сфере нами определен. Основное направление всей работе задается в ежегодном докладе Президента УР Государственному Совету. Начиная с 2006 г. вопросы, связанные с работой АТК, профилактикой терроризма и экстремизма, находят в докладе достаточно полное отражение.

В Администрации Президента и Правительстве УР вопрос по организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма взят на контроль. Вопросы организации мероприятий по противодействию идеологии терроризма стали предметом обсуждения на расширенных совещаниях республиканского уровня. Управлением внутренней политики Администрации Президента и Правительства УР на регулярной основе проводится мониторинг размещаемой в региональных СМИ информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере противодействия идеологии терроризма.

При организующей роли АТК, Администрации Президента и Правительства УР, Министерства печати и информации УР, тема профилактики и борьбы с терроризмом стала одной из значимых в деятельности республиканских печатных и электронных СМИ. В Министерстве печати и информации Республики проблемы и задачи, связанные с этими вопросами, стали предметом обсуждения ежеквартальных рабочих совещаний с руководителями СМИ. В министерстве стало практиковаться заслушивание редакторов отдельных СМИ об их роли в продвижении материалов по профилактике экстремизма и терроризма. Специалистами министерства стал проводится анализ выходящих публикаций по теме с последующими рекомендациями для СМИ по акцентированию внимания на наиболее важные моменты.

Отдельного внимания заслуживает работа по профилактике наркомании и предупреждению немедицинского потребления наркотиков. В 2007 г. в соответствии с Указом Президента РФ в регионах были созданы Антинаркотические комиссии. Необходимо признать, что основной объем работы по этому направлению сегодня осуществляется территориальными Управлениями ФСКН России. В то же время в ходе организации работы региональных антинаркотических комиссий механизм проведения профилактических мероприятий, организации взаимодействия в этой сфере федеральных структур с региональными структурами органов исполнительной власти постепенно нарабатывается.

С созданием антинаркотических комиссий в регионах значительно активизировались меры индивидуального профилактического воздействия, большое внимание стало уделяться мероприятиям общей профилактики, налажено взаимодействие со СМИ. В процессе дальнейшей работы формы и методы работы по профилактике наркомании отшлифуются и войдут в общую систему обеспечения общественной безопасности на региональном уровне.