Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

О комплексе мер в поддержку отечественных производителей легальных видеозаписей кинофильмов

Гурьянов К.В., кафедра информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России

Проектирование, разработка, создание видеозаписей кинофильмов легальными отечественными производителями - сложный, многоаспектный и распределенный по времени конструкторский, дизайнерский, технический и технологический процесс. Как любойрезультатинтеллектуального труда российской творческой интеллигенции, созданиетакого программного продукта, как видеозапись кинофильмов, требует определенныхвременных, трудовых затрат, значительных финансовых вложений, необходимым образом подготовленных и квалифицированных кадров.

Стадии производства лицензионных видеозаписей кинофильмов тщательно просчитываются и прорабатываются персоналом отечественных фирм и компаний, имеющих на это законодательно закрепленное право. Это - формирование документации, подготовканеобходимых материалов, проверка работоспособности и соответствующего качества программного обеспечения, реализация и распространение готовых экземпляров видеозаписей.

Перед началом продаж в обязательном порядке официальным представителем легального производителя проводится соответствующая рекламная кампания, идет «раскрутка» готовящейся к выпуску продукции- в печатных средствах массовой информации, на телевидении, в интернете и т.д. Грамотная рекламная кампания сопровождается развитием сопутствующей сети сбыта.Официальными фирмами-разработчиками и компаниями-производителями предлагаются дополнительные возможности для пользователей, которые приобретут оригинальные (лицензионные) видеозаписи - всевозможные лотереи, «бонусы», призы, процентные скидки на продукцию, которая будет выпускаться фирмой или компанией в дальнейшем и т.д.

Схема производства контрафактных экземпляров видеофильмов, по которой действуют производители контрафактных экземпляров DVD, в общих чертах схожа со схемой создания и распространения лицензионных видеозаписей кинофильмов и может быть условно представлена следующим образом. Производителями контрафакта в обязательном порядке ведется предварительная оценка регионального рынка сбыта. Криминальные структуры отслеживают проводимые официальными производителями рекламные кампании, оценивают «раскрутку» оригинальной версии фильма, что позволяет им находить свою «нишу» для развития собственной сети сбыта - контрафактной продукции, открывать пункты реализации и проката, в которых будет предложен широкий выбор контрафактных видеозаписей фильмов и т.п. «Причина подделок банальна и очевидна - гораздо легче воспользоваться результатами чужой, уже проведенной рекламной кампании и кампании по проникновению в рынок, чем заниматься производством и реализацией продукции под собственной маркой. Это не что иное, как воровство имени, репутации. По результатам многих психологических и социологических исследований известно, что потребитель запоминает в основном 7 наиболее «раскрученных» продуктов…» [1].

После определения наиболее окупаемого, с криминальной точки зрения, программного продукта, т.е. наиболее популярного, «раскрученного» в данный момент времени кинофильма, криминальными структурами осуществляется приобретение необходимых экземпляров оригинала. Применяются любые доступные способы, средства для изготовления контрафактных экземпляров видеозаписей. Такая работа криминальных структур преследует цель извлечения максимальной прибыли, т.е. контрафактные экземпляры должныво что бы то ни стало появиться на торговом рынке раньше, нежели официальные экземпляры.

Параллельно с работой по изготовлению контрафактных экземпляров кинофильмов специалистами криминальных структур осуществляется подготовка буклетов, футляров, обложек, вкладышей к выпускаемым "пиратским" копиям фильмов. При отсутствии оригинальных образцов обложек изготавливаются варианты их грубых подделок: на цветных лазерных или струйных принтерах, без указания каких-либо выходных сведений, кроме наименования и краткой аннотации кинофильмов. Такие контрафактные экземпляры видеозаписей фильмов весьма часто выходят в виде всевозможных сборников с различными интригующими потенциальных покупателей наименованиями: "Новинки", "Только лучшие фильмы" и т.д. и т.п. То есть, криминальные структуры явно и практически открыто работают "на опережение". Результат очевиден: контрафактные экземпляры видеозаписей в продаже - за неделю-две, а то и за месяц - до официально установленной даты выпуска фильма в прокат.

В своем исследовании А.В.Дедков справедливо полагает, что производство и реализация контрафактных товаров имеет комплексный разрушающий эффект для легальных производителей [1]. Во-первых, компании-производители лицензионных продуктов несут огромные убытки в связи с потерей доли выручки от реализации своей продукции, т.е. центром затрат является сама компания в связи с собственными затратами на разработку продукции, рекламную кампанию, продвижением готового продукта на рынке сбыта и т.д., а центром доходов становятся криминальные структуры. Во-вторых, наносится серьезный удар по репутации фирм, компаний, корпораций, т.е. создается угроза устойчивому развитию бизнеса, а для большинства производителей это может нанести гораздо больший ущерб, чем потеря части выручки в текущий период.

