написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Аудит безопасности или независимая система оценки рисков

Дешевых Ю.И., директор Департамента надзорной деятельности МЧС России

- Юрий Иванович, аудит пожарной безопасности - совершенно новая система для России. В чем она заключается и чем обусловлено нововведение?

- Аудит безопасности - более широкое понятие, охватывающее все сферы компетенции МЧС России, а не только пожарную. Пожарный аудит - лишь «первая ласточка» в построении общей системы механизма независимой оценки рисков.

Внедрение пожарного аудита обусловлено рядом причин. Первая - значительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Судите сами, сегодня государственный пожарный надзор обслуживает более 3 миллионов (!) различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 200-240 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества проверок и эффективности защиты от пожаров. При этом собственник, как правило, нацелен на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта. Следующая причина - избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Наша задача - снизить эти барьеры и дать бизнесу большую свободу. Еще одна причина необходимости нововведений - предупреждение проявлений коррупции в надзорных органах. Все это требует от нас реорганизации системы надзора и контроля за пожарной безопасностью объектов.

Как показывает мировая практика, во многих экономически развитых странах наряду с государственными структурами, осуществляющими надзор и контроль в том виде, в котором он существует в нашей стране, действует еще ряд механизмов. В частности, независимая оценка рисков или аудит безопасности. Его суть в передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, которые должны проверять пожарную безопасность на предприятиях и оказывать услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы их пожарной безопасности. Независимую оценку рисков должны осуществлять аудиторские компании, которым надлежит оценивать степень пожарной безопасности объектов и давать рекомендации по ее повышению.

Аудит безопасности нацелен на то, чтобы задействовать, прежде всего, экономические рычаги регулирования вопросов пожарной безопасности. Давно назрела необходимость в появлении системы, при которой собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта, и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. Для того чтобы эта система эффективно заработала, необходимо подключить механизмы страхования.

Создаваемая нами система предполагает создание условий, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия и его работников, сам будет заинтересован в страховании возможных рисков. Масштабы этих рисков будут определять независимые аудиторские компании. И от этого будут зависеть страховые взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. Если говорить проще, сумма страхового взноса будет дифференцирована в зависимости от уровня защищенности объекта. Высокая степень защищенности объекта - сумма страхового взноса для собственника будет минимальной, низкая - возрастет.

Такими экономическими рычагами мы хотим побудить собственника вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности своего объекта. На сегодняшний день МЧС России уже заключило соглашение с «Союзом страховщиков ответственности» о дифференциации страховых тарифов в зависимости от степени защищенности объектов.

Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков должно стать предоставление им органами власти различных льгот при положительном заключении по результатам экспертной оценки. Например, особое льготное налогообложение, льготы при заключении договоров на аренду помещений или упрощение процедуры включения в реестр малого предпринимательства.

Аудит пожарной безопасности будет осуществляется исключительно в добровольном порядке, и собственник сам сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государства - инспектора пожарного надзора или пригласит аудиторскую компанию. Таким образом, предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

- В чем Вы видите преимущества новой системы?

- Введение системы аудита пожарной безопасности позволит более рационально и эффективно построить систему надзора за объектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей. В основном это будет касаться объектов малого и среднего бизнеса. В свою очередь, это позволит усилить внимание государства к объектам, особо важным для национальной безопасности, социально значимым объектам и объектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры - все это останется под пристальным вниманием инспекторов Госпожнадзора.

Вместе с тем механизм независимой оценки рисков позволит исключить непосредственное участие Госпожнадзора в проверках значительного количества предприятий и организаций, а также лишит его влияния на принятие решений о прекращении или разрешении их деятельности.

- Что еще предстоит сделать, в том числе на законодательном уровне, чтобы система независимой оценки рисков эффективно заработала?

- Для реализации намеченной программы необходимо внести изменения в ряд федеральных законов, регулирующих как сферу пожарной безопасности, так и систему страхования. В настоящее время Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработанный по инициативе Ростехнадзора и страхового сообщества при активном участии МЧС России. Этот закон - мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механизма, позволяющего возмещение ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит. Пока же существует практически один способ компенсации такого ущерба - это государственная помощь из резервного фонда Правительства РФ или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. Мы же хотим добиться того, чтобы ответственность была возложена именно на предприятие, причинившее ущерб.

