написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Право и инвестиции"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Антикоррупционные программы. Борьба с ветряными мельницами?

Слюняев И.Н., Губернатор Костромской области

Возможно ли полностью искоренить коррупцию в нашей стране? Необходимо ли жестко ставить вопрос о механизмах ее предотвращения? Либо поддержать теорию, что масштабы коррупции преувеличены. Куда углубиться? В борьбу уже сейчас или в профилактику на будущее?

Борьба с коррупцией объявлена национальным приоритетом. Однако федеральный закон, определяющий коррупцию как явление и позволяющий осуществлять деятельность по борьбе с правонарушениями корыстного характера как с проявлениями коррупции, отсутствует. Это серьезная проблема. Нет закона, как следствие, нет внятного определения понятия «коррупция». Бороться с явлением, которого, де-юре нет, весьма проблематично.

С другой стороны, 28.03.2006 Российская Федерация ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с преступностью, в которой формулируется, что «коррупция как явление в современном обществе представляет собой правонарушения, совершаемые различными категориями служащих по корыстным мотивам. Подобные действия лиц, наделенных большими полномочиями, наносят серьезный ущерб не только авторитету всех ветвей власти, но и правам и свободам человека и гражданина». Приведенную выше трактовку пока принято считать наиболее емкой и определяющей.

Вообще, над антикоррупционными идеями в последнее десятилетие работают многие ведомства. В Государственной Думе ФС РФ на рассмотрении находятся несколько проектов законодательного обеспечения противодействия коррупции. Президентом РФ Д.А.Медведевым поставлена задача разработать до 01.10.2008 проект федерального закона «О коррупции». На региональном уровне делаются шаги по созданию антикоррупционных законов и программ.

Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в Костромской области является основным элементом реализации административной реформы на региональном уровне. Антикоррупционная политика, важной составной частью которой является «Антикоррупционная Программа Костромской области на 2008-2010 годы» - целенаправленная деятельность исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления по устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

Данной Программой предусмотрено, что оценка уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мероприятий осуществляется по следующим направлениям:

  • закупки для государственных и муниципальных нужд;
  • предоставление государственных и муниципальных услуг;
  • здравоохранение;
  • образование;
  • социальная помощь и социальное обслуживание;
  • земельные и имущественные отношения;
  • жилищные отношения;
  • жилищное строительство;
  • дорожное строительство и содержание дорог;
  • транспортное обслуживание населения.

Основанием выделения направлений послужили сведения, полученные в ходе глубинных интервью с представителями бизнес-структур, а также социологических исследований, проведенных ГУ - ВШЭ (Высшая школа экономики) в апреле-мае 2008 г. на территории г. Костромы.

Данные глубинных интервью подтвердили наличие проблем. Самые типичные:

  • коррупциогенность органов власти и правоохранительных органов;
  • противоречивость законодательства;
  • закрытость органов власти, особенно в принятии решений;
  • низкая эффективность государственного управления и менеджмента;
  • отсутствие открытых диалогов власти, бизнеса и общества;
  • незаконная конкуренция и лоббирование интересов компаний родственников.

Предпринимателям приходится сталкиваться с различными затруднениями при решении вопросов отвода земли, выдачи разрешения на строительство; наиболее часто проблемы возникают с налоговыми службами, управлением государственной противопожарной службы, миграционной службой. Во многом причины этого - недостаточная межведомственная координация и открытость органов власти. Выход из ситуации - пересмотр условий взаимодействия бизнеса с органами власти, прежде всего, путем расширения практики открытых диалогов между властью и бизнесом по поводу принятия решений. В качестве примера: в конце декабря 2007 г. в области начал работать Совет по инвестициям при губернаторе Костромской области. Это открытая площадка для обсуждения новых проектов и переговоров с инвесторами.

По данным социологического исследования, высокий уровень коррупции в регионе наблюдается при прохождении следующих административных процедур:

  • поступление гражданина в высшее образовательное учреждение;
  • взаимоотношения с автоинспекцией: выписка штрафов, получение водительских прав, техосмотр и др.;
  • уклонение от призыва на военную службу - отношения с военными комиссариатами;
  • административные процедуры в жилищной сфере и др.