Практика организации деятельности правоохранительных органов по предотвращению производства и распространения контрафактных экземпляров видеозаписей фильмов показывает, что пик криминальной деятельности в этой сфере приходится на период, предшествующий новогодним праздникам. Именно в конце уходящего года официальные отечественные кинокомпании готовят новые проекты художественных, музыкальных фильмов, развлекательных программ, проводят широкие рекламные компании в СМИ и на телевидении, анонсируют свои проекты, устраивают встречи с режиссерами и актерами. То есть всеми доступными и разрешенными средствами привлекают будущих пользователей и покупателей. Справедливости ради стоит отметить, что этот же период является «золотой жилой» и для производителей компьютерного контрафакта. Необходимо как можно быстрее раздобыть любую, пусть даже плохого качества, видеозапись нового фильма и выпустить его «пиратскую» копию на DVD. Пусть это будет рабочий вариант оригинального фильма, с эпизодами, которые затем не войдут в официальный релиз, с не озвученными фрагментами, отсутствующими титрами, без соответствующего музыкального сопровождения. Одно непременное условие - быстрее, любыми средствами, любого качества, но быстрее официального выпуска, быстрее конкурентов, также работающих в криминальной сфере. Это дает огромное преимущество криминальным структурам - на потребительский рынок будет выброшен контрафактный экземпляр видеофильма, записанный на DVD, который принесет быстрый и приличный доход. Не важно, что рядовой российский потребитель будет впоследствии недоволен «плывущим» звуком, разочарован отсутствием выходных сведений о фильме, не услышит необходимого музыкального сопровождения. Не важно - ведь товар продан, деньги получены, получены деньги немалые и можно начинать следующий «пиратский» проект. Быстрее, быстрее, быстрее!

На рис. 1 приведен образец обложки подобного программного продукта - диска «8 в 1. Только новинки. Самое лучшее и новое на одном диске», на котором записан фильм «Rocky Balboa». Диск продавался в нашем регионе с 20.12.2006, хотя сам фильм был анонсирован для показа в кинотеатрах с 25.0.2007 (рис. 2). То есть, более чем за месяц до официального начала показа, фильм вышел на DVD, причем, как и следует ожидать - абсолютно никаких реквизитов производителя, распространителя на обложке диска обозначено не было.

Аналогичная ситуация сложилась и в преддверии наступления нового, 2008 года, самая широкая рекламная кампания проводилась по «раскрутке» кинофильма «Ирония судьбы. Продолжение». Продюсеры фильма «Ирония судьбы. Продолжение» уверяли рядового российского потребителя в том, что «пиратских» копий этого фильма невозможно будет найти ни в интернете, ни на потребительском рынке DVD. Тем не менее они появились и в интернете, и, практически свободно, распространялись на DVD в мелких торговых точках, ларьках, на лотках и т.п. По сведениям же консалтинговой фирмы"Viant", ежедневно через интернет скачивается до 350 тысяч кинофильмов [2], в отношении же музыкальных файлов, распространяемых в формате MP3, приводятся еще более внушительные цифры: «… каждый день в сети Интернет без разрешения правообладателей появляется более трех миллионов файлов MP3, нарушающих авторские и смежные права...» [3].

Итак, первые контрафактные экземпляры фильма появились в продаже в преддверии наступления нового 2008 г. Здесь мы говорим о так называемой «экранке», распространявшейся в интернете и снятой первоначально сотовым телефоном. Затем в Сети появились и вполне удовлетворительного качества, снятые уже видеокамерой, экранные копии этого фильма. Рядовых российских потребителей не остановило ни плохое качество видеозаписи, ни отсутствие отдельных фрагментов, и за короткое время фильм «Ирония судьбы. Продолжение» довольно быстро и широко разошелся в сотнях тысяч нелицензионных, «пиратских» копий.

И все это несмотря на то, что продюсер фильма К.Эрнст практически за месяц до выхода фильма в прокат заявлял, что кинокомпания «ОРТ-видео» пресечет любое «пиратское» распространение кинофильма: «…Впервые в российском интернете предпринята попытка контроля за распространением нелегальных копий фильмов, вышедших в российский прокат. Пользователи файлообменных сетей, участвующие в получении и распространении контрафактных копий фильма «Ирония судьбы. Продолжение», могут понести наказание в связи с инициированием правообладателем уголовного преследования по статье 146 УК РФ. В настоящее время проводится мониторинг всех файлообменников и IP-адресов их пользователей. Крупные провайдеры и администраторы сетей выразили готовность содействовать правообладателю картины в этом вопросе…» [4].