Согласно законопроекту, без аудита безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, предприятие может быть закрыто по решению суда.

Важным шагом на пути внедрения системы аудита безопасности стало принятие федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Этот документ, в том числе, призван решить вопросы по организации системы независимой оценки рисков. Он также предусматривает требования по обязательному декларированию безопасности производственных и других объектов, что является одним из элементов независимой оценки рисков.

- Что же, в конечном итоге, будет представлять собой механизм аудита пожарной безопасности в условиях реального рынка?

- Система независимой оценки рисков в действии весьма эффективна: каждый из участников процесса заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований. Вырисовывается следующая схема. С одной стороны, страховая компания заинтересована в клиенте. С другой стороны, сам клиент (производитель или пользователь) заинтересован застраховать свою ответственность, чтобы в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие гарантировано получили компенсации. С третьей стороны, независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции на этом рынке будет заинтересована в проведении качественного аудита. Четвертый участник схемы - это МЧС России. Независимые аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС России, которые также будут осуществлять контроль качества аудиторских проверок.

Еще один важный момент. Профессиональная деятельность аудитора также будет застрахована. Мы понимаем, что как бы хорошо эксперт ни был подготовлен, все равно он не гарантирован от ошибок. Поэтому никто не сможет работать на этом рынке, не оформив страховку. В случае если аудиторской организацией совершена ошибка, ущерб будет возмещать страховая компания.

Таким образом, внедряемый нами механизм позволит защитить всех участников рынка. Уверен, аудит безопасности со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как, например, механизмы лицензирования и сертификации продукции.

- В какой стадии сегодня находится работа по внедрению пожарного аудита?

- Работу по внедрению системы независимой оценки рисков, осуществляемой в добровольном порядке, можно считать практически завершенной. В МЧС России готовятся последние приказы, которые определяют составы и полномочия комиссий (как федеральной, так и территориальных) по проведению аккредитаций организаций на право осуществления независимой оценки рисков.

В настоящее время заканчивается формирование необходимой нормативно-правовой базы. МЧС разработало также концепцию и положение о системе аудита безопасности, критерии отнесения объектов к категории, подлежащей независимой оценке, методики оценки угроз и определения количества пострадавших в чрезвычайных ситуациях, рекомендации по оценке готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, уже определены нормативы допустимого риска.

С апреля 2008 г. начат прием заявлений от организаций, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью. Сегодня к нам поступило уже порядка 100 заявок.

- А откуда возьмется нужное количество независимых экспертов, если сегодня такой дефицит пожарных инспекторов?

- Сегодня в России консультационные услуги в сфере пожарной безопасности оказывают примерно 5000 организаций. Многие из них разрабатывают проектные решения, устанавливают системы автоматического пожаротушения и сигнализации. После получения соответствующей аккредитации они смогут успешно заниматься пожарным аудитом.

В странах, где системы аудита безопасности работают уже давно, этим занимаются люди со специальным образованием в области пожарной безопасности.

Вместе с тем внедрение системы пожарного аудита не предполагает открытия каких-то специальных учебных заведений. Специалистов смогут готовить как высшие учебные заведения МЧС, так и гражданские заведения. Во многих вузах есть кафедры пожарной безопасности. Кроме того, подготовка профильных специалистов уже начата в ряде строительных вузов страны.

Интервью директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю.И. Дешевых журналу "Право и безопасность"

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100   

Аудит безопасности или независимая система оценки рисков | http://www.dpr.ru написать письмо первая страница первая страница switch to english

Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Аудит безопасности или независимая система оценки рисков

Дешевых Ю.И., директор Департамента надзорной деятельности МЧС России

- Юрий Иванович, аудит пожарной безопасности - совершенно новая система для России. В чем она заключается и чем обусловлено нововведение?

- Аудит безопасности - более широкое понятие, охватывающее все сферы компетенции МЧС России, а не только пожарную. Пожарный аудит - лишь «первая ласточка» в построении общей системы механизма независимой оценки рисков.