На рис. 1 представлены наиболее распространенные сферы одной из основных составляющих коррупции - взяточничества.

Рис. 1. При решении какой проблемы, в какой ситуации произошел случай, когда Вы поняли, что без взятки, подарка Вам свою проблему не решить?

Коррупция - явление стабильное в том смысле, что оно есть везде и будет всегда. Исключить коррупцию на все 100% невозможно, как невозможно вообще исключить преступность в обществе. Это связано с объективными обстоятельствами, происходящими из природы человеческих отношений. А потому и борьба с коррупцией может привести не к искоренению ее, а лишь к ограничению и удержанию в социально приемлемых пределах. Необходимо сократить процент коррупции до такого уровня, который бы не тормозил развитие бизнеса и экономики Костромской области в целом.

И здесь целесообразно говорить о том, как отстраивать систему для того, чтобы возможные механизмы переключения ресурса, на котором сидит чиновник, максимально отсечь, максимально не дать ему использовать это ресурс.

В Костромской области разработана система мероприятий, позволяющая, на наш взгляд, не только снизить уровень коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг исполнительными органами государственной власти,повысить качество и доступность государственных услуг, снизить издержкиграждан и организаций на преодоление административных барьеров, но и способствующая укреплению доверия граждан к деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области:

1. Совершенствование организации деятельности в Костромской области по размещению государственных и муниципальных заказов.

В целях реализации данного направления осуществляется работа по оптимизации процедур закупок для государственных и муниципальных нужд. В частности, до конца 2008 г. будет разработана и утверждена методика оценки эффективности государственных и муниципальных закупок.

2. Организация проведения экспертизы нормативных правовых актов Костромской области и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции.

Антикоррупционная экспертиза включает в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов норм, способствующих проявлению коррупции, повышающих вероятность совершения коррупционных действий.

Наиболее актуальной представляется нам антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных и муниципальных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.

3. Формирование перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции (коррупциогенных должностей).

Перечень коррупциогенных должностей позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции в отношении должностных лиц, замещающих коррупциогенные должности, в соответствии с механизмом внутреннего контроля и технических средств контроля.

4. Установление системы обратной связи с получателями государственных услуг.

Для эффективного обеспечения процедуры экспертизы жалоб и обращений граждан разработан административный регламент отдела по работе с обращениями граждан администрации Костромской области, создается интерактивный канал взаимодействия с заявителями (интернет, электронная почта), организуется «телефон доверия», определяется порядок обработки поступающих сообщений о коррупционных инцидентах в подразделениях администрации Костромской области, исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления Костромской области и их подведомственных организациях.

5. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных и муниципальных служащих, граждан и организаций.

Создается программа этического образования государственных гражданских и муниципальных служащих Костромской области в форме семинаров и тренингов.

Ее основная задача - формирование у государственных и муниципальных служащих осознания важности и ответственности государственной и муниципальной службы как формы служения обществу и государству, разъяснение государственным и муниципальным служащим вопросов административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, основных положений международного, федерального и регионального законодательства по противодействию коррупции, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления, формирование ясного представления о действиях и проявлениях в деятельности государственных и муниципальных служащих, рассматриваемых как коррупционные.

6. Обеспечение доступа граждан и организаций к информации исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Костромской области.

Для обеспечения информационной открытости и контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг и исполнением государственных функций администрация Костромской области в качестве необходимого элемента своего официального интернет-сайта создает раздел, посвященный предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций исполнительных органов государственной власти Костромской области, связанных с непосредственным взаимодействием с гражданами и организациями.

Кроме того, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти Костромской области на официальном интернет-сайте обеспечивает автоматическое раскрытие информации о деятельности исполнительного органа государственной власти Костромской области, в том числе о готовящихся проектах нормативных правовых актов с целью их публичного обсуждения и получения максимального количества замечаний и рекомендаций по данным проектам.

Для меня вопрос предупреждения коррупционных правонарушений заключается еще и в том, как минимизировать уровень коррупции.Речь идет о минимизации не только количественного явления - с точки зрения того, какое число количество людей дает и берет взятки, а о минимизации его последствий. Социальную опасность представляют не только прямые действия взяткополучателя и взяткодателя. Не менее опасно формирование всеобщей убежденности в том, что «без взятки ничего не делается».

