написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Выступление на заседании Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (Москва, 11.11.2008)

Примаков Е.М., Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Предваряя дискуссию по проблеме коррупции, мне хотелось бы высказать ряд предварительных замечаний.

1. Решающая роль в подавлении коррупции принадлежит государству. Нельзя не видеть, что затянувшийся переход к активной фазе борьбы с коррупцией в нашей стране далеко не в последнюю очередь порожден сетованиями отечественных псевдолибералов по поводу того, что усиление государственного контроля в деле оздоровления экономических процессов - это «нерыночные» и «недемократические» меры, ущемляющие «права человека» и ведущие Россию обратно к тоталитаризму.

Однако мировой опыт показывает, что одна из важнейших функций государства - это преодоление коррупции в обществе. Причем на передний план выступает государственная роль в создании сильного и непротиворечивого антикоррупционного законодательства.

2. Антикоррупционные меры не должны исчерпываться пакетом законов, только что внесенных в Государственную Думу. Необходима уже в настоящее время работа по экспертизе действующих и вновь принимаемых нормативно-правовых актов для выявления, порождают ли они возможности для коррупционеров.

3. В борьбе против мздоимцев и казнокрадов большая роль принадлежит общественности, институтам гражданского общества в России. И эта роль не замыкается рамками законотворческой деятельности.

Особое значение имеет продолжение административной реформы. Ее главная и, к сожалению, невыполненная задача заключалась в передаче на общественный уровень избыточных государственных функций. К такому общественному уровню, естественно, относится система торгово-промышленных палат и саморегулируемые предпринимательские организации.

4. Для снижения коррупционного давления на бизнес очень важное значение имеет наращивание усилий в деле защиты прав собственности. Сегодня особенно острой стала проблема разгула рейдерства, которое, по сути дела, есть ни что иное, как криминальный сговор между нечистоплотными бизнесменами и коррумпированными представителями властных инстанций и судебных учреждений. Эту проблему мы обстоятельно рассматривали на июньском заседании Правления Торгово-промышленной палаты, но острота ситуации не дает нам права поставить точку. Рейдеры уже добрались до российской «глубинки». Подобный случай недавно произошел в Брянске, где только благодаря решительным действиям управленческой команды при поддержке областной Торгово-промышленной палаты удалось спасти от разграбления компанию «Брянсксельхозмаш». Показательно в этой истории и то, что по признанию австрийских инвесторов, собиравшихся запустить вместе с брянскими предпринимателями проект по выпуску уникального сельхозоборудования, именно рейдерские угрозы, а не катаклизмы на глобальных финансовых рынках вынуждают их пока воздержаться от серьезных инвестиций в совместное производство.

Хотелось бы отметить, что недавно созданная совместная комиссия Торгово-промышленной палаты России и Министерства внутренних дел сочла обоснованными наши предложения, касающиеся изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ. В частности, предполагается предусмотреть наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет для всех участников рейдерской цепочки - от изготовителей фальшивых печатей до сотрудников частных охранных предприятий, нотариусов, адвокатов и чиновников.

5. Особое внимание торгово-промышленных палат и других предпринимательских объединений заслуживают усилия по ликвидации коррупционных сетей, наброшенных на малый и средний бизнес. Поступающие сигналы свидетельствуют о крупных недостатках в реализации недавно принятых федеральных нормативно-правовых актов о снижении административного давления на малое и среднее предпринимательство. Часто убираются административные барьеры в одном месте, но создаются в другом.

6. Торгово-промышленным палатам следует обратить особое внимание на рынок государственных закупок, который имеет высокую динамику роста. Хорошо известно, что в этом секторе сформировался настоящий коррупционный спрут. По оценкам Федеральной антимонопольной службы, за прошлый год коррупция поглотила в виде «откатов» 350 млрд руб., выделенных бюджетами всех уровней на госзакупки. Это почти в 1,5 раза больше расходов федерального бюджета на финансирование приоритетных национальных проектов.

Неудивительно, что такое разграбление бюджетных средств, выделяемых по линии госзаказа, сочетается со снижением качества поставляемой продукции и услуг. Два года назад по инициативе Минобороны экспертизу качества продовольствия и вещевого имущества, поступающего в Вооруженные Силы России, начала проводить Автономная некоммерческая организация Торгово-промышленной палаты РФ «Союзэкспертиза». Она столкнулась с тем, что процент продовольственной продукции, качество которой полностью или частично не соответствовало требованиям имеющихся контрактов поставки и нормативно-технической документации, зашкалил почти за 50%. В 2008 г. процент резко снизился. Ситуация стала лучше, но не настолько, чтобы почивать на лаврах.

Жизнь доказывает, что система торгово-промышленных палат должна быть широко внедрена в сферу госзакупок, где ныне грубо нарушается законодательство при организации каждого третьего конкурса или аукциона. Торгово-промышленные палаты могли бы и организовать ведение реестров предприятий, участвующих в поставках продукции для государственных нужд, и обеспечить формирование каталогов производимых ими товаров и оказываемых услуг, а также взять на себя функции подтверждения достоверности данных об участниках торгов и соответствия их продукции требованиям безопасности и качества.

Предпринимательское сообщество России должно более решительно и последовательно участвовать в борьбе за самоочищение бизнеса от коррупционных метастазов - нелегальных трансакций, уклонения от налогов, поставок контрафактной продукции. Ни для кого не является секретом, что в общественном мнении всплеск коррупции в нашей стране связывается с появлением олигархического капитализма. Сформировался преступный симбиоз части бизнес-сообщества и нечистых на руку чиновников.

В дискуссиях, передаваемых по телевидению, в которых участвуют социологи, политологи, психологи, публицисты и журналисты, нередко звучат идеи о неистребимости коррупции по причине несовершенства человеческой природы и, как следствие, полной бесперспективности борьбы с ней. Между тем исторический опыт и современная мировая практика убедительно свидетельствуют о том, что общество в лице как государственных, так и негосударственных институтов, в состоянии добиваться в борьбе с коррупцией значительных достижений.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100