Сравнение имеющихся контрафактных экземпляров видеозаписей явно свидетельствует об одном исходном источнике распространения «пиратской» копии фильма в нашем регионе. Свойства файла видеозаписи на многих распространяемых контрафактных экземплярах копий фильма просматриваются как совершенно одинаковые, без каких-либо отличий. На рис. 3 приведены виды подменю «Свойства файла» контрафактного экземпляра фильма «Ирония судьбы. Продолжение». В свойствах файла записаны следующие даты (в хронологическом порядке):

  • Изменен: 30 декабря 2007 г., 14:10:34 - дата копирования файла с видеозаписью из интернета;
  • Создан: 14 января 2008 г., 16:35:18 - дата копирования файла с компьютера пользователя на DVD;
  • Открыт: 5 апреля 2008 г. - дата написания первоначального варианта данной статьи.

Вполне естественно, что в закладке «Сводка. Кратко» не записано ни одного исходного свойства видеофайла: ни названия, ни автора, все закладки пусты.

Общий вид образца обложки диска с подобной контрафактной копией фильма приведен на рис. 4. Сравнивая рис. 1 и рис. 4, можно заметить, что компьютерные «пираты» не очень меняют тактику и стратегию в оформлении обложек. Характер, полиграфия, цвет, содержание пояснительных надписей отличаются немногим! Все, что ими делается, - одни фрагменты обложек дисков заменяются на другие, несколько изменяется цветовая гамма, расположение аннотаций к фильмам - вот и все новшество. Замена одного фрагмента на другой в графическом редакторе - дело нескольких минут, даже для совсем непрофессионального пользователя. Заменить старое название диска «Только новинки» на вновь придуманное - «СуперКиноХит», «Только самое новое», «Только лучшее» и т.п. - тоже не проблема.

Что характерно для представленной обложки контрафактного видеодиска? На ней есть лишь мимолетное упоминание о том, что на диске распространяется видеозапись фильма «Ирония судьбы. Продолжение». При внимательном рассмотрении диска на нем в левом нижнем углу видна только надпись «Бонус: Ирония судьбы: продолжение». А что такое «бонус» - какой-то презент от распространителя. Это вполне может быть рекламный ролик, фрагмент интервью режиссера, артистов и т.п. - да что угодно. Производитель может предложить пользователю в качестве маленького «презента» какой-то свой «приз» за покупку диска - вполне естественная практика. На надпись «Бонус» мало кто из рядовых пользователей (да и из проверяющих!) обращает внимание: «Приз, так приз! Диск покупается не ради приза, а ради фильмов», - рассуждает покупатель. Но самое интересное в данной ситуации заключается в том, что производитель контрафактного диска под словом «Бонус» подразумевал совершенно иное. «Бонус» на этом диске - не что иное, как контрафактная копия «экранного» варианта фильма «Ирония судьбы. Продолжение». А поскольку копия экранная, то и качество соответствующее. Кроме того, видеозапись фильма вообще заканчивается почти за 5 минут до реального окончания фильма! Таким образом, рядового покупателя обманывают дважды. Первый раз - когда ему «по секрету» продавцом контрафакта сообщается о том, что под «бонусом» подразумевается фильм, записанный с высоким качеством. Второй раз - когда этот покупатель дома включает DVD-проигрыватель и в ожидании просмотра хорошего фильма, видит «экранку» кинофильма, да еще и без окончания!

Вполне естественно, что после этапа комплектования контрафактных экземпляров видеозаписей, перезаписи «скачанной» из интернета копии на DVD, их тиражирования в необходимых количествах идет резкий вброс сотен и тысяч контрафактных экземпляров дисков на потребительский рынок. Здесь для производителей контрафакта важен момент: успеть как можно больше реализовать контрафактных экземпляров до начала массовых официальных продаж, вовремя оценить снижение спроса, снять с производства устаревающие версии видеозаписей и начать производство более новых экземпляров. То есть срок реализации контрафактных экземпляров программных продуктов имеет вполне определенный и закономерный «период жизни».