Внедрение пожарного аудита обусловлено рядом причин. Первая - значительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Судите сами, сегодня государственный пожарный надзор обслуживает более 3 миллионов (!) различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 200-240 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества проверок и эффективности защиты от пожаров. При этом собственник, как правило, нацелен на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта. Следующая причина - избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Наша задача - снизить эти барьеры и дать бизнесу большую свободу. Еще одна причина необходимости нововведений - предупреждение проявлений коррупции в надзорных органах. Все это требует от нас реорганизации системы надзора и контроля за пожарной безопасностью объектов.

Как показывает мировая практика, во многих экономически развитых странах наряду с государственными структурами, осуществляющими надзор и контроль в том виде, в котором он существует в нашей стране, действует еще ряд механизмов. В частности, независимая оценка рисков или аудит безопасности. Его суть в передаче части надзорных полномочий от государства независимым экспертам-аудиторам, которые должны проверять пожарную безопасность на предприятиях и оказывать услуги по анализу качества, надежности и эффективности системы их пожарной безопасности. Независимую оценку рисков должны осуществлять аудиторские компании, которым надлежит оценивать степень пожарной безопасности объектов и давать рекомендации по ее повышению.

Аудит безопасности нацелен на то, чтобы задействовать, прежде всего, экономические рычаги регулирования вопросов пожарной безопасности. Давно назрела необходимость в появлении системы, при которой собственник сам будет заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта, и будет нести ответственность за ее соблюдение перед государством и третьими лицами. Для того чтобы эта система эффективно заработала, необходимо подключить механизмы страхования.

Создаваемая нами система предполагает создание условий, при которых владелец, понимая ответственность за безопасность своего предприятия и его работников, сам будет заинтересован в страховании возможных рисков. Масштабы этих рисков будут определять независимые аудиторские компании. И от этого будут зависеть страховые взносы, устанавливаемые страховыми компаниями. Если говорить проще, сумма страхового взноса будет дифференцирована в зависимости от уровня защищенности объекта. Высокая степень защищенности объекта - сумма страхового взноса для собственника будет минимальной, низкая - возрастет.

Такими экономическими рычагами мы хотим побудить собственника вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности своего объекта. На сегодняшний день МЧС России уже заключило соглашение с «Союзом страховщиков ответственности» о дифференциации страховых тарифов в зависимости от степени защищенности объектов.

Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков должно стать предоставление им органами власти различных льгот при положительном заключении по результатам экспертной оценки. Например, особое льготное налогообложение, льготы при заключении договоров на аренду помещений или упрощение процедуры включения в реестр малого предпринимательства.

Аудит пожарной безопасности будет осуществляется исключительно в добровольном порядке, и собственник сам сможет выбрать, воспользуется ли он услугами государства - инспектора пожарного надзора или пригласит аудиторскую компанию. Таким образом, предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

- В чем Вы видите преимущества новой системы?

- Введение системы аудита пожарной безопасности позволит более рационально и эффективно построить систему надзора за объектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей. В основном это будет касаться объектов малого и среднего бизнеса. В свою очередь, это позволит усилить внимание государства к объектам, особо важным для национальной безопасности, социально значимым объектам и объектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры - все это останется под пристальным вниманием инспекторов Госпожнадзора.

Вместе с тем механизм независимой оценки рисков позволит исключить непосредственное участие Госпожнадзора в проверках значительного количества предприятий и организаций, а также лишит его влияния на принятие решений о прекращении или разрешении их деятельности.

- Что еще предстоит сделать, в том числе на законодательном уровне, чтобы система независимой оценки рисков эффективно заработала?

- Для реализации намеченной программы необходимо внести изменения в ряд федеральных законов, регулирующих как сферу пожарной безопасности, так и систему страхования. В настоящее время Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработанный по инициативе Ростехнадзора и страхового сообщества при активном участии МЧС России. Этот закон - мощный стимул в развитии системы независимой оценки рисков. Он предусматривает создание гарантированного механизма, позволяющего возмещение ущерба гражданину со стороны той организации, которая его наносит. Пока же существует практически один способ компенсации такого ущерба - это государственная помощь из резервного фонда Правительства РФ или из других источников. Когда что-то происходит, пострадавшие, если, конечно, они сами не застраховали свои жизни, здоровье и имущество, могут рассчитывать лишь на поддержку государства. Мы же хотим добиться того, чтобы ответственность была возложена именно на предприятие, причинившее ущерб.

