Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (29), Декабрь 2008

Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О законодательном обеспечении реализации национального плана противодействия коррупции" (Москва, 17.10.2008)

Рекомендации парламентских слушаний

Заслушав и обсудив информацию о законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции, участники парламентских слушаний констатируют, что в Российской Федерации в основном сформирована правовая база борьбы с коррупцией. Значительный антикоррупционный потенциал заложен в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы, в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему затрудняет развитие общества и государства, препятствует проведению социально-экономических преобразований, повышению эффективности государственного управления, вызывает недоверие к институтам власти, создаёт негативный имидж страны на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации не учитывает всего многообразия коррупционных проявлений, не обеспечивает системного реагирования на коррупцию, не соответствует в полной мере положениям международных актов, к которым присоединилась наша страна. В уголовно-правовых нормах, предусматривающих ответственность за коррупционные деяния, содержатся непозволительно «мягкие» санкции, несоразмерные тяжести наносимого вреда обществу и государству.

В этой связи участники парламентских слушаний позитивно оценивают и всецело поддерживают утвержденный Президентом РФ Национальный план противодействия коррупции, направленный на формирование в нашей стране необходимой законодательной основы, без которой невозможно принятие и осуществление эффективных мер по борьбе с данным социальным злом.

Меры, предусмотренные Национальным планом противодействия коррупции, отвечают интересам государства и общества, отличаются своевременностью, глубиной и последовательностью в достижении обозначенных целей и на этом основании должны быть восприняты законодательными и исполнительными органами власти в качестве приоритетного направления своей деятельности.

Участники парламентских слушаний полагают, что процесс реализации Национального плана противодействия коррупции должен быть наполнен комплексными и системными мерами экономического, политического, правового, научно-информационного и культурно-идеологического характера, направленными на устранение коренных причин и предпосылок коррупции, на укрепление правовых основ жизнедеятельности государства и общества, закреплённых в Конституции Российской Федерации.

С учётом изложенного участники парламентских слушаний   рекомендуют:

Федеральному Собранию РФ:

1. В первоочередном порядке рассмотреть пакет законодательных инициатив Президента РФ Д.А.Медведева, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

2. Государственной Думе ФС РФ совместно с Советом Федерации ФС РФ разработать проекты федеральных законов, предусматривающих меры по противодействию коррупции:

  • «О Федеральном Собрании Российской Федерации» (в части установления механизмов осуществления полномочий палат федерального законодательного органа и входящих в них структурных подразделений, уточнения антикоррупционных требований к деятельности членов Совета Федерации ФС РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ, создания правовых механизмов осуществления парламентского расследования коррупционных проявлений в системе органов государственной власти);
  • «О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов в Российской Федерации» (в части закрепления требований и технологических процедур подготовки и прохождения законопроектов, обеспечивающих их антикоррупционность, а также методики проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов);
  • «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части установления уголовной ответственности за незаконное воздействие на члена Совета Федерации ФС РФ, депутата Государственной Думы ФС РФ и депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ);
  • «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в части наделения прокуратуры полномочиями, необходимыми для противодействия коррупции, защиты прав и свобод человека и гражданина).

3. Совету Федерации ФС РФ:

  • подготовить и утвердить план Совета Федерации ФС РФ по противодействию коррупции;
  • организовать постоянно действующий мониторинг применения антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Результаты мониторинга включать в ежегодные доклады Совета Федерации ФС РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации»;
  • разработать и реализовать систему мер, направленных на усиление парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
  • совершенствовать механизм и порядок проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов с выработкой и закреплением в Регламенте Совета Федерации ФС РФ методики и критериев оценки законопроектов на коррупциогенность;
  • в рамках Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ (Совета законодателей) создать специальную комиссию по противодействию коррупции;
  • в рамках «правительственного часа» на заседании Совета Федерации заслушать информацию Правительства РФ «О ходе реализации Национального плана по противодействию коррупции».

Правительству РФ:

1. Разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона «О лоббистской деятельности в Российской Федерации».

2. На заседании Правительства РФ рассмотреть вопрос о ходе реализации Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации.

3. Разработать и реализовать комплекс специальных мер, предусматривающих совершенствование порядка прохождения государственной службы, проведения ротации федеральных государственных служащих, а такжесоздание материальных стимулов качественного исполнения обязанностей государственной службы.

Принять дополнительные меры социальной и правовой защиты лиц, осуществляющих деятельность по выявлению правонарушений коррупционной направленности, а также граждан, содействующих правоохранительным органам в пресечении указанных правонарушений.

4. Поручить федеральным органам исполнительной власти подготовить и внедрить образовательные программы, направленные на формирование антикоррупционной среды и нетерпимости к проявлениям коррупции в обществе, повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по профилактике и пресечению правонарушений коррупционной направленности.

5. В качестве дополнительной меры по противодействию коррупции, защите экономических интересов государства и предотвращению необоснованных расходов средств федерального бюджета, выделенных на национальную оборону и правоохранительную деятельность, подготовить проект федерального закона, упорядочивающего механизм производства выплат денежных вознаграждений военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел за участие в контртеррористических операциях.

Верховному Суду РФ:

Подготовить и принять постановление Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, в котором предложить правила определения следующих видов коррупционного поведения: торговля влиянием, протекционизм, корыстное использование служебной (инсайдерской) информации, подкуп путём предоставления услуг и выгод неимущественного характера, не квалифицирующихся как взятка.

Генеральной прокуратуре РФ:

Организовать проведение системной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации:

Обобщать материалы о нарушениях прав и законных интересов граждан РФ, вызванных коррупционными актами и действиями, опубликовывать их в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Счетной палате РФ:

1. Подготовить предложения Федеральному Собранию РФ по вопросу формирования целостной системы внешнего и внутреннего контроля национальных материальных, нематериальных и финансовых активов государства для обеспечения стратегических целей развития страны.

2. Разработать и внести в установленном порядке в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Счётной палате Российской Федерации» (в части установления порядка проведения экспертизы на предмет коррупционности законопроектов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы деятельности Счётной палаты РФ).

Торгово-промышленной палате РФ:

Совершенствовать систему участия представителей Торгово-промышленной палаты РФ в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики, в совершенствовании хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Российской Федерации, в проведении экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих экономические отношения, на коррупциогенность.

Общественной палате РФ:

Разработать систему взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с Федеральным Собранием РФ, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Органам государственной власти субъектов РФ:

1. Организовать разработку и реализацию антикоррупционных мер, включая принятие нормативных правовых актов, направленных на профилактику и противодействие коррупции в регионах.

2. Ввести в практику регулярное проведение координационных совещаний взаимодействующих органов исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции.

3. Направить в Совет Федерации ФС РФ предложения по проблемам противодействия коррупции, требующих законодательного разрешения на федеральном уровне.