Для организации деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с производством контрафактных экземпляров фильмов, весьма важным моментом становится определение этого временного отрезка, работа на протяжении которого может дать наиболее ощутимый результат. По истечении «периода жизни» компьютерного контрафакта выявить его производство становится затруднительно, а пресечь и доказать производство контрафактных экземпляров выпущенных версий видеозаписей - довольно сложно,поскольку криминальные структуры уже перешли на производство новых программных продуктов. В связи с этим наиболее актуальным является вопрос «оперативного» визуального определения контрафактности компьютерного программного продукта - видеозаписей фильмов - с целью возможности отнесения продукции либо к оригинальной (лицензионной), либо к контрафактной.

К явным, первичным признакам контрафактности программного продукта [5] - видеозаписей кинофильмов относится отсутствие полиграфической упаковки или ее грубая подделка; отсутствие на ней сведений о производителе; запись на одном носителе информации нескольких продуктов авторского права, т.е. принадлежащих разным фирмам-разработчикам и компаниям-производите­лям; явное несоответствие имеющегося физического носителя информации тому, который используется официальным правообладателем для данной продукции, и т.д. Вторичные признаки контрафактности программного продукта, на наш взгляд, могут быть оперативно определены по визуальному анализу содержимого устройства хранения информации - диска с видеозаписью.

Понимая под термином «оперативное - … способность быстро, вовремя исправить или направить ход дел… », а под термином «визуальное - … наблюдение, производимое невооруженным глазом…» [6], полагаем, что по визуальному анализу качества видеозаписи можно сделать предварительный вывод о возможном отнесении содержимого съемного носителя к компьютерному контрафакту, который, разумеется, должен быть подтвержден проведением соответствующего экспертного исследования.

Визуальным анализом видеозаписей кинофильмов весьма просто определяется именно такой способ производства контрафактных экземпляров, как съемка на видеокамеру из зала кинотеатра.

В настоящее время этот способ производства контрафактных экземпляров кинофильмовприобретает все большую привлекательность для криминальных структур - повышается качество выпускаемых видеокамер, их разрешающая способность, уменьшаются физические размеры, что позволяет производить видеосъемку незаметно и с удовлетворительным качеством звукового и видеоряда. Подобные копии кинофильмов стали часто встречаться на розничном торговом рынке видеозаписей на различных сборниках новинок кинофильмов.

Более того, производители контрафактных DVD-сборников, как бы в насмешку над рядовыми покупателями, отечественными производителями легальных видеозаписей фильмов, часто начало воспроизведения записей сопровождают съемкой предупреждающего вида экрана кинотеатра, в котором осуществлялась скрытая съемка кинофильмов. Подобные сборники, носящие громкое название «Только новинки. Лучшее качество» и др., не только содержат экранные копии кинофильмов с «лучшим» качеством, но и вид экрана перед началом демонстрации кинофильма. Примеры подобных заставок перед началом видеозаписей фильмов представлены на рис. 5.

Другой пример. DVD-сборник фильмов «Лучшие ужасы». При просмотре фильмов, вошедших в этот сборник, даже неспециалисту становится понятно, что эти фильмы являются экранной копией. Видеозаписи в большом количестве сопровождаются кадрами, на которых явно видны зрители, опоздавшие к началу сеанса и рассаживающиеся по своим местам. На других кадрах явственно видно, как видеокамеру прикрывают бейсболкой, чтобы не был заметен процесс видеосъемки фильма из зала кинотеатра (рис. 6 и 7). Весьма часто видеозаписи сопровождаются видом спинок кресел зрительного зала (рис. 8).

Оперативное определение контрафактности видеофильмов подразумевает нахождение таких идентификационных признаков, которые для своего выявления не требуют специального оборудования, каких-либо дополнительных средств и устройств, но по ним можно было бы определить способы производства контрафактной продукции и получить заключение о возможности проведения экспертного исследования.

Таким образом, наличие в розничных торговых точках современных съемных носителей с видеозаписями фильмов, которые только что вышли в прокат в кинотеатрах, велика вероятность того, что этот съемный носитель произведен контрафактным способом. А поскольку круг лиц, имевших доступ к просмотру кинофильмов в кинотеатрах, весьма широк, успешная работа сотрудников правоохранительных органов по данному направлению должна проводиться в тесном контакте с общественными организациями и сотрудниками кинотеатров.

Исходя из этого полагаем, что для успешного решения задачи организации правоохранительной деятельности по противодействию производству и распространению контрафактных видеозаписей кинофильмов немалое внимание должно быть уделено оперативному определению способов их производства. В разрешении данного вопроса весьма важную роль играет заключение эксперта, но не менее важны консультации специалистов общественных организаций, которые должны быть учтены при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по фактам производства контрафактных экземпляров программной продукции.