Согласно законопроекту, без аудита безопасности объекта невозможно будет получить полис обязательного страхования имущества. А без страхового полиса деятельность предприятия станет незаконной. Его работа будет приостановлена до устранения нарушений закона, а если нарушения не будут устранены, предприятие может быть закрыто по решению суда.

Важным шагом на пути внедрения системы аудита безопасности стало принятие федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Этот документ, в том числе, призван решить вопросы по организации системы независимой оценки рисков. Он также предусматривает требования по обязательному декларированию безопасности производственных и других объектов, что является одним из элементов независимой оценки рисков.

- Что же, в конечном итоге, будет представлять собой механизм аудита пожарной безопасности в условиях реального рынка?

- Система независимой оценки рисков в действии весьма эффективна: каждый из участников процесса заинтересован в четком соблюдении другими сторонами всех установленных требований. Вырисовывается следующая схема. С одной стороны, страховая компания заинтересована в клиенте. С другой стороны, сам клиент (производитель или пользователь) заинтересован застраховать свою ответственность, чтобы в случае чрезвычайной ситуации пострадавшие гарантировано получили компенсации. С третьей стороны, независимая аудиторская компания в условиях неминуемой конкуренции на этом рынке будет заинтересована в проведении качественного аудита. Четвертый участник схемы - это МЧС России. Независимые аудиторские компании и их эксперты будут получать аккредитацию на право осуществления независимой оценки рисков в специальных комиссиях МЧС России, которые также будут осуществлять контроль качества аудиторских проверок.

Еще один важный момент. Профессиональная деятельность аудитора также будет застрахована. Мы понимаем, что как бы хорошо эксперт ни был подготовлен, все равно он не гарантирован от ошибок. Поэтому никто не сможет работать на этом рынке, не оформив страховку. В случае если аудиторской организацией совершена ошибка, ущерб будет возмещать страховая компания.

Таким образом, внедряемый нами механизм позволит защитить всех участников рынка. Уверен, аудит безопасности со временем станет столь же привычной формой организации общей безопасности, как, например, механизмы лицензирования и сертификации продукции.

- В какой стадии сегодня находится работа по внедрению пожарного аудита?

- Работу по внедрению системы независимой оценки рисков, осуществляемой в добровольном порядке, можно считать практически завершенной. В МЧС России готовятся последние приказы, которые определяют составы и полномочия комиссий (как федеральной, так и территориальных) по проведению аккредитаций организаций на право осуществления независимой оценки рисков.

В настоящее время заканчивается формирование необходимой нормативно-правовой базы. МЧС разработало также концепцию и положение о системе аудита безопасности, критерии отнесения объектов к категории, подлежащей независимой оценке, методики оценки угроз и определения количества пострадавших в чрезвычайных ситуациях, рекомендации по оценке готовности объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, уже определены нормативы допустимого риска.

С апреля 2008 г. начат прием заявлений от организаций, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью. Сегодня к нам поступило уже порядка 100 заявок.

- А откуда возьмется нужное количество независимых экспертов, если сегодня такой дефицит пожарных инспекторов?

- Сегодня в России консультационные услуги в сфере пожарной безопасности оказывают примерно 5000 организаций. Многие из них разрабатывают проектные решения, устанавливают системы автоматического пожаротушения и сигнализации. После получения соответствующей аккредитации они смогут успешно заниматься пожарным аудитом.

В странах, где системы аудита безопасности работают уже давно, этим занимаются люди со специальным образованием в области пожарной безопасности.

Вместе с тем внедрение системы пожарного аудита не предполагает открытия каких-то специальных учебных заведений. Специалистов смогут готовить как высшие учебные заведения МЧС, так и гражданские заведения. Во многих вузах есть кафедры пожарной безопасности. Кроме того, подготовка профильных специалистов уже начата в ряде строительных вузов страны.

Интервью директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю.И. Дешевых журналу "Право и безопасность"

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100