82% жителей города Костромы в ходе социологического исследования в апреле-мае 2008 г. заявили, что ради решения проблемы своей семьи готовы дать взятку, т.е. пока граждане не способны отказываться от взяток, считая их преступным деянием (рис. 2).

Рис. 2. Чтобы решить проблему, пошли бы Вы (член Вашей семьи) на то, чтобы дать взятку (подношение, услугу и т.п.)?

Способы борьбы с коррупцией - это, прежде всего, устранение причин.Воздействуя на причины, мы тем самым уменьшаем как вероятность, так и размеры коррупционных действий.

Если и говорить о причинах, целесообразно выделить две: объективную и субъективную.Объективная, и об этом мы говорили выше - это наличие монопольных ресурсов и отсутствие выхода к этим ресурсам.

Субъективная причина - люди в России рассматривают власть как орган, который, в основном, выступает в роли «нахлебника».

Сегодня есть смысл на региональном уровне, на уровне местного самоуправления вести специальную работу по разъяснению - информировать:

  • о существовании правил (о законе);
  • о том, как именно они работают;
  • о результатах их применения.

Такие меры могут снять значительную долю слухов для людей, которые заявляют, что коррупция существует только потому, что не знают этих правил.

Результативность этой работы заключается в воздействии на массовое сознание, с точки зрения того, чтобы люди поверили, что можно решать вопросы без взяток, если установить четкие правила игры, а не ужесточить меры наказания. Каким образом это сделать?

1. Нужны правила решения любых вопросов, которые решаются властью. Должны существовать сами правила: есть функции, есть полномочия, должна быть процедура их отправления. Если этого нет, Вы не можете предъявить претензий к человеку, который не выполняет эти функции.

2. Правило должно быть известно всем - как человеку, который отправляет эти функции или исполняет полномочия, так и тем, относительно кого он это делает, т.е. и населению, и чиновникам.

3. Данные правила должны быть открыты к совершенствованию.

И последнее.Самый сложный момент - должна быть система, контролирующая выполнение правил. У меня нет иллюзий, что они будут соблюдаться на основании того, что у человека сильны человеческие чувства.Если мы изначально исходим из принципа, что у чиновника рано или поздно может появиться соблазн получить мзду за принятие «нужного» решения, то, следовательно, должно быть неотвратимым наказание. Контроль должен быть реализован на уровне, когда человек в том числе боится. Страх нарушить закон должен быть органично присущ чиновнику и регионального, и местного уровней. Страх нарушить правила должен быть и у любого человека, который обращается в органы власти для решения какого-либо вопроса. Вот это и есть неотвратимость.

В заключение хотелось бы отметить, что проблемыкоррупции нельзя сводить только к криминальнойклассификации применения. Это очень широкое социальное явление, опасное, которое включает в себя и лоббирование, и кумовство, и землячество, и другие формы.Поэтому, рассматривая способы профилактики, а в первую очередь, на этом надо акцентировать внимание, исходить надо из того, что это сложное явление, и меры надо вырабатывать и организационные, и экономические, и социальные:

  • принятие антикоррупционного законодательства и целевых программ;
  • регламентация деятельности государственных и муниципальных служащих;
  • устранение противоречий в законодательстве;
  • повышение уровня знаний о коррупции среди чиновников, бизнесменов и граждан.

СЛЮНЯЕВ Игорь Николаевич. Кандидат юридических наук. В 1996-2000 гг. - советник Управления делами, начальник Управления финансово-кредитных отношений, заместитель Министра РФ по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ, начальник Управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы России, заместитель генерального директора Российского дорожного агентства. В 2000-2003 гг. - заместитель министра транспорта РФ, первый заместитель министра транспорта РФ - руководитель государственной службы дорожного хозяйства, член Комиссии Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса. В 2006 г. - представитель от исполнительного органа государственной власти Алтайского края в Совете Федерации ФС РФ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, член Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, член Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. С 2007 г. - губернатор Костромской области.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100