Оценивая состояние действующего законодательства о противодействии производству компьютерного контрафакта, практику его применения, осмелимся предположить, что с целью успешной и плодотворной работы правоохранительных органов в данном направлении, укрепления их взаимодействия с общественными организациями было бы целесообразно реализовать определенный комплекс мер законодательного, организационно­го и общественного характера, направленных на противодействие этому противоправного деянию и поддержку отечественных производителей легальных программных продуктов:

  • законодательное определение и закрепление тех действий и посягательств на компьютерную интеллектуальную собственность, которые заслуживают признания их преступлениями;
  • создание благоприятного правового режима для реализации гражданами Российской Федерации своих творческих способностей на основе безусловного обеспечения охраны прав на компьютерную интеллектуальную собственность от преступных посягательств;
  • из-за возникающих трудностей с установлением правообладателя лицензионно чистого (легального) компьютерного программного продукта (видеозаписей кинофильмов) укрепить взаимодействие органов государственной власти, уполномоченных в данной сфере, с контролирующими и правоохранительными органами в форме вертикально интегрированных координационных комиссий, межведомственных советов на федеральном уровне в каждом субъекте Российской Федерации;
  • расширить практику привлечения граждан, общественных объедине­ний и иных негосударственных формирований (организации промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей определенных товаров) в противодействие обороту компьютерной контрафактной про­дукции совместно с органами государственной власти, органами местного са­моуправления и правоохранительными органами;
  • разработать и нормативно закрепить перечень документов, которые должен иметь продавец при продаже аудио-, видеопродукции, баз данных и программ для компьютерной техники, подтверждающих нахождение этой продукции в законном обороте.

Реализация данного комплекса мер, осуществляемого в тесном взаимодействии с государственными и общественными объединениями правообладателей, юридическими, консультационными фирмами, специализирующимися на защите прав интеллектуальной собственности и прав потребителей, позволит решить следующие конкретные задачи:

  • сформировать концептуальные основы единой оценки противодействия производству компьютерной контрафактной продукции в Российской Федерации;
  • разработать классификацию компьютерных контрафактных продуктов по способу производства, видам распространения, возможностям противодействия;
  • разработать концептуальное научное положение теории идентификации программного обеспечения по способу производства и видам распространения;
  • разработать научно обоснованную систему формирования категорических выводов при производстве компьютерно-технических экспертиз контрафактного компьютерного программного обеспечения и программной продукции;
  • разработать методики определения контрафактности программных продуктов при собирании доказательств.

Рынок компьютерного (информационного) программного обеспечения и программной продукции в Российской Федерации должен стать цивилизованным, должны неукоснительно соблюдаться права авторов-разработчиков, права легальных отечественных производителей - все это, несомненно, но и сами производители, все общество должны этому способствовать, оказывать необходимую помощь правоохранительным структурам в противодействии недобросовестным производителям.

Для того чтобы российский рынок компьютерных программных продуктов стал цивилизованным, необходимо разумно сочетать предоставление удобных и недорогих способов соблюдения законодательства с обеспечением неотвратимости применения санкций за его нарушение. Это возможно только в том случае, если будет сформирована такая система реализации прав интеллектуальной собственности и такого механизма ответственности за их нарушения, при которых соблюдать права интеллектуальной собственности будет несложно, а нарушать их - невыгодно.

Литература

1. Дедков А.В. Можно ли управлять репутацией компании: технологии защиты бренда // Юрист. 2008. № 1. С. 13.

2. Борисова С.Г. Государственные стандарты и творческий поиск // Основные стандарты газетно-журнального дела. Библиотека "Российской газеты". 2005. Вып. 8. С. 252.

3. Ушаков Т.Б. Современные тенденции развития права интеллектуальной собственности // Российский следователь. 2008. № 1. С. 22.

4. Эрнст грозит тюрьмой за скачивание «Иронии судьбы. Продолжение». http://www.SoftMail.Ru. Новости. 29.12.2007. . Новости. 29.12.2007.

5. Дворянкин О., Лукин Е., Авдеев А. Какой контрафакт для населения страшнее - «авторский» или «промышленный»? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004.№ 11. С. 6.

6. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С.Зенович. М., 1998. С. 99, 323.

Гурьянов Константин Валентинович. Кандидат технических наук, доцент. С июля 1987 г. на службе в МВД СССР и МВД Российской Федерации. С 2006 г. - доцент кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России. Полковник